Этапы самостоятельной работы с книгой
p align="left">Тезис - это доказываемое положение или утверждение. В отличие от выписок, могущих содержать только иллюстративный или фактический материал, тезисы всегда должны иметь доказательства рассуждением, другими словами, идеи тезисов могут быть защищены.

Какие же качества ставят тезисы на особое место среди других видов записей?

1. Тезисы, как никакая другая форма записи, позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение.

Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этим сковывая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрыть содержание книги, активно разобраться в нем, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные его положения.

2. Процесс тематического тезирования позволяет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его, объяв с помощью тезисов содержание нескольких книг.

3. Ни одна запись так хорошо не помогает составить доклад, дать основное содержание материала для просмотра оппоненту.

4. Тезисы ценны, а часто совершенно необходимы для критического анализа книги. Суть вопроса ими особенно акцентируется, заостряется. Тезисы крайне облегчают возможность противопоставить свои мысли мыслям других или же мысли и убеждения ряда исследуемых авторов. Обратите внимание - именно убеждения. Ведь порой автор может незаметно, четко не формулируя, проводить определенную мысль. Цель исследователя - выявить ошибочные суждения и сделать нужные выводы, хотя бы они явно и не были сформулированы автором.

Умение правильно тезировать материал характеризует уровень подготовки читателя, понимание темы, степень овладения материалом и методами самостоятельной работы над книгой.

Вопрос о выборе типа записи, в частности тезисов, разрешается в каждом отдельном случае самостоятельно, с учетом конкретных возможностей читателя и особенностей материала.

Конспекты

Конспект - это систематическая, логически связная запись, объединеняющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Следовательно, одновременно конспект должен содержать:

или

тезисы, выписки и планы,

или

тезисы и выписки,

или

выписки и планы.

Конспектом, написанным одним читателем, могут пользоваться другие - он более универсален, чем иные виды записей. Тут меньше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при работе с “чужими” записями других типов (с выписками, планами и даже тезисами, не говоря уже о набросках “для себя”). По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько леи после их написания. Конечно, конспекты при этом дополняют новыми материалами, совершенствуют, уточняют, изменяют в соответствии с требованиями и запросами сегодняшнего дня.

Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения. Составляя конспект, нельзя путать связность логическую и связность стилистическую. Нередко случается, что, стремясь к связности, строгую, краткую, наглядную форму изложения, связующую текст лишь логически, заменяют неяркой, пространной формой, со всеми словесными связками. Стремиться к форме связного пересказа нужно, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта - ясности и краткости.

В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации.

Действительно, то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и плохо запоминается.

Поэтому при составлении конспекта записывают не одни лишь основные положения. Даже не всегда нужно избегать повторений, если повторение хоть немного по-иному подводит к вопросу или по-другому, метко и более выразительно, освещает его. Это тот “аромат стиля”, который помогает глубже разобраться в материале и лучше его запомнить.

На страницах конспекта может быть отражено отношение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он работает. Но надо так организовать текст, чтобы после, при использовании своей записи, легко можно было разобраться, где авторское, а где личное, “читательское” понимание вопроса.

Вообще важно различать два возможных этапа работы: над составлением конспекта и по конспекту.

Не следует забывать, что иногда даже ценное дополнение, внесенное в текст записи, при невдумчивом отношении к нему или при неудачной форме его подачи, может привести к недоразумению.

Конспекты можно условно подразделить на 4 типа: плановые, текстуальные, свободные, тематические.

Тут важно запомнить не названия типов конспектов (их можно называть по-разному). Важно понять суть каждого из них и их специфику.

Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект - один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана.

При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущесива делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Однако работать с ним, если пройдет много времени с момента его написания, трудно, так как по нему не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источников. Существенную помощь здесь могут оказать отметки в книге, сделанные при ее чтении.

Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т.е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельныз положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения материала.

Текстуальный конспект - это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника - цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект - прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов.

Такой конспект научной книги поможет определить ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу - свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Текстуальный конспект в большинстве случаев - пособие, используемое для ускоренной проработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не активизирует резко внимание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения разных точек зрения). Этот недостаток особенно может проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше. Бывает так, что учащийся написал конспект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не усвоил его. Ему помешало автоматическое переписывание цитат, которым он занимался в процессе первоначального чтения материала. Читателю могли “помешать” и выписки, сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге.

Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессе создания “переходит” в свободный конспект.

Своеобразие свободного конспекта в том, что он представляет собой сочетание выписок, цитат,иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса составления конспекта.

Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала. Здесь читатель на деле демонстрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна - понять, осмыслить, записать четко, логично.

Над свободным конспектом приходится много работать - его не так-то легко составить.

С чего начать составление конспекта? Не нужно думать, что составление конспектов - этих синтетических записей - возможно только при овладении методикой составления их частей: выписок, планов и тезисов. Конечно, начинать тренироваться лучше с выписок, затем овладевать умением составлять планы, тезисы и уже потом переходить к конспектам.

Но жизнь дает и ообые установки: студенты, скажем, на первом курсе неплохо овладевают конспектами, не проходя последовательно всей цепочки. И тут есть своя логика. Если читатель, не имея навыка, составляет плохой план или плохие тезисы, а затем пытается ими заменить серьезную книгу - это кончается, как правило, конфузом. Но если к такой книге сразу же составляется конспект, то в большинстве случаев по этой записи можно будет восстановить содержание источника. И тут нет никакой мистики: план, как известно, дает некий ключ к раскрытию содержания выписок; тезисы с цитатами, поясняющими их положения, уже доказательны и т.п. Наконец, даже хорошо тренированный читатель не всегда сразу правильно выбирает для работы с конкретным источником именно ту запись, которая окажется полезнее других; выбрав же конспект, он поневоле применит в работе в нужном объеме те записи, которые окажутся наиболее плодотворными, подходящими для данного случая.

Пять советов.

1. Записи должны быть убористыми, компактными, т.е, на странице нужно размещать как можно больше текста. Это улучшит его обозреваемость: глаз сразу “схватит” больше строк текста.

2. Запись полезно разделять. Рациональная неоднородность записей - важное их достоинство.

3. Интервалы между строками надо выдерживать достаточными для вписывания новых строк (даже ошибки в записях исправляют, перечеркивая неверное и надписывая сверху правильное).

4. Текст следует записывать только ручкой. Карандашами пользуются лишь для отметок, для выделений при последующей работе.

5. Записи полезно датировать.

Составление рефератов

Реферат по существу является связным и кратким пересказом конспекта одного или нескольких произведений.

В тексте реферата могут быть представлены цитаты и тезисы, рецензии, таблицы, диаграммы и т.п. как элементы связного пересказа на определенную, основную тему.

Рефераты надо перечитывать, редактировать, улучшая их язык, слог, стиль, а перед выступлением с рефератом громко и отчетливо прочитать записанный текст, добавляя к нему, в порядке импровизации, некоторые комментарии, расшифровывая некоторые положения, сообщая новые факты, сравнения, выводы. Такая “репетиция” помогает усовершенствовать реферат и в живой форме доложить итоги своей работы с источниками, показать степень овладения изучаемым предметом, вопросом, темой.

Рекомендации для составления рефератов.

1. Реферат следует записывать лаконичным литературным языком, рассчитанным на определенный круг читателей.

2. Реферат не начинать с повторения его названия, которое пишут в виде заголовка реферата.

3. Максимально использовать существующую в данной области знания терминологию.

4. При первом применении новых терминов объяснять их значение, избегать сложных придаточных предложений и тех фраз, без которых можно обойтись.

5. Строго соблюдать единообразие условных обозначений и сокращений, оформления цитат и примечаний.

6. Вместо детальных таблиц, схем, сложных чертежей, подробных статистических данных помещать их краткую словесную характеристику и формулировку выводов, которые следует из них сделать.

7. Заканчивать реферат кратким общим выводом по существу предмета.

Чтение как средство воспитания памяти и мышления

Память и мышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забывая предыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования суждений и умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других авторов об этом предмете и, оценив их правильность, прийти к собственному суждению о прочитанном.

Это суждение читателя может быть истинным или ложным. Оно будет истинным в том случае, если читатель располагает более верными основаниями для своего суждения, знает более того, что знает автор по данному предмету, - или же оно может быть ложным, если читатель не соглашается с автором, вовсе не вступая с ним в спор, а просто из нежелания думать по этому вопросу или в силу “мысленного каприза”, простого своеволия или прямого обращения не к рассуждению, к разуму, но к своим чувствам, страстям, желаниям, вовсе не считаясь с теми доводами, которыми автор обосновывает свои тезисы.

Суждение может быть ложным в случае, если читатель нарушает в процессе мышления законы логики и диалектики.

Как уже упоминалось, работая с книгой, приходится:

читать;

понимать;

разбираться в прочитанном;

записывать;

запоминать;

усваивать (ассимилировать).

Так как ни одно из этих действий не может быть осуществлено без участия памяти и мышления, то естественно, что они в процессе чтения воспитываются, развиваются, совершенствуются...

Чтение предполагает наличие читателя и автора, которые взаимно относятся друг к другу, как бы беседуют между собою. Недаром говорят, что чтение хороших книг - это беседа с лучшими умами человечества.

Иногда чтение книги превращается в молчаливый спор с ее автором, - в таких случаях проявляется уменье читателя спорить, спорить, т. е. правильно, логично мыслить. Читателю при этом помогает изучение таких пособий, которые учат доказывать истинность своих убеждений, если они верны, истинны, и опровергать ложные доводы, распознавать у себя и у других ошибки мышления.

В результате общения с ценными по содержанию книгами читатель делается все более и более осведомленным, опытным, искусным в анализе сложных путей человеческой мысли, в ее взаимосвязи с чувствами, переживаниями людей.

Самостоятельное размышление о предмете познания - один из необходимых и важнейших признаков самостоятельного чтения.

Пробуждение подобной умственной самостоятельности не у всех людей происходит одинаково и в одном и том же возрасте. Во всяком случае, этому может и должна содействовать работа с книгой.

Особенно плодотворно для воспитания мышления чтение таких книг, в которых оно представлено в наиболее непосредственном виде - в форме отвлеченных размышлений их авторов.

Читателю полезно будет узнать и о некоторых простых приемах, которые содействуют воспитанию памяти и мышления в процессе чтения, прежде чем он сможет применять более сложные виды самостоятельного мышления для изучения собственно философской литературы.

Во время чтения, во-первых, надо ясно понимать, что в любом тексте представлены две стороны его - то, о чем говорится (предмет мышления), и то, что именно говорится о предмете мышления. Надо приобрести навык различия этих двух элементов текста без особой остановки, как бы по ходу чтения, чтобы понимание “о чем” и “что” приходило само собою.

Надо всегда уяснять себе, о чем и что говорится в каждой отдельной фразе, абзаце, в каждом параграфе, главе и т. д., а затем - четко себе представлять и понимать, о чем и что именно говорится в статье, в прочитанной книге в целом и т.п.

Например, в абзаце:

“...Крупные работники были также выдающимися мастерами работы, замечательными организаторами личного труда. Это были подлинные виртуозы в искусстве рационализации, выбора техники и приемов личной работы. Сами они не раз подчеркивали, что главные причины их успехов не столько в физической работоспособности или природной одаренности, сколько в методах работы, настойчиво совершенствуемых и постоянно применяемых” рассматривается вопрос о причинах успехов в творчестве крупных работников умственного.

Что же говорится в ответ на данный вопрос?

Утверждается, что главной причиной этих успехов являлись настойчиво совершенствуемые и постоянно применяемые методы их работы.

Второй прием воспитания логических навыков чтения состоит в постоянной заботе читателя не только о том, чтобы воспринять мысль, но еще и вникнуть в смысл этой мысли, зависящей от ее направленности, от определения автором, а затем и читателем, , ключевого слова (логического ударения).

Например, в предложении “Любовь к книге прививается с детства” логическое ударение представлено в слове “детство”.

В тексте оно не выделено при помощи подчеркивания или иного способа (особый шрифт и т.п.), но читатель должен сам осмысливать прочитанное, прочитанное, в уме определяя особый оттенок при восприятии мысли всего предложения.

Приведем пример уже не предложения, но целого абзаца в книге писателя В. Лидина:

“С книгами, которые стоят на моих полках, у меня душевная внутренняя связь. Я знаю судьбу и историю почти каждой из них, и мне кажется, что, когда я беру в руки ту или иную книгу, она тоже знает меня, и нам ничего не нужно объяснять друг другу”.

Здесь в тексте вовсе нет никаких выделений автором главного - особым шрифтом и т. п. Читатель должен самостоятельно мыслить, осмысливать, понимать прочитанное, четко уясняя себе главную мысль, состоящую в верном и тонком наблюдении автора, выраженном в словах, что с книгами его личной библиотеки у него “душевная внутренняя связь”. Характер этой связи автор поясняет во втором предложении данного абзаца.

Прочитав законченный раздел книги, следует кратно сформулировать для себя его основную мысль, ради утверждения которой автор написал данный раздел.

При этом полезно понять, что нового вы получили от чтения этой главы, какие новые мысли и чувства пробудило подобное чтение.

Это осознание и осмысление в процессе чтения неотделимо от воспитания памяти и мышления, так как читатель припоминает прочитанное и дает себе ясный отчет в его смысле. А приобщение нового к тому, чем читатель уже располагал в своей памяти и в своем сознании, расширяет его кругозор и формирует научное мировоззрение. Известно, что “писатель, как и всякий другой художник, умеет увидеть в окружающей его жизни и показать нам то, чего мы часто не замечаем, заставить задуматься над тем, что казалось совсем простым или не заслуживающим внимания”.

Усвоению логических навыков чтения и, одновременно, укреплению и воспитанию памяти читателя содействует фиксирование найденных смысловых выделений, например, посредством подчеркивания слов или предложений в тексте (если книга собственная) или посредством записи в форме логического плана, в котором отмечают то, о чем и в каком именно порядке говорилось в книге.

Конечно, логический разбор текста и записывание не происходит само собою, но именно в результате самостоятельного и вдумчивого чтения.

Потому что без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти, кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину.

Работая над воспитанием своей памяти и мышления, надо всегда учитывать неразрывную связь между ними.

Можно сравнить мысль с наконечником стрелы, а память - с ее оперением: они взаимно помогают друг другу при полете.

“Что значит разумное заучивание, - спрашивал выдающийся русский врач и педагог Н. И. Пирогов. - Не то ли, что оно не должно быть делом единой памяти, а разумным усвоением знания... Все знают, что один разум, без памяти не может действовать. Нельзя составить ни одного силлогизма (дедуктивного умозаключения), даже и энтимену (сокращенное выражение силлогизма), без памяти. Кто забудет первую посылку или вторую посылку, тот и до заключения не доберется”.

Хорошо поняв смысл прочитанного, полезно, а иногда даже необходимо выучит на память некоторые меткие выражения, сжатые формулировки, удачные сравнения.

Заучивая на память избранные места из книг, мы укрепляем свою память и обогащаем свои знания. Знание афоризмов, пословиц, поговорок, избранных отрывков из классических и других поэтических и художественных произведений не только обогащает письменную и устную речь, но и совершенствует умственную деятельность, не говоря уже об эстетическом воспитании читателя.

Записывание, в свою очередь, помогает видеть и слышать, совершенствуя так называемую “сенсорную культуру” (т. е. культуру работы органов чувств), неразрывно связанную с воспитанием памяти и мышления.

Хоть память крепкая

- большое благо,

Но все ж надежней памяти бумага!” -

- утверждал выдающийся мыслитель Востока Юсуф Хас Хаджиб.

Л.Н. Толстой, имевший колоссальную память, всю свою долгую творческую жизнь записывал свои мысли и наблюдения, итоги чтения и пр.

Он рекомендует “иметь при себе всегда карандаш и тетрадку, в которой записывать все замечательные сведения, наблюдения, мысли и правила, которые приходится приобретать во время чтения, разговора или размышления, и вечером записывать их по отделам в особой книге”.

Самостоятельность мышления и хорошая память воспитываются в процессе чтения, изучения классических произведений.

“Придерживайтесь чтения капитальных книг, оригинальных сочинений, родников великих идей и благородных страстей”, - призывал Н. Г. Чернышевский.

Он отмечал лаконичность языка классических произведений, уменье их авторов вкладывать богатое содержание в немногие слова, передавать читателю как бы квинтэссенцию достижений человечества.

“По каждому предмету капитальных сочинений очень немного, во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что все гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях”, - полагает великий русский ученый...

Однако Н. Г. Чернышевский не упоминает о значении и тех книг, которые помогают читателям понять, глубже усвоить и целесооразно использовать классические произведения.

Эту сторону вопроса освещает академик В. И. Вернадский.

“Классические произведения, - указывает он, - составляют культурное богатство человечества и сохраняют свое значение почти так же, как классики художественной литературы... для их пониманитя надо иметь комментарий. Понятия и слова в науке имеют свою историю, свою живую деятельность, и без учета их изменения во времени они будут непонятны потомкам - читателям тем больше, чем древнее. Такими классиками являются произведения многих тысяч лиц, начиная от Аристотеля или Архимеда, Коперника или Галлилея и других и до наших современников - Д. И. Менделеева или И. П. Павлова.

Знакомство с ними в подлиннике или в хорошем переводе является мощным орудием высшего образования, умственной культуры народа... Эти труды не должны забываться, должны перечитываться от поколения в поколение, прежде всего молодежью, научное понимание которой слагается в студенческие годы”.

Работа с книгой должна изменять и совершенствовать мышление читателя, его сознание, его внутренний мир, а следовательно, влиять и на его поведение, культуру труда, быта, общественной деятельности.

Литература:

1. А. П. Примаковский “О культуре чтения. Методы самостоятельной работы с книгой в свете научной организации умственного труда”. Издательство “Книга”, Москва, 1999 г.

2. Г. Гецов. “Рациональные приемы работы с книгой”. Издательство “Книга”, Москва, 1993 г.

3. Франц Лезер “Рациональное чтение” Издательство “Педагогика”, Москва, 1990 г.

4. О. А. Кузнецов, Л. Н. Хромов “Техника быстрого чтения” издание 2-е Издательство “Книга”, Москва, 1993 г.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать