Этапы самостоятельной работы с книгой
p align="left">Н. Г. Чернышевский рассказывал, что с детских лет отец воспитывал у него привычку доводить до конца всякое начатое дело, в частности, дочитывать до конца книгу, которую однажды решено было прочитать.

“При этом главное, - пишет Н. Г. Чернышевский, - надобно развивать в себе любовь к чтению”.

Приобретению навыков законченности чтения помогает коллективное (например, семейное) чтение, повышая требовательность к работе, позволяя обсуждать прочитанное с целью более глубокого его понимания.

Н. Г. Чернышевский, вспоминая о своем детстве, рассказывал, что вечерами семья собиралась за общим столом, мать занималась вязанием, а кто-нибудь из детей по очереди читал книгу, причем отец следил за тем, чтобы читали разборчиво, внятно и обязательно заканчивали чтение начатой книги.

Иногда книга оказывалась очень скучной, все слушали и немилосердно зевали, но настойчивость отца достигала своей цели. Зато перед тем, как приступить к чтению другой книги, активно обсуждали, стоит ли браться за работу с ней, тщательно просматривали книгу, потому что, если чтение ее будет начато, то неизбежно придется доводить дело до конца.

Альберт Эйнштейн, в юности, занимаясь самообразованием, в то же время давал уроки студенту Цюрихского университета Морису Соковину. Помогая своему ученику разбираться в достижениях науки, молодой Эйнштейн увлекался совместным чтением и долгими беседами с учеником о прочитанном. Они прочитали вместе “Опыт философии науки” Ампера, ряд статей Гельмгольца, лекцию Римана “О гипотезах, лежавших в основании геометрии”, трактаты Дедекинда и Клиффорта, “Науку и гипотезу” Анри Пуанкаре, с энтузиазмом читали классиков художественной литературы - “Антигону” Софокла, “Андромаху” Расина, “Рождественские рассказы” Диккенса, “Дон-Кихота” Сервантеса.

Совместное чтение усиливает впечатление от книги, так как читатель воспринимает ее содержимое не только “своими глазами”, но и “глазами другого”.

Эмерсон, подчеркивая значение умственного общения, высказывал следующее сравнение: “душа другого человека подобна луне, через которую мы рассматриваем самих себя”.

Много ценного дает дружеское общение за книгой. Так, например, В. Брюсов, вспоминая о К. Бальмонте, пишет, что они “без конца читали друг другу свои стихи и стихи любимых поэтов. Он мне - Шелли и Эдгара По, я ему Верлена, Тютчева, которого он тогда не знал, Каролину Павлову. Эти вечера и ночи останутся навсегда в числе самых значительных событий в моей жизни. Я был один до встречи с Бальмонтом и стал другим после знакомства с ним”.

Перечитывание книг также является одним из важнейших средств для углубления процесса сплошного чтения и повышения его продуктивности. При этом большую пользу приносит как перечитывание книг в целом, так и перечитывание избранных читателем наиболее трудных для усвоения или наиболее ценных, содержательных глав, разделов, параграфов, абзацев...

Особенно большой эффект дает перечитывание произведений художественной классической литературы.

В. Г. Белинский отмечал, что повторное чтение, во-первых, служит критерием талантливости произведения, которое способно доставлять вновь и вновь такие же приятные минуты, какими мы насладились при первом чтении. Во-вторых, повторное чтение обогащает сознание читателя. Пушкин и Гоголь, - вот поэты, о которых нельзя сказать: “я уж читал, но которых чем больше читаешь, тем более приобретаешь”, - говорил он.

Повторное чтение является необходимым условием более полного понимания произведения, средством воспитания чувств и достижения глубокого эстетического восприятия.

В рецензии на “Мертвые души” Н. В. Гоголя В. Г. Белинский писал, что “Мертвые души” не раскрываются вполне с первого чтения, читая их во второй раз, читаешь будто бы новое, никогда не виданное произведение. “Мертвые души” трубуют изучения.

О произведении М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” В. Г. Белинский пишет: “сколько раз читали мы эту книгу, пора бы уже было ей надоесть; ничуть не бывало: все старое в ней так ново,так свежо, как будто мы читаеи ее в первый раз и предшествовавшие чтения не только не ослабили эффекта нового, но еще как будто усилили его. Так, доброе вино от лет становится все крепче и букетистее”.

Ученый - натуралист Б. М. Житков глубоко характеризует значение перечитывания не только художественных, но и научных произведений: “при перечитывании в различном возрасте художественных творений крупных писателей, - указывает он, - особенно такого ранга, как Шекспир, Гете или Пушкин, читающий обыкновенно находит в них не только новые красоты, но и новые мысли, ранеее им не замеченные, несмотря на их значительность. Так бывает (хотя здесь процесс открытия и восприятия нового менее ярок) и при чтении работ крупных ученых. Полному восприятию идей общего значения могут мешать и поверхностное, мало напряженное чтение, и недостаточный образовательный уровень читающего. К тому же и изложение статей, богатых мыслями, бывает обыкновенно простым, безупречным логически, но лишенным подчеркиваний и комментариев”.

Чтобы при сплошном чтении не отвлекать свое внимание на выписывание тех или иных мест текста, рекомендуется между соответствующими страницами делать закладки или же отмечать на полях книги простым карандашом (если книга принадлежит читателю) те места текста, к которым следует вернуться.

Иногда на особых листках бумаги, отдельно, записывают - сверху интересующие читателя темы, а ниже, по мере чтения, - номера тех страниц, на которых имеется соответствующий материал.

Вольтер, по свидетельству его биографа Ваньера, применял следующие методы чтения книг: “Когда он получал какой-либо новый труд, он имел обыкновение быстро просматривать его, читая лишь несколько строк на каждой странице. Если он замечал, что в нем содержится что-либо, заслуживающее внимания, он отмечал это место закладкой; кроме того, он весьма внимательно перечитывал ее, иногда даже два раза, когда книга казалась ему интересной и хорошо написанной, и делал на полях заметки. Эти заметки были чрезвычайно любопытны. Г. Вольтер обладал поразительной памятью. Сотни раз он говорил мне: “Посмотрите в иаком-то сочинении, в таком-то томе, примерно на такой-то странице, нет ли там того-то? - и редко случалось, что он ошибался, хотя и не раскрывал эту книгу лет двенадцать - пятнадцать”.

Работая с книгами, надо совершенствовать процесс просмотра и сплошного чтения, “на ходу” исправляя ошибки своего восприятия, внимания, мышления.

Надо вновь и вновь перечитывать то, что было прочитано слишком поспешно или небрежно, надо постепенно увеличивать скорость сплошного чтения, воспринимая слова не в отрыве друг от друга, но в их смысловых связях и сочетаниях, иногда “одним ударом взгляда” схватывая точно, сосредоточенно и внимательно целую фразу, уже знакомую пословицу, поговорку, афоризм, крылатое выражение посредством их “узнавания”.

Изучение прочитанного.

Изучение прочитанного следует признать самым важным и основным методом работы с книгой.

Высокая требовательность к себе и к организации процесса чтения- основное условие плодотворного изучения.

При этом следует:

-правильно прочитать, т. е. активно организовать процесс чтения в свете научной организации умственного труда, целесооразно применяя различные методы работы с книгой;

-правильно и глубоко понять прочитанное;

-активно и вдумчиво разобраться в прочитанном;

-записать необходимое, применяя различные виды записей;

-прочно запомнить необходимое;

-усвоить глубоко то, что обогащает теорию и практику, помогает творчески относиться к жизни.

Изучение предмета чтения предполагает интерес читателя к дальнейшему развитию тех мыслей, которые он воспринял в книге, а также к практической проверке и применению жизненных положений, освещенных автором.

Изучению прочитанного помогает усвоение и применение основных логических навыков чтения, а именно:

во-первых, в каждом прочитанном предложении находить логическое ударение, “ключевое слово”, вносящее смысл в данную фразу, помогающее определить направленность выражаемой мысли;

надо учиться, во-вторых, работать над абзацем или их совокупностью, учитывая тот факт, что авторы, особенно в классических трудах, вдумчиво редактируя написанные ими произведения, стремились начинать с абзаца, с красной строки, каждую самостоятельную, более или менее законченную мысль. При этом среди нескольких предложений, составляющих абзац, в большинстве случаев имеются предложения вводные и заключительные, главные и вспомогательные. Основной тезис, выраженный в соответствующем предложении, автор в других предложениях доказывает, иллюстрирует примерами, поясняя главную мысль, которая при выписывании и будет представлять собою то, что называют “главной цитатой”.

Умение быстро находить, даже при первоначальном просмотре текста, “главную мысль”, “главную цитату” является важным логическим навыком чтения;

во многих случаях для раскрытия главной мысли автор пишет несколько небольших абзацев; понимая такое построение текста, читатель должен среди нескольких абзацев, посвященных одному вопросу, находить абзац, главный по смыслу.

Читатель, углубленно изучающий то или иное произведение, достигнет хорощих результатов, если он вооружен знанием логики, приемов анализа и синтеза, обобщения и умозаключения в виде выводов. Оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями, умение мысленно восстановить сокращенное выражение умозаключения (энтимемы), знание теории доказательства, логических ошибок, понимание принятой автором последовательности дедуктивного или индуктивного рассуждения - все это помогает вдумчиво разобраться в изучаемом произведении.

Внимательное чтение предисловия или введения, продумывание выводов или заключения, обращение особого внимания на выделенные в тексте иным шрифтом слова или строки помогает глубже понять смысл прочитанного и разобраться в нем.

В прцессе изучения надо самостоятельно систематизировать, классифицировать, сводить в таблицы имеющиеся сведения, иногда строить графики, составлять схемы...

Главное - это воспитание самостоятельного и ясного суждения о прочитанном, настойчивое выяснение непонятного, неясного.

Содержание книги надо разграничить на составные смысловые части, разобраться в их соотношении и сделать основные выводы. Это содержание надо затем в главных деталях восстановить, вскрывая их взаимную связь, чтобы определить смысл целого, значение и ценность произведения не только самого по себе, но и в отношении того нового, важного, полезного, что оно дает для решения более общей проблемы. При этом надо понять, что дает книга для формирования научного мировоззрения читателя, усовершенствования его понятий, представлений, обогащения его мышления и памяти, а также для творческого изменения, улучшения жизни, практики, действительности...

Изучению определенного произведения иногда содействует ознакомление с историей его создания, с методами работы автора над ним, знание особенностей творчества, условий возникновения данного труда.

Систематичность изучения характеризуется упорным и настойчивым повторением трудовых условий, она связана с воспитанием усидчивости, трудоспособности, с умением ритмично и целесооразно организовать свой труд и отдых.

Лукреций Кар отмечает в своей поэме “О природе вещей”:

“Ибо все то, что хотя и легко, но упорно долбится,

Все ж уступает всегда и, в конце концов, поддается,

Разве не видишь того, как, падая капля за каплей,

Точит каменья вода и насквозь, наконец, пробивает”.

При изучении произведений огромное значение имеет мировоззрение читателя, определяющее собою его “точку зрения” на предмет, так как в случае ошибочного толкования прочитанного возникает “цепная реакция” неправильных мыслей.

Здесь уместно вспомнить глубокое замечание Д. И. Писарева, отметившего тот факт, что “ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах, а ошибка в словах вызывает ошибку в делах”.

Изучению помогает перечитывание. “Кто хочет серьезно изучить какой-нибудь предмет, - советует В. И. Танеев, - тот должен прибегать к более или менее частому повторению выдающихся произведений. Перечитывание во второй, третий или четвертый раз хорошей книги или хоть главы из нее приносит большую пользу уму и памяти”.

Основное значение при изучении имеет мышление читателя. Оно должно быть логически правильным - определенным, последовательным, непротиворечивым и обоснованным.

Само изучение классических произведений воспитывает читателя - его ум, память, мышление.

Особое образовательное и воспитательное значение имеют философские произведения. Их изучение активизирует мысль, организует самостоятельность, и логичность мышления, вводит в историю развития человеческой мысли, прошедшей удивительно сложный и трудный путь искания истины...

Самостоятельное изучение основных произведений того или иного автора полготавливает читателя к изучению других трудов этого автора и приводит к пониманию их взаимной связи.

Изучению трудов одного автора в их связи или изучение ряда книг разных авторов, но объединенных одной темой, общей проблемой и т. п., позволяет читателю установить связи в содержании круга произведений и подойти к подлинно систематическому изучению предмета.

Составление плана, его достоинства

План - это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. По образному выражению, - это “скелет произведения”. Примером плана к книге, правда, очень общего, отмечающего лишь узловые разделы. является обычно оглавление. Проглядывая его, не читая самой книги, можно получить представление об ее содержании и схеме построения. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги.

Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.

Планы могут быть подразделены на простые и сложные. Сложный план в отличие от простого имеет к части или ко всем основным пунктам еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют их содержание.

План может быть записан в виде схемы, отражающей взаимосвязь положений.

Удачно составленный план прочитанной книги говорит в конечном итоге об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

План имеет ряд достоинств, которые выдвигают его наравне с конспектами и тезисами, во вполне независимую, самостоятельную форму записи.

Самая краткая запись.

Именно благодаря этому план легко, переделывая, совершенствовать как по существу, так и по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание предмета.

Отражает последовательность изложения и обобщает.

Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой форме отразить последовательность изложения материала.

Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведения. В этой записи есть уже элементы обобщения, которые могут быть наиболее развиты в тезисах и конспектах.

Восстановливает в памяти содержание источника.

План, составляемый в процессе чтения, помогает легче уяснить содержание прочитанного, способствует ускоренной проработке материала.

План позволяет воспроизвести в памяти когда-то прочитанные источники, при этом он напоминает лишь самое главное, существенное.

Заменяет конспекты и тезисы.

Иногда подробно составленный план может заменить такие виды записей, как конспекты и тезисы. При хорошем владении материалом бывает, что в работе можно и нужно ограничиваться одним планом. Он поможет обобщить знакомый материал, систематизировать его.

Помогает составлению записей.

Руководствуясь пунктами плана и обратившись к подлиннику, можно составить и другие, уже более подробные и самостоятельные записи - конспекты и тезисы. На основе и с помощью плана они составляются без особых усилий. Причем, совершенно не обязательно составлять более сложные виды записей одновременно с планом. Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени, он поможет созданию конспекта или тезисов.

Улучшает сделанную запись.

Путем составления, например, подробного плана к конспекту можно легко и быстро выявить повторения и непоследовательность в изложении текста, улучшить запись, сделав ее логически четкой и последовательной.

Ускоряет проработку книг.

План в черновом виде, составленный попутно с чтением, может быть рекомендован для ускоренной проработки материала.

Помогает при длительной работе над источником.

План, составляемый к крупным произведениям, которые прорабатывают продолжительное время, позволяет рационально , без большой потери времени перед возобновлением работы воспроизвести в памяти прочитанное ранее.

Организует самоконтроль.

С помощью плана читатель сам контролирует степень усвоения текста (при самоконтроле подробные ответы на вопросы плана говорят о хорошем усвоении).

Сосредоточивает внимание и стимулирует занятия.

План настолько помогает сосредоточиваться даже при сильно рассеянном внимании и умственном утомлении, что его можно рекомендовать как стимулирующий внимание фактор. В этом случае обычно нет надобности составлять план ко всему материалу. Достаточно сделать подробный план к двум-трем страницам текста, как работа, которая не ладилась и шла вяло, начинает продвигаться быстро. Процесс попутного с чтением составления плана не позволяет отвлекаться, заставляет вникать в работу, в смысл читаемого, отображать его в виде заголовков содержания. А если читающий все же отвлекся, можно бегло прочитать пункты составленного ранее плана и мысленно раскрыть их содержание. Потерянная было связь быстро восстановится. А при новом сплошном чтении книжного текста не только теряется время, но и повышается утомляемость.

Тезисы

Заключение должно повторить дело

трактата и в сокращеньи обнять его

снова, чтобы читатель мог повторить

самому себе.

Н.В. Гоголь

В словах Н. В. Гоголя хорошо передана суть тезиса.

Тезис - заключение трактата (что?),

Тезис - сокращенно формулирует трактат снова (как?),

Тезис - для повторения (для чего?).

Тезис в записи - это положение, вбирающее в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится убедить читателя, вывод, к которому он подводит читателя.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать