Конституционное право России - (шпаргалка)
p>Принцип 1. На иностранных граждан, находящихся на территории того или иного государства, распространяется юрисдикция этого государства.

Государство устанавливает правила пребывания иностранных граждан на своей территории и требует от них выполнения этих правил. Его юрисдикция не распространяется только на ограниченный круг лиц, обладающих иммунитетами и привилегиями. К таким лицам относятся:

— дипломатические и консульские представители государств и члены их семей; —официальные представители государств, находящиеся с визитом в другом государстве;

    — должностные лица международных организаций;

—представители государств при международных организациях, международных конференциях, конгрессах, персонал специальных миссий; —в определенном объеме иммунитетами и привилегиями пользуются члены административно-технического и обслуживающего персонала представительств. Принцип 2. Права иностранных граждан защищает государство их местопребывания. Каждое государство устанавливает иностранным гражданам, находящимся на его территории, определенный объем прав и обязанностей. "Декларация прав и свобод человека и гражданина", принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года (ст. 6), определяет, что "лица, не являющиеся гражданами РСФСР и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан РСФСР, за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами РСФСР или СССР".

На основании ст. 18 закона "О правовом положении иностранных граждан" государство предоставляет иностранным гражданам защиту их личности и имущества.

Со своей стороны иностранные граждане обязаны уважать Конституцию России и соблюдать ее законы (ст. 4, 14, 16 Закона).

Принцип 3. Государство не должно препятствовать иностранным гражданам в праве выезда со своей территории при условии выполнения всех своих обязательств перед этим государством и его физическими и юридическими лицами.

Закон "О правовом положении иностранных граждан" (ст. 25) оговаривает случаи, в которых ему отказывается в выезде из РФ:

1. Если имеются основания для привлечения его к уголовной ответственности, — до окончания производства по делу. 2. Если он осужден за совершение преступления, — до отбытия наказания или освобождения от наказания. 3. Если его выезд противоречит интересам обеспечения государственной безопасности, — до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду. 4. Если имеются иные, установленные законодательством России, основания, препятствующие выезду.

Принцип 4. Государство, гражданином которого является лицо, находящееся за границей, имеет право на защиту такого лица.

Эта защита может осуществляться дипломатическими и консульскими учреждениями, что предусмотрено Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. , Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. , Европейской конвенцией о консульских функциях 1967 г. , двусторонними договорами и внутренним законодательством страны.

    21. Понятие политического убежища.

Статья 63 устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежищеиностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением.

Право, убежища не распространяетсяна лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также осужденных за совершение преступления. Их выдача осуществляется на основе федерального закона или международного договора (ч. 2 ст. 63 Конституции).

    22. Сущность выборов.

Современное конституционное право рассматривает институт выборов как неотъемлемое свойство демократии —средство реализации народного суверенитета, способ формирования и выражения общественного мнения. Посредством выборов формируются различные органы государственной власти— парламенты, главы государств и т. п. Следовательно, выборы — это форма непосредственной демократии. Общественные отношения, связанные с выборами, моделируются в различных социальных нормах. Среди них важнейшее место занимают правовые нормы. Акт выборов —это обозначенный во времени процесс, имеющий особое внутреннее содержание: формирование из индивидуальной и коллективной воли членов общества волеизъявления народа, либо территориального коллектива по вопросу комплектования представительных органов власти.

Следовательно, содержание избирательного права —это правовое регулирование организации проведения выборов и подсчета голосов. Избирательное право понимается в двух значениях.

1. В объективном смысле - система КПН, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. 2. В субъективном смысле - гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти. Оно представляет собой комплекс правомочий (например, активное и пассивное избирательное право, прямое и косвенное избирательное право).

Нормы избирательного права получают выражение в правовых актах, являющихся его источниками. В силу тойважной роли, которую играют выборы в политическом процессе, нормы избирательного права содержатся прежде всего в конституциях, где закрепляются черты, общие для выборов в целом, а в соответствующих законах— черты, присущие порядку формирования органов власти государства. 23. Источники, понятия и принципы избирательного права в РФ. Источники:

    1) Конституция РФ;
    2) ФЗ “О выборах Президента РФ” от 17 мая 1995 г.
    3). ФКЗ “О референдуме в РФ” от 10 октября 1995 г;

4). ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ” от 6 декабря 1994 г.

5) ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ” от 21 июня 1995 г.

6) нормативные акты субъектов РФ о выборах в соответствующие представительные органы государственной власти;

7) нормативные акты районных и городских органов государственной власти о выборах в органы местного самоуправления.

В этих нормативных актах находят свое отражение принципы избирательного права РФ: всеобщность; равенство граждан России при выборах; прямые выборы; тайное голосование.

Принцип всеобщностиозначает, что каждый гражданин РФ, достигший определенного возраста, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеет право избирать и быть избранным в соответствующий представительный орган государственной власти.

Принцип равенстваграждан РФ при выборах означает, что каждый избиратель имеет наравне с другими только один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Этот принцип обеспечивается дополнительно организационными и правовыми мерами. Для выборов создаются однотипные избирательные округа, в которых устанавливаются общие нормы представительства. Эти округа равны по количеству проживающих граждан и по количеству избираемых от округа кандидатов. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность; в списке избирателей делается отметка о выдаче бюллетеня.

Прямые выборыозначают, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно. Прямые выборы, в отличие от многостепенных, являются более демократичными, так как обеспечивают непосредственное волеизъявление избирателей.

Тайное голосованиевыражается в том, что на выборах исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя и результаты голосования не могут быть известны другим лицам. Этот принцип обеспечивается тем, что в помещениях для голосования оборудуются специальные кабины для тайного голосования; избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосовавшего.

    24. Активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право —право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов.

Пассивное избирательное право —право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.

Активным избирательным правом наделяются граждане по достижении ими 18 лет (т. е. с наступления гражданского совершеннолетия).

Право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставляется либо в 18 лет, либо позднее 21 год—для избрания в депутаты Государственной Думы (ч. 1 ст. 97 Конституции); 35 лет и постоянное проживание в РФ неменее 10 лет—для избрания в качестве Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 81 Конституции).

Ограниченияна граждан, не способных по своему психическому или умственному состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (в этом случае недееспособность лица должна быть признана в судебном порядке). Также не имеют право избирать и быть избранными лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Такое ограничение не распространяется на лиц, находящихся в местах заключения, если в отношении них еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы. 25. Избирательные системы, применяемые в РФ.

Избрание Государственной Думы, как палаты прямого народного представительства, осуществляетсяпутем общенациональных выборов, которые проходят на основе сочетания мажоритарной системы по одномандатным округам (225 депутатов) и системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу (также 225 депутатов). Мажоритарная система. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов, а все остальные. партии, кандидаты которых оказались в меньшинстве, остаются непредставленными.

Пропорциональная система- мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий.

Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

    26. Стадии избирательного процесса.
    , Выборы Президента РФ - см. Конституцию (гл. 4).

Кандидатов имеют право выдвигать зарегистрированные в установленном законом порядке политические партии, общественные организации, собрания избирателей, политические движения.

При этом кандидат должен получить поддержку не менее, чем 100 тысяч граждан (подписные листы, где граждане, поддерживающие данную кандидатуру, проставляют свою фамилию, место жительства, номер паспорта или документа, удостоверяющего личность, и расписываются). Листы направляются в Центральную избирательную комиссию не позднее, чем за 22 дня до выборов.

Выборы Президента признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50%голосов избирателей. Избранным считается тот кандидат, который получил более 50% голосов избирателей, принявших участие в выборах.

Выборы в верхнюю и нижнюю палаты Федерального Собрания РФ осуществляются по-разному. В список кандидатовизбирательные объединения вправе включить любое лицо, в том числе и не состоящее членом входящих в него политических партий и общественных движений. Для того, чтобы общефедеральный список был зарегистрирован, необходимо, чтобы в его поддержку было собрано не менее 100 тыс. подписей избирателей, причем из 100 тыс. подписей не более 15% должны приходиться на один субъект Российской Федерации. Ст. 97.

Процесс выборов депутатов нижней палаты российского парламента проходит в несколько этапов. 1. Процедура назначения выборов в Государственную Думу и образования Центральной избирательной комиссии. См. ст. 84Конституции. ЦИК входят 15 членов. Пять членов назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе; пять членов—назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; пять членов— назначаются Президентом Российской Федерации. 2. Образование одномандатных избирательных округов и формирование окружных избирательных комиссий. Определение территории избирательных округов является прерогативой ЦИК. Они образуются в соответствии с численностью населения и необходимостью существования 225 округов. Схема избирательных округов утверждается и публикуется ЦМК не позднее чем за 60 дней до выборов. Центральная избирательная комиссия образует окружные избирательные комиссии. В каждую входят Председатель и 12—18 членов из числа кандидатур, предложенных представительными и исполнительными органами соответствующих субъектов РФ.

3. Этот этап является гарантией реализации принципа всеобщности избирательного права. ИУ —это часть избирательного округа; территория, на которой проживает от 100 до 3000 избирателей. ИУ образуются не позднее, чем за 45 дней до выборов решениями глав администраций районов и городов.

4. Составление списка избирателей. Осуществляется не позднее, чем за 30 дней. 5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы. Для регистрации кандидатов подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры вносятся в окружную ИК не позднее, чем за 27 дней до выборов. Проверив в течение 5 дней соответствие выдвижения кандидата требованиям закона, окружная комиссия регистрирует его и выдает удостоверение о регистрации либо отказывает.

Для регистрации кандидатов по общефедеральному избирательному округу подписные листы вместе с заявлениями кандидатов вносятся уполномоченными представителями избирательного объединения в ЦИК не позднее, чем за 35 дней. В течение 5 дней комиссия проверяет и принимает решение о регистрации либо об отказе. 6. Проведение предвыборной агитации. Законодательством предъявляются определенные требования к содержанию предвыборных программ и агитационных предвыборных материалов: они не должны содержать призывов к нарушению целостности РФ, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.

7. Голосование и определение результатов выборов. Избранным по одномандатному избирательному округу считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов. Если же число голосов одинаковое, избранным считается депутат, зарегистрированный раньше. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей. Иной порядок действует в отношении определения результатов выборов по общефедеральному избирательному списку. Выборы в этом случае будут считаться несостоявшимися, если 5% действительных голосов не будут получены ни одним из общефедеральных списков кандидатов или будут получены только одним из них.

Каждое избирательное объединение, получившее более 5% действительных голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов голосов. Это число определяется по специальной методике'. Общие итоги выборов не позднее чем через месяц после проведения выборов определяются и публикуется ЦИК.

    27. Национально-государственное устройство РФ.

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства.

Основы НГУ содержатся в главе 1 “Основы конституционного строя”: Распространение суверенитета на всю ее территорию.

Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов. Установление субъектного состава.

Государственная целостность – единство системы гос. власти. Равноправие и самоопределение народов.

Равноправие субъектов во взаимоотношении с федеральными ОГВ. Единство и равенство федерального гражданства.

    Более детально – в главе 3 “Субъекты РФ”:
    Перечислен состав субъектов.
    Основы статуса каждого из видов субъектов.
    Порядок изменения статуса субъектов.
    Порядок изменения границ между субъектами и федерацией.

Государственный язык и право на установление родного языка. Гарантии прав коренных малочисленных народов.

    Государственная символика.
    Предметы ведения РФ и субъектов.
    Порядок действия федеральных законов по предметам ведения.
    Основы формирования системы ОГВ субъектов.
    Право РФ на участие в международных объединениях.
    Принципы НГУ:
    Добровольность объединения.
    Суверенность и равноправие.
    Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным. Государственная целоствность.

    Разграничение предметов ведения и полномочий.
    Равноправие субъектов.
    28. Формы НГУ.

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическоеустройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства. Государственное устройство м. б. унитарным и федеративным.

Унитарное –единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц. Единая система ОВ, единая территория, единое гражданство, единый бюджет, единые Вооруженные Силы. Простое – состоит только из а. т. е. Сложное – а. т. е. + автономные образования. Федерация –добровольное объединение государств в союзное государство на основе федерального договора. Характернадецентрализацияи четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Субъекты, как правило, не обладают правом сецессии. Власть распределяетсяпо вертикали. Субъекты имеют свое законодательство, конституции, гражданство. Способы возникновения федерации:

Договорной – предполагает объединение добровольно и самостоятельно (СССР). Конституционный –объединение на основе Конституции страны или иного конституционного договора, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономиюотдельных территорий (Россия 1918 г. ) По признаку объединения:

    Национальные федерации.
    Национально-территориальные.
    Территориальные.
    По устройству:
    симметричные – по статусу все составные части равны;
    ассиметричные.
    29. Административно-территориальное деление РФ.

АТД –деление территории государства на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных ОГВ и ОМС. АТД осуществляется на основепринципов: Экономический – г-во делится с учетом экономических связей, существующих в системе РФ. Национальный – всесторонний учет национального состава населения. Максимальное приближение государственного аппарата и ОМС к населению. Конституции и Уставы субъектов РФ различают АТЕ первичные ( районы в городах, поселки, сельские поселения) и базовые (районы, города, области, республики и краевые подчинения). Традиционные а. т. е. : Район – а. т. е. , составная часть республики, края, области, авт. округа, авт. обл. Город –место сосредоточения большого количества промышленных и др. предприятий и учреждений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать