Географическое положение и история Афганистана
p align="left">В структуре высших органов государственного управления есть также традиционный орган представительской власти - Лойя джирга ("Великое собрание", "Высший совет"), в состав которого входят члены обеих палат парламента и председатели провинциальных и окружных советов. В работе Лойя джирги участвуют (без права голоса) также министры, председатель и члены Верховного суда. Заседания этого органа проводятся для принятия решений, касающихся вопросов независимости, национального суверенитета, территориальной целостности, а также для внесения поправок в конституцию, а также рассмотрение вопроса о судебной ответственности президента.

Местное управление. В административном отношении Афганистан разделен на 34 провинции (вилаяты): Баглан, Бадахшан, Бадгис, Балх, Бамиан, Вардак, Газни, Герат, Гильменд, Гор, Дайконди, Джаузджан, Забуль, Кабул, Кандагар, Каписа, Кунар, Кундуз, Лагман, Логар, Нангархар, Нимроз, Нурестан, Пактика, Пактия, Панджшир, Парван, Саманган, Сари-Пуль, Тахар, Урузган, Фарах, Фарьяб и Хуст.

Провинции подразделяются на уезды (округа, вулусвали) и волости (районы, алакадари), которым подчиняются деревни. Во главе провинции стоит губернатор (вали), назначаемый президентом. К настоящему времени некоторые губернаторские посты вакантны. На местном уровне власть часто принадлежит представителям различных национальных групп и полевым командирам, которые установили контроль над этими районами еще в годы гражданской войны и сохраняют для поддержания власти собственные вооруженные формирования. По новой конституции предполагается избрание на прямых и всеобщих выборах провинциальных и окружных советов, которые будут участвовать в развитии провинций и округов и способствовать улучшению управления ими. По закону, два места в каждом из провинциальных советов зарезервированы для женщин-депутатов. В силу того, что номера округов, границы и численность населения еще предстоит определить, выборы в окружные советы в 2005 были отменены. Кроме того, предполагается создание сельских и городских советов, которые будут избираться населением путем всеобщих и прямых выборов на 3-летний срок.

Судебная система. По конституции, утвержденной 11 октября 1931, гражданское и уголовное право основывались на шариате. После принятия в 1964 новой конституции, основой судебной власти стали нормы светского права, хотя при расмотрении судебных дел суды руководствовались наряду с действующим законодательством также нормами шариата. Судебная власть Афганистана до серед. 1990-х функционировала на принципах, изложенных в конституции 1987, но при талибах подверглась изменениям. Рассматриваемые судьями-талибами дела решались на основе местной интерпретации исламских законов с применением традиционных мусульманских наказаний (например, отсечения пальцев или кисти руки у воров, публичной порки, побития камнями, повешения и обезглавливания за некоторые виды правонарушений и т.д.). После краха режима талибов судебная система создавалась заново. На первом этапе, согласно Боннскому соглашению от 2001, Афганистан временно вернулся к конституции 1964, которая сочетала шариатское право с элементами европейских правовых систем.

По конституции 2004 судебная система является независимой ветвью государственной власти. В действующей конституции нет четких указаний относительно роли шариата, но при этом в ней отмечено, что афганские законы не должны противоречить основным принципам ислама. Высшим органом судебной власти является Верховный суд, который состоит из девяти судей. Верховный суд обладает правом надзора за деятельностью других судебных органов и, кроме того, по запросу правительства или других судов может изучать соответствие конституции законов, декретов, международных договоров и соглашений и интерпретировать их в соответствии с законом, но его решения не всегда имеют обязательную силу. Верховному суду подчиняются высокие суды провинций, апелляционные суды и суды первой инстанции. Главный судья Афганистана (председатель Верховного суда) и все его члены назначаются президентом на 10-летний срок. Правосудие осуществляется также апелляционными и специальными судами, судами различных инстанций, а также военными трибуналами.

Вооруженные силы Афганистана начали создаваться в кон. 19 в. на основе племенных ополчений, но более современный вид армия стала приобретать только после Второй мировой войны, во многом благодаря содействию СССР, Чехословакии и Кубы. Королевская армия фактически строилась по советскому образцу и до 1973 насчитывала в своих рядах от 40 тыс. до 100 тыс. чел. В Национальных вооруженных силах (НВС) ДРА в 1978 служили 110 тыс. чел., но к январю 1980 дезертирство приняло такие масштабы, что численность афганской армии уменьшилась более, чем в три раза по сравнению с 1978 и насчитывала ок. 30-40 тыс. чел. В нач. 1990-х армия Афганистана насчитывала 45 тыс. чел. (в т.ч. ок. 5 тыс. чел. в составе ВВС).

На стороне моджахедов в тот же период действовало от 50-60 тыс. до 200 тыс. чел., но большая их часть к кон. 1980-х базировалась в Пакистане и Иране. После падения правительства Афганистана в 1992 все военные структуры прежнего режима были расформированы и власть в стране захватили множество враждующих между собой полувоенных формирований. К серед. 1990-х наибольшей силой располагало движение "Талибан", получавшее существенную финансовую и военную помощь из Пакистана и Саудовской Аравии, а также разведслужб США. К 1996 его армия насчитывала ок. 25 тыс. чел., на вооружении которой состояло св. 100 танков и боевая авиация (6 самолетов МиГ-21, 4 вертолета МИ-17). К 2001 армии талибов (по разным оценкам, от 55 до 110 тыс. чел.), в большинстве своем состоявшей из пуштунских племенных ополчений и пакистанских инструкторов, противостояли силы Северного альянса: таджикские отряды под руководством Ахмад Шаха Масуда (численность - от 20 до 60 тыс. чел., на вооружении имелись танки и авиация), узбекские отряды под командованием генерала Рашида Достума (от 13 до 65 тыс. чел., на вооружении были танки и авиация) и фракции партии "Хезбе вахдат", возглавляемой Абдулом Каримом Халили (от 10 до 50 тыс. чел.).

1 декабря 2002 президент Афганистана Х.Карзай подписал декрет о создании афганской национальной армии. Декрет передавал все афганские вооруженные силы, отряды моджахедов и другие полувоенные группы под контроль министерства обороны. Важнейшим шагом на пути строительства новых вооруженных сил стала реализация программы разоружения, демобилизации и реинтеграции (РДР) бывших моджахедов, направленной одновременно на усиление центральной власти на местах. В ходе реализации первого этапа этой программы к июлю 2005 было расформировано свыше 250 подразделений и демобилизовано около 63 тыс. бывших моджахедов, а также сдано на склады свыше 30 тыс. единиц тяжелого и легкового вооружения. Однако по данным афганских правоохранительных органов, в стране продолжают действовать свыше тысячи незаконных вооруженных групп, насчитывающих, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч боевиков. Для решения этой проблемы 11 июня 2005 вице-президент Афганистана К.Халили обнародовал указ о начале второго этапа программы ("Разоружение незаконных вооруженных групп"), которую предполагалось завершить в течение года.

Одновременно с разоружением моджахедов и других вооруженных групп правительство страны продолжало создание национальной армии (АНА) и национальной полиции (АНП). Согласно закону, до 1992 все граждане мужского пола в возрасте от 15 до 40 лет подлежали призыву на военную службу, но всеобщая воинская обязанность фактически не распространялась на пуштунские племена. Решением нового афганского правительства вооруженные силы комплектуются на добровольной основе. К сентябрю 2005 численность АНА достигала 30 тыс. военнослужащих. Организационно она состоит из региональных командований (Кабул, Гардез, Кандагар, Герат и Мазари-Шариф) и нескольких корпусов, включающих отдельные бригады и батальоны. Афганские ВВС (около 3,6 тыс. чел., включая 450 пилотов) имеют на вооружении 5 самолетов МиГ-21 и 13 вертолетов (Ми-24, Ми-8 и Ми-17), а также несколько транспортных самолетов. Подготовку новобранцев ведут инструкторы из США, Великобритании, Канады и Франции. Окончательное формирование АНА численностью 70 тыс. чел. планируется завершить к 2009. Военизированные формирования состоят из полиции (ок. 58 тыс. чел.), включающей пограничные силы и транспортную полицию, а также племенных ополчений на юге и юго-востоке Афганистана.

Продолжается замена вооружения и боевой техники АНА советского производства на западные образцы. Например, летом 2005 командование ОЦК ВС США в Афганистане передало для АНА 10 бронетранспортеров М113. Расходы на оборону в 2004 составили 188,4 млн. долл. США, или 2,6% ВНП страны.

К кон. 2005 на территории Афганистана размещались ок. 20 тысяч военнослужащих из так называемых международных коалиционных сил, в основном состоящих из воюющих против отрядов талибов и других исламских группировок. Там также находятся контролируемые НАТО международные силы содействия безопасности (МССБ), которые были созданы в соответствии с Боннским соглашением от 6 декабря 2001 и имеют мандат Совета Безопасности ООН. Согласно этого мандата, они обязаны содействовать установлению безопасности и оказывать помощь местным властям, миссии ООН по оказанию помощи Афганистану (UNAMA) и другим агентствам и гуманитарным организациям. По состоянии на 2005, военные контингенты в составе МССБ имели 36 стран (ок. 11 тыс. чел.), в т.ч. Австрия, Азербайджан, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Румыния, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония. С августа 2003 руководство МССБ возглавляет командование НАТО.

Внешняя политика. После восстановления политической независимости в 1919, когда Афганистан освободился от британского контроля над своей внешней политикой, Кабул придерживался курса нейтралитета, который стал основой его внешнеполитической деятельности. При этом однако, долгое время сохранялось сильное влияние Великобритании и Советского Союза. К кон. 1930-х в Афганистане усилились позиции фашистской Германии, развернувшей мощную экономическую и политическую экспансию в регионе.

После Второй мировой войны Афганистан оказался в новой геополитической ситуации: в результате раздела Индии его соседом стал Пакистан, с которым возникли острые противоречия по вопросу о судьбе зарубежных пуштунов. Афганистан выступал в поддержку их прав на самоопределение. Отказ Пакистана предоставить им такие права повлек за собой резкое ухудшение отношений между двумя странами и привел их в 1955 на грань вооруженного конфликта. Конфликт между двумя странами вновь вспыхнул в 1962, он привел к разрыву дипломатических отношений. С помощью иностранных посредников отношения были восстановлены в 1963.

В послевоенный период началось экономическое, а затем политическое и идеологическое проникновение в Афганистан США. Однако, несмотря на давление со стороны Запада, Афганистан, придерживаясь традиционной политики нейтралитета, отказался вступить в создаваемые в тот период военно-политические блоки СЕНТО и СЕАТО, и в 1955 стал членом Движения неприсоединения. Визит советских руководителей Н.С.Хрущева и Н.А.Булганина в Кабул (1955) ознаменовал быстрое развитие многосторонних отношений Афганистана с Советским Союзом, который вступил в острое соперничество с США. В 1960-1970-е Афганистан балансировал между двумя мировыми державами, при этом СССР доминировал в политической и экономической сферах. После апрельского переворота 1978 Афганистан стал проводить курс на одностороннюю ориентацию на Советский Союз, подписав с ним в декабре 1978 Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Введение советских войск в декабре 1979 привело к фактической международной изоляции страны. Афганистаном стало руководить правительство Б.Кармаля, а позже президента Наджибуллы. Его внешние связи ограничивались связями с социалистическими странами и развивающимися государствами.

Падение режима Наджибуллы и приход к власти моджахедов в 1992 способствовали некоторому расширению внешних связей Афганистана, в основном за счет новых государств Центральной Азии. Отношения с Россией были сведены к минимуму. Захватившие в 1996 при поддержке Пакистана власть талибы не получили международного признания и оказались в полной международной изоляции. В 1997 их признали лишь Пакистан, Саудовская Аравия и ОАЭ. Под влиянием Усамы бен Ладена, появившегося в стране в 1996 и поддержанного тогда США, Афганистан фактически превратился в крупнейший очаг международного терроризма. Это вызвало резкую реакцию мирового сообщества, в 1999 и 2000 была введена серия санкций против талибов. После ликвидации режима талибов в 2001 силами Северного альянса и международной антитеррористической коалиции во главе с США и НАТО новый режим Карзая провозгласил политику сотрудничества со всеми государствами, в первую очередь с мусульманскими странами региона. В то же время страна продолжает оставаться под иностранным военным контролем. Политико-экономическая зависимость Афганистана от США и других международных доноров накладывает отпечаток на его внешнюю политику. Наиболее тесные связи Афганистан поддерживает с сопредельными государствами, а также со странами Запада в зависимости от объема их участия в восстановлении страны. Приоритетными в этом списке являются США, с которыми Афганистан в мае 2005 подписал соглашение о стратегическом сотрудничестве.

Политические партии и движения. Первая политическая организация создана в Афганистане в нач. 20 в. и вошла в историю под названием "Машрута" ("Конституция"), но в 1909 она была разгромлена, позже существовали отдельные кружки конституционалистов, занимавшихся просветительской работой. В 1928 эмир Аманулла-хан, стремясь оформить политическую базу для осуществления своих реформ, объявил о намерении ввести в стране однопартийную систему и создать партию "Истекляль ва таджаддод" ("Независимость и обновление"), однако не успел довершить до конца свое начинание.

Только после окончания Второй мировой войны, благодаря проведению ограниченных политических реформ, в стране возникли движения "Виш зальмиян" ("Пробудившаяся молодежь"), "Ватан" ("Отечество") и "Нидайи хальк" ("Голос народа"), члены которых требовали проведения конституционных преобразований и ставили на повестку дня вопросы социально-экономического развития. На парламентских выборах в 1949 эти движения сформировали Национальный фронт, который получил несколько депутатских мест. В 1951 на базе "Нидайи хальк" была создана "Народная партия" ("Хезбе хальк"), провозгласившая своей задачей борьбу за "создание народного правительства, избранного народом и действующего в интересах народа". После подавления выступлений в 1952 все партии были запрещены, а их лидеры арестованы.

С принятием конституции в 1964 в стране снова начали складываться и действовать различные политические организации, хотя декларированное основным законом право на создание политических партий так и не было законодательно оформлено. На политической сцене в этот период появились такие группировки, как "Афган миллят" ("Афганская нация") и "Миллят" ("Нация"), стоявшие на националистической платформе, крайне левые "Народно-демократическая партия Афганистана" и "Новая демократическая организация Афганистана" (больше известная как "Шоале-и джавид"), а также различные исламистские кружки, из которых особенно выделялась "Мусульманская молодежь". Правящие круги в 1960-е пытались создать проправительственную "Партию прогрессивных демократов" (ППД), которую возглавлял премьер-министр Moхаммад Хашим Майвандваль. Ее целью была "борьба во имя принципов ислама, конституционной монархии, национализма и социализма". Однако после отставки Майвандваля в 1967 ППД уже не играла заметной роли. При М.Дауде к кон. 1976 была образована "Партия национальной революции" (ПНР), которая, согласно конституции, должна была стать единственной партией, имеющей право на политическую деятельность.

С апреля 1978 по апрель 1992 в стране у власти находилась "Народно-демократическая партия Афганистана" (НДПА), которая стремилась придать стране более демократический облик. С этой целью в 1987 был принят закон о политических партиях, который разрешал формирование политических объединений при условии, что их деятельность не будет противоречить конституции и политике национального примирения. Одними из первых были легализованы "Революционная организация трудящихся Афганистана" (РОТА) и "Организация трудящихся Афганистана" (ОТА), в том же году образовавшие вместе с НДПА блок леводемократических партий. Позже возникли и другие организации от крайне левых ("Организация авангарда трудящихся Афганистана", "Партия авангарда молодых рабочих Афганистана", "Партия молодых рабочих Афганистана" и др.) до традиционалистов ("Национальный крестьянский союз Афганистана", "Союз солидарности народа Афганистана" (федаинов)) и исламистов ("Народная исламская партия Афганистана", "Партия Аллаха", "Союз последователей Аллаха"). К июню 1990 в стране открыто действовало уже свыше десяти мелких партий, которые, однако, не играли заметной роли. В рядах Национального фронта, созданного как широкое массовое объединение, в 1987 числилось ок. 800 тыс. чел.

К числу наиболее заметных партий, поддерживающих правительство Х.Карзая и стоящих на умеренно либеральной и национально-демократической платформе, относятся, прежде всего "Афган Миллят", "Национально-демократический фронт Афганистана", "Национальное движение Афганистана", "Национальное исламское движение Афганистана" и "Национальный конгресс Афганистана".

"Афганская социал-демократическая партия" (АСДП, также известная как "Aфган Mиллят", или "Афганская нация") - партия пуштунских националистов, создана в марте 1966, позже раскололась на ряд фракций. Первоначально выступала с позиций панафганского национализма, пропагандируя идеи "национального возрождения" и "Великого Афганистана". После того, как АСДП в 1995 возглавил Анвар уль-Хак Aхади, партия дистанцировалась от прежней доктрины, хотя и сегодня все еще нередко высказывается в поддержку расширения прав пуштунов, особенно в вопросе о статусе пуштунского языка. Объединяет пуштунскую интеллигенцию, студенчество и деловые круги на востоке и севере страны; идеологически остается очень разнородной. На президентских выборах в 2004 "Афган Миллят" поддерживала Карзая. Получила 7 мест в парламенте, а ее лидер Ахади занимает в кабинете Карзая пост министра финансов.

"Национальное движение Афганистана" (НДА) - преимущественно таджикская политическая партия, основанная в 2002 Юнусом Кануни, Мухаммадом Касемом Фахимом и Ахмад Вали Масудом в результате раскола "Исламского общества Афганистана". Стоит на позициях светского национализма и поддерживает правительство Карзая, который назначил в 2004 брата Вали, Зию Масуда, своим первым вице-президентом. На парламентских выборах в 2005 НДА совместно с фракциями "Исламского общества Афганистана" (Исмаил-хан, Атта Мухаммад) завоевало 12 мест.

"Национальное исламское движение Афганистана" ("Джумбиш", НИДА) было создано 1 июня 1992 бывшим соратником Наджибуллы генерал-полковником Абдул Рашидом Достумом на базе "Северного движения", представлявшего собой пеструю военно-политическую коалицию, в которую вошли как местная узбекская милиция и формирования некоторых националистических левых групп, так и группировки моджахедов. Движение выражало сепаратистские настроения различных национальных групп на севере страны и призывало к образованию федеративного государства, основанного на нормах ислама. Оно требовало права для каждого субъекта федерации иметь собственные вооруженные силы и самостоятельно поддерживать международные связи, не исключая при этом отделения и создания независимого государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать