Теория государства и права - (лекции)
p>Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире. 4. ТГиП в с-ме обществ. наук.

ТГиП –одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП–это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.

Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире. 5. Типы взаимод-я общ-ва и гос-ва.

Общ-во –совок-ть людей, наход-ся м. собой в полит. , эк. , духовн. и др. взаимоотн-ях. Эл-том общества явл. чел. В человеке нас интересует: 1. соц. -правовое полож-е, кот. хар-я его автоном-тью от общ-ва (матер. или моральн. ) и способн-тью чела противопоставить себя общ-ву. 2. Гражд-вом, т. е. совок-ть его прав, свобод, обяз-тей, предост. ему гос-вом. В философии и социологии сущ. 2 сп. взаимод-я чела и общ-ва: 1)Европ. : интересы личности всегда впереди интересов общ-ва (USA). 2)Восточный– противопол. европейскому.

Стр-ра общества: 1. Ф-циональная: 1)Эк. отн-я (отн-я соб-ти, наличие отн-й обмена или распр-я, фин. взаимод-я 2)Полит. (наличие плюрализма, возм. ли участие гр-н в форм-и гос. аппарата, д-ет ли принцип разд-я властей 3)Духовные отн-я (в чьей соб-ти СМИ, кто форм-ет с-му образования, наличие или отсутст. единой гос. идеологии, сп. форм-я обществ. созн-я). 2. Орг. -соц. стр-ра: теория классов–хар-ет наличие соц. групп, классов, наход-ся м. собой в юр. , полит. и эк. завис-ти. стр-ра бывает иерархич. и эгометарная. Изначально общ-во иерархично. 6. Понятие и эл-ты полит. с-мы.

ПС –совок-ть гос. , партийных и обществен. органов и орг-ций, участв. в полит. жизни страны. В завис. от степени участия в полит. жизни эти орг-и м. разделить на 1)Собственно-полит. (гос-во, все полит. партии, отд. обществ. орг-и). Прямая связь с пол-кой, прямое на нее возд-е. 2)Несобственно-полит. (орг-и, возн. не непоср-нно в силу полит. причин, а в силу эк. и др. – профсоюзы, АО). 7. Теории происх-я гос-ва.

Единого мнения на этот счет нет. Но первыми гос. -прав. с-мами были рабовлад. с-мы Др. Греции, Рима, Египта. На тер. РФ, PL, D никогда рабства не было, первым здесь возн. феод. Г и П. Есть идея божественного возн-я Г и П (религиозн. – з-ны шариата, Моисея). Но гос. орг-я приходит на смену родоплеменной, а право –на смену обычаям. Сущ. Естественно-правовая теория, нередко наз. “договорной” или теорией договорного происх-я Г и П. Гос-во в ней–рез-т объед-я людей на дог. основе (добровол. ). Одной из распр. на Западе явл. Теория насилия, Главн. причина возн-я Г и П здесь–не в соц. -эк. разв-и общ-ва и возн-и классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен др.

    8. Признаки гос-ва.

Гос-во –это особая орг-я публичной, политической власти господств. класса (соц. группы, блока класс. сил, всего народа), располаг. спец. аппаратом упр-я и принужд-я, которая, представляя общ-во, осущ-ет рук-во этим общ-вом и обесп-ет его интеграцию.

Гос-во руководит общ-вом, осущ. полит. власть в масшт. всей страны. Для этой цели исп. гос. аппарат, для сод-я кот. собирают налоги.

    9. Понятие и определение гос-ва.

Гос-во –это особая орг-я публичной, политической власти господств. класса (соц. группы, блока класс. сил, всего народа), располаг. спец. аппаратом упр-я и принужд-я, которая, представляя общ-во, осущ-ет рук-во этим общ-вом и обесп-ет его интеграцию.

Гос-во руководит общ-вом, осущ. полит. власть в масшт. всей страны. Для этой цели исп. гос. аппарат, для сод-я кот. собирают налоги.

    10. Понятие и стр-ра ф-ций гос-ва.

Ф-ции гос-ва –осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис. от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его д-ти и врем. ) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит. , эк. , соц. ) г)от форм их реал-ции (правотворческие, правоохр. ). Также м. провести класс-ю на осн. террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или конфедерации).

В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим -ва. ) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва–обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва (решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва– охрана интересов чела, защита его прав. 11. Класс-я ф-ций гос-ва.

Ф-ции гос-ва –осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис. от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его д-ти и врем. ) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит. , эк. , соц. ) г)от форм их реал-ции (правотворческие, правоохр. ). Также м. провести класс-ю на осн. террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или конфедерации).

В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим -ва. ) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва–обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва (решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва– охрана интересов чела, защита его прав. 12. Хар-ка осн. ф-ций гос-ва.

Ф-ции гос-ва –осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис. от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его д-ти и врем. ) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит. , эк. , соц. ) г)от форм их реал-ции (правотворческие, правоохр. ). Также м. провести класс-ю на осн. террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или конфедерации).

В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим -ва. ) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва–обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва (решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва– охрана интересов чела, защита его прав. 13. Форма гос-ва и ее эл-ты.

Форма гос-ва –это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I. форму правления II. форму гос. устр-ва III. форму гос. режима. I - 1)монархические (единоличные, наследств. ): а)абс. б)огранич. (парламентарн. , конституцион. ) в)дуалистич. г)теократич. 2)республиканские (коллегиальные, выборные): а)парламентские б)президентские. II–это нац. и адм. -терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти. : а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм. -тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад. ) б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не имет своих общих з-нод. , исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции). III. –совок-ть способов и методов осущ-я власти гос-вом. : а)антидемокр. режимы (тоталитарные, авторитарные, расистские) б)демокр.

    14. Форма правления: понятие и виды.

Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I. форму правления II. форму гос. устр-ва III. форму гос. режима. Форма правления предст. собой стр-ру высших органов гос. власти, порядок их обр-я и разделение м. ними. I - 1)монархические (единоличные, наследств. ): а)абс. (монарх не подотчетен никому) б)огранич. (парламентарн. , конституцион. )–власть монарха огранич. констит-ей, утв. парламентом. Монарх не м. менять конст-ю. в)дуалистич. (это огранич. монархия, где гос. власть раздел. м. прав-вом, формируемым монархом и парламентом). г)теократич. (монарх возгл. не только светское, но и религ. управление страной). 2)республиканские (коллегиальные, выборные): а)парламентские (есть премьер), верховная роль в орг-и гос. жизниО парламенту. Прав-во –из партий, имеющих >-во в парламенте. б)президентские (президент явл. также главой правит-ва, но есть и парламент– Эстония, FIN).

    15. Форма гос. устр-ва: понятие и виды.

Форма гос-ва –это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I. форму правления II. форму гос. устр-ва III. форму гос. режима. II–это нац. и адм. -терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти. : а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм. -тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад. Также единое з-нод-во, конст-я, гражд-во , единые органы власти). б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во, терр-рия сост. из тер-рий отд. S-тов , кот. м. иметь свои конст-и, органы власти, но верховная власть–федеральн. ). в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не имет своих общих з-нод. , исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции).

    16. Гос. режим (способы осущ-я власти).

Форма гос-ва –это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I. форму правления II. форму гос. устр-ва III. форму гос. режима. III. –совок-ть способов и методов осущ-я власти гос-вом. Осн. критерием класс-ции явл. демократизм форм и методов осущ-я гос. власти: а)антидемокр. режимы (тоталитарные, авторитарные, расистские) б)демокр.

    17. Особ-ти формы Рос. гос-ва.
    18. Мех-м гос-ва: понятие, эл-ты.

Гос. мех-м –совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос. власти, а гос. аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м нередко наз. гос. аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов– аппаратом в узком смысле слова. Гос. органы –важнейшие и неотъемлемые части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр. , устан. в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор. закрепл. орг. стр-ры и т. д. г)наделение полномочиями гос. -властного хар-ра. (это наи> существ. пр-к)– издание норм. актов, примен. мер возд-я. Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос. д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.

    19. Понятие гос. органа (института).

Гос. мех-м –совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос. власти, а гос. аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м нередко наз. гос. аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов– аппаратом в узком смысле слова. Гос. органы –важнейшие и неотъемлемые части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр. , устан. в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор. закрепл. орг. стр-ры и т. д. г)наделение полномочиями гос. -властного хар-ра. (это наи> существ. пр-к)– издание норм. актов, примен. мер возд-я. Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос. д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.

    20. Класс-я гос. органов.

Гос. мех-м –совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос. власти, а гос. аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м нередко наз. гос. аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов– аппаратом в узком смысле слова. Гос. органы –важнейшие и неотъемлемые части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр. , устан. в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор. закрепл. орг. стр-ры и т. д. г)наделение полномочиями гос. -властного хар-ра. (это наи> существ. пр-к)– издание норм. актов, примен. мер возд-я. Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос. д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.

    21. Принцип разделения властей.

Институты гос. власти форм-ся на осн. разд-я властей –стр-рообразующего и ф-циональн. принципа рацион. орг-и и контроля. Это давний принцип. Власти дел. на представит. (з-нодат. ), исполнит. и судебн. Мех-м сдержек и противовесов - кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга).

    22. Признаки правового гос-ва.

Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res populi). Один из пр-ков правового гос-ва–верховенство з-на (никто не освоб-ся от подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва– идея народного суверенитета, также – принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и противовесов –кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один из пр-ков–наличие развитого гражд. общества; созд-е институтов полит. демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-в обесп-я правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.

    23. Понятие и определение правового гос-ва.

Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res populi). Один из пр-ков правового гос-ва–верховенство з-на (никто не освоб-ся от подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва– идея народного суверенитета, также – принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и противовесов –кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга). Также один из пр-ков–наличие развитого гражд. общества; созд-е институтов полит. демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и проведение на деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-в обесп-я правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы гос. власти.

    24. Перспективы построения правового гос-ва в РФ.
    25. Соотнош-е права и гос-ва.

Традиц-но различ. 2 подхода к вопр. о соотн-и Г и П: 1. Этатистский. Исходя из превосх-ва Г над П. Право рассм. как пр-т гос. д-ти, как следствие гос-ва. Такой подход– в советское время. Право – совок-ть норм, издаваемых гос-вом. 2. Сторонники школы естественного права – понятие гос-ва выводится из обществ. договора. Праву здесь Оприоритет по сравн. с гос-вом, оно возн. раньше, никакое гос-во и никакая власть не есть первонач. ист-к права. 3. Есть и 3-я точка зр-я. Связь м. Г и П не имеет столь отчетливого прич. -следств. хар-ра (т е гос-во порождает право или наоборот). Этот подход позаол. выявить глубин. связи м. Г и П. , понять, что дает П гос-ву и какую роль Г играет в обесп-и П.

П форм-ся при непоср. участии Г. Но Г не столько форм-ет П, сколько завершает правообразоват. процесс, придавая П опр. юр. формы (норм. акт, суд. или адм. прец-т). Творч. роль Г в отн-и образ-я П закл. в след. : 1)в осущ-и правотворч. д-ти. Гос-во опр-ет потр-ть в юр. реглам-ции тех или иных отн-й (д-ти), опр-ет наи> рац. юр. форму (з-н, акт исполнит. власти и др. ) и т. обр. придает отн-ям всеобщ. хар-р. 2)в санкционир-и Г норм, кот. не имеют прямого гос. хар-ра (мусульманское право–Г санкц-ет нормы, выраб. мусульм. доктриной). 3)в признании юр. обязательными регуляторами повед-я факт-ки сформ-ся и сущ-щих отн-й (обычное право). Т. обр. Г обесп-ет разв-е всей с-мы ист-ков П. Достаточно значимой представл-ся роль гос-ва в обесп-и реал-ции П. Г также охрану П и господств-щих прав. отн-й ( за Г стоит сила в виде аппарата принужд-я).

Роль П в отн-и к Г: 1)П возд-ет на Г при его взаимоотн-ях с нас-ем. 2)П легализует гос. д-ть, обесп-ет дозвол-ть охранит. и принудит. мер Г. 3)поср-вом П опр-ся границы проник-я Г в жизнь нас-я.

    26. Типы правопонимания.

В разных частях света, в группах гос-в или в отд. взятой стране истор-ки склад. своя с-ма права. Сущ. разные типы правопонимания: 1)Нормативный подход к праву как ср-ву поддерж-я з-нности и стаб-ти. Право = совок-ть охраняемых гос-вом норм. Позвол. гр-нам и др. исполнителям правовых предписаний знакомиться с сод-ем последних по тексту нормативных актов и соотв-но сознательно избирать вариант своего повед-я. 2)Социологич. подход - сформ. во 2 пол. 19в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо искать не в нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к з-ну и з-нности. Отриц. моменты: а)отсутств. прочная юр. основа предпринимаемых д-й и увер-ть в конечных их рез-тах. б)Решение юр. дел в пользу эк. и полит. сильного, в ущерб слабым в)опасность некомпетентн. реш-я и произвола со стороны должн. лиц. 3)Психологич. теория права. Наряду с нормами и прав. отн-ями вкл. правовое сознание. Советск. прав. теория отвергаал этот подход за его приверж-ть к S-тивному идеализму. Однако, в первые годы Сов. власти даже в декретах призн. обращ-е судей к правовому сознанию, если з-ны не давали возм-ти реш-я вопроса в интересах пролетарск. гос-ва. А практика (в т. ч. расстрел на месте) осн. на социологич. правовом сознании. 3)Философский подход (теория естеств. права) как утвержд-е свободы и справедл-ти в практике прав. гос-ва. Получ. разв-е у Гегеля. Право по Гегелю - осущ-е свободы своб. воли или “наличное бытие свободы”. Осн. постулат фил. подхода вывод о сущ-и высших, const д-щих, независ. от гос-ва норм и принципов, олицетвор. разум , справедл-ть, О-тивный порядок цен-тей, мудрость Бога, не только явл-ся директивами для з-нодателя, но и д-щих напрямую. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу чела, вещей. 4)Интегративный подход. Интегративное (общее) опр-е права: Право- это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом.

    27. Позитивистская модель правопонимания.
    28. Социологич. модель правопонимания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать