Личностно-ориентированное обучение на уроках информатики

Личностно-ориентированное обучение на уроках информатики

88

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И ДИСКРЕТНОЙ МАТЕМАТИКИ

Купина Лариса Викторовна

студентка 5 курса специальность «Информатика»

математического факультета

Личностно - ориентированное обучение на уроках информатики

Дипломная работа

Научный руководитель:

к.п.н., Селиванова Эрнестина Тимофеевна

Новосибирск 2004

Оглавление.

Введение

Глава 1. Личностно - ориентированное обучение информатике

1. Образование - основа развития личности

2. Личностно - ориентированное обучение информатике. Принципы построения

2.1. Личностно - ориентированная система обучения

2.2. «Обученность» и «образованность»

2.3. «Проектирование» и «прожектирование»

2.4. Реализация модели личностно - ориентированного обучения на уроках информатики

2.5. Учебный процесс в теории личностно - ориентированного обучения.

2.6. Учебная программа информатики в теории личностно ориентированного обучения

2.7. Образовательный процесс

2.8. Подход к личностно - ориентированному обучению.

3. Технология личностно -ориентированного обучения информатике

3.1. Индивидуальность в образовательном пространстве.

3.2. Краткие требования к организации личностно - ориентированного обучения.

3.3. Образовательная среда

3.3.1. Урок - элемент образовательной среды

3.3.2. Требования к личностно - ориентированному уроку

3.3.3. Критерии деятельности учителя

4. Организация личностно - ориентированного урока информатики

4.1. Все ли уроки личностно - ориентированны?

4.2. Личностно - ориентированный урок

5. Критерии эффективности личностно - ориентированного урока

5.1. Подготовка к уроку

5.2. Контроль за ходом урока

5.2.1. Самоконтроль и самокоррекция

5.3. критерии эффективности работы учителя

6. Изучение личности ученика в образовательном процессе

7. Построение образовательной среды по изучению индивидуальности ученика

7.1. Строение образовательной среды в традиционной школе

7.2. Строение образовательной среды в личностно - ориентированном пространстве

7.3. Организация образовательной среды в личностно - ориентированной системе.

Глава 2. Практическая реализация аспектов личностно - ориентированного обучения информатики

1. Современная концепция изучения информатики.

2. Общая характеристика учебного предмета «Информатика

2.1. Общая характеристика предмета в основном (общем) образовании.

2.2. Общая характеристика предмета в среднем (полном) образовании.

3. Цели изучения информатики.

3.1. Цели изучения информатики в основном (общем) образовании.

3.2. Цели изучения информатики в основном (общем) образовании.

4. Разработка личностно - ориентированных уроков по теме «Язык разметки гипертекста»

4.1. Планы - конспекты уроков

Рекомендации к проведению уроков

Таблица

Заключение.

Приложения

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Говорили, что скоро взамен теперешних шпаргалок появятся электронные, т.е. «микромозг» величиной с косточку от вишни… которая всегда и всюду подскажет все, что окажется в данный момент необходимым. Но Пиркс не верил в это, считая - и не без оснований, - что когда появится такой аппарат, уже не нужны будут курсанты.

С.Лель. «Испытание»

Прошло более десяти лет, как начались преобразования в стране. Для истории срок небольшой, но для страны немалый, если иметь в виду те сложные процессы, которые сопровождают путь реформирования России, большие изменения произошли и в образовании: появились разнотипные учебные заведения, разработан новый образовательный стандарт, стали более гибкими, вариативными формы и сроки обучения. Важным субъектом образования выступают теперь родители, предъявляющие повышенные требования к качеству преподавания, оказывающие материально-финансовую поддержку школе. Особое внимание родители обращают на изучение в школе такой образовательной дисциплины как «Информатика».

Процесс информатизации общества на современном этапе ставит перед педагогической наукой задачу организовать подготовку школьников таким образом, чтобы они были готовы осмысленно и творчески использовать информационные технологии в своей учебной и профессиональной деятельности. Для того, чтобы осуществить такую подготовку нужно создать наиболее благоприятные условия для развития ученика как индивидуальности.

Информатика подходит для осуществления этих условий как нельзя более кстати, т.к. включает в себя некоторые части многих образовательных областей (физика, математика, а также область творческого исследования (рисование, литература) и др. (в зависимости от линии изучения информатики)). Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, траектория его собственного развития ему еще не ясна. И не стоит с этим торопиться. Большую помощь в раскрытии ребенка как личности может сыграть изучение фундаментальных основ информатики (теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии и социальная информатика).

Основная и очень ответственная задача учителя -- раскрыть ин-дивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Потому-то и надо начинать не с отбора по способностям и даже не с формирования желаемых обществу качеств личности, а с квалифицированного педагогического изучения каждого ученика как индивидуальности. И только когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять формы его дальнейшего обучения.

Цель дипломной работы -- раскрыть технологию построения личностно - ориентированного обучения на уроках информатики, показать , насколько эффективен и устойчиво восприятие и ребенка на личностно - ориентированном уроке. На конкретном примере описать возможность реализации на практике личностно - ориентированного урока .

В своей работе я рассматривала личностно-ориентированное обучение на уроках информатики в общеобразовательной средней школе с позиции психологии, интересующейся прежде всего индивидуальностью ребенка, условиями ее становления, проявления, развития под влиянием обучения, а также с позиции информатики которая становится огромным вспомогательным инструментом в развитии у учащихся целостного видения мира, ориентацию на овладение методологическими знаниями (не только знаниями информатики) и способами продуктивной деятельности, формирование умения решать содержательные задачи, знакомство с принципами формализации и моделирования, выработку готовности к принятию решений на основе адекватной оценки получаемой информации, осознание глобальных проблем современности.

Актуальность поднимаемых в работе проблем обусловлена необходимостью пересмотра подхода к ведению уроков в образовательной области информатика, не только в содержании образования (что связывается обычно с изменением учебных планов, программ, учебников), но и в технологии образовательного процесса, понимаемого нами как своеобразное сочетание обучения и учения Специально организуемое обучение является основным, но далеко не единственным источни-ком этого опыта.

В работе заложен ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для понимания личностно-ориентированного обучения информатике: его проектирования, реализации в практике работы школы. Эти позиции :

* личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей;

* образовательный процесс личностно-ориентированного обучения информатики представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

* содержание информатики, её средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме; (в информатике существует много возможностей представить изучаемый материал в различных интерпретациях)

* критериальная база личност-но-ориентированного обучения информатики учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, на-выков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);

ГЛАВА 1. Личностно - ориентированное обучение информатике.

Один, который нас творил. Другой, который мы от века творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

1. Образование - основа развития личности

В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фак-тора становления и развития личности как ин-дивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в ко-торой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ценности, требова-ния, адаптируется к ним, а с другой -- активно созда-ет для себя необходимые условия для вхождения в куль-туру общества сообразно своим индивидуальным осо-бенностям, мировоззренческим ценностям и личност-ным установкам.

Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповто-римом своеобразии. Это должно обеспечиваться обра-зовательным процессом, основная функция которого -- организация единого пространства познания и индиви-дуального развития.

2. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННое ОБУЧЕНИЯ информатике:ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

2.1. Личностно - ориентированная система обучения.

Что такое личностно-ориентированная система обучения информатики? В чем инновационный подход к проектированию этой системы? Попытаемся в этом разобрать-ся.

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для раз-вития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным. Проблема в другом: как понимать личность, где искать источники ее развития.

Нельзя сказать, что школа и учителя, в частности не ставили перед собой цель разви-тия личности. Наоборот, эта цель постоянно декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития. Существовали модели этого развития, они описывались в виде социокультурных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, как выразитель их содержания. Последнее задава-лось идеологией, господствующей в обществе.

Личностно-ориентированная педагогика, строя процесс обуче-ния и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли внешних воздействий (роли педагога, кол-лектива, группы), а не саморазвития отдельной личности.

Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие ди-дактические модели, через которые реализовывался индивиду-альный подход в обучении. Он сводился в основном к разделе-нию учащихся на сильных, средних, слабых; к педагогической кор-рекции через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овла-дению этим материалом (программированное, проблемное обу-чение). В рамках такого индивидуального подхода проводилась предметная дифференциация, которая, кстати, востребовалась только одним социальным институтом -- вузами. Во всех же ос-тальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не имела существенного значения. Общеобразовательная школа в основном готовила к вузу, и этот социальный заказ выполняла через предметную дифференциацию, при этом нивелировалась духовная дифференциация (индивидуальные различия, связанные с традициями семьи, укладом жизни, отношением к религии и т.п.).

Модели личностно-ориентированного обуче-ния были подчинены задаче развития познавательных (интеллек-туальных) способностей. Средством развития этих способ-ностей считается учебная деятельность, которая строится как «эта-лонная» по своему содержанию и структуре.

Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний. Чем лучше были организованы знания в системе (по теоретиче-скому типу), тем выше была обучаемость. Зависимая от содер-жания, специального конструирования учебного материала, обу-чаемость тем самым рассматривалась не столько как индивиду-альная, сколько как типовая особенность личности. Эти модели объ-единяет следующее:

* признание за обучением определяющего основного источника развития личности;

* формирование личности с заранее заданными (планируемы-ми) качествами, свойствами, способностями («стань таким, как я хочу»);

* понимание развития (возрастного, индивидуального) как на-ращивание знаний, умений, навыков (увеличение их объема, ус-ложнение содержания) и овладение социально-значимыми эта-лонами в виде понятий, идеалов, образцов поведения;

* выделение и отработка характеристик личности как продукта «коллективный субъект»;

* определение механизма усвоения обучаю-щих воздействий в качестве основного источника развития лич-ности.

В настоящее время существует иной подход к пониманию и организации личностно-ориентированного обу-чения. В основе его лежит признание индивидуальности, са-мобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.

Этот термин означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектный опыт называют личным, собственным, индивидуальным, прошлым, житейским, стихийным и т.п. В этих названиях фиксируются разные аспекты, источники приобретения этого опыта. Употребляя термин «субъектный опыт», нужно подчеркнуть его принадлежность конкретному человеку как носителю собственной биографии.

В рамках этого подхода ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта. Будем исходить из следующих положений.

* Образование -- это не только обучение (воспитание), но и учение, как особая индивидуальная деятельность учени-ка.

* Учение не есть прямая проекция обучения.

* Ученик не становится субъектом обучения, а им изна-чально является как носитель субъектного опыта (в обуче-нии происходит «встреча» заданного с уже имеющимися субъ-ектным опытом, обогащение, «окультуривание» последнего, а вовсе не его порождение).

* Субъектность (индивидуальность) проявляется в избира-тельности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, спосо-бах проработки учебного материала, эмоционально-лично-стном отношении к объектам познания.

2.2. «Обученность» и «образованность»

Включенность субъектного опыта в процесс познания (усвое-ния) определяет различие таких понятий, как «обученность» и «образованность». Обучить в принципе можно всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуаль-но выработанные способы учебной работы и руководствуясь лич-ностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает.

Следует различать знания и информацию. Научная информа-ция дается через содержание учебного материала. При усвоении этой информации ученик «пропускает» ее через свой субъ-ектный опыт и превращает в индивидуальное знание. Иного пути формирования знания просто нет. Но и учитель, сообщая науч-ную информацию, выражает свое отношение к ее содержанию, использует собственный субъектный опыт. Происходит сложное согласование двух носителей знания -- ученика и учителя, как равноправных содержателей знания.

Итак, обучение и учение взаимосвязаны, но не тождественны. Обучением через его содержание задаются социокультурные об-разцы познания, поведения, обязательные для всех.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать