География Бельгии
p align="left">Налог на добавленную стоимость. В продажную цену товаров в Бельгии включен налог на добавленную стоимость (французская аббревиатура - TVA, нидерландская - BTW). НДС составляет 6 или 21% в зависимости от вида товара, а именно: 6% налогом облагаются продукты питания (кроме вина, пива, соков, воды и крепких спиртных напитков), цветы, книжная продукция, лекарства и подобные средства для внутреннего приема, налог в размере 21% установлен на промышленные товары всех видов, лекарственные и подобные средства для наружного применения, вино, пиво, соки-воды и крепкие спиртные напитки.

В то же время в стране действует система освобождения от уплаты НДС. Если покупатель не является гражданином одной из стран ЕС и совершил в один день в конкретном магазине покупку товаров на сумму более 5001 бельг. фр. (132 долл.), а затем в течение трех месяцев со дня покупки вывез данные товары за пределы ЕС. Во время совершения покупки необходимо оформить Tax free cheque. Сеть магазинов, выдающих эти чеки, насчитывает более 100 тыс. в Европе. Tax free cheque оформляется обычно в клиентской службе магазина при предъявлении чека совершенной покупки и паспорта покупателя.

При выезде за пределы ЕС покупатель должен предъявить таможенным властям свои покупки для получения печати таможни на Tax free cheque. При выезде покупатель может предъявить таможне чеки на покупки, совершенные в нескольких странах ЕС. Проштампованный таможней Tax free cheque либо направляется из аэропорта почтой в магазин, где была совершена покупка, либо передается доверенному лицу покупателя, находящемуся в Бельгии. При оформлении Tax free предлагается несколько вариантов возмещения уплаченной суммы НДС: получение денег в аэропорту при вылете за пределы ЕС (что невыгодно, так как при этом из причитающейся покупателю суммы НДС вычитается так называемый «административный сбор», что составляет около 30% НДС), перевод денег на банковский счет покупателя (что тоже в некоторых случаях может несколько уменьшить возвращаемую сумму - речь идет, в первую очередь, о местонахождении банка - получателя и наличии у него корреспондентских связей с банком-отправителем), получение денег непосредственно в магазине покупателем или его доверенным лицом при предъявлении паспорта или карточки-удостоверения личности и проштампованного таможней Tax free cheque (или счета) или направление чека на сумму НДС на почтовый адрес покупателя. В банковском отделении аэропорта НДС может быть выплачен в валюте по выбору покупателя, в остальных случаях - только в бельгийских франках.

Сотрудники дипломатических представительств, имеющие дипломатические паспорта, имеют право на пользование льготами по возврату НДС без выезда из ЕС при покупке товаров для личного пользования на сумму более 12100 бельг. фр., включая НДС. Возврат НДС возможен не только с покупок товаров, но и с оказанных услуг (ремонт автомашин, услуги ветеринара и пр.). Согласно бельгийскому законодательству покупка товаров на указанную сумму должна быть совершена в один день и только в одном магазине или в одном его филиале. Однако указанное требование соблюдается не всеми фирмами (особенно это относится к небольшим магазинам). Некоторые владельцы магазинов в нарушение законодательства допускают «накапливание» покупок, т. е. для получения возможности возмещения НДС покупатель должен совершить покупки на требуемую сумму (12100 бельг. фр., т. е. 320 долл.) в течение 1, чаще 6, а иногда и 12 месяцев. Все зависит от длительности так называемого «бухгалтерского дня» магазина, т. е. периода бухгалтерской отчетности перед налоговыми службами.

Некоторые владельцы магазинов в нарушение действующего законодательства соглашаются на возмещение НДС с любой суммы. В официальный документ, предъявляемый покупателем-дипломатом, вписывают покупки других лиц, а сумму НДС с покупок недипломатов присваивают вместо перечисления ее государству.

Наряду с указанными выше льготами нужно принимать во внимание также и существование сети специальных магазинов безналоговой выписки, осуществляющих продажу сотрудникам диппредставительств, имеющим дипломатические паспорта, спиртных напитков и табачных изделий, электробытовой техники, одежды, посуды, парфюмерно-косметических товаров, конфет и пр. Оформление покупок в указанных магазинах осуществляется при предъявлении официального документа, так называемой формы № 136, заполненной и подписанной дипломатом и имеющей печать соответствующего диппредставительства. Совершение покупок в указанных магазинах дает возможность приобретения товаров с освобождением от уплаты НДС вне зависимости от суммы покупки. Однако на приобретение спиртных напитков крепче 22 градусов и сигарет (это не относится к курительному табаку) существуют годовые квоты: соответственно 90 литров крепких алкогольных напитков и 100 блоков сигарет на одно лицо. Существующая в Бельгии система возврата НДС, а также само ее применение лишает бельгийскую казну ежегодно значительных поступлений. Указанное становится абсолютно очевидным, если принять во внимание количество имеющихся в Брюсселе дипломатических представительств: почти 170 посольств, более 130 представительств при ЕС, около 180 представительств при НАТО (хотя отдельные посольства и выполняют одновременно и функции представительств при ЕС и НАТО). Более 3600 сотрудников НАТО также имеют дипломатические паспорта, льготами по освобождению от НДС пользуется и несколько тысяч сотрудников расположенных в Брюсселе международных организаций. Таким образом, общее число лиц, пользующихся льготами по освобождению от уплаты НДС, доходит до 50 тыс. человек.

4. Система социального страхования Бельгии

В апреле 1998 г. Совет министров Бельгии утвердил бельгийский «План действий в области занятости», подготовленный в соответствии с решениями декабрьского саммита ЕС по этому вопросу в Люксембурге. Снижение безработицы объявлено приоритетной задачей в программах всех стоящих у власти в последние годы правительственных команд. За этот период принято 30 программ и планов «по увеличению занятости», однако число безработных фактически не снижается (их количественные колебания носят в большой степени конъюнктурный характер). Число лиц, получающих пособия по безработице, составляет 614 тыс. чел., полностью безработных - 444 тыс.

В сравнении с другими странами ЕС безработица в Бельгии имеет свои особенности. Ее индекс по бельгийской классификации достигает 13,1% (10,1% для мужчин и 17% для женщин); по европейской статистике, учитывающей лишь лиц, реально нуждающихся в работе, а не просто зарегистрировавшихся в качестве безработных (в Бельгии пособия по безработице выдаются без ограничения во времени) - 9,3% от активного населения страны, что ниже среднеевропейского уровня (10,6%). Однако в Бельгии заметно выше доля долговременных безработных, а также доля безработных женщин, особенно с низкой квалификацией. В целом, бельгийское население отличается повышенной пропорцией лиц, имеющих высокую квалификацию, с одновременно большим числом низкоквалифицированных работников, представляющих половину всех безработных.

Весьма низок в Бельгии индекс занятости, определяющий количество работающих по отношению к общему числу лиц от 15 до 64 лет (57,2%, тогда как по ЕС - 60,4%), особенно за счет крайних точек возрастной пирамиды: среди молодежи до 24 лет растет безработица, лица же после 50 лет более быстро исключаются из рынка труда благодаря существующей в Бельгии системе предпенсионных пособий. Однако этот показатель быстро растет: за 1990-97 годы он увеличился быстрее, чем в среднем по ЕС, хотя экономический рост в Бельгии был ниже среднеевропейского уровня. Рост индекса занятости обусловлен, главным образом, ускоренным увеличением занятости среди женщин, в то время как среди мужчин она имеет даже некоторую тенденцию к снижению. По этой же причине постоянно увеличивается и т. н. индекс активности населения (соотношение работающих или ищущих работу к общему населению с 15 до 64 лет), который за последние десять лет вырос с 50,6% до 56,5%. Это заметно ниже показателя развитых стран, что объясняется возможностью в Бельгии более раннего выхода на пенсию (уже с 50 лет) и более поздним поступлением на рынок труда молодежи (в связи с обязательностью школьного обучения до 18 лет).

Острота проблемы, интерес к ней со стороны населения обусловили и напряженность подготовки очередного бельгийского Плана действий в области занятости. Отвечая конкретно, по пунктам, на каждую из 19 «директив» люксембургского саммита, он фактически повторяет основные черты прежних правительственных программ в области занятости, развивает и усиливает отдельные их положения с учетом структурных особенностей безработицы в Бельгии. План отражает концептуальные подходы к данной проблеме левоцентристского правящего большинства, видящего ее решение в стимулировании производства (повышение конкурентоспособности бельгийских предприятий через снижение стоимости рабочей силы путем последовательного сокращения их отчислений в социальные фонды и ограничения роста заработной платы до соответствия ее уровню в соседних странах) в сочетании с активными государственными действиями по снижению безработицы.

Наряду с расширением предпринимаемых мер по поддержке различных категорий безработных и уравнению шансов (профессиональное обучение молодежи, переориентация и переподготовка кадров, в т. ч. с отрывом от производства, организация систем и стажировок для безработных, пересмотр квалификационных разрядов, дальнейшее расширение сети местных агентств по найму и др.), в «плане действий» большое место уделяется вопросам сокращения стоимости рабочей силы. Правительство намерено снизить ее средний уровень в течение ближайших 6 лет на 3,4%, т. е. до уровня соседних стран. На планируемые мероприятия выделяется из госбюджета 105 млрд. бельг. франков, в ближайшие два года - 36 млрд. Половину этих средств решено направить на компенсирование расширения системы снижения отчислений предприятий в фонды соцобеспечения (при этом предпочтение отдается фирмам, создающим новые рабочие места или содействующим этому путем организации переподготовки кадров, внедрения неполного рабочего дня, предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков и т. п.).

Другая часть средств должна профинансировать мероприятия, связанные с сокращением продолжительности рабочего времени. В «плане действий» предлагаются разнообразные меры в этом направлении: расширение практики неполного рабочего дня, возможность прерывания стажа с выплатой соответствующих компенсаций, переход на 32 или 35-часовую рабочую неделю. Однако, поскольку «социальным партнерам» взаимоприемлемого решения, в т. ч. по данной проблеме, найти не удалось (в отличие от профсоюзов патронат выступил категорически против сокращения рабочей недели и «одностороннего расширения права» на прерывание стажа; профсоюзы, в свою очередь, потребовали более тесной увязки уменьшения отчислений работодателей в соцстраховские фонды с мероприятиями по увеличению занятости), дальнейшее обсуждение вопроса о сокращении продолжительности рабочего времени отложено.

Все едины во мнении, что выделяемые из госбюджета средства являются «ничтожными» (по оценкам специалистов, для получения ожидаемого эффекта потребуются суммы в 5-10 раз выше). Признавая это, правительство, вынужденное осуществлять режим строжайшей бюджетной экономии во имя евро, тем не менее не может пойти на «изыскание дополнительных средств» (а фактически на урезание социальных расходов или повышение налогов) в преддверии парламентских выборов 1999 года.

О социальном удостоверении личности. С 1 октября 1998 г. для населения Бельгии введен в обращение новый официальный документ - магнитная (пластиковая) карточка, являющаяся социальным удостоверением личности (SIS-Kaart).

Ее основное предназначение - подтверждение владельцем через специально созданную информационную базу данных своего права на получение льгот и пособий системы социальных гарантий Бельгии. Теперь в аптеках и клиниках, а также в перспективе - при всех контактах со страховыми фондами, службами пенсионного обеспечения, кассами выплаты пособий для безработных, дотаций на детей, фондами временной нетрудоспособности, больничными фондами, одним словом, со всеми организациями, задействованными в обеспечении социальных гарантий населения страны, любой бельгиец путем «подтверждения своей личности» через эту карточку может реализовать свои конституционные права.

Новая система позволит отказаться от старой формы выплат по различным социальным статьям, осуществлявшихся путем составления многочисленных ведомостей, наклеивания марок, пересылки купонов и др. «бумажных операций» . SIS-kaart не только удешевляет и совершенствует деятельность всего гигантского аппарата служб соцзащиты населения, но одновременно фактически является и дополнительным официальным удостоверением личности.

В банк данных суперкомпьютера занесены сведения на 49. 551. 647 социально застрахованных «персон» . Это в пять раз превышает численность населения страны. Ответ прост - каждый бельгиец проходит через память компьютера в различных категориях «социально защищенной личности» : как рабочий или служащий, имеющий пенсионный счет; как безработный; как представитель трудоспособного населения из списка частично, сезонно или неполно занятых; как получающий пособия по причине временной утраты трудоспособности; как инвалид; как лицо, имеющее право на различные формы социальных выплат (пособие на детей, по уходу за престарелыми) и т. д. Разработанная в стране система социальных удостоверений личности не имеет аналога в других странах ЕС.

5. Развитие науки в Бельгии

Высшее образование в Бельгии имеет старые традиции: первое высшее учебное заведение - Лувенский католический университет был создан в 1425 году по инициативе папы Мартина V и по указанию герцога брабантского Жана IV. В 1517 году Эразм Роттердамский основал также в Лувене Школу трех языков (иврита, латыни, греческого), по образцу которой был создан Французский колледж в Париже. Сегодня в Бельгии при населении около 10 млн. человек почти 180 вузов, где обучается 280 тыс. человек.

С 1970 года в конституции страны закреплено существование четырех лингвистических регионов: франкоязычной Валлонии, нидерландоязычной Фландрии, двуязычного Брюсселя и немецкоязычного района на Востоке Валлонии на границе с Германией. С этого времени федеральное Министерство просвещения лишь осуществляет контроль за обязательностью среднего образования и определяет условия выдачи дипломов и сертификатов об образовании всех ступеней. Все прочие вопросы образования относятся к компетенции языковых сообществ. Таким образом, вопросы высшего образования находятся в ведении Министерства образования и государственной службы Фламандского сообщества, Министерства высшего образования, научных исследований, международных связей и спорта Французского сообщества и Министерства образования, культуры, научных исследований и памятников и достопримечательных мест Немецкоязычного сообщества.

Часть вузов страны - это государственные, или «официальные» учебные заведения, финансирование деятельности которых заложено в бюджеты правительств указанных выше сообществ. Остальные были основаны частными лицами и организациями и получили название «независимых» или «свободных» . Многие из них были созданы под эгидой Римской католической церкви, традиционно играющей в Бельгии большую роль в организации и финансировании образования всех уровней, в том числе высшего. Некоторые независимые учебные заведения, в частности, католические университеты, пользуются финансовой поддержкой правительств сообществ.

В соответствии с законом от 7 июля 1970 года вузы делятся на учебные заведения университетского типа и высшие школы. Имеется 7 собственно бельгийских университетов: Льежский государственный, Университет в Монсе - Эно, Государственный Гентский, Свободный Брюссельский (франкоязычный и отдельно фламандский), Лувенский католический (франкоязычный и отдельно фламандский). Наряду с ними существуют отделения нескольких зарубежных университетов (в Брюсселе и Антверпене), а также ряд бельгийских вузов, приравненных к университетам (обычно они имеют название университетских факультетов, центров, объединений или фондов). К университетским учебным заведениям относится также Королевская военная школа.

Наличие университетского диплома в соответствии с действующим законодательством необходимо для занятия определенных государственных постов и получения разрешения на работу по специальностям, имеющим общественное значение (адвокат, врач и т. д.).

В отдельных случаях бельгийские университеты выдают иностранцам дипломы без права работать по данной специальности в Бельгии. Минимальный срок обучения в университете 4 года, хотя для получения некоторых специальностей длительность обучения в университете составляет 10-12 лет. Обучение в университетах многоступенчатое: каждый период или цикл университетского обучения как для получения университетской, так и научной степени завершается получением следующих степеней:

«кандидат» - после двух-трехлетнего базового обучения, это так называемый первый цикл (далее следует обучение второго цикла, т. е. специализация);

«лиценциат» - соответствует степени бакалавра, после двух или трех лет дополнительного обучения по специализации и написания научной работы. По некоторым дисциплинам эта степень может быть получена после более длительного периода обучения: трех лет - для звания инженера, фармацевта, специалиста в области права или после четырех лет - звания доктора медицины, хирурга и акушера;

«доктор» - соответствует степени магистра, эта степень может быть получена не ранее, чем через год после получения степени «лиценциат», а также требует написания и защиты диссертации;

«агреже высшего образования» - является высшей степенью в этой иерархии и может быть присвоена через два года после получения степени доктора.

В университетах существует также постуниверситетское образование или «образование третьего цикла», длительность которого обычно 2-3 года. Целью этого обучения является предоставление возможности получения дополнительного диплома или степени. Имеются вечерние курсы и курсы выходного дня, дающие возможность людям зрелого возраста получить университетскую степень по некоторым дисциплинам. В некоторых университетах есть также такие формы обучения, как «чередующееся», т. е. обычное обучение чередуется с практикой на производстве и «обучение с перерывом».

Для бельгийской системы высшей школы традиционной является связь процесса обучения и проведением фундаментальных и прикладных исследований по важнейшим направлениям развития современной науки. На науку в бюджете университетов отводится до 40% всех ассигнований. Финансирование научных исследований состоит из ассигнований министерств и госассигнований по линии Института содействия научным исследованиям в промышленности и сельском хозяйстве, Национального фонда научных исследований, а также частных источников, по линии различных компаний, фондов и ассоциаций.

Декрет от 5 августа 1995 года об организации образования в Высших школах установил образование «долгого» и «краткого» типа. Необходимо иметь в виду, что слова «институт» или «университет» в названии учебного заведения не означают, что данное учебное заведение дает своим выпускникам высшее образование.

Высшее образование «краткого типа» состоит из одного цикла обучения длительностью 3 года (иногда до 4 лет по специальностям искусства и медицины). Преподавание теории ведется поочередно с практическими занятиями в лабораториях, мастерских и т. д., часто уже с первого года обучения по специальностям типа фермер, бухгалтер, медсестра, школьный учитель, механик, библиотекарь, фотограф, секретарь.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать