Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву - (диплом)
p>Особенно это касается мусульманского права, поскольку оно основано, прежде всего, не на силе государственного принуждения, а на внутреннем убеждении людей придерживающихся мусульманского вероисповедания.

Нормы российского права, регулирующие личные неимущественные отношения супругов, можно условно подразделить на три группы. Первую группу составляют нормы, являющиеся по своей правовой природе нормами конституционного права, закрепляющими право супругов на выбор рода занятий, профессии, места жительства. Во вторую группу входят уже упомянутые нормы-декларации, лишенные санкций. И только третья группа состоит из обычных семейно-правовых норм, снабженных санкциями.

Пункт 1 статьи 31 СК РФ указывает, что супруги свободны в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. Все эти права являются элементами общего конституционного статуса граждан и в том или ином виде закреплены в Конституции РФ. Прежде всего, пункт 3 статьи 19 Конституции провозглашает равенство прав мужчины и женщины независимо от того, состоят они в браке или нет, следовательно, вступление в брак не может привести к умалению их конституционных прав. Право на выбор рода занятий и профессии определено в пункте 1 статьи 37 Конституции, оно также не зависит от семейного статуса граждан. Право на свободный выбор места пребывания и жительства закреплено пунктом 1 статьи 27 Конституции.

Семейное право не предусматривает и особых семейно-правовых санкций за их нарушение. В большинстве случаев нарушение этих прав является лишь основанием к разводу. Лишь в особых ситуациях, когда нарушение прав супруга связано с посягательствами на личность: лишение свободы, угрозы, физическое насилие — возможно применение уголовно-правовых норм. В соответствии с мусульманским правом изменение семейного статуса ведет к изменению правового статуса личности, изменению совокупности прав и обязанностей, которыми наделена данная личность [31Першиц А. И. , Смирнова Я. С. Положение кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату. //Государство и право. –1997, –№ 9. – С. 102-107]. Такое изменение касается, прежде всего, женщины, которая при вступлении в брак попадает под опеку мужа, и не имеет права без разрешения мужа работать и также менять место жительства. Притом, что мужчина, в общем, наделен правом запретить жене работать, он все же обязан дать ей такое разрешение, в случае если в обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, где шариат допускает применение женского труда.

При переезде мужа на другое место жительства жена должна следовать за ним, для того, чтобы не допустить распад семьи и ухудшение отношений между супругами. Такая обязанность с нее снимается, если переезд опасен для ее жизни или здоровья, либо она по состоянию здоровья не может проживать вместе с мужем на новом месте жительства.

Нормы, закрепленные в пункте 2 статьи 31 СК РФ, устанавливают равенство супругов в решении вопросов семейной жизни: воспитании и образовании детей, решении проблем отцовства и материнства. Все эти проблемы супруги должны решать совместно, исходя из принципов равенства. Легко видеть, что за нарушение данных правил невозможно установление санкций. Если супруги не решают эти вопросы совместно и на равноправной основе, а один из супругов узурпирует данные права, закон не знает способа принудить супругов решать их совместно. Несогласие по этому поводу может привести к распаду семьи и разводу, но принуждение к их осуществлению невозможно.

Неимущественные отношения супругов по мусульманскому праву регулируются на основе более высокого положения супруга, и обязанности жены подчиняться мужу, если его требования носят законный характер. Данное требование взаимосвязано с обязанностью мужа содержать жену, т. к. любое право должно быть уравновешено обязанностью. Шариат в данном вопросе не пошел по пути признания абсолютного равенства мужчины и женщины, предоставляя мужчине права в одной области, он накладывает на него обязанности в другой. То же самое касается и женщин. На наличие взаимных прав мужчины и женщины указывается в хадисе: “Поистине есть у вас права на ваших жен и у ваших жен есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться там, где вы спите, тем кто вам не нравиться, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть, что же касается ваших жен, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо, одевали и кормили их” [32 Мухаммад Али Аль-Хашими. Указ. соч. – С. 82]. Муж имеет право в случае если жена не выполняет его законных требований наказать ее: “Всегда обходитесь с женами хорошо, ибо, поистине, они доверены вам, и вы не имеете права ни на что иное, если только не сделают они чего-нибудь явно непристойного. Если они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа, и бейте их, но не жестоко”. [33 Там же. – С. 82]

Формальное равенство супругов, установленное российским законодательством, при всей своей привлекательности, на практике выливается в то, что один из супругов, в большинстве случаев им является муж, занимает в семье господствующее положение.

Шариат же исходит из того, что семья, как и любое другое сообщество, нуждается в разумном руководстве. Либо жена, либо муж должны поэтому взяться за руководство, и природа показывает, что мужчине больше подходит руководить. Поэтому по шариату мужчина, принимая на себя ответственность за домашнее хозяйство, средства к жизни, благополучие детей и заботу о них, заслуживает авторитета главы семьи, так как его сила стойкость и выносливость делают его более подходящим, нежели женщина, чтобы нести тяжкое бремя охраны семьи от разрушения и беспорядка. Кроме того, женщина более эмоциональна и быстрее может быть поколеблена чувствами.

В соответствии со статьей 32 СК РФ при заключении брака супруги могут избрать фамилию одного из них в качестве их общей фамилии или сохранить добрачную фамилию. Кроме того, супруги вправе соединить свои фамилии и именоваться двойной фамилией, если законодательство субъекта Российской Федерации, на территории которого заключается брак, не запрещает соединение фамилий. Не допускается соединение фамилий и в случае, если один из супругов уже носит двойную фамилию. В соответствии со сложившейся традицией чаще всего жена принимает фамилию мужа, однако, по закону супруги равны в своем выборе. Право на выбор фамилии может быть осуществлено супругами только в момент регистрации брака. Поскольку мусульмане не имеют фамилий в их европейском понимании, вопрос о фамилиях мусульманским правом никак не регулируется.

    Расторжение брака.

У российского и мусульманского права различные подходы к вопросам процедуры и необходимых условий развода. Отношение к самому расторжению брака мусульманского и российского права также отличается.

Отношение мусульманского права к разводу выражено в хадисе: " Развод - самый противный из поступков, дозволенных Аллахом" [34 Саййид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. –Баку: -1994. –С. 175 ]. Из чего делается вывод о том, что развод в своей сущности является порицаемым действием, но никто не вправе помешать расторжению брака в случае, если расторжение брака было совершено с соблюдением всех необходимых условий. Притом, что развод считается в общем порицаемым явлением, существует ситуации, при которых он становится запрещенным, обязательным или жемубахом(действия, которые не являются ни порицаемыми, ни желательными). Развод обязателен, в случае неспособности мужа обеспечить жену или жить с ней половой жизнью, а также в случае невыполнения женой обязательных требований шариата. Обязанность мужа расторгнуть брак в первых двух случаях возникает только в случае требования развода со стороны жены.

Запретным считается брак, целью которого является нарушение равенства между женами. Данный запрет не влечет автоматически к разводу, а выражает отношение религии к таким действиям. Основой обеспечения данного запрета является не принуждение, а внутреннее убеждение мусульманина, которое не позволяет ему поступать вопреки религиозным нормам.

Российское законодательство относится к разводу индифферентно и считает его личным делом супругов. Государство не вправе препятствовать расторжению брака в случае, если оба супруга требуют расторжения брака (ст. 23 СК РФ). Если же один из супругов выступает против расторжения брака, суд может предоставить супругам срок для примирения, по истечении которого он обязан расторгнуть брак. В российском праве для прекращения брака необходима регистрация расторжения брака государством либо принятие соответствующего судебного решения. В шариате для признания расторжения брака законным достаточно соблюдения ряда условий, принятие какого-либо решения органами государственной власти не обязательно, хотя развод может быть осуществлен и судом.

В соответствии с российским законодательством брак может быть расторгнут либо органами ЗАГСа, либо судом по совместному требованию супругов, или по требованию одного из них. Мусульманским правом предусмотрено два способа прекращения брака, первый из них— собственно развод (талак), право на который имеет только муж, второй (фисх) —аннулирования брака судьей (по заявлению жены либо других лиц), при наличии соответствующих условий.

Талак делится на четыре вида: произнесение слов развода, хулъа (развод, даваемый жене за денежный выкуп), развод по клятве (иляи), развод, осуществляемый третейскими судьями из числа родственников каждого из супругов.

Аннулирование брака может проводиться судьей в следующих случаях: прекращение брака ввиду неспособности мужа материально обеспечить жену или выплатить еймихр, прекращение брака в связи с подтвержденным обвинением жены в прелюбодеянии, прекращение брака в связи с обнаружением сокрытых при вступлении в брак физических недостатков и психического заболевания у одного из супругов, прекращение брака в связи с вероотступничеством одного или обоих супругов. Российское право, в отличие от шариата, никак не ограничивает количество разводов между супругами. После расторжения брака супруги могут повторно заключить между собой неограниченное число договоров брака. Шариат в зависимости от того возможно ли восстановление договора брака после развода или нет, предусматривает два способа расторжения брака: полный (баин) и восстанавливаемый (раджи’и). К первой группе относятся: троекратный развод, развод до половой близости между супругами, разводхулъа. Ко второй группе относятся все остальные виды развода до окончания срока ‘идда, после завершения срока ‘идда развод раджи’и переходит в развод баин. После развода раджи’и супруги до истечения срока ‘идда могут вновь заключить между собой договор брака. Заключение договора брака после развода баинвозможно только в случае вступления жены во второй брак и последующего расторжения этого брака. Эта норма направлена на удержание мужчин от необдуманных, поспешных разводов по незначительному поводу. Основанием для расторжения брака согласно российскому законодательству является взаимное согласие супругов на развод. По требованию одного из супругов в случае не согласия второго супруга на развод, основанием для расторжения брака служит вывод суда о том, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны.

Основанием для развода в соответствии с мусульманским правом является либо произнесение мужем слов развода, либо решение судьи... Дляталака достаточно чтобы муж сказал: ты разведена, ты мне не жена и т. п. слова, которые прямо указывают на его желание развестись с этой женой. В этом случае развод является“явным”и считается действительным в любом случае. Единственным исключением из данного правила является развод объявленный в состоянии аффекта

Помимо “явного” развода возможно также объявление “подразумеваемого”развода, при котором действительность развода определяется по намерению, с которым были сказаны слова развода. “Данное правило применяется в случае, если муж разводит жену не в точных выражениях, но через упоминание чего-либо под чем подразумевается развод” [35Мавераннахра Бурхануддин Маргинани, Хидоя: Комментарии мусульманского права. Ташкент: Узбекистон. -1994. -С 235. ].

Для принятия же судьей решения о расторжении брака необходимо наличие специально оговоренных причин.

Тунисский Закон о личном статусе от 1956 г. , ограничивая права мужчин на необдуманный развод, предусматривает, что ни один развод не может быть признан действительным без согласия суда, и давал суду право требовать от супруга выплатить жене определенную сумму в качестве компенсации, если суд сочтет, что тот отвергает свою жену без достаточных оснований, или данный развод каким-то образом влечет для нее тяжелые последствия [36Заболотский А. В. Проблемы регулирования рождаемости в Пакистане в свете исламских норм семейных и общественных отношений. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. Сборник статей/ под редакцией Ганковского Ю. В. – М. : Наука, 1982. – С 178-211. ]. В соответствии с российским законодательством, брак может быть расторгнут в органах ЗАГСа, если у супругов нет общих несовершеннолетних детей и оба супруга согласны на расторжение брака. Роль органов ЗАГСа сводится к простой регистрации развода. Выяснять причины расторжения брака они не вправе. В органах ЗАГСа также растрогается брак между супругами, один из которых признан безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден за преступление на срок свыше трех лет. В этих случаях не имеет значения, есть у супругов общие несовершеннолетние дети или нет. Согласию супруга-ответчика в этих случаях не придается правового значения. Согласие супруга, признанного безвестно отсутствующим, очевидно, получено быть не может. Недееспособный супруг не может выразить волю в силу своей недееспособности. Опекун также не наделен правом дать согласие вместо него, поскольку в данном случае речь идет о сугубо личных отношения, в которых восполнение воли недееспособного не допускается. Согласие супруга, осужденного к лишению свободы на срок свыше трех лет, также не является обязательным. Брак растрогается в его отсутствие.

Право на развод предоставлено шариатом мужу и судье. Жена, хотя и лишена права объявления развода самостоятельно, может обратиться в суд при наличии специально оговоренных причин. Причины, по которым жене такое право не предоставлено, сводятся к следующим. В соответствии с шариатом муж обязан материально обеспечивать жену во время брака, а также во время срока `идда. Кроме того, он обязан при заключении брака выплатить жене михр, который порой достигает существенных размеров. Таким образом, муж оказывается экономически заинтересованным в сохранении брака, поскольку все материальные издержки развода возлагаются на него, в то время как жена такой заинтересованности не имеет. Второй причиной такого ограничения прав женщины является то, что процедура развода согласно мусульманскому праву чрезвычайно облегчена, и женщина вследствие своей большей эмоциональности, могла бы быть неосторожной в расторжении брака и объявлять развод без каких либо серьезных оснований [37 ‘Абдуррохман бни Мухаммад ‘Авзи аль Джузирийю. Китаб-уль-фикхи ‘алал мазахиб –иль - арба’ати. -Бейрут: -1996. -С 154. ]. Мусульманское и российское право по разному подходят к определению момента расторжения брака. В соответствии с российским правом брак считается прекращенным, при расторжении брака в органах ЗАГСа, с момента внесения соответствующей записи в книгу актов гражданского состояния. В случае расторжения брака судом брак считается расторгнутым с момента вступления решения суда в законную силу [38 Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. /Ответственный редактор – Кузнецова И. М. М. : Издательство БЕК, 1996. – С. 112. ]. Определение момента расторжения брака в соответствии с мусульманским правом зависит от того, является ли расторжение брака окончательным или нет. Разводбаин приводит к немедленному расторжению брака. При разводе раджи’и брак считается расторгнутым по прошествии периода 'идда после объявлении развода. До завершения срока 'идда брак считается “неполноценным”, поскольку после объявления развода и до окончания срока идда, близкие отношения мужа и жены запрещены. Поскольку брак до окончания срока 'иддане считается расторгнутым, то муж имеет право восстановления договора брака до истечения указанного срока, для чего ему необходимо сказать: я возвращаю тебя и т. п. слова в которых явно выражено его желание восстановить брак. Согласие жены на восстановление договора брака в этом случае не требуется. Мусульманское право в обоснование указанной нормы ссылается на следующий аят Корана:

    ? ?? ?? ? ? ?? ?? ? ? ? ? ?? ? ? ? ?? ?? ? ?? ? ?? ?? ?? ??

“А мужьям их — достойнее их вернуть при этом, если они желают умиротворения” [39 Коран. Сура “Аль Бакара” аят 228]. При однократном объявлении развода, брак считается окончательно расторгнутым по истечении срока‘идда. Троекратное объявление развода приводит, по мнению большинства ученых, в том числе имамов всех четырех мазхабов, к разводубаинв независимости от того, были ли все три объявления развода сделаны одновременно или же, после каждого развода договор брака возобновлялся. По мнению некоторых муджтахидов(имамы, имеющие право самостоятельно выносить решения по вопросам мусульманского права), таких как Ибн Аббаса, Тавуса, Ибн Исхака, три развода объявленные одновременно считаются разводомраджи’и.

Жена, кроме того, может попросить у мужа развод за вознаграждение, которое она ему передает из своего личного имущества, муж может либо согласиться на ее предложение и принять вознаграждение, либо отказать ей в разводе. Развод по требованию жены (хул') является разводом баин. Вознаграждение, передаваемое женой мужу, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым шариатом к товару.

В мусульманском праве возможен и условный развод с указанием времени или места. Так, например, муж может сказать жене: "Ты разведена в таком-то месяце, году и т. д. ", в этом случае брак считается расторгнутым сразу же с наступлением указанного срока. Если же муж сказал: "Ты разведена в доме своего отца", то она получает развод, как только войдет в дом отца.

Поскольку брак признается мусульманским правом гражданско-правовым договором, мужу предоставлены полномочия по наделению правом на заключение брака и его расторжение другим лицам, в частности он может предоставить право развода и жене. Муж, исходя из общих гражданско-правовых нормы о поручительстве, имеет право лишить своего доверителя права развода.

При предоставлении мужем права расторжения брака жене это право должно быть реализовано ею непосредственно после такого предложения, т. е. между предоставлением такого права и разводом жена не должна совершать каких-либо других юридически значимых действий.

И мусульманское и российское право исходит из необходимости укрепления семьи. В связи с этим и в том и в другом законодательстве предусмотрены институты, направленные на примирение супругов. В российском законодательстве роль такого института играет срок, который предоставляет суд супругам для примирения, в случае если один из супругов не согласен на развод. В мусульманском праве примирением супругов занимаются представители семей супругов, которые должны принять меры для примирения супругов, выяснить причины их разногласий, и в случае, если не предоставляется возможным сохранить семью, то они осуществляют расторжение брака. Данный институт основывается на следующем аяте: ? ?? ?? ? ? ? ? ?? ? ? ? ?? ? ? ? ? ?? ? ? ?? ?? ?? ?

"А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и судью из ее семьи" [40 Коран. Сура “Ан-Нисаи”, аят 35].

По нашему мнению, процедура примирения, предусмотренная мусульманским правом, является более эффективной, поскольку родственники могут более действенным образом повлиять на примирение супругов, вникнуть в сущность их разногласий, в то время как официальному лицу-судье, супруги не всегда могут полностью раскрыть причины своих разногласий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать