Дистанционное обучение
p align="left">Технологии обучения должны быть адекватны моделям дистанцонного образования. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления системы дистанционного обучения могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.

Принцип мобильности обучения.

Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний данных для дистанционного обучения, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям.

Принцип интерактивности.

Особенность этого принципа состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов студентов с преподавателями, опосредованных средствами новых информационных технологий, но и студентов между собой. Опыт показывает, что в процессе дистанционного обучения интенсивность обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике дистанционного обучения этого принципа, например при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам этого процесса.

Принцип самоактуализации.

В условиях дистанционного обучения главное - это раскрытие интеллектуального, творческого потенциала личности. В дистанционной форме этот принцип особенно чувствителен, поскольку здесь, если не используется видеоконференция, обучающийся не виден и чувствует себя более раскованным. Одни, не считаясь с чувствами партнеров, могут сделать обидное замечание, другие, оскорбившись - уйти из сети, и преподавателю придется прилагать специальные усилия, чтобы разбираться в возникшем конфликте.

Принцип личностно-ориентированного подхода.

Опора на положительные качества личности обучающегося, на поощрение, а не наказание в какой-то ни было форме. Подчеркнем особую значимость данного положения для дистанционной формы обучения. Дело в том, что в очном общении мимика, жесты, интонация иногда могут нивелировать отрицательную эмоцию на реакцию преподавателя. В дистанционной форме эти возможности отсутствуют, и потому особенно важно в каждом контакте с обучающимися стараться поощрять их сильные стороны и стимулировать к самостоятельному поиску ошибок, рефлексии и преодолению возникающих трудностей. Даже если в дистанционной форме используются видеоконференции или видеосвязь, ощущение расстояния, отдаленности все равно остается. Преподаватель не все время находится в поле зрения слушателей, так же как и партнеры по учебному процессу и только при систематическом общении с участниками общего учебного процесса возможно оптимальное соотношение личного и коллективного, преодоление барьера социализации [см.: 2.11.].

Методы обучения. До сих пор приоритет остается за объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами, которые вполне коррелируют со структурой деятельности обучения: введение нового материала, его закрепление, воспроизведение (запоминание) и применение. Такое соотношение видов деятельности было адекватно целям формирования послушных исполнителей. В соответствии с определившейся в современной дидактике тенденцией, направленной на реализацию задачи формирования свободной творческой личности, на учебный процесс, в котором обучающийся является не объектом, а субъектом познавательной деятельности, приоритет должен быть за самостоятельными видами деятельности, самостоятельной активностью обучающихся по поиску, обработке, осмыслению и применению необходимой информации. Это вовсе не означает, что объяснительно-иллюстративные методы, фронтальные виды работ изгоняются из учебного процесса. Речь идет о смещении акцентов, о приоритетах.

Думается, во власти педагога шире и смелее внедрять такие подходы к обучению, которые основываются на деятельности сотрудничества, на методе проектов, в том числе и телекоммуникационных, на разноуровневом обучении по ряду предметов. Глобальное мышление должно стать одной из целей образования, развития человека.

Организационные формы обучения. Очевидным становится тот факт, что очная система занятий как единственная форма вступает в противоречие с перспективными методами и средствами обучения. Работа в малых группах, работа над проектами, работа по разным уровням не может уложиться в строгий регламент занятий. Она требует более гибких форм организации занятий.

Хотелось бы подчеркнуть главную мысль: успех образования зависит от желания студента учиться, от его самостоятельной активности. Потребность же в обучении и активность обучающихся обусловлены адекватностью целей образования потребностям развития общества.

Таким образом, можно отметить, что технология образования заочного обучения зависит от принципов, методов и форм. Формы обучения должны гарантировать качество образования, чему должна способствовать ниже приведенная программа.

2.2 Учебная программа как средство дистанционного обучения

Необходимость изучения курса обусловлена требованиями современности, так как курс по выбору «Система заочного образования в России» поможет сформировать знания студентов в системе высшего образования и технологии дистанционного обучения, столь необходимой при заочной форме обучения.

2.3 Эффективность технологии дистанционного обучения

Одной из особенностей развития современного общества является процесс информатизации, который приобрел в настоящее время глобальный характер. Под воздействием информатизации в настоящее время происходят изменения во всех сферах жизни. Одним из элементов информатизации являются новые информационные технологии, применение которых позволяет находить новые подходы в решении различных проблем. Следствием общей информатизации общества является информатизация образования, одной из форм которой является дистанционное обучение. Элементом дистанционного образования является дистанционная образовательная технология. Однако наряду с интенсивным внедрением новых образовательных технологий в учебный процесс возникает вопрос: насколько эффективна дистанционная система обучения?

1. Новые источники знаний

До последнего времени в процессе извлечения знаний между учеником и знаниями существовал единственный посредник - учитель.

Однако с развитием техники возникло принципиально новое явление - дистанционное обучение, в котором кроме учителя и ученика (субъекта и объекта) появляется нечто новое, не формулируемое единым термином. С одной стороны - это технический посредник (компьютер) с другой стороны - это бесконечный источник знаний, работающий в режиме мгновенного получения любой информации (интернет). Данный источник знаний действительно имеет двойную сущность: с одной стороны пространство интернет может быть представлено в виде продолжения субъективного Я ученика, продолжения его чувств в виде виртуальной реальности. С другой стороны, та же виртуальная реальность представляет собой объективный набор информационных ресурсов, контактирующий с Я ученика посредством экрана компьютера.

2. Психологический комфорт обучающихся

Кроме диалога учителя и ученика, контроля учителя за учеником, возникает дополнительная необходимость познать инструмент, обеспечивающий не диалог, а общение втроем, причем в данном общении все стороны треугольника становятся равноценны: учитель - Интернет - ученик, и структура преподнесения учебного материала совершенно меняется по сравнению с классической схемой.

Данная схема принципиально меняет подходы к процессам, определяющим структуру познаваемости окружающего мира, а также схемам извлечения знаний из окружающего мира и пространства знаний. Проблема извлечения знаний все больше начинает представлять собой проблему извлечения знаний из виртуального, а не реального пространства. Соответственно реальный мир подменяется виртуальным.

На сегодняшний день существует большое количество различных технологий формирования курсов дистанционного обучения, однако не существует четкой концепции формирования подобных курсов. Проблема отсутствия единой концепции и отсутствия анализа процесса извлечения знаний на основе новых информационных технологий, учитывая экспоненциальный рост количества обучающихся посредством дистанционного обучения, может в конечном счете привести к понижению эффективности образовательного процесса.

Ограниченность курса, отсутствие живого контакта с учителем и возможность расширения определений и формулировок, порождают недопонимание и в конечном итоге сказываются на качестве обучения.

3. Новые подходы к системе обучения

Новые информационные технологии открывают совершенно иные возможности в системе обучения. Дистанционное обучение приводит к более демократичным отношениям ученика и преподавателя, высвобождает массу времени, предполагает индивидуальный подход, возможность возвращаться к пройденному материалу бесчисленное количество раз и пр. Но, что самое главное, возникает принципиально новый источник информации, фактически безграничный - это мировые Интернет - ресурсы.

Однако преимущества дистанционного обучения в ряде случаев оборачиваются его недостатками. Так, согласно исследованиям, к числу недостатков обучаемые причисляют:

- избыточное количество информации

- чрезмерное дробление дискуссий (фрагментарность)

- проблемы, связанные со временем (асинхронность и пр.)

- отсутствие мгновенного отклика преподавателя на вопрос

Хотя в литературе по дистанционному обучению такие его свойства, как асинхронность, модульность, информативность относят к его положительным качествам.

Таким образом, дистанционные технологии, внедряемые в образовательный процесс, требуют более тщательной дидактической проработки, отработки методик усвоения знаний, анализа приоритетов влияющих факторов, и эффективность работы обучающего и обучающихся в дистанционной среде будет напрямую зависеть от научности и методической целесообразности разработанных приемов, форм, методов и технологий обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Система высшего образования, в обобщенном виде, может быть сведена к трем типам: одноуровневая, ступенчатая и многоуровневая.

2. Традиционная система высшего заочного образования все более заметно отстает от быстро изменяющейся жизни. Выпускники современной системы высшего заочного образования России, входящие в складывающуюся транснациональную экономику должны обладать унифицированными кодами освоения локальных и глобальных процессов развития цивилизации и культуры.

3. В образовательном обществе востребована личность, способная к самообразованию. Обеспечение непрерывности образования является социальным заказом общества. Дистанционная форма обучения способна обеспечить постоянный образовательный рост личности. Дистанционное обучение, по сути, представляет собой личностно-ориентированную форму обучения. Оно представляет свободу выбора преподавателя (тьютора), возможность подбора учебного материала в зависимости от информационной потребности обучающегося. В отличие от заочной формы средства связи в дистанционном обучении максимально оперативны, учебные программы и курсы гибки и индивидуальны.

4. Дистанционное обучение развивается колоссальными темпами, этому способствует и развитие сети Интернет, и рост ее информационных и коммуникационных возможностей. Однако, дистанционные технологии, внедряемые в образовательный процесс, требуют более тщательной дидактической проработки, отработки методик усвоения знаний, анализа приоритетов влияющих факторов, и эффективность работы обучающего и обучающихся в дистанционной среде будет напрямую зависеть от научности и методической целесообразности разработанных приемов, форм, методов и технологий обучения.

Скорее всего, дистанционное обучение становится альтернативой заочной формы обучения, но лишенной его недостатков (прерывистость учебного процесса, отсутствие постоянной обратной связи, затрудненный доступ к библиотечным фондам).

Система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.

Выводы исследования не претендуют на исчерпывающее решение всех проблем, связанных с организацией дистанционного образования, в силу того, что эти проблемы сложны и многоаспектны. Дальнейшее исследование в этой области может быть посвящено более детальному изучению возможности перехода на сетевую технологию дистанционного обучения на основе использования Интернет как новой коммуникационной среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативные документы

1.1. Закон РФ «Об образовании». Ст.8, Екатеринбург - 2009.

1.2. ФЗ от 10.01.2003 №11-ФЗ. О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском

профессиональном образовании» [Текст]: СЗ РФ. - 2003. - №2. - ст.163

2. Учебные пособия и монографии

2.1. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация [Текст] - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 350 с.

2.2. Бернадский, А.М. Дистанционное образование на базе новых ИТ [Текст] / А.М.Бернадский, И.Г. Краевский. - Пенза, 1997. - 55 с.

2.3. Вержбицкий, К.Г. Дистанционное образование в России и за рубежом: информационно-аналитический аспект. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. - 78 с.

2.4. Волов, В.Т., Четыркова, Л.Б., Волова, Н.Ю. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы [Текст] - Самара, 2000. - 343 с.

2.5. Полат, Е.С. Дистанционное обучение [Текст] / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2005. - 192 с.

2.6. Полат, Е.С Определение эффективности дистанционной формы

обучения //Качество дистанционного образования.

Концепции. Проблемы. Решения: Материалы международной

научно-практической конференции [Текст]: Е.С.Полат/ - М.: Изд-

во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-412 с.

2.7. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного

обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений/[Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров идр.]; под ред.

Е.С.Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 400 с.

2.8. Романов, А.Н. Технология дистанционного обучения в системе заочного образования [Текст] - М.: Юнити, 2000. - 303 с.

2.9. Теория и методика обучения экономике [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н.Е.Попова, А.А.Лобут; ГОУ ВПО «Урал.гос.пед.ун-т». - Екатеринбург, 2008. - 297 с.

2.10. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным

методикам обучения [Текст]/А.В. Хуторской. - СПб.:Питер, 2004.-

541 с.

2.11. Щенников, С.А. Открытое дистанционное образование [Текст]:

С.А.Щенников/ - М.: Мирос, 2002. - 268 с.

3. Статьи из журналов и газет

3.1. Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Текст] / А.А. Андреев // Дистанционное образование. - 1997.- № 4. - с. 16-19.

3.2. Богданова, Д.А. Проблемы дистанционного образования в России [Текст] / Д.А.Богданова // Информатика и образование. - 1996. - №3. с. 94-99.

3.3. Быстрицкий, В.А. Обратная связь в процессе дистанционного обучения [Текст] // Система обеспечения качества в ДО. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002. - Вып.4. - с. 144-148.

3.4. Господарик, Ю.П. Дистанционное обучение и средняя школа [Текст] / Ю.П. Господарик // Дистанционное образование. - №5. с.10-17.

3.5. Домрачеев, В.Г. Дистанционное обучение на базе электронной почты [Текст] / В.Г. Домрачеев, А.В. Багдасарян // Высшее образование в России. - 1995. - №2. - с. 79-87.

3.6. Могилев, А.В. Концепции развития сферы дистанционного обучения в региональном вузе [Текст] / А.В. Могилев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 32с.

3.7. Моисеева, М.В. Координатор как ключевое фигура процесса ДО [Текст] // Дистанционное образование. - 2000. - №1. - с. 25-29.

3.8. Овсянников, В.И. Заочное и дистанционное образование: близнецы или антиподы? [Текст] // Открытое образование. - 2002. - № 2. - с. 64-73.

3.9. Околелов, О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования [Текст] /Дистанционное образование. - 2000. - № 3. - с. 37-43.

3.10. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения [Текст] / Е.С. Полат // Информатика и образование. - 2001. - №6. - с. 38-42.

3.11 Сергеенко, А.А. Некоторые аспекты развития ДО и управление

его процессом [Текст] // Научные труды ИПО СГА. - Вып. № 7.

- М.: СГУ. - 2003. - с. 93-101.

3.12. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное

образование [Текст] // Педагогика. - 1995. - №5. - с. 14-19

3.13. Сивцова, Л.К. Социализация и адаптация [Текст] // Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. - Барнаул, 1994. - с. 56-69.

3.14. Скибицкий, Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения [Текст] / Э.Г. Скибицкий // Дистанционное образование. - 2000. - №1. - с. 21-25.

3.15. Смирнов, С.А. Электронный учитель и живой учитель: Конкуренты, друзья или сотрудники? [Текст] // Компьютер в школе. - 1999. - №2. - с. 22-24.

3.16. Старов, М.И., Чванова, М.С., Вислобокова, М.В. Психолого-педагогические проблемы общения при дистанционном обучении [Текст] // Дистанционное образование. - 1999.- № 2. - с. 26-31.

3.17. Тестов, В.А. О проблеме понимания при обучении в системе дистанционного образования [Текст] // Труды СГУ. Вып.65. - М., 2004. - с. 25-33.

3.18. Тестов, В.А., Ардонская, Р.В. Дистанционное обучение в вузе: проблемы и перспективы [Текст] // Труды СГУ. Вып.38. - М., 2001. - с. 7-14.

3.19. Хубаев, Г.П. Дистанционное экономическое образование [Текст] // Высшее образование в России. 1997. - № 3. - с. 112-118.

3.20. Хуррельман, К. Социальная структура и развитие личности: Введение в теорию социализации [Текст] // РЖ Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. «Социология». - 1997. - №1. - с.5-12.

3.21. Хуторской, А.В. Концепция дистанционного обучения [Текст] // Дистанционное и виртуальное обучение: Дайджест российской и зарубежной прессы. - М.: СГУ, 1999. - №4. - с.21-28.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать