История Отечества от Киевской Руси до наших дней
p align="left">2) Н.С. Хрущев;

3) Л.П. Берия

После смерти И.В. Сталина начинается кампания по критике культа личности, сопровождаемая освобождением и частичной реабилитацией советских заключенных. За период с 1956 по 1961 гг. было реабилитировано 700 тыс. человек. Выступление Н.С. Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.) «О культе личности и его последствиях», а также принятие специального постановления ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. положили начало критике сталинского режима. Выдвигалась задача «восстановления ленинских норм» в деятельности государства и КПСС.

В экономической сфере был проведен ряд реформ. С середины 1950-х гг. начались хозяйственные преобразования (кампания по освоению целинных). В 1957 г. были упразднены отраслевые министерства и введены территориальные советы народных хозяйств. Экономическая политика в основном заключалась в проведении административных реорганизаций. Происходят преобразования колхозов в совхозы. В промышленной сфере нарастало отставание от ведущих западных стран в эпоху НТР. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства с каждой пятилеткой постепенно снижался. Колхозники получили впервые паспорта, шло массовое строительство жилья. Реформы Н.С. Хрущева не затрагивали основ командно-административной системы. В итоге прогрессивные начинания обернулись недовольством населения и партийно-государственного аппарата. В 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от обязанностей. Проводимая Хрущевым политика десталинизация, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Маленковым, Молотовым и Кагановичем, попыталась сместить Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме. Однако открытое сопротивление части партийных и государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Хрущева. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Маленкова, Молотова и Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов.

В середине 1950-х гг. система образования, сложившаяся в 1930-е гг., нуждалась в реформировании. Основные изменения были произведены в системе среднего образования: принятый в декабре 1958 г. закон вводил всеобщее обязательное восьмилетнее образование вместо семилетнего. Создавалась восьмилетняя политехническая школа, среднее образование можно было получить в школе рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, в техникуме (на базе восьмилетки), в средней трудовой общеобразовательной школе (с производственным обучением). Система высшего образования была ориентирована в основном на подготовку инженеров. Для студентов высшей школы вводился обязательный трудовой стаж. Создавались новые научные учреждения, институты и проблемные лаборатории, научные центры.

Расширялась география советской науки.

Одними из наиболее значимых достижений советской науки в эти годы стали:

1) создание в 1957 г. самого мощного в мире ускорителя элементарных частиц - синхрофазотрона;

2) пуск на воду первого в мире атомного ледокола;

3) запуск 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли;

4) отправка в космос животных в ноябре 1957 г.;

5) первый в истории полет человека в космос 12 апреля 1961 г. (Ю. А. Гагарин);

6) попытка создания первого в мире реактивного сверхзвукового пассажирского лайнера (ТУ-104).

Проводилась работа в области теории ядерного синтеза, теории поля, аэродинамики, гидродинамики. Всемирную известность обрели советские ученые Л.Д. Ландау, А.Д. Сахаров, М.А. Лаврентьев, С.П. Королев.

В мае 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС «О исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”», в котором прежние оценки советских композиторов признавались несправедливыми и бездоказательными. Были созданы новые союзы деятелей искусств: Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР. Настоящим событием стал выход произведений А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Возникает феномен диссидентства (Б. Галанский, В. Буковский, Э. Кузнецов, возникновение литературы самиздата).

42. Кризис Советской системы и его последствия

Последствия кризиса, нарастающего с момента смещения Хрущева, на рубеже 70-х и 80-х годов начали проявляться все чаще в разнообразных формах. В первую очередь он коснулся экономики. Система управления обществом, которую называют командно-административной, функционировала все хуже с точки зрения достижения тех целей, которые - по крайней мере, на бумаге - она ставила перед собой: централизованного планирования, производства и распределения, контроля над этими процессами. Так называемые государственные планы, в конечном счете, оказывались бесконечно повторяющимися призывами, обреченными на провал. Там, где, по теории, все регулировалось и контролировалось сверху, большая часть экономических явлений на самом деле ускользала от какой бы то ни было эффективной проверки и предвидения. Наряду с официальной экономикой, отраженной в статистической отчетности, складывалась целая сеть параллельных каналов, причем настолько многочисленных, что из них образовалась «теневая экономика». Ее неписанные правила покорно принимались (а то и поощрялись) самими государственными предпринимателями, вступавшими с ними во взаимоотношения. Поскольку ни один механизм такого рода не был предусмотрен законом - напротив, речь шла о нелегальных, а потому тайных операциях, - подобная хозяйственная практика развивалась рука об руку с коррупцией, постепенным приспособлением властей к незаконным операциям и обширными явлениями деформации нравов и приличий. В результате складывалось очень тревожное положение. Экономика в целом не развивалась. Даже по официальной статистике, обоснованно подозреваемой в оптимистическом завышении данных, темпы хозяйственного роста СССР на протяжении 70-х годов медленно, но неуклонно угасали и. наконец, почти замерзли к началу следующего десятилетия. Именно это явление было позже охарактеризовано как период «брежневского застоя». В качестве основного направления развития советской экономики уже в начале 70-х был провозглашен переход от «экстенсивного» к «интенсивному» хозяйствованию, то есть к такой экономике, рост которой определялся бы главным образом улучшением качественных показателей. На практике же именно эти показатели: производительность труда, ресурсосбережение, качество продукции, эффективность использования оборудовании - не только не прогрессировали, но и ухудшались. Брежневское руководство началось с того, что предстало перед страной с лозунгом, в котором обобщалась целая программа: научно-техническая революция. Но именно на этом направлении стране не удалось продвинуться вперед: ее экономика оказалась маловосприимчивой к тем достижениям - от компьютеров до биотехнологий, - которыми характеризовалась НТР. Вместе с тем нельзя сказать, что политических новшеств вовсе не было, особенно в деревне. Огромные средства были направлены в сельское хозяйство. Но это не дало ожидаемого эффекта - производство сельскохозяйственной продукции, и в частности животноводства, оставалось на прежнем уровне. Возможно, эти средства не были на практике эффективно использованы. Возможно, уже было слишком поздно и уже нельзя было преодолеть отчужденность крестьянина по отношению к собственному труду, побуждавшую, особенно молодежь, уезжать из села. Как бы то ни было, вместо обещанного изобилия - и, несмотря на импорт зерна в огромных масштабах - страна столкнулась в начале 80-х годов с настоящим продовольственным кризисом. Рассыпалось, таким образом, и обещание роста благосостояния путем обеспечения все большего обилия потребительских благ, которым брежневское руководство пыталось найти и вначале добивалось поддержки населения. Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, достигнутых страной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу 70-х годов во много раз увеличилось производство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отраслей в непосредственную производительную силу превращается наука, ее достижения. В производство внедряются ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строятся атомные энергетические станции, работающие на ядерном топливе. Однако в целом партийно-государственный аппарат оказался неспособным перестроить экономику страны в соответствии с новым этапом научно-технической революции («микроэлектронная революция»). В структуре экономики господствующее положение занимали устаревшие, традиционные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды и т, д.). Сказывалась предельная милитаризация экономики, чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство. Экономика развивалась в основном за счет экстенсивных факторов -- министерства предпочитали строить новые предприятия, а не оснащать новые. В итоге вытеснение ручного труда в производстве шло очень медленно. Автоматические линии составляли в конце 70-х годов всего лишь 6 % от общего объема оборудования, при этом ручным и малоквалифицированным трудом было занято более половины всех работников материального производства (50 млн. человек). Политическая элита предпочитала наращивать экспорт нефти и газа, доходы, от продажи которых позволяли снижать социальную напряженность, сглаживать последствия кризиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. Определенное значение имели и субъективные факторы: низкая дисциплина работников, недостаточная требовательность к кадрам. В итоге уже в 70-е годы наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам экономического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-технической революции не производилось. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить организацию промышленного производства путем создания научно-производственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производства эти меры не принесли. Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промышленной и торговой деятельности, коррупции. В этой обстановке все проникающие на руководящие посты лица стремились обогатиться. Происходит сращивание государственных структур и спекулятивного капитала. В результате доходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К началу 80-х годов стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы.

44. СССР - последние годы (1985-1991)

Процессу начала перемен в СССР послужила долголетняя разбалансированность советского хозяйства по основным пропорциям (группам "А" и "Б"), между потреблением и накоплением, доходами и материальными ресурсами и т.д., что в конечном счете привело к ухудшению экономической ситуации в стране. До середины 80-х годов этой разбалансированности не придавалось должного экономического значения, поскольку командно- административная система «амортизировала» ее отрицательные последствия путем поддержания низкой заработной платы основной части населения, жестким контролем над ценами, проведением денежных реформ, реализацией практически замороженных займов, распродажей нефтяных, газовых и других богатств страны и т.д. Это привело к созданию условий снижения темпов социально-экономического развития советского государства. Отрыв от наиболее развитых стран мира в повышении эффективности производства и качества продукции, в научно-техническом развитии, в производстве и освоении современной техники и технологии стал увеличиваться. Инерция экстенсивного роста тянула в экономический тупик, к застою в развитии. Дефицит внутреннего рынка СССР покрывался импортом, приобретенным за "нефтедоллары". Валютная выручка от продажи топливно-энергетических и сырьевых товаров использовалась в основном на решение текущих задач, а не на модернизацию экономики, преодоление ее технического отставания. Застойные явления в экономике отражались на всех сторонах жизни общества, прежде всего на социальной сфере. Заметно пошатнулись в обществе идейные и нравственные ценности.

Политическую жизнь страны первой половины 80-х годов лихорадила частая смена высшего руководства: Ю.В. Андропов (июнь 1983 г. - февраль 1984 г.), К.У. Черненко (апрель 1984 г. - март 1985 г.). В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены. Генеральным Секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Это означало, что часть партаппарата стремилась к переменам.

Хотя и принято считать началом перестройки апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, как об этом заявлял М.С. Горбачев, однако в повестке дня Пленума стоял вопрос лишь об ускорении социально-экономического развития страны. Считалось, что большинство проблем можно решить путем преодоления темпов снижение экономических развития и усовершенствования структуры управления народным хозяйством. Реформа, предложенная Горбачевым, началась под лозунгами «ускорение», «перестройка», «гласность». Под понятием ускорение понималось повышение темпов экономического роста (не ниже 4% в год), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и т.д.). Ход ускорения: приоритетное развитие тяжелой промышленность и машиностроения; решение проблемы капитальных вложений; опора на энтузиазм трудящихся и систему соревнования; укрепление трудовой и производственной дисциплины; Провал курса: неудавшиеся кампании: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами. Не оправдала себя и ставка на энтузиазм, которая не была подкреплена научно-техническим прогрессом. Мало эффективные капитальные вложения и социально-экономические преобразования. Чернобыльская трагедия стала мрачным символом катастрофы, надвигавшейся на советское государство.

Перестройка (1987 - 1991 гг.) - это радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни советского общества, охватывавшие экономику, государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь. Автор этой концепции академик Л.Абалкин.

1). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В начале (1987-1988 гг.) - радикальная экономическая реформа, затем к ней подключаются реформа политической системы, далее курс на обновление идеологии.

2). Состояние экономики: снижение объемов производства, инфляция, бюджетный дефицит, падение производственной дисциплины, дисбаланс денежной массы и товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный, чайный и др.).

3). Начало перестройки в области экономики (1987-1989 гг.). Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении), представивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам (1987 г.). Начали создаваться совместные предприятия (первое - май 1987 г. - советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Приняты законы о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности (1988 г.). В 1990 г. более 7 млн.. граждан были заняты в развивающемся кооперативном секторе, 1 млн.. получили патенты на индивидуальную трудовую деятельность. Вместе с тем, до 1990 г. государство продолжало устанавливать план, определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не работал. Частная инициатива сталкивалась с финансовыми, правовыми, снабженческими, психологическими трудностями. Преобразования (с 1989 г.) в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм хозяйствования). Экономические реформы «ускорения» не дали положительных результатов. Они были недостаточно радикальны и не затрагивали самые болезненные проблемы (цены, кредит, снабжение). Перестройка привела к резкому падению жизненного уровня и сопротивлению не только бюрократического аппарата, но и значительной части населения. Курс на ускорение был отвергнут и провозглашена программа перехода к рыночной экономике (1989-1991 гг.). Были выработаны две модели: Первая - сочетание плана и рынка (Л.Абалкин-Н. Рыжков), была изложена в постановлении ВС СССР О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике (июнь 1990 г.). Вторая - альтернативная программа - 500 дней. Она предполагала создание основы рынка, поэтапной приватизации производства, формирования частной собственности, сбалансирования финансов (Явлинский, Шаталин); Третья - попытка объединить программы (Горбачев). На этапе перехода к рыночной экономике было издано более 100 законов: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в СССР и др.. Однако многие из них не работали. Положение экономики становилось все более угрожающим. Если в 1988 г. рост национального дохода составил 4.4%, то в 1990 г. его сокращение достигло 10%. Обстановка в стране ухудшалась, нарастал товарный дефицит, падала платежеспособность рубля, усиливался «черный рынок». Нарастала волна забастовок и протестов, в авангарде которых были шахтеры. В декабре 1990 г. правительство СССР во главе с Н.И. Рыжковым подает в отставку. Новый председатель Совмина В.С. Павлов предпринял попытку оживить финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией убытков. В 1991 г. в стране началась новая волна забастовок. В их авангарде снова оказались шахтеры, требованием которых была отставка президента СССР. В то время, как союзное руководство утрачивало поддержку народа, Б.Н. Ельцин выступал с популистскими обещаниями провести реформы не за счет народа, а во благо советских граждан.

Политическое развитие

В 1988 г. руководство страны пришло к выводу, что экономическое развитие страны удерживает политическая система. Одной из основных предпосылок широкомасштабных политических преобразований явилось обсуждение новой редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде компартии (1986 г.). Коммунистическая идеология в партии и обществе постепенно стала вытесняться идеями перестройки. 1987 г. положил начало политике гласности, открытого и свободного обсуждения проблемных вопросов общественной жизни. Идея перестройки политической системы советского общества впервые была обнародована в июне 1988 г. на 19 Всесоюзной партконференции. конституционной реформы. В резолюции конференции закреплялась модель «гуманного, демократического социализма с человеческим лицом». Предлагалось создать двухуровневую представительную систему власти: Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда. Этапы политической реформы: демократизация политической системы (1989 г.) и переход к правовому государству (1990-1991 гг.).

Первый этап: с 25 мая по 6 июня 1989 г. состоялся 1-й съезд народных депутатов СССР. Сформирован Верховный Совет СССР, председателем которого был избран М.С. Горбачев. На съезде шла борьба между демократами, союзниками и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную гвардию возглавил секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов - реформаторов представляли Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Съезд наметил пути выхода страны из кризиса. Второй съезд народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) рассмотрел этапы экономической реформы, дал политическую и правовую оценку советско-германским договоренностям 1939 г. и решению прежнего руководства страны о вводе войск в Афганистан и др. Второй этап: 1990-1991 гг. Первостепенной задачей этого этапа явилось создание президентской системы власти в стране и переход к многопартийности. В марте 1990 г. на 3 съезде народных депутатов Союза ССР М.С. Горбачев был избран Президентом СССР. Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской власти. 3-й съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС (по настоянию Горбачева это предложение внес Пленум ЦК). В руководстве партии развернулась идейная борьба между коммунистами - ортодоксами, центристами, социал-демократами и др. Начинается процесс распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 1989- 1990 гг. - из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 г. - создана компартия РСФСР. В июле 1990 г. состоялся последний 28 съезд КПСС, на котором была одобрена платформа демократического социализма. Апрельский (1991 г.) Пленум ЦК КПСС выявил значительные идейные разногласия в руководстве компартии. В партии и обществе усилилась критика проводимого М.С. Горбачевым курса по реформированию советского общества. Нельзя сказать, что в этой ситуации народ безмолвствовал. На Всесоюзном референдуме он высказал большинством голосов за сохранение Союза. Весной 1991 г. правительства 13 союзных республик подписали "Антикризисную программу совместных действий". Однако у политических лидеров республик имелись свои планы. Б.Н. Ельцин добивался полной независимости и суверенитета России. Л.М. Кравчук (Украина), С.Н. Шушкевич (Белоруссия), С. Ниязов (Туркмения) не рисковали противоречить Горбачеву и курс на суверенитет вели скрытно. Н. Назарбаев (Казахстан), И. Каримов (Узбекистан) и А. Муталибов (Азербайджан) однозначно высказывались за обновленную федерацию. Таким образом, действия экономических и политических лидеров союзных республик были разнонаправлены. Процесс формирования обновленного Союза был прерван в августе 1991 г. трагическими событиями в Москве, так называемым «делом ГКЧП». После провала августовского путча судьба Союза была фактически предрешена. 23 августа 1991 г. деятельность компартии на территории России была приостановлена, а в ноябре и вовсе запрещена.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать