Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву - (диплом)
p>“(Разрешены вам) целомудренные из тех, кому даровано писание до вас” [22 Коран, сура “аль-Маидат”, аят 5. ]. Из истории семейной жизни Пророка Мухаммада известно, что среди его жен были и еврейки Рейхан и София, которые впоследствии приняли ислам. Мусульманка же может вступить в брак только с мусульманином. Эта норма шариата исходит из необходимости опеки со стороны мужа- мусульманина над женщиной, не допуская опеки над мусульманкой со стороны не-мусульманина. Отношения мусульманского права к бракам не мусульман уже изложено выше. В случае если мусульманин станет вероотступником, его брак считается ничтожным, если он вновь не примет ислам в течение срока 'идда.

Ни в российском, ни в мусульманском праве на данный момент не существует такого института как временный брак. Временный брак разрешался мусульманским правом лишь в начале становления мусульманской религии, но в последующем был запрещен. В настоящее время некоторые мусульманские секты, в частности, шииты [23Полонская Л. Р. Современные мусульманские идейные течения. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей. / Под редакцией Ионова А. И. -М. : Наука. -1985 - С 6 - 26. ], разрешают временные браки, основываясь на высказывании Ибн 'Аббаса о дозволенности таких браков, и не признавая последующего запрета на временный брак, суннитские ученые, доказывая запрещенность временных браков, указывают на последующий отказ Ибн 'Аббаса от данного мнения.

Мусульманским правом предусматривает возможность заключения брака под условием. Так, в частности, муж или жена могут сказать при заключении брака: "Я беру ее в жены, если она имеет хороший характер" и т. п. , если в последующем окажется, что супруга, не соответствует данному условию, у мужа (жены) будет выбор между аннулированием брака и признания его действительным.

При заключении брака также могут быть поставлены иные условия, которые могут накладывать на одного из супругов обязанности или наделять его правами, прямо не предусмотренными шариатом. В случае принятия данных условий другой стороной, они становятся для нее обязательными. Так жена может при заключении договора поставить условием невозможность заключения мужем второго брака без ее согласия и т. п.

Как мы видим, между российским и мусульманским правом имеются значительные различия по вопросу заключения брака. В Дагестане как в субъекте Российской Федерации действуют нормы российского законодательства, но в то же время нормы мусульманского права оказывают значительное влияние на регулирование семейных отношений.

Как правило, между дагестанцами заключается “никях” - брак по шариату, называемый некоторыми народами Дагестана “магаром”. При разрешении в быту вопросов, относящихся к брачно-семейным отношениям, жители Дагестана также зачастую фактически руководствуются нормам мусульманского права. Мною проводился опрос среди жителей Махачкалы для выяснения, чем руководствуются дагестанцы, заключая шариатский брак. Большинство из опрошенных ответили, что брак по шариату является национальной формой заключения брака. При этом верующие отвечали, что безникяха (“магара”), женщина является запретной для мужчины, а жить с женой без оформления шариатского брака является грехом.

Неверующие отвечали следующим образом. Представители старшего поколения, что они соблюдают принципы шариата, чтобы их не упрекнули в отступлении от национальных традиций. Молодежь отвечала, что соглашается с оформлением брака по шариату, учитывая пожелание старших.

В законодательстве нельзя игнорировать особенности разных субрегионов и традиции разных народов и вводить единообразные, одинаково рассчитанные на все и вся нормы.

В то же время специфика Дагестана, как региона с преимущественно мусульманским населением, никак не учтена в законодательстве. Отдельные ученые предлагают создать условия для применения некоторых норм мусульманского семейного права в регионах Северного Кавказа, населенных народами, исповедующими ислам [24Арутюнов С. Шариату на Северном Кавказе необходимо создать легальную правовую нишу. // Итоги. – 1999. – №3. – С. 14-16. ]. С этим трудно не согласиться. Согласно конституции РФ вопросы семейного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ, однако Семейным кодексом урегулированы, практически все вопросы семейного законодательства и к ведению субъектов РФ отнесены только некоторые второстепенные вопросы. По нашему мнению, было бы более целесообразным принятие Основ семейного законодательства РФ, регулирующих лишь основные вопросы семейного законодательства, и предоставление субъектам РФ права принятия кодексов, детально регламентирующих вопросы семейного права, что позволит в должной мере учесть специфику присущую отдельным субъектам РФ, в том числе с преимущественно мусульманским населением.

    Глава 2. Имущественные и неимущественные
    отношения супругов
    1. Имущественные отношения супругов.

Имущественные отношения супругов можно подразделить на отношения, связанные с собственностью супругов, и алиментные правоотношения супругов. Российским законодательством предусмотрено два режима собственности супругов: совместная и договорная собственность. По российскому законодательству законным режимом супружеского имущества является режим совместной собственности супругов. Законный режим супружеского имущества применяется постольку, поскольку он не изменен брачным договором (ч. 2 п. 1 ст. 33 СК). Таким образом, помимо законного семейное законодательство предусматривает существование договорного режима имущества супругов. Мусульманское право предусматривает только режим раздельной собственности супругов. Материальное обеспечение семьи по шариату полностью возложено на мужа. Он обязан из своих доходов приобретать питание, одежду, имущество, необходимое для ведения домашнего хозяйства, обеспечить жену жильем. С жены сняты все обязанности по материальному содержанию семьи, она вправе распоряжаться получаемыми ею доходами по своему усмотрению, не неся расходов по приобретению даже для себя и своих детей одежды и продуктов питания [25 Вагабов М. В. Ислам, женщина, семья. – Махачкала: Даг. Кн. Изд-во, 1994. – С. 141. ]. В соответствии с российским законодательством совместную собственность супругов составляет имущество, нажитое супругами во время брака. Существует презумпция того, что все имущество, приобретенное в течение брака, относится к общей собственности. Из этой презумпции вытекают два вывода. Во-первых, лицо, требующее отнесения имущества, приобретенного в течение брака, к категории общего, не должно представлять никаких доказательств. Лицо, которое настаивает на исключении такого имущества из общности, напротив, должно предоставлять доказательства.

Алексеев в 1997 году обратился в суд с иском к Алексеевой о расторжении брака и разделе нажитого в период брака имущества, в том числе автомашины ВАЗ-21063. Алексеева считала автомобиль не подлежащим включению в общее имущество супругов, так как в 1996 году он был подарен ей отцом на день рождения. В подтверждение своих доводов она предоставила договор дарения от 12 мая 1996 г. Советский районный суд г. Махачкалы 26 октября 1997 г. брак между Алексеевыми расторг и произвел раздел имущества в равных долях, выделив автомашину в собственность ответчице. При этом суд исходил из того, что автомашина была подарена Алексеевой отцом и по этой причине не могла быть включена в общую массу совместно нажитого во время брака имущества. [26 Гражданское дело № 2-345-97 // Архив Советского суда г. Махачкалы. ] Все виды имущества, приобретенного в течение брака, считаются общими независимо от того, включен законом тот или иной объект в перечень общего имущества или нет. Для того чтобы исключить тот или иной вид имущества, наоборот, необходимо прямое указание закона на то, что данная категория имущества является раздельной собственностью одного из супругов. В пункте 2 статьи 34 СК РФ перечислены основные виды общего имущества. Это, прежде всего доходы каждого из супругов от трудовой и предпринимательской деятельности, результаты интеллектуальной деятельности, пенсии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения. К общей собственности относятся также приобретенные за счет общих доходов вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в банки и иные кредитные учреждения или в иные предприятия или организации, а также другое имущество. Указанное имущество является общим независимо от того, приобретено оно на имя обоих супругов или только одного из них. Не имеет также значения, на чье имя зарегистрировано имущество, требующее регистрации, например, автомашина. Право на общее совместное имущество супругов является равным независимо от размера их вкладов для его приобретения. Даже в том случае, если один из супругов вообще не участвовал в приобретении или увеличении общего совместного имущества, это не влечет к умалению его права, если он не получал доходов по уважительным причинам (п. 3 ст. 34 СК РФ). Эта норма, прежде всего, направлена на защиту интересов того из супругов, который осуществлял ведение домашнего хозяйства и воспитание детей.

Раздел совместного имущества супругов возможен как во время брака, так и после его расторжения. При разделе имущества доли супругов в совместно нажитом имуществе признаются равными. Такое равенство не зависит от вклада супругов в совместное имущество.

Возможен отход от принципа равенства долей супругов в совместном имуществе, если этого требуют интересы несовершеннолетних детей. В этом случае доля супруга, которому поручено воспитание детей, может увеличена. Такой отход от принципа равенства долей, на мой взгляд, является не совсем верным, поскольку приращение доли одного из супругов остается в его собственности и после того как с него будет снята обязанность содержания детей. На наш взгляд более правильным было бы признать приращение доли совместной собственностью, раздел которой может быть осуществлен после достижения детьми совершеннолетия. Владение, пользование и распоряжение общей совместной собственностью осуществляются по общему согласию супругов. При этом в случаях, когда сделка совершается одним из супругов, согласие другого супруга предполагается. Кроме режима совместной собственности российское законодательство предусматривает договорной режим собственности супругов. Брачным договором может быть установлен иной режим имущества, в частности режим раздельной собственности на все имущество или на какую-либо его часть. Брачным договором могут быть предусмотрены и иные права и обязанности супругов. Закон предусматривает, что брачный договор не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав: регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания.

Раздел общего имущества супругов производится судом по требованию одного или обоих супругов. При разделе имущества супругов суд определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов, исходя из того, что их доли признаются равными. В п. 4 ст. 38 Семейного кодекса РФ суду предоставлено право признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них. Согласно п. 5 ст. 38 Семейного кодекса РФ вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети. Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов.

Обязанность супругов содержать друг друга установлена Семейным кодексом (ст. 89) и такую обязанность несут оба супруга. Но требовать выплаты алиментов вправе лишь нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы. В мусульманском праве обязанность по содержанию (нафака) семьи возлагается исключительно на мужа. Это основывается на следующем аяте Корана:

? ?? ? ?? ? ?? ?? ? ? ? ?? ? ?? ? ?? ?? ? ? ?? ? ?? ?? ? ?? ?? ??

    ? ?? ?? ?? ? ? ? ?? ?? ? ? ?? ?

“Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества” [27 Коран. Сура “Ан-Нисаи”, 34] Муж обязан содержать как детей, так и жену, а также ее прислугу, если она ее имела до заключения брака. Размернафакаопределяется достатком мужа. Жена вправе требовать выплаты ей содержания мужем, в том числе в судебном порядке, даже если она имеет собственный заработок. Если муж не в состоянии материально обеспечить жену, она может обратиться в суд с требованием расторжения брака.

Помимо содержания жены во время брака, муж обязан выплатить жене михр при заключении брака. Сумма михраопределяется сторонами, заключающими брак, до или во время брака. Он может быть как в денежном, так и в товарном выражении. Михр, если иное не установлено договором, переходит в собственность жены сразу после заключения брака и она получает право распоряжаться им по собственному усмотрению. Установлениемихра направлено на укрепление семейных уз. При наличии нескольких жен обязанность содержать жену приобретает некоторые особенности. Это связано с требованием соблюдать равенство между женами, в предоставляемом им содержании. В случае если муж не в состоянии соблюдать равенство между женами, то ему запрещено заключать второй договор брака, что основывается на следующем аяте Корана:

    ? ?? ?? ? ? ?? ?? ? ? ? ? ?? ? ? ?? ?

“A если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной” [28 Коран. Сура “Ан-Нисаи”, аят 3. ]. Материальное обеспечение детей возлагается российским правом на родителей, причем такую обязанность несут и мать и отец, как во время брака, так и после его расторжения. В случае если ребенок проживает с одним из родителей, с другого родителя могут быть взысканы алименты на содержание ребенка в размере от ј до Ѕ заработка, в зависимости от количества детей [29О применении судами законодательства при разрешении споров связанных с воспитанием детей. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27. 05. 98 № 10// Российская газета, № 110, 10. 06. 98. ].

Мусульманское право возлагает обязанность по материальному обеспечению детей во время брака, как уже отмечалось ранее, исключительно на отца. После расторжения брака материальное обеспечение детей возлагается на того из родителей с кем остается ребенок, т. е. обязанность обеспечивать ребенка следует за правом на его воспитание.

Семейный кодекс РФ предусматривает возможность заключения получить соглашения об уплате алиментов. Несоблюдение установленной законом нотариальной формы влечет ничтожность соглашения. Размер, способы и порядок уплаты алиментов, уплачиваемых по соглашению, определяются сторонами. Алименты могут уплачиваться в долях к заработку и (или) иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты; в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно; путем предоставления имущества, а также иными способами, относительно которых достигнуто соглашение. Семейным кодексом РФ определена лишь нижняя граница: размер алиментов, устанавливаемых по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке (п. 2 ст. 103).

Если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со ст. 81 Семейного кодекса РФ) и в твердой денежной сумме.

Семейный кодекс не допускает полного освобождения от уплаты алиментов на несовершеннолетних детей, если дети находятся на полном обеспечении государства или общественной организации. Такое решение объясняется заботой о будущем детей, лишенных родительского попечения. С этой целью установлено, что суммы алиментов, взыскиваемые с родителей на детей, находящихся в воспитательных, лечебных и других учреждениях, а также половина дохода от их обращения при выходе ребенка из детского учреждения зачисляются на открываемый на его имя банковский счет.

    2. ЛИЧНЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА
    И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

Основой отношений супругов в российском праве провозглашается равенство супругов при решении всех вопросов семейной жизни.

Мусульманское право пошло по несколько иному пути. Жена и муж наделяются мусульманским правом различными статусами. Каждый из этих двух субъектов семейных отношений наделен специфичным кругом прав и обязанностей, который не совпадают друг с другом. Если в имущественных правах шариат предоставляет жене более привилегированное положение по сравнению с российским законодательством, то в неимущественных правах, предпочтительное положение имеет муж. Основными обязанностями жены в семейной жизни являются подчинение мужу. Передают со слов Абу Хурайры, что когда Пророка спросили: “Какая жена является наилучшей? ” - он ответил: “Та, которая радует мужа, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, что касается его имущества” [30 Мухаммад Али Аль-Хашими. Указ. соч. – С. 79]. Основными обязанностями мужа являются обхождение с женой по справедливости, уважение её чувств, проявление заботы и уважения. Он обязан следить за своей внешностью и поведением, чтобы нравиться жене.

Личные отношения между супругами, безусловно, занимают большее место и играют значительную роль в жизни супругов, по сравнению с имущественными. Однако далеко не все неимущественные отношения супругов регулируются правом. Отношения дружбы, любви, уважения, ответственности друг за друга не поддаются правовому регулированию. За пределами права лежит и большинство отношений, составляющих существо повседневной жизни супругов. Такое утверждение можно применить как к российскому, так и к мусульманскому праву, однако, шариат, безусловно, более обстоятельно регламентирует данную область взаимоотношений супругов. Несмотря на то, что и в том и другом праве существуют нормы, регулирующие данные отношения, однако они носят в большей степени декларативный характер, поскольку не предусмотрена ответственность за несоблюдение этих норм.

Поэтому среди отношений супругов, регулируемых как российским, так и мусульманским правом, личным отношениям отводится значительно меньше места, чем имущественным.

В тех случаях, когда личные неимущественные права закрепляются нормами права, во многих случаях это всего лишь нормы-декларации, а не реальные юридические нормы, потому что применение санкций за нарушения этих прав невозможно. Однако не следует считать, что нормы-декларации не имеют никакой правовой ценности. Возводя моральные нормы в ранг правовых, они создают определенный эталон поведения, что имеет также и воспитательное значение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать