Дистанционное обучение
p align="left">1.3 Дистанционное обучение как форма заочного образования

В исследованиях ученых [см.: 3.2; 3.3; 3.6. и др.] дискуссионным является вопрос, можно ли считать дистанционное обучение альтернативой существующей системы заочного образования и каким образом осуществить в современных условиях переход от сложившихся образовательных традиций к новым формам и методам, заложенным в дистанционном обучении.

По мнению экспертов [см.: 3.2; 3.3; 3.6.], современный ученик усваивает 20% из того, что видит, 50% - из того, что видит и слышит, и 70% той информации, что добывает самостоятельно (например, работая с Интернетом). Поэтому дистанционное образование не повредит обычной системе заочного образования. Скорее наоборот, откроет перед обучающимися новые возможности.

В основе заочной и дистанционной формы получения высшего образования заложен один и тот же принцип - самообучение.

Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.

Одним из наиболее привлекательных достоинств дистанционного обучения является возможность совмещения эффективности индивидуального обучения с экономичностью массового. По сути она представляет собой вариант автоматизированного обучения, в котором компьютер выполняет роль как учителя, так и администратора - организатора учебного процесса, с использованием локальных или глобальных коммуникационных сетей. Данная система образования позволяет начать обучение с любого момента в зависимости от подготовки обучаемого. Кроме того, она дает возможность повышения качества и интенсификации обучения. Каждый студент получает возможность самостоятельно определять сроки получения образования.

Образование личности - важнейшая общечеловеческая проблема современности. Все более очевидной эта истина становится в наступившем XXI веке - времени информатизации и компьютеризации всей общественной жизни. Академической общественностью системы образования России сегодня признано, что важнейшим и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.

Значимость дистанционного образования в отечественной педагогике достаточно подробно проанализирована в работах ученых: А.А.Андреева, В.Ф.Горнева, Ю.П.Господарика, В.И. Кинелева, В.П.Колмогорова, В.Н.Лазарева, А.В.Могилева, В.И.Овсянникова, О.П.Околелова, Е.С.Полат, А.Е.Петрова, В.И. Солдаткина, Э.Г.Скибицкого, В.П.Тихомирова, О.Б.Тыщенко, А.В.Хуторского, В.Д.Шадрикова, В.А.Шаповалова. Их взгляды отражают обширный диапазон представлений о сущности и содержании дистанционного образования, особенностях учебного процесса.

В педагогике в термин «дистанционное образование» вкладывается следующий смысл. Дистанционное образование (от лат. distantia - расстояние) - международный термин, трактуемый как «образование на расстоянии, обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и поэтому не вступающих в постоянный контакт с его преподавательским составом.

На основе этого определение дистанционное образование можно трактовать как по преимуществу самостоятельное образование (самообразование), в отличие от самообразования как такового включающее в себя в той или иной форме обратную связь с преподавателем (образовательным учреждением). К достоинствам заочного образования можно отнести:

· тщательно отработанные методики обучения, апробированные во времени и применяемые для больших групп обучаемых;

· отсутствие количественных ограничений студентов по отдельным курсам;

· индивидуализацию обучения, позволяющую студентам выбирать собственный темп и график учебной деятельности;

· предоставление возможности выбора преподавателя, который является экспертом по конкретной учебной дисциплине [см.: 2.8.].

Кроме того, в системе заочного обучения накоплен немалый опыт разработки методических и учебных материалов, заданий для самостоятельной работы, описаний лабораторных работ, тестирующих заданий. В настоящее время заочное образование теряет свою значимость, уступая место дистанционному образованию, основанному на новых информационных технологиях. В своем историческом развитии дистанционное образование реализовало три стадии обмена информации с обучаемыми: с помощью обычной почты (обмен бандеролями), кейс-технологий, сетевых технологий (телекоммуникации, e-mail, Internet, real chat и др.).

Однако, чтобы перейти от заочного к отвечающему современным стандартам дистанционному образованию, необходимо и новое планирование учебного процесса, и новое поколение специально предназначенных для самостоятельного изучения учебно-методических пособий и материалов, и новые подходы к проведению учебных занятий, аттестации, и применение новых информационных и телекоммуникационных технологий для обеспечения дистанционной поддержки обучения, и переподготовка педагогов для работы в новой образовательной сфере.

Следует отметить, что если заочное обучение является типично национальным феноменом - в каждой стране своя система, то дистанционное обучение на базе информационных технологий имеет интернациональный и глобальный характер. Кроме традиционных учебников студенты получают возможность доступа к большому объему текстовой, аудио- и видеоинформации, прохождения тестирования и предоставления выполненных работ, общение друг с другом на значительных расстояниях. Таким образом, обеспечивается гибкость, вариативность, доступность, удобство и скорость коммуникации для обучающихся. Суть же дистанционного образования сводится к максимизации преимуществ от самообучения, в создании условий, когда не преподаватель, а обучающийся является ключевой фигурой в процессе обучения.

Господарик Ю.П. [см.: 3.4.] также считает, что формирующаяся сегодня модель дистанционного обучения, в создании которой активное участие принимают колледжи и вузы, является, скорее, разновидностью заочного обучения, только с использованием компьютерных телекоммуникаций. В этой модели курсы дистанционного обучения представляют собой набор лекций, отправляемых пользователю порциями или целиком для самостоятельного изучения. Получив учебные материалы, пользователь (студент, абитуриент) работает с ними дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе. При этом учитываются индивидуальный стиль деятельности, способности и потребности пользователя, который может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее.

Современные программы дистанционного обучения, как правило, снабжены терминологическими и им подобными словарями, в некоторых случаях содержат ссылки, открывающие доступ к отечественным и международным базам данных. Предусмотрена периодическая отсылка по электронной почте выполненных пользователем заданий, которые рецензируются преподавателем-куратором и возвращаются к пользователю с замечаниями и рекомендациями.

Полат Е.С. [см.: 3.10.] считает, что заочное обучение нельзя смешивать с дистанционным хотя бы и потому, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность, причем не только между преподавателем и обучающимися, но и между обучающимися, независимо от того, на каком носителе расположено основное содержание обучения (в сетях или на CD). Взаимодействие осуществляется на основе компьютерных телекоммуникаций. Здесь все признаки учебно-вспомогательного процесса (учитель, учебник средства обучения, соответствующие методы обучения и организационные формы), чего нельзя сказать о заочной форме обучения.

Отсюда следует, что новая форма обучения не может быть полностью автономной, изолированной от других форм обучения. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим образовательным программам), с тем же содержанием. Но формы изучения материала, формы взаимодействия педагога и обучающихся, а также обучающихся между собой будут иными.

Различие этнических, культурных и социальных контекстов традиций, к которым принадлежат пишущие о дистанционном образовании авторы, обуславливают отсутствие общепринятого определения дистанционного образования. Такое положение можно считать естественным для нового направления, а многочисленность определений подтверждает в целом актуальность и новизну векторов исследований дистанционного образования. Андреев А.А. [см.: 2.1.] обращает внимание, что, довольно часто о дистанционном образовании даже специалисты говорят без необходимого понимания того, что стоит за этим понятием.

В области теории и практики дистанционного обучения и образования определенный категориальный аппарат складывается из различных научных подходов, взглядов и пониманий дистанционного обучения. В исследованиях, посвященных дистанционному образованию, мы можем найти многочисленные и разнообразные определения понятий самого дистанционного обучения. Их классифицируют как с точки зрения формы, метода, способа, процесса обучения, так и комплекса образовательных услуг, технологий.

Осуществим анализ общеизвестных представлений понятий «дистанционное обучение» по четырем направлениям:

· как эквивалент дистанционного образования;

· как форма получения образования (вид образовательной услуги);

· как метод получения образования;

· как форма и метод обучения.

Ряд исследователей считают дистанционное обучение синонимом дистанционному образованию. Так В.Ф. Дмитриева, В.И. Гладской, В.А. Рябов, В.Г. Прокофьев, Т.И. Самойленко, И.А. Соловьев в статье «Дистанционное образование: сущность, проблемы внедрения пишут: «Дистанционное обучение, в известной мере, является комбинацией этих двух форм (заочной и очной), в оптимальном варианте - возможностью обучения под руководством квалифицированных преподавателей известных вузов и техникумов в местах постоянного проживания абитуриентов». Этого же мнения придерживаются Е.А. Соколов и А.Р. Шабанов. Одновременно они смешивают понятия форм и методов дистанционного обучения, указывая, что это «некий аналог автоматизированных учебных курсов, предполагающий активную самостоятельную работу студента за компьютером в основном без участия преподавателя».

Господарик Ю.П. [см.: 3.4.] считает, что «дистанционное обучение - это образовательная система на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий, таких как электронная почта, телевидение и Internet. Это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения».

Дистанционное обучение - новая форма организации образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения здесь характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Дистанционное обучение - это организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий: аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникации (Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова) [см.: 2.5.].

Достаточно близким к предыдущему является определение А.В. Могилева [см.: 3.6.], у которого дистанционное обучение - это способ обучения, практика, «которая связывает преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в разных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие. Обеспечивается разными способами, такими, как обмен печатными работами через почту и телефакс, компьютерная конференция, видеоконференция».

Андреев А.А. [см.: 3.1.] имеет свое видение дистанционного обучения и предлагает следующее определение: «Дистанционное обучение - это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателями и обучающимися, причем процесс в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению». Он полагает, что предпочтительнее употреблять термин «дистанционное обучение» вместо «дистанционное образование», так как образование классифицируется не по расстоянию до обучающегося, а по назначению, по уровню, по области знаний, по отраслям и т.д.

Полат Е.С., А.Е. Петров [см.: 2.5.] определяют дистанционное обучение как новую специфическую форму обучения, предполагающую использование своеобразных подходов, методов, средств обучения, взаимодействия учителя и учащихся между собой.

Кравец В.А. считает, что дистанционное обучение, «занимая по форме промежуточное положение между очным и заочным, есть явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка должна обеспечить полный набор инструментов, позволяющих обучать индивидуально, обеспечивать всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование и т.д.

Ученые из института проблем информатики РАН Д.А. Богданова и А.А. Федосеев [см.: 3.2.] за основу берут удаленность учащегося от места обучения и использование новых информационных технологий в образовательном процессе. По их мнению, дистанционное обучение - это «обучение без отрыва от производства и без физического перемещения к месту расположения учебного заведения, основанное на использовании информационных технологий». Они предлагают считать дистанционными «…такие формы и методы обучения, которые представляют возможность исключить непосредственный личный контакт преподавателя с учащимися, независимо от природы применяемых технических и прочих средств». Для успешной реализации дистанционного обучения авторы, в отличие от Е.С. Полат, определяют следующие необходимые условия:

· доставку учебной информации учащемуся;

· осуществление обратной связи с преподавателями;

· обеспечение дистанционной групповой работы там, где это необходимо.

Обмен информацией в ходе обучения при этом осуществляется через различные средства дистанционной связи: от почты до телеконференций.

Как видим, приведенные формулировки и определения в большей степени носят общий описательный характер, отражая при этом какую-то одну или несколько сторон этого многогранного и сложного явления. Такой подход наводит на мысль, что в дистанционном обучении вообще не принято применять традиционные технологии, которые предусматривают использование учебных материалов в печатной форме, а в процессе обучения совсем отсутствует контакт преподавателя и обучающегося. Не учтена также ситуация, когда в процесс дистанционного обучения учащиеся могут быть территориально и не разделены большими расстояниями (проживают в одном городе, районе), однако при этом отсутствует возможность взаимодействия в процесс обучения вследствие асинхронности, т.е. режима и условий осуществления трудовой деятельности.

В приведенных выше определениях, кроме того, целостно не обозначено и то, что интерактивное взаимодействие может происходить не только между обучающимися и преподавателем, но и между самими обучающимися, со средствами обучения. Главное - процесс происходит в специфической дидактической системе, где субъекты образовательного процесса разделены в пространстве и во времени.

Анализ приведенных выше определений дистанционного обучения позволил сделать вывод, что наиболее полным и близким к рассматриваемой проблеме является определение дистанционного обучения, данное А.А. Андреевым [см.: 2.1.]: «Дистанционное обучение можно определить, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».

Не более ясная ситуация и с понятием «дистанционное образование». Поэтому прежде чем приступить к выявлению сущности данного словосочетания, определимся с понятием «образование», которое в истории отечественной педагогике претерпело несколько интерпретаций. Образование рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности (до 50-х годов ХХ века); позже - как процесс и результат совершенствования способностей.

«Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, - говорится в Федеральном Законе РФ «Об образовании», - сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенным государством уровня (образовательного ценза)» [см.: 1.2.].

Многие ученые при характеристике категории образования рассматривают его как систему, процесс, результат. Следовательно, дистанционное обучение можно рассматривать как новую форму обучения, а дистанционное образование, соответственно, как результат, как систему, как новую форму образования.

На основе историко-педагогического анализа эволюции форм получения образования в условиях информатизации общества мы пришли к выводу, что в идеале дистанционное образование можно рассматривать, как некоторую синтетическую форму, в которой будет сконцентрировано все лучшее и к которой при совершенствовании и развитии будут стремиться все известные в настоящее время формы получения образования.

Сторонники достаточно широкого определения, например, представитель заочной школы МИФИ - авторы программы развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000-2005 году, трактуют дистанционное образование, как любое обучение на расстоянии. С этой точки зрения традиционное заочное образование и обучение по переписке с полным правом могут быть названы разновидностями дистанционного образования. Другая достаточно распространенная крайность в трактовке - сведение дистанционного образования к образованию с применением компьютеров и новых информационных технологий (НИТ). При этом, с одной стороны, границы дистанционного образования предельно сужаются, а, с другой стороны, стираются, поскольку любое применение новых информационных технологий в учебном процессе дает повод говорить о «внедрении дистанционного образования». Такое мнение широко распространено среди руководителей учреждений среднего профессионального образования.

Интересным представляется мнение О.П. Околелова [см.: 3.9.], который считает, что «дистанционным образованием является учебный процесс в виртуальном пространстве, при котором субъекты образования (обучающиеся, преподаватель, тьюторы и др.) имеют пространственно-временную связь, а процесс обучения осуществляется на персональном компьютере с помощью телекоммуникаций». При этом под виртуальным процессом обучения понимается «целостная совокупность поступательно сменяющих друг друга в виртуальном пространстве образовательных ситуаций, в ходе разрешения которых учащимся и происходит его образование, воспитание и развитие».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать