Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников
p align="left">Проявляя постоянный интерес к новым песням и прослушиваемым произведениям, младшие подростки тяготеют к стереотипным действиям и стандартам поведения, чему может быть лишь одно объяснение: стандарты поведения менее утомительны. Очень велико у младших подростков желание отмежеваться от всего детского. Они боятся прослыть маленькими и проявляют высокую чувствительность к любой попытке взрослого подчеркнуть, что они ещё дети, хотя многие из них продолжают играть в "кошки-мышки" и в "расшибалочку". Эта особенность заставляет нас подчёркнуто внимательно относиться к выбору певческого репертуара, в том числе и к подбору текстов вокально-хоровых упражнений.

Переходя к возрастным особенностям старшего подростка, отметим, что по данным современной психофизиологии это возраст от двенадцати до пятнадцати лет, то есть время учения в шестых - восьмых классах. Наблюдения физиологов показывают, что своеобразие организма подростка старшего возраста заключается в определённом выравнивании развития сердца и сосудов, приводящем к окончанию периода, когда возрастным изменениям сопутствует малокровие мозга. Отсюда необходимость замены щадящего режима труда и отдыха энергичной разрядкой. Старший подросток испытывает избыток энергии. Отсутствие экономии в поступках - характерная черта старших подростков, так же, как атмосфера преодоления трудностей едва ли не самая из них приятная. Сложные задания они выполняют с большим азартом, однако, опираясь на возросшую активность учащихся, учитель должен быть всё же достаточно осторожным в певческой работе со старшими подростками: подавляющее большинство семиклассников и восьмиклассников всё еще пребывают в состоянии острой мутации. Не следует, однако, все недостатки в пении объяснять лишь возрастными особенностями. Случается, что интонационная неточность связана с недостаточным развитием слуха, сипота, охриплость появляется в результате спонтанно приобретённых неверных певческих навыков. Индивидуальный подход к поющим поможет выявить причины дефектов звучания и принять соответствующие меры по исправлению приобретённых недостатков.

Качественно новые особенности обнаруживаются в поведении старшего подростка и вследствие тех изменений, которые происходят на втором этапе его полового развития. Они начинаются приблизительно в одиннадцать лет, но именно в старшем подростковом возрасте процесс этот заявляет о себе в полный голос: организм вступает в фазу завершения перестройки эндокринной системы. Изменения в ходе физиологического созревания организма влекут за собой кардинальные перемены и в психологической сфере личности. Учитель становится свидетелем того, как начинается процесс разрушения психологического барьера между полами, резко меняется отношения мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам, как впервые мальчики занимают позицию "мужчины", как зарождается интерес к интимному миру взрослых и обнаруживаются первые попытки приобщиться к этому миру. Эта особенность должна учитываться на уроках пения, музыки. В программу следует включать произведения, связанные с внутренними переживаниями человека.

К 12-13 годам у подростков обнаруживается ярко выраженная потребность в самовоспитании. Эта особенность может быть успешно использована для приобщения старших подростков к высокой музыке. Учащиеся должны понять, что музыка облагораживает человека, делает его восприимчивым к красоте в искусстве и окружающей действительности, создаётся богатая возможность сделать музыку источником самовоспитания подростка. Это касается в первую очередь той музыки, которая объективно труда для восприятия: музыка классическая, музыка духовная.

Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к другому человеку и самому себе. По мнению психологов, этот «другой» становится для подростка критерием и мерой познания собственного «я», критерием Истины (Т.А.Мерцалова).

Период обучения в пятом - седьмом классе занимает в процессе музыкального раз-вития школьника особое по важности место. Именно в это вре-мя закладываются основы мировоззрения, формируются вку-сы, эстетические идеалы. Вместе с тем практика уроков музы-ки показывает, что подростки на них часто не получают доста-точного объема музыкальных впечатлений, знаний и умений. Одной из главных причин этого является то обстоятельство, что учитель музыки малокомпетентен в вопросах работы с учащи-мися подросткового возраста и проводит уроки в среднем звене школы формами и методами, существенно не отличающимися от методики музыкального воспитания младших школьников.

Методы музыкальной работы должны максимально сти-мулировать интерес, самостоятельность и творческую ини-циативу подростков. Все большее значение приобретает со-здание проблемных ситуаций, творческие задания, становит-ся возможным проведение уроков-диспутов, уроков-турниров. Семиклассники с удовольствием включаются в совместный с учителем поиск пластического выражения музыкального образа, озвучивают стихи и картины, пишут музыкальные рассказы и сочинения о музыке. Актуальной является много-плановая работа на уроке и дома с дневниками музыкальных впечатлений, которая помогает организовать восприятие му-зыки, ее запоминание, систематизировать процесс решения основных содержательных проблем года с помощью опор-ных таблиц и схем.

Учителю важно помнить, что музыкально-познавательная деятельность ребят должна быть основана на выразительном «осмысленном интонировании и вне его, вне оперирования конкретными музыкально-слуховыми представлениями осу-ществляться не может. Поэтому огромное значение имеет постоянное расширение и укрепление музыкальной памяти подростков, активное накопление их интонационного музыкального «словаря» (Б. Асафьев). Эта задача имеет тем более важное значение, что без свободного оперирования разнообразными стилевыми и жанровыми интонациями невозможно научиться понимать современный музыкальный язык -- язык полистилистики с огромной духовной и художественной ем-костью его значений.

Среди исполнительских видов музицирования по-прежнему приоритетное значение имеет певческая деятельность ре-бят, однако желательно, чтобы она сопровождалась аккомпа-нементом на престижных для подростков инструментах: ги-тарах, электроинструментах, синтезаторе, фортепиано, ударных. Необходимо выявлять в каждом классе ребят, вла-деющих этими инструментами, и с помощью индивидуаль-ных и групповых консультаций и занятий в кружках дифференцированно готовить их к художественной деятельности на уроке музыки.

Внимательного отношения учителя требует и состояние певческого голоса подростков. В этот период мутация может проходить особенно болезненно у мальчиков, однако и в во-кально-хоровой работе с девочками требуется соблюдение щадящего певческого режима. Несмотря на определенные затруднения, вызванные мутацией, подростки, как правило, любят петь и сочинять собственные, авторские песни. Имен-но в певческой деятельности наиболее успешно и «зримо» проявляется их способность к собственной творческой ин-терпретации музыкальных образов.

Семиклассники с удовольствием выступают и в ролях слу-шателей, рецензентов, критиков, участвуют в дискуссиях, турнирах и подборе художественного материала к урокам. На протяжении всего учебного года в процессе разнообразных диалогов серьезной и легкой музыки, через выявление худо-жественных открытий и классических традиций учащиеся подводятся к выводу о бессмертии великой классической музыки разных веков, ее устремленности в будущее, к свер-шению идеалов человечества. Формированию личной цен-ностной позиции учащихся в мире музыки помогает выделе-ние в «Дневниках музыкальных впечатлений» страницы лю-бимых композиторов и музыкальных произведений.

Подводя итог вышесказанному хотелось бы отметить, что учителю, важно помнить: какие бы серьезные проблемы в музыкальном воспитании и образовании детей он ни решал, нужно начинать всегда с близкого в данный момент ребятам музыкального материала, который волновал бы их, был интересен, и, найдя эмоциональный отклик, разумно строить репертуарную политику в нужном направлении. Ведь единого шаблона, по которому можно преподавать музыку в любом классе, просто не существует.

1.3 Музыка как средство духовного воспитания школьников-подростков.

В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих фор-мированию и развитию у учащихся ка-честв духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, по-скольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и на-правлено на познание, прежде всего внут-реннего мира человека, его идеалов, жиз-ненных ориентиров и ценностей.

Кто осмелится отрицать великое значение музыкального ис-кусства в жизни учащихся? Но признаемся, что в школе до на-стоящего приобщения к музыке дело еще не дошло. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития школьника, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед школьником-подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Вот почему недооценка художе-ственного и, в частности, музыкального образования неизбеж-но оборачивается для школы недооценкой нравственного, гу-манистического начала в воспитании.

Действительно, что такое музыка? Музыка - одна из самых сильных и ярких средств воспитания человека. Чем больше мы вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть сама жизнь. А разве жизнь не есть постоянное движение, которое мы наблюдаем и в музыке? Все вокруг нас звучит, поет в природе - в песнях птиц, в воздухе, в шуме водопада, в разговорной речи и в возгласах людей, в их смехе и плаче.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкальные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыкой изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других.

Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание - правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше.

Возвышенная музыка, в отличие от пустой и развлекательной, не предполагает ли обязательного отвращения от суеты, от «многопопечительности житейской» и, следовательно, некоторой собранности и строгости духа, при растворенности сердца любовью? И что составля-ет подлинное величие, например, музыки Баха? Уместна ли в ее ис-полнении напыщенность, натужливое, преувеличенно-плотное легато и нетерпеливо-страстное вибрато (напомним, что вибрато в такой функции ввел только Паганини, а XVIII век знал вибрато лишь как ук-рашение на предкаденционном звуке)? Или подлинное величие состо-ит в смиренном забвении себя пред лицом истины и красоты?

Музыка -- тайно или явно содержит в себе широчайший круг ду-ховных ориентиров, соответственно в ее средствах запечатлены связи с жанрами, развивавшимися в церковной и светской музыке разных веков. На этом основании выстроен развернутый художественный мир, глубокое размышление о жизни. За ними -- душа размышляющего «я» музыки, а в ее глубине несомненное, неколебимое благородство.

Каждая эпоха имеет свои приемы построения художественного мира произведения и способов представления в нем человека с его эмоциями и чувствами. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывали огромное влияние на эмоциональное самочувствие человека, активизировали энергетические процессы организма и направляли их на физическое оздоровление.

Спо-соб организации духовного мира у Баха -- символический (символ -- знак с бесконечным содержанием, а с энергийной стороны -- сила окрыления души к Богу), скрепы его духовная сердечная мысль. И в музыке барокко, и в романтическом XIX веке есть триедин-ство преображаемого, преображающего и преображения -- как об-наружение самой важной тайны художественности.

Может, например, показаться, что эмоциональная музыка Чайков-ского вся развертывается в преходящем мире мятущихся эмоций и ли-шена этой высшей красоты духовного взгляда. Это не так. Она подда-ется духовному анализу.

На приведенных выше примерах мы могли убедиться, насколько глубок и многообразен мир музыки, к которому невозможно подсту-питься с бедным аппаратом современной гуманистической психологии плотского человека.

По мысли В. В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т. к. «песнопения Православной Церкви с их издревле сохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонизации, несимметричными ритмами занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры», -- говорит профессор. Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковное пение служит средством выражения чувств, оно «...является торжеством для радующихся и утешением для унывающих» (св. Иоанн Златоуст). Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.

Традицию церковного пения всегда отличала естествен-ность и величественная простота, благоговейная радость, вос-торг, умиление, умиротворение, смирение. Эти интонации ха-рактерны и для светской музыки. «Отсюда проистекает важнейшее следствие для теории музыкального и вообще ху-дожественного образования: положение о базовом характере церковного искусства в деле обучения культуре», т.к. церковное пение всегда было любимым и заду-шевным искусством, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроен-ность народа.

Подходя с этих позиций к различным образцам националь-ной, отечественной и мировой музыкальной культуры, под-ростки овладевают самостоятельной аргументированной нравственно-эстетической оценкой музыкальных образов. Очень важно в разносторонний целостный анализ музыкаль-ных произведений включать ассоциации с произведениями других искусств, связи музыки с историей, обществоведени-ем, религией. Подростки должны чувствовать, что музыка -- не безделка, не эстетическое украшение жизни, а важная ее часть, глубоко влияющая на каждого человека и общество в целом. Нужно углубить представления ребят о непреходящей духовной связи музыки и религии. Эта связь должна раскры-ваться не только на уровне ознакомления с некоторыми об-разцами отечественной и зарубежной культовой музыки, жан-рами страстей, мессы, реквиема, но и посредством «откры-тия» высокой миссии бессмертного искусства -- быть постоянной живой связью между прошлым, настоящим и будущим, духовной памятью человечества.

Примерами использования церковных произведений на уроке музыки можно назвать такие: мессы И.Гайдна, реквием В. А. Моцарта, “Торжественная месса” Бетховена, к ним примыкают мессы Stabat mater и др. церковные сочинения Ф. Шуберта, “Литургия” и “Всенощная” Чайковского, “Всенощное бдение” Рахманинова, также церковные сочинения в творчестве А. Д.Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитова-Иванова, С. В. Панченко, В. И. Ребикова, Н. И. Черепнина.

Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря ней воспитывается патриотизм в человеке.

Народная музыка -- богатая и многообразная самостоятельная область культуры, развитие которой обусловлено законами формообразования, присущими всякому музыкальному творчеству устной традиции. Изучение живой народной музыки дает возможность проникнуть в подлинный жиз-ненный смысл народной песенной культуры и понять организующие ее силы. С жизнью народа неразрывно связана народная музыка, музыкальный фоль-клор. Жизнь предшествующих поколений, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. О них слагались песни и легенды, баллады и предания.

Песенное богатство народа -- это его духовное богатство. В ней, в пес-не, отражены не только широта и щедрость характера, в ней тайна его непобедимости. Достаточно вспомнить песни эпохи Великой Отечественной войны: призывные, лирические, героические, шуточные -- при любых об-стоятельствах человек пел песни. Прошло совсем немного времени, и эти песни стали называться высоким словом -- народные.

Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма. Именно в углублении, так как знание народной музыки делает чувство Ро-дины глубинным, сообщает опыт переживания патриотических чувств.

Воздействие народной музыки в целом на человека позволяет сделать вывод, что она является эффективным средством обогащения духовной куль-туры в патриотическом воспитании.

Таким образом, музыка -- не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть подростку. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, пораженному в музыке своего народа и других народов мира, происходит в образотворческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуаль-ного варианта музыкального образа в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.

Глава II. Реализация духовного воспитания подростков в учебно-воспитательном процессе.

2.1 Анализ программы «Музыка» в 5-7 классах: духовный аспект.

Пятый класс.

Стержнем музыкальных занятий в пятом классе является рассмотрение разнообразных связей музыки с другими видами искусства и жизнью. Эти связи уже, безусловно, присутствовали на уроках музыки в предыдущие годы. Ребятами накоплен значительный опыт речевого и пластического ин-тонирования, одновременного восприятия созвучных произ-ведений различных искусств. Их ассоциативно-образное мышление постоянно стимулировалось обращением к сход-ным художественным средствам и приемам в родственных видах искусства при выполнении творческих заданий: озву-чивании стихотворений и картин, создании речевой полифо-нической картины, сочинении мелодии к словам и слов к ме-лодии, моделировании развития и формы музыкальных про-изведений, создании к ним иллюстраций и пластических импровизаций. Накопленный практический опыт дает воз-можность осознать, осмыслить художественные связи на уровне эстетического обобщения, суждения, понятия, т.е. на уровне темы.

Сопоставление различных искусств проводится по следу-ющим направлениям:

* интонация в разных искусствах и родственность спосо-бов ее выражения;

* содружество искусств в большинстве жанров музыки;

* способность музыки выражать человеческую душу и использование ее с этой целью в произведениях литературы, театра, кино;

* отражение человека и мира всеми искусствами, главные темы искусства;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать