Теория государства и права - (лекции)
p>если действие ранее считавшееся преступлением , в новом законе таковым не является

    если новый закон смягчает наказание (но здесь - проблемы)

По кругу лиц. Законодательство страны действует на всех граждан являющихся субъектами (обладающими право и дееспособностью). Во вторых оно распространяется на юридических лиц являющихся резидентами данной страны и государственные органы (являющиеся или нет юридическими лицами). В круг лиц попадают и государственные предприятия–юридические лица. В круг лиц входят и иностранцы, за отсутствием некоторых прав (избирательного, …). В последнюю очередь–законодательство распространяется на лиц без гражданства. Не действует в посольствах, консульствах и их представителей и дипломатических работников. Понятие правоотношения. Его признаки.

По самому общему понятию – любое общественное отношение регулируемое нормами права –правоотношения (есть круг лиц придерживающийся другой точки зрения). Оно имеет сложный состав. Необходимо наличие субъектов правоотношений, содержание. Содержание имеет юридическую составляющую–субъективные права (производные от объективны; после ряда юридических действий над объективными; они всегда конкретнее объективных) и обязанности. Субъективное право:

    право действовать определенным образом
    право требовать определенного поведения от обязанного лица
    право обратиться за защитой
    Юридическая обязанность:
    обязанность действовать установленным образом

обязан претерпеть нежелательные последствия (понести ответственность за неправомерные действия)

Содержание правоотношения = активная деятельность + юридическая обязанность + субъективное право.

    Правовые отношения классифицируются:
    по отраслям права (государственное, …)

на охранительные и запретительные (база – материальное право) регулятивное

    или
    абсолютные (определены обе стороны правоотношений)
    относительные (одна из сторон не определена

Правосубъектность –способность физических или юридических лиц быть субъектами правоотношений. Для этого они должны быть:

правоспособны (но с исключениями для некоторых физических лиц, например, эмбрионов)

дееспособность (в результате свих действий приобретать права и обязанности) Возможна (для физических лиц) частичная дееспособность (по возрасту 14, 15, 16 лет) или ограниченная (в результате суда).

    Для юридических лиц дееспособность может быть:
    уставная (согласно своему уставу или положению)
    нормативная (ограниченная законом)

Объекты правоотношений –все то, по поводу чего возникают правоотношения, то есть все материальные и нематериальные блага.

Юридические факты –факты реальной действительности, с которыми законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они бывают: простые

    сложные
    Виды юридических фактов:

события (не зависят от воли или сознания участников, например, землетрясение) действия (правомерные или неправомерные)

Юридические акты –действие, которое изначально преследует цель породить правовые отношения (заявление в ЗАГС)

    Юридический поступок – не преследует подобной цели.
    Существуют предполагаемые юридические факты – презумпции:
    опровержимые (невиновности)
    неопровержимые (знания закона)
    Система права

Системность права основывается на системности человеческих отношений. Ее элементами– правовые нормы. Система права –информационная система, следовательно существует информационное взаимодействие. Система права может быть субъективна (в самих отношений нет, а они формируются с помощью принуждения. Пример: формируемая у нас в стране правовая система (ведь рыночных отношений не было).

Всякая система характеризуется надежностью (устойчивость к пиковым нагрузкам) и динамической устойчивостью (эффективность приспосабливания к измененной действительности). Они обратно пропорциональны.

    Второй компонент – дифференциация на отрасли и институты.

Отрасль –группа юридических норм регламентирующие близкие по предмету и методу правового регулирования общественные отношения.

Метод правового регулирования –способ взаимодействия между сторонами (субъектами). Он может быть построен на принципе

    равенства (частное право)
    соподчинения (публичное право)
    Отрасли права.

Государственное (конституционное) право. Предмет –общественные отношения в сфере государственного управления, принципов его организации и организации экономической и политической жизни общества, основные права и обязанности граждан и отношения, складывающиеся между администрацией и ? ?? . сюда входит Конституция и конституционные нормы. Нормы могут быть декларациями или иными нормативными актами

Административное право –отношение физических лиц, юридических лиц с органами государственной власти или управления. “Об административных отношениях” и “об административной ответственности”. Так как здесь нет равенства, то существует возможность обжалования.

Уголовное право дает понятие о преступлении и всех отношений с ним связанных: системой наказания и так далее. Оно так же содержит полный и исчерпывающий перечень неправомерных действий называемых преступлениями. Его применение только в судебном порядке.

Трудовое право (частично): оплата труда, правила внутреннего трудового распорядка, юридическая ответственность в рамках трудовых правоотношений и т. п.

Гражданское право –регламентирует личные имущественные права граждан. Дает понятия физического и юридического лица, устанавливает права и обязанности в области структур обязательств, а также наследственные и авторские права. Основной нормативный акт–Гражданский кодекс и некоторые нормативные акты регулирующие эти же отношения, но только до тех пор, пока не противоречат кодексу (существует единственное исключение связанное с приватизацией).

Коммерческое право –обязательское право, финансовое право, налоговое право (хоть здесь и нет равенства отношений) и таможенное право.

Семейное право (вообще-то можно отнести к гражданскому праву) Процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право и арбитражный суд.

    Систематизация нормативных правовых актов.

Систематизация –распределение юридических норм по кодексам, сборникам с одновременным устранением пробелов и противоречий с целью более удобного поиска и использования нормативно-правового материала:

Внутренняя – устранение пробелов и противоречий (только законодателем). Внешняя – классификация нормативных актов.

    Существует два вида устранения пробелов:
    аналогия права (исходя из общего смысла права)
    аналогия закона (используя близкой по смыслу нормы
    Существуют следующие виды классификаций:

простая иерархическая классификация, когда весь правовой материал классифицируют по одному признаку.

иерархическо-десятичная классификация, она более жесткая, так как в каждом разделе должно быть 10 пунктов, не больше и не меньше.

Фассетная классификация ( в 30 годах). Она производится по нескольким признакам одновременно.

    Дескрипторная – поиск по ключевым словам.

Кодификация. Ее субъект –законодательные органы (и только! !! ). Кодексы объединяются в нормативно правовые акты регламентирующие какой-то вид правовых отношений. Естественно, что при кодификации устраняются пробелы, противоречия и могут быть приняты новые правовые акты. На последнем этапе они создаются в специальных сборниках, называемыми кодексами.

    ? ?? ?

консолидация. Осуществляется органом обладающим правом нормотворчества. Представляет собой сведение в один нормативный акт нескольких норм регулирующих одно и то же (обычно изданные в разное время).

Инкорпорация - могут заниматься все физические или юридические лица, а заключается в объединении нормативных актов по какому-либо признаку.

Соотношение международного и внутригосударственного законодательства. Существует три способа:

    внутригосударственное право превалирует над международным.

В случае конфликта между ними решается международным судом. Международное право превалирует над внутригосударственным.

    Механизм правового регулирования:

Социальный. Зависит от конкретного отношения человека к норме. Норма может быть воспринята, выгодна, человек может быть равнодушен, норма мешает ему (ищет обходные пути) и не приемлет (сознательно нарушает).

Юридический аспект вступает в действие при последних двух отношениях человека к норме.

Система права, если не удается урегулировать на основе существующего законодательства, то возможно создание нужной нормы. На наше сознание закон воздействует :

    запретами (разрешено все, что не запрещено)
    предписаниями (разрешено то, что разрешено)
    полномочиями

правоотношение также воздействует – вторая часть юридического аспекта правового регулирования юридическая ответственность

    Формы и способы реализации права

Право можно реализовать в форме правового или юридического отношения (существует мнение, что и в не правовых отношениях и ссылаются при этом на реализацию запретов или реализацию права на жизнь). Для урегулирования всех точек зрения вводят “абсолютную реализацию” - второй стороной правоотношения являются все.

Способы реализации права присущие гражданам и юридическим лицам: запреты реализуются соблюдением их

    обязанности – исполнением

существует способы реализации которых могут осуществлять только специальные органы

Правоотношение включает в себя несколько стадий (что детально описано процессуальными нормами):

    v установление объективной истины и изучение ситуации

v юридическая квалификация собранных фактов (какие юридические факты в наличии и какими нормами регулируется )

v толкование (уяснение для себя и разъяснение участникам процесса). Оно бывает: Ш по субъекту

    § аустетическое – когда толкуется тем, кто создал
    § нормативное – госорганом по поручению того, кто создал
    § казуальное – органами правоприменения

§ доктриальное – учеными юристами (не имеет юридической силы) Ш по объему

    § узкое
    § буквальное
    § ограничительное
    § широкое
    Ш по способу

§ социально-экономическое – учитывает обстановку на момент издания нормы § историческое –если существует несколько юридических норм под которые попадают действия, то применяют последнюю

§ грамматическое, учитывая всякие логические связки “и”, “или” и т. п. v издание правоприменительного акта (приказы, письма, …)

    v реализация правоприменительного акта

Правонарушение –противоправное, общественно опасное деяние дееспособного лица. Обязательный элемент–субъект наделенный право и дееспособностью. Для признания недееспособности мало учета в психдиспансере, обязательно обследование специальной комиссией. Субъективная сторона правонарушения –психическое отношение человека к своему деянию. Оно может выражаться различными степенями вины:

    прямой умысел (сознательно)

косвенный умысел (знает, но нарушение закона – побочный эффект его деятельности) преступная самонадеянность (когда человек знает, что он нарушает закон и могут возникнуть общественно-опасные последствия; например, пьяный за рулем) небрежность (когда человек не знал, что нарушает закон или что будут общественно-опасные последствия, но должен был бы знать)

Объективная сторона правонарушения – общественно опасные последствия противоправных действий. Объект правонарушений – те объекты права которые защищены законом. Виды правонарушений разделяются

    по отраслям законодательства
    по степени общественной опасности
    проступки
    преступления

Юридическая ответственность –фактическое притерпевание нежелательных для лица последствий его правонарушения личного и имущественного порядка. Основанием ее возникновения– правонарушение со всеми его элементами. Существует еще одно основание – свобода воли (заставили подписать, заставили …) Лицо можно привлечь к ответственности только тогда, когда его действия имеют нежелательные последствия и когда между ними существует прямая (! ) связь, но бывают и исключения, когда без вины несет ответственность:

за вред причиненный источникам повышенной опасности (транспортным средствам, оружию)

    за действия ваших несовершеннолетних детей
    Виды юридической ответственности:

v имущественная – в рамках трудового и гражданского законодательства Ш ограниченная – на всех работников

Ш полная –обязательно совпадение должности в приказе с фактической должностью и наличие договора о полной материальной ответственности

    v административная
    Ш штрафы

Ш изъятие имущества посредством которого совершено правонарушение Ш конфискация имущества посредством которого совершено правонарушение Ш отстранение от должности (до 6 месяцев)

    Ш административный арест (до 15 суток)

v дисциплинарная (в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка) Ш выговор

    Ш понижение в должности
    Ш увольнение

v уголовная (только к физическим лицам и только в судебном порядке на основе уголовного процесса)

    Ш штрафы
    Ш исправительные работы
    Ш лишение свободы
    Цель всех видов юридической ответственности:
    восстановление нарушенного права
    возмещение причиненного ущерба
    частное предупреждение (превенция) и общее

Законность –конституционный принцип точного и неуклонного соблюдения закона всеми гражданами, должностными лицами, госслужащими и государством. Она имеет несколько уровней:

    граждане и их объединения
    законность в деятельность госаппарата

законность в деятельности самого государства (нужно отличать законность от директивности, которая может противоречить закону)

    Существует несколько видов директивности:

хоризматическая – соответствие действий потребностям, целям, интересам общества традиционная директивность - ? ??

идеологическая директивность – если закон противоречит иделогии общества (у нас в стране складывается директивность действий президента) Принцип законности (законы должны быть правомерны):

    Одинаковое понимание законов

Необходимость наличия и соблюдения процессуальных норм обеспечивающих защиту законных прав субъекта

    Обеспечение правосудия

Правопорядок –часть общественного порядка, сформировавшегося на основе соблюдения принципов законности. Оно зависит от государства, деятельности органов и должностных лиц

    ? ??

Соотношение общества и государства –демократия, ее нельзя рассматривать как многовластие, это соотношение прав правящих и управляемых.

    централизованное государственное управление
    самоуправление

Причем между ними идет постоянная борьба и устанавливается какое-то равновесие. Демократия кончается там, где исчезает одна из форм регулирования полностью. От того как соотносятся эти полномочия зависит управляемость государства.

    1. Предмет ТГиП.

Предмет –правовая действит-ть. В самой ТГиП 2 стороны: гос-во и право, кот. не сущ. др. без друга. Сущ. неск. подходов к изуч-ю предмета: 1. гос-во –творец права, но очевидно, что это не всегда так, гос-во д. открывать право действит-ти. 2. либеральная концепция (право склад-ся в общ-ве): право –продукт жизнед-ти общ-ва, рез-т конфликта интересов людей. Основа права склад-ся в процессе отнош-й людей, а гос-во лишь санкционирует пр-ла или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к соверш-ю некот. действий. Сейчас принято придерж-ся 1-го подхода.

Правом м. назвать только тот з-н, кот. имеет основание в реальной жизни. Но сущ. ситуации в общ-ве, когда гос-во–творец права. Ех: 1917 год. Именно тогда было запущено придуманное право, кот. было чисто умозрит... В рез-те его многие не любили и не понимали, почему они должны поступать так, а не как привыкли. Поэтому, часто наряду с подобным правом, д-ет жестко организованный мех-м навяз-я новых понятий, з-нов, привычек и т. п. , т. е. прибегая гораздо чаще, чем треб-ся при норм. полож-и дел к з-нному или нез-нному принужд-ю (репрессиям) или прибегать к террору, т. к. запуганными легче управлять.

    2. Методология ТГиП.

Сущ. неск. подходов к пониманию методологии. Некот. полагают , что методол-я – не только совок-ть методов, но и наука, примен. в действит-ти. Методы: 1. дедуктивный – знания вывод-ся из уже имеющихся сведений. 2. Позитивистский – получ. знаний из самого О-та, его изуч-я. Вся совок-ть методов м. б. разбита на 3 гр. : I. Общефилософский (то же что диалектич. логика): 1)З-ны: a)единства и борьбы противопол-тей (мир – всегда в движ-и, но в круговом –по Аристотелю) b)переход кол-ва в кач-во c)отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот). 2)Содерж-я и формы (по Гегелю: всякая форма содержательна, всякое содержание – формировано). 3)Сущ-ть и явл-е (в кажд. из явл-й м. выдел. сущ-ть, опр. з-номер-ти) 4)Общее и единичное. Вот эти эл-ты примен. при изуч. гос. и правовой с-мы. II. Общенауч. методы, из кот. самый применяемый - 1)Теория с-м или с-мный анализ: a)э-ты и стр-ра (всякая с-ма сост. из эл-тов, наход-ся в стр-ре), где эл-т–наименьшая дробная часть целого, сохр-щая качеств. признаки целого (прав. норма, гос. институт) b)динамич. устойч-ть и надежн-ть; они наход-ся в обратной завис-ти. Дин. уст-ть–спос-ть с-мы приспосабл-ся к изм-ям среды, а надеж-ть хар-ет спос-ть с-мы выдержи. пиковые нагрузки. c)управл-я и самоупр-я. Упр-е– поддерж. с-мы в задан. сост. Самоупр-е - мех-м приспос-я с-мы к среде 2)Сравнительного правоведения, кот. нужно для сравн-я положит. правового опыта других стран и выявл-е их сильных и слабых сторон и выработка рекомендаций по их улучш-ю, а вторая задача: постепен. сближ. правовых с-м разных стран (после подписания договора об общем рынке в 54 году)III. Колич. методы (с пом. ЭВМ)- возм-ть автоматич. поиска нормативных актов, а в последствии автомоделир-е юр. норм.

    3. ТГиП в с-ме обществ. наук.

ТГиП –одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП–это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать