Географическое положение и история Афганистана
p align="left">В стране очень мало пригодных для судоходства рек, за исключением Амударьи, судоходной на протяжении 1400 км. На ней были построены порты Келиф, Хейрабад и Шерхан. Река Кабул судоходна на протяжении немногим более 100 км. Перевозка всех грузов по Амударье до нач. 1990-х осуществлялось судами Среднеазиатского пароходства Министерства морского флота СССР (грузоподъемностью до 500 т).

Имеются международные аэропорты в Кабуле и Кандагаре и 47 аэродромов для обслуживания местных линий, причем только 10 из них с твердым покрытием. Действуют пять вертолетных аэродрома. Основные авиаперевозки обеспечивают компания "Ариана Афган Эйрлайнз", которая совершает как международные, так и внутренние рейсы. "Aриана" была создана 27 января 1955 и долгое время, по оценкам экспертов, относилась к числу ведущих компаний мира. Главную конкуренцию "Ариане" составляет авиалиния "Кам Эйр" ("Кam air"), которая в 2003 начала внутренние рейсы, а теперь совершает полеты и в другие страны. Полеты в Москву, Исламабад, Тегеран, Дели, Дубай, Стамбул и Франкфурт осуществляются авиакомпанией "Ариана".

В Кабуле с помощью Японии в 1978 был создан центр цветного телевидения. Государственное радио- и телевещание ведется на языках дари и пушту. Наряду с государственными работают частные телеканалы - в Кабуле и Шибергане. Телефонная сеть развита слабо: в 2005 насчитывалось 38,6 тыс. абонентов. В то же время быстро растет количество сотовых и спутниковых телефонов. В Афганистане функционируют две компании мобильной связи - частная "Рошан" и полугосударственная "Афганская беспроводная связь". Численность абонентов первой к концу 2005 достигла 1 млн. чел., второй - 400 тыс. Все акции "Рошан" принадлежат иностранным компаниям, в т.ч. 51% - Международному фонду Ага Хана. 80% акций "Афганской беспроводной связи" также принадлежат американской Международной телефонной системе (Нью-Джерси). Остальные 20% - афганскому правительству. "Рошан" оперирует в 25 городах страны, "Афганская беспроводная связь" - в 15. Растет уровень пользования сетью Интернет (в 2002 в стране насчитывалась 1 тыс. Интернет-пользователей), которое при талибах было запрещено всем, кроме членов правительства.

Внешняя торговля. Афганистан до последнего времени имел ограниченные торговые связи с другими государствами. При этом объем импорта постоянно превышал объем экспорта. Основные статьи экспорта - сухофрукты, ковры, свежие фрукты, шерсть, хлопок и каракуль. Страна была вынуждена импортировать продовольствие и широкий спектр промышленных товаров, включая промышленное оборудование, автомобили, нефтепродукты, ткани, товары широкого потребления. На протяжении многих лет СССР был главным торговым партнером Афганистана, эта тенденция еще более усилилась в 1980-е.

Гражданская война в Афганистане в 1990-е привела к резкому снижению объема и деформации структуры внешней торговли - до 60% внешнего товарооборота составляла контрабанда товаров, в основном из Пакистана, Ирана и ОАЭ, которые и являлись основными торговыми партнерами страны. Больше половины объема контрабандной торговли составляли наркотики.

В годы войны произошло резкое сокращение производства сельскохозяйственной продукции, соответственно возросла зависимость страны от поставок продовольствия из-за рубежа. В Афганистан доставлялись пшеница, рис, растительные масла, сахар и молочные продукты. После поражения талибов начался быстрый рост внешней торговли Афганистана. В 2004/2005 афганский экспорт (включая реэкспорт) составил 2,4 млрд. долл. США, импорт - 4,7 млрд. долл. США. При этом номенклатура афганского экспорта практически не изменилась. В то же время несколько расширился ассортимент импортируемых товаров.

Расширился также список торговых партнеров Афганистана: в 2004 основными поставщиками товаров в Афганистан были Пакистан (25,5%), США (8,7%), Индия (8,5%), Германия (6,5%), Таджикистан (5,3%), Россия и Южная Корея (по 4,2% каждая). Афганский экспорт осуществляется в Пакистан (24%), Индию (21,3%), США (12,4%), Германию (5,5%) и др. - 2004. В настоящее время на первом месте по-прежнему остается Пакистан, объем товарооборота с которым в 2005 достиг 1,3 млрд. долл. США. Далее следуют Китай, Индия, Иран, ОАЭ, Узбекистан, Туркменистан.

Денежное обращение и банковская система. Денежной единицей Афганистана служила: с конца 1880-х до 1921 - 1 рупия = 3 абаси = 6 сенарам = 12 шахи, с 1921 по 1926 - 1 рупия = 2 кранам = 12 шахи = 60 пайсам, с 1927 - 1 афгани = 100 пулам, но в связи с изоляцией Афганистана от мировых финансовых рынков в расчетах еще долгое время использовалась индийская рупия. Банкноты выпускаются с 1919. После начала гражданской войны в 1992 различные враждующие фракции исламистов выпускали собственные банкноты, имевшие разный обменный курс и покупательную способность. Так, власть, установившая контроль над северной частью Афганистана и базировавшаяся в Мазари-Шарифе, ввела в оборот банкноты, реальная цена которых была вдвое меньше номинальной. Кроме того, хождение в стране имели денежные знаки, выпущенные еще до 1973, и валюты соседних государств. Процесс инфляции нарастал с 1981, достигнув 58,2% в 1992, 34% в 1993 и 20% в 1994. Прежний афгани сильно обесценился и в сентябре 2002 правительство Афганистана провело денежную реформу, введя в обращение новый афгани (по курсу 1 новый афгани = 1000 афгани Раббани = 2000 афгани Достума). При обмене в оборот было выпущено 16,5 млрд. афгани.

В настоящее время национальной денежной единицей является афгани, которая равна 100 пулам. Наряду с национальной валютой в стране имеют хождение также доллары США. Денежное обращение регулирует Центральный банк Афганистана ("Ды Афганистан Банк"). Он был основан в 1938, является центральным государственным банком страны и возглавляет кредитно-банковскую систему. Банк осуществляет выпуск в обращение денежных знаков, занимается их эмиссией, предоставляет краткосрочные кредиты правительству, муниципальным властям и другим банкам и проводит политику на укрепление банковской системы. Все частные банки в Афганистане были национализированы в 1975, и только в 2003 открылись и получили лицензию первые пять афганских коммерческих банков. Наряду с системой банков в Афганистане традиционно существуют т.н. "денежные базары", на которых в неформальной обстановке осуществляются различные кредитные и обменные операции с валютой.

В 2003/2004 финансовом году валютные запасы Центрального банка составили 773 млн. долл. США. В стране функционируют также государственные Пуштунский коммерческий банк, Банк сельскохозяйственного развития, Банк развития экспорта и несколько частных банков. На 2005 государственный долг Афганистана (в основном России) составлял 8 млрд. долл. США.

Бюджет, составлявшийся до кон. 1980-х, обычно отличался превышением доходов над расходами. И правительство Демократической Республики Афганистан, и талибов текущие доходы получали, прежде всего, за счет косвенных налогов, особенно от пошлин на импорт и налога на продажи, подоходного налога, в т.ч. при талибах - "героинового", а также внешней помощи. На аналогичную помощь рассчитывали и оппозиционные талибам силы. Эти средства обе стороны направляли на вооружение и продовольствие.

С 2002 бюджет Афганистана слагается из траншей стран-доноров и сборов внутри Афганистана, в т.ч. внутренних налоговых поступлений, которые составляют до 30% бюджета. В 2002/03 внутренние доходы бюджета (в долл. США) составляли 132 млн., в 2003/04 - 190 млн. и в 2004/05 выросли до 300 млн. Укреплению доходной части бюджета должно способствовать введение с 2005/06 налога на прибыль с прогрессивной шкалой.

Государственный бюджет в 2005/2006 составил 678 млн. долл. США (11% ВНП). Государственные доходы составили 300 млн. долл. США, остальные 378 миллионов были покрыты за счет иностранной помощи. ВНП Афганистана в 2005/2006 составил 5,75 млрд. долл. США (204 доллара на душу населения). 93% этой суммы обеспечено за счет зарубежной финансовой помощи.

На конференции международных доноров Афганистана в Берлине (апрель 2005) на восстановление страны было выделено 8,2 млрд. долл. США сроком на 3 года. Основные доноры Афганистана на конференции, состоявшейся в 2006 в Лондоне, договорились выделить стране до 2011 еще 10,5 млрд. долл. США, из них наиболее крупную сумму предоставляют Всемирный банк - 1,2 млрд., США - 1,1 млрд., Азиатский банк развития - 1 млрд., Великобритания - 855 млн., Германия - 480 млн., Япония - 450 млн., Европейский Союз - 268 млн., Испания - 182 млн., Индия - 181 млн., Голландия - 179 млн., Саудовская Аравия - 153 млн., Пакистан - 150 млн., Норвегия - 144 млн., Китай - 80 млн. и Франция - 55 млн. долл. США.

ОБЩЕСТВО

Социальная структура. До 1964 члены королевского клана мухаммадзай (пуштуны союза племен дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Следующий по значению слой составляли высокопоставленные чиновники, религиозные лидеры, вожди влиятельных племен, генералитет, крупное купечество, крупные землевладельцы, в большинстве своем также пуштуны. Чуть ниже располагались молодые администраторы и офицеры, получившие образование за границей и благодаря знаниям и личным заслугам, занявшие места в структуре государственного управления, армии и полиции, а также научная элита и крупные богословы. Ниже стояли лавочники, врачи, мелкие и средние торговцы, деревенские священнослужители (муллы), провинциальные чиновники и другие должностные лица на местах. В самом низу иерархии находились рядовые крестьяне и малоимущие кочевники-скотоводы.

После свержения монархии в 1973 были упразднены официальные титулы средневекового типа, традиционная знать постепенно теряла господствующие позиции в политике и экономике.

После прихода к власти в 1978 "Народно-демократической партии Афганистана" правящая элита подверглась радикальной трансформации: доминирующие позиции в системе государственного управления заняли функционеры правящей партии и лица, поддерживавшие правительство (офицеры, интеллигенция, средние предприниматели, чиновники). Духовенство, ханы племен, крупные предприниматели и землевладельцы были репрессированы и в массовом порядке покинули страну. За пределы Афганистана бежали и миллионы крестьян, лавочников, представителей интеллигенции. В период правления президента Наджибуллы (1986-1992) многие видные посты в системе государственного управления заняли лояльные режиму беспартийные деятели.

После падения правительства президента Наджибуллы в 1992 и прихода к власти исламистов состав правящей элиты вновь радикально изменился: господствующие позиции в политике и экономике заняли лидеры военно-политических группировок талибов, верхушка духовенства и крупные полевые командиры: власть захватывалась силой оружия. При этом быстро развивался процесс ее фрагментации: используя силу, лидеры крупных вооруженных формирований создавали на местах полуавтономные структуры власти, фактически не подчинявшиеся центральному правительству. Высшие традиционные слои - верхушка духовенства и ханы племен - были окончательно вытеснены из властных структур.

В созданном талибами в 1996 Исламском Эмирате Афганистан власть перешла к муллам и связанным с ними командирами вооруженных отрядов. После разгрома режима талибов к власти на местах вновь вернулись полевые командиры моджахедов при слабом центральном правительстве. Сделавшие состояние на вооруженном грабеже и наркотиках, они де-факто становились руководителями местных администраций. В последнее время в процессе создания новых, современных институтов их политические позиции слабеют. В их среде формируются наркобароны и крупные предприниматели. Одновременно на политическую арену Афганистана выходят представители нового поколения технократов из числа амбициозных и образованных эмигрантов, возвращающихся из-за рубежа. Их противостояние со старой гвардией исламистов будет определять содержание политической борьбы в Афганистане в ближайшее десятилетие.

Роль религии. После ликвидации режима талибов в 2001 политическая роль ислама была сведена к минимуму, однако он сохранил сильные позиции в образовании, судопроизводстве и в сфере семейно-брачных отношений. При достаточно большом объеме религиозной риторики ислам уже не определяет характер и направление общественно-политического развития страны, хотя еще долгое время будет влиять на него.

Среди мусульманских богословов и служителей культа выделяются пиры, хазраты, ишаны, стоящие во главе религиозных сект, дервишских орденов и общин, а также улама (ученые богословы); ступенькой ниже стоят имамы (настоятели мечетей), моулави (лица, получившие специальное богословское образование в медресе) и муллы в крупных мечетях. Наиболее значимую роль в повседневной религиозной жизни играют муллы. По традиции, любой человек, который может рассказывать Коран по памяти, может быть муллой. В Афганистане, однако, мулла может и не понимать слов Корана, потому что книга была написана и заучивается на арабском языке, который не является родным для афганцев. Муллы не только служат в мечети и отправляют другие религиозные обряды (заключение браков, похороны и т.д.), но по существу нередко играют роль учителей, судей и советчиков по различным вопросам. Они выносят решения по местным спорам, руководствуясь исламскими юридическими нормами, решают многие проблемы социального и личного характера, например, споры по разделу воды или семейные конфликты.

Наиболее священным местом паломничества афганских мусульман считается Мазари-Шариф, где в мечети 15 в. находится, как полагают, могила имама Али.

Положение женщин. Афганские традиции ограничивают роль женщин в общественно-политической жизни общества. Попытки их эмансипации, предпринимавшиеся в 20-х, 60-х и 80-х годах 20 в., оказались неэффективными. Радикальному ограничению, по существу попранию их прав, они подверглись в период правления талибов, когда роль женщин была сведена лишь к рождению и воспитанию детей. Женщины были лишены даже права на работу и учебу.

В постталибский период либеральный режим Х.Карзая провозгласил равенство мужчин и женщин, что закреплено в новой конституции 2004. В настоящее время девочки учатся в школах и других учебных заведениях, женщины работают в различных сферах экономики, участвуют в политической жизни, создают общественные организации. Однако провозглашенное равенство прав полов во многом еще остается декларацией. Под влиянием ортодоксального духовенства женщины по-прежнему остаются приниженными в семье и вынуждены жить в рамках традиционных семейно-брачных отношений. По существу они еще не стали полноправными субъектами политики и общественной активности.

Социальная сфера. После Второй мировой войны заметные позитивные сдвиги произошли в медицинском обслуживании населения. Во многих городах были построены больницы и клиники, упор был перенесен с профилактической медицины (кампаний по борьбе с малярией, оспой и тифом) на лечебную. Однако система здравоохранения была разрушена в годы гражданской войны. В современном Афганистане отмечается один из самых высоких в мире показателей младенческой смертности (163,1 на 1000 рожденных), крайне низкой остается также средняя ожидаемая продолжительность жизни (42,9 года).

Система образования за последние годы претерпела немалые изменения. В постталибский период началось быстрое восстановление развалившейся в годы войны системы школьного образования, в первую очередь силами международных доноров Афганистана, выросло число высших учебных заведений. В стране работают 12 университетов, военная и полицейская академии, американский университет. Тем не менее, Афганистан все еще остается одной из самых отсталых стран с точки зрения грамотности населения: число грамотных среди взрослых составляет 28,7%, 80% девочек школьного возраста не посещают школу.

Жилище. Население Афганистана живет преимущественно большими семьями, особенно в сельской местности. Преобладают прямоугольные в плане дома с плоскими или куполообразными крышами, построенные из сырцового или обожженного кирпича и обмазанные глиной. Усадьба обносится стеной из сырцового кирпича. В горах возводят также строения из камня, а в крупных городах появились здания современного типа. Кочевники живут в четырехугольных шатрах из шерстяной ткани.

Национальная кухня. К традиционным блюдам относятся плов с мясом или овощами, жареное мясо (кебаб), мучные изделия (ашак, или манты) и выпекаемые в традиционных печах-тандурах пресные лепешки. Значительную долю в пищевом рационе составляют овощи (томаты, картофель, горох, морковь и огурцы). Большая часть населения не может себе позволить регулярное потребление мяса. Зеленый или черный чай, кисломолочные продукты, свежие и сушеные фрукты и орехи также входят в повседневный рацион.

Одежда. Главные элементы костюма почти всех этнических общин Афганистана - длинная (до колен и ниже), рубаха и плотно подпоясанные кушаком широкие штаны (камиз). Поверх мужчины надевают безрукавку с четырьмя карманами и застежкой и халат. Характер головного убора, например чалмы, тюбетейки или войлочного колпака, нередко отражает принадлежность мужчин к определенной национальной группе и географическому району. Многие отпускают бороду (эта тенденция усилилась после того, как талибы запретили мужчинам бриться). В городах получила распространение мужская одежда европейского покроя.

Женщины в сельской местности носят длинную, вышитую по вороту рубаху свободного покроя из цветной хлопчатобумажной ткани и длинные, до щиколоток, штаны. Женщины из среды кочевников поверх рубахи надевают несколько широких юбок, а таджикские, узбекские и туркменские женщины поверх хлопчатобумажных штанов носят широкие цветные платья. Вокруг головы женщины повязывают широкий платок, при выходе на улицу они накидывают темную чадру, или бурку, которая закрывает фигуру с ног до головы. Несколько десятилетий назад (в период монархии) многие образованные городские женщины отказались от традиции ношения чадры, но пришедшие к власти талибы ввели строгие правила, согласно которым все мусульманские женщины должны были при выходе из дома надевать бурку. И сегодня в некоторых местах женщины продолжают носить чадру (обычно не по собственному выбору, а в результате давления со стороны местного духовенства). Женщины носят серебряные украшения с сердоликом и лазуритом, бусы и ожерелья из монет. Даже европейские женщины в Афганистане нередко обязаны надевать головные платки и носить одежду, закрывающую руки и ноги.

Семейные обычаи. Хотя афганское общество состоит из множества различных этнических групп, некоторые элементы их образа жизни имеют общие черты. Так, у афганцев (пуштунов) и других народов, особенно у жителей сельских и горных районов, обычны большие патриархальные семьи. Родственные отношения создают фон для проявления социальной, экономической и политической деятельности. Браки, часто заключаемые между двоюродными братьями и сестрами, как правило, организуют старшие в своих семьях женщины.

При сватовстве и помолвке договариваются о калыме, приданом и устройстве свадебного пиршества. Разводы случаются редко. Среди состоятельных афганцев нередки случаи многоженства.

КУЛЬТУРА

С древних времен Афганистан впитывал культуры и традиции различных народов, принадлежавших не только к исламской, но и к античной, индуистской или буддийской традициями.

Литература и искусство. Развитие афганской литературы на протяжении многих веков происходило под влиянием персидской традиции. Особое распространение получила поэзия, прежде всего в таких жанрах как газель (в лирических песнях) и чарбайта (в исторических). Расцвет поэзии на фарси пришелся на 10-15 вв. В 1010 закончил свою огромную эпическую поэму "Шахнаме" ("Книга царей") Абулькасим Фирдоуси (Фирдавси) (940-1020). Огромное воздействие на исламскую литературу и мысль оказало творчество Джалал ад-Дина Руми, суфийского мистика и поэта 13 в., автора эпической поэмы "Maснави-йе Maнави" ("Духовные двустишия"). Многие известные ученые и поэты того периода, писавшие на дари, были родом из Афганистана - Санаи Газнави (12 в., уроженец Газни), Абдуррахман Джами Герави (15 в., уроженец Джами-Герата), Низам уд-Дин Алишер Герави Навои (1441-- 1501, уроженец Герата). Начало афганской литературы связывают с именем Баязида Ансари (Пир Рошана), мистика и основателя секты рошанитов, проповедовавшей прокоммунистические идеи. Порой расцвета поэзии на пушту были 17-18 вв. Известность получили произведения Мирзы-хана Ансари, или Фатех-хан (1580-1631), внука Пир Рошана, испытывавшего сильное влияние суфизма, Хушхаль-хана Хаттака (1613-1691), известного пуштунского поэта, изложившего в стихах афганский племенной кодекс, Абдуррахмана Моманда (1632-1708), Абдулхамида Моманда (1660-1732) и Казым-хана Шайда (1723-1778). Позже получает распространение придворная литература.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать