География Бельгии
p align="left">Высшее образование «долгого» типа, иногда называемое высшим образованием «долгого» типа университетского уровня, состоит из 2 циклов, длительностью обычно по 2 года каждый. Все дипломы, выданные бельгийскими вузами, признаются во всех государствах ЕС, а также в Исландии, Норвегии, Турции и на Мальте.

Конкурсных вступительных экзаменов для поступления в вузы нет: существует система записи на учебу. Некоторые учебные заведения дополнительно проводят тестирование будущих студентов.

Реальная сумма, затрачиваемая вузом за один учебный год на одного студента, в зависимости от специальности и ступени обучения составляет от 150 до 200 тыс. бельг. фр. (примерно 4-5,5 тыс. долл.). Эти средства вузы получают в качестве субсидий от правительств языковых сообществ, церкви, частных лиц и организаций. При записи на учебу в вуз абитуриент не оплачивает полной стоимости своего обучения, он должен только заплатить так называемый «регистрационный взнос», который для университетов, например, составляет 15600 - 26300 бельг. фр. (420 - 720 долл.) за один академический год. Запись осуществляется отдельно на каждый учебный год. Студенты некоторых специальностей оплачивают также лабораторные работы. На приобретение учебников ежегодно каждый студент тратит не менее 14 тыс. бельг. фр. (400 долл).

В Бельгии существует система предоставления бельгийцам пособий и денежных ссуд для получения образования. Например, пособие для получения высшего образования в вузах Французского сообщества могут получить бельгийцы-выпускники средних учебных заведений старше 17 лет, первый раз поступающие в вуз. Пособие безвозвратное и предоставляется семьям, если доход главы семьи, имеющего не менее трех иждивенцев, составляет около 890 тыс. бельг. фр. в год (24 тыс. долл., данные 1996-97 гг.). Официально максимальный размер пособия составляет от 63 до 131 тыс. бельг. фр. в год (1,7-3,5 долл.), однако, реально средний размер пособия - 34 тыс. бельг. фр. (920 долл.).

Ссуды предоставляются семьям, имеющим на иждивении не менее 3 детей и доход около 1,15 млн. бельг. фр. (31 тыс. долл.) в год. При этом студенту должно быть не более 35 лет к началу первого года обучения в вузе. Размер ссуды, которая должна быть возвращена с крайне небольшими процентами к концу обучения (4%), официально от 30 до 50 тыс. бельг. фр. на одного студента (800-1350 долл.) - реально же средний размер ссуды около 10 тыс. бельг. фр. (270 долл.). Возврат ссуды распределяется на 10 выплат.

В бельгийских вузах обучается большое количество иностранцев; только в университетских учебных заведениях по состоянию на 1 февраля 1996 года без учета стажеров обучалось 16611 иностранцев, в том числе 58 российских граждан.

Есть ограничение: число студентов-иностранцев не должно превышать 2% от количества студентов-бельгийцев, поступивших на обучение в данный вуз в предыдущем году. Иностранцы, желающие обучаться в данном вузе, но не попадающие в указанные выше 2%, могут быть приняты на учебу если заплатят дополнительный регистрационный взнос, не менее 50% от официальной стоимости обучения. Размер этого взноса может составлять от 80 тыс. бельг. фр., т. е. 2150 долл., за академический год (по гуманитарным наукам) и до 250 тыс. бельг. фр. в год, т. е. 6750 долл. (второй цикл по медицинским специальностям). Абитуриентам-иностранцам рекомендуется обращаться с запросом о приеме в эти университеты за 10 месяцев до желаемого времени начала обучения.

Что касается пакета документов, необходимых иностранцам для поступления на учебу в вузы Бельгии, то он должен включать в себя: непросроченный паспорт; разрешение на регистрацию в качестве студента в одном из бельгийских учебных заведений; подтверждение материального обеспечения; сертификат о выделении той или иной стипендии или заверенное бельгийским посольством или консульством в той или иной стране подтверждение того, что расходы по пребыванию в Бельгии, а также по обучению будут оплачены родителями студента или спонсорами; свидетельство о «добропорядочном поведении», которое выдается органами полиции страны, из которой иностранец прибыл в Бельгию; медицинское свидетельство, заверенное в бельгийском посольстве или консульстве соответствующей страны.

Иностранные студенты обучаются в Бельгии, как за свой счет, так и по стипендиям, предоставляемым различными международными организациями (ЮНЕСКО, НАТО, ЕС, Европейской организацией по космическим исследованиям, Всемирной организацией здоровья, Организацией объединенных наций по продовольствию и сельскому хозяйству). Иностранцы могут также получить стипендии в рамках соглашений или программ о сотрудничестве в области культуры, образования и науки между Французским или Фламандским сообществами Бельгии и соответствующим государством. В рамках двухлетних Программ о сотрудничестве в области культуры, образования и науки между Российской Федерацией и Французским и Фламандским сообществами с 1992 года в Бельгию ежегодно на стажировки по французскому и нидерландскому языкам, а также для научно-исследовательской работы в бельгийских университетах на срок от одного до десяти месяцев приезжают российские граждане. К сожалению, квоты этих стипендий крайне малы: не более 30 человеко-месяцев в год по каждому из сообществ, что объясняется заложенным в указанные программы принципом взаимности.

Бельгийский национальный фонд научных исследований. Был создан в 1928 году по инициативе короля бельгийцев Альберта 1 для поддержки бельгийской науки. Начиная с 1947 года именно через этот фонд правительство страны осуществляло финансирование университетов, в которых сосредоточена основная часть бельгийских НИИ. С 1988 года финансирование деятельности Фонда ведется не только из федеральной казны, но и за счет средств Фламандского и Французского сообществ страны. В 1992 году из Фонда на условиях автономии выделилось фламандское отделение.

Деятельность Фонда направлена на поддержку как исследователей-одиночек, так и групп ученых, объединенных общей конкретной темой. Наряду со стипендиями Фонд предоставляет оборудование и кредиты для отдельных проектов высокого научного уровня. На стипендии исследователей-одиночек ежегодно тратится более 600 млн. бельг. фр. (16 млн. долл.), в том числе более 1 млн. долл. направляется на приобретение оборудования. На поддержку исследовательских групп - 31 млн. долл., причем доля кредитов на приобретение оборудования составляет 9 млн. долл. На организацию и проведение международных конгрессов в Бельгии Фонд ежегодно выделяет 120 кредитов на сумму в 432 тыс. долл., а на поддержку международных научных конференций вне Бельгии предусматривается выделение тысячи кредитов на общую сумму 650 тыс. долл. До 350 кредитов предоставляется каждый год для обучения и стажировок за рубежом (432 тыс. долл.). К сожалению, Россией абсолютно не используется возможность привлечения средств бельгийского Национального фонда научных исследований для финансирования российских или российско-бельгийских совместных исследовательских работ.

Фонд имени короля Бодуэна. Создание в 1976 г. Фонда было приурочено к 25-летнему юбилею со дня восшествия на престол тогдашнего Короля бельгийцев. Фонд занимается вопросами улучшения условий жизни, охраны архитектурного наследия, социальной помощи, борьбы с бедностью и т. д. В то же время Фонд финансирует и научные исследования по таким направлениям, как экономическое будущее Бельгии, демография, иммиграция. Значительные средства тратятся Фондом на реализацию проектов по защите окружающей среды, планированию развития городов, в том числе, с учетом адаптации в городах детского населения, пожилых людей и инвалидов. С 1990г. Фонд осуществляет проекты по профессиональной подготовке молодежи и контактам между сообществами Бельгии. Фонд контролирует деятельность 12 полунезависимых фондов, разрабатывающих самостоятельные программы. Один из таких фондов, например, занимается вопросами охраны культурного и архитектурного наследия Бельгии.

Средства Фонда складываются из процентов с капитала, а также частных пожертвований. Изначальный капитал Фонда составлял 1,2 млрд. бельг. фр. (32 млн. долл.), собранный по национальной подписке.

Руководит Фондом Административный совет. В составе Фонда существует Комитет по присуждению Международной премии имени Короля Бодуэна. Эта премия учреждена в 1978 году и присуждается раз в два года лицу или организации за значительный вклад в развитие третьего мира или отношений между развитыми и развивающимися странами. Так, среди ее лауреатов фигурировали бразильский профессор П. Фрер - за вклад в борьбу против неграмотности, английский врач В. Плоурайт - за разработку вакцины против коровьей чумы, Шведский международный научный фонд - за новаторскую и эффективную деятельность по поддержке молодых ученых стран третьего мира, Индийский совет по агрономическим исследованиям - за распространение передовых с/х технологий среди крестьянского населения, Консультативная группа по международным с/х исследованиям - за вклад в увеличение производства продуктов питания в мире и др. Размер премии - 4 млн. бельг. фр. (108 тыс. долл.). Решение о присуждении премии принимается Административным советом по рекомендации Комитета.

Королевский Институт международных отношений. Основан в 1947 году и является госучреждением по изучению международных проблем. В 1955г. в рамках Института был создан Межуниверситетский центр исследований международного права, экономики и международной политики.

Одним из направлений деятельности Института является организация конференций. Он предоставляет свою трибуну известным политическим деятелям. В течение двух последних лет в Институте выступали ген-сек НАТО Х. Солана, мининдел Словакии П. Хамзик, Председатель Сейма Литвы В. Ландсбергис, мининдел Румынии А. Северин, мининдел Украины Г. Удовенко, бывший Председатель КЕС Ж. Делор, мининдел Бельгии Э. Дерейке.

Об экологической ситуации. В ноябре 1998 г. был опубликован доклад Организации экономического сотрудничества и развития, в котором обращается внимание на необходимость принятия дополнительных и неотложных мер в области защиты окружающей среды. Признавая, что бельгийцам немало удалось сделать по нормализации ситуации с переработкой бытовых отходов (еще в 1974 году Бельгия стала одной из первых стран, принявших соответствующие законы в этой области) и состояния воздушного пространства (главным источником его загрязнения называется автомобильный транспорт, особенно дизельный, а также чрезмерное использование аммониака в сельском хозяйстве), авторы доклада наиболее угрожающей считают деградацию качества воды, почвы и лесов. По этим параметрам Бельгия отнесена ими в разряд наименее благополучных стран среди членов ОЭСР.

Согласно документу, лишь 28% водных ресурсов страны подвергается необходимой очистке, что уже в скором времени может привести к «катастрофическим последствиям» . Это касается как водоемов (особенно загрязнены в зоне Брюсселя), так и подпочвенных вод в результате их интенсивного выкачивания и большой концентрации в почве нитратов (Бельгия является крупнейшим производителем пестицидов в зоне ОЭСР - 10 тыс. тонн активных ингредиентов в год). Как неблагополучная оценивается и ситуация с прибрежными водами Северного моря, хотя степень их загрязнения за последнее десятилетие несколько снизилась. Из-за высокой плотности населения повышается нагрузка на животный и растительный мир. Только 2,6% бельгийской территории относятся к природоохраняемым зонам, в результате чего более 170 видов животных и растений находятся на грани исчезновения.

Основной причиной сложившейся экологической ситуации в стране авторы доклада считают недостаточное финансирование мероприятий на цели борьбы с загрязнением окружающей среды (из бюджетных средств выделяется лишь 1,1% от ВВП). Вместе с тем в перечне рекомендаций бельгийским властям (документ содержит 75 конкретных предложений) в качестве одной из первоочередных мер указывается на необходимость повышения роли федеральных институтов власти в стимулировании и координации экологической политики бельгийских регионов.

6. Фландрия

В интервью журналу Keerpunt (июль 1998 г.) министр-президент фламандского правительства Л. Ван ден Бранде привел ряд сравнительных показателей социально-экономического развития Фландрии и Нидерландов. Так, по оценкам фламандского правительства, ВВП на душу населения во Фландрии на 7% выше, чем в Нидерландах. Если принять к тому же показатель уровня цен, то в соответствии со статистикой МБРР, уровень жизни во Фландрии окажется на 13% выше соответствующего показателя в Нидерландах.

С января 1985 г. по июнь 1998 г. прирост производства на душу населения в Нидерландах составляет в среднем 2,1% в год, тогда как во Фландрии этот показатель составляет 2,3% в год. В возрастной группе населения между 25 и 49 годами обеспеченность рабочими местами во Фландрии на 4% выше, чем в Нидерландах. При этом фламандцы имеют существенно более высокий процент в категории полной занятости, тогда как многие голландцы (особенно женщины, представители возрастных групп до 25 лет и от 50 до 64 лет) вынуждены довольствоваться частичным рабочим днем, что улучшает соответствующие показатели Нидерландов в названных категориях. Эта же причина позволила голландцам в последние годы существенно улучшить свою общую статистику по статье «уровень безработицы»: по данным на 1 января 1998 г. число безработных в Нидерландах составляло около 5% (во Фландрии - 6%), что заметно отличает их по этому показателю в положительном плане от среднестатистических данных других стран ЕС - 10,5%. Одновременно фламандское правительство в планах социально-экономического развития поставило перед собой цель сократить к 2002 г. вдвое число безработных в своем регионе, а к 2005 г. - полностью обеспечить все трудоспособное население Фландрии рабочими местами.

Фландрия является одним из наиболее привлекательных регионов для иностранных инвестиций. Приводимые центром социологических исследований Ernst & Young данные показывают, что из изученных 100 еврорегионов, включающих в себя большинство стран ЕС и приграничных с ними других европейских государств, Фландрия оказалась во главе сводного списка реализуемых инвестиционных проектов: за последние десять лет здесь созданы более 200 тыс. дополнительных рабочих мест, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций. В 1996 г. БЛЭС (население Бельгии и Люксембурга - менее 11 млн. чел.) смог привлечь иностранных инвестиций больше, чем Нидерланды (16 млн. чел.), Германия (81 млн.), Испания (39 млн.) или Канада (25 млн.). В 1997 г. этот показатель возрос еще на 21% по сравнению с предшествующим годом.

Фламандская рабочая сила признана одной из наиболее дисциплинированных, эффективных и высококвалифицированных в мире (по этому показателю Фландрия стоит на четвертом месте в мире, уступая лишь Сингапуру, Швейцарии и Японии). Это, в свою очередь, вывело регион на лидирующие позиции в области внедрения передовых технологий. Фландрия уступает лишь немецким землям Рейнланд-Пфальц и Гессен по доли высокотехнологичных секторов в экономике, лучший показатель в этой характеристике из нидерландских регионов имеет провинция Южная Голландия, которая находится на четвертом месте, пропустив вперед Фландрию. ВВП Фландрии превосходит аналогичные показатели таких стран, как Дания, Ирландия или Португалия. Объем экспорта Фландрии больше соответствующего показателя Испании, Швеции, Австрии.

Подавляющая часть общего бельгийского экспорта за границу приходится на Фландрию (более 72% в 1997 г.), причем ее доля из года в год растет, тогда как доля Валлонии неуклонно снижается (13%). Доля Брюссельского региона составляет 9%. Важнейшими партнерами Фландрии являются Германия, Великобритания и Нидерланды. Валлония же ориентирована в первую очередь на Францию (30% экспорта). Фландрия больше других регионов экспортирует товаров вне ЕС, в частности в Азию. В экспорте Фландрии доминируют более технологичные виды продукции (автомобили и другие виды машин и оборудования, электроника, сложные виды химической продукции), чем у Валлонии (металлы, товары химической промышленности, оборудование).

Доля Фландрии в производстве ВВП составляет более 60% против 25% у Валлонии. Ежегодно разрыв в их экономическом развитии увеличивается на 0,75%. Индекс безработицы на юге страны приближается к 20% от активного населения (среди молодежи - почти 34%; за 1997 год безработица во Фландрии снизилась более чем на 11%, в Валлонии, несмотря на общий экономический подъем существенного снижения не наблюдалось. Валлония по производству ВВП опустилась на 120 место среди 160 европейских регионов, тогда как в 50-е годы она была вторым промышленным районом Европы.

Фламандские торгпреды. В контексте подготовки к очередному этапу государственной реформы в Бельгии руководство Фландрии высказывается за полную передачу сферы внешней торговли в ведение субъектов федерации. Заслуживающим внимание шагом на этом пути стало принятое фламандским правительством решение об учреждении института «фламандских экономических представителей» за рубежом, который качественно изменил статус и характер деятельности бывших фламандских торговых атташе (эти должности закреплялись в определенной пропорции за фламандцами в отделах торговых/экономических советников в штатах бельгийских посольств).

Основной смысл нововведения состоит в том, что сотрудники экономических (торговых) отделов бельгийских диппредставительств, ранее аккредитованные через МИД по линии Фламандской Службы внешней торговли (ныне - «Экспорт-Флаандерен» ), согласно новому положению фактически переходят на автономный режим деятельности, уже не находясь в прямой служебной подотчетности руководству посольств.

На начало 1998 года новые должности были «конституированы» в 65 странах, а их общее число составило 78 представителей. Фламандским правительством принято решение об их дальнейшем увеличении с целью перевода в перспективе всех бывших фламандских торговых атташе в режим самостоятельных экономических представителей.

В ходе визита премьер-министра фламандского правительства Л. Ван ден Бранде в Китай осенью 1997 года было принято решение об увеличении вдвое числа фламандских экономпредставителей в этой стране (на сегодняшний день такие точки уже действуют в Пекине, Шанхае, Гонконге).

Решительный настрой максимально активно продвигать интересы Фландрии за рубежом собственными силами и средствами, проявился, в частности, и в том, что фламандские экономические представители в Вильнюсе и Шанхае появились еще до того, как федеральными властями было принято решение об открытии в названных городах бельгийских дипломатических и консульских представительств.

Порт города Антверпен - это 9-й морской порт в мире, 2-й в Европе, 1-й в ЕС по обработке генеральных грузов. В течение последних четырёх лет он считается самым быстрорастущим грузовым портом Европы. Он удачно расположен географически, имеет соответствующие выходы в водную систему Бельгии (почти 1500 км.) и Европы, является также конечным пунктом для 12 европейских железных дорог, через который проходят 62 % товарных составов Бельгии. Трубопровод Антверпен-Роттердам ежегодно поставляет в Антверпен около 23 млн. т. сырой нефти.

Доход от портовой деятельности постоянно растет и составляет в год 220 млрд. бельг. франков. Считается, что порт обеспечивает работой 75 тыс. человек. При общей площади порта около 15 тыс.га почти 10 % общей продукции бельгийской промышленности сосредоточено на его территории. Отраслевое распределение: химия и нефтехимия - 43%; автомобильные предприятия - 29%; нефтяная промышленность - 8%; другие - 20%. Причём химические и нефтехимические предприятия занимают порядка 75 % промышленных построек. Нефтехимическим предприятиям, расположенным на территории порта принадлежит в среднем почти половина доходов этого сектора бельгийской экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать