Электронное тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка в системе среднего профессионального образования
p align="left">Рассмотрев виды контроля, обратимся к его формам, т.е. способам деятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. П. И. Пидкасистый (12, с.27) дает такое определение «форма контроля - это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса». Из этих определений следует сделать вывод, что под термином форма контроля подразумеваются разные виды предварительного, текущего, периодического и итогового контроля. (4, с.31) В современной педагогической и методической литературе можно встретить следующие формы контроля:

устный контроль (опрос) или собеседование

письменный контроль (контрольные работы)

тестирование

Также формы контроля могут быть: индивидуальные или фронтальные; одноязычные или двуязычные. (4, с.32) Ю. К. Бабанский (4, с.32) к формам контроля причисляет программированный и лабораторный контроль. В. Оконь к формам относит проблемные ситуации и пользование книгой (4, с.32). Соотношение видов и форм контроля можно выразить с помощью следующей таблицы:

Вид контроля

Форма контроля

Предварительный

Тестирование - а) индивидуальное; б) письменное; собеседование - а) индивидуальное или фронтальное; б) одноязычное или двуязычное

Текущий

Опрос (разные виды, в том числе тестирование), наблюдение

Периодический

Опрос (разные виды), контрольные работы, тестирование

Итоговый

Контрольные устные и письменные работы, тестирование, экзамен

Рассмотрим каждую из форм контроля. Опрос - широко распространенная форма контроля, вариант текущей проверки, органически связанной с ходом урока. Как считает А. Д. Клементенко (3, с.33), «применение устной проверки нужно приветствовать», так как контроль должен проводиться в том же плане, что и обучение, поэтому для того, чтобы проверить умения и навыки устной речи, следует применять устные формы проверки. Основу устного контроля составляет монологическое высказывание учащегося или вопросно-ответная форма - беседа. В методике различают различные виды опроса: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых. Фронтальный опрос обычно сочетается с повторением пройденного, являясь средством закрепления знаний и умений. Комбинированный опрос - это опрос, сочетающий в себе индивидуальные и фронтальные формы работы. При использовании этой формы опроса, вопрос или задание адресуется не только одному ученику, но и всем учащимся группы. Взаимный опрос заключается в парной работе учащихся. Такая форма эффективна для развития диалогической речи.(7,с. 43)

Письменная проверка является важнейшей формой контроля знаний, умений и навыков учеников. Данная форма является весьма экономичной в плане одновременного охвата проверкой всех учащихся за один и тот же отрезок времени. Однако основным недостатком письменной контрольной работы является относительно большое количество учебного времени, которое требуется для его проведения на уроке, проверки учителем и работы учащихся над ошибками (18, с.20). Разнообразие форм позволяет привлечь внимание учащихся, что способствует лучшему усвоению языкового материала. Обобщая данные о разработке проблемы контроля в обучении иностранному языку, приходится признать, что многие вопросы требуют дальнейшего исследования. (5, с.11) К ним можно отнести: уточнение функций контроля; выявление специфики видов контроля при обучении иностранному языку; разработка способов контроля при овладении различными видами иноязычного общения; совершенствование процедуры подготовки и подведения итогов контроля.

При подготовке к контролю учитель должен иметь представление о том, какие требования предъявляются к организации контроля: индивидуальный характер, гласность, этичность, единство требований учителей, объективность, систематичность, разнообразие форм, всесторонность. (5, с. 23)

Благодаря определению минимального базового уровня овладения иностранным языком были установлены единые объективные формы и способы контроля успешности обучения. Вместе с тем приходится признать, что именно коммуникативные умения являются основным показателем обученности учащихся иностранному языку, хотя на практике преобладает контроль языковых навыков (лексических, грамматических, произносительных). Языковые навыки играют важную роль, так как на их сформированности базируется речевая деятельность.(5, с.15) Из этого следует, что текущий контроль сформированности языковых навыков - важная задача, обеспечивающая эффективное обучение общению (правильная, грамотная речь).

1.2 Контроль сформированности грамматического навыка

Следует отметить, что проблема контроля непосредственно связана с целями обучения, с одной стороны, и уровнем методической науки, с другой. Ведущей целью в обучении иностранным языкам на современном этапе является овладение коммуникативной компетенцией.(см.1.1) Образовательная и воспитательная задачи реализуются в рамках коммуникативной, в процессе обучения учащихся речевой деятельности. Поэтому объектом контроля будет, прежде всего, речевая деятельность. Однако ее осуществление невозможно без усвоения языкового материала. Показателем успешности овладения является понимание грамматической формы в контексте. Проверка грамматических навыков осуществляется на основе знакомой лексики. Современная методика обучения иностранным языкам рассматривает процесс формирования лексических и грамматических навыков как управляемую систему, в которую в качестве необходимого звена включается контроль, объективно обусловленный логикой процесса управления учебной деятельностью учащихся. Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, письма и чтения. (13, с. 56) По мнению доктора филологических наук, профессора Гака В. Г., грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности измерения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания.(6, с.101). Грамматические навыки в методической литературе впервые были рассмотрены В. С. Цетлин. (5, с.67). По ее мнению, в компонентный состав грамматического навыка входит: операция вызова модели, который обеспечивается грамматическим значением структуры; оформленность речевых единиц, которыми заполняется избранная модель в соответствии с нормами данного языка и с определением временных параметров; оценка правильности оформления и адекватности использования речевой единицы. Е.И.Пассов определяет этот навык следующим образом: "Грамматический навык есть способность производить адекватное речевой задаче синтезированное действие по вызову и морфолого-ситаксическом оформлению грамматической модели, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной модели в качестве одного из условий речевой деятельности" (8, с.10). Грамматический навык обладает следующими характеристиками: автоматизированность, устойчивость, гибкость, сознательность, которые вырабатываются при наличии следующих условий:

предварительное слушание фраз с усваиваемой грамматической формой;

имитация фраз при наличии речевой задачи;

однотипность фраз, построенных по речевому образцу;

регулярность предъявления и порождения однотипных фраз в процессе автоматизации;

опора на механизм аналогии при выполнении речевых действий;

безошибочность выполнения речевого действия достигается при помощи опор;

разнообразие ситуации и речевого материала;

речевой характер упражнений.

Формирование грамматического навыка проходит следующие стадии: 1) восприятие и осознание грамматической структуры, 2) имитация, 3) подстановка, 4) трансформация, 5) самостоятельное употребление, 6) переключение. (16, с. 67) На основании этого можно сделать вывод, что "грамматический навык складывается из системы действий, формируемых последовательно». Следовательно, если процесс овладения грамматическим навыком строится с учетом необходимости освоения операций, составляющих грамматическое действие, то каждая отдельная операция в определенный момент учебного процесса может явиться актуально осознаваемым объектом контроля. Подобный контроль будет осуществляться на каждом уроке с помощью специальных заданий. Его можно назвать "пошаговым". Также необходимо проверять такое владение грамматическим материалом, когда сформированный в результате овладения операциями и действиями навык функционирует в процессе предречевой деятельности (14, с. 23). Это значит, что учащиеся к этому моменту уже готовы к включению грамматического материала в свою речевую деятельность. Здесь контролируется уже результат какого-то изученного грамматического материала, а также устанавливается факт владения/невладения конкретным грамматическим материалом. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в данном случае проверяется знание грамматического явления (его формы, значения и употребления) в единстве с умением совершать с ним действия.

Разработку и использование приемов контроля следует рассматривать как завершающее звено той деятельности, начальным этапом которой является выделение, четкая конкретизация объектов контроля.

Ответы на специальные вопросы, которые содержат проверяемый грамматический материал (явления, структуры).(4, с.29)

Самостоятельное употребление в высказываниях контролируемого грамматического материала, стимулируемое заданиями типа: "Скажите, где .., когда", "Выскажите ваше мнение о ..." и т.д.

По мнению А.Ю. Горчева, "наиболее подходящим приемом контроля сформированности грамматических навыков устной речи следует считать использование косвенных вопросов или просьб на родном языке обучаемых в связи с той или иной ситуацией общения, и обязательным употреблением ими проверяемой грамматической единицы " (4, с.29).

Приемы обучения в сотрудничестве, используемые для закрепления определенных грамматических структур. Студенты разбиваются на пары или группы по 3-4 человека. Им предлагается в течение 10-15 минут составить вопросы, короткие связные описания или диалоги с использованием определенной грамматической структуры. Тема может быть предложена перед выполнением задания. В каждой группе назначается организатор, задачей которого является вовлечение студентов в активную деятельность. Преподаватель контролирует правильность выполнения задания. Помимо отработки грамматической структуры у учеников развивается самостоятельность, объективность в оценивании товарищей. (14, с.110)

Аукцион (Grammar Auction). Студенты делятся на 3 группы, преподаватель объясняет правила игры. Каждая команда получает 10-15 предложений, среди которых есть как правильные с грамматической точки зрения, так и неправильные. Задача студентов - определить, какие предложения являются неправильными, и купить только правильные. Каждая группа получает в банке кредит 100$, при покупке предложений они делают ставки как на аукционе. Студенты работают в группах по 15-20 минут. Подводятся итоги, исправляются все неправильные предложения (14, с.107)

Игра «Звездный час». Студенты делятся на 3 команды. Проводится первый тур с участием сильных студентов, они отвечают на вопросы повышенной сложности, проверяется грамматика и лексика. Проводится 2 тур, где студенты со средним уровнем знаний отвечают на вопросы по содержанию, выполняют задание на использование лексики. 3 тур - слабые студенты отвечают на общие вопросы и вопросы к подлежащему. Подводятся итоги и выставляются оценки командам. (14, с.108)

Тестовая методика. Тестирование-это специально разработанная аттестационная процедура, позволяющая максимально объективно оценить уровень достижений учащегося и выразить результат в форме числа. Такая проверка проводится с использованием специально разработанных материалов - тестов. Тесты дают возможность достаточно эффективно выявить степень успешности овладения языком. В ходе проверки языковых навыков и рецептивных коммуникативных умений необходимо использовать тесты. Также тестовая методика может быть использована при любом виде контроля, что еще раз доказывает эффективность данной методики.

Из выше сказанного следует вывод, что при обучении иностранному языку как средству общения грамматика изучаемого языка имеет прикладной характер. Грамматика нужна учащемуся для того, чтобы правильно строить иноязычную речь, правильно понимать иноязычные высказывания, в случае необходимости - уметь сознательно выбирать требуемые грамматические формы и конструкции и сознательно контролировать построение высказывания. Для определения уровня сформированности грамматического навыка используются разные формы организации контроля. Одним из наиболее объективных является тестирование, имеющее ряд важных преимуществ перед другими способами, что будет более подробно изложено в следующей главе.

Выводы по первой главе. В первой главе были рассмотрены теоретические основы контроля, сделан упор на контроль сформированности грамматического навыка. Отечественные методисты рассматривают теоретические вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку и, в частности, функции контроля, формы контроля, требования к контролю. Контроль позволяет оценить методы обучения, увидеть сильные и слабые стороны, выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности. Благодаря определению минимального базового уровня овладения иностранным языком были установлены единые объективные формы и способы контроля успешности обучения.

Глава 2. Использование электронного тестирования как основной формы контроля сформированности иноязычного грамматического навыка студентов

2.1 Тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка студентов

Совершенствование контроля - одна из самых важных проблем системы современного образования. Контроль уровня учебных достижений студентов основан на дидактических измерениях. В смысловом отношении результат измерений содержит оценку (традиционно отметку) совокупности ответов учащихся, которая отображается на шкалу отдельного преподавателя. Поскольку каждый преподаватель имеет собственную шкалу оценивания, измерения такого рода будут всегда субъективными. Для устранения субъективизма дидактических измерений иногда прибегают к групповому контролю, когда уровень учебных достижений учащегося оценивается сразу несколькими преподавателями, а отметка формируется экспертным путем. В результате субъективизма и ограниченного числа вопросов ошибка в установлении уровня учебных достижений на экзамене достигает 38%. (А.В. Кольцова) (15, с.45). Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, особенно при контроле грамматического навыка, отличается большей объективностью и независимостью, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая часто основана на впечатлении учителя. Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранным языкам считается тест. Такой вид контроля помогает осуществить индивидуальный подход к оцениванию качества образования каждого учащего в отдельности и всей группы в целом, мониторинг качества обученности по различным темам курса, выявить пробелы в обучении по конкретным разделам курса и ликвидировать эти пробелы. Говоря о контроле грамматического навыка необходимо отметить, что важно объективно оценивать результаты работы учащихся. Показателем успешности овладения является не только понимание грамматической формы в контексте, но и использование грамматического явления в речевой деятельности. Это и может быть объектом текущего и итогового контроля формирования грамматического навыка. Тест позволяет заменить целую серию узконаправленных заданий. Эти узконаправленные задания необходимы для выявления успешности овладения операциями, составляющими грамматический навык. (22)

Использованию тестов посвящены многочисленные публикации в журнале «Иностранные языки в школе». Большинство из исследований в данной области отвечало потребностям своего времени, однако в них затрагивались отдельные аспекты и проблемы тестирования. Главная отличительная черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию.(21)

В истории методики нет, пожалуй, более острой проблемы, чем проблема тестирования. С момента своего возникновения (конец XIX) тесты всегда находятся в центре внимания методистов. Однако, несмотря на двойственное отношение, тесты нашли широкое применение, как в нашей стране, так и за рубежом. (8, с.21). Тестирование как метод педагогического исследования означает «целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса». (4, с.42) В основе данной формы контроля лежит использование заданий стандартной формы, которое получило название теста, что в переводе с английского означает испытание исследование, проба, проверка (4, с.43).

Итак, тест - это тщательным образом подготовленная, в соответствии с определенными разработанными правилами, прошедшая предварительную экспериментальную проверку и специальную процедуру для ее улучшения, совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью выявления социальных, психических или психофизиологических характеристик его личности (9, с.94). Возникнув как название специфической формы контроля знаний, умений и навыков, английский термин Test стал употребляться в зарубежной методике для обозначения любого контролирующего задания, как синоним понятий "контрольная работа", "опрос", "зачет", "экзамен" (9, с.21). При расширенном толковании термина Test американскими тестологами выделены две основные группы: объективные тесты и субъективные. В объективных тестах определение правильности ответа осуществляется механически, по заготовленному ключу, а в субъективных оно основывается на оценочном суждении проверяющих (9, с.23). Думается, что основная роль тестирования в обучении иностранным языкам заключается в обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле), и, чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественнее тестирование. (19). Тестовое задание -- это варьируемая по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестным. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание; подстановка неправильного ответа приводит к образованию ложного высказывания; последнее свидетельствует о незнании испытуемого данного учебного материала.(4, с.43). Задания теста представляют собой утверждения, которые в зависимости от ответов испытуемых могут превращаться в истинные или ложные высказывания.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать