Теория государства и права - (лекции)
p>1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе–факты О-тивной реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий: простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы диспозиция–собственно правило поведения: императивн. , диспозитивн. , рекомендательн. или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция–те нежелат. последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции: правовосст-щая и наказательная.

    47. Правовые и соц. нормы в их соотн-и.

Прав. норма –общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1. по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм–на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и охранительные.

К соц. относ. вся совок-ть пр-л повед-я, д-щих в конкр. гос-ве. К соц. прежде всего относ. 1. нормы морали (нравств-ти). Эти нормы не записаны, но общеизвестны. 2-я разновид-ть соц. норм–религиозные. 3. нормы обществ. орг-ций (Устав АО) 4. Юр. нормы (тоже эл-т соц. норм, но в своей реал-ции опир-ся на возм-ть принужд-я).

    48. Правовые и технич. нормы.

Прав. норма –общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1. по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм–на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и охранительные.

Тех. норма –в основе кот. лежат з-ны природы (з-н Ома). Они О-тивны (независ. от нас). Однако исп-е людьми этих з-нов м. иметь соц. последствия. Если исп-е к-либо з-на природы соц. значимо, то люди м. реглам-ть исп-е этого з-на (Ех: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила экспл-и а/м).

    49. Стр-ра правовой нормы.

Прав. норма –общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1. по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм–на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и охранительные. Факультативные нормы–позвол. при опр. усл-ях отступать от главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма–из неск. вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы (формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит. опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел. на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные. Особая группа–поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел. специализир. : дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос. -прав. институтов), нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).

1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе–факты О-тивной реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий: простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы диспозиция–собственно правило поведения: императивн. , диспозитивн. , рекомендательн. или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция–те нежелат. последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции: правовосст-щая и наказательная.

    50. Виды правовых норм.

Прав. норма –общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1. по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм–на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и охранительные. Факультативные нормы–позвол. при опр. усл-ях отступать от главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма–из неск. вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы (формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит. опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел. на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные. Особая группа–поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел. специализир. : дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос. -прав. институтов), нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).

1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе–факты О-тивной реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий: простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы диспозиция–собственно правило поведения: императивн. , диспозитивн. , рекомендательн. или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция–те нежелат. последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции: правовосст-щая и наказательная.

    56. Понятие и виды систематизации правовых норм.

Прав. норма –общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1. по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм–на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и охранительные. Факультативные нормы–позвол. при опр. усл-ях отступать от главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма–из неск. вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы (формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит. опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел. на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные. Особая группа–поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел. специализир. : дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос. -прав. институтов), нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).

1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе–факты О-тивной реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий: простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы диспозиция–собственно правило поведения: императивн. , диспозитивн. , рекомендательн. или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция–те нежелат. последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции: правовосст-щая и наказательная.

    58. Критерии и способы класс-и правовых норм.

Прав. норма –общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1. по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм–на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и охранительные. Факультативные нормы–позвол. при опр. усл-ях отступать от главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма–из неск. вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы (формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит. опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел. на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные. Особая группа–поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел. специализир. : дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос. -прав. институтов), нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).

1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе–факты О-тивной реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий: простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы диспозиция–собственно правило поведения: императивн. , диспозитивн. , рекомендательн. или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция–те нежелат. последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции: правовосст-щая и наказательная.

    59. Понятие и формы реал-ции права.

Право- это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Такжеправо- с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Осн. часть полагает, что формы права м. реал-ть только в форме правового или юр. отнош-я. Др. полаг. , что помимо правоотн-й юр. нормы м. б. реал-ны и вне правоотн-й. Сторонники 1-й позиции вводят понятие абс. правоотн-я, где 2-я сторона не опр. , т. е. 2-я сторона=все.

Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я– не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я –треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами– это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах).

    60. Способы реал-ции права.

Право- это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Такжеправо- с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Осн. часть полагает, что формы права м. реал-ть только в форме правового или юр. отнош-я. Др. полаг. , что помимо правоотн-й юр. нормы м. б. реал-ны и вне правоотн-й. Сторонники 1-й позиции вводят понятие абс. правоотн-я, где 2-я сторона не опр. , т. е. 2-я сторона=все.

Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я– не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я –треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами– это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах).

    61. Стадии правоприменительного процесса.

Право- это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Такжеправо- с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я– не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я –треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами– это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах). Стадии: 1)Устан-е О-тивной истины по к-то совок-ти юр. фактов. 2)Юр. квалификация фактов (выбрать статью, под. кот. попадает деяние). 3)Толкование. Оно м. б. 3 видов: 1. по S-ту (кто м. толковать) – а)аутетическое толкование – оно осущ-ся тем, кто принял этот норм. акт. б)нормативное – осущ. гос. органом по поруч-ю издавшего органа в)казуальное (казус – случай) –осущ. суды и администрация. г)доктринальное (осущ. учеными-юристами и норм. силы не имеют, Ех– комментарии к з-ну) 2. по V-му –прав. норма в пр-ссе толк-я м. исп-ся буквально, т. е. не выходя за рамки буквы з-на (ограничит. толк-е), а м. шире. 3. по способам толкования. Способы: а)соц. -эк. (исходя из соц. -эк. ситуации в дан. момент) б)историч. в)грамматич. 4)Созд-е правоприменит. акта (Ех – приговор суда). 5)Реал-ция правоприменит. акта.

    62. Толкование норм права: понятие, виды, способы.

Право- это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Такжеправо- с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я– не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я –треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами– это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах). Стадии: 1)Устан-е О-тивной истины по к-то совок-ти юр. фактов. 2)Юр. квалификация фактов (выбрать статью, под. кот. попадает деяние). 3)Толкование. Оно м. б. 3 видов: 1. по S-ту (кто м. толковать) – а)аутетическое толкование – оно осущ-ся тем, кто принял этот норм. акт. б)нормативное – осущ. гос. органом по поруч-ю издавшего органа в)казуальное (казус – случай) –осущ. суды и администрация. г)доктринальное (осущ. учеными-юристами и норм. силы не имеют, Ех– комментарии к з-ну) 2. по V-му –прав. норма в пр-ссе толк-я м. исп-ся буквально, т. е. не выходя за рамки буквы з-на (ограничит. толк-е), а м. шире. 3. по способам толкования. Способы: а)соц. -эк. (исходя из соц. -эк. ситуации в дан. момент) б)историч. в)грамматич. 4)Созд-е правоприменит. акта (Ех – приговор суда). 5)Реал-ция правоприменит. акта.

    63. Пробелы в праве и способы их восполнения.

Пробел в позитивном праве –когда нет ни з-на, ни подз-ного. акта, ни обычая, ни прецедента. Пробел в норм. -прав. рег-и– отсутствие норм з-на и норм подз-нных актов. Пробел в з-нод-ве – отсутствие з-на вообще. Пробел в з-не –неполное урег-е вопроса в дан. з-не. Итак, пробелом в позитивном праве явл. полное или частич. отсутствие прав. норм, необх. кот. обусл. разв-ем соц. жизни и потр-тями практич. решения дел, осн. принципами, пол-кой, смыслом и содерж-ем д-щего з-нод-ва, отвечающего прав. треб-ям, а также иными проявл-ями права, вытек. из природы вещей и отн-й.

При анализе вопроса о восполн-и пробелов в Европе осн. внимание уделяют не суду, а органам, облад. правом издания норм. прав. актов. Кажд. орган вправе устранять пробелы, возн. по причине появл-я новых обществ. отн-й, треб. прав. рег-я и относ-ся к сфере д-ти дан. органа.

    66. Причины правонарушений.

Правонар-е – противоправн. , обществ. опасное деяние дееспособного лица. Обязат. эл-т –S-т, наделенный право и деесп-тью. Для признания недеесп-ти мало учета в психдиспансере, обязат. обслед-е спец. комиссией.

S-тивная сторона правонар-я –психич. отн-е чела к своему деянию. Оно может выр-ся различ. степенями вины: 1)прямой умысел (сознательно) 2)косвенный умысел (знает, но наруш-е з-на–побочный эффект его д-ти) 3)преступная самонадеянность (когда чел знает, что он нарушает з-н и м. возникнуть обществ. -опасные последствия; Ех–пьяный за рулем) 4)небреж-ть (когда человек не знал, что нарушает закон или что будут общественно-опасные последствия, но должен был бы знать). О-тивная сторона правонар-я– обществ. опасные последствия противоправных д-й. О-т правонар-й – те О-ты права, кот. защищены з-ном. Виды правонар-й раздел. 1)по отраслям з-нод-ва 2)по степени обществ. опасности: проступки и преступления.

    67. Юр. ответственность.

Юр. отв-сть –фактич. притерпевание нежелат. для лица посл-вий его правонар-я личного и имущ. порядка. Осн-ем ее возн-я явл. правонар-е со всеми его эл-тами. Сущ. еще одно осн-е–свобода воли (заставили подписать, заставили …). Лицо м. привлечь к отв-ти только тогда, когда его д-я имеют нежелат. посл-вия и когда м. ними сущ. прямая (! ) связь, но бывают и исключ-, когда без вины несет отв-ность: 1)за вред, причиненный ист-ком повыш. опас-ти (трансп. ср-вом, оружием) 2)за д-я ваших несоверш. летних детей

Виды юридической ответственности: 1)имущественная – в рамках труд. и гражд. з-нод-ва: а)ограниченная – на всех раб-ков б)полная –обязат. совпадение долж-ти в приказе с фактич. долж-тью и наличие договора о полной мат. ответств-ти 2)административная: а)штрафы б)изъятие имущ-ва, поср-вом кот. совершено правонар-е в)конфискация имущ-ва, поср-вом кот. совершено правонар-е г)отстранение от долж-ти (до 6 месяцев) д)адм. арест (до 15 суток) 3)дисциплинарн. (в соотв-и с пр-лами внутр. труд. распорядка): а)выговор б)пониж-е в должности в)увольнение 4)уголовная (только к физ. лицам и только в судебн. порядке на осн. уголовного процесса): а)штрафы б)исправит. работы в)лишение свободы

Цель всех видов юридической ответственности: а)восстановление нарушенного права б)возмещение причиненного ущерба в)частное предупреждение (превенция) и общее.

    70. Законность: понятие, уровни, принципы.

З-сть –конституц. принцип точного и неуклонного собл-я з-на всеми гр-нами, должн. лицами, госслужащими и гос-вом. Она имеет неск. уровней: 1)гр-не и их объед-я 2)з-нность в д-ти гос. аппарата 3)з-ность в д-ти самого гос-ва (нужно отличать з-ть от директив-ти, кот. м. противоречить з-ну)

Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая – соотв-е д-й потр-тям, целям, интересам общ-ва 2)традиционная 3)идеологич. –если з-н противоречит иделогии общ-ва (у нас в стране склад-ся директивн-ть д-й президента).

Принцип законности (законы должны быть правомерны): 1)Одинак. понимание з-нов 2)Необх-ть наличия и собл-я процессуальных норм, обесп-щих защиту з-нных прав S-та 3)Обесп-е правосудия.

Правопорядок –часть обществ. пор-ка, сформ-ся на осн. собл-я принципов з-нности. Оно завис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.

    71. Правопорядок и законность.

З-сть –конституц. принцип точного и неуклонного собл-я з-на всеми гр-нами, должн. лицами, госслужащими и гос-вом. Она имеет неск. уровней: 1)гр-не и их объед-я 2)з-нность в д-ти гос. аппарата 3)з-ность в д-ти самого гос-ва (нужно отличать з-ть от директив-ти, кот. м. противоречить з-ну)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать