Дистанционное обучение
p align="left">Нельзя не представить и мнение В.Ф. Горнева, который указывает на то, что термин «дистанционное образование» не отражает существа вопроса и вносит семантическую неясность при обсуждении проблемы, так как образование есть результат обучения, но не форма получения знаний. Обучающие технологии должны обеспечить необходимый уровень знаний, умений, навыков, и можно говорить только о методах получения знаний, т.е. об обучающих технологиях. Автор усматривает отличия в указанных формах обучения только в соотношении времени общения преподавателя с обучающимися, причем установленных норм здесь нет. Органическое введение информационных технологий в процесс обучения позволяет изменить это соотношение без снижения уровня знаний, поэтому предлагается употреблять термин «компьютерно-ориентированные обучающие технологии».

Одновременно с рассматриваемыми высказываниями авторов часто трактуют дистанционное образование и как совокупность образовательных услуг. В «Концепции создания и развития дистанционного образования в России» (Постановление Госкомвуза России № 6 от 31 мая 1995 г.) приводится следующее определение: «Дистанционное образование - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.д.).

Действительно, дистанционное образование как особая сфера человеческой деятельности, которое появилось в середине XX века, в связи с бурным развитием компьютеров и телекоммуникационных технологий, в настоящее время служит целям непрерывного образования, и главной ценностью его являются не знания, умения, навыки, а информация. По мнению Г.П. Ильина, возникла небывалая образовательная ситуация: «…основной проблемой становиться не усвоение огромного и постоянно увеличивающегося объема знаний или хотя бы ориентация в потоке все возрастающей информации, а проблема прямо противоположная: получение, создание, производство уникального знания, в котором назрела личностная потребность».

Важным отличительным признаком дистанционного образования является его функционирование в условиях Единого информационного образовательного пространства. Информационно-образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Важнейшей деятельностной характеристикой дистанционного образования является особые отношения и связи ее участников, которые в рамках этих отношений осуществляют взаимодействие друг с другом, тем самым создают необходимые предпосылки отнесения их отношений к дистанционному образованию как совокупному предмету деятельности.

Реально защищенным в социальном отношении может быть инициативный и образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и социального заказа. В контексте тенденций развития глобального образования эффективность системы образования (прежде всего профессионального) должна проявляться в ее способности не только вооружать знаниями обучающегося, но, и это, главное, формировать потребность в непрерывном и самостоятельном овладении ими, развивать умения самообразования, вырабатывать свой индивидуальный творческий стиль.

Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения не только среднего и высшего профессионального образования, но и дополнительного профессионального образования.

Российские ученые указывают на то, что в процессе развития и интеграции отечественной системы дистанционного образования в глобальное образование необходимо диверсифицировать структуры образовательных программ, что даст возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Именно таким образом можно создать содержательную основу для перехода к принципам «образование в течение всей жизни» и «образование для всех».

Подводя итог анализу основных понятий, определим смежные научные области, с позиции которых изучаются и используются термины «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». Таковыми являются:

· экономика - дистанционное образование как образовательная услуга;

· эргономика - дистанционное образование как наилучший вариант обучения доступный каждому;

· педагогика - дистанционное образование как форма, метод обучения, процесс получения образования, как система обучения;

· технология - дистанционное образование, как инновационная технология обучения, оригинальный вариант технического совершенствования процесса обучения;

· лингвистика - буквальный перевод «дистанционное образование».

Таким образом, дистанционное образование можно определить как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии, в рамках которого используется дистанционное обучение.

Нельзя не обратить внимание на характерные черты дистанционного образования. Анализ отечественных и зарубежных литературных источников показывает, что исследователи дистанционного образования в целом единодушны в их определении. К ним относятся:ни образовательная ситуация: "нностью его являются не знания, умения, навыки, а информаци навыками, необходимыми для обми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучествления пдеятельности обучающихся по ов

1. Гибкость: обучаемые в системе дистанционного образования (СДО) в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Обучаемый имеет возможность на организацию своего обучения в необходимом временном ритме, необходимом ему для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

2. Модульность: в основу программ дистанционного образования положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

3. Параллельность: обучение может проводиться с одновременным осуществлением профессиональной деятельности или учебной в другом заведении.

4. Асинхронность: процесс обучения, осуществляемый с использованием дистанционных технологий, протекает по удобному для обучающего и обучаемого расписанию или графику независимо от времени.

5. Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного образования показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

6. Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе дистанционного образования (СДО) предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.

7. Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в дистанционном образовании используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества дистанционного образования, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы образования. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов дистанционного образования, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в СДО должна быть создана единая система государственного тестирования.

8. Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения - эта совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучаемым в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Технология обучения строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Материал, предлагаемый к освоению, аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного образования в соответствии с имеющимися в стране образовательными стандартами, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т.д.

9. Опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном системы дистанционного образования являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они предназначены для обеспечения образовательных процессов:

· необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

· обратной связью между преподавателем и обучаемым, а также самих обучаемых между собой;

· обменом управленческой информацией внутри системы дистанционного образования;

· выходом в международные информационные сети;

· включением в систему дистанционного образования зарубежных пользователей.

Перечисленные черты дистанционного обучения и образования являются основанием для пристального интереса к нему. Они четко и ясно обозначают преимущества этого вида обучения перед традиционной образовательной практикой, создают предпосылки к широкому распространению и использованию возможностей дистанционного обучения.

Во-первых, гибкость дистанционного образования обуславливает его массовость и социальную направленность. По одним и тем же программам в одном и том же учебном заведении могут обучаться одновременно тысячи людей. Кроме того, развивающейся экономике требуются высококвалифицированные специалисты, отвечающие требованиям современного производства, но достаточного времени и соответствующих технологий на подготовку и переподготовку специалистов у них нет. Дистанционное образование позволяет обеспечить подготовку или переподготовку персонала без отрыва от производства и с меньшими затратами на обучение.

Во-вторых, рентабельность. Если посчитать затраты времени, сил, транспортные расходы и жизнь вдали от дома, то дистанционное образование можно назвать одним из самых недорогих видов образования. Появляется также возможность учиться по зарубежным учебным программам и курсам, не покидая место жительства. Безусловно, такое обучение не бесплатно, однако затраты для граждан на него значительно меньше, чем на обучение по этим программам с выездом за границу [см.: 2.1.].

Дистанционное образование, органически вписываясь в систему непрерывного профессионального образования, отвечает принципу гуманистичности, в соответствии с которым все должны иметь возможность в получении образования. Поэтому, особое внимание следует уделить определению потенциальных потребителей дистанционного образования. В настоящее время в дистанционной форме получения образования нуждаются следующие группы населения:

· лица, всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах страны, удаленных от вузовских центров;

· лица, желающие приобрести новые знания или получить высшее/второе образование;

· обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы;

· лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой и других специфических условий (сельские жители, спортсмены, вахтовики, кочевники и т.п.);

· лица, проходящие срочную службу в рядах вооруженных сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;

· лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды, раненые, находящиеся на излечении в госпиталях, лица, нуждающиеся в обучении на дому и т.п.);

· корпус менеджеров различного уровня, преподавателей и других специалистов, нуждающихся в переподготовке и повышении квалификации;

· субъекты и объекты пенитенциарной системы (осужденные и обслуживающий персонал исправительных колоний);

· лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;

· уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в службах занятости;

· иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.

Все категории потребителей дистанционных образовательных услуг, так или иначе, не имеют возможности обучаться в традиционной системе и для них дистанционное образование - это нередко единственный способ получить образование.

Развитие дистанционного обучения также выявило тенденцию интернационализации, создание международных образовательных структур различного назначения. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок; решения геополитических задач. При этом дистанционные методы обучения, основанные на современных технологических достижениях, обладая высокой степенью территориального охвата, играют все более значимую роль в профессиональном образовании разного уровня.

К наиболее важным направлениям формирования современной системы открытого образования, сформулированных Институтом информатизации ЮНЕСКО, можно отнести:

§ повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием современных информационных технологий;

§ обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;

§ обеспечение большой доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;

§ повышение креативности в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах.

Таким образом, всесторонний анализ сущности дистанционного обучения и образования убедительно показывает многоаспектность и сложность данного явления, недостаточную изученность данной проблемы в российской сфере образования, но столь актуальную в настоящее время как для очного, так и заочного образования.

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

2.1 Технологии образования заочного обучения: принципы, методы формы

Сегодня, дистанционное обучение - это прогрессивная форма заочного образования. Дистанционная форма обучения рассматривается как одна из элементов системы непрерывного образования. Технологии образования заочного обучения являются непременной основой дистанционного обучения. Дистанционное обучение должно соответствовать принципам. Принципами обучения принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями направляющими практику обучения в вузе. Учеными в области дидактики рассматриваются, по утверждению С.И. Архангельского, «как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса, как система общих и принципиально важных ориентиров, которые определяют содержание, методы, организацию обучения и способы анализа его результатов» [см.: 2.4.].

Перечислим основные принципы образования.

Принцип гуманистичности обучения.

Сущность заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения, освоения избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.

Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в системе дистанционного обучения.

Проектирование системы дистанционного обучения необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания системы дистанционного обучения.

Принцип выбора содержания образования.

Содержание образования системы дистанционного обучения должно соответствовать нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта РФ.

Принцип обеспечения безопасности информации.

Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.

Принцип стартового уровня образования.

Эффективное обучение в системе дистанционного образования требует определенного набора знаний, умений, навыков (например, навыки обращения с компьютером).

Принцип соответствия технологий обучения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать