Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников

Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников

59

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические подходы к проблеме духовного воспитания школьников - подростков.

1.1 Духовное воспитание: специфика понятия

1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

1.3 Музыка как средство духовного воспитания школьников-подростков

Глава II. Реализация духовного воспитания подростков в учебно-воспитательном процессе.

2.1 Анализ программы «Музыка» в 5-7 классах: духовный аспект

2.2 Разработка уроков музыки с использованием духовных произведений

Заключение

Список используемых источников

Введение.

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.

В связи с происходящими в обществе социально-экономическими изменениями к современной школе предъявляются совершенно новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями самостоятельного пополнения. Школа переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, вооружающих учащихся только некоторым объемом знаний, на более глубокое личностно-ориентировочное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности, и сформировать навыки активной жизненной позиции.

Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня духовное воспитание приобретает особое значение. На общетеоретическом плане духовное воспитание - это эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру, религию и т. д.

На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект - музыкальное искусство. Отечественная педагогическая мысль, всегда уделяла существенное внимание проблеме воспитания и образования школьников средствами музыкального искусства. Большой вклад внесли научные деятели такие, как Ю.Б. Алиев (формирование музыкальной культуры школьников-подростков), А.Г. Болгарский (формирование интереса к народной музыке у подростков), Н.В. Гузий (формирование музыкально-эстетической культуры в условиях внешкольного начального музыкального образования), З.К. Кальниченко (формирование у старшеклассников потребности в музыкальном самообразовании с помощью школьных дискотек), Л.Г. Коваль (взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства), А.Н. Сохор (соотношение музыкальной культуры общества и личности), Л.А. Хлебникова (составляющие музыкальной культуры) и др.

Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В.А.Беляева, Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, С.Н.Булгаков, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, З.В.Видякова, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, В.М.Меньшиков, А.Н.Острогорский, В.П.Острогорский, Н.И.Пирогов, М.М.Рубинштейн, К.Д.Ушинский и др.

В настоящее время существует множество программ по духовно-нравственному воспитанию различных авторов. Примеры отечественных программ: «Введение в традицию» авторская программа Крячко А.А., «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» Феоктистова Т. Г., Шитякова Н.П., «Программа "Духовно-нравственное образование детей на Православных традициях белорусского народа"», Программа "Мировидение", Программа "Введение в предание", Программа «Мировидение» средний школьный возраст, Программа "Мировидение" дополнительные уроки для младшего и среднего школьного возраста, «Путь к храму» краткая программа катехизации для старшеклассников и родителей. Кроме того необходимо назвать российские программы: «Красота спасет мир» авторская программа по музыке Т.В.Лазаревой, «Музыкально-эстетическое воспитание» для 1-4 классов Н.А.Терентьевой, Р.Г.Шитиковой, Программа «Азбука нравственности», Программа «В семье и на миру», Программа «Культура семейных отношений», Программа для педагогов воскресных школ «Основы духовной культуры», Муниципальная целевая программа «За духовное и нравственное здоровье» Д.Г.Левчук, О.М.Потаповской, «Программа по музыке и церковному пению» для общеобразовательных учреждений.

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, а также произведения духовной музыки, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков и мало используются на уроках музыки.

Актуальность этой проблемы побудило нас выбрать тему курсовой работы «Духовное воспитание подростков в процессе обучения школьников».

Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке и практическом применении основ духовного воспитания подростков в учебно-воспитательном процессе.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

· анализ психолого-педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовного воспитания школьников-подростков и программы «Музыка» в 5-7 классах;

· изучение психолого-педагогических особенностей подросткового возраста;

· разработка уроков музыки с использованием духовных произведений.

Глава I. Теоретические подходы к проблеме духовного воспитания школьников - подростков.

1.1 Духовное воспитание: специфика понятия.

В связи с происходящими в социо-культурной и духовной сфере со-временного общества глобальными преобразованиями проблема духовного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Како-во же содержание понятия «духовность»? Являясь философской, религиозной, эти-ческой, эстетической, педагогической, психологической категорией, духовность имеет сложную, многогранную структуру. Она исследуется с точки зрения познава-тельных, нравственных, эстетических и иных аспектов, но большинство ученых считают, что духовность -- есть процесс и результат развития человека до уровня осознания своей бытийной сущности и трансцендирования за пределы собствен-ной жизни.

Особо остро эта проблема стоит в подростковой и молодежной среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты.

Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных ценностей. Еще не выработана единая точка зрения на содержание и структуру духовности, не выявлена специфика ее изучения, существует терминологическая неопределенность данного понятия, не раскрыта взаимосвязь социальных, педагогических, психологических фактов в процессе развития духовности личности.

Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния общества, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, а проблема поиска наиболее целесообразных и эффективных путей развития духовности учащихся определена как важная и актуальная в педагогической психологии.

Особая роль в осмыслении понятия духовности как ориентации на высшие ценности принадлежит русским философам, социологам конца XIX - начала XX века - А.С.Хомякову, В.Соловьеву, В.Розанову, Н.Страхову, Н.Бердяеву, Л.Шестову, А.Ф.Лосеву, Е.Трубецкому, П.Флоренскому, С.Булгакову, С.Франку, А.С.Глинке (Волжскому), Б.Чичерину и другим, рассматривавшим ее как специфический способ личностного бытия, как отличительную черту человека как родового существа. Разрабатывая идею всеединства, постоянно пользовались терминами «мировая душа» (Вл. Соловьев), «духовная плоть» (Д.Мережковский), «духовное обновление» (И.Ильин) и т.п.

В понимании духовности интересны взгляды представителей современной науки. Так, психолог В.А. Пономаренко, изучающий проблему состояния людей опасных профессий, считает, что «именно в человеческой душе формируется духовный вектор, определяющий духовные способности, духовную вселенную, духовную опору и чутье, а главное -- понимание своего места в создании ценностей и значимости». А если это так, то в своем поведении человек должен руководствоваться высши-ми ценностями жизни, следовать идеалам истины, добра, красоты.

Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев духовность пони-мают так: «Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чув-ства и переживания, совесть есть проявление духовности челове-ка. Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа». Человек представляется ими как существо природное, телесное, как сознательный индивид, как участник культурной жизни общества, как субъект творческой и сознательной деятель-ности. И это дает основание говорить о духовности как о законо-мерном состоянии человека.

В психологическом словаре (Л.А. Карпенко, 1990) с точки зре-ния материалистов духовность обозначает индивидуальность двух фундаментальных понятий: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под ду-ховностью преимущественно понимается первая из этих потреб-ностей, под душевностью -- вторая. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим, заботой, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение рас-пространяется и на трудовую деятельность -- работу, выполняе-мую внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой».

По мнению педагогов, «духовность -- это интегральное свой-ство личности, проявляющееся в потребности жить, творчески со-зидать в соответствии с идеалами истины, добра, красоты, -- вы-ступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической, гражданской позиции, способности к сопереживанию, состраданию и милосердию».

На человека влияют окружающая среда, материальная деятельность, отношения людей, такие институты, как семья, род, племя, народ. Но сущность человека - это, прежде всего его духовные интересы. Обстоятельно рассматривая нравы и воспитание, искусство и религию, социолог показал, каким образом происходит формирование совокупного духовного опыта. Индивиды всегда взаимодействуют друг с другом в качественно определенном социальном пространстве и времени, совместно вырабатывают идеалы, ценностные ориентации, критерии, оценки общественного мнения.

В научной практике имеются различные определения уровней развитости личности и духовности. Б..С. Братусь выделяет четыре уровня развитости в структуре личности: эгоцентрический, группоцентрический, гуманистический и духовный в зависимости от доминирующего способа отношения к себе и другому человеку. Он исходит из того, что все эти уровни в той или иной степени имеются и сочетаются в каждом человеке и в отдельные моменты поочередно преобладает то один, то другой.

А.В. Зосимовский предлагает свои критерии нравственной и духовной воспитанности: доброжелательность, наличие ценностных ориентации и мотивации поступка, терпимости и такта, чувства справедливости и гуманизма, способность искренне выражать свои чувства.

Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная защита орга-низма в целом. Люди с низким уровнем духовного развития не обладают защитным экраном.

Иными словами, совершенствование че-ловека возможно не столько на физичес-ком, сколько на духовном уровне. Итак, духовность можно рассматривать как иде-альную потребность человека в познании сущности своего предназначения, в стремлении преодолеть конечность свое-го бытия и строить свои отношения с ок-ружающим миром на принципах любви, добра, красоты и творчества.

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Рес-публике Беларусь перечисляются критерии сформированности нравственно-эстетической культуры. К ним относятся критерии сформированности нравственно-эстетической (сформированность ведущих нравственных качеств, развитость этических норм поведения, умение сопереживать человеку и понимать его, точность и обязательность в обещаниях, доброжелательность по отношению к людям, проявление чувства солидарности и коллективности в повседневной жизни, проявление материаль-ной и духовной щедрости, соблюдение этикета) и эстетической культуры (наличие стремления к общению с искусством и при-родой, эстетической потребности в преобразовании окружаю-щей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному, умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высоких художественных образцов, умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы, способность художественно-творчесткого са-мовыражения, эстетизация художественно-творческого самовы-ражения, эстетизация отношений с окружающими людьми, зна-ние основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохра-нению).

Развитие человека и его восхождение к высшему уровню ду-ховности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентации, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность. Для развития духовности не-обходимы благоприятные условия, организация и осуществление соответствующего духовного воспитания и образования.

Обобщая изложенный материал, можно сделать вывод, что духовное воспитание - в узком смысле слова - воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

Задача духовного воспитания - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Для присвоения старшеклассником ценностных ориентаций должны быть созданы специальные условия. Ценностные ориентации можно определить как относительно устойчивые, социально-обусловленные, избирательные отношения человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей личности. В них отражается весь жизненный опыт, накопленный личностью в её индивидуальном развитии, поэтому правильнее будет рассматривать ценностные ориентации как интериоризированные личностью ценности бытия.

Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. В условиях общеобразовательной школы оно должно опираться на базовый компонент образования и реализовываться при определённых педагогических условиях, вырабатывающих ценностные ориентации личности. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приёмов, а также воздействия социальной среды, направленных на решение духовно-нравственных задач формирования личности.

1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста.

О подростках пишут на страницах журналов, в серьёзных монографиях публикуются результаты исследований вкусов, интересов, потребностей подрастающего поколения. О них думают, спорят, заботятся в семье и школе.

Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, как нужен им добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях. Понять, как сильна в подростках потребность серьёзного, без скидок и навязывания, общения с нами на "музыкальной почве". Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания поистине незаменима. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития школьника, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Вот почему недооценка художественного и, в частности, музыкального образования неизбежно оборачивается для школы недооценкой нравственного) гуманистического начала в воспитании. Период обучения в 5-7 классе занимает в процессе музыкального развития школьника особое по важности место. Именно в это время закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы, эстетические идеалы.

Младший подростковый возраст охватывает период от десяти до двенадцати лет и характеризуется особенностями, такими как повышенная утомляемость. Это связано с расходованием всё возрастающего количества энергии, более всего нервной, в условиях, когда возникает несоответствие между развитием сердца, кровеносных сосудов и общим ростом тела.

Страдает и мозг, не получающий требуемого количества крови. Малокровие мозга является одной из причин быстрого переутомления, вялости, иногда обмороков. Если младшему подростку не создан щадящий режим труда и отдыха, чрезмерные затраты энергии неизбежны. К чему это приводит? Во-первых, к угрозе здоровью. Кроме того, к немотивированным поступкам. Рост отрицательных явлений в поведении младших подростков самым непосредственным образом связан с утомлением. В то же время известно, что уроки музыки чаще всего планируются в расписании последними, так как считаются более лёгкими, нежели занятия "основными" предметами. Каким же образом проводить урок, чтобы хоть в минимальной мере нейтрализовать отрицательные явления возраста и активизировать процесс музыкального обучения?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать