Всеобщее среднее образование в СССР
p align="left">Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в 1943 г. было введено раздельное обучение мальчиков и дево-чек в школах столиц союзных и автономных республик, в краевых, областных и крупных промышленных городах. Введение раздельного обучения было продиктовано необ-ходимостью учесть должным образом физическое разви-тие мальчиков и девочек, подготовки тех и других к тру-ду и практической деятельности и обеспечить требуемую дисциплину учащихся. Народным Комиссариатом просве-щения в связи с этим была разработана подробная инструкция, определяющая ближайшие мероприятия по проведению раздельного обучения в школах Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Ст.38.. В 1943 г. раздельное обучение мальчиков и девочек введено в 77 крупнейших городах, в 1944 г. оно распространено еще на 69 городов.

Исторической датой для народного образования является 8 сентября 1943 г., когда было принято Сове-том Народных Комиссаров Союза ССР постановление «О приеме в школы детей семилетнего возраста». В сен-тябре 1944 г. в школы РСФСР пришли дети двух воз-растов -- семилетки и восьмилетки, всего 1 млн. 728 тыс., в 1945 г.--2 млн. 300 тыс.

Снижение возраста приема детей в школу имело боль-шое положительное значение. Вовлечение в школу семи-леток дало возможность взять их под педагогическое на-блюдение, а это было крайне важно в то время, когда наблюдение за ними родителей, в виду их занятости на работе или по мобилизации, значительно ослабло Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 39..

С 1944/45 учебного года в средних школах стали прово-диться выпускные экзамены на аттестат зрелости, лучшие выпускники награждались серебряными и золотыми меда-лями Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр.32..

В целях дальнейшего развития педагогических наук и подготовки кадров по психологии и педагогике в Моск-ве в 1944 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР.

Переход на всеобщее десятилетнее обучение потребовал пересмотра содержания обучения в школе и измене-ния ее организационной структуры. Существовавший концентрический курс обучения в средней школе не оправдывал себя. Пересмотр программ в целях осуществле-ния политехнического обучения направлялся в сторону усиления практических занятий, работы на школьных учебно-опытных участках, в рабочих комнатах, учебных кабинетах, проведения производственных экскурсий и т. д Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 84..

В 1946г. возникла новая форма общего образования взрослых -- заочная школа. Советское правительство приняло по-становление о льготах и преимуществах для учащихся, обучающихся в школах работающей молодежи.

Частично задачи перехода к всеобщему среднему образованию решались через заочные (вечерние, смешанные) школы.

3. Законодательство о всеобщее среднем образовании в СССР

С 1949 г. в СССР стало осуществляться всеобщее обязательное семилетнее обучение. В 1950/51 учебном году функционировали 202 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучалось почти 35 млн. человек.

Введение всеобщего среднего образования требует разрешения вопроса о радиусе обслуживания школой учащихся старших классов. В 1923 г. при пла-нировании начальных школ был установлен трехкило-метровый радиус обслуживания учащихся этими школа-ми. Как известно, в школу тогда поступали дети восьми-летнего возраста. С 1944 г. в школу принимаются дети 7 лет.

Если всеобщее семилетнее обучение в стране было введено без сравнительно больших затрат на строитель-ство школьных зданий, так как в основном были исполь-зованы помещения начальных школ, укрупнены семилет-ние, средние школы и др., то тогда уже при введении всеобщего среднего образования нельзя было ставить вопрос об уплотнении имеющихся школьных зданий. Потребовалось бы строительство большого количества новых школ Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 41.. Определение рационального типа школьного здания по-могло с большей экономией и своевременно построить новые здания для средних школ.

Министерством просвещения РСФСР сообщаются списки обязательного типового учебного и хозяйственного оборудования для начальных, семилетних и средних школ, здания которых строятся по типовым проектам и вводятся в эксплуатацию с 1952 г. Таким образом, вновь строящиеся школьные здания могут быть приняты в экс-плуатацию только при условии их полного учебного и хозяйственного оборудования. Списки эти настолько зна-чительны, что они, при условии пополнения их некоторы-ми приборами и инструментами, необходимыми для по-литехнического обучения, могут удовлетворить все по-требности преподавания в средней общеобразовательной школе Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 42.. На обязанности органов народного образования лежало обеспечение по этим спискам учебным оборудова-нием всех вновь строящихся школ, а также установление контроля над приемом новых школьных зданий, строи-тельство которых велось другими ведомствами, преиму-щественно хозяйственными. Та же задача стояла перед отделами народного образования по укомплектованию учебными пособиями и прежде построенных школьных зданий.

Рациональное планирование школьной сети предпола-гало точные расчеты средств, школьного оборудования, материалов строительства школьных зданий, стоимости обучения каждого ученика начальной, семилетней и сред-ней школы Денисова М.А. Народное образование в СССР. Стр. 39.. Подробные сведения по этим вопросам дают-ся в статье Н. А. Поманского - «Планирование расходов на содержание школ всеобщего обучения».

Исключительное значение в общей системе всеобщего среднего образования приобретали школы рабочей и сельской молодежи. Сеть их с каждым годом расширялась, так как тяга молодых рабочих и крестьян к образо-ванию была очень велика. Было бы крайне целесообразно составлять народнохозяйственный план школ рабочей и сельской молодежи при участии общественных организаций заводов, фабрик, колхозов, совхозов, чтобы дать возможность более рационально планировать эти школы и обеспечить действительное выполнение плана. Назревала потребность в планировании строительства специальных зданий для школ рабочей молодежи при больших произ-водствах, их оборудования и обеспечения штатным со-ставом преподавателей Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 43..

Проведение в жизнь директив XIX съезда Коммуни-стической партии об осуществлении среднего образования могло быть успешным при условии организован-ного участия в этом деле ком-сомольских, профсоюзных организаций, всей советской общественности. Еще в 1930 г. ЦК КПСС предложил всем партийным организациям рассматривать введение всеобщего обучения как важнейшую политическую кам-панию на весь ближайший период. Тогда же было пред-ложено партийным комитетам не реже двух раз в год заслушивать на своих заседаниях доклады партийной части исполкомов о работе по развертыванию всеобщего обучения.

Большие задачи, стоявшие перед органами народного образования при осуществлении всеобщего среднего об-разования, не должны были заслонять и текущие задачи по за-вершению всеобщего семилетнего обучения, которые требовали повседневной заботы.

В 1954/55 уч. году в школах началось внедрение модернизированных учебных планов и программ, согласно которым в I--IV классах вводились уроки труда, в V-- VII--практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в VIII--Х классах--различные тру-довые практикумы. С 1954 г. стали повсеместно создавать-ся ученические производственные бригады Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967. Стр. 81..

Согласно Закону от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», предусматривающего перестройку общеобразова-тельной средней школы, в стране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование Кабатченко М.В. Народное образование в СССР. Стр. 54..

Стремясь ускорить осуществление в стране общего среднего образования, закон установил, что полное сред-нее образование будут давать не только общеобразова-тельные, но и специальные средние учебные заведения.

15 фев-раля 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об организации школ с продленным днем». Получили широкое развитие школы-интернаты, хотя была допущена переоценка значения и перспектив развития этого типа учебных заведений. Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1959 г.) «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского об-служивания детей дошкольного возраста» в 1960 г. в системе АПН РСФСР создан НИИ дошкольного воспитания.

Третий этап развития всеобщего среднего образования и советской школы включает 60--70-е гг.

Основные направления работы в области народного образования были сформулированы в принятой XXII съез-дом КПСС (октябрь 1961 г.) Программе партии: осущест-вление всеобщего обязательного среднего образования; улучшение общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста; создание условий, обеспечивающих более высокий уровень содержания образования и вос-питания подрастающих поколений; дальнейшее развитие и совершенствование высшего и среднего специального образования Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 83..

В связи с введением восьмилетнего обязательного образования, организацией школ-интернатов и школ с про-дленным днем, расширением сети вечерних (сменных) школ рабочей и сельской молодежи значительно возросла потребность в педагогических кадрах. Поэтому было реше-но увеличить контингент обучающихся в пединститутах и педучилищах. В порядке исключения при лучших средних школах создавались годичные педагогические классы. Лица, имеющие педагогическое образование и желающие перейти на педагогическую работу, получали право посту-пать без экзаменов на последней курс педвузов Кашина М.П. Народное образование в РСФСР. Стр. 49. .

В 60-е гг. усилился процесс укрупнения школ. В конце 6 пятилетки в средних школах обучалось учащихся больше, нежели в восьмилетних и начальных школах, вместе взятых. Только за седьмую пятилетку (1961--1965) было введено в действие 14 тыс. новых школ, на 5 тыс. больше, чем в шестую, и на 10 тыс. больше, чем в пятую пятилетку. Количество ученических мест увеличилось поч-ти на 6,5 млн.

Из организационно-педагогических и программно-ме-тодических мероприятий следует назвать введение так называемого линейного, или восходящего, принципа изу-чения истории в школе (ликвидирован элементарный курс истории СССР, а ее систематический курс стал препода-ваться с VII класса). Кроме того, в это время появились школы с углубленным изучением иностранных языков. Согласно постановлению Совета Министров СССР «Об улучшении изучения иностранных языков» (май 1961 г.) открылись дополнительно 700 общеобразовательных школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке, установлено деление классов с числом учащихся более 25 человек на две группы для занятий по иностранному языку. Советы министров союзных республик в 1963 г. пересмотрели сложившееся соотношение изучения иност-ранных языков в школе и нашли целесообразным устано-вить, чтобы впредь 50% учащихся изучали английский язык, 20% -- французский, 20% -- немецкий, 10% -- ис-панский и другие языки Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 85..

Октябрьский и ноябрьский (1964 г.) Пленумы ЦК КПСС признали неоправданным и ошибочным размеже-вание сфер деятельности партийных, советских, профсоюз-ных и комсомольских органов, в результате которого на местах были созданы, в частности, промышленные и сель-ские областные отделы народного образования. Вслед-ствие этого было ослаблено районное звено управления просвещением, а также совместная творческая деятель-ность учительских кадров города и села. Были устранены и другие недостатки в сфере просвещения. В те года развернулась широкая дискуссия по вопросу приведения в соответствие содержания образования в средней школе с требованиями социального и научно-технического про-гресса Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 89..

Партия провела большую организаторскую работу по совершенствованию управления народным образованием. В 1966 г. создано союзно-республиканское Министерство просвещения СССР, образованы Академия педагогических наук СССР и Ученый методический совет, а также Все-союзный совет по вопросам средней школы, в который вошли все министры просвещения союзных республик.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения ра-боты средней общеобразовательной школы» в практику школы вводились новые учебные пла-ны, программы и учебники. Систематический курс основ наук стал преподаваться с IV класса, что внесло серьезные изменения в структуру и содержание работы школы. Для углубления знаний по физико-математическим, естествен-ным и гуманитарным наукам, а также для развития разносторонних интересов и способностей учащихся с VIII класса стали проводиться факультативные занял по выбору учащихся. Открыты школы с углубленным теоретическим и практическим изучением отдельных предме-тов.

Однако в полной мере задача всеобщего среднего образования молодежи решена не была. Имел место значительный отсев из дневной и особенно вечерней школ. В учебно-воспитательном процессе недостаточно внедря-лись новые методы и технические средства обучения. Подготовка учительских кадров не всегда и не везде тесно увязывалась с практикой и запросами учреждений просвещения Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр. 44.. На все это было обращено внимание минис-терств просвещения, местных органов народного образо-вания.

К 1970 году в основном было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения.

Мобилизующую роль в улучшении работы учреждений просвещения сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (20 июня 1972 г.). Органам народного образования было предложено завершить к 1975 г. введение новых учебных планов и программ по всем школьным курсам; оборудовать во всех средних шко-лах необходимое количество учебных кабинетов; расши-рить сеть вечерних школ и их филиалов по месту работы молодежи и укрепить их базу Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 87..

Для стимулирования постоянного роста квалификации педагогических кадров, повышения их мастерства и твор-ческой инициативы была введена систематическая аттестация учителей, а также установлены звания «старший учитель» и «учитель-методист». При педвузах стали создаваться факультеты повышения квалификации директоров средних школ, при республиканских институтах усовершенствова-ния учителей -- кафедры педагогики и психологии.

В общеобразовательных школах в то время работали 2,7 млн. учителей и воспитателей. Учителя IV--Х (ХI) клас-сов в абсолютном большинстве имели высшее педагоги-ческое образование. Повышением квалификации педаго-гических кадров занимались 186 институтов усовершен-ствования учителей, свыше 4,5 тыс. методических работ-ников, более 200 заочных и вечерних отделений при ста-ционарных педагогических учебных заведениях и универ-ситетах.

В 70-е гг. были приняты такие основополагающие документы, как «О 50-летии Всесоюзной пионерской орга-низации им. В. И. Ленина», «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразователь-ной школы», «О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднего профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР» и др. Верховный Совет СССР в 1973 г. утвердил «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 89..

Всеобщее среднее образование было призвано обеспечить подготовку молодых поколений к приобретению профес-сии, к выполнению многообразных социальных функций, к активному участию в трудовой и общественно-полити-ческой жизни страны. С каждым новым этапом разви-тия советского общества эти задачи системы образования расширялись и обогащались, а вместе с этим совершенствовались и сама система образования Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 91..

Еще более крупный шаг в области развития системы общего среднего образования был сделан в годы десятой (1976--1980) и одиннадцатой (1981--1985) пятилеток. За этот период значительно повысилась общеобразова-тельная подготовка населения.

В 1982 г. численность населения с высшим и средним (полным и неполным) образованием составила около 149 млн. человек; на тысячу человек занятого населения приходилось с высшим и средним (полным и неполным) образованием 846 человек. Только за годы десятой пяти-летки среднее образование получили свыше 25 млн. чело-век, в том числе окончили дневную и вечернюю общеобра-зовательную школу 20 млн. человек.

В 1981/82 учебном году в общеобразовательных школах учились около 40 млн. человек, в том числе в школах и группах с продленным днем и школах-интернатах -- свы-ше 10 млн. учащихся. Более 99% выпускников восьмых классов продолжали образование в средних учебных за-ведениях. В средних школах работающей молодежи в 1980/81 учебном году обучалось около 5 млн. человек.

Продолжалась работа по дальнейшему совершенство-ванию учебно-воспитательного процесса в школе. Значи-тельно больше внимания стало обращаться на трудовое воспитание учащихся, их профессиональную ориентацию, а также идейно-политическое, нравственное, эстетическое воспитание и физическое развитие. В декабре 1977 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постанов-ление «О дальнейшем совершенствовании обучения, вос-питания учащихся общеобразовательных школ и подго-товки их к труду» Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 92. .

Значительно улучшилась работа по подготовке, повы-шению квалификации педагогических кадров в соответст-вии с требованиями школы и других учреждений просве-щения. Возросла численность и улучшился состав педа-гогических кадров. В 1980 г. в стране действовали 200 педагогических институтов и 427 педагогических училищ. В них обучалось свыше 1150 тыс. человек. Кроме того, учителей школ готовили 67 университетов. Улучшилась подготовка учителей труда, русского языка для националь-ных школ, начальной военной подготовки и физического воспитания, предметов эстетического цикла и других учеб-ных курсов.

На XXVI съезде КПСС были подведены итоги этого этапа в развитии народного образования: «Взят важный рубеж -- завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Главное... в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к обществен-но полезному труду» Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 93..

Четвертый этап в развитии общеобразовательной школы начался с принятия реформы общеобра-зовательной и профессиональной школы. Школьная реформа была призвана сыграть важную роль в решении одной из ключевых проблем советского общества -- формировании гармонически развитой личности. Реформа школы своими положениями устраняла выявленные жизнью расхождения между отдельными, частными поло-жениями по вопросам народного образования и реальным ходом развития системы просвещения. Она была направлена на совершенствование структуры среднего образования, повышение качества общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки молодежи, более широкое применение активных форм и методов обучения, укреп-ление связи семьи, школы и общественности Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 95..

Советская школа всегда выполняла свои главные функции, но она, к сожалению, не освободилась в те времена от формализма в обучении и воспитании, либерализма в оценке знаний учащихся. Значительная часть выпускников школ не обладали прочными знаниями основ наук, необходимыми учебными и трудовыми умения-ми и навыками. Нередко в школах слабо велась трудовая подготовка и профессиональная ориентация учащихся, особенно на работу в сфере материального производства. На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось, что главный труд детей -- это учение, прочное овладение знаниями. Без этого невозможно надежно обеспечить участие молодежи в коммунистическом строительстве Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 97..

На всем протяжении истории советской системы народ-ного образования Советское правительство всегда выносили кардинальные проблемы развития школы на обсуждение учительства и широких масс трудящихся. Исключительно демократический характер носила и работа по подготовке реформы школы. В комиссию Политбюро ЦК КПСС по реформе школы входили наряду с видными деятелями партии и правительства крупные ученые, организаторы народного образования, руководители учебно-воспита-тельных учреждений, рядовые учителя, представители мас-совых организаций трудящихся и творческих союзов. В реформе учтены предложения республиканских и местных партийных органов, министерств, ведомств, научных уч-реждений, учителей и опытных методистов, материалы августовских (1983) учительских конференций, выступ-ления печати, письма трудящихся.

Учитывая, что вопросы реформы затрагивали интересы каждой семьи, всех трудящихся и имели принципиальное значение для дальнейшего подъема экономического могу-щества и духовного потенциала страны, формирования нового человека, Политбюро ЦК КПСС признавало целесо-образным опубликовать проект реформы для всенародного обсуждения. В газетах, журналах, по радио и телевидению были организованы выступления организаторов народного образования, учителей, деятелей науки и культуры, рабо-чих и крестьян, родительской общественности. Состоялись выезды на места руководящих работников просвещения. В Министерстве просвещения СССР были созданы группы по учету, рассмотрению и обобщению предложений граж-дан Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 101..

Реформа школы опиралась на прочную организацион-ную и материальную базу. Одновременно с подготовкой и всенародным обсуждением проекта реформы по решению комиссии Политбюро ЦК КПСС велась разработка кон-кретных практических мер по реализации положений ре-формы. Была поставлена задача: «Усилить внимание к школе и соответствующим образом настроить руководителей пред-приятий и объединений, строек, колхозов и совхозов. В ор-ганизации трудового обучения школьников базовым пред-приятиям принадлежит решающая роль. Они должны выделять для школ оборудование, рабочие места, квали-фицированные кадры. Разумеется, понадобятся определен-ные материальные и финансовые затраты. Надо, чтобы руководители министерств это хорошо знали и помогали предприятиям. Школа, профтехучилище и техникум долж-ны стать важным цехом базовых предприятий» Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 98..

Советской Правительство сочло необходимым, что-бы конкретные планы реализации реформы были разра-ботаны и утверждены с учетом местных условий в каждой союзной и автономной республике, крае, области, городе и районе.

В условиях всеобщего обязательного среднего образо-вания численность учащихся вечерних школ постепенно сокращалось, но для работающей молодежи, ранее не получившей среднего образования в массовой школе, не закончившей учебу в средних ПТУ и средних специаль-ных учебных заведениях, вечерняя школа оставалась в 80-е годы по-прежнему основным каналом получения среднего образования. Изменилась структура сети вечер-них школ: сократилось количество малочисленных школ, увеличилось число филиалов и учебно-консультацион-ных пунктов непосредственно на предприятиях и в рабо-чих общежитиях. Основной стала заочная форма обуче-ния, сессионный режим занятий. Издавались спе-циальные учебные пособия, методические и дидактиче-ские материалы, рассчитанные на самообразование Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 100..

Объективные тенденции развития системы образова-ния в стране -- рост средних общеобразовательных школ и ПТУ со средним образованием, обязательность среднего образования молодежи -- существенно изменяли социаль-ные цели вечерних и заочных школ. Только за последние двадцать лет число работающей молодежи, не получившей среднего образования, сократилось вдвое. Однако значительная часть молодежи, не имеющей среднего обра-зования, была сосредоточена именно в ведущих хозяйственных сферах -- в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и сфере обслуживания населения Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 103..

В условиях обязательного среднего образования выявилась настоятельная необходимость усиления роли ве-черних и заочных школ в расширении экстернатной формы завершения общеобразовательной подготовки работаю-щей молодежи. В постановлении ЦК КПСС и Совета Ми-нистров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (1984) было указано на необходимость расширения экстернатной формы полу-чения среднего образования. Дневные средние школы, при которых был организован экстернат, не всегда могли оказать эффективную методическую помощь экстернам. Часто взрослые люди сдавали экзамены в классах с учащимися детской школы, что психологически не оправ-дано. Между тем потребность завершения среднего обра-зования путем самостоятельной подготовки и последующей сдачи экзаменов в порядке экстерната существовала для определенной части трудящихся. Прежде всего речь идет о тех, кто в силу производственных или семейных причин не мог систематически посещать вечерние или заочные школы, выполнять весь комплекс требований к данным формам обучения. Кроме того, существовала определенная группа лиц, прослушавших курс средней школы, но не сдавших ряд экзаменов, а также прервавших учебу в средних специальных учебных заведениях. Расширение экстернатной формы завершения среднего образования возможно также за счет отдельных учащихся вечерних и заочных школ, обладающих навыками самостоятельной учебной работы и успевающих по всем предметам Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 104..

На этом заканчивается история становления всеобщего среднего образования с его последующим переходом к общему среднему.

4. Заключение

В работе была рассмотрены советское законодательство о всеобщем среднем образовании, исторические предпосылки, особенности осуществления советской государственной политики в сфере образования при переходе ко всеобщему среднему образованию, системы советского образования с его истоков до конца 80-х годов; противоречивый характера образовательной политики в СССР, связанной с переходом к среднему всеобучу; отмечены отдельные неблагоприятные явления в советской образовательной системе.

Рассмотрены предпосылки и основные направлений реформы и этапы общего и всеобщего среднего образования в СССР, ее взаимосвязь с общим ходом экономических реформ в стране.

Вслед за достигнутыми экономическими показателями, этот процесс нашел свое продолжение в социальной, в образовательной сфере. По сути, именно этот качественно новый рубеж в развитии советского общества обозначил задачу перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. Именно разработка, а затем и реализация этой государственной установки составляло главное содержание образовательной политики на протяжении всего советского периода. Вместе с тем, противоречивый характер образовательной политики и ее осуществления вызывал к жизни все новые и новые попытки реформирования общего и среднего образования.

Поставленная на рубеже 30-40-х годов советским Правительством задача перехода к всеобщему среднему образованию была выполнена в концу 60-х началу 70-х годов.

5. Литература

1. Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. М. 1957.

2. Новиков А.М. Народное образование в Советском Союзе. М. 1966.

3. Прокофьева Н.Р. Всеобщее среднее образование - дело партийное. Волгоград. 1969.

4. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. М. 1976.

5. Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. М. 1953.

6. Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. М. 1985.

7. Павлищев К.С. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. М. 1987.

8. Денисова М.А. Народное образование в СССР. М. 1985.

9. Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967.М. 1985.

10. Абакумов А.А. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов: 1971-1973. М. 1974.

11. Кабатченко М.В. Народное образование в СССР. М. 1986.

12. Кашина М.П. Народное образование в РСФСР. М. 1970.

13. Луначарский А.В. О народном образовании. М. 1958.

14. Хроменков Н.А. Сегодня и завтра народного образования в СССР. М. 1989.

6. Нормативно - правовые акты:

1. Постановление Совнаркома РСФСР от 13 мая 1938 г. N 107 "О ходе выполнения постановления ЦК ВКП (б
) и СНК СССР от 13 марта 1938 г. "Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей".

2. Постановление Совета Министров РСФСР от 18 сентября 1953 г. N 1082 "О мероприятиях по дальнейшему улучшению работы школ рабочей молодежи". 9. Распоряжение Совета Министров РСФСР от 10 января 1955 г . N 47-р.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 30 июня 1959 г. N 1133 "Об утверждении Инструкции по учету детей и подростков школьного возраста, подлежащих всеобщеобразовательному восьмилетнему обучению" (СП РСФСР, 1959, N 7, ст. 66).

4. Постановление Совета Министров РСФСР от 7 августа 1959 г. N 1325 "О порядке и сроках перехода на новую систему школьного образования" (СП РСФСР, 1959, N 10, ст. 93).

5. Постановление Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1959 г. N 2027 "Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе" (СП РСФСР, 1959, N 21, ст. 180).

6. Постановление Совета Министров РСФСР от 11 августа 1960 г. N 1225 "О дальнейшем развитии и улучшении общественного питания в общеобразовательных школах".

7. Постановление Совета Министров РСФСР от 7 мая 1962 г. N 578 "О подготовке учителей труда и производственного обучения для общеобразовательных школ".

8. Постановление Совета Министров РСФСР от 3 сентября 1964 г. N 1111 "О переводе средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением РСФСР на новый срок обучения" (СП РСФСР, 1964, N 17, ст. 118).

9. Постановление Совета Министров РСФСР от 19 ноября 1964 г. N 1439 "О мерах по улучшению вечернего и заочного образования работающей молодежи" (СП РСФСР, 1964, N 20, ст. 144).

10. Постановление Совета Министров РСФСР от 20 июля 1972 г. N 426 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» в РСФСР». (СП РСФСР, 1972, N 17, ст. 106).

11. Постановление Совета Министров РСФСР от 27 августа 1973 г. N 448 "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы" (СП РСФСР, 1973, N 18, ст. 134)

12. Постановление Совета Министров РСФСР от 2 августа 1974 г. N 449 "О мерах по улучшению общего среднего вечернего и заочного образования рабочей и сельской молодежи".

13. Постановление Совета Министров РСФСР от 3 сентября 1974 г. N 494 "Об организации экспериментальных средних общеобразовательных школ".

14. Постановление Совета Министров РСФСР от 5 июня 1984 г. N 235 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы".

15. Положение СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике». Июнь 1918 г.

16. Постановление ВЦИК 16 октября 1918 г. «Положение о единой трудовой школе РСФСР».

17. Постановление ЦК ВКП (б) 25 июля 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении».

18. Постановление ЦИК КПСС СССР от 8 марта 1929 г. «О подготовке преподавателей в педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей».

19. Постановление ЦИК КПСС СССР от 17 мая 1929 г.-- «О работе по ликвидации неграмотности»

20. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1931 г. «О начальной и средней школе».

21. Постановление ЦИК КПСС СССР от 25 августа 1932 г.-- «Об учебных программах и режиме в начальной и сред-ней школе».

22. Постановление ЦИК КПСС СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах».

23. Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 2 октября 1940 г. «О государствен-ных трудовых резервах».

24. Постановление СНК СССР от 8 сентября 1943 г. «О приеме в школы детей семилетнего возраста».

25. Закон СССР от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

26. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 15 фев-раля 1960 г. «Об организации школ с продленным днем».

27. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения ра-боты средней общеобразовательной школы».

28. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г. «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы».

29. Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 22 декабря 1977 г. приняли постанов-ление «О дальнейшем совершенствовании обучения, вос-питания учащихся общеобразовательных школ и подго-товки их к труду».

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать