Египет во второй половине ХХ века. Революция 1952 года
p align="left">Между СССР и ОАР существовало секретное межправительственное соглашение, заключенное еще Г.А Насером, в ходе тайного визита в Москву в конце декабря 1969 г. По нему СССР прислал зенитно-ракетные установки ПВО, и на время подготовки в Советском Союзе египетских расчетов направил в Египет советский военный персонал-20 тыс. военнослужащих для ведения боевых действий. Однако Садат, имея намерения совершенно противоположные своему предшественнику, начал компанию по дискриминации советских войск и Советского союза в целом. Из воспоминаний Владимира Виноградова, Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР в Египте в те годы: "И тут начались придирки к нам. Военная тема была настолько частой в беседах с президентом, что я как посол занимался больше не политическими, а военными проблемами. Каждая встреча начиналась с высказывания недовольства по поводу военных поставок: что-то недопоставили, что-то прислали не то. Плохо так и нехорошо эдак... Затем началась кампания в печати, что, мол СССР поставляет Египту плохое оружие, а вот американцы Израилю -- первоклассное. К слову сказать, Египет имел в то время такое оружие, которого не было нигде за пределами СССР, да и в Советском Союзе далеко не каждая воинская часть имела оснащение, сравнимое с египетской армией. В политическом плане Советскому Союзу выдвигались претензии, что в своей ближневосточной политике он стремится к положению "ни войны, ни мира".[17] Летом 1972 г. египетская командировка для советских военнослужащих завершилась -- быстро и обидно. Считая, что Советский Союз дал ему неадекватную поддержку в продолжающемся противостоянии с Израилем, и желая обрести более мощного союзника в лице США, Садат в июне 1972 г. выслал советских специалистов и военных советников из страны в связи с "окончанием миссии советских военных советников и выполнением ими интернационального долга".

Последние советские специалисты покинули Египет 16 июля 1972 г. Союз Садата с Москвой исчерпал себя вместе с идеей социалистического выбора [23, с.65].

Эти факторы совпали с немаловажным обстоятельством -- в середине 70-х годов США начали активизироваться на Ближнем Востоке и среди прочего поставили задачу: вытеснить из Египта Советский Союз путем полной внешней и внутренней переориентации политического курса Каира, в том числе поощрением "открытия и "либерализации" экономики перед частным и иностранным капиталом, организации внутренней структуры по западному образцу, т.е. фактически создания там "благоприятного климата" для американского бизнеса; подталкивания крупнейшей арабской страны на вступление в мирные переговоры с Израилем, ответственность за безопасность которого взял на себя Вашингтон; использования египетской территории в качестве военного плацдарма на случай обострения обстановки в соседних странах и близлежащих районах.

В свою очередь, А. Садат, во-первых, надеялся получить от Вашингтона экономические "инъекции" для преодоления застоя в экономике, во-вторых, рассчитывал использовать американское давление на Израиль, чтобы заставить последний вернуть оккупированный им в нюне 1967 года Синай.

Анализируя каждое заявление египетского президента, сделанное в этот период, в Вашингтоне приходили к выводу, что "Садат жаждет заключить сделку с США". Уже в ходе первой личной беседы, состоявшейся 7 ноября в Каире, Садат и Киссинджер пришли к выводу, что они должны быть "друзьями" и проводить на Ближнем Востоке "общую стратегию". Садат, с точки зрения американцев, оказался "сговорчивым человеком". Несомненно, что сближение Вашингтона и Каира произошло на американских условиях. За это Садату была обещана политическая поддержка его капитулянтской политики и экономическая помощь, размеры которой ставились в прямою зависимость от его усердия в реализации военно-стратегических и политических устремлений США В 1974 году Вашингтон согласился выделить Египту 250 миллионов долларов, в том числе 170 миллионов на расчистку Суэцкого канала и восстановление приканальной зоны и 80 миллионов на оплату импорта американских товаров.[30] Разумеется, США приняли к сведению то обстоятельство, что Садат занялся "либерализацией" экономической жизни в стране и ее переориентацией на Запад. Прогрессивные социально-экономические преобразования, начатые при Насере, были приостановлены и стали свертываться; местному частному и иностранному капиталу была предоставлена полная свобода во всех сферах экономики. Четче и четче вырисовывалась линия Садата на подрыв советско-египетских отношений и двустороннего сотрудничества [30, с.155].

В том же 1971 году Садат продемонстрировал стремление к установлению мира с Израилем, сделав в феврале этого года предложение об открытии Суэцкого канала для судов всех стран, если израильтяне согласятся отойти на несколько километров от восточного берега канала. Однако в этот период в Египте началось острое внутреннее брожение, связанное с недовольством широких слоев египтян состоянием "ни войны, ни мира". В 1972 году проходили массовые студенческие выступления против "мирных решений" с Израилем [8, с.244]. За начало войны выступила и группа видных египетских писателей во главе с Тауфик аль-Хакимом. Зрело серьезное недовольство внутри египетской армии, которая была нацелена только на войну. В какой-то степени это отвечало корыстным интересам самого Садата, который рассчитывал завоевать популярность в споем народе, выступив сторонником активной борьбы с "сионистским врагом". 6 октября 1973 года начались боевые действия в четвертой по счету арабо-израильской войне, которая впервые не принесла военных побед Израилю. Более того, создавались предпосылки для консолидации арабов на антиизраильской, а значит, в определенной мере и антиамериканской основе. Кроме неудач военной машины Тель-Авива в тот период серьезную озабоченность у Вашингтона вызвало нефтяное эмбарго арабских стран, которое вычертило контуры возможного политического потенциала арабов в будущем. Американская администрация вынуждена была активизировать ближневосточное направление своей политики.

С середины 70-х годов США начинают новый этап своей стратегии в ближневосточном регионе -- упор делается на попытки заставить арабские страны заключить мир с Израилем. Вашингтон считает необходимым монополизировать любые мирные переговоры, чтобы вытеснить из их процесса Советский Союз и тем самым подорвать его влияние в регионе. В результате в январе 1974 года было заключено первое соглашение о разъединении войск между Египтом, Сирией и Израилем, а в сентябре 1975 года подписано второе соглашение, которое дало крупную трещину в арабском мире, так как на этот раз оно было подписано без Сирии. Таким образом, открывался путь для сепаратных сделок.

В 1975 году размер американской экономической помощи Египту достиг 370 миллионов долларов за счет возобновления поставок продовольственных товаров по "закону 480" и дополнительных кредитов на оплату импорта потребительских товаров. В документе "Заверения правительства США Египту" (сентябрь 1975 года) Вашингтон впервые официально подтвердил свою "политику помощи Египту в деле экономического развития", что было непосредственно связано с подписанием под нажимом США соглашения о втором этапе разъединения египетско-израильских войск на Синае [28, с.33].

Политические уступки Садата шли далеко. Вскоре он согласился ослабить бойкот агрессора и прекратить антиизраильскую пропаганду, а затем пообещал американцам занять нейтральную позицию в случае начала военных действий между Израилем и Сирией, что явилось прямым нарушением межарабского пакта о совместной обороне. К 1976 году Садат почувствовал свои позиции достаточно прочными, чтобы пойти на открытый разрыв с СССР: в феврале был денонсирован советско-египетский Договор о дружбе и сотрудничестве от 27 мая 1971 года. Эти действия а также с ползание Египта на путь сепаратных сделок с Израилем- были по достоинству оценены американской администрацией. Садат получил новую солидную порцию американской помощи -- до 934 миллионов долларов, из которых 222 миллиона были предоставлены в виде продовольствия. В дальнейшем поставки в Египте сельскохозяйственных товаров из США стабилизировались на уровне 1,5 миллиона тонн зерна (в стоимостном выражении -- на 200--225 миллионов долларов ежегодно).

Однако режим Садата нуждался не только в "аварийной" поддержке в виде срочных продовольственных поставок, но и в закреплении своего курса на восстановление капиталистических отношений в египетской экономике. Для этого ему стали выделяться кредиты (до 480 миллионов долларов) на более долговременные программы.

Встреча в Кэмп-дэвиде (сентябрь 1978 года) и подписание сепаратного договора с Израилем (март 3979 года) были логическим завершением предательской политики Садата в отношении всех арабов и знаменовали его окончательный переход в лагерь американского империализма на Ближнем Востоке. С подписанием этого договора зависимость Египта от помощи США еще более усилилась, поскольку он лишился арабских источников получения значительных финансовых средств.

С получением субсидий на военные нужды увеличились и обязательства Садата перед США. Связанный по рукам и ногам, египетский президент заверил вашингтонскую администрацию в том, что он предоставит (и предоставил!) США любые "военные льготы" для борьбы с "советской угрозой" на Ближнем Востоке и в Африке и "защиты" прозападных режимов в районе Персидского залива [16, с.220].

Однако нужно заметить, что американская помощь не играла ощутимой роли в экономической жизни Египта. Размеры ее были значительны, но по своей направленности она не способствовала развитию египетской экономики". В Египте занимались сотни американских компаний, учреждений, банков, но только не египтяне, поскольку они не имели права распределять кредиты по своему усмотрению, и вынуждены были довольствоваться ролью стороны, "одобряющей" предлагаемые ей проекты, товары и услуги. Всеми практическими вопросами ведала штаб-квартира УМР в Вашингтоне и ее офис в Каире, где работало свыше 400 американцев (из них около 300 -- по контрактам). Они, естественно, получали вознаграждение из средств, отпускаемых в рамках помощи. С 1980 года военная помощь Египту стала регулярной и ее сумма была повышена до 800 миллионов. Разумеется, был увеличен и объем ежегодных военных ассигнований Израилю, которые составили приблизительно два миллиарда долларов.

Помощь США по государственной линии всегда сопровождается проникновением американского частного капитала. Так, в 1974 году был учрежден американо-египетский совет бизнесменов, основная задача которого сводилась к всемерному поощрению частных американских инвестиций. Следуя рекомендациям совета, египетские власти приняли "закон № 32", предоставивший иностранному капиталу такие льготы, каких он не имел, пожалуй, ни в одной другой стране [10, с.14].

Таким образом, в 1970--80-х годах между Египтом и США сложился широкий комплекс отношений в политической, военной и экономической сферах. Учитывая весомую роль Египта в регионе, Вашингтон стремился превратить Каир в проводника своих интересов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

США добилось изоляции Египта от других арабских государств. Используя, в качестве прикрытия, сепаратную сделку между Израилем и Египтом, Соединенные штаты оформили в их лице военно-политический альянс, призванный обеспечивать американские интересы на ближнем Востоке. За сравнительно короткий срок Египет превратился в послушного проводника агрессивных планов военно-промышленного комплекса США на Ближнем и Среднем Востоке. Это был так называемый "новый курс" Анвара Садата…

3.2 Современный этап развития

6 октября на военном параде в честь победы в "октябрьской войне" 1973 года Садат бал расстрелян исламскими экстремистами. После его гибели президентом становится Хосни Мубарак.

Этот человек унаследовал от Садата почти монархический режим, изолированный в арабском мире и погрязший в долгах. Однако. В народе и в среде светской оппозиции, многие представитель которой при Садате оказались за решёткой, приход к власти нового "райса" (президента) встретили с большими надеждами на перемены.

"Нового лидера поддержали потому, - писал в одной из статей один египетский журналист Хейкал, - что он был самым подходящим человеком, способный рассеять страх, царивший в Египте, и залечить нанесённые стране психические травмы. Египтянам нужен был человек, который не стал бы строить грандиозные планы, но и не довёл бы страну до катастрофы.

Стремясь упрочить свое положение, и вместе с тем будучи вынужденным считаться со сторонниками Садата, сохранившими ключевые посты в политической и экономической жизни, новый президент начал осуществлять постепенную "десадатизацию". По его прямому указанию были отданы под суд брат покойного "раиса" - Исмат Садат и его сыновья, руководившие мошенническими операциями. Процесс над ними позволил Мубараку продемонстрировать свою решимость ликвидировать коррупцию в египетском обществе [12, с.168].

В отличие от Садата новый глава государства воздерживался от обещаний, но неизменно пытался дать новый импульс экономической политике. Он медленно, но верно стал развивать в Египте демократию, веря, что именно она обеспечит в долгосрочной перспективе политическую стабильность режиму. Больше того, он откровенно заявил своему народу, что правительство не в силах решить все стоящие перед ним проблемы.

-Новый Египет будет построен только трудом египтян, - любит повторять президент [25, с.115].

Тем не менее, Мубарак в своем намерении оздоровить экономику по-прежнему исходит из того, что "инфитах" - политика открытых дверей, начатая Садатом, в принципе была правильной, но проводилась в жизнь неудачно и была дискредитирована коррупцией и кумовством, царившими в Египте. Получив благодаря кемп-дэвидским соглашениям "особые" отношения с США, президент Мубарак старался выжать из них максимум возможного. Как в политическом, так и в экономическом плане, умело играя на стремлении американцев закрепиться на Ближнем Востоке.

Используя такую козырную карту, как угроза замораживания, а то и разрыва дипломатических отношений с Израилем, Мубарак получил в какой-то степени влиять на ближневосточную политику США. Разумеется, степень этого влияния переоценивать не стоит, но он, несомненно, есть.

В октябре 1987 года Народное собрание Египта единодушно избрало Хосни Мубарака президентом на второй шестилетний срок. В ноябре того же года Лига арабских стран (ЛАС) приняла решение о том, что ее члены могут восстановить, если пожелают, полные дипломатические отношения с Египтом. Девять стран, включая Саудовскую Аравию, почти немедленно направили своих послов в Каир.

В декабре того же года в Каире был поднят флаг над представительством Организации освобождения Палестины (ООП). Тем самым Мубарак продемонстрировал, что Египет опять готов играть роль "регулировщика", содействующего переговорам ООП и США, Иордании и Израиля о созыве мирной конференции по Ближнему Востоку.

Одним из ключевых факторов, определивших, в конечном счете, успех стратегического курса дипломатии Мубарака на полное возвращение Египта в арабские ряды, явилось точно продуманное, последовательное поведение Каира в его контактах с Тель-Авивом. С момента прихода к власти новым президентом была выработана очень удачная форма отношения Египта к Израилю: "Перспективы развития двухсторонних связей определяются общей ситуацией на Ближнем Востоке, процессом ближневосточного урегулирования" [17, с.16].

Такая формулировка (а Мубарак следовал ей неукоснительно) давала возможность держать Израиль на почтительном расстоянии. С другой стороны, подобная позиция, явно направленная на защиту общеарабских интересов, не могла остаться незамеченной в арабских столицах.

Не остался незамеченным и такой факт: президент Мубарак - единственный египетский руководитель высокого ранга, который отказался посетить Израиль, несмотря на многочисленные официальные приглашения. Правда, когда его уже совсем "достали", и он не мог противостоять нажиму, ему пришлось отправиться на несколько часов в небольшой израильский населенный пункт, расположенный в пустыне Негев. "Я сделал это против моего сердца..." - признался он позднее.

В отличие от своих предшественников Мубарак не стремился стать диктатором, а больше склонялся к демократизму. Придя к власти, президент сразу же провел ряд мероприятий, направленных на либерализацию общественной жизни в целях ликвидации политического и социального напряжения в стране. С первых дней своей власти новый "раис" заявил о своей готовности вести конструктивный диалог с оппозиционными силами. Президент разрешил деятельность оппозиционных партий и даже их представительство в парламенте. Кроме того, он согласился с возобновлением издания оппозиционных газет. Соотношение политических сил в результате либерализации социальной жизни всё больше склонялось в пользу укрепления власти Мубарака. Правящая "Национал-демократическая партия" на выборах получала все большее количество голосов, в то же время правая, прозападная монархическая партия "Новый Вафд" не смогла создать серьезной оппозиции президентской власти. Левые политические организации на выборах всегда находились на преодолении 8% рубежа. Однако либерализация политического курса не помешала президенту ввести чрезвычайное соложение в стране и принять жесткие меры, направленные на укрепление порядка. Мубарак Жестоко подавил бунт солдат, бросив против восставших несколько дивизий. В ходе боев было убито и ранено 800 человек, 2,5 тысячи солдат были взяты в плен. Бунт нескольких тысяч солдат госбезопасности стал отражением антиамериканских настроений и реакцией на ухудшение жизни в стране. Будучи человеком военным, президент любил повиновение подчиненных. Раис" назначал губернаторов, высших чиновников, редакторов газет, даже ректоров университетов [38, с.513].

Все политические предшественники президента провозглашали определенные политические лозунги-девизы. Мубарак в этом не стал исключением. Он провозгласил свой стратегический лозунг -- "Египет для Всех", который имел свой глубокий смысл и содержание. Это касалось, прежде всего, стратегических экономических преобразований и внешнеполитического курса Египта. Все внутренние реформы и внешняя политика Мубарака были сориентированы на "инфитах" (политика открытых дверей). Мубарак считал, что политика "инфитаха", начатая А. Садатом, в принципе была правильной, но проводилась в жизнь весьма неудачно и была дискредитирована коррупцией и кумовством. Пытаясь привлечь инвестиции в Египет, иностранному капиталу были предоставлены гарантии от ареста, национализации и конфискации активов частного и иностранного капитала, а также, права на перевод прибылей за границу. Мероприятия по либерализации экономики включали также выделение свободных зон, на которые не распространялось национальное торговое законодательство. В сложившихся условиях иностранный капитал устремился в основном в разведку и добычу нефти, а также энергетику, машиностроение и нефтехимию. Курс на своеобразную перестройку "инфитаха" предполагал участие иностранного капитала в экономических проектах Египта. Это повлекло за собой пересмотр отношения политики к государственному и частному капиталу. Поэтому президент вынужден был перейти к освобождению госсектора от мелочной опеки бюрократии.

Реформы и рост экономического потенциала страны стали основой стабильности египетского государства. Экономический потенциал Египта к началу нового столетия увеличился в 12 раз. Несомненные результаты египетских преобразований совсем не говорят о том, что в Египте удалось справиться со всеми проблемами. Основная масса граждан Египта продолжает бедствовать, не удалось еще окончательно решить проблему снабжения страны продовольствием. Продукция сельского хозяйства по-прежнему ввозятся из-за границы. Нерешенность многих экономических вопросов является основой и питательной средой левацких политических партий и организаций, а также экстремистов.

В рамках разрешения многих социальных проблем, X. Мубарак обратился к грандиозному проекту, переселения египтян с берегов Нила в пустынные места страны, где проживало в начале нового тысячелетия не более 150 тысяч человек. Дерзкая идея, которая родилась ещё в 1952 году, оказалась очень живучей. Проекты превращения цепочки оазисов западнее Нила в процветающие районы родились на основе геологических исследований, которые показали, что пустыня скрывает глубинные озера. Если использовать воду Асуана, то проект приобретает реальное содержание. Впервые за 5 тысяч лет египтяне могут расселяться за пределами Кила. Обозреватели и сторонники этой идеи считают, что этот проект войдет в историю как проект Мубарака, так же как Асуанская плотина связана с именем Г. А. Насера. Но решить эту задачу для Египта чрезвычайно сложно.

Среди важнейших социальных проблем, с которыми пришлось столкнуться Египту на рубеже столетий, выделяется проблема Взаимоотношения власти и исламистов, исламских экстремистов. В июле 1992 года в Египте был принят закон о борьбе с терроризмом, который предусматривал резкое ужесточение наказаний за экстремистскую деятельность. С середины 90-x годов руководство Египта стало оценивать проблему исламского экстремизма как угрозу национальной безопасности страны. В целях налаживания взаимодействия всех государственных органов в борьбе с экстремизмом была образована Межведомственная рабочая группа по координации деятельности правоохранительных органов, учреждений пропаганды, министерств и ведомств социального и экономического блока правительства. Значительная роль в этой системе отводилась Высшему суду безопасности, членами которого назначались армейские офицеры, а по характеру действий и полномочий он соответствовал чрезвычайному трибуналу. Кроме того, в 2000 году правительством принято решение о продлении на три года срока действия в стране закона "О чрезвычайном положении".

В условиях прошедших выборов в парламент 2000 года властями были арестованы более 700 активистов Ассоциации "Братьев-мусульман", правда, большинство из которых после выборов были освобождены. Под особым контролем находились мечети, исламские организации, благотворительные фонды. Тем не менее, на выборах 2000 года Ассоциация получила 17 мест в парламенте, став второй по численности, после правящей Национально-демократической партии, фракцией в Национальном собрании Египта. В тоже время правительство заявило, что любые попытки выхода за рамки действующей конституции будут жестко пресекаться [4, с.256].

Представители власти, как правило, всегда демонстрировали свою приверженность исламу, хотя его крайние, экстремистские проявления решительно отвергались. Эта демонстрация благосклонного отношения к религии связана с необходимостью привлечения на свою сторону масс, придерживающихся традиционных воззрений. После терактов 11 сентября 2001 года египетские власти активизировали борьбу с радикальными исламистами, усилили силовые методы борьбы с экстремистами и пытаются наладить контакт с умеренными исламскими группами. Правящая политическая партия Египта вынуждена идти на сотрудничество с умеренными исламистами, такими как "Братья-мусульмане", заявившими теперь об отказе от насильственных действий. Эти организации, благодаря поддержке самых широких кругов населения, показали себя как реальный конкурент правящей Национально-демократической партии. Правящие круги Египта прекрасно понимают, что одними только силовыми методами добиться надежных результатов в борьбе с исламским экстремизмом нельзя. Нужна целенаправленная политика, имеющая законодательную базу и правовое обеспечение, которая основывается на соблюдении прав человека и уважения чувств верующих [38, с.515].

Благодаря упорству и последовательности своей политики X. Мубараку удалось сплотить Египет и вернуть ему прежний авторитет на международной арене, выйти из международной изоляции, помириться с арабским миром. С момента прихода к власти президентом была удачно выработана форма отношения Египта с Израилем: "Перспективы развития двусторонних связей определяются общей ситуацией на Ближнем Востоке, процессом ближневосточного урегулирования". Такая формулировка давала возможность держать Израиль на почтительном расстоянии, а с другой стороны, эта позиция позволяла развивать сотрудничество с арабскими странами. Мубарак взял курс на постепенную нормализацию отношений с арабскими странами, проводя гибкую сбалансированную политику.

27 сентября 1999 г. Хосни Мубарак переизбран на очередной президентский срок. Сегодня Арабская Республика Египет (АРЕ) - крупнейшая страна арабского Востока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня Египет - крупнейшая страна арабского Востока. Основные статьи дохода государственного бюджета Египта: пошлина с судов, проходящих по Суэцкому каналу, экспорт нефти, туризм и экспорт сельскохозяйственной продукции. Туристский бизнес является самой динамично развивающейся отраслью экономики - возведены многочисленные курортные комплексы с хорошо развитой инфраструктурой, предоставляющей отличные возможности для полноценного отдыха и знакомства с основными достопримечательностями страны. Всё это появилось не просто так, а долгое время доставалось потом и кровью египетского народа.

Ещё в начале ХХ века страна был лишь британской колонией, которая установила здесь свой протекторат. Но именно с этого момента началась история национально-освободительной борьбы Египта. В данной работе раскрываются причины и предпосылки национально-освободительного движения, его развитие и как итог - Июльская революция 1952 года, её характер и влияние на формирование современного Египта.

Главной опорой пришедших к власти в результате военного переворота молодых офицеров была армия, а основными целями - полное национальное освобождение Египта и создание условий для его самостоятельного развития. Характер и программа июльской революции в Египте 1952 года были определены в "шести принципах", выдвинутых Насером: освобождение страны от колониализма и его агентуры; ликвидация феодализма; уничтожение господства капитала над государственной властью; установление социальной справедливости; создание национальной армии; демократизация внутренней жизни Египта.

Июльская революция ликвидировала монархию, позволила осуществить политическое освобождение Египта от империализма и открыла путь для последующих глубоких социально-экономических преобразований антифеодального и антикапиталистического характера.

При Насере Египет сильно продвинулся по пути превращения в индустриальное государство, но очень часто модернизация становилась целью, "которая оправдывала всё", что делалось властью на пути к ней. Своеобразной была политическая система Египта 60-х годов - времён "социалистической ориентации". Режим не собирался развивать демократию, считая её идеи чуждыми и вредными для населения. Противники Насера и "египетского социализма" подвергались преследованиям [20, с.164].

Насер решил ликвидировать отсталость страны не по рецептам Запада, а с использованием успешного, как он считал, опыта СССР. В 1958 году началась разработка пятилетнего плана развития хозяйства, в 1966 году-плана семилетки. Никогда в Египте не строили столько предприятий, школ, больниц, как в эти годы. Насер поощрял развитие кооперативов в сельском хозяйстве. Однако и здесь был соблазн добиться быстрого успеха приказом, "за шиворот привести народ" к счастью.

Однако критики нассеризма считают, что герой революции 1952 года завел арабский мир в тупик. В эпоху холодной войны он встал на сторону Советского Союза, оказавшись в результате среди побежденных. Полагаясь на помощь советского брата, Насер построил в Египте монолитную экономику, управляемую государством. Его преемники до сих пор пытаются справиться с последствиями такого шага.

Насера отличал жесткий авторитарный стиль правления. Со своими оппонентами он не церемонился: всех, от коммунистов до мусульманских братьев, бросали в тюрьму, а в некоторых случаях даже подвергали пыткам. Многие были вынуждены уехать за границу.

Да и идея всеарабского государства оказалась нежизнеспособной, причем провал этой идеи довольно дорого обошелся Египту. На практике арабы оказались неспособны объединиться под руководством Насера даже ради того, чтобы противостоять Израилю. И великие мечты, которые породила революция 1952 года, рухнули уже в 1967, когда Израиль одержал победу над Египтом в июньской войне.

В работе приводятся доказательства революционизирующего воздействия июльской революции в Египте 1952 года на другие арабские страны и Африканский континент в целом, когда Египет впервые в своей новейшей истории выступил в качестве субъекта, а не объекта мировой политики.

Но это время продлилось не долго. Сменивший Насера новый президент, Анвар Садат, взял "новый курс" развития Египта. При нём правительство было вынуждено править при помощи полицейских репрессий, грубых административных мер, рептильной прессы, снисходительного отношения к коррупции, ставшей полулегальным социальным институтом. Власти уже не могли сдерживать рост оппозиционных настроений. Финальную точку в его агонии как скомпрометировавшего себя по всем статьям политического деятеля поставили мусульманские боевики, которые изрешетили Садата из автоматов во время парада 6 октября1982 года на площади у памятника жертвам октябрьской войны в Каире.

Новым руководителем страны был избран Х.Мубарак. За годы правления Мубарак зарекомендовал себя, если не как большой государственный деятель, то, по меньшей мере, как искренний и надежный арабский руководитель. Не в силах решить многочисленные проблемы страны, он, тем не менее, делает все возможное, чтобы помешать деградации. Задачи, стоящие сегодня перед президентом, нелегкие, ибо Египет расположен в регионе, где экстремизм представляет собой обычное явление, а умеренный подход - исключение. Хосни Мубарак может сделать еще очень многое. Единственное, что он не должен делать - это ждать…

Революционный Египет стал своеобразным катализатором освободительного процесса в арабских странах, прямо или косвенно воздействуя на такие события, как победоносная война Алжира за независимость, обретение государственного суверенитета Тунисом и Марокко, Южным Йеменом и Суданом, революции в Ираке, Судане, Ливии и многое другое. Таким образом, ХХ век для Египта - это нечто большее, чем просто отрывок из многолетней истории. Это время непрерывной борьбы египетского народа за свою независимость, символом которой стала Июльская революция 1952 года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальные проблемы мировой политики. М., 1974, 316 с.

Ацамба Ф. М. Формирование рабочего класса в Египте и его экономическое положение (1914--1952). М., 1960, c.125-128.

Баглиев М. Египет. Уроки борьбы с экстремистским исламизмом. //Азия и Африка сегодня №12, 2002, с. 2-4.//

Беляев И. Арабы, ислам и арабский халифат, М.,1965, 257с.

Беляев И. От Насера до Мубарака. //Азия и Африка сегодня № 8, 1990, с.16-21.//

Беляев И. П. Страницы недавнего прошлого Египта.//Вопросы истории № 9, 1976, с. 11-14.//

Беляев И. П., Примаков Е. М. Египет: время президента Насера. М.: Мысль, 1974, 310 с.

Борисов А. Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта. М., 1991, 358 с.

Васильев А. М. Египет и египтяне. М., 2000, 398 с.

Васильев А., Перминов П. Революция и контрреволюция. //Азия и Африка сегодня № 7, 1992, с. 12-16. //

Газета "Труд", № 5/X, 1999, с11.

Гашев Б.Н. Государственный сектор в экономике Арабской Республики Египет (1952-1972). М., 1978, 410 с.

Голдобин А. М. Египетская революция 1919 г., Л., 1958, с.149.

Елистратова Т.Е. Причины победы революции 1952 года www.people`shistory.ru/, 2005.

История Азии и Африки (1901-1945) М: Владос, 2003, с.287-296.

История и экономика арабских стран. Сборник статей М.: Наука, 1977, 233 с.

Князев А.Г. Внутриполитическое развитие Египта после Насера. //Народы Азии и Африки № 4, 1984, с. 10-18.

Капитонов К. Хосни Мубарак - "Господин честность" www.people`shistory.ru/, 2007.

Коран 61: "4 (4). Поистине Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, как будто бы они -- плотное здание!", с. 444.

Курдгелашвили Ш. Н. Революция 1952 и крах британского господства в Египте, М., 1966, 352 с.

Левин З. И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (Новое время), М., 1972, с 58.

Луцкий В. Б. Новая история арабских стран, 2 изд., М., 1966, 517 с.

Лялькина А. Дни Садата. Зеркало недели www.history.ru/, 2001.

Малая энциклопедия Харьков: Хорсинг, 2000.

Насер Г. А. Проблемы египетской революции. Избранные речи и выступления 1952-1970 гг. М., 1979, 395 с.

Новейшая история арабских стран (1917--1966), М., 1968, c 45-48.

Новейшая история Африки 2 изд., М., 1968, 360 с.

Новикова Г. Посредничество США в урегулировании арабо-изральского конфликта. //США: ЭПК № 9, 2000, с. 27-33.//

Объединенная Арабская Республика. Справочник. М., 1968,c 18.

Осипов А.И. Экономическая экспансия США в арабских странах М., 1980, 321 с.

Протопопов А. С. Советский Союз и Суэцкий кризис 1956 года (июль - ноябрь). М., 1969, 523 c.

Развитие национально-освободительного движения в Египте (1882--1956), пер. с араб., М., 1961 с.19-25.

Сейранян Б. Г. Египет в борьбе за независимость 1945-1952, М., 1970, с.169.

Суэцкий вопрос и империалистическая агрессия против Египта. М.,1983, 265 с.

Фридман Л.А. Египет 1882-1952. Социально-экономическая структура деревни. М.: НАУКА, 1973, 426 с.

Фридман Л. А. Капиталистическое развитие Египта (1882--1939), М., 1963, 540 с.

Хамруш А. Революция 23 июля 1952 года в Египте М.: Прогресс, 1984, 336 с.

В.И. Бузов Новейшая история стран Азии и Африки (1945-2004) Ростов-на-Дону, 2005, 420 с.

Мухаммед Мандур, Аль-Масрах Кахира (Египетский театр), Каир, 1958; Landau J. М., Studies in the Arab theater and cinema, Phil., 1958.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать