Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников
p align="left">Обратимся к средневековой России и послушаем православное песнопение, которое называется «Богородице Дево, радуйся». Звучит оно на церковно-славянском языке. А вашему вниманию будет предложен ряд слайдов с фотографиями икон Богородицы, именуемых «Умиление». Хочу попросить вас сравнить музыку, которая сейчас прозвучит с той, которая звучала в начале урока. Напомню, что эти два произведения посвящены Святой Марии.

(Звучит песнопение в изложении архимандрита Матфея; исполняет мужской хор Свято-Троицкой Сергеевой Лавры, а на экране телевизора мультимедийной системы меняются слайды, которые были взяты из энциклопедии «Святые лики»).

УЧИТЕЛЬ: Какие чувства у вас вызвала эта православная музыка и эти иконы? Похожи эти чувства на те, которые у вас возникли после прослушивания западноевропейского произведения Баха-Гуно «Ave Maria»?

Дети: Чувство печали, скорби, утраты.

УЧИТЕЛЬ: Можно так сказать, потому, что звучит песнопение в миноре.

Дети: Эта музыка отличается от зарубежной тем, что она более печальная и звучит в исполнении мужского хора.

Дети: « Ave Maria» звучит легче.

УЧИТЕЛЬ: Попробуйте ответить, почему?

Дети: Потому что она звучит в мажоре, здесь светлая мелодия и аккомпанемент, как у гитары.

УЧИТЕЛЬ: Конечно. Это произведение было создано заново относительно недавно, в XIX веке, композитором романтиком Шарлем Гуно. Оно нам близко по восприятию, а православная песнопение написано строго по средневековым церковным канонам, от которых композитор отходить не имел права. Вы все правильно сказали. Действительно, образ Богоматери очень многогранен, потому что Она самая счастливая и самая несчастная Женщина на земле. Как вы думаете, почему Она самая счастливая?

Дети: Потому что подарила миру Иисуса Христа.

УЧИТЕЛЬ: Верно. А почему самая несчастная?

Дети: Она потеряла Своего Сына.

УЧИТЕЛЬ: Да, уже на 40-й день после рождения Иисуса Христа Мария узнала о том, что Ей суждено пережить Своего Сына, а для Матери это, наверное, самое страшное.

Теперь перенесем наш взор в Западную Европу. В католических и лютеранских церквях звучат фуги, пассионы и мессы. Скажите, пожалуйста, какой композитор работал в этом жанре?

Дети: Иоганн Себастьян Бах.

УЧИТЕЛЬ: И так, снова Иоганн Себастьян Бах. Я поставлю небольшой отрывок из фуги «Ре минор». Может быть, этот фрагмент вызовет какую-нибудь ассоциацию с тем или иным библейским сюжетом. (Учитель включает на 30 секунд фрагмент фуги).

Дети: Этот музыкальный фрагмент может ассоциироваться с самым трагическим моментом в Библии.

УЧИТЕЛЬ: Каким?

Дети: Распятие Иисуса Христа.

УЧИТЕЛЬ: Конечно. Хотя для Самого Иисуса Христа, может быть, было более страшно предательство Его ученика. Как его звали?

Дети: Иуда. Он предал Христа за 30 серебренников.

УЧИТЕЛЬ: Спасибо. Все верно. Сейчас мы послушаем эту музыку несколько в большем объеме и посмотрим, как западноевропейские художники увидели этот сюжет. (Звучит фуга И.С.Баха. А на экране меняется слайды с картинами, на которых изображены страдания Христа).

Во время звучания музыки учитель читает фрагмент из Библии: «…И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…И померкло солнце… Иисус, возгласив громким голосом сказал: «Отче! В руки Твои дух мой…». (Евангелие от Луки, гл.23).

Скажите, пожалуйста, какие чувства вы сейчас испытали?

Дети: Боль, трагедию, печаль, горе.

УЧИТЕЛЬ: Созвучны ли эти чувства событиям, которые происходят сейчас в нашем государстве?

Дети: Да, можно сказать, что эти слова относятся к захвату террористами школы.

УЧИТЕЛЬ: К сожалению, это Бесланская трагедия.

Иоганн Себастьян Бах писал духовную музыку, он хорошо знал людей, психологию человека и в музыку вкладывал свое мировоззрение и свои чувства. Спустя столетия, его произведения вызывают у нас те же настроения и ассоциации, что и в те давние времена.

Следующий вопрос будет сложный. Нужно будет сравнить храмовую музыку католическую, представителем которой явился Иоганн Себастьян Бах, и музыку православную. Возьмем песнопение, которое называется «Богородице Дево, радуйся».

Дети: В католическом храме звучит орган, в православном - поет хор без аккомпанемента.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, в католическом богослужении хор и солисты поддерживаются органом. Многоцветное звучание этого инструмента ассоциируется с оркестром. Исполнить православное произведение гораздо сложнее, т.к. оно исполняется a cappella. С итальянского языка это слово переводится как хоровое пение без инструментального сопровождения. Я думаю, что нет ничего красивее, чем профессионально, чисто исполненная русская духовная музыка. Назовите, пожалуйста, если вы знаете, русских композиторов, которые писали духовную хоровую музыку.

Дети: Дмитрий Бортнянский.

УЧИТЕЛЬ: Замечательно. Еще хотелось бы назвать таких мастеров как Александр Андреевич Архангельский и Павел Григорьевич Чесноков. Спасибо за ваши ответы. А сейчас справка из энциклопедии. ( При помощи мультимедийной системы мы обращаемся к СД диску под названием «Энциклопедия классической музыки». Раздел средневековой духовной музыки).

УЧИТЕЛЬ: Хорошо, что мы с вами познакомились с этим материалом, т.к. вы его будете проходить на уроках мировой художественной культуры. А сейчас я спою вам другую молитву, тоже христианскую. Может быть, вы сами о ней что-нибудь скажите. (Учитель поет сопрановую партию спиричуэла под названием « Witness»).

Дети: Эта музыка быстрая, веселая, и, кажется, что она не может быть молитвой.

УЧИТЕЛЬ: На самом деле это негритянская молитва конца XIX века - спиричуэл. Бедные негры, привезенные рабами из Африки, тоже пели молитвы, но звучали они совсем по-другому. Европейцы и американцы люди разные, и молитвы звучат тоже по-разному.

А сейчас я хочу, чтобы вы немножко удивились и улыбнулись. Следующее произведение, которое мы постараемся с вами исполнить в конце урока, тоже из репертуара афроамериканцев и тоже на библейский сюжет. Самая читаемая книга в мире проникла и в Америку. В данном произведении речь идет о ветхозаветном герое Маисе, который вывел израильский народ из рабства в Египте и повел в землю обетованную.

Возьмите, пожалуйста, пособия, которые вам только что раздали и ознакомьтесь с ними. После прослушивания, думаю, что вам не составит труда сказать, какой это стиль. (Звучит песня «Let my people go» в исполнении Луи Армстронга).

Дети: Это джаз.

УЧИТЕЛЬ: Конечно. Мы с вами пришли в XX век. А исполнителя вы узнали?

Дети: Луи Армстронг.

УЧИТЕЛЬ: Конечно. Его называли королем джаза. Это замечательный певец и трубач - Луи Армстронг. Посмотрите на доску и расскажите, что вы здесь видите.

Дети: Нотный стан, скрипичный ключ, ноты.

УЧИТЕЛЬ: Какие?

Дети: Си, си, ре, ре, ми.

УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы попробуем спеть маленький фрагмент из этого произведения. (Учитель дает настройку на пианино и исполняет вместе с детьми несколько раз эти ноты вне ритма, добиваясь правильного звучания).

УЧИТЕЛЬ: Теперь мы можем эти ноты спеть со словами на английском языке. Звучит это так: Let my people go. Переводиться: отпусти мой народ. (Идет работа над произношением). Мы сейчас с вами исполним первый куплет, только запевать сегодня буду я, а вы попробуйте спеть ту фразу, которую мы только что разучили. Учитель аккомпанирует на пианино, поет запев, а дети повторяют: Let my people go).

Давайте поделим класс на две партии. Сопрановую партию будут петь три ряда у окна, а альтовую - остальные три ряда. (Учитель работает с детьми над произведением канонов в припеве.) Петь будем сразу на английском языке: go down, Moses, way down in Egypt's land? - tell old Pharaoh to let my people go. Припев можно перевести так: Господь говорит Моисею: «Иди к фараону и скажи ему, чтобы он отпустил мой народ». Исполняем припев.

Теперь у нас вся черновая работа выполнена. Мы можем спеть это произведение полностью. Я прошу вас встать и выйти из-за парт, подготовить ваши пальцы для щелканья на слабую долю такта. (Учитель с детьми исполняет это произведение под фортепиано и после некоторых рекомендаций последнее исполнение звучит под фонограмму).

УЧИТЕЛЬ: Спасибо. Вы замечательные певцы и актеры. Нам остается только сделать вывод нашего урока сегодня. Можно назвать современной ту музыку, которую мы слышали сегодня на уроке, учитывая, что у слова «современность» есть два значения.

Дети: Если музыка написана давно, а слушают ее в наше время, то ее назвать можно.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, музыка, правдиво передающая человеческие чувства - современна, а помогла нам в этом убедиться самая читаемая в мире книга - Библия!

Урок 2.

Сценарий занятий по духовно-нравственному воспитанию «Мир Души»

Оборудование:

1.Записи следующих произведений: Л.Бетховен симфония №5, ч.1; симфония №9, ч.3; И.С.Бах «Шутка» из сюиты №2; В.А.Моцарт «Реквием», «Лакримоза»; Ф.Шуберт «Серенада»; И.С.Бах «Хоральная прелюдия».

2.Репродукция картин.

3. Листочки, разделенные на 2 половины - на одной написано - душа, на другой - тело.

Ход занятия:

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Тихонько садитесь и слушайте эту прекрасную мелодию (в это время звучит «Серенада» Ф.Шуберта).

Музыка приглушается.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, у нас сегодня очень серьезная тема! И поэтому я попрошу вас, соответственно этой теме, быть очень, очень серьезными. Мы будем говорить о том, чего никто, никогда не видел, но, все знают, что она существует, и часто люди говорят о ней. (Музыка отключается). Посмотрите на доску, здесь написаны определения: прекрасная, страдающая, широкая, огромная.

УЧИТЕЛЬ: К какому явлению подходят все эти определения?

Дети: Все эти определения подходят к душе.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Тема нашего занятия «Мир Души» (открывается надпись на доске).

УЧИТЕЛЬ: Ребята, а как вы думаете, почему наше занятие мы начали с музыки? Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, послушайте внимательно еще музыку. И потом скажите, какие чувства, какое настроение она у вас вызвала?

(учитель включает начало симфонии №5Бетховена, «Шутку» И.С.Баха, Фрагмент «Лакримозы» из реквиема В.А.Моцарта).

(После звучания симфонии №5 Бетховена). Дети: Эта музыка вызвала чувство тревоги, страха.

(После звучания «Шутки» Баха). Дети: Эта музыка легкая, веселая.

(После звучания «Лакримозы» Моцарта). Дети: Эта музыка очень грустная, она говорит о чувстве горя, глубокой скорби.

УЧИТЕЛЬ: Правильно, ребята. А как вы это все узнали? Ведь никто вам не говорил страшных, веселых или трагичных слов?

Дети: Мы почувствовали душой!

(Показывает на надписи на доске).

УЧИТЕЛЬ: Правильно, потому что «музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа» (Б.Ауэрбах)

«Музыка есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки». (Из писаний религий Баха).

Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь, если бы не было музыки.

О, как тесны и безнадежны

Дни без чарующих минут,

Где души дышат и поют,

И жизнь лишь только в них возможна. М.Скребцова.

Музыка с нами всегда и в радости и в горе. С ее помощью лечат болезни и даже известны случаи, когда музыка спасла жизнь человека. А теперь представьте, что у вас в классе двое близнецов, похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов могут различать их без особого труда. Как вы думаете, почему, несмотря на всевозможные сходства, их различают? Перечислите все отличия, которые могут существовать между этими близнецами. ( Записывает на доске).

Дети: Они могут различаться по характеру, по способности, по уму.

УЧИТЕЛЬ: И так, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, а главным образом невидимыми, неуловимыми качествами и это неуловимое составляет внутренний мир человека. Это его душа, разум, характер, эмоции.

Что, по вашему мнению, занимает более важное место в жизни: внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Да, ребята, человек - это, прежде всего душа, а не тело. Как вы думаете, могло бы тело человека существовать без души? А душа без тела?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Тело без души не может существовать, человек без души - это не человек, а робот. А душа существует всегда, она бессмертна и даже когда человек умирает, умирает только тело, а душа уходит в другой мир, называемый тонким миром. Что, по вашему мнению, является смыслом жизни человека - развитие и совершенствование бессмертной, вечной души или развитие и совершенствование временного тела?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Конечно, смыслом жизни человеческой является развитие и совершенствование вечной бессмертной души, а не тела. Хотя тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в теле.

(На столах детей лежат листочки, разделенные на две половины - на одной написано - душа, на другой - тело. На доске слова - летать, радоваться, восхищаться, мёрзнуть, питаться, жиреть, любить, расти).

УЧИТЕЛЬ: Выберите из данных слов качества, присущие душе или телу. Запишите их в соответствующие половинки. (Затем обсуждаем ответы детей).

Дети приводят разные примеры из жизни, подтверждающие их мнения. Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти. Тело: мерзнуть, питаться, жиреть, расти.

УЧИТЕЛЬ: Мы увидели, что обладает более возвышенными, утонченными, прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста - взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно. И у ребенка, и у взрослого, и даже у старого человека может расти душа. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу. Ребята, а чем, питается, благодаря чему растет наша душа?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрые, любим и прощаем друг друга. Когда мы умеем видеть красоту природы, прекрасные картины, слушать хорошую музыку, стихи, сказки.

Вот послушаете одну! (Читает отрывок из сказки Г.Андерсена «Чудо рождения»). Начинает со слов «если ты внимательно глядел на небо» и до слов «дети больше не помнят». Читать в сопровождении тихой музыки. ( И.С.Бах «Хоральная прелюдия», «Взываю к Тебе Христос»)

По окончании чтения вопросы:

- А вы, смотрели когда-нибудь на звездное небо? Может быть, даже видели падающие звезды?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Теперь, ребята, сядьте прямо. Закройте глаза и представьте себя маленькой звездочкой, падающей с небес Божьей искрой.

( В это время звучит тихо «Хоральная прелюдия» И.С.Баха).

УЧИТЕЛЬ: Расскажите, что вы в это время чувствовали?

Ответы детей: легкость.

УЧИТЕЛЬ: Есть ли у вас любимый цветок?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Почему вам нравится именно этот цветок?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, дома вы сядьте также, как мы седели на нашем занятии, и представьте себя звездочкой, Божьей искрой, лежащем в вашем любимым цветке. Мы с вами выяснили, при каких условиях растет, увеличивается наша душа. Кто нам повторит эти условия?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: О человеке с большой душой говорят - душевный человек. Это человек, любящий людей. Целью жизни человека является развитие, и совершенствование нашей души. Поэтому, ребята, как нужно стараться жить, чтобы становиться людьми с огромной душой?

Ответы детей.

УЧИТЕЛЬ: Заканчивая наше занятие, в качестве напутствия, прочитаю вам стихотворение М.Сребцовой.

С рожденья в каждом сердце доброта,

Блаженны те, что дар святой хранят,

В нем сути вечна красота,

Он вечным смыслом навсегда объят.

Господь вручил вам дар неповторимый,

Носители Его - ваш путь высок,

О, не затмите в суете дорог

Священной силы вещие порывы…

(В тихом сопровождении симфонии №9 Л.Бетховена дети уходят).

Урок 3.

Вечные темы" и "вечные образы" в художественных произведениях духовного содержания

ЦЕЛЬ УРОКА:

· Познакомиться с художественными произведениями: М. Лермонтов стихотворение “Ангел”, Л. Марченко песня “Ангел”.

· Учиться выделять авторское отношение к изображаемому.

· Задуматься над великим значением Библии в создании произведений искусства.

Подготовка к уроку: Учащиеся: должны подготовить выразительное чтение стихотворения М.Лермонтова “Ангел”;

Индивидуальные задания:

1. Художественное чтение стихотворения наизусть.

2. Сообщение (ученик музыкальной школы) о жанрах духовной музыки: духовный стих, духовная музыка, песнопение, гимн, херувимская песнь.

Учитель: 1) Подготовить оформление доски: Тема. Эпиграф. План. Лексика к уроку.

2) Подобрать иллюстрации: Рембрандт “Святое семейство”. М. Нестеров “Видение отроку Варфоломею”. А. Иванов “Явление Христа народу”.

3) Словари: толковый, поэтический.

4) Подготовить музыкальные произведения: “Великий колокольный звон” М.Мусоргский. Песня “Ангел” (Л.Марченко на слова М. Лермонтова)

5) Тексты стихотворения и песни.

6) Подготовить вокальную группу учащихся ДМШ: исполнение песни “Ангел”.

План урока:

1. “Великий колокольный звон” М.Мусоргский.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать