История Отечества от Киевской Руси до наших дней
p align="left">"Смутное время", или "великая разруха Московского государства", как говорили тогда, продолжалось около десяти лет. Страна была разорена, в ней не осталось "законного правительства". В этих условиях после освобождения Москвы от поляков по стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Собор собрался в январе 1613 г. Это был самый представительный собор за всю историю средневековой России, отразивший в то же время соотношение сил, сложившихся в ходе освободительной войны. Вокруг будущего царя разгорелась борьба. В конечном итоге сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, родственника первой жены Ивана Грозного. Это обстоятельство как бы создавало видимость продолжения прежней династии русских князей. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем России Михаила Романова. С этого времени начинается правление в России династии Романовых, которое продолжалось немногим более трехсот лет, до февраля 1917 г. Завершая данный раздел, следует отметить: острые внутренние кризисы и длительные войны были порождены во многом незавершенностью процесса государственной централизации, отсутствием необходимых условий для нормального развития страны. Сложный комплекс событий этого периода историками был назван "смутным временем". В то же время это был важный этап борьбы за утверждение Российского централизованного государства.

13. Иностранная интервенция освободительное движение русского народа. Итоги смуты

В 1609 г. cмута на Руси осложнилась прямым военным вмешательством соседних держав. Будучи не в силах справиться своими силами с "Тушинским вором", которого поддержали многие русские города и земли, Шуйский в феврале 1609 г. заключил договор со Швецией. Он отдавал шведам Карельскую волость, получая взамен военную помощь. Однако шведский военный отряд во главе с опытным полководцем Делагарди не смог изменить положение в пользу Шуйского. В то же время король Речи Посполитой Сигизмунд III, постоянно враждовавший со шведами, расценил этот договор как желанный предлог для скрытой интервенции. В сентябре 1609 г. Сигизмунд осадил Смоленск. В 1610 г. польский гетман Ходкевич разбил войско Шуйского у деревни Клушино (западнее Можайска). 17 июля 1610 г. бояре и дворяне, забыв на время свои разногласия, общими усилиями свергли потерявшего всякий авторитет Шуйского -- он был насильно пострижен в монахи. Власть в Москве до избрания нового царя перешла в руки правительства из 7 бояр -- "семибоярщины". Это правительство послало к Сигизмунду своих послов, предлагая польскому королю избрать на русский престол его сына Владислава. При этом ставились условия: Владислав должен был дать обещание сохранить московские порядки и принять православие. Хотя Сигизмунд не согласился на последнее условие, договор все же был заключен. В 1610 г. в Москву вошло польское войско во главе с Гонсевским, который в качестве наместника Владислава должен был управлять страной. Швеция, воспринявшая свержение Шуйского как освобождение от всех обязательств, оккупировала значительную часть севера Руси. В этих условиях возникает т.н. первое ополчение, целью которого было освободить страну от захватчиков и возвести на престол русского царя. Его возникновению во многом способствовала судьба Тушинского лагеря. Еще в 1609 г. Сигизмунд обратился с призывом ко всем полякам-тушинцам идти под Смоленск в его войско. В лагере началось брожение, кончившееся убийством в 1610 г. Лжедмитрия II и распадом разнородной массы, составлявшей тушинское войско. Значительная часть тушинских дворян и казаков, а также немногие бояре, поддержавшие самозванца, примкнули к возникшему в нач. 1611 г. ополчению. Вождем его стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Ополчение осадило Москву и после сражения 19 марта 1611 г. захватило большую часть города; однако Кремль остался за поляками. Между тем и все ополчение в целом, и его руководящий орган -- не удовлетворяло казаков. Постоянные столкновения завершились летом 1611 г. убийством Ляпунова, после чего большинство дворян покинули ополчение.

В июне 1611 г. пал Смоленск -- дорога всему польскому войску на Москву оказалась открытой. Через месяц шведы захватили Новгород. В условиях, когда независимое существование русского народа оказалось под угрозой, на востоке страны, в Нижнем Новгороде, осенью 1611 г. возникает второе ополчение. Главным организатором его стал городской голова Кузьма Минин, руководителем же был избран искусный полководец, участник первого ополчения князь Пожарский. Собрав большие силы, ополчение в мае 1612 г. вошло в Москву, слившись с остатками первого ополчения, и полностью блокировало Кремль. В августе польский отряд под командованием Ходкевича пытался прорвать блокаду, но был отброшен от Москвы. 26 октября 1612 г. польский гарнизон в Кремле капитулировал. В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем Руси был избран 16-летний Михаил Федорович Романов. Старинный боярский род Романовых был популярен не только между боярами, но и среди других социальных слоев. Кроме того, бесцветная личность молодого царя, как казалось многим, была залогом отказа от авантюр и жестокостей, так измучивших русский народ за последние полвека. После восстановления царской власти все силы государства были брошены на наведение порядка внутри страны и борьбу с интервентами. Несколько лет ушло на то, чтобы истребить разбойничьи шайки, рыскавшие по всей стране. В 1617 г. был заключен Столбовский мир со шведами: Россия вернула Новгород, но потеряла все побережье Финского залива. В 1618 г. после ожесточенных столкновений недалеко от Москвы в деревне Деулино было заключено перемирие с Речью Посполитой: Россия уступала Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

14. Россия в XVI веке. Формирование абсолютизма

Складывание абсолютизма в России представляло собой длительный процесс. Предпосылки его возникновения складывались уже во второй половине XVI века, что проявилось в усилении централизации государственного управления, ликвидации остатков удельной раздробленности, ликвидации местничества. Особую роль в формировании абсолютизма в России играли события и явления, имевшие место в ХVII веке: отмирание такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы; эволюция приказной системы, а так же состава Боярской думы; расширение участия различных слоев населения в государственном аппарате; изменение царского титула; победный исход для царской власти ее соперничества с властью церковной. Окончательное оформление абсолютизма произошло в России в первой четверти ХVIII века. Это нашло своё выражение в замене приказов коллегиями (возникновение бюрократического централизованного государственного аппарата), создании регулярной армии, полиции, окончательном подчинении церкви государству и т. д. Абсолютизм - форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху. Существенными признаками являются: концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха; отмирание институтов, характерных для сословно-представительной монархии; создание разветвленного бюрократического аппарата (судебный, налоговый и проч.), регулярной армии, подчинение церкви светской власти. При абсолютизме достигается высшая степень государственной централизации. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство.

15. Реформы патриарха Никона и раскол русской православной церкви

Усиливающееся самодержавие столкнулось с притязаниями церкви на приоритет духовной власти перед светской. Русская православная церковь и прежде находилась в зависимости от государства. Однако становление абсолютизма требовало дальнейшего подчинения ему церкви. В 40-х гг. вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок "ревнителей древнего благочестия". Он дал толчок к проведению в годы Алексея Михайловича церковной реформы. Началось исправление богослужебных книг и унификация церковных обрядов. Однако, когда речь зашла о выборе образцов, произошел раскол в среде духовенства. Одни отдавали предпочтение древнерусским книгам, другие - греческим. Во главе последних стоял патриарх с 1652 г. Никон, чью активную реформаторскую деятельность одобрили церковный Собор и царь. Государство было заинтересовано в такой реформе - ограничивалось могущество церкви, а объединение православных церквей облегчало бы воссоединение Украины с Россией под главенством последней. Церковь Украины была тесно связана с греческой обрядностью. Русская же церковь от греческой сильно отличалась именно ритуалом, а также богослужебными книгами, содержавшими много описок, внесенных туда переписчиками. В ходе проведения церковной реформы, по указанию патриарха Никона, началось исправление богослужебных книг по греческим подлинникам, устанавливался единый для всех православных церквей культ богослужения, вводилось крестное знамение тремя перстами (двуперстие было предано проклятию), для богослужения допускались иконы только греческого письма. Протопопы Аввакум и Даниил, будущие духовные отцы раскола, возглавили духовную оппозицию Никону. Церковный Собор 1655 г. положил начало борьбы со староверами. Никон прибег к репрессиям, отправляя противников реформ в ссылку. С другой стороны у него складывались напряженные отношения с царем. Осуществляя реформу, он преследовал далеко идущие цели - создать сильную церковную власть, независимую от светской. Если реформа церкви, проводимая патриархом, отвечала интересам самодержавия, то его теократизм явно противоречил интересам России, как абсолютной монархии. Церковный Собор 1666 г. единодушно осудил Никона и лишил его высокого духовного сана. Во главе церковной реформы стал сам царь. Русское общество раскололось на сторонников и противников реформы. Во главе последних - старообрядцев, встал протопоп Аввакум. Став непримиримым противником церковной реформы, Аввакум был сослан с семьей в Даурию. В 1664 г. после падения авторитета Никона, раскольник был возвращен в Москву (его ошибочно считали только личным противником низложенного патриарха). Однако в Москве, не разбираясь в политических интригах при дворе, Аввакум расходится не только с церковным, но и с правительственным лагерем. Насильственные действия церковных и царских властей против раскольников он отождествляет с "мучительством" древних язычников над первыми христианами и требует отказаться от реформ. Скоро Аввакум снова был сослан в Мезень, а потом отправлен в Пустозерск. Отсюда 1 мая 1666 г. он был вызван на Собор в Москву, а 13 мая расстрижен и проклят. В 1667 г. окончательно сосланный в Пустозерск, Аввакум из ссылки 14 лет продолжал рассылать свои грамоты о "старой вере". В 1682 г. идейный вдохновитель старообрядчества Аввакум был сожжен. С падением Никона раскольники связывали отмену его церковной реформы. Но этого не произошло. Собор, осудивший Никона, официально признал, что реформа Никона есть не его личное дело, а дело царя, государства и церкви. Такое решение Собора повысило активность раскольников. Они теперь уже не просто выступали представителями религиозной оппозиции, а стали открытыми врагами царского правительства. Поэтому "царь в свою очередь обнажил меч" и издал в 1666-1667 гг. несколько указов, направленных на усиление репрессий в отношении раскольников. С этого момента начинается открытая кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. С годами раскол приобрел характер антиправительственного движения, в его ряды вливались широкие народные массы. Этому в значительной степени способствовали бесправное положение простого народа, усиление крепостничества в деревне, рост феодального гнета. Люди массами уходили в леса, покидая деревни и посады, создавая в глуши раскольнические общины (скиты). Зародившийся на почве религиозного разномыслия, раскол превратился в одну из форм социального протеста народных масс. Несмотря на гонения, движение старообрядчества продолжало укрепляться и в XVIII в. Значение реформ выразилось в ослаблении церкви, в ее расколе на господствующую и старообрядческую, в превращение церкви в часть государственного аппарата. Это было еще одним шагом в эволюции русского самодержавия, эволюции от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Однако в XVII в. абсолютизм только формировался. Его становление произошло в следующем, XVIII в.

16. Крестьянская война под предводительством Степана Разина

Протестное движение крестьян, холопов, казаков и городских низов 17 в. К предпосылкам восстания относят оформление крепостного права (Соборное Уложение 1649) и ухудшение жизни социальных низов в связи с русско-польской войной и денежной реформой 1662. Идейный и духовной кризис общества усугубился реформой патриарха Никона и церковным расколом, стремление власти ограничить казачью вольницу и интегрировать ее в государственную систему добавило напряженности. Обстановка на Дону обострилась также в связи с ростом голутвенного (бедного) казачества, не получавшего, в отличие от "домовитых" (богатых казаков), жалованья от государства и доли в "дуване" (дележе) рыбной добычи. Предвестником социального взрыва было восстание 1666 под руководством казачьего атамана Василия Уса, сумевшего дойти с Дона до Тулы, где к нему примкнули казаки и беглые холопы окружающих уездов. В волнениях 1660-х в основном участвовали казаки, а приставшие к ним крестьяне старались защитить интересы не своего сословия, а личные. В случае удачи крестьяне хотели стать вольными казаками или служилыми людьми. К казакам и крестьянам присоединились и те из посадских, что были недовольны ликвидацией в городах в 1649 свободных от налогов и пошлин "белых слобод". Весной 1667 около Царицына появился отряд в шестьсот человек "голытьбы" во главе с "домовитым" казаком Зимовейского городка С.Т. Разиным. Приведя казаков с Дона на Волгу, он начал "поход за зипунами" (т.е. за добычей), грабя караваны судов с казенным товаром. После зимовки в Яицком городке (современный Уральск), казаки совершили набеги на владения иранского шаха -- Баку, Дербент. Решет, Фарабат, Астрабат, обретя опыт "казацкой войны" (засады, налеты, обходные маневры). Возвращение казаков в августе 1669 с богатой добычей укрепило славу Разина как удачливого атамана. Тогда же родилась попавшая в народную песню легенда о расправе атамана с персидской княжной, захваченной в виде военной добычи. В Астрахань тем временем прибыл новый воевода, И.С. Прозоровский, выполнявший приказ царя не пустить разинцев в Астрахань. Но астраханцы впустили казаков, приветствуя удачливого атамана залпами пушек единственного корабля "Орел". По свидетельству очевидца, разинцы "расположились станом под Астраханью, откуда толпами ходили в город, одетые роскошно, и одежда самых бедных была сшита из золотой парчи или шелка. Разина можно было узнать по почету, который ему оказывали, потому что не иначе, как на коленях и падая ниц, приближались к нему".

К бесстрашному атаману потянулись тысячи казаков. В созданном им на донском острове городке Кагальник началась подготовка к походу уже не "за зипунами", а "супротив" бояр: "Пришел бить бояр да богатых господ, а с бедными и с простыми готов, как брат, последним поделиться! Вам бы заодно [с нами] изменников и мировых кровопивцев изводить!". Стараясь показать широту и щедрость души, сторонники Разина раздавали и продавали за бесценок награбленное -- восточные ткани, посуду, украшения, доказывая, что всем хватит отнятого у знати добра. Сам воевода Прозоровский не устоял против соблазна и выпросил себе у Разина соболью шубу. В агитационных "прелестных листах" (от прельщать -- привлекать) Разин обещал "освободить всех от ярма и рабства боярского", призывая войти в состав его войска. Обеспокоенный царь Алексей Михайлович послал на Дон Г.А. Евдокимова узнать о планах казаков, но он был казнен разинцами 11 апреля 1670 как вражеский лазутчик. Появление Евдокимова стало поводом к началу боевых действий разинцев, которые и признаются ныне собственно Крестьянской войной. В мае 1670 Разин с казаками пошел на веслах вверх по Волге к Царицыну, взял его и оставив там 500 человек, вернулся в Астрахань с 6000-ным войском. В Астрахани Прозоровский, пытаясь задобрить стрельцов, выплатил им причитающееся жалованье и отдал приказ укрепить город, а один из стрелецких отрядов послал задержать разинцев. Но стрельцы перешли на сторону восставших "с развернутыми знаменами и барабанным боем, стали целоваться и обниматься, и договорились стоять друг за друга душой и телом, дабы истребив изменников-бояр и сбросив с себя ярмо рабства, стать вольными людьми" (Я. Стрюйс). В июне около 12 тыс. казаков подошли к Астрахани. Разин направил к Прозоровскому для переговоров о сдаче города Василий Гаврилова и дворового Вавилу, однако "воевода разорвал письмо и приказал обезглавить пришедших". Астраханцы А. Лебедев и С. Куретников провели ночью струги восставших через реку Болду и приток Черепаху в тыл города. Внутри крепости сторонники Разина подготовили лестницы, чтобы помочь нападавшим. Перед штурмом Разин заявил: "За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать вам волю и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны". В ночь на 22 июня 1670 в Астрахани началось восстание, восставшие завладели Земляным и Белым городами, проникли в кремль, где расправились с боярами и воеводой Прозоровским, сбросив их с многоярусной башни Раскат. Повстанцы сформировали в городе народное правительство по принципу казачьего круга (Федор Шелудяк, Иван Терский, Иван Гладков и другие, его возглавил атаман Василий Ус) после чего основная часть войска двинулась вверх по Волге. Берегом шла конница (2 тыс. человек), водой плыли основные силы. 29 июля разинцы прибыли в Царицын. Здесь казачий круг принял решение идти с основными силами к Москве, а с верховьев Дона наносить вспомогательный удар. Сам Разин плохо представлял себе результат восстания и по всей видимости имел в виду лишь создать большую "казачью республику". 15 августа Разина с 10 тыс. человек встретили хлебом-солью в Саратове, без боя сдалась Самара. 28 августа, когда Разин находился в 70 верстах от Симбирска, князь Ю.И. Барятинский попытался выбить казаков из Саранска, но потерпел поражение и отступил к Казани. Захватывая города, разинцы делили имущество знати и крупных торговцев между казаками и повстанцами, призывая "стоять друг за друга единодушно и идти-де вверх и побивать и выводить изменников-бояр". Попытка царя наказать казачество, прекратив подвоз хлеба на Дон, добавила Разину сторонников, к нему сбегались беглые крестьяне и холопы. Слух об идущем с Разиным царевиче Алексее (на самом деле умершем) и патриархе Никоне превращал поход в событие, получившее благословение церкви и власти. Московским властям пришлось выслать на Дон 60-тысячное войско под командованием Ю.А. Долгорукова. Шедший вверх по Дону к Северскому Донцу вспомогательный отряд разинцев во главе с атаманами Я. Гавриловым и Ф. Минаевым (2000 чел) был разбит московским войском под командованием Г.Г. Ромодановского, но другой отряд взял 16 сентября 1670 Алатырь. Разин остановился под Симбирском, четыре раза без успеха пытался взять город. Его сторонницей, беглой монашкой Аленой, выдававшей себя за казачьего атамана, были взяты Темников, затем Арзамас, там, избранная главой казачьего круга, она получила прозвище Алены Арзамасской. Значительная часть восставших дошла до Тульского, Ефремовского, Новосильского уездов, казня по пути дворян и воевод, создавая органы власти по образцу казачьих советов, назначая старшин, атаманов, есаулов, сотников. Разину Симбирск взять так и не удалось. В середине октября 1670 московское войско Долгорукова нанесло ощутимое поражение 20-тысячному отряду восставших. Сам Разин был ранен и ушел на Дон. Там 9 апреля 1671 "домовитые казаки" во главе в Корнилом Яковлевым выдали его властям вместе с братом Фролом. Привезенный в Москву, вождь восставших был допрошен, пытан и четвертован в июне 1671 в Москве. Известие о казни атамана, долетев до Астрахани, сломило боевой дух восставших. Новый глава казачьего круга Ф. Шелудяк 20 ноября 1671 разорвал приговорную запись, в которой астраханцы клялись идти войной на Москву на "изменников-бояр". Это означало, что все освобождены от данной клятвы. 27 ноября 1671 войска Милославского отбили Астрахань у казаков, началась расправа, продолжавшаяся до лета 1672. Артиллерийская башня кремля была превращена в место кровавых допросов (с тех пор башню переименовали в Пыточную). Очевидец-голландец Л. Фабрициус записал, что расправились не только с лидерами, но и с рядовыми участниками через четвертование, закапывание живыми в землю, повешение ("после такого тиранства не осталось в живых никого, кроме дряхлых старух да малых детей"). Причины поражения восстания, кроме его слабой организованности, недостаточности и устарелости вооружения, отсутствия ясных целей, таились в разрушительном, "бунташном" характере движения и отсутствии единства восставших казаков, крестьян и посадского люда. Крестьянская война не привела к изменениям положения крестьянства, не облегчила его жизнь, но изменения произошли в жизни донских казаков. В 1671 они были впервые приведены к присяге на верность царю. Это стало началом превращения казачества в опору царского престола в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать