География - 11 класс

География - 11 класс

Билет № 6

1.---------Политическая карта мира - географическая карта, на которой показаны государственные грани-цы всех стран мира. В настоящее время в мире насчитывается более 200 государств. Указать точное ко-личество стран сложно, так как по-литическая карта мира постоянно изменяется. За последние десять лет такие государства, как СССР и СФРЮ, перестали существовать, республики, входившие в их со-став, приобрели статус независи-мых государств; две страны - Гер-манская Демократическая Респуб-лика и Федеративная Республика Германия объединились в одно го-сударство ФРГ и т. д. Есть страны, провозгласившие себя независи-мыми, но не признанные таковы-ми мировым сообществом (Маке-дония). Есть страны, территория или часть территории которых ок-купирована другим государством (Палестина - Израилем, Восточ-ный Тимор - Индонезией).

Страны мира разнообразны. Они различаются:

1)по размерам территории:

наиболее крупное - Россия (17,1 млн. км2); маленькое - Вати-кан (0,44 км2);

2) по численности населения:

крупное - Китай (1,2 млрд. чел.);

небольшое - Ватикан (около 1 тыс. чел.);

3) по национальному составу на-селения: одно-национальные, где подавляющее большинство населе-ния принадлежит к одной нацио-нальности (Япония), и многонацио-нальные (Китай, Россия, США);

4) по географическому положе-нию: страны, не имеющие выхода к морю (Чад, Монголия); примор-ские (Индия, Колумбия); остров-ные (Япония, Куба);

5) по государственному строю: монархии, где власть принадле-жит монарху и передается по на-следству (Бруней, ОАЭ, Велико-британия); и республики, где зако-нодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству (США, ФРГ);

6) по государственному устройст-ву: унитарные (Франция, Венгрия) и федеративные (Индия, Россия, США). В унитарном государстве существует единая конституция, единая исполнительная и законо-дательная власть, а администра-тивно-территориальные единицы наделены незначительными полно-мочиями. В федеративном государ-стве наряду с единой конституцией имеют место также законода-тельные акты

административно-территориальных единиц, кото-рые не противоречат единой кон-ституции.

В типологии стран, основанной на учете социально-экономических признаков, выделяются страны со-циалистические (Куба, Китай, КНДР и др.), капиталистические (США, ФРГ и др.), развивающие-ся (Бразилия, Эфиопия, Малайзия и др.). Эта типология основывается на существовании в мире капита-листических и социалистических обществ и в настоящее время счи-тается устаревшей.

В типологии стран, основанной на учете социально-экономических признаков, выделяются страны со-циалистические (Куба, Китай, КНДР и др.), капиталистические (США, ФРГ и др.), развивающие-ся (Бразилия, Эфиопия, Малайзия и др.). Эта типология основывается на существовании в мире капита-листических и социалистических обществ и в настоящее время счи-тается устаревшей.

В типологии стран по уровню социально-экономического разви-тия выделяются развитые и разви-вающиеся страны. Критерии дан-ной типологии - уровень экономи-ческого развития, экономический потенциал, доля страны в мировом производстве, структура экономи-ки, участие в международном гео-графическом разделении труда. Обобщающий показатель - вало-вый внутренний продукт (ВВП) или валовый национальный про-дукт (ВНП) на душу населения. В данной типологии выделяются экономически развитые страны (где особо рассматриваются страны «большой восьмерки») и разви-вающиеся страны. Развивающиеся страны неоднородны и тоже весь-ма разнообразны: страны среднеразвитого капитализма (Бразилия, Мексика, Венесуэла и др.); новые индустриальные страны (Респуб-лика Корея, Тайвань); страны-экспортеры нефти (Саудовская Аравия, Кувейт и др.); страны, от-стающие в своем развитии (Афга-нистан, Кения, Непал).

Место любой страны в типоло-гии не постоянно и может изме-няться со временем.

2.НТР - коренной качественный переворот в производительных си-лах человечества, основанный на превращении науки в непосредст-венную производительную силу общества, в ведущий фактор раз-вития общественного производ-ства.

Характерные черты НТР:

универсальность,

чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований,

коренное изменение роли че-ловека в процессе производства,

ориентация на использова-ние научно-технических достиже-ний в военных целях.

Характерные черты НТР прояв-ляются во всех ее составных час-тях.

1) В науке - превращение нау-ки в непосредственную производи-тельную силу, рост наукоемких производств.

2) В технике и технологии - преобладание революционного пу-ти развития, «микроэлектронная революция».

3) В производстве - развитие по шести главным направлениям - электронизация, комплексная автоматизация, перестройка энерге-тического хозяйства, производство новых материалов, ускоренное развитие биотехнологии, изуче-ние и использование космоса.

4) В управлении - появление кибернетики (науки об управле-нии и информации), «информаци-онный взрыв», создание автомати-зированных систем управления, вычислительных центров.

Билет7

1.Формы государственного упра-вления.

1. Монархии - государства, где власть принадлежит одному чело-веку и передается по наследству:

а) абсолютные монархии - власть монарха ничем не ограничена (Бу-тан, Оман, Кувейт и др.); б) теокра-тические монархии - глава госу-дарства является одновременно его религиозной главой (Ватикан); в) конституционные (парламент-ские) монархии - власть монарха ограничена парламентом, «мо-нарх царствует, но не правит» (Великобритания, Норвегия, Япония и др.).

Примеры стран с монархиче-скими формами правления: Лих-тенштейн (княжество - конститу-ционная монархия), Испания (ко-ролевство - конституционная мо-нархия), Люксембург (великое герцогство - конституционная мо-нархия), Бахрейн (эмират - абсо-лютная монархия), Япония (импе-рия - конституционная монар-хия).

2. Республики - государства, где законодательная власть обыч-но принадлежит парламенту, а ис-полнительная - правительству; высшей государственной властью является выборный представитель-ный орган, глава государства так-же избирается: а) президентские республики - президент имеет большие полномочия, возглавляет правительство (США, Бразилия, Аргентина и др.); б) парламентар-ная республика - правительство возглавляет премьер-министр, пре-зидент обладает меньшими полно-мочиями, чем в президентской республике (Италия, ФРГ, Индия и др.).

Большинство государств в ми-ре - республики. Форма государ-ственного управления не определя-ет уровень экономического разви-тия страны.

Административно-территориаль-ное устройство стран.

1. Унитарные - административ-но-территориальные единицы под-чиняются непосредственно цен-тральному правительству (Фран-ция, Великобритания, Израиль, Перу и др.). Большинство стран в мире - унитарные.

2. Федеративные - наряду с федеральными законами и органа-ми власти существуют другие госу-дарственные образования (респуб-лики, штаты, провинции, кантоны и др.), имеющие определенную по-литическую и экономическую само-стоятельность (Австрия, Бельгия, Федеративная Республика Ниге-рия, Швейцарская конфедерация и др.).

Административно-территориаль-ное устройство страны обычно яв-ляется результатом действия эко-номических, исторических, нацио-нальных, культурных и других факторов.

2.Мировое хозяйство - историче-ски сложившаяся совокупность на-циональных хозяйств всех стран мира, связанных между собой все-мирными экономическими отношениями. В основе всемирных экономических отношений лежит мировой рынок, обеспечивающий обмен товарами между странами. Существование рынка определяет-ся международным географиче-ским разделением труда (МГРТ), которое выражается в специализа-ции отдельных стран на производ-стве определенных видов товаров и услуг. Примеры отраслей междуна-родной специализации: Япония - автомобили, Саудовская Аравия - нефть, Канада - зерно.

Формирование мирового хозяй-ства - процесс исторический. Структура мирового хозяйства из-меняется во времени. До 1917г. оно было капиталистическим, за-тем, после образования мировой социалистической системы, приоб-рело двуединую структуру (миро-вая капиталистическая и мировая социалистическая системы хозяй-ства). Сейчас мировое хозяйство рассматривается как единое, охва-тывающее все страны мира вне за-висимости от уровня экономиче-ского развития или политического строя. Мировое хозяйство можно рассматривать с точки зрения от-раслевой структуры. Тогда в нем будут выделяться структурные единицы: промышленность, сель-ское хозяйство, транспорт, тор-говля.

НТР повлияла на мировое хо-зяйство. Это выражается: 1) в ус-корении темпов мирового эконо-мического роста; 2) в изменении отраслевой структуры: а) возраста-ет роль непроизводственной сферы, б) увеличивается роль промышлен-ности (в самой промышленности растет значение обрабатывающей), в) появляются все новые отрасли и подотрасли (в т. ч. новейшие и нау-коемкие), г) создаются межотрас-левые комплексы; 3) в изменении территориальной структуры: а) по-являются новые факторы разме-щения производства, б) старые факторы обретают новое содержа-ние.

Билет № 8

1.

Географическая среда - это та часть земной природы, с которой человечество непосредственно взаи-модействует в своей жизни и про-изводственной деятельности. Она играет огромную роль в жизни че-ловечества: служит средой его оби-тания, является источником ре-сурсов, влияет на здоровье и на-строение, на духовную культуру. Чем разнообразнее географическая среда, тем, как правило, лучше ус-ловия общественного развития.

История человеческого обще-ства - история взаимодействия его с природой, географической средой. Эти отношения противоре-чивы. С одной стороны, человек изменяет природу, использует ее, приспосабливает для своих нужд. С другой стороны, географическая среда оказывает значительное вли-яние на развитие общества. В ре-зультате деятельности человека природе наносится вред, иногда непоправимый. Изменяется среда обитания человека, и встает вопрос о здоровье и выживании всего че-ловечества. В XX веке «давление» человека на природу резко возрос-ло. 60% территории суши занима-ют антропогенные ландшафты. Общество использует все больше ресурсов, одновременно увеличи-вается количество отходов, попа-дающих в географическую среду. Для решения проблемы истоще-ния природных ресурсов и загряз-нения

окружающей среды необхо-димо объединять усилия всех стран.

2.

Фактор территории;

фактор ЭГП (разновидности ЭГП - центральное, глубинное, соседское, приморское);

природно-ресурсный фактор (в добывающей промышленности сдвиг в районы нового освоения - северные районы, шельфовые зо-ны);

транспортный;

фактор трудовых ресурсов (значение приобретает качество трудовых ресурсов);

фактор территориальной кон-центрации;

фактор наукоемкости (приоб-ретает все большее значение);

экологический фактор (при-обретает все большее значение).

Билет9

Человечество с древнейших вре-мен использовало природу в хозяй-ственных целях (охота, собира-тельство, рыболовство). На протя-жении всей истории происходило расширение связей в системе при-рода - человек. В сферу человече-ской деятельности включались все новые виды природных ресурсов. Росла численность населения, уве-личивались масштабы производст-ва, происходило изменение естест-венной природной среды в резуль-тате человеческой деятельности. В настоящее время активная роль человека в использовании приро-ды нашла свое отражение в приро-допользовании как особой сфере хозяйственной деятельности. При-родопользование - совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освое-ния и преобразования окружаю-щей среды.

Рациональное природопользова-ние - такой тип взаимоотношения человеческого общества с окру-жающей средой, при котором об-щество управляет своими отноше-ниями с природой, предупреждает нежелательные последствия своей деятельности. Примером может служить создание культурных ландшафтов; применение техноло-гий, позволяющих более полно пе-рерабатывать сырье; повторное ис-пользование отходов производст-ва, охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п.

Нерациональное природополь-зование - тип взаимоотношения с природой, при котором не учиты-ваются требования охраны окру-жающей среды, ее улучшения (по-требительское отношение к приро-де). Примеры такого отношения - это неумеренный выпас скота, подсечно-огневое земледелие, истреб-ление отдельных видов растений и животных, радиоактивное, тепло-вое загрязнения среды.

В настоящее время большинство стран проводит политику рацио-нального природопользования, соз-даны специальные органы охраны окружающей среды, разрабатываются природоохранные програм-мы и законы. Важна совместная деятельность стран по охране при-роды, создание международных проектов. Сохранение окружаю-щей среды - важнейшая общече-ловеческая проблема. Совершенст-вование рационального природопользования - одна из основных задач современности.

2.

Западная Европа - это более 20 государств, отличающихся истори-ческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием. Западноевропейский регион - один из мощных центров мировой эконо-мики в современном мире.

ЭГП определяется приморским положением большинства стран, также положением на главных ми-ровых морских путях, ведущих из Европы в Америку, соседским, компактным положением стран по отношению друг к другу; бли-зость ко многим развивающимся странам означает близость к источ-никам сырья. Страны Африки и Азии поставляют в Западную Ев-ропу дешевую рабочую силу.

Страны региона расположены в благоприятных природных услови-ях: хорошее сочетание равнинных и горных форм рельефа, умерен-ный климат, плодородные почвы. Обеспеченность стран минеральны-ми ресурсами неоднородна. Про-мышленные запасы нефти имеются в Нидерландах, Франции; угля - в ФРГ (Рурский бассейн), Велико-британии (Уэльский бассейн, Нью-каслский бассейн); железной руды - во Франции (Лотарингия), Швеции; руд цветных металлов - в ФРГ, Испании, Италии; калий-ных солей - в ФРГ, Франции и др. Но в виду того, что страны За-падной Европы давно встали на путь промышленного развития, многие месторождения близки к истощению. В отдельных странах остро стоит проблема первичных энергоресурсов. Западная Европа обеспечена минеральным сырьем хуже, чем Северная Америка, что усиливает ее зависимость от им-порта сырья. Северные и западные части Западной Европы неплохо обеспечены ресурсами пресных вод. Крупные речные артерии - Дунай, Рейн, Луара. В Норвегии 3/^ всей электроэнергии дают гид-роэлектростанции. Характерной чертой региона является практи-чески полное отсутствие естествен-ных ландшафтов.

Для населения стран Западной Европы характерен процесс «ста-рения», что объясняется снижени-ем естественного прироста и увели-чением средней продолжительно-сти жизни. На демографических показателях сказываются послед-ствия второй мировой войны. Из-за этого возникают проблемы в сфере трудовых ресурсов, в облас-ти социального обеспечения пожи-лых людей.

Западная Европа - один из са-мых урбанизированных регионов мира. Лондонская и Парижская агломерации принадлежат к числу самых крупных в мире.

Западная Европа - один из эко-номических центров мира; являет-ся важным финансовым центром (Лондон и Цюрих - финансовые столицы). По темпам экономиче-ского развития регион в послед-ние годы стал отставать от США и Японии. Отставание обнаружилось прежде всего в наукоемких отрас-лях - микроэлектронике, биотех-нологии и др.

Энергетика. Базируется как на собственных ресурсах (нефть и газ шельфа Северного моря, газ Нидерландов, уголь ФРГ и Великобрита-нии), так и на привозных. В стра-нах Северной и Южной Европы большое значение имеют гидроре-сурсы. Исландия использует в ка-честве источников энергии выхо-ды термальных вод. Регион лиди-рует в мире по развитию атомной энергетики.

Черная металлургия. Старые металлургические районы: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции. Ори-ентация на импорт железной руды привела к сдвигу предприятий черной металлургии к морю - Таранто в Италии, Дюнкерк во Фран-ции, Бремен в ФРГ.

Цветная металлургия исполь-зует концентраты руд из Африки и Азии. Ее территориальная струк-тура меняется медленнее, чем в черной металлургии.

Машиностроение определяет ин-дустриальное лицо Западной Ев-ропы. Крупнейший в мире про-изводитель и экспортер машин и оборудования, станков, кузнечно-прессового оборудования, оптики. Велико значение транспортного ма-шиностроения, особенно автомоби-лестроения: фирмы «Фольксва-ген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Шве-ция). Машиностроение представ-лено практически в каждом круп-ном городе.

Химическая промышленность. ФРГ производит красители и пла-стмассы, Франция - синтетиче-ский каучук, Бельгия - химиче-ские удобрения и соду, в Швеции и Норвегии развита лесохимия, в Швейцарии - фармацевтика.

Изменения в географии промы-шленности Западной Европы свя-заны с формированием крупных портово-промышленных комплек-сов (Роттердам в Нидерландах, Марсель во Франции и др.), освое-нием нефтегазоносных месторож-дений Северного моря, индустриа-лизацией менее развитых стран, децентрализации промышленно-сти.

Сельское хозяйство характери-зуется чрезвычайно высокой про-изводительностью. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Основной тип сельскохозяйственного предприя-тия - ферма. В большинстве стран преобладает животноводство. В За-падной Европе собирают самые вы-сокие в мире урожаи пшеницы. Выращивают ячмень и кукурузу, картофель; из технических куль-тур - сахарную свеклу (Франция, ФРГ, Италия). В Южной Европе развито виноградарство, выращи-вание маслин, миндаля, граната. Италия - первая страна в мире по производству вин и сбору виногра-да, Испания - по сбору маслин.

Транспорт высокоразвит. Име-ется густая сеть автомобильных дорог. Велика роль морского тран-спорта (Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург - крупней-шие порты). Растет значение тру-бопроводного и воздушного транс-порта. Большое значение имеет тоннель под Ла-Маншем.

Ведущими странами Западной Европы являются страны - члены «большой семерки» - ФРГ, Фран-ция, Великобритания, Италия.

Для региона характерен высо-кий уровень региональной эконо-мической интеграции, объедине-ние стран в Европейский Союз; от-крытие государственных границ в рамках Единого европейского эко-номического пространства.

Билет № 10

1.Природные ресурсы - компо-ненты природы, которые на дан-ном уровне развития общества ис-пользуются или могут быть ис-пользованы в качестве средств производства и предметов потреб-ления.

Природные ресурсы - катего-рия историческая, связанная с из-менением потребностей и возмож-ностей общества, развитием науки и техники на разных историче-ских этапах. Например, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных металлов и энергетиче-ских ресурсов. Существуют разные подходы к классификации природ-ных ресурсов. По происхождению выделяются минеральные, вод-ные, ресурсы Мирового океана, земельные, биологические, климати-ческие, космические ресурсы. По исчерпаемости выделяются исчерпаемые и неисчерпаемые. К пер-вым относятся возобновимые (биологические, земельные, водные) и невозобновимые (минеральные). Ко вторым относятся климатиче-ские, энергия текучей воды, солн-ца, ветра. По способу использования: агроклиматические, энергетические, рекреационные и т. п.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражает-ся запасами из расчета на душу на-селения или количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса при современных темпах добычи или использования. Оце-нить обеспеченность страны опре-деленным видом природных ресур-сов можно двумя способами. Пер-вый: разделить размеры запасов данного ресурса на современный объем добычи в год и получить ко-личество лет, на которые данного ресурса должно хватить. Второй:

разделить количество запасов дан-ного ресурса на численность насе-ления страны и узнать, какое количество данного ресурса прихо-дится на душу населения. Количественно оценив ресурсообеспеченность страны, необходимо сделать выводы о степени ее обеспеченно-сти данным ресурсом.

2.

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производ-ства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на разме-щение производства, способствует развитию специализации и коопе-рирования, а также развитию ин-теграционных процессов.

Все пути сообщения, транспорт-ные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, вы-росла грузоподъемность, умножил-ся подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможно-сти транспортировки различных грузов.

Сухопутный транспорт. Желез-нодорожный: в эпоху НТР его роль снизилась, но остается важной в перевозке массовых промышлен-ных и сельскохозяйственных гру-зов. Около 11' ^ общей длины желез-ных дорог приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). По густоте железно-дорожной сети выделяется Европа.

Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико зна-чение в междугородных и между-народных перевозках. По длине ав-томобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по густоте - Европа и Япония.

Трубопроводный: получил бы-строе развитие из-за роста добычи нефти и газа (США, Россия, Ка-нада).

Водный транспорт. Морской: обслуживает */^ всей международ-ной торговли, перевозит налив-ные, навалочные, насыпные гру-зы, в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России и других стран. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объяс-няется тем, что под флагами этих стран плавают суда других круп-ных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам, Гам-бург, Лос-Анджелес и др.). По раз-мерам морских перевозок выделя-ется Атлантический океан. Огром-ное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Внутренний водный: по грузо-обороту выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Китай и Нидерлан-ды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в России). Главный район озерного судоходства - Великие озера США и Канада.

Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтиненталь-ных перевозках. Крупные авиаци-онные державы США, Россия, Япония, Франция, Великобритания и др. Крупные аэропорты мира «О'Хара» (Чикаго), в Далласе, «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (То-кио) и др.

Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природы. Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) пере-стали быть непреодолимыми. Про-биваются тоннели в скалах, про-кладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные вод-ные пути. Но одновременно растет отрицательное воздействие транс-порта на природу (тепловое, шумо-вое, химическое и др. виды загрязнений). Многие страны принима-ют меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

Билет11

1.Минеральные ресурсы - это природные вещества минерально-го происхождения, используемые для получения энергии, сырья, ма-териалов и служащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Для ми-неральных ресурсов характерны: резкая неравномерность размеще-ния, невозобновляемость конкрет-ных месторождений, возможность восполнения путем разведки и ос-воения новых месторождений. В настоящее время используется бо-лее 200 видов минеральных ресур-сов. Запасы отдельных видов не одинаковы. Постоянно растут раз-меры добычи и разрабатываются новые месторождения.

Виды минеральных ресурсов. Топливные имеют осадочное про-исхождение, образуют угольные и нефтегазоносные бассейны (чехол древних платформ, их внутренние и краевые прогибы). Крупнейшие угольные бассейны расположены на территории России, США, ФРГ и др. стран. Нефть и газ интенсив-но добываются в Персидском зали-ве, Мексиканском заливе. Запад-ной Сибири.

К рудным относятся руды ме-таллов, они приурочены к фунда-ментам и щитам древних плат-форм, есть и в складчатых облас-тях. Страны, выделяющиеся по запасам железной руды, -- Рос-сия, Бразилия, Канада, США, Ав-стралия и др. Часто наличие руд-ных полезных ископаемых опреде-ляет специализацию районов и стран.

Нерудные полезные ископае-мые имеют широкое распростране-ние. К ним относятся: апатиты, се-ра, калийные соли, известняки, доломиты и др.

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья, формирование крупных территориально-производ-ственных комплексов. Важно ра-циональное использование ресур-сов - извлечение максимально воз-можного количества ресурсов, более полная переработка, комплексное использование сырья и т. п.

2.Соединенное Королевство Вели-кобритании и Северной Ирландии состоит из четырех крупных терри-торий: Англии, Шотландии, Уэль-са, Северной Ирландии. Долгое вре-мя (до конца XIX в.) Великобрита-ния господствовала в мировом хозяйстве, так как здесь раньше, чем в других государствах, про-изошла промышленная революция. Страна владела огромными коло-ниями, что давало преимущества для развития хозяйства; узловое положение на перекрестке важней-ших морских транспортных маги-стралей обеспечивало ей широкие связи со всеми районами земного шара. Важна роль и благоприятно-го сочетания природных условий и ресурсов (каменного угля, желез-ной руды, полноводных рек). Сейчас Великобритания остается одной из ведущих держав мира. Высокоиндустриальная держава, круп-ный экспортер капитала, создатель и координатор Содружества (преж-нее название Британское содруже-ство наций) - своеобразной формы ассоциации между Великобритани-ей и ее бывшими колониями.

Структура британской промыш-ленности типична для наиболее развитых стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и многообразному машиностроению (Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайдсайд и др.). Хорошо разви-тые черная и цветная металлургия работают в основном на импортном сырье (Шеффилд и города побере-жья). После открытия на шельфе Северного моря месторождений нефти и газа новый импульс разви-тия получила химическая про-мышленность .

Сельское хозяйство высокопро-дуктивное, ведущая роль принадле-жит животноводству (разведение крупного рогатого скота, овцевод-ство, свиноводство и птицеводство). Преобладают хозяйства, специали-зирующиеся на молочном живот-новодстве. Основное направление растениеводства - обеспечение скота кормами, 2/^ посевной пло-щади занято под кормовые куль-туры. Заметную роль играет рыбо-ловство. Основные рыболовные порты расположены на восточном побережье.

Транспорт. Основной грузообо-рот во внутренних перевозках при-ходится на автомобильный транс-порт. Основные транспортные ма-гистрали сходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим промышленным городам. Велико-британия имеет крупный морской и пассажирский флот. Развит авиа-ционный транспорт. Значение вод-ного и воздушного видов транспор-та очень велико, учитывая остров-ное положение страны.

В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южной части находит-ся столица - Лондон, которая од-новременно является одним из крупнейших портов в мире. Ак-тивная морская торговля и столич-ная роль - «лицо» южной части страны. Юго-восток - главная зо-на зерновых и технических куль-тур. Развито животноводство. На побережье - порты, военные базы, курорты. Саутгемптон - самый большой пассажирский порт Вели-кобритании. Центральная часть государства - родина угольной и фабрично-заводской промышлен-ности мира (металлургической, металлообрабатывающей, текстиль-ной). Сейчас это почти непрерыв-ная полоса промышленных городов со старыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии - судостроение, сей-час быстро развивается химическая промышленность в результате раз-работки месторождений нефти и га-за Северного моря. В горной части Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной - молоч-ное животноводство и рыболовст-во. Ольстер - экономически наибо-лее отсталая часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.

Задачи региональной полити-ки - подъем депрессивных старо-промышленных районов и сглажи-вание диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; индустриализация и общее развитие наиболее отсталых районов; огра-ничение роста и «разгрузка» неко-торых крупнейших городов и го-родских агломераций.

Билет №12

1.Земельные ресурсы - вид при-родных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут разме-щаться различные объекты хозяй-ства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рас-смотреть и качество земель - их плодородие, так как земля в дан-ном случае является главным средством производства.

Обеспеченность человечества зе-мельными ресурсами определяется мировым земельным фондом, ко-торый составляет 13,4млрдга. Из отдельных крупных регионов наи-большим земельным фондом обла-дают Африка (30 млн. км2) и зару-бежная Азия (27,7 млн. км2), а са-мым маленьким - зарубежная Европа (5,1 млн. км2) и Австралия с Океанией (8,5 млн. км2). Однако если рассматривать обеспечен-ность регионов земельными ресур-сами из расчета на душу населе-ния, то результат будет противопо-ложным: на каждого жителя малонаселенной Австралии прихо-дится 37 га земли (максимальный показатель), а на жителя зарубеж-ной Азии - только 1,1 га, прибли-зительно столько же и в зарубеж-ной Европе.

Структура земельного фонда по-казывает, каким образом исполь-зуются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые - пашня, сады, засеянные луга и естествен-ные луга и пастбища), лесные зем-ли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.

Наиболее ценные обрабатывае-мые земли занимают всего 11% мирового земельного фонда. Та-кой же показатель характерен для СНГ, Африки, Северной Америки. Для зарубежной Европы этот пока-затель более высок (29%), а для Австралии и Южной Америки - менее высок (5% и 7%). Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель - США, Индия, Россия, Китай, Канада. Обрабатываемые земли сосредото-чены в основном в лесных, лесо-степных и степных природных зо-нах. Естественные луга и пастбища преобладают над обрабатываемы-ми землями везде (в Австралии бо-лее чем в 10 раз), кроме зарубеж-ной Европы. Во всем мире в сред-нем 23% земли используется под пастбища.

Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противополож-ных процессов. Один - борьба че-ловечества за расширение земель, пригодных для обитания и сель-скохозяйственного использования; другой - ухудшение земель, изъя-тие их из сельскохозяйственного оборота в результате эрозии, опус-тынивания, промышленной и транспортной застройки, откры-той разработки полезных ископае-мых. Второй процесс идет более быстрыми темпами. Поэтому глав-ная проблема мирового земельного фонда - деградация сельскохо-зяйственных земель, в результате которой происходит заметное со-кращение обрабатываемых земель, приходящихся на душу населе-ния, а «нагрузка» на них все время возрастает. Страны с наименьшей обеспеченностью пашней на душу населения - Китай (0,09 га), Еги-пет (0,05 га).

Во многих странах предприни-маются усилия по сохранению зе-мельного фонда и улучшению его структуры. В региональном и гло-бальном аспекте они все более ко-ординируются специализирован-ными органами ООН - ЮНЕСКО, ФАО (Продовольственная и сельско-хозяйственная организация ООН) и др.

2.

Топливно-энергетическая про-мышленность состоит из топливной промышленности и энергетики.

Топливная промышленность - комплекс отраслей, занимающих-ся добычей и переработкой топливно-энергетического сырья. Вклю-чает угольную, газовую, нефтя-ную, торфяную, сланцевую и уранодобывающую промышленно-сти. В условиях НТР роль топлив-ной промышленности возрастает в связи с развитием электрифика-ции и теплофикации производств, обусловливающих интенсивный рост потребления энергии.

Топливно-энергетическая про-мышленность прошла в своем раз-витии несколько этапов: уголь-ный (до середины XX в.), нефтя-ной и газовый этап (до 80-х гг. XX в.); в настоящее время миро-вая энергетика вступила в пере-ходный этап - этап постепенного перехода от использования мине-рального топлива к возобновимым и неисчерпаемым энергоресурсам.

Нефтяная промышленность. Нефть добывают примерно в 80 странах, но географию этой отрасли определяют страны « первой де-сятки». Основная особенность - более /^ запасов и около 1/^ добы-чи нефти приходится на развиваю-щиеся страны, которые и являют-ся главными экспортерами нефти, особенно страны ОПЕК. В резуль-тате образовался огромный терри-ториальный разрыв между основ-ными районами добычи нефти и районами ее потребления. Круп-нейшими экспортерами нефти яв-ляются страны Персидского зали-ва. Большими запасами обладают Россия, США, Китай, Иран и др.

Газовая промышленность. Круп-нейшие производители - Россия, США, Канада, Нидерланды. В по-следнее время добыча газа растет в некоторых развивающихся стра-нах. Алжир, Малайзия, Индоне-зия, ОАЭ продают сжиженный природный газ в страны Европы и Японию.

Угольная промышленность. Уголь добывают примерно в 60 странах мира, но географию отрас-ли, как и у нефтяной промышлен-ности, определяют страны «первой десятки». Китай, США, Россия да-ют больше половины всей мировой добычи. Уголь добывают в основ-ном в экономически развитых странах: ФРГ, Великобритания, Польша, Австралия, ЮАР и др.

Электроэнергетика. В структу-ре производства электроэнергии преобладают тепловые электро-станции (63% всей выработки), за-тем гидроэлектростанции (20%) и атомные (17%). Эти данные харак-терны для мирового производства. В разных регионах и странах элек-троэнергетика имеет свои особен-ности: в ЮАР почти вся электроэнергия вырабатывается на ТЭС, в Норвегии - на ГЭС, во Франции - большинство энергии дают АЭС (76%). Франция, Япония, Респуб-лика Корея продолжают, в отличие от многих других стран, наращи-вать мощности атомной энергетики и после Чернобыльской катастро-фы. Странами, выделяющимися по количеству производимой электроэнергии, являются США, Россия, Япония, ФРГ, Канада.

Растет интерес к использова-нию нетрадиционных ресурсов для выработки электроэнергии: геотермальная энергетика, сооруже-ние приливных, солнечных электростанций, использование энер-гии ветра.

Энергетическая проблема связа-на с сырьевой. Это проблемы обес-печения человечества топливом и сырьем. Решение проблемы заклю-чается в использовании достиже-ний НТР для уменьшения потери топлива и сырья, использование альтернативных источников энер-гии, вовлечение в эксплуатацию новых месторождений.

Топливно-энергетическая про-мышленность оказывает влияние на окружающую среду: при добы-че полезных ископаемых наруша-ется почвенный покров, «съедают-ся» целые природные ландшафты, при добыче и транспортировке нефти и газа происходит загрязне-ние Мирового океана и т. п. Миро-вая тепловая энергетика выбрасы-вает в окружающую среду вредные вещества, изменяется состав атмо-сферы, происходит ее тепловое за-грязнение. При строительстве ГЭС изменяется микроклимат террито-рии, ее гидрологический режим и т. п. Атомная энергетика породила проблему захоронения радиоактив-ных отходов (не говоря о Чер-нобыле). Пути решения экологи-ческих проблем, связанных с топливно-энергетической промы-шленностью, - создание очист-ных сооружений, внедрение мало-отходных и безотходных техноло-гий, продуманное размещение про-изводств.

Билет № 13

1.Водные ресурсы суши - воды, пригодные для использования в хозяйстве: реки, озера, каналы, водохранилища, подземные воды, почвенная влага, вода ледников. Человечеству необходима пресная вода, а она составляет только 2,5% общего объема всей гидросферы, причем основная часть этой пре-сной воды сосредоточена в покров-ных ледниках Антарктиды, Грен-ландии; льдах Арктики.

Главный источник пресной во-ды - реки. Из всех речных вод планеты (47 тыс. км3) реально можно использовать только поло-вину.

Потребление пресной воды по-стоянно растет, а ресурсы речного стока остаются неизменными. Это создает угрозу дефицита пресной воды. Главный потребитель пре-сной воды - сельское хозяйство, в котором велик ее безвозвратный расход (особенно на орошение). Для решения проблемы водообеспечения используются проекты экономного расхода воды, строи-тельство водохранилищ, опресне-ние морской воды, перераспреде-ление речного стока; разрабатыва-ются проекты транспортировки айсбергов. Страны по-разному обес-печены водными ресурсами. Около 1/^ территории суши занимает аридный пояс, в котором прожива-ет 850 млн. человек. К странам с не-достаточной обеспеченностью вод-ными ресурсами можно отнести Египет, Саудовскую Аравию, ФРГ; со средней обеспеченностью - Мексику, США; с достаточной и избыточной обеспеченностью - Ка-наду, Россию, Конго. Речной сток используется и для получения электроэнергии. Наи-большим гидроэнергетическим по-тенциалом обладают Китай, Рос-сия, США, Заир, Канада, Бра-зилия. Степень использования гидроэнергетического потенциала зависит от уровня развития стра-ны.

2.Восточная Европа как историко-географический регион вклю-чает: Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Албанию, Югославию, Хорватию, Словению, Македонию, Боснию и Герцеговину. Регион представляет собой единый территориальный массив, страны соединены между собой железными, автомобильны-ми дорогами, линиями электропе-редач. Все имеют транзитное поло-жение.

До недавнего времени страны объединяла принадлежность к со-циалистической системе хозяйства и между ними существовали ус-тойчивые и разнообразные эконо-мические связи, их хозяйства бы-ли тесно связаны друг с другом и с СССР. В настоящее время эти свя-зи ослабли, некоторые совсем пре-кратились. Все страны стремятся к сотрудничеству с западными парт-нерами. Хозяйство стран, ранее бывших республиками СФРЮ, в значительной степени пострадало от военных действий, которые закончились совсем недавно.

Страны по-разному обеспечены полезными ископаемыми: основные запасы каменного угля находятся в Польше и Чехии, нефти и газа - в Румынии, гидроресурсов - в Балканских странах, железной ру-ды - в Румынии и Словакии, ме-ди - в Польше, Румынии, Болга-рии, бокситов - в Венгрии, серы и калийных солей - в Польше и Ру-мынии. Численность населения и национальный состав стран различ-ны. Самым высоким естественным приростом отличается Албания. Наиболее урбанизированная стра-на - Чехия.

Хозяйство стран разнообразно. Индустриальные очаги европейско-го масштаба - Верхняя Силезия в Польше, Остравско-Карвинский бассейн в Чехии. Электроэнергетика стран Восточной Европы ориен-тирована на уголь. Велико значе-ние гидроэнергетики. Цветная ме-таллургия получила развитие в Польше, Болгарии, Венгрии. Машиностроение имеет разную спе-циализацию: Чехия - станки, бы-товые приборы, Польша и Румы-ния - оборудование для тяжелой индустрии, металлоемкое машино-строение, Венгрия и Болгария - электротехника. Химическая про-мышленность развивается в Поль-ше, Венгрии, где нефтехимия при-шла на смену углехимии. Вен-грия - крупнейший производи-тель химико-фармацевтических товаров.

Сельское хозяйство интенсив-ное. В Польше большое место в по-севных занимают рожь и пшеница, в Венгрии, Румынии, Болгарии значительные площади заняты са-дами и виноградниками, велики посевы кукурузы. Болгария зани-мает первое место в мире по произ-водству розового масла, получае-мого из выращиваемой в стране масличной розы. Северные и центральные стра-ны Восточной Европы специализи-руются на молочном и мясомолочном скотоводстве, свиноводстве, а южные - на горно-пастбищном животноводстве. В странах, где есть территории со средиземномор-ским климатом, выращиваются культуры субтропического земле-делия - маслины, инжир, цитру-совые.

Основу транспорта составляют железные дороги. Быстрыми тем-пами развивается автомобильный транспорт. Самая важная водная магистраль - Дунай.

Рекреационное хозяйство пред-ставлено курортами: Карловы Вары (Чехия), Закопане (Польша), Золотые Пески (Болгария), Балатон (Венгрия), курорты на Адриа-тике.

Страны Восточной Европы име-ют много общего и значительные различия. Условно их можно раз-делить на две группы - северную и южную. Экономика северных стран носит ярко выраженный индустриальный характер, чего нельзя сказать о странах южной группы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать