История Отечества от Киевской Руси до наших дней
p align="left">Предпосылки, которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России, складывались давно. В первую очередь они выражались в углублении в последние десятилетия перед реформой 1861 г. социально-экономические процессы разложения крепостничества. Как убедительно доказано многочисленными исследованиями российских историков и экономистов, возможности крепостного хозяйства как экономической системы уже на исходе первой четверти XIX в. были исчерпаны, и оно вступило в полосу глубокого кризиса. Новые, капиталистические по характеру явления в экономике вступили в конфликт с крепостничеством, которое стало серьезным тормозом для развития промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства. Помещичье хозяйство, базировавшееся на подневольном крепостном труде, всё более приходило в упадок. Кризис в первую очередь поразил барщинные имения (в них к середине XIX в. находилось 71% крепостных крестьян), выразившийся в прогрессирующем падении производительности барщинного труда. Крестьянин всё более тяготился барской работой, стараясь как можно меньше тратить на нее свои силы. Видный публицист, славянофил и сам крупный помещик, А.И. Кошелев писал в 1847 г. в статье под характерным названием "Охота пуще неволи": "Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин, сколько возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить". Серьезные трудности переживали и оброчные имения. Как показывают материалы вотчинных архивов, начиная с 20-х годов XIX в. повсеместно растут недоимки в уплате оброков и оброчных имениях.

Другой важной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, был социальный фактор - нарастание из десятилетие в десятилетие крестьянских бунтов. По данным, основанным на материалах наших архивов, за первую четверть XIX в. было зарегистрировано 651 крестьянское волнение (в среднем по 26 волнений за год), за вторую четверть этого столетия - уже 1089 волнений (43 волнения за год), а за последнее десятилетие (1851-1860) - 1010 волнений (101 волнение за год), при этом 852 волнения приходятся на 1856-1860 гг. Но помимо волнений протест крестьянства против крепостной неволи проявлялся и в других формах: убийствах помещиков и управляющих имениями, распространении слухов о воле, будораживших умы крестьян. Существенный ущерб помещичьему хозяйству наносили заведомо плохое выполнение барщины, задержки в уплате оброка, потравы помещичьих лугов и полей, лесные порубки.

Александр II для проведения реформы «сверху» создает Комитет из сановной элиты. В итоге 19 февраля 1861 г. Александр II утвердил все законодательные акты, касающиеся отмены крепостного права. Среди них выделялись:

1) «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», провозгласившее отмену крепостного права и общие условия этой отмены;

2) «Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости».

Все общие для крестьян права и обязанности были законодательно закреплены в Манифесте и Положениях 19 февраля 1861 г. Крестьяне получили права юридического лица:

1) заключать договоры, принимать на себя обязанности и подряды;

2) право производить «свободную торговлю» без наличия торговых свидетельств и без уплаты пошлин;

3) открывать торговые лавки, фабрики и другие промышленные и ремесленные заведения;

4) право участия в сходах, составления мирских приговоров, участия в выборах на общественные должности в качестве избирателей и избираемых;

5) переходить в другие сословия, наниматься в рекруты или просто поступать на военную службу, отлучаться от места жительства;

6) право поступать в общие учебные заведения.

Земская реформа - 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

В июне 1870 г. было утверждено «Городовое положение».

«Судебные уставы» и указ о судебной реформе от 20 ноября 1864 г. сделали суд гласным, ввели принцип состязательности судопроизводства и суд присяжных. Появлялись новые судебные органы. Итогом военной реформы стал Устав о воинской повинности от 1 января 1874 г., который вместо рекрутского набора вводил всеобщую воинскую повинность мужского населения после 21 года. К 1870-м гг. капиталистическая система хозяйства начала вытеснять все другие. Крестьяне стали арендовать землю у помещиков и платили за нее деньгами или отработкой. Отработочная система хозяйства стала переходной от барщинной к капиталистической.

Крестьянская реформа стимулировала развитие промышленности. Подъем сельского хозяйства способствовал созданию спроса на промышленную продукцию.

Буржуазные реформы 60-70 гг. XIX века

Вторая половина XIX века является одним из переломных периодов царствования Александра II, она создала условия для экономического взлета конца столетия. Отмена крепостного права, реформы в экономической сфере потребовали также перемен в общественно-политической жизни страны. Такие перемены были достигнуты благодаря земской, судебной, городской и военной реформам. Отмена крепостного права ограничила позиции дворянства в экономике, городская и земская реформы ограничили права дворян в управлении на местах и соответственно расширили доступ буржуазии к местному самоуправлению, введение принципа всеобщей воинской повинности уравняло сословия в правах при формировании воинского контингента, а судебная реформа была наиболее демократична, так как в судопроизводство были введены наиболее демократичные принципы, такие как соревнование обвинения и защиты в ходе судебного разбирательства, а также участие присяжных заседателей на процессе. Освобождение рабочих рук в связи с отменой крепостного права и повышение роли городского сословия в общественной жизни привели к повышению темпов экономического роста страны. Темпы роста российской экономики во второй половине XIX в. были выше, чем в любой другой стране мира в соответствующий период развития. Росту экономики способствовала активная внешняя политика, проводившаяся как в период правления Александра II, так и Александра III. В то же время половинчатый характер реформ вызывал недовольство радикально настроенных слоев общества и способствовал росту революционных выступлений. Реформа по отмене крепостного права, назревшая в стране с конца XVIII века, была проведена после неудачной для России Крымской войны. Эта реформа явилась наиболее значительной из всех, так как это была реформа основ экономического устройства в обществе.

Земская и городская реформы. Эти реформы явились крупным этапом в социально-политическом развитии российского общества. Если во второй половине XVIII века было введено дворянское местное самоуправление на основе сословных дворянских собраний, то в соответствии с требованиями капиталистического развития земская и городская реформа предусматривали усиление политической роли буржуазных городских и сельских слоев. Уездные, губернские и городские собрания, выборные думы стали шагом вперед в развитии местного самоуправления. Проанализируйте систему местного самоуправления, как формировались органы власти, каковы были их полномочия. Судебная реформа. Это была самая демократичная по тому времени реформа. Освобождение от крепостного права миллионов крестьян уравняло их в юридических правах с другими категориями населения и потребовало отмены феодальных судов. Вводилась система гласных, открытых, состязательных судов присяжных, что было новым крупным шагом в судопроизводстве. Военная реформа. Эта реформа вводила совершенно новую организацию военной службы на основе всеобщей воинской повинности. Такая организация соответствовала новому этапу межгосударственных противоречий периода развитого капитализма, надвигающимся империалистическим войнам. Выясните ее особенности.

27. Общественная мысль в России 30-50-х гг. XIX века

Консервативная мысл - теория С.С. Уварова "официальной народности", целью которой являлось: "Изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение, от слепого, необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в оных душах разумное уважение к отечественному..." Ее основными лозунгами были: православие, самодержавие, народность. В 40-х годах формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России: славянофилы, западники и революционеры.

Западники - это первое буржуазно-либеральное течение в России. Представители - Кавелин, Грановский, Боткин, Панаев, Анненков, Катков. Они считали, что Россия и Запад идут одним путём - буржуазным, и единственное спасение России от революционных потрясений видели в заимствовании посредством постепенных реформ буржуазной демократии. Западники верили в неделимость человеческой цивилизации и утверждали, что Запад возглавляет эту цивилизацию, показывая примеры осуществления принципов свободы и прогресса, чем привлекает внимание всего остального человечества. Поэтому задача полуварварской России, лишь со временем Петра Великого соприкоснувшейся с общечеловеческой культурой, как можно скорее присоединиться к европейскому Западу и таким образом войти в единую общечеловеческую цивилизацию. Как либералам им были чужды идеи революции и социализма. До середины 40-х годов вместе с западниками выступали Белинский и Герцен, составляя левое крыло этого течения.

Славянофилы- враждебно относ. к Западу и идеализировали допетровскую Русь, уповавшие на самобытность русского народа, верившие в особый путь его развития. Видными славянофилами были Хомяков, Самарин, братья Аксаковы, братья Киреевские, Кошелев.

Славянофилы утверждали, что единой человеческой цивилизации нет и быть не может. Каждый народ живет своей "самобытностью", основу которой составляет идейное начало, пронизывающее все стороны народной жизни. Для России таким началом являлась православная вера, а ее воплощением - община, как союз взаимной помощи и поддержки. В русской деревне можно обойтись без классовой борьбы, это убережёт Россию от революции и буржуазных "отклонений". Будучи убеждёнными монархистами, они всё же выступали за свободу мнений и возрождение Земских соборов. Неприятие революции и социализма. Ни принципы, ни организационные формы жизни Запада не были приемлемы для России. Московское царство соответствовало более духу и характеру русского народа, чем монархия, построенная Петром I по европейским образцам. Таким образом, славянофильское учение до мозга костей отражало российскую почвенность и отрицало все или почти все, привносимое в быт россиян извне, и особенно из Европы. Славянофилы выдвинули реакционную идею объединения славянских народов под эгидой русского царя (панславизм). В их учении противоречиво переплетались черты буржуазно-либеральной и консервативно-дворянской идеологий.

Идейные разногласия между западниками и славянофилами тем не менее, не мешали их сближению в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицали крепостное право; оба выступали против существующего государственного управления; оба требовали свободы слова и печати. В 40-х годах, отколовшись от западников, оформляется третье течение общественной мысли - революционно-демократическое.

Оно было представлено Белинским, Герценом, петрашевцами, молодыми тогда Чернышевским и Шевченко. С западниками Белинский и Герцен не сошлись по отношению к революции и социализму. На революционных демократов огромное влияние оказывали труды Сен-Симона и Фурье. Но, в отличие от западных социалистов, они не только не исключали революционный путь к социализму, но и уповали на него. Революционеры считали, что Россия пойдёт по западному пути, но в отличие от славянофилов и западников полагали, что революционные потрясения неизбежны. Утопичность их взглядов очевидна - они полагали, что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм, и считали это возможным благодаря русской общине, которая понималась ими как "зародыш социализма". Они не замечали частнособственнических инстинктов в русской деревне и не предвидели классовой борьбы в ней. При том зачаточном состоянии, в котором пребывал пролетариат России, они не понимали его революционного будущего и надеялись на крестьянскую революцию.

28. Народничество: идеология и политическая практика

Народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861--95) и отражавшие интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную буржуазно-демократическую антифеодальную программу с идеями утопического социализма, Народничество одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны. С момента зарождения в Народничество наметились две тенденции -- революционная и либеральная. В 60--80-х гг. революционные народники разными путями стремились к крестьянской революции. С середины 1880-х гг. либеральное Народничество, ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением. Народничество исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С начала пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. В движении Народничество участвовали представители многих национальностей России, идеология Народничество своеобразно преломлялась в условиях различных национальных районов страны.

Народничество в России -- «это целое миросозерцание... Громадная полоса общественной мысли» (Ленин В.И. Тетради по аграрному вопросу. 1900--1916, 1969, с. 21). Оно оказало влияние на развитие литературы (Народничество А. Некрасов, Г.И. Успенский, Народничество Народничество Златовратский и др.), живописи (передвижники), музыки (композиторы «Могучей кучки»), историографии (В.И. Семевский, А.Я. Ефименко и др.), экономической науки (земская статистика) и др.

Идеология Народничество Кризис самодержавно-крепостнической системы ускорил процесс буржуазно-демократических преобразований в России. В то же время в капиталистических отношениях передовых стран Европы выявились антагонистические социальные противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократические революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России. Начались поиски «особых путей» социального переустройства страны.

Центральным звеном системы взглядов Народничество явилась теория некапиталистического пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины (см. Община, раздел Община в России). Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, установление демократического народного правления. Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута в конце 40 -- начале 50-х гг. родоначальниками народничества А.И. Герценом и Народничество Г. Чернышевским. Идеи «крестьянского социализма» активно пропагандировал Народничество П. Огарев. «Вера в особый уклад, в общинный строй русской жизни; отсюда -- вера в возможность крестьянской социалистической революции -- вот что одушевляло их, поднимало десятки и сотни людей на геройскую борьбу с правительством», -- писал В.И. Ленин (Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 271). В конце 60--70-х гг. теоретическим обоснованием идеи некапиталистического пути развития становится субъективная социология (П.Л. Лавров, Народничество К. Михайловский и др.), которая движущей силой исторического прогресса провозглашала «критически мыслящие личности», интеллигенцию. Последняя характеризовалась как носитель просвещения, нравственного сознания (идея «долга перед народом»), идеалов справедливого социального общежития. Данная концепция -- осознанно или неосознанно -- разделялась большинством деятелей Народничество Возникшая как реакция передовой интеллигенции на обнаружившуюся в годы революционной ситуации 1859--61 неспособность крестьянских масс подняться на революцию, субъективная социология по своему социальному содержанию отражала революционно-демократические тенденции. Вместе с тем в теоретическом отношении она была несостоятельной, была проявлением идеализма и субъективизма, шагом назад по сравнению с взглядами Герцена и Чернышевского, В 80-х гг. в Народничество получил развитие «экономический романтизм» (В.П. Воронцов, Народничество Ф. Даниельсон и др.), представители которого исходили из противопоставления типов экономической эволюции Западной Европы и России. Народники-экономисты стремились доказать бесперспективность капиталистического развития в России и необходимость перехода к «народному производству» -- некапиталистической индустриализации, артельно-общинному методу организации хозяйства. Будучи в целом ошибочной мелкобуржуазной теорией, «экономический романтизм» привлекал внимание общественной мысли к особенностям экономического развития России.

Политические воззрения Народничество, его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным Народничество Оно совершило значительный шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками -- дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержавно-крепостнической системой, и обосновало программу этой борьбы.

Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа «земли и воли», уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократических и социалистических преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что буржуазное развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции.

29. Первая русская революция 1905 - 1907 гг. её итоги

Внутриполитический кризис в 1905 г. был вызван обострением социальных противоречий, а также неблагоприятными последствиями русско-японской войны. В стране началась революция. Непосредственным началом революционных событий можно считать расстрел демонстрации рабочих, устроивших мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи петиции о нуждах 9 января 1905 г. Инициатором выступления был священник Г. А. Гапон. Носившее поначалу стихийный характер, движение становилось все более целенаправленным и организованным. Формируется крестьянский союз. Одним из наиболее ярких событий стало восстание на броненосце «Потемкине» в июле 1905 г. Пик революционной активности приходится на конец 1905 г., когда забастовка, вспыхнувшая в Москве, переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку (12-18 октября). Во время стачки возникли Советы рабочих, фактически превратившиеся в альтернативные органы власти. К декабрю стачка переросла в настоящую войну.

Основными задачами революции можно считать:

1) проведение экономических реформ;

2) замену монархического строя демократическим;

3) предоставление политических свобод;

4) уничтожение сословий, обособленности и неравноправия разных слоев населения.

В условиях постепенной потери контроля над ситуацией Николай II был вынужден подписать 17 октября 1905 г. манифест, даровавший населению неприкосновенность личности, свободу слова, совести, собраний и союзов. Выборы в первую Государственную думу состоялись в феврале-марте 1906 г. Основными партиями, возникшими после 17 октября 1905 г., возникли следующие партии:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать