Курс лекций и семинаров "История России: 1861-1995 гг." - (лекции)
p>Ст. 17. Излишек дохода, получаемый от естественного плодородия лучших участков земли, а также от более выгодного их расположения в отношении рынков сбыта, поступает на общественные нужды в распоряжение органов Советской власти. Ст. 18. Торговля сельскохозяйственными машинами и семенами монополизируется органами Советской власти.

Ст. 19. Торговля хлебом, как внешняя, так и внутренняя, должна быть государственной монополией.

    Раздел II. Кто имеет право пользоваться землёй

Ст. 20. Отдельными участками поверхности земли для общественных и личных надобностей в пределах Российской Советской Федеративной Республики могут пользоваться:

    А) В целях культурно-просветительных.

1. Государство в лице органов Советской власти (федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской).

2. Общественные организации (под контролем и с разрешения местной Советской власти).

    Б). Для занятия сельским хозяйством.
    3. Сельскохозяйственные коммуны.
    4. Сельскохозяйственные товарищества.
    5. Сельские общества.
    6. Отдельные семьи и лица.
    В) С целью застройки.
    7. Органы Советской власти.

8. Общественные организации, отдельные семьи и лица (если застройка не является средством извлечения дохода).

9. Торгово-промышленные и транспортные предприятия (с особого разрешения и под контролем Советской власти).

    Г) Для устройства путей сообщения (передвижения).

10. Органы Советской власти (федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской, в зависимости от значения путей сообщения). Декреты Советской власти. Т. 1. С. 407-410.

    Выводы:
    1. Право собственности и право пользования тождественны.
    2. Собственником земли стало новое государство.
    3. Статья 3 противоречит статье 4.

4. Распределение земельных участков на уравнительно трудовых началах соответствует индустриальному развитию общества.

5. Идеи русского общинного коллективизма и западного социализма идентичны.

Декрет ВЦИК и СНК о создании комитетов бедноты. 11 июня 1918 г. Повсеместно утверждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты, организуемые местными Совдепами, при непременном участии продовольственных органов и под общим руководством Народного комиссариата продовольствия и ВЦИК. В круг деятельности волостных и сельских комитетов бедноты входит следующее: 1) Распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий.

2) Оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев.

Временно, впредь до особого распоряжения народного комиссара продовольствия, устанавливаются следующие правила распределения хлеба:

а) из хлебных излишков, по распределению губернскими и уездными Совдепами и государственными продовольственными организациями изъятых полностью из рук кулаков и богатеев и ссыпаных в государственные хлебные запасы до 15 июля сего года, выдача хлеба деревенской бедноте производится по установленным нормам бесплатно, за счёт государства,

б) из хлебных излишков, изъятых из рук кулаков и богатеев после 15 июля, но не позднее 15 августа сего года, выдача хлеба бедноте производится по установленным нормам за плату со скидкой 50% с твёрдой цены, в) из хлебных излишков, изъятых из рук кулаков в течение второй половины августа, выдача хлеба деревенской бедноте производится по установленным нормам со скидкой 20% с твёрдой цены.

    Декреты Советской власти. Т. 2. С. 416-418.
    Выводы:

1. Деревенская беднота самостоятельно объединялась в борьбе против богатеев. 2. Государство стимулировало доносительство, поддерживало люмпенов против рачительных хозяев.

Постановление ВЦИК об исключении оппозиционных партий из советов. 14 июня 1918 г. Принимая во внимание:

1) что Советская власть переживает исключительно трудный момент, выдерживая одновременно натиск как международного империализма всех фронтов, так и его союзников внутри Российской Республики, не стесняющихся в борьбе против Рабоче-Крестьянского правительства никакими средствами, от самой бесстыдной клеветы до заговора и вооружённого восстания;

2) что присутствие в советских организациях представителей партий, явно стремящихся дискредитировать и низвергнуть власть Советов, является совершенно недопустимым;

3) что из ранее опубликованных, а также оглашённых в нынешнем заседании документов ясно обнаруживается, что представители партий - социалистов-революционеров (правых и центра) и меньшевиков, вплоть до самых ответственных, изобличены в организации вооружённых выступлений против рабочих и крестьян в союзе с явными контрреволюционерами - на Дону с Калединым и Корниловым, на Урале с Дутовым, в Сибири с Семёновым, Хорватом и Колчаком и, наконец, в последние дни с чехословаками и примкнувшими к последним черносотенцами,

    ВЦИК постановляет:

исключить из своего состава представителей партий социалистов-революционеров (правых и центра) и меньшевиков, а также предложить всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов удалить представителей этих фракций из своей Среды.

    Декреты Советской власти. Т. 2. С. 430-431.
    Выводы:

1. Исключение оппозиционных партий не изменило суть советов. 2. Однопартийные советы - это не советы.

3. В дальнейшем, когда советская власть упрочилась, оппозиционные партии были допущены в советы.

    Конституция РСФСР. Июль 1918 г.

9. Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

12. Верховная власть в РСФСР принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету. 14. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений, РСФСР уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране.

15. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний РСФСР, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. д. , предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением.

18. РСФСР признаёт труд обязанностью всех граждан республики и провозглашает лозунг: “Не трудящийся да не ест! ”

19. В целях всемерной охраны завоеваний Великой рабоче-крестьянской революции РСФСР признаёт обязанностью всех граждан республики защиту социалистического отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почётное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся, на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей. 23. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социальной революции.

24. Всероссийский съезд Советов является высшей властью РСФСР. 25. Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских советов, по расчёту 1 депутат на 25 000 избирателей, и представителей губернских съездов советов, по расчёту 1 депутат на 125 000 жителей. 32. ВЦИК даёт общее направление деятельности Рабоче-Крестьянского правительства и всех органов Советской власти в стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению и наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти.

33. ВЦИК рассматривает и утверждает проекты декретов и иные положения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а также издаёт собственные декреты и распоряжения.

34. ВЦИК созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчёт о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам. 35. ВЦИК образует СНК для общего управления делами РСФСР и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления. 36. Члены ВЦИК работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения ВЦИК.

    37. СНК принадлежит общее управление делами РСФСР.

38. В осуществление этой задачи СНК издаёт декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.

39. О всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно сообщает ВЦИК. 40. ВЦИК вправе отменить или приостановить всякое постановление СНК. 41. Все постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение ВЦИК. Примечание: Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены СНК непосредственно. 49. Ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК подлежат все вопросы общегосударственного значения, как-то:

    а) утверждение, изменение и дополнение Конституции РСФСР;

б) общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР; в) заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых соглашений;

к) установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории РСФСР;

    л) утверждение бюджета РСФСР;
    м) установление общегосударственных налогов и повинностей;
    с) право амнистии, общей и частичной.

54. Съезды созываются не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза в месяц по волости. 61. Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей деятельности:

а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти;

б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях;

в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;

г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории. 62. Съездам советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов (т. е. областным - право контроля над всеми Советами данной области.... ).

    65. Не избирают и не могут быть избранными:

а) лица, прибегающие к наёмному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовые доходы, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления имущества и т. п. ;

    в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома.

81. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК определяют, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливают пределы обложения.

82. Советы устанавливают обложение налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности общегосударственные удовлетворяются за счёт средств, отпускаемых из государственного казначейства.

    Декреты Советской власти. Т. 2. С. 550-564.
    Выводы:

1. Конституция строилась по принципу: один человек - один голос. 2. Верховная власть принадлежала ВЦИКу.

    3. Конституция гарантировала права граждан.
    4. Конституция гарантировала права трудящихся.
    5. Статья 41 противоречит предыдущим.
    6. Статья 49 противоречит статье 61.
    7. Статья 49 не противоречит ст. 61.
    Постановление СНК о красном терроре. 5 сентября 1918 г.

СНК, заслушав доклад председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией о деятельности этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путём террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и внесения в неё большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую республику от классовых врагов путём изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры.

    Декреты Советской власти. Т. 3. С. 291-292.

Инструкция президиума ВЦИК об организации лагерей принудительных работ. 12 мая 1919 г.

1. Организация лагерей принудительных работ возлагается на губернские чрезвычайные комиссии, которым жилищный отдел местного исполнительного комитета представляет соответствующие помещения.

Примечание. В зависимости от местных условий лагеря принудительных работ могут быть устраиваемы как в черте города, так и в находящихся вблизи него поместьях, усадьбах и т. п.

2. По организации лагеря таковой передаётся в ведение отдела соответствующего исполнительного комитета с разрешения Отдела принудительных работ Народного комиссариата внутренних дел.

3. Во всех губернских городах в указанные особой инструкцией сроки должны быть открыты лагеря, рассчитанные не менее чем на 300 человек каждый. Ответственность за неисполнение настоящего положения возлагается на губернские чрезвычайные комиссии.

Примечание. В уездных городах лагеря могут быть открываемы с особого разрешения Отдела принудительных работ.

    Управление лагерями.

4. Общее управление всеми лагерями принудительных работ на территории РСФСР принадлежит отделу НКВД, который носит название Отдела принудительных работ Наркомвнудел.

10. Комендант лагеря, будучи непосредственно подчинён отделу управления местного исполнительного комитета и временно чрезвычайной комиссии, обязан каждые две недели представлять Отделу принудительных работ краткий отчёт о деятельности лагеря....

    Караульная команда.

17. Число служащих караула определяется в зависимости от количества заключённых, причём в лагерях, в которых число заключённых не превышает 300, на каждые 15 человек заключённых полагается 2 караульных, на каждые 10 человек заключённых свыше 300 полагается один караульный.

    О заключённых.

25. Заключению в лагеря принудительных работ подвергаются те лица, кои перечислены в статье 2 общего положения о таких лагерях, за исключением: а) лиц, подлежащих по постановлениям Всероссийской чрезвычайной комиссии заключению в особые лагеря на всё время гражданской войны; б) лиц, страдающих хроническими болезнями и органическими недостатками, делающими их совершенно неспособными к труду.

Примечание. Нетрудоспособность определяется управлением местных лагерей по заключению врача.

26. Лица женского пола и несовершеннолетние должны содержаться в особых для каждой категории лагерях.

Примечание. Расходы по содержанию лагеря в соответствии со статьёй 35 настоящей инструкции распределяются между заключёнными с таким расчётом, чтобы содержание лагеря окупалось трудом заключённых при полном количестве последних. Примечание. Для отдельных лиц с разрешения местных отделов управления может быть допущена замена физического труда умственным.

32. Для заключённых устанавливается 8-ми часовой рабочий день. 37. За побег в первый раз заключённому увеличивается срок

заключения до 10-ти кратного размера срока первоначального заключения. За вторичный побег виновные предаются суду революционного трибунала, который имеет право определять наказание вплоть до применения высшей меры наказания. 38. Для предупреждения возможности побега может быть введена круговая порука.

    Декреты Советской власти. Т. 5. С. 174-181.

Постановление СНК о продаже музейных шедевров за границу. 26 октября 1920 г. 1. Предложить Наркомвнешторгу организовать сбор антикварных вещей, отобранных Петроградской экспертной комиссией, и установить премию за быстрейшую и выгодную продажу их за границей. 2. Вопрос о количестве и норме пайков для экспертной комиссии передать на разрешение Комиссии рабочего снабжения. В случае если не будет достигнуто соглашение с т. Лежавой - внести в СНК. 3. Поручить Наркомвнешторгу спешно рассмотреть вопрос о создании аналогичной комиссии в Москве и в случае признания целесообразным организовать её. Назначить доклад т. Лежавы в СНК через месяц о том, как идёт практически исполнение принятого постановления.

    Декреты Советской власти. Т. 11. С. 345.
    Выводы:

1. Документ отразил безусловно необходимую меру, обусловленную суровой действительностью гражданской войны

. 2. Преступное разбазаривание национального достояния не может быть оправдано. Тем более, что не указано, на какие нужды пойдут добытые средства (военные расходы, поддержка марионеточных партий за рубежом, приобретение предметов роскоши для правящей верхушки и т. п. ).

О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом. Декрет ВЦИК. 21 марта 1921 г.

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, развёрстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взымается в виде процентного или долевого отчисления от произведённых в хозяйстве продуктов, исходя из учёта урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нём.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяйств и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога. Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.

5. Закон о налоге должен быть составлен таким образом и опубликован в такой срок, чтобы земледельцы ещё до начала весенних полевых работ были возможно более точно осведомлены о размерах падающих на них обязательств. 6. Сдача государству причитающихся по налогу продуктов заканчивается в определённые, точно установленные законом сроки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать