География Бельгии

География Бельгии

География Бельгии

Бемльгия -- государство в Западной Европе. Имеет площадь 30 528 км?, омывается на северо-западе Северным морем. Большую часть страны занимают равнины с преобладающими культурными ландшафтами.

Общая протяженность сухопутных границ -- 1385 км, протяженность границ с Францией -- 620 км, Германией -- 167 км, Люксембургом -- 148 км, Нидерландами -- 450 км. Береговая линия имеет длину 66,5 км.[1] Общая площадь территории составляет 33 990 км?, из которых морская прибрежная зона занимает 3462 км?, а внутренние воды -- 250 км?.

География Бельгии

Часть света

Европа

Регион

Западная Европа

Координаты

Площадь

136-я в мире 30 528 км? суша: 99,2% вода: 0,8%

Береговая линия

66,5 км

Границы

Франция, Германия, Люксембург, Нидерланды

Высшая точка

Ботранж, 694 м

Низшая точка

Северное море, 0 м

Крупнейшая река

Шельда

1. Королевство Бельгия

Royaume de Belgique - Koninkrijk Belgie. Географическое положение: находится в Западной Европе, на побережье Северного моря. Территория - 30 530 кв. км. Население: 10 010 000 чел., в т.ч. Фландрии - 5,9 млн. чел., Валлонии - 3,3 млн. чел. Столица: Брюссель - Bruxelles (Brussel) - 951 тыс. чел. (с пригородами). Крупнейший город - Антверпен (466 000). Высшая точка - гора Ботранж (694 м). Государственные языки - нидерландский (фламандский), французский, немецкий. Основная религия - христианство. Денежная единица: бельгийский франк = 100 сантимам. Основные статьи экспорта - железо, сталь, продукция машиностроения, химикалии, продукты питания, пластмассы. Форма правления - федеративная конституционная монархия. Административное деление - 3 региона: Брюссель, Валлония, Фландрия, которые делятся на 10 провинций (по 5 во Фландрии и Валлонии), а провинции на коммуны. Национальные праздники: 21 июля - День присяги короля (1831 г.), 15 ноября - День Королевской династии (1866 г.). Дипломатические отношения с СССР установлены 12 июля 1935 г. В декабре 1991 г. Российская Федерация признана правопреемницей СССР.

Прибрежные области Бельгии занимают низменные равнины, пригодные для земледелия. Они постепенно переходят в плодородные возвышенные равнины в центре страны и лесистые Арденнские горы на юго-востоке. На протяжении многих веков реки Шельда и Маас являлись важными торговыми путями.

Протяженность природных границ Бельгии невелика, и страна часто служила нолем боевых действий соседних государств: Фракции, Германии и Британии. На протяжении всей своей истории эта страна была объединена с Нидерландами и Люксембургом. В средние века Бельгия, Нидерланды и Люксембург процветали благодаря интенсивной торговле. Но затем последовали годы войн и чужеземного владычества. В 1830 году Бельгия, наконец, обрела независимость. В скором времени она разбогатела за счет развития промышленности и колонизации Африки. Во время Первой и Второй мировых войн Бельгия была сильно разрушена, однако быстро восстановила свое хозяйство. В паши дни это одна из самых высокоразвитых индустриальных стран Европы. Бельгия поддерживает очень тесные экономические связи с другими европейскими странами, а в ее столице, Брюсселе, находится штаб-квартира Европейского Союза Государств.

2. Государственное устройство Бельгии

Королевство Бельгия - федеральное государство, конституционная парламентарная монархия. Действует конституция Бельгии от 7 февраля 1831 г. с последними изменениями от 14 июля 1993 г., когда парламентом Бельгии была утверждена конституционная реформа государственного устройства страны, завершившая процесс ее федерализации, начатый в 70-е годы. Нынешняя редакция конституции опубликована 3 февраля 1994 г. Федеральное государство состоит из трех регионов с широкой автономией - Фландрия, Валлония и Брюссельский столичный регион (Flanders, Wallonia, Brussel) и трех языковых сообществ: фламандского, французского и немецкого (Flemish, French, German). Компетенция сообществ и регионов разграничена.

Глава государства - король. Его власть ограничена конституцией. 106-я статья конституции гласит: «Ни один акт Короля не имеет силы, если он не подписан министром, который тем самым один берет на себя ответственность». В статье 102 отмечается, что «ни в каких случаях устное или письменное распоряжение Короля не освобождает министра от ответственности». Тем самым обеспечивается принцип, сформулированный в 88-й статье: «Персона Короля неприкосновенна; ответственность несут его министры».

Законодательная власть осуществляется совместно королем и двухпалатным парламентом, состоящим из палаты представителей (150 депутатов) и сената (71 сенатор и наследный принц Филипп, герцог Брабантский, являющийся «сенатором по праву» ). Депутаты палаты представителей избираются населением путем прямого и тайного голосования по системе пропорционального представительства. Сенат формируется из: 40 сенаторов, избранных населением путем прямого голосования (25 - от Фландрии и от фламандского населения Брюссельского региона и 15 - от Валлонии и от франкоязычного населения Брюссельского региона); 21 сенатора, назначаемого региональными парламентами из числа их депутатов (по 10 от Фландрии и Валлонии и 1 от немецкоязычного сообщества); 10 кооптируемых сенаторов (6 от Фландрии и 4 от Валлонии). Совершеннолетние дети короля могут быть сенаторами по праву. В октябре 1996 г. о желании занять место в сенате заявила принцесса Астрид. Срок полномочий обеих палат - 4 года. Федеральный парламент утверждает федеральное правительство. Практически все прерогативы национального парламента - выражение недоверия правительству, утверждение бюджета, одобрение законов - остаются за палатой представителей, тогда как роль сената сводится к урегулированию споров между региональными органами власти, внесению поправок в конституцию и утверждению международных договоров.

Региональные парламенты:

Брюссельский региональный совет BRC. Парламент двуязычного региона. Состоит из 75 депутатов, избираемых жителями Брюсселя и прилегающих сообществ путем прямого голосования сроком на пять лет. Формирует правительство столичного региона. Власти Брюссельского столичного региона в рамках своих полномочий управляют территорией, на которой проживает население франкоязычного и фламандского сообществ.

Валлонский региональный совет. Состоит из 75 депутатов, избираемых путем прямого голосования сроком на пять лет на территории южной франкоязычной части Бельгии. Формирует правительство Валлонии, которое располагается в Намюре.

Фламандский региональный совет. Является одновременно парламентом Фландрийского региона и фламандского языкового сообщества. Состоит из 124 депутатов, из которых 118 избираются сроком на пять лет путем прямого голосования во Фландрии, а 6 депутатов назначаются Брюссельским региональным советом из числа депутатов-фламандцев парламента Брюсселя, поскольку во фламандское языковое сообщество входят и брюссельцы, говорящие на нидерландском языке. Совет формирует правительство Фландрии, которое работает в Брюсселе.

Совет франкоязычного сообщества. Единственный парламент, избранный косвенным путем: в него автоматически вошли 75 депутатов от Валлонского регионального совета и 16 депутатов-франкофонов из Брюссельского регионального совета. Он формирует правительство французского языкового сообщества, которое заседает в Брюсселе. Правительство и парламент франкоязычного сообщества ведают входящими в их компетенцию вопросами на территории Валлонии, кроме восточных кантонов, а также совместно с фламандским сообществом - в двуязычном Брюссельском регионе.

Совет немецкоязычного сообщества. Состоит из 25 депутатов, избираемых путем прямого голосования сроком на 5 лет. Немецкоязычные бельгийцы живут в восточных кантонах, которые территориально входят в Валлонию. Формирует правительство с местопребыванием в Эйпене.

Прежде членами региональных парламентов автоматически становились депутаты национального парламента, избранные от того или иного региона. Теперь сочетать два депутатских мандата запрещено и допускается только прямое избрание депутатов региональных парламентов.

Исполнительная власть осуществляется королем и федеральным правительством, которое назначается королем и ответственно перед палатой представителей федерального парламента. Количественный состав федерального правительства (Совет Министров) не должен превышать 15 министров. Исключая премьер-министра, в нем должны быть поровну представлены фламандцы и франкофоны. Компетенция федерального правительства распространяется только на федеральный уровень и включает ограниченный крут вопросов. Это - национальная оборона, внешняя политика, поддержание внутреннего порядка, национальные финансы, главные направления экономического развития, федеральная система социальной зашиты, юстиция, здравоохранение, крупнейшие учреждения науки и культуры общенационального значения.

Расширены полномочия местных органов власти. К уже отнесенным к сфере их деятельности областям добавляются сельское хозяйство, заключение международных соглашений, научные исследования и внешняя торговля.

3. Макроэкономика Бельгии

Прирост внутреннего валового продукта в 1998 году ожидался в размере 2,7%,т. е. на уровне достаточно близком к рекордному показателю последних лет - 2,9% в 1997 году. В последующие годы прирост ВВП также сохранится на относительно высоком уровне, хотя и будет иметь естественную тенденцию к снижению (2,4% в 1999 г., 2,6% в - 2000 г.). Уровень производства ВВП в большой мере будет зависеть от степени готовности страны противостоять растущей конкуренции внутри ЕС. В качестве основного двигателя экономического роста начинает выступать повышенный внутренний спрос. Личное потребление, уже достигшее в 1997 году наивысшего показателя за последнее десятилетие (2,1%), в 1998 году еще больше возрасло (2,3%). Этому способствуют продолжающееся улучшение положения на рынке труда, крайне низкая инфляция, умеренный рост заработной платы - факторы, усиливающие доверие потребителей и повышающие реальные доходы населения. Благоприятная конъюнктура на внутреннем рынке затронула одновременно и промышленный сектор, и сферу услуг. В этой связи в 1998 году несомненен дальнейший рост валовых капиталовложений (до 6,6%), в т. ч. промышленных инвестиций (на 6,3%).

Бельгийцам удастся продолжать последовательную линию на дальнейшее снижение дефицита госбюджета (с 2% от ВВП в 1997 г. до 1,6% в 1998 г. и 1,3% в 1999 г.) благодаря растущему первичному активному сальдо бюджета (т. е. положительной разнице между государственными доходами и расходами, которая в 1998-99 гг. составит 6% от ВВП) вплоть до полной ликвидации дефицита к 2004 году. Это позволит ускорить темпы решения главной финансовой проблемы страны - погашения гигантского государственного долга, который должен был снизиться в 1998 году до 118,5% от ВВП (122,2% в 1997 г.). Многие подвергают сомнению заявления правительственных экономистов о возможности доведения госдолга до 60% ранее 2020 года. Реальная заработная плата в частном секторе увеличилась к 1999 году на 1,3%. Инфляция в 1998 году, во многом по причине крайне низких цен на энергоносители, не должна превысить 1,1% и лишь немного увеличится (до 1,3%) в 1999 году. Это увеличение приведет к некоторому росту процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным кредитам.

Об отношении в Бельгии к введению евро. Накал дискуссий среди бельгийцев вокруг темы евро от проблемы выполнения Бельгией маастрихтских условий смещается к вопросам участия в валютном союзе, доли и значения новой валюты в жизни бельгийцев. Разумеется, рекомендации Европейской комиссии и Европейского валютного института по составу ЕВС встречены в стране с удовлетворением и не только в кругах правящей элиты. Вердикт Еврокомиссии - это одновременно признание и вознаграждение за жертвы, принесенные за пять лет бельгийцами, имея в виду предпринимавшиеся в Бельгии меры по затягиванию поясов в целях приведения основных макроэкономических показателей в соответствие критериям, необходимым для перевода страны на евро. Бельгия (как и многие другие ее партнеры по ЕС) осуществила то, во что еще год назад было трудно поверить: дефицит госбюджета удалось снизить с 6,1% в 1993 году до 2,4% в 1997 году (в 1998 году он ожидался в 1,9%).

Маастрихтским критериям соответствуют и другие показатели кроме одного - огромного размера государственного долга. У бельгийцев есть «неоспоримые аргументы» в ответ на озабоченности, содержащиеся в докладах Еврокомиссии, ЕВИ и Бундесбанка ФРГ в связи с гигантским госдолгом Бельгии (а также Италии). Во-первых, Бельгия последовательно и уверенно его погашает: за пять лет госдолг снизился со 137% от ВВП до 122,2% и, учитывая обязательство бельгийского правительства (оформленное письмом министра финансов в Еврокомиссию) поддерживать в предстоящие годы высокий уровень первичного активного сальдо бюджета (6%), ритм погашения будет автоматически ускоряться. Будут применяться и другие меры: так, в марте 1998 г. было объявлено о новой продаже золота (300 тонн), выручка от которого пойдет на цели погашения долга. Кроме того, основными кредиторами бельгийского правительства являются бельгийские банки и частные лица, а само бельгийское государство, в свою очередь также выступает крупным кредитором в отношении иностранных должников. Все это, утверждают бельгийцы, свидетельствует о том, что госдолг Бельгии не может представлять собой угрозу для стабильности финансовых рынков Европы.

Основные доводы сторонников участия Бельгии в евро сводятся к следующему:

в финансовом плане, с созданием валютного союза Европа становится крупнейшим в мире финансовым рынком, благодаря чему она сможет, наконец, занять достойное место в мировой финансовой системе. Евро составит конкуренцию американскому доллару, постепенно получит статус международной резервной валюты, обеспечив переход к более симметричному мировому валютному устройству. Определяемая ныне одной Германией европейская валютная политика станет скоординированной и, следовательно, более стабильной. Стабилизации будет способствовать и ослабление влияния на финансовое положение в европейских странах валютной политики и валютных рынков США;

в экономическом плане, отсутствие валютно-обменных операций приведет к увеличению прибыльности коммерческих сделок, особенно для мелких и средних предприятий (96% всех промышленных предприятий Бельгии). Исчезнут попытки повысить конкурентоспособность за счет снижения курсов национальных валют, конкуренция «отточится», станет «более справедливой» ;

с политической точки зрения, валютный союз, ускоряя процесс интеграции Европы и повышения конкурентоспособности ее экономики, усилит политический вес Евросоюза, позволит уравновесить соотношение сил между Европой и США, что укрепит стабильность и мир в евроатлантическом пространстве. Существенно изменятся методы проведения экономической политики европейских государств, возрастут координация и взаимный контроль, позволяющие уменьшить возможность совершения странами -участницами крупных ошибок. Однако, подчеркивают бельгийцы, достигнутые результаты должны быть дополнены реформами руководящих органов ЕС, особенно в сфере принятия решений (квалифицированным большинством), и политической интеграцией;

в социальном плане, валютный союз и дальнейшая политическая интеграция, с одной стороны, потребуют осуществления социальных реформ, а с другой, позволят сохранить основы существующей в Бельгии системы социальной защиты и, следовательно, будут противостоять усилению социального неолиберализма.

Достаточно громко звучат голоса и евроскептиков, цитирующих слова известного американского экономиста М. Фридмана о том, что евро сделает Европу менее процветающей (согласно опросу общественного мнения, более 30% бельгийцев не одобряют присоединение к новой валюте). Поскольку евровалюта вводится в период наивысшего подъема европейской экономики, считают они, нет гарантий, что впоследствии удастся поддерживать стабильность евро, а значит, стабильность зарплат и цен. Уже сам факт отказа Бельгии от своей национальной валюты - одной из наиболее прочной в Европе - расценивается как ущерб для бельгийцев. Не исключается отток капиталов из страны, подчеркиваются трудности адаптации к новой денежной единице. Однако наиболее серьезные опасения имеют социальное звучание: бельгийцы обеспокоены отсутствием гарантий для сохранения и увеличения занятости, возможностью попыток усиления конкурентоспособности экономики за счет зарплат и социального сектора, дополнительных расходов в переходный период.

Внешняя торговля. Ее объем в 1997 г.увеличился по сравнению с предшествующим годом на 442,8 млрд. бельг. франков (12 млрд. долл.). Экспорт в целом возрос на 11,4% по стоимости и на 6,8% по объему, в т. ч. в страны ЕС (73,8% бельгийского экспорта) на 8,9%. Среди этих стран наиболее внушительным было увеличение поставок в Великобританию (на 24,5%, что связывают с экономическим оживлением в этой стране и ростом курса фунта стерлинга) и Швецию (17,2%), в то время как в Германию (первый экономический партнер Бельгии) экспорт увеличился лишь на 3,8%. Резко выросли поставки в США (33%) и Канаду (32%). В европейские страны-нечлены ЕС рост составил 23,8%, в т. ч. в Венгрию - 60%, Россию - 37%, Польшу - 36%. В азиатские страны - 16,6%. По товарным группам наибольший рост продаж коснулся пластмасс (на 14,9%), бриллиантов, машин и оборудования, химических товаров, в то время как увеличение экспорта металлов, текстиля, средств транспорта было менее заметным, чем в предыдущие годы.

Импорт в Бельгию увеличился на 9,5% по стоимости и на 4,9% в количественном отношении. Закупки товаров в странах ЕС (73% импорта) возросли на 7,3%, особенно из Ирландии (на 33,5%) и Португалии (на 17,1%). Наибольший рост поставок зафиксирован из Гонконга (на 54,5%), Австралии (на 44%) и Индонезии (на 36%). По мнению руководства представляющей патронат Федерации предприятий Бельгии, опубликованные данные указывают лишь на то, что экономический рост страны в 1997 году спровоцирован в большой степени экспортом, увеличение которого стало не признаком повышения конкурентоспособности бельгийской промышленности путем снижения стоимости рабочей силы (одна из важнейших задач провозглашенных правительством), а произошло благодаря повышению курса американского доллара. Внешнеэкономические успехи Бельгии вписываются в общее оживление мировой торговли, вызванное, в частности, ростом числа соглашений о свободной торговле под эгидой ГАТТ-ВТО (указывается в этой связи, что Франция и ФРГ также имеют рекордные показатели). Обращая внимание на чрезмерную концентрацию бельгийского экспорта на страны ЕС, особенно на соседние страны (ФРГ, Франция, Нидерланды и Великобритания), бельгийские экономисты подчеркивают, что возможный экономический спад в Европе будет иметь крайне тяжелые последствия для Бельгии. Делается вывод о необходимости более упорных усилий по диверсификации внешней торговли. В 1997 г. 74% бельгийского товарооборота приходилось на страны ЕС, на другие государства Европы - менее 7%, Азии - 10%, Северной и Южной Америки - 6%, Африки - 2%. На Россию падает лишь 0,8% экспорта и 0,8% импорта Бельгии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать