Конституционное право России - (шпаргалка)
p>4. Полномочия в области внешней политики и международных отношений. См. ст. 86Конституции. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях и др. Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

5. Иные полномочия Президента —решение о назначении референдума (п. “в” ст. 84 Конституции), решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания РФ.

    38. Конституционный статус Федераьного Собрания РФ.

Согласно ст. 94 законодательная властьв РФ принадлежит Федеральному Собранию. Это означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа РФ, формируется на основе всеобщего участия населения в политическом процесс.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации и ГосДумы(ст. 95). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство нашего государства. Нижняя палатавыступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Верхняя палатапризвана отразить специфические черты федерализма и выступает как представительство субъектов Федерации (ч. 2 ст. 95).

Основной характеристикой ФС является его право на принятие федеральных законови федеральных конституционных законов. Принятие всех федеральных законов отнесено к компетенция Гос Думы, избираемой непосредственно населением РФ. Принятие решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности государства отнесенное к компетенции Федерального Собрания.

Палаты парламента действуют не в порядке кратковременных периодических сессий, а практически постоянно —это является необходимым условием активной роли парламента в политической жизни общества.

Вследствие наделения обеих палат различными полномочиями, Конституция установилараздельный порядок заседания Совета Федерации и ГосДумы. Как правило, заседания палат проходят открыто. См. ст. 100. Для обеспечения порядка организации работы парламента депутаты каждой из палат избирают из своего составаПредседателя и его заместителей, образуют комитеты и комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных актов. См. ст. 101.

Свои Регламенты. В нем имеются разделы о полномочиях и порядке избрания Председателя палаты и его заместителей, о порядке проведения заседания, перечень комитетов и комиссий, их численность и т. п.

38, 42. Состав, порядок формирования и деятельность Федерального Собрания РФ. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы(ст. 95). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство нашего государства.

Нижняя палатавыступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Верхняя палатапризвана отразить специфические черты федерализма и выступает как представительство субъектов Федерации (в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ—по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95). Таким образом, максимально возможноечисло мандатов Совета Федерации —178. Численность ГосДумы составляет 450 депутатов (ч. 3 ст. 95). См. ст. 97 Конституции РФ.

ГД избирается на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. В 1995 г. 225 депутатов избирались по партийным спискам (пропорциональная система); по одномандатным избирательным округам (мажоритарная система относительного большинства) избирались также 225 депутатов. ГосДума начинает свою работу на тридцатый деньпосле избрания. Этот месячный срок между ее избранием и первым заседанием установлен для подведения полных итогов выборов и регистрации ЦИК избранных депутатов. Однако в случае необходимости Президент РФ имеет право созывать вновь избранную ГосДуму ранее этого срока (ч. 2 ст. 99). Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Совет Федерации на свое первое заседание собирается также на тридцатый деньпосле своего созыва. Первое заседание открывает Президент РФ; затем его ведет старейший по возрасту депутат Совета Федерации до того, как будет избран Председатель Совета Федерации.

    40. Общая компетенция Федерального собрания РФ.
    41. Компетенция палат Федерального Собрания.

Конституция определяет полномочиями Совета Федерации, закрепленными в РФ ст. 102. *При рассмотрении пунктов “б” и “в” следует иметь в виду, что Президент России в соответствии сост. 88 Конституции имеет право вводить чрезвычайное положение, а в соответствии со ст. 87и военное. В этих случаях Президент должен немедленно сообщить о своих указах по этим вопросам Федеральному Собранию.

*Решение вопроса об импичменте Президента отнесено к компетенции Совета Федерации ввиду того, что Президент не вправе распускать верхнюю палату Федерального Собрания.

*Кадровые назначения, указанные в пп. “ж” и “з”, осуществляются по представлению Президента РФ (п. “е” ст. 83).

*Счетная палата —специальный орган, призванный оказывать помощь Федеральному Собранию в осуществлении контроля над исполнением федерального бюджета. К полномочиям ГосДумы Конституция относит ст. 103.

*К п. “б” - согласно Конституции Правительство РФ ответственно перед Федеральным Собранием РФ, а именно перед ГосДумой, которая решает вопросы о назначении Председателя Правительства РФ и выражении недоверия Правительству. По поводу этих решений предусмотрена специальная процедура урегулирования противоречий между Президентом РФ и Государственной Думой. Согласност. 109Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. При этом Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству РФ (ст. 117);

*К п. “д” - этот институт (УПЧ) является новым для РФ, однако в большинстве развитых стран он давно играет важную роль в защите прав человека и гражданина. Как правило, это ведомство рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры.

*Амнистия- акты о полном или частичном освобождении от ответственности (как правило, уголовной) лиц, совершивших преступления.

*К п. “ж” - нижней палате российского парламента предоставлено право лишь возбуждения вопроса об импичменте в то время, как окончательное решение по данному обвинению принимает Совет Федерации.

    43. Законодательный процесс.
    1 стадия – Законодательная инициатива. (Ст. 104). Ее формы:
    внесение в ГД законопроектов и поправок к законопроектам;

законодательное предложение о разработке и принятии новых ФКЗ и ФЗ; внесение изменений и дополнений в действующее законодательство; в форме предложений о поправках и пересмотре положений ФКЗ. Необходимые условия:

    предоставление текстов законопроектов;
    обоснование необходимости его принятия;

предоставление справок о состоянии законодательства в этой сфере; предоставление финансового и экономического обоснования.

    2 стадия – Рассмотрение законопроекта ГосДумой.

Регламентом ГД детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляетсяв три чтения, в ходе которых обсуждаются положения законопроекта, оценивается его концепция и необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.

    3 стадия - Принятие закона ГосДумой.

Согласно Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы, федеральные законы принимаютсябольшинством голосов от общего числа депутатов ГД. В течение 5 дней передаются в Совет Федерации. См. ч. 4 ст. 105. Могут вноситься поправки, после чего законопроект возвращается в Комиссию, ответственную за него. Далее отправляютк инициаторуи депутаты ГД рассматривают его во втором чтении. Принятый во втором чтении, он отправляется вответственный Комитет ГД для устранения возможных внутренних противоречий (перестановка слов) – 7 дней. Потом в Совет ГД для включения в рассмотрение вопросов. 4 стадия – Рассмотрение и одобрение Советом Федерации. Законопроект поступает в ответственный Комитет СФ, Председатель которого в 6 дн. срок принимает решение (одобрить или отклонить). СФ может сразу одобрить, а может обсудить, либо отклонить без обсуждения

5 стадия – Преодоление разногласий между СФ и ГД - В случае отклонения…(см. ч. 4 ст. 105). По результатам работы согласительной комиссии составляется протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий. При повторном рассмотрении ФЗ обсуждаются только предложения, указанные в протоколе. В случае отклонения хоть одного пункта–СК продолжает работу. Если при повторном рассмотрении ГД не приняла предложений СК– закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3. 6 стадия - Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ. См. ст. 107. Сущ. ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ”, в соотв. с которым на территории РФ применяются только те законы, которые были официально опубликованы (Российская газета, Сборник законодательства), вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечению 10 дней.

*Если в течение 14 дней Президент отклонит этот закон…(см. ч. 3 ст. 107) ФКЗ считается принятым…(ч. 2 ст. 108). Принятый ФЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

    44. Правовой статус депутата.

Правовое положение депутата определяетсяконституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями.

    Основные принципы, касающиеся статуса парламентария:

1. Принцип независимости: юридически депутаты не должны подчиняться воле избирателей, партийных органов и органов государственной власти. Они рассматриваются как представители всей нации, а не одного избирательного органа. Парламентарии в своей деятельности должны руководствоваться только конституцией и своей совестью. Это так называемыйпринцип свободного мандата.

Принцип независимости включает также парламентские привилегии, и прежде всего, иммунитет, важнейшими элементами которого являются свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность.

Депутат не м. б. привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование, поскольку они осуществляются в силу мандата. Депутатская неприкосновенность (индемнитет)—означает, что член парламента не м. б. подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции соответствующей палаты, за исключением случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления.

2. Принцип недопустимости совмещений постов: депутаты являются профессиональными парламентариями. В силу этого депутатский мандат несовместим ни с какой государственной или иной должностью. Единственным исключением является право занятия министерских должностей в парламентских республиках.

3. Принцип равноправиядепутатов выражен в праве избирать и быть избранными на парламентские должности, в состав комитетов, в праве законодательной инициативы, в праве участия в дебатах и голосовании.

Этому принципу подчинено и прекращение срока действия мандата. Он м. б. прекращенпо окончании срока полномочий депутата; вследствие смерти депутата; в результате лишения мандата; в результате признания выборов недействительными. 45. Конституционный статус Правительства РФ.

Правительство РФ —федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ. Источники: Конституция РФ (глава 6), ФКЗ “О Правительстве РФ”, Регламент заседаний Совета Министров.

Правительство России — орган коллегиальный. Согласно конституции в его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры. См. статьи 110, 115, 117.

Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы, которую оно осуществляет путем внесения в ГосДуму законопроектов. Правительство направляет работу министерств и иных федеральных ОИВ, обеспечивает соблюдение ими прав ОИВ субъектов РФ и способствует их взаимодействию.

    46. Порядок формирования и состав Правительства РФ.

Правительство России — орган коллегиальный. Согласно конституции в его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители, федеральные министры. 1. Председатель правительства – см. статьи 111, 112, 113.

    2. Заместители – 6 чел. , в т. ч. 2 первых (ст. 112 п. 1).

3. Федеральные министры –лица, занимающие эту должность в Министерствах, а также руководители др. ОИВ, статус которых приравнен к статусу федерального министра.

Конституция не определяет численный составПравительства. Фактически это делает Президент РФ, который вправе назначить федеральным министром и лицо, не возглавляющее федеральное министерство (например, руководителя аппарата правительства).

    См. статьи 111, 116, 117.

Лица, входящие в состав Правительства, не могут занимать никакой другой должностив государственных, коммерческих, общественных органах и организациях, в том числе и политических партиях.

Члены Правительства не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Член Правительства не может одновременно быть и депутатом Государственной Думы.

Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. 47. Компетенция Правительства РФ.

Полномочия Правительства РФ охватывают, по существу, все сферы жизни и деятельности общества. В сфере экономики федеральное Правительство

    разрабатывает программы экономического развития;
    осуществляет регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране; прогнозирует социально-экономическое развитие страны;

обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

    осуществляет управление федеральной собственностью;

проводит единую политику цен, рационального природопользования; разрабатывает и представляет ГосДуме федеральныйбюджет и обеспечивает его исполнение; вырабатывает государственную политику в сфере международного экономического сотрудничества.

В сфере социальной политики федеральное Правительство разрабатывает программы социального развития;

обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области здравоохранения, социального обеспечения, науки, образования, культуры; руководит социальным обеспечением и способствует развитию дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан федеральное Правительство участвует в разработке программ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. В сфере обороны и государственной безопасности федеральное Правительство принимает меры по обеспечению обороны страны;

    меры по обеспечению государственной безопасности;
    соц. гарантии военнослужащим;
    меры по охране гос. границы.
    В сфере внешней политики:
    представляет интересы страны в международных организациях;

заключает международные договоры РФ в соответствии со своей компетенцией; регулирует внешнеэкономическую деятельность;

    осуществляет контроль в этой области.

Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы, которую оно осуществляет путем внесения в ГосДуму законопроектов. Правительство направляет работу министерств и иных федеральных ОИВ, обеспечивает соблюдение ими прав ОИВ субъектов РФ и способствует их взаимодействию.

    48. Сроки полномочий и условия отставки Правительства РФ.

Правительство РФ функционирует непрерывно, однако очередной состав Правительства действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. 1) Правительство само подает в отставку и Президент принимает ее (он может и отклонить); 2) Президент по собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства; 3) Государственная Дума выражает ему недоверие и Президент объявляет об отставке Правительства; 4) Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, и Дума отказывает ему в доверии, на основании чего Президент принимает решение об отставке Правительства. В случае отставки правительства, как и при сложении полномочий перед вновь избранным Президентом, оно продолжает выполнять свои обязанности до сформирования нового состава правительства.

Наряду с коллективной отставкой правительства возможна и персональная отставка отдельных его членов, которые могут освобождаться от должности Президентом. 49. Конституционный статус судебной системы РФ.

Конституционные основысудебной системы представляют собой совокупность взаимосвязанных принципов и норм основного закона и конституционного законодательства, определяющих взаимоотношения судебной власти с личностью, организацию и функционирование всех органов судебной системы.

Его базис образует нормы Конституции, содержащиеся в гл. 1, 2 и главным образом гл. 7, которая называется “Судебная система”, совокупность ФКЗ, обычные федеральные законы и иные правовые акты. В их числе законы о статусе судей, о прокуратуре в РФ, процессуальные кодексы, указы Президента, регулирующие отдельные аспекты организации и функционирования судебной системы. М. б. выделены три блока вопросов конституционного регулирования судебной системы.

Конституционные принципы и нормы, определяющие взаимоотношения личности, гражданина России с судебной властью (ст. 46—54 Конституции). Нормы, определяющие принципы организациисудебной системы. Приоритетное значение в решении этого вопроса отводится ФКЗ “О судебной системе”, Конституции - ст. 118, 124, п. “е” ст. 83 - закрепляет право Президента назначать лишь судей федеральных судов. Единствосудебной системы обеспечивается соблюдением всеми судами установленных федеральными законами правил судопроизводства, поскольку уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство отнесено к ведению федеральной власти - п. “о” ст. 71 Конституции. Специализация судов - ст. 118, 125, 126, 127 Конституции. Необходимость такой специализации обусловлена прежде всего задачей обеспечить защиту самого разнообразного перечня прав граждан от многообразия видов посягательств на них, защиту прав других субъектов общественных отношений. Без нее невозможны нормальные условия для высоко профессиональной деятельности судей, применяющих самые различные отрасли законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать