Всеобщее среднее образование в СССР

Всеобщее среднее образование в СССР

40

Содержание курсовой работы:

«Всеобщее среднее образование в СССР»

1. Вступление …………………………………………………………. 2-4

2. Законодательство о развитии советской школы на пути ко всеобщему среднему образованию……………………………………………………….. 4-23

3. Законодательство о всеобщее среднем образовании в СССР….. 24-36

4. Заключение………………………………………………………… 36

5. Литература………………………………………………………… 37

6. Нормативно - правовые акты…………………………………… 37-40

1. Вступление

Актуальность темы данной работы определяется целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, вступлением ведущих мировых держав в стадию перехода к информационному обществу, в котором впервые в истории человечества знания и образование востребованы как важнейший элемент развития и прогресса.

Во-вторых, необходимостью обстоятельного анализа как советского, так и современного исторического опыта разработки и осуществления государственной политики в области образования для выяснения реальной роли государства, его структур и институтов в деле поддержки образовательных учреждений.

В-третьих. Хорошо известно, что реформирование общества невозможно без развития и совершенствования структуры и содержания образования, приближения целей и задач обучения и воспитания к потребностям общества и государства.

В-четвертых, череда реформ в сфере образования, идущих в СССР (России) на протяжении почти сорока лет до сего дня не получала оценки современных специалистов-историков (что будет заметно по использованной литературе, которая приходится в основной на 1950-1980 гг.). Без промежуточного подведения итогов невозможна постановка новых задач в этой важнейшей сфере человеческой деятельности, каким и является образование.

Цель работы рассмотрение законодательства о всеобщем среднем образовании и его переход к общему среднему, исторических предпосылок и особенностей разработки и осуществления советской государственной политики в сфере образования в 30-80-е гг. при переходе ко всеобщему среднему образованию.

XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза в директивах по пятому пятилетнему плану раз-вития СССР предложил провести в области дальнейшего развития школьного дела два важнейших мероприятия:

всеобщее среднее десятилетнее образование и политехническое обучение Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 4..

Съезд партии предлагал завершить к концу пятилет-ки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах и подго-товить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях.

Таким образом, к 1960 г. в Советском Союзе всему молодому поколению была обеспечена возможность получить среднее образование.

Советская власть, декла-рируя введение всеобщего обучения, гарантировала его осуществление путем организации ряда мероприятий, да-ющих детям и подросткам действительную возможность получить соответствующее образование.

Всеобщее обучение обеспечивается обязательностью обучения, наличием сети школ и школьного помещения, находящегося в недалеком расстоянии от места житель-ства учащегося, а при отдаленном расстоянии -- наличием интерната, в котором мог бы жить ученик; хорошо подго-товленными для занятий с детьми учителями; возможно-стью приобретения учащимися учебников и письменных принадлежностей; необходимой бесплатной помощью (обувь, одежда) временно впавшим в нужду учащимся. Всеобщее обучение предполагает тщательный учет всех детей, подлежащих обучению, организацию контроля над посещением школы всеми детьми школьного возраста Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 7.. В защиту права детей на образование приходятся законы Советского Союза, обязывающие родителей или лиц, их заменяющих, обучать своих детей в школе. При всеобщем обучении в школах обеспечивается преподавание пред-метов на родном для детей языке.

Одновременно с введением всеобщего десятилетнего обучения существенно меняется содержание среднего об-разования. XIX съезд КПСС предложил: в целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю шко-лу, условий для свободного выбора профессий--присту-пить к осуществлению и проведению мероприятий, необ-ходимых для перехода к всеобщему политехническому обучению в средней школе См. материалы XIX съезда КПСС..

2. Законодательство о развитии советской школы на пути ко всеобщему среднему образованию

Требование о введении в стране всеобщего обязатель-ного обучения выдвигалось еще задолго до Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1903 г. В. И. Ленин в брошюре «К деревенской бед-ноте» указывал на крайнюю необходимость введения в России всеобщего обучения.

«Только даровое и обязательное обучение всех детей,--писал он,--может избавить народ хотя бы отча-сти от теперешней темноты» В.И. Ленин. Соч., изд. 4. т.6, стр. 365.. В программу РСДРП, при-нятую на II съезде в 1903 г., вошло требование о даровом и обязательном общем и профессиональном образовании для всех детей обоего пола до 16 лет, снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет го-сударства.

Огромный вклад в развитие системы просвещения на данном этапе внес лично В. И. Ленин, под руководством которого разработаны все основополагающие директивы партии и правительства по народному образованию. По инициативе В. И. Ленина актуальные проблемы просвеще-ния регулярно рассматривались на съездах партии и съездах Советов, Пленумах ЦК РКП (б) и сессиях ВЦИК, в Политбюро Центрального Комитета и Совете Народных Комиссаров. По вопросам просвещения В. И. Ленин подписал десятки постановлений Советского правитель-ства. Он участвовал и выступал с речами на съездах учителей, политпросветработников и организаторов народ-ного просвещения. До последних дней своей жизни В. И. Ленин проявлял самый пристальный интерес к прак-тической жизни и работе органов народного образования, особенно Наркомпроса, его организационно-педагогиче-ской и методической деятельности, советовал привлекать к работе в школах и научных учреждениях старых специа-листов. Он лично руководил перестройкой аппарата Нар-компроса, совершенствованием его структуры, разработ-кой Положения об этом органе управления.

Советская школа на пути своего развития ко всеобщему среднему образованию прошла ряд этапов. На первом этапе -- в 20-е -- начале 30-х гг. шел процесс станов-ления и упрочения общеобразовательной школы, которая в основном решала задачи осуществления всеобщего начального образования детей и молодежи, ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967. Стр. 54..

На первом этапе развития советской школы шла боль-шая работа по определению ее структуры и содержания общего образования, по разработке учебных планов, программ и учебных пособий, поиск более совершенных методов обучения и воспитания. Отсутствие необходимого опыта, слабость педагогической науки, которая сама пере-живала стадию становления, влияние различных буржуаз-ных теорий, в том числе «свободного воспитания» и отми-рания школы, осложняли эту работу. Немалый вред школе нанесли педологические теории.

В июне 1918 г. было разработано Положение СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике», подписанное В. И. Лениным.

Состояние народного образования в дореволюционной России было кратко, но исчерпывающе охарактеризовано в постановлении Центрального Исполнительного Коми-тета Союза ССР от 20 октября 1927 г., посвященном итогам культурного строительства СССР за десять лет. В наследство нашей стране от царя, помещиков и буржуазии, сказано в этом постановлении, осталась поч-ти поголовная неграмотность населения, особенно в де-ревне. Дело народного просвещения сверху донизу было монополией имущих классов. Царская империя представ-ляла собой огромную тюрьму народов. Беспощадная русификация считалась одним из основных методов цар-ского управления. Порабощенные великодержавным гне-том народы этой империи лишены были какой бы то ни было возможности культурного развития. Национально-стям воспрещалось развитие даже начальной школы на их родном языке. В особенно тяжелом положении нахо-дились культурно отсталые национальности, державшие-ся царизмом в состоянии полнейшей темноты и невеже-ства, что позволяло с исключительной жестокостью эксплуатировать и порабощать их Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 67..

В первые же годы революционного строительства Советское правительство поставили одной из первоочередных задач введение в стране всеобщего обя-зательного обучения.

В программе ВКП (б), принятой на VIII съезде пар-тии 18--23 марта 1919 г., была поставлена задача прове-дения в стране бесплатного и обязательного общего образова-ния для всех детей обоего пола до 17 лет. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», утвержденное ВЦИК 16 октября 1918 г., предусматривало введение обязатель-ного и бесплатного обучения для всех детей школьного возраста в школах 1-й и 2-й ступени, проведение учета детей школьного возраста от 6 до 17 лет, организацию питания для учащихся, снабжение их обувью, одеждой и учебными пособиями. Для переростков намечалась орга-низация особых занятий при школах.

В первые годы советской власти, несмотря на не-обычайно тяжелое положение страны, созданное войной и интервенцией, энтузиазм населения, преодо-левая все препятствия, способствовал развитию культур-ного строительства и в первую очередь всеобщего обуче-ния детей. Стремительно развертывалась школьная сеть, особенно в сельской местности, увеличивались контин-гента учащихся. Если в 1914/15 учебном году на терри-тории царской России было 105524 начальных, неполных средних и средних школ с 7 896 тыс. учащихся, то в 1920/21 учебном году в Советской России школ было уже 118398, с 9781 тыс. учащихся в них Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 11..

Переход к новой экономической политике и связанный с этим пересмотр принципов финансирования просвети-тельных учреждений, передача школ на местный, еще слабый бюджет, вызвали сокращение сети школ и контингентов учащихся. Но уже в 1922 г., в условиях новой экономической политики, начался медленный, но верный хозяйственный подъем страны. Быстро восстанавлива-лось крестьянское хозяйство. Увеличилось количество работавших фабрик и заводов. Успешно были ликвиди-рованы последствия постигшего голода Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр. 13..

Это дало возможность Х съезду Советов, состоявше-муся 27 декабря 1922 г., обязать как центральные, так и местные органы советской власти принять все меры к тому, чтобы дальнейшее сокращение школьной сети и детских учреждений было решительно приостановлено.

Почти одновременно с решением Х съезда Советов, 2 января 1923 г., В. И. Ленин пишет свои исторические «Странички из дневника». Он предлагл передвинуть весь государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую очередь потребностей первона-чального народного образования В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 33, стр. 423--424..

В РСФСР в 20-е -- начале 30-х гг. наряду с четырех-летней начальной, семилетней и девятилетней школами работали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), где учащиеся получали общеобразовательные знания примерно в объеме семилетки. С 1923 г. в сельской местности на базе начальной школы стали создаваться трехлетние школы крестьянской молодежи (ШКМ), а в 1925 г. возникли фабрично-заводские семилетки (ФЗС). Роль средних учебных заведений выполняли также рабо-чие факультативы (рабфаки) и техникумы.

Большой вклад в развитие школы, в повышение уровня учебно-воспитательного процесса вносили Ленинский ком-сомол, его школьные ячейки, пионерские организации и органы ученического самоуправления. Школьные вопросы систематически обсуждались на съездах и конференциях комсомола.

Быстрыми темпами росло образование во всех союзных и автономных республиках, чему способствовало создание алфавитов на базе русского языка для ряда малых наро-дов, введение обучения на родном языке, развитие сети национальных школ и педагогических учебных заведений Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 59.. В первой и второй Программах КПСС, в «Декларации прав народов России», в ряде других законодательных актов Советского государства обращалось особое внима-ние на обеспечение прав всех народов на их культурное развитие. На подъем народного образования в союзных и автономных республиках оказало сильное воздействие создание в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик.

Подготовка и переподготовка педагогических кадров, повышение их политической и научной, психолого-педаго-гической и методической квалификации осуществлялись в педагогических учебных заведениях -- техникумах (учи-лищах), институтах, педагогических факультетах универ-ситетов, педагогических станциях, школах передового опыта и других учреждениях.

Однако в 20-е гг. единая система народного образо-вания еще не сложилась. Имела место многотипность школ, что обусловливалось историческим прошлым, эко-номическими и культурными особенностями союзных и автономных республик. В стране отсутствовали единые типы школ, единые учебные планы и программы, не было единства в планировании и организации учебных заня-тий. Даже продолжительность учебного года была раз-личной: на Украине она некоторое время составляла 181 день, в Белоруссии -- 158, а в Киргизии -- лишь 143 дня Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967. Стр. 18.. Только в 1930 г. второе Всесоюзное партийное совещание по народному образованию высказалось за создание еди-ной системы народного образования. Рекомендации этого совещания были реализованы в постановлениях партии и правительства о школе, принятых в последующие годы.

Главным научно-исследовательским центром советской педагогики и школы являлся НИИ методов школьной работы Наркомпроса РСФСР, а научно-педагогической, учебной и курсовой базой -- Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. Важную роль играли и Высшие педагогические курсы при 2-м Московском госу-дарственном университете. В состав научно-методических учреждений Наркомпроса РСФСР входили первая опыт-ная станция по народному образованию в Калужской губернии, вторая (Шатурская) -- в Московской губернии и третья (Гагинская) -- в Рязанской губернии, а также несколько десятков опытно-показательных учебно-вос-питательных учреждений в РСФСР, Украинской, Бело-русской и других республиках.

Фундамент советской педаго-гики и образования закладывали такие деятели государства, как Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, А. С. Бубнов. Важный вклад в педагогико-образовательную науку внесли П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. П. Пинкевич, А. С. Макаренко, А. Г. Калашников, М. М. Пистрак и дру-гие.

С первых лет Советской власти учительство и учащие-ся учебных заведений стали объединяться в свои профес-сиональные союзы, первыми из которых были союз учи-телей-интернационалистов, союз коммунистов-учащихся и союз работников просвещения и социалистической культуры. В речи на первом съезде учителей-интернациона-листов в 1918 г. В. И. Ленин, говоря о стержневых направ-лениях работы учительства, произнес следующие слова, ставшие девизом советских педагогов: «Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учи-тельство должно слиться со всей борющейся массой тру-дящихся. Задача новой педагогики -- связать учитель-скую деятельность с задачей социалистической органи-зации общества» Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 61.. С 1922 по 1934 г. существовал единый профсоюз работников просвещения, который объединял учителей и воспитателей школы, детских садов, детских домов, преподавателей вузов, сотрудников учреждений науки и политпросветработников.

Коммунистическая партия, придавая огромное значе-ние роли учительской интеллигенции в социалистическом строительстве, приняла ряд мер по вовлечению в свои ряды лучшей части педагогических кадров. В 1924 г. вышли постановления ЦК РКП (б) «О работе среди сель-ского учительства» и «О приеме в партию сельских учи-телей». В соответствии с рекомендациями Центрального Комитета партии в январе 1925 г. был проведен первый Всесоюзный съезд учителей. В эти годы многое удалось сделать для повышения авторитета и престижа педагоги-ческой профессии, улучшения материального и культурно-бытового обслуживания учителей. Так, в 1918 г. СНК принял постановления «О прибавках народным учителям» и «О нормах оплаты учительского труда». В 1925 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О пенсионном обеспечении учителей школ I ступени сельских и городских и других работников просвещения в деревне», а в 1929 г.-- постановление «О пенсионном обеспечении ра-ботников просвещения за выслугу лет». Сельские учителя получили ряд льгот и преимуществ.

Органы народного образования и педагогические кол-лективы школ под руководством партийных комитетов и местных Советов, при активном участии профсоюзных, комсомольских и других массовых организаций активно участвовали в общенародном движении за ликвидацию неграмотности взрослого населения. Повсеместно работа-ли пункты ликбеза, кружки, школы и курсы грамоты, проводились культпоходы, недели и месячники по ликви-дации неграмотности, издавались буквари и учебно-на-глядные пособия Денисова М.А. Народное образование в СССР. Стр. 21.. В стране ряд лет функционировали Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности и местные чрезвычайные комиссии, общество «Долой неграмотность», возглавлявшееся М. И. Калини-ным.

К вопросу всеобщего обучения детей привлекалось внимание центральных и местных советских органов. Один за другим выносятся постановления цен-тральных органов республик о подготовке к введению всеобщего обучения, намечаются планы его введения. В 1923 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР признал необходимым приступить к разработке плана введения всеобщего обучения.

В центральных и местных органах народного образо-вания шли подготовительные работы по введению обяза-тельного начального обучения всех детей.

В 1923 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР было вынесено постановление о сети учреждений Наркомпроса РСФСР. Совет Народных Комиссаров предложил организовать при Наркомпросе РСФСР и губернских (областных) отделах народного образования сетевые комиссии по всеобщему обучению из представителей Народного комиссариата просвещения, Народного комис-сариата финансов, Рабоче-крестьянской инспекции и Центрального статистического управления. Постановле-нием были установлены и закреплены сеть и контин-генту просветительных учреждений.

В постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 31 августа 1925 г. даны подробные директивы о сроках введения всеобщего обязательного начального обучения, о сети школ, предельном радиусе района, обслуживаемого од-ной школой, и др.

Предельным сроком введения всеобщего обязатель-ного обучения на территории РСФСР ВЦИК и СНК уста-новили 1933/34 учебный год.

XV съезд партии в «Директивах по составлению пя-тилетнего плана народного хозяйства» указывал, что пятилетний план в связи с задачами социалистического строительства должен учесть необходимость решительно-го повышения культурного уровня населения города и деревни, развития национальных культур народностей СССР и увязать план культурного строительства с ин-дустриализацией страны, как неотъемлемую часть обще-го плана социалистического строительства СССР. В ос-нову плана культурного строительства съезд предложил положить те задачи народного образования, которые обеспечивают культурный рост широких масс трудящих-ся -- всеобщее обучение, ликвидацию неграмотности, массовое профтехническое образование, а также задачи подготовки квалифицированных специалистов и научных работников Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 17.. В резолюции «О работе в деревне» съезд предложил местным партийным организациям «принять меры по решительному проведению в жизнь всеобщего обязательного первоначального обучения, всемерно под-держивая в этом деле инициативу населения и местных советов».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать