Этапы самостоятельной работы с книгой

Этапы самостоятельной работы с книгой

Содержание

Введение.

Начало чтения - ознакомление с книгой.

Сплошное, текстуальное чтение.

Составление плана, его достоинства.

Тезисы.

Изучение прочитанного.

Конспекты.

Составление рефератов.

Чтение как средство воспитания памяти и мышления.

Список литературы.

Книги-корабли мысли, странствующие по

волнам времени и бережно несущие свой

драгоценный груз от поколения к

поколению.

Френсис Бэкон

Самостоятельное чтение имеет две основные задачи: понять и раскрыть в процессе чтения выразительные средства языка книги и через них проникнуть в область того предмета мысли, который входит в содержание книги.

Содержание книги - это главная ее ценность. Но содержание всякой хорошей книги многослойно, сложно, сжато в форму текста, словесное выражение которого во многом определено особенностью языка, на котором написана книга.

Выдающийся русский общественный деятель 19 века Б. И. Танеев рекомендовал, читая, работать не столько с книгой, сколько над изучением того предмета, о котором говорит книга: “Надо изучать предмет сочинений, а не сочинения”, - писал он.

К. Д. Ушинский отмечал, что люди без разумной подготовки “читают...книгу и - или вовсе не понимают того, что... читают, или влагают в него свой собственный, часто странный, уродливый смысл и нередко почерпают подтверждения живущим в них предрассудкам, вместо того, чтобы освободиться от них”.

Читатели различны, а книги разнообразны, каждый конкретный случай и пример работы с книгой - своеобразен и достоин особого внимания.

Большое значение имеет изучение богатого методического опыта, примеров и высказываний великих людей, выдающихся деятелей культуры о книгах и о чтении, так как эти гении человечества, новаторы науки, литературы и искусства стремились в полной мере раскрыть силу книги, многообразие возможных методов работы с ней.

Сохранившиеся исторические документы свидетельствуют о том, что люди, жившие за несколько тысяч лет до нашего времени, читали книги и умели работать с ними.

Древнеегипетские папирусы призывают любить чтение и уважать книгу.

Александр Македонский, даже находясь в дальних походах, писал из Азии в Македонию о присылке ему книг и получал их в большом количестве, увлекаясь главным образом произведениями Эсхила, Софокла и Эврипида.

Ученый древности Плиний Старший много времени уделял чтению, выписыванию из книг и собиранию кнтг для личной библиотеки.

А. С. Пушкин постоянно общался с книгами, в поисках нужной ему литературы работал в библиотеках, рылся в архивах, разыскивая необходимые ему первоисточники, с увлечением приобретал книги и журналы. В 1832 году на перевозку его личной библиотеки из Михайловского в Петербург потребовалось 12 подвод. В последние минуты жизни мысли А. С. Пушкина были обращены к книгам. “Прощайте, друзья!” - эти последние слова поэта относились к любимым книгам, молчаливым спутникам его недолгой жизни.

А. М. Горького называли “книгожорой” за его ненасытную жадность к чтению книг.

Оскар Уайльд любил книги, как любят цветы, перебирал их, как драгоценные камни...

На пути в глубину сокровищ, заключенных в книгах, читатели всех времен и народов показывают нам примеры и образцы применения разных методов работы с книгой.

Основы наиболее типичных методов будут рассмотрены ниже.

Начало чтения - ознакомление с книгой

Ройся в книгах при всяком удобном

случае. Старайся перелистать и

пересмотреть на своем веку как

можно больше книг.

Н.А. Рубакин

Ознакомление с книгами посредством беглого просмотра - первый шаг в работе с ними. Этот этап важен хотя бы потому, что иногда чтение и ограничивается первоначальным ознакомлением. На этом этапе вы и расстаетесь с книгой до новых встреч с ней. Предварительный просмотр означает, что предназначенный для чтения материал перед началом чтения просматривается (не читая!) только один раз и оценивается.

Просмотр книг - распространенный метод работы, требующий приобретения определенных навыков и соблюдения целесообразного порядка в их применении.

Беглый просмотр книг позволяет получать разнообразные сведения о существующей и новой литературе, своевременно и достаточно полно знакомиться с ее содержанием.

Предварительный просмотр книги может быть разным: ознакомление с аннотацией, введением (предисловием), оглавлением, с отдельными выводами, иногда чтение “первых попавшихся” абзацев книги, иногда некоторых разделов...

Книгу, которую вы сейчас читаете, можно, конечно, тоже читать не подряд. Особенно это касается лиц, знакомых с основами работы над книгой.

Если современный читатель при многолетней и усердной работе с книгой успеет целиком прочитать за 60 лет своей работы каких-либо 5-6 тысяч книг среднего размера, то познакомиться посредством беглого просмотра он сможет за это же время с с несколькими сотнями тысяч книг.

В опытных руках книга, даже при ее беглом просмотре, может рассказать очень много. Для получения какой-то определенной информации уделить больше внимания требуется тогда, когда вы захотите понять лишь основные мысли текста. Это помогает решить, нужно ли читать текст. Кроме того, предварительный просмотр позволяет оценить текст и определить, с какой целью нужно его прочитать. Тогда можно решить, следует ли читать весь текст или только его отдельные части. Предварительный просмотр поможет определить, когда целесообразнее всего читать данный текст. Сколько времени потребуется для его прочтения? Можно ли его читать прерываясь или его нужно прочитать “на одном дыхании”? Надо ли его читать в первую очередь или можно отложить на время? И наконец, можно решить, каким образом следует читать данный текст, т. е. нужно его читать быстро или медленно, есть ли необходимость прочитывать его различные части с неодинаковой скоростью. Ответы на все эти вопросы помогут четко определить цель чтения намеченного текста.

При ознакомлении с книгой и перелистывании ее могут привлечь внимание некоторые места, которые впоследствии могут быть изучены подробно. Но нельзя доверять памяти такие находки. Всегда нужно стараться как-то заприметить нужное, даже случайно вдруг найденное. Пожалуй, особенно настойчиво надо отмечать именно такие места: ведь однажды обнаруженное не так легко может быть найдено вновь, когда появится необходимость.

Следует иметь в виду, что первым условием продуктивного применения этого метода является умелое наблюдение книги в целом и в ее частях...

Всякое наблюдение постольку плодотворно, поскольку оно подчинено определенной цели. Сознание цели создает установку психофизиологического характера, которая мобилизует сложные рефлекторные связи, облегчает и ускоряет умственный труд читателя.

Второе условие - привычный и целесообразный порядок просмотра, выражающийся в последовательности действий, он может у каждого читателя иметь индивидуальные способности и должен быть изменяем в зависимости от характера и содержания просматриваемой книги.

В основном нужно придерживаться следующего порядка:

а) внимательно прочитать титульную страницу, на которой напечатано название книги, фамилия автора, место и год издания, наименование издательства, иногда указано, кто является редактором книги, кто автор предисловия или вводной статьи к данному произведению. По этим данным можно судить об общем характере и о цели каждого конкретного текста;

б) найти в книге “Оглавление” (или “Содержание”) и ознакомиться с ним, так как в нем отражен как простой и общий, так иногда и более или менее сложный логический план произведения, то есть дается ответ на вопрос, о чем и в какой последовательности написано в книге;

в) прочитать (или бегло просмотреть) “Предисловие” или “Введение”, которое имеется в большинстве случаев в книге, чтобы представить себе ее содержание, понять ее назначение и цель, которую преследовал автор, источники и характер сведений, которые имеются в книге. По меткому определению

К. А. Тимирязева предисловие является “откровенной беседой автора с читателем”.

В предисловии внимательный читатель найдет указание о важнейших вопросах, которые разбираются в книге, а иногда - и совет, как следует изучать данное произведение;

г) получив из предисловия информацию о содержании книги и ее назначении, следует затем непосредственно познакомиться с основным текстом произведения, прочитывая некоторые отрывки из него, абзацы, перелистывая и, может быть, по нескольку раз возвращаясь к просмотру наиболее ценных и интересных разделов;

д) перелистать быстро страницы текста и обратить внимание на длину абзацев. Известно, что каждый абзац представляет собой единство мысли и в нем развивается одна определенная идея. Принято считать, что наличие большого числа коротких абзацев является выражением многих идей и относительно малого количества подробностей. В длинных абзацах, количество которых в тексте не так велико, содержится относительно немного идей, которые, однако, излагаются более детально. Конечно, это простое правило имеет исключения, но все же оно, несомненно, является ценным указанием для правильного подхода к чтению текстов. Можно прочитать первое и последнее предложения первого и последнего абзацев текста. Это связано с тем, что именно из этих частей текста можно почерпнуть больше информации, чем при бессистемном просматривании материала. Известно, что из всего объема материала, который нам надо изучить, от 55 до 85% приходится на абзацы, содержащие объяснения проблемы, причем основная идея обычно выражена в одном ключевом предложении. В 60-90% таких абзацев ключевое слово стоит в начале. Конец абзаца также заслуживает нашего пристального внимания. В то время как ключевое предложение содержит основную мысль, последнее - повторяет или резюмирует ее. (Само собой разумеется, что этот метод должен в каждом конкретном случае применяться не схематично, а дифференцированно).

е) далее следует определить, сколько времени будет длится чтение текста. Для этого можно подсчитать количество слов в нескольких строках различных частей текста и вычислить среднее количество слов в строке. Умножьте это число на количество строчек на странице. Если вы далее определите общее количество слов в странице, то сможете установить, сколько времени потребуется для ее прочтения;

ж) цель чтения следует формулировать как можно яснее и точнее. При этом необходимо решить:

должен ли текст быть прочитан;

для чего его нужно читать;

на что в тексте следует обратить особое внимание;

когда текст должен быть прочитан;

как нужно читать данный текст.

з) наконец, очень важно просмотреть “Заключение”, “Послесловие”, “Выводы”, “Резюме” к данной книге, обыкновенно находящиеся в конце всего текста; автор здесь кратко формулирует или в сжатом виде повторяет основные тезисы, изложенные подробно в его произведении.

Рассмотренные выше этапы предварительного просмотра не должны восприниматься, как догма, которой нужно следовать в любом случае. Так, нет смысла детально просматривать короткие тексты, например те, которые читатель использует для упражнения в чтении, или те, тематика которых заранее известна. В таком случае вполне достаточно бегло просмотреть заглавие, подзаголовки и сам текст. Подобный предварительный просмотр должен занять не более нескольких секунд.

Техника предварительного просмотра используется и для повышения степени понимания и запоминания. Многие читатели повторно просматривают текст для того, чтобы более основательно понять его. Уровень понимания в этом случае повышается лишь на 8%. значительно лучшие результаты достигаются с помощью следующего метода: начните с предварительного просмотра, после этого поставьте себе вопросы, на которые получите ответы в ходе последующего чтения. Прочитав текст, просмотрите его еще раз в обратном направлении, запоминая основные мысли и самые важные детали.

В результате первоначального ознакомления с книгой наблюдательный читатель заметит в ней:

а) порядок подчиненности проблем, тем, вопросов, логический распорядок изложения, характер и структуру построения книги, совершенство или недостатки в разделении ее содержания, отраженные в наименовании глав и разделов, - все, что относится к “архитектонике” сочинения;

б) так называемы “аппарат” книги - иллюстрации, таблицы, примечания, комментарии, указатели имен, предметные указатели, карты, библиографию...

в) непонятные слова и выражения: термины, знаки, специальные обозначения можно, по примеру некоторых читателей, составить предварительно, для выяснения, список новых для себя терминов и т. п., чтобы затем приступить уже подготовленным к работе с данной книгой;

г) издательские данные о книге: место и год издания, наименование издательства, тираж и т. п.

Внимательный читатель заметит и характер построения абзацев, достоинства и недостатки редактирования, стиля и языка автора, особенности изложения предмета - все это, вплоть до характера оформления книги, дает вдумчивому наблюдателю свою информацию.

Сплошное, текстуальное чтение

Книга - волшебница. Книга преобразила

мир. В ней память человеческого рода,

она рупор человеческой мысли. Мир без

книг - мир дикарей.

Н.А. Морозов

Сплошное чтение текста книги, с начала до конца (или в пределах более или менее крупной части ее) - наиболее распространенный метод работы с книгой.

В большинстве случаев он обеспечивает большую глубину, целостность и связность восприятия, чем при первоначальном ознакомлении посредством беглого просмотра.

При сплошном чтении можно заметить, узнать и оценить подробности, мелкие особенности содержания книги, ее стиля, языка и построения текста в целом.

Иногда только такое цельное восприятие позволяет правильно понять замысел автора книги и то, насколько удачно он раскрыт.

Гегель, имевший обыкновение делать при чтении многочисленные и большие выписки из книг, указывал, что только цельное познание всего написанного автором дает возможность его правильно понять.

При сплошном чтении важно не только найти основную мысль, но и быстро понять подробности. Рациональное чтение подробностей текста является комплексным процессом, при котором нужно не только овлалеть теми методами, о которых говорилось выше, но и усвоить некоторые новые. Прежде всего нужно предварительно просмотреть текст, чтобы узнать, есть ли необходимость читать его подробно. Быстрое определение основной мысли абзаца поможет вам найти относящиеся к ней подробности.

Читатель должен развить у себя новые качества: во-первых, умение быстро и точно отличать основную мысль от подробностей; во-вторых, умение правильно связывать подробности с основной мыслью. Поэтому надо привыкнуть при чтении абзацев рассматривать основную мысль и подробности как некую структуру, в которой подробности определенным образом связаны с основной мыслью: они или развивают, или объясняют ее. Часто большие и малые подробности могут отличаться друг от друга функционально. Малые подробности так же относятся к большим, как последние к основной мысли. Малые подробности служат для объяснения больших подробностей.

При сплошном чтении внимательно прочитывают все разделы, параграфы и главы, в последовательности их расположения в книге, не делая пропусков, учитывая оттенки смысла (обозначаемые особыми выделениями в тексте посредством другого шрифта); при этом надо не допускать поверхностного понимания, в случае неясности - перечитывать или дополнительно просматривать цельные части текста - предложения, абзацы, параграфы.

Читатель, может быть, заметил, что написав кому-либо письмо и перечитывая написанное, можно иногда заметить невольно допущенную небрежность - ошибку, пропуск буквы или слова и т. п. Таким же образом, пересматривая некоторые места текста при сплошном чтении, мы часто замечаем допущенные нами небрежности восприятия...

Следует также стремиться к законченности восприятия при чтении, не прерывая его на середине абзацев, параграфов...

Это помогает читателю наиболее полно и правильно понять суть представлений и понятий о книге.

При сплошном чтении нужен строгий и непрерывный самоконтроль, чтобы избежать прерывности, неточности восприятия текста.

Известно, что иногда одно пропущенное слово, предложение, фраза могут изменить смысл воспринимаемого абзаца, параграфа. Пропуск ряда абзацев может изменить смысл раздела или главы, так как обычно автор пишет с расчетом на внимательное прочтение его произведения в целом.

Вольные пропуски текста при сплошном чтении могут изменить логический порядок рассуждений - доводов, аргументов, привлеченных к доказательству того или иного тезиса.

Ход мыслей читателя в связи с этим должен соответствовать ходу мыслей писателя (автора), поэтому, нередко, не прочитав до конца текст, нельзя судить обо всем произведении в целом.

При этом, конечно, надо и можно читать книгу по частям, с перерывами для отдыха, для обдумывания, для просмотра или чтения дополнительных источников или пособий, на привлечение которых к работе натолкнуло чтение основной книги.

Следует предупредить читателя о необходимости настойчивой борьбы с неоправданными перерывами в процессе чтения, так как манера часто отрывать глаза от книги становится вскоре дурной привычкой, которую можно назвать “узелковым чтением” (отводя глаза от текста, читатель возвращается к разорванной строке и как бы снова связывает текст в этом месте мысленным “узелком”). Перерывы в восприятии может вызвать неожиданная мысль или внешние отвлечения, и читатель с невоспитанным волевым вниманием поддается таким воздействиям, теряет связность в осмысливании текста, или читает далее, не заботясь о восстановлении смысла, или же теряет время на повторное чтение и осмысливание.

Любовь к законченности и к предельному усовершенствованию всякого выполняемого дела характеризует собою высокий уровень культуры умственного труда.

Воспитание в детском возрасте навыков внимательного чтения являлось постоянной заботой педагогов в разные периоды развития народного образования.

Так, еще И. Т. Посошков советовал:” И все школьники читали бы книги неспешно, но с самым вниманием, дабы чтомое мог разумети и памятствовати. И кой ученик невнятно будет читати, то той учитель, кой ко чтению и вразумлению книжному приставлен, непрестанно их понуждал и вразумлял, как их вразумительно читать и чего не дознают, толковал бы им. И кои книги кто читает, от тех бы книг спрашивал их по одинкам и внимал бы, каково кто памятно сказывает, и той учитель в памятную б книгу записывал, кто каков есть”.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать