Географическое положение и история Афганистана
p align="left">В степях в бассейне р.Амударья (северо-запад Афганистана) проживают несколько групп, говорящих на тюркских языках - туркмены, узбеки и др. Первые населяют северные районы Афганистана, прежде всего Фарьябе и Бадгисе, вторые достаточно компактно живут в северных предгорьях Гиндукуша, на территории Чар-Вилайет (четыре области), где до их завоевания афганцами в серед. 19 в. существовали узбекские ханства Меймане, Ахча, Балх и Кундуз. Сегодня это районы Герата, Фарьяба, Джоузджана, Балха, Тохара, Кундуза, Баглана и Бадахшана. И те, и другие тоже относятся к мусульманам-суннитам, сохраняют строго патриархальную социальную структуру. Их основные занятия - земледелие и скотоводство, а туркмены слывут также искусными ковроделами. Часто узбеки и туркмены живут в одних деревнях вместе с таджиками и афганцами, не смешиваясь при этом. Небольшими группами среди узбекского населения расселены казахи (ок. 2 тыс. чел., 2003, район Кундуза и Ханабада) и каракалпаки (ок. 2 тыс. чел., 2003, район Джалалабада и Мазари-Шарифа). Лидер афганских узбеков Рашид Достум до 2005 возглавлял "Национальное исламское движение Афганистана", которое противодействовало талибам.

Хазарейцы - народ монгольского происхождения, исповедующий ислам шиитского толка, хотя на севере и северо-востоке страны имеются группы хазарейцев-суннитов и исмаилитов. Предположительно, предки хазарейцев пришли в Афганистан в 13-14 вв. из Китая или Монголии. Сегодня в стране живет ок. 5 млн. хазарейцев, не считая беженцев в Иране (ок. 200 тыс. чел.). Они сконцентрированы в центральной части Афганистана, прежде всего, в Хазараджате (область между Кабулом и Гератом), но поселения хазарейцев есть и в других районах страны (Кабуле, Бадахшане, Нангархаре, Кундузе и Кандагаре). Хазарейцы говорят на архаичном диалекте персидского языка. Среди них преобладают земледельцы и овцеводы, в городах они образуют большую прослойку наемных рабочих. Основные племена: бесуд, джагури, дайзанги, дайкунти, урузгани, шейхали, фулади и якауланг. Как религиозное меньшинство, хазарейцы всегда подвергались дискриминации и угнетению со стороны пуштунов и таджиков, но особенно жестокие гонения на них были при талибах, что вынудило многих хазарейцев бежать в Иран (он издавна оказывал политическую и военную поддержку шиитским группам в Афганистане). Основной политической организацией хазарейцев является ПИЕА - "Партия исламского единства Афганистана" ("Хезбе вахдат").

В горах на северо-западе и севере Афганистана, вдоль афгано-иранской границы, живут чараймаки (или аймаки) - полукочевые народы смешанного этнического происхождения, сформировавшиеся несколько столетий назад в результате слияния местного таджикского населения с тюрко-монгольскими племенами. По оценкам, их численность в Афганистане составляет от 600 тыс. до 1,2 млн. чел. Обычно в состав аймаков включают джамшидов (92 тыс. чел.), хазараи-калайинау (аймаки-калайинау, 162 тыс. чел.), фирузкухов (125 тыс. чел.), таймани (416 тыс. чел.), а также теймуров (104 тыс. чел.), которых, однако некоторые исследователи относят к таджикам (данные за 2003). По своему происхождению чараймаки близки к хазарейцам, имеют одинаковые с ними названия племенных объединений, но исповедуют ислам суннитского толка и говорят на диалектах, близких к языку дари.

Белуджи (290 тыс. чел., 2003) и брагуи (ок. 250 тыс. чел., 2003) населяют некоторые местности на юго-западе страны, к югу от р.Гильменд, хотя отдельные группы белуджей живут и севернее. Оба народа имеют много общего: в большинстве своем они давно перешли на оседлость, занимаются земледелием, скотоводством и ковроткачеством. Но белуджи принадлежат к индоиранской группе, а брагуи по некоторым признакам относятся к дравидийским народам. Основные племенные группы брагуи - захри-менгал, раисани и сарпара. Племена делятся на кланы (таккары), а кланы - на роды (фалли). Живя в близости с белуджами, брагуи настолько переняли многие их обычаи и языковые особенности, что часто называют себя белуджами, считая себя их особой ветвью.

В дополнение к основным этническим группам по всему Афганистану, особенно к северу от Гиндукуша, рассеяны множество небольших народностей, которые насчитывают от нескольких тысяч до нескольких сот человек. В западных районах страны, в Джувейне и долине Хашруда, проживают персидские народности (ок. 25 тыс. чел., 2003), исповедующие ислам шиитского направления. На границе с Ираном, на юго-западе страны, расселены небольшие общины курдов. К северу-востоку от Чарикара и к северу от г.Кабул живут парачи (5-6 тыс. чел.), а к югу и востоку от него - ормури (2-5 тыс. чел.), также принадлежащие к иранской группе. Исследователи считают их потомками древнейшего населения Афганистана, жившего здесь до появлений пуштунов. Другие народности (нуристанцы, киргизы, казахи, пашаи и др.) - немногочисленны. Нуристанцы, включающие племена кати (св. 15 тыс. чел., 1994), паруни (ок. 1 тыс. чел., 2000), вайгали (1,5 тыс. чел., 2000) и ашкуни (ок. 1,2 тыс. чел., 2000), а также трегами (ок. 1 тыс. чел., 1994), до насильственного обращения в ислам афганским эмиром в 1895-1896 назывались кафирами ("неверными"). Они живут довольно замкнуто в высоких горах к северо-востоку от долины р.Кабул, говорят на множестве диалектов, в их культуре много общего с культурой припамирских таджиков. На юго-востоке Афганистана в горных долинах притоков рек Кабул и Кунар (по соседству с нуристанцами) живут группы небольших народов (тирахи, джати, кохистанцы, гуджары), говорящих на диалектах, которые выделяются в особую дардскую подгруппу индоарийских языков. Наиболее крупные среди них - пашаи или лагманцы (ок. 124,2 тыс. чел., 2003), по образу жизни и обычаям близкие к афганцам. Памирские народы в Афганистане насчитывают ок. 100 тыс. чел. и представлены дарвази (ок. 10 тыс. чел., 2003), шугнанцами (ок. 20 тыс. чел., 1994), мунданцами (3,7 тыс. чел., 2000) и ишкашимцами (ок. 1 тыс. чел., 1990), а также близкими к ним зебакцами и сангличцами. Несколько тысяч ваханцев (ок. 18 тыс. чел., 1990), которые также принадлежат к памирским народам, сконцентрированы в пределах узкого Ваханского коридора. На крайнем северо-востоке страны, на Памирском нагорье и в Бадахшане, продолжают жить киргизы (ок. 0,7 тыс. чел., 2000). В 1978 большая их часть перекочевала в Гилгит и Хунзу (Пакистан), а затем переселилась в Турцию (окрестности оз.Ван). Уйгуры живут в нескольких деревнях Бадахшана и Аби-Барика. Арабы (по разным оценкам, от 10 до 35 тыс. чел.) живут в нескольких деревнях на севере страны: вблизи Даулетабада, Балха, Шибиргана и южнее Талукана. Несколько тысяч монголов живут вблизи Герата.

При всем национальном многообразии население Афганистана можно объединить в четыре этнолингвистические группы - иранскую, тюркскую, нуристанскую и индоарийскую. На юге, в центре страны и северо-востоке преобладают ираноязычные народы (пуштуны, таджики, хазарейцы, аймаки и др.), тогда как на северо-западе, на обширной Бактрийской равнине, издавна живут тюркские народы (узбеки, туркмены, киргизы). На востоке страны, в труднопроходимых горных районах, расселены народы индоарийской (пашаи, панджабцы) и нуристанской групп.

Языки. По оценке, в Афганистане насчитывается более 20 языков и 200 различных диалектов. Согласно действующей конституции, официальными языками в Афганистане признаны пушту (афганский язык) и дари (фарси-кабули, афганский диалект персидского языка). Наряду с этим, статус официального имеют еще пять языков (узбекский, таджикский, балучи, нуристани и пашаи), но только в тех районах, где ими пользуется большинство населения

С момента основания Афганистана и до 1936 единственным государственным языком был дари, имеющий давние литературные традиции еще со средневевековья. К 1964 все официальное делопроизводство было переведено на пушту (пашто) - язык пуштунов. Он принадлежит к индоевропейской семье языков и насчитывает ок. 20 племенных диалектов, объединенных в две основные ветви: восточную, или пахто (с гильзайским, пешеваро-момандским и афридийским диалектами) и западную, или пашто (с кандагарским (или дурранийским), вазирским, хаттакским и др. диалектами). Наибольшее распространение пушту имеет в пуштунских областях, где на нем говорит ок. 13 млн. чел., и попытки правительства повысить его статус до сих пор терпели неудачу.

Дари (восточный фарси), относящийся к западно-иранской группе языков, выступает не только как язык государственного управления и экономики, но почти повсеместно (кроме провинции Кандагар и восточных районов провинции Газни, где доминируют пушту) служит языком межнационального общения. Считается, что больше половины населения Афганистана предпочитают говорить на дари. Наряду с литературной формой дари, в Афганистане имеют распространение его местные диалекты и говоры (кабульский, гератский и др.). Говоры дари Бадахшана, Панджшира, Кохистана и района Кабула сходны говорам таджикского языка в Средней Азии. Оба языка имеют письменность, созданную на базе арабской графики.

На одном из диалектов курдского языка говорят на границе с Ираном в районе Герата. Хазарейцы пользуются одним из архаичных диалектов (хазараджи) персидского языка, с которым связаны также балучи (белуджский) и таджикский языки. К одному из диалектов дари иногда относят язык чараймаков (аймак), имеющий много заимствований из тюркских языков. Узбеки, туркмены и киргизы принадлежат к тюркоязычным народам. Нуристанцы говорят на языках кати, вайгали, ашкун, прасун, вамайи, паруни и др., представляющих обособленную древнюю ветвь (дардские языки), которая выделилась из иранской и индийской языковых групп. Брагуи говорят на языке, принадлежащем к дравидийской семье, он сходен с языками народов Южной Индии. Из семитских языков известен таджикский диалект арабского. В южных районах Афганистана можно услышать урду, а в некоторых городах - западный панджаби и синдхи, которые относятся к индийской группе языков.

Сельское и городское население. Население Афганистана - преимущественно сельское. До начала военных действий 1980-х ок. 76% населения страны занимались в основном оседлым земледелием, 9% были скотоводами и вели кочевой или полукочевой образ жизни. К 2003 в сельской местности жили ок. 77% населения. В стране насчитывается более 22 тыс. сельских населенных пунктов ("карья"). По разным оценкам, от 2,6 млн. до 5 млн. афганцев ведут кочевой и полукочевой образ жизни.

В серед. 1980-х в столице и административных центрах провинций было сосредоточено ок. 20% населения страны. Беженцы из деревень пополнили население ряда крупных городов, в первую очередь Кабула (ок. 2 млн. чел., 1989) и Джалалабада. Однако из-за военных действий 1990-х, вспыхнувших в непосредственной близости от некоторых крупных городов, произошел отток населения, прежде всего из Кабула и Мазари-Шарифа. Только на улицах Кабула в 1992-1996 погибли свыше 50 тыс. жителей. В результате тяжелых боев 1992-1994 численность населения столицы и ее окрестностей сократилась и, по оценке 1996, составляла всего 647,5 тыс. чел. (в нач. 1990-х - 2 млн. чел.). Большинство других городов, включая Герат и Кандагар, также значительно пострадали от военных действий.

К 2003 доля городского населения выросла до 23%, при этом приблизительно половина всех горожан проживало в г.Кабул - столице и самом крупном городе страны. В 2005 число его жителей составляло 3,04 млн. чел., а в городской агломерации - 4,9 млн. чел. В Кабуле можно встретить представителей разных этнических групп, населяющих Афганистан, но большинство жителей составляют таджики, хазарейцы (ок. 25%) и пуштуны (ок. 20%). Кабул населяют также небольшие общины сикхов, индусов и узбеков.

На юге Афганистана, у подножия отрогов Западного Гиндукуша расположен г.Кандагар - второй по величине город страны (359,7 тыс. жителей, 2004) и важнейший центр торговли, связанный транспортной сетью с Пакистаном. Издавна Кандагар считался центром пуштунского Афганистана. При Ахмад-шахе Дуррани (1748-1774) город был первой столицей Афганистана, в 1818-1855 - центром Кандагарского княжества, а в 1994-2001 - центром движения "Талибан".

На западе Афганистана в крупном оазисе на р.Герируд и пересечении торговых путей между Ираном, Афганистаном и Туркменистаном расположен г.Герат (254,8 тыс. чел., 2003). Город был столицей Афганистана в 1797, 1818, а затем стал центром Гератского княжества, борьбу за который вели Афганистан и Иран. В 1990 Герат стал вотчиной Исмаил Хана (один из полевых командиров моджахедов). В 1995 город был захвачен талибами, а в ноябре 2001 перешел под контроль Северного альянса.

К числу наиболее значительных городов относятся также Джалалабад (192 тыс. жителей) и Газни (136,3 тыс. чел.), которые расположены к востоку и югу от Кабула, а также города на севере страны: Мазари-Шариф (291,9 тыс. чел.), Кундуз (161,9 тыс. чел.), Бамиан (119,5 тыс. чел.), Баглан (105,1 тыс. чел.), Балх (104,3 тыс. чел., все данные за 2005), Чарикар (33,9 тыс. чел.) и Файзабад (14,1 тыс. чел., данные за 2003). Несмотря на рост населения, восстановление городов идет медленно, а инвестиции в инфраструктуру минимальны. Большинство городов испытывают необходимость в системе очистительных сооружений, водонасосных станций и общественном транспорте.

Миграции. Внутренние миграции традиционно были невелики и связаны с перемещением кочевых племен или переселением из сельской местности в города и оазисы. С кон. 1970-х резко возросли внешние миграции. По оценкам, к нач. 1980-х в пограничных районах Пакистана и Ирана оказалось до 4,5 млн. афганских беженцев, в т.ч. ок. 3 млн. в Пакистане и 1,5 млн. в Иране. Кроме того, не менее 150 тыс. беженцев из Афганистана приняли другие страны, в т.ч. Австралия, США и Канада, страны Западной Европы и Ближнего Востока. К 1987 в Пакистане и Иране находилось 5,5-7 млн. беженцев. Их количество несколько сократилось к кон. 1992, когда в Афганистан из Пакистана возвратились ок. 1,5 млн. чел. Новые потоки беженцев хлынули в соседние страны в 1995-1998 и 2001-2002. По оценкам ООН, к серед. 1990-х количество беженцев из Афганистана возросло до 6,5 млн. чел., из которых ок. 2,9 млн. чел. находились в Иране. На территории России к кон. 1990-х проживало не менее 100 тыс. афганцев. В кон. 2001 после падения режима талибов многие из них начали возвращаться в Афганистан. К кон. 2004 в страну вернулись более 1,5 млн. беженцев из Пакистана и свыше 1,46 млн. из Ирана. По предварительным подсчетам, в 2005 в Пакистане оставалось от 2 до 4 млн. афганских беженцев.

Религия. Государственной религией Афганистана является ислам. Согласно конституции, приверженцы других верований (сикхи и индусы) обладают равными с мусульманами правами.

Подавляющее большинство населения Афганистана (80%) исповедует ислам. Наиболее распространен суннизм ханафитского толка, которого придерживаются ок. 80% всех афганцев. Суннитами являются пуштуны и узбеки, туркмены, белуджи, а также часть чараймаков и таджиков. Одними из последних ислам приняли нуристанцы, которые еще в кон. 19 в. придерживались местных верований. На территории страны до сих пор действуют ряд крупных суфийских орденов - Чиштийя, Накшбандийя и Кадырийя (См. СУФИЗМ). Небольшая группа населения относится к секте ахмадие. Шиизм исповедуют ок. 19% жителей страны, среди них хазарейцы, кызылбаши и персы, а также некоторые горные пуштунские племена (афганцы-дзадзи) и часть теймуров. Общины шиитов имеются в районе Кабула, Герата, Газни и Хазараджата. Народы Бадахшана и часть таджиков в большинстве своем принадлежат к исмаилитам (ок. 2% мусульман Афганистана), главным центром которых является город Пули-Хумри (провинция Баглан). Из религиозных меньшинств наиболее многочисленны общины сикхов и индуистов (ок. 3,7 тыс. чел., 2005), проживающих преимущественно в крупных городах. В Афганистане остаются также парсы (зороастрийцы), действует католическая миссия. В 1948 в Афганистане (в основном в Герате, Кабуле и Балхе) жили ок. 5 тыс. евреев, к 1973 их осталось всего ок. 200 чел. Большинство еврейских семей покинуло страну, выехав в Израиль.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА

Государственное устройство. В соответствии с принятой в 2004 конституцией Афганистан является Исламской Республикой с президентской формой правления. Высшая исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому на всеобщих, прямых и тайных выборах сроком на 5 лет. Президент может быть избран не более двух раз. С 9 октября 2004 этот пост занимает президент Хамид Карзай, избранный на выборах, но в условиях иностранной оккупации. Президент также возглавляет кабинет министров. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, назначает министров и других высших государственных чиновников с одобрения парламента. У него есть два заместителя (вице-президента), которые избираются параллельно с ним.

Президент определяет и осуществляет политику государства; подписывает законы и декреты; ведет международные переговоры и подписывает международные договоры и соглашения; обладает правом инициировать референдум по наиболее важным национальным, политическим и социально-экономическим вопросам; назначает, принимает и смещает отставку вице-президентов, судей всех уровней, офицеров вооруженных сил и безопасности, глав дипломатических миссий, а также высокопоставленных чиновников; принимает верительные грамоты глав иностранных представительств; обладает правом помилования или смягчения наказания. Он председательствует на заседании правительства, имеет право назначать или смещать министров, генерального прокурора, директора Центрального банка, судей Верховного суда с согласия Палаты представителей. Некоторые из решений президента в области политики государства, в т.ч. объявление войны и перемирия, введение чрезвычайного положения, принятие решения о направлении контингента национальных вооруженных сил в другие страны, должны получить одобрение парламента.

Правительство осуществляет свою деятельность под председательством президента, который с одобрения национального парламента назначает членов кабинета. Правительство предлагает законопроекты, издает нормативы и инструкции, подготавливает проекты бюджета и планов развития, в случае чрезвычайного положения может прибегать к законодательной деятельности путем указов, отчитывается перед парламентом в конце каждого бюджетного года и представляет проекты на новый бюджетный год. Министры несут ответственность перед палатой представителей и президентом, который может сместить отдельного министра, выразив ему вотум недоверия. Формирование ныне действующего правительства после первых прямых президентских выборов было завершено 23 декабря 2004. В его состав вошли 27 человек.

Высший орган законодательной власти - парламент (Маджлес-е мелли), состоящий из верхней (Мишрану джирга) и нижней (Волеси джирга) палат. Верхняя палата состоит из 249 депутатов, избираемых путем прямых всеобщих и тайных выборов на 4-летний срок. Избрание депутатов нижней палаты происходит на трех уровнях: треть из них избирается из числа членов провинциальных советов (по одному от каждого совета) сроком на 4 года, другая треть - из членов окружных советов провинций сроком на 3 года и остальная треть назначается президентом на 5 лет. 50% депутатов, назначаемых президентом, должны составлять женщины. Нижняя палата обладает правом выносить вотум недоверия правительству.

Законодательные акты, государственный бюджет, международные соглашения и договоры должны быть одобрены обеими палатами парламента, хотя принятие окончательного решения, касающегося программ развития и бюджета, а также решение о вотуме недоверия отдельным министрам или правительству принимаются только Волеси джирга. В случае расхождений между палатами собирается Согласительная комиссия, но, если и ей не удается выработать компромиссный вариант, окончательное решение принимается нижней палатой, после чего подписывается президентом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать