Электронное тестирование как форма контроля иноязычного грамматического навыка в системе среднего профессионального образования
p align="left">Основными, существенными признаками тестов можно считать: а) тщательность подготовки в соответствии с определенными разработанными правилами; б) предварительная экспериментальная проверка и специальная процедура для улучшения редакции теста; в) наличие особых характеристик эффективности, позволяющих судить о возможности использования данного теста; г) наличие эталона, простота сравнения с ним; д) строгая регламентация процедуры тестирования; е) независимость оценки результатов по тесту от личных суждений проверяющего тест; ж) возможность количественного учета и математико-статистической обработки результатов тестирования (3, с.24).

Вопросы функционирования тестов в обучении иностранному языку рассматривали такие исследователи, как А. Дейвис, А. Кнапп-Потхофф и другие. Первый из названных авторов разработал типологию тестов (5, с. 12) Он различает по принципу назначения следующие типы тестов: тесты достижений, тесты владения языком, тесты склонности к языку и диагностические тесты (5,с.12) Тесты, цель которых состоит в определении способности того или иного учащегося к изучению иностранного языка - прогностические. В практике преподавания иностранного языка используются и нестандартизованные тесты, составленные преподавателями. Для них необязательно определение всех показателей качества, Но отличие такого теста от контрольной работы заключается в том, что проводится хотя бы одно апробирование с целью определения трудности заданий и правильности подбора вариантов ответа для более обоснованного окончательного варианта преподавательского теста. Классификации тестовых заданий чаще всего встречаются следующие: множественный выбор, альтернативный выбор, перекрестный выбор, трансформация, замена, подстановка, упорядочение, завершение (окончание), ответы на вопросы, внутриязыковое перефразирование, межъязыковое перефразирование, клоуз-процедура (клоуз-тест).(19)

Также тесты, как и другие упражнения/задания, различаются по их доминирующей цели. К контрольным относятся те, основной целью которых является установить факт знания/незнания или владения/невладения учащимся тем или иным материалом, умением, деятельностью и соответственно оценить его. К тестам, выполняющим контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у школьников определенного уровня коммуникативной компетенции (proficiency tests), и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельными речевыми умениями за определенный период обучения (achievement tests). Эти виды тестов подробно изучены в теоретическом плане и находят широкое применение в зарубежной практике преподавания иностранных языков. В методике преподавания иностранного языка выделяют такие виды тестов как грамматические, лексические и т. д. (11, с. 125)

Максимально повысить надежность измерения и валидность использования теста можно, если следовать трем основным этапам его создания: 1) дать ясное и недвусмысленные теоретические - научно-обоснованные определения умений, которые надо измерить; 2) точно установить условие и операции, которых следует придерживаться при проведении теста и наблюдении за его выполнением; 3) количественно определить результаты наблюдений, с тем, чтобы убедиться, что используемые измерительные шкалы обладают всеми необходимыми качествами. К тестовым заданиям предъявляются определенные требования. (18, с. 34) Они должны проверять: знание фактов, понятий, закономерностей, законов, теорий, принципов, правил и взаимодействий между ними; умение выполнять мыслительные действия; умение давать критические оценки; умение применять знания в новой (конкретной) ситуации; навыки выполнения конкретных операций. (см. приложение 1)

Итак, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся класса/группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия -- они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение; тест дает возможность включать большой объём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им.(17, с. 45) Грамматический тест позволяет наиболее объективно проконтролировать уровень усвоения одного или нескольких грамматических явлений. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе. Электронный тест как один из видов теста становится наиболее популярным в наши дни, так как он повышает уровень мотивации обучаемых. Использование компьютера увеличивает достоинства теста, что позволяет говорить об увеличении значимости данного вида теста. (17, с.46)

2.2 Организация компьютерного тестирования как основной формы контроля сформированности грамматических навыков

Что касается XXI века наблюдается повышенный интерес к проблеме компьютерного тестирования как основной формы объективного контроля знаний, умений и навыков обучаемых и одного из способов повышения качества образования. (5,с.52) Повышение информативности теста - путь наиболее эффективный и реализуется за счет внедрения адаптивных процедур тестирования. Среди различных подходов к тестированию наибольшее распространение получило адаптивное тестирование. Адаптивное тестирование - это широкий класс методик тестирования, предусматривающих изменение последовательности предъявления заданий в самом процессе тестирования с учетом ответов испытуемого на уже предъявленные задания. При таком обучении в процессе прохождения теста (или набора тестов) строится модель обучаемого, которая используется для генерации или выбора последующих заданий тестирования в зависимости от уровня обучаемого. В комплексных системах полученная модель также может использоваться в процессе обучения.

Наверное, нет необходимости доказывать преимущество компьютерного тестирования, однако отметим некоторые моменты. (19, с.265)

1. оценивание результатов тестирования осуществляется мгновенно, автоматически фиксируется и сохраняется на длительное время;

2. возможность формирования достаточно большого количества вариантов теста, которое ограничено лишь размером банка тестовых заданий;

3. возможность реализации удобных процедур ввода, модификации тестовых материалов;

4. возможность формирования тестов, различных по уровню обученности испытуемых;

5. возможность управления как содержанием теста, так и стратегией проверок в ходе тестирования;

6. отсутствует необходимость в бумажных носителях и листах ответа. Это скорее важно не с точки зрения экономии средств (бумага, множительная техника, подготовленный персонал, технические средства сканирования листов ответа, программное обеспечение для сканирования и распознавания результатов, занесение результатов для дальнейшей обработки и хранения), а скорее - обеспечения секретности (надежности, безопасности), так как подготовка бумажных вариантов теста требует достаточно большого времени и доступа определенного количества обслуживающего персонала, что может служит утечкой информации до начала процесса тестирования;

7. нет необходимости в синхронизации процесса тестирования для группы испытуемых. Каждый тестируемый выбирает самостоятельный темп работы с тестом;

8. при компьютерном тестировании легко ввести временные ограничения или временное отслеживание процесса тестирования, что трудноосуществимо при бумажном тестировании; это позволяет учитывать психомоторные аспекты тестируемого.

9. использование мультимедийных компонентов и графических изображений высокого качества (объем, цвет) доступные при компьютерном тестировании обеспечивает правильное и быстрое восприятия содержания задания, а с психологической точки зрения снимает напряжение с тестируемого;

10. повышается эффективность тестирования: уменьшается время тестирования (до 50% по сравнению с бумажной формой тестирования) для достижения того же уровня надежности оценивания, что ведет к уменьшению усталости тестируемого во время сеанса тестирования, что также является важным показателем в результатах тестируемых.

Необходимо отметить, что все вышеперечисленные преимущества достижимы лишь при правильной организации технологии компьютерного тестирования и наличия программных средств, их реализующих. В настоящее время еще активно используются программные оболочки, которые не могут обеспечить всех указанных преимуществ.

Сегодня существует несколько программ позволяющих проверить уровень сформированности грамматических навыков с использованием компьютера и специальных оболочек. Например, 1) Система Тестирования, включающая 1 вид заданий, 2) Testing - 2 вида заданий, 3) Познание, 4) B-Test 3 вида заданий, 5) АСТ, включающая все 4 вида заданий описанных выше. Также последняя программа дает возможность использовать картинки в заданиях, сохранять результаты тестирования в процентном соотношении и отслеживать прогресс учащихся. Такой вариант имеет свои неоспоримые достоинства: повышение мотивации учащихся (использование компьютера), нет возможности списать, результаты видны сразу, после тестирования можно просмотреть допущенные ошибки.

Благодаря рассмотренным выше достоинствам данная программа подходит для всех видов контроля и широко применяется в образовательных учреждениях, в том числе и в Соликамском педагогическом колледже. Данная программа рекомендована Министерством образования и используется при комплексной проверке профессиональных учебных заведений. Система тестирования «АСТ-тест» состоит из модулей, которые полностью обеспечивают весь цикл тестирования: от создания банка тестовых заданий до обработки результатов после проведения тестирования.(9, с.177) Рассмотрим функциональное назначение модулей системы тестирования «АСТ-тест». Конструктор тестов «АСТ-КТ» предназначен для создания и накопления тестовых заданий и формирования семейства тестов на его основе. Тестовые задания хранятся в накопителе тестовых заданий. Накопитель тестовых заданий (НТЗ) представляет собой базу данных специальной структуры, используемый для хранения информации о форме и содержании тестовых заданий, параметров генерации тестов и способов оценивания результатов. Для формирования заданий в текстовой форме и занесения его в НТЗ используется мастер тестовых заданий (МТЗ), встроенный в конструктор тестов. С помощью генератора тестов определяются значения параметров, на основе которых динамически в процессе тестирования формируются тесты из тестовых заданий, содержащиеся в НТЗ. Модуль «АСТ-Swap» - это программа обмена данными между НТЗ и документа в тестовом формате. Модуль «Администратор» («АСТ-Адм»). В этом модуле создается системная база данных (СБД), ведение которой позволяет полностью контролировать процесс проведения тестирования и видеть образовательную траекторию участника тестирования. Системная база данных содержит библиотеки: тестов, субъектов тестирования, результатов тестирования, расписание проведения тестирования. Библиотека субъектов тестирования предназначена для ведения идентификационной информации данных субъектов. Каждому участнику тестирования автоматически системой присваивается уникальный код доступа. Библиотека тестов предназначена для сбора и хранения информации о тестах. Администратор добавляет тест в банк тестов, которые предварительно были сгенерированы в модуле «АСТ-КТ» генератором тестов в соответствии с условиями тестирования. Администратор заполняет журнал посещения тестов, в который вносится заранее составленное расписание проведения тестирования. Системная база данных хранится на сервере. При запуске тестирующая компонента обращается к Журналу доступа. Формирует список доступных библиотек и предъявляет в виде списка. Таким образом, участник тестирования имеет доступ только к указанным библиотекам и в строго ограниченный период времени. Для начала тестирования испытуемому необходимо ввести код доступа, который формируется в модуле администратора. Каждый участник тестирования должен быть ознакомлен с процедурой тестирования и правилами прохождения тестирования. Для этого преподаватель-тестолог проводит инструктаж с соответствующей записью в журнале тестирования. Испытуемый, не прошедший первичный инструктаж, не допускается до тестирования. При тестировании студенты обязаны соблюдать правила его проведения и выполнять требования тестолога. К отчету администратор системы формирует выходную форму с результатами тестирования. Выходные формы формируются в модуле «АСТ-Адм» на основе информации о субъекте тестирования и результатах проведенного тестирования. Выходные формы формируются в зависимости от задач тестирования. Модуль статистики «АСТ-Stat» позволяет проводить дополнительную аналитическую и статистическую обработку результатов тестирования с последующим построением графиков и диаграмм. (9, с.178)

При обучении студентов большое внимание уделяется самостоятельной работе, в связи с этим было выбрано электронное тестирование с использованием оболочки АСТ, который позволяет выполнять тест несколько раз в индивидуальном режиме и с осуществлением самоконтроля, потому что тестовые задания и их очередность постоянно меняются, а результаты можно увидеть сразу после выполнения студентом теста.

В процессе создания данной выпускной квалификационной работы был разработан электронный тест в оболочке АСТ, направленный на контроль сформированности грамматического навыка у студентов второго курса. Данный тест включает в себя 200 заданий различного типа: открытые, закрытые, на соответствие и на правильную последовательность. Каждый вид содержит примерно 50 тестовых заданий (см. Приложение 2). В процессе создания теста, направленного на контроль сформированности грамматического навыка, автор проекта воспользовался инструкцией по разработке тестов в данной оболочке. (см. Приложение 3). Во время преддипломной практики данный тест был апробирован на студентах группы Л-22 Соликамского педагогического колледжа в качестве текущего контроля, что более подробно будет рассмотрено в следующем параграфе.

Таким образом, электронное тестирование является одной из наиболее эффективных форм контроля сформированности грамматических навыков при работе со студентами, который можно осуществлять при любой форме и виде контроля. (см. 2.1.)

2.3 Использование АСТ-тестирования в качестве контроля сформированности грамматических навыков студентов 2 курса колледжа

Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены на практике на уроках английского языка в педагогическом колледже.

Целью опытного обучения являлась апробация разработанного теста на основе программы АСТ-тест в процессе контроля сформированности грамматических навыков у студентов 2 курса.

В соответствии с целью проведения опытного обучения были сформулированы следующие задачи:

изучить рабочую программу и учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» для студентов 2 курса колледжа по специальности Иностранный язык и выделить грамматические явления, подлежащие усвоению на данном этапе обучения;

провести электронное тестирование по изученному грамматическому материалу и сравнить полученные результаты с отметками за традиционный тест;

выявить проблемы, обнаруженные при работе студентов с электронным тестом;

в течение преддипломной практики организовать тренировку студентов в работе с грамматическими тестами в оболочке АСТ;

провести срез в конце практики 2 способами: посредством электронного тестирования и с помощью традиционного теста, сравнить результаты, сделать вывод.

Опытное обучение проводилось в Соликамском педагогическом колледже имени А. П. Раменского, города Соликамск Пермского края по учебно-методическому комплексу New Headway Intermediate авторов Liz and John Soars по темам «Чудеса света», «Рассказывая истории» и «Счастье». Данный учебник состоит из 68 уроков, что соответствует учебной нагрузке студентов специальности 050303 Иностранный язык по дисциплине «Иностранный язык». В соответствии с сюжетным замыслом учебника уроки объединены в разделы. Каждый раздел учебника заканчивается тестом и сочинением или монологическим высказыванием. Каждый урок в учебнике состоит из нескольких упражнений, нацеленных на формирование языковых навыков и развитие речевых умений. Данный учебник имеет сюжетное построение с опорой на жизненный опыт обучающихся. В соответствии с сюжетом на страницах учебника учащиеся встречаются с различными реальными историями. Более того, при изучении определенного текста делается акцент на одно или несколько грамматических правил. Грамматические явления, которые подлежат обязательному изучению в соответствии с государственным стандартом, изложены в рабочей программе, на основе которой выбирались тестовые задания, их сложность и тематика

Студенты должны знать образование и уметь использовать в устной и письменной речи следующие грамматические явления: прошедшее простое время, вспомогательные глаголы, времена в активном залоге, настоящее простое и длительное время, активный и пассивный залог, прошедшее простое и длительное время, завершенное время, модальные глаголы (обязанность, совет), будущее время, глаголы, требующие после себя инфинитив или герундий, словообразование, первое условное наклонение и придаточное времени, настоящее завершенное длительное время, косвенные вопросы, косвенная речь.

Тестовые задания подбирались на основе следующих учебников: New Headway Intermediate Liz and John Soars учебник и рабочая тетрадь (23), методические пособия по английскому языку для студентов, составленные преподавателями колледжа (8), Snapshot Elementary учебник и рабочая тетрадь. (24) В процессе проведения опытного обучения объектами контроля являлись: степень сформированности грамматического навыка по следующим грамматическим явлениям: времена в английском языке Present Simple, Continuous, Perfect, Past Simple, Continuous Tense, предлоги места времени, орфография, порядок слов в предложении.

Апробация тестовых заданий проводилась в несколько этапов. Первое знакомство с программой АСТ-тест проходило на первом курсе, когда студенты знакомились с правилами работы с электронными тестами и выполняли тренировочные тесты по грамматике и лексике. На втором курсе проводилась работа в употреблении грамматических явлений. Перед решением тестов на 2 курсе было проведено анкетирование студентов. Ниже представлены вопросы анкеты и ответы студентов. (см. приложение 4)

Вопрос №1. Любите ли вы решать тесты? Большее количество студентов отдало предпочтение тестам, в сравнении с другими формами контроля. (см. приложение 5, диаграмма №1 )

Вопрос №2. Какой из видов теста лучше: электронный или на бумажном носителе? Мнения студентов разошлись, но не намного. Несколько человек предпочитают работать с бумажными тестами, так как не обладают хорошими навыками владения компьютером или медленно печатают. Многие из группы готовы выполнять электронные тесты при условии, если будут хорошо знакомы с правилами работы и тест будет составлен корректно. (см приложение 5, диаграмма №2 )

Вопрос №3. Какой из видов теста является наиболее объективным: электронный или традиционный? Мнения разошлись. Большая часть группы считает, что результаты электронного тестирования не всегда правильны и объективны. Неправильно введенное слово, лишнее слово или знак пунктуации в правильном ответе приводит к тому, что ответ считается ошибочным. В то же время оценивание традиционного теста не всегда является объективным из-за личного отношения учителя. (см приложение 5, диаграмма №3 )

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать