Ответы на экзаменационные вопросы по истории - (шпаргалка)
p>1985-91 особый период в истории СССР. Он начался в апреле 1985 и закончился в декабре 1991 распадом Советского союза. Этот период делится на 2 части: 1985-87 - ускорение, 1987-1991 -экономическая перестройка.

    Ускорение:
    1). Середина 80-х - всеобъемлющая общества.

2). Март 1985 - новое руководство страны: генсек ЦККПСС - Горбачев, председатель президиума верховного совета Громыко (с июля), председатель совмина - Рыжков.

3). Апрельский пленум ЦК КПСС (1985). Принят новый курс ускорения социально-экономического развития (автор академик Агамбегян). Конкретизирован на 27 съезде 1986 (12 пятилетка)

4). Необходимость нового курса: острые социальные проблемы, угроза военно-политическому паритету, обеспечение полной экономической независимости страны, сползание экономики к кризису.

5). Сущность ускорения: высокие темпы роста (не ниже 4% в год), новое качество роста (на базе НТП), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и т. д. )

6). Ход ускорения: ключевое звено - машиностроение, нехватка капитальных вложений, попытка опереться на энтузиазм, попытка укрепить трудовую и производственную дисциплину (госприемка), две неудачные комиссии: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами.

7). Провал курса: ставка на энтузиазм, не подкрепленная НТП, капитальными вложениями и социально-экономическими преобразованиями не оправдала себя. Рост аварий и катастроф - Чернобыль (27 апр 1986).

Перестройка: 1987 - 1991, автор концепции академик Абалкин. 1). Определение: радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни Советского союза, охватывавшие экономику, государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь. 2). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В начале (87-88) - радикальная экономическая реформа, затем к ней подключаются реформа политической системы, далее курс на обновление идеологии.

3). Состояние экономики: развернутый кризис - уменьшение объемов производства, инфляция, бюджетный дефицит, падение производственной дисциплины, дисбаланс денежной массы и товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный, чайный)Ю о 12 пятилетке забыли.

    4). Начало перестройки в области экономики (87-89).

Закон о государственном предприятии (объединении): расширение прав предприятий и трудовых коллективов (1987). Предприятия получили право свободной продажи своей продукции на рынке, в том числе и внешнем (это право ограничивалось госзаказом). Начали создаваться СП (первое - май 1987 - советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Закон о кооперации, закон об индивидуальной трудовой деятельности (1988). Преобразования в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм хозяйствования).

    5). Курс на регулируемую рыночную экономику (89-91)

Экономический кризис продолжает разрастаться Ювырабатывается новая цель - переход к рыночной экономике. Две модели перехода: 1. сочетание плана и рынка (Абалкин-Рыжков) - постановление ВС СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике, июнь 1990), 2. альтернативная программа - 500 днейЮпоэтапная приватизация экономики (Явлинский, Шаталин), 3. Горбачев - попытка объединить программы. Новые законы: более 100 - об основных экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в СССР. Но законы не работали. Угрожающее положение экономики: 1988 - рост национального дохода 4. 4%; 1989 - сокращение дохода - 1990 сокращение составило 10%. Волна забастовок и протестов: в авангарде шахтеры (1989)Ютребование отставки правительства СССР. Декабрь 1990 - Рыжков подает в отставку. Новый председатель Совмина - Павлов: попытка оживить финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией убытков. 1991 новая волна забастовок. В авангарде опять шахтерыЮтребование отставки президента СССР. Союзное руководство теряет поддержку народа. Республиканские руководители, особенно Ельцин, обещают провести реформы не за счет народа, а во благо народа.

6). Политическое развитие. Поворот в политике: в 1988 руководство страны(Горбачев) пришло к выводу, что экономическое развитие страны удерживает политическая система и переключило главное внимание на политические преобразования. Предпосылки широкомасштабных политических преобразований: 85-86 - обсуждение Новой редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде (1986). Идеи коммунизма в партии и обществе вытесняются идеями перестройки; 87 - начало политики гласности, т. е. открытого и свободного обсуждения всех вопросов общественной жизни, развертывается критика недостатков; наступление на сталинизм и борьба за чистоту ленинских идеалов; март 1988 статья Андреева манифест антиперестроечных сил, дискуссии в печате и обществе. Июнь 1988 - 19 всесоюзная партконференция: курс на перестройку политической системы. 1 декабря 1988 - Конституция СССР действует в редакции закона от 1 дек 1988. Два этапа политической реформы: демократизация политсистемы (89), переход к правовому гос-ву (90-91). Первый этап: в мае-июне 1989 состоялся 1 съезд Народных депутатов СССР (высшего органа власти в стране). Всего было 5 съездов. В декабре 1989 2 съезд нар депутатов СССР. Сформирован верховный совет СССР (председатель Горбачев). На съезде шла борьба между демократами, союзниками и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную гвардию возглавил глава политбюро, секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов-реформаторов представлял Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Итог: инициатива реформирования перешла к народным депутатам.

7). Второй этап (90-91). Март 1990 - 3 съезд избрал Горбачева президентом СССР. Стала оформляться структура президентской власти (президентский совет и др), что означало постепенное свертывание советской власти. 3 съезд изменил статью №6 в Конституции СССР, изъяв из нее: тезис о КПСС как о руководящей силе обществаЮвозраждение многопартийности. Процесс распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 89-90 из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 созданы КП РСФСР как часть КПСС. Идейная борьба в КПСС: коммунисты-ортодоксы, центристы, социал-демократы (множество платформ). Июль 1990 - 28 съезд КПСС (последний)Юодобрение платформы демократического социализма. Август 1991 - Горбачев сложил полномочия генсека. В августе 1991 указами Ельцина деятельность КП на территории РСФСР приостановлена, в ноябре - запрещена. В январе 1992 компартия (КПСС и КП РСФСР) свое существование в прежнем виде прекратили. 8). Итог политических реформ: распад политической системы СССР после августа 1991Юк концу года единое союзное гос-во прекратило свое существование. Динамика распада: советы оттеснили партию на обочину политической жизни, президент не допустил монополии советов на власть, национальные республики перестали нуждаться в союзном президенте, союз рухнул.

Культура и духовная жизнь. Перелом в общественном сознании как отражение социально-экономических изменений. Поток новой информацииЮкризис веры, догматизм и нигилизм. Дискуссия о белых пятнах истории. Поляризация общественного мнения. Новая (рыночная) утопияЮрост недовольства. Политический иллюзионизм и нравственный плюрализм. Возвращенная культура. Итог: перестройка не дала ожидаемых результатов, требовались более глубокие изменения, между тем кризис общества принял системный характер и зашел так далеко, что привел к распаду СССР.

    14. Пётр Первый. Экономические реформы

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство. В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины. Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).

Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г. ) Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца. Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т. п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

    15. Причины образования государства у восточных славян.
    Мы застаём восточных славян в
    VII и VIII вв. на походе, в состоянии всё усиливавшегося
    общественного разложения. Образовавшийся между ними
    на Карпатах военный союз распался на составлявшие его
    племена, племена разложились на роды, даже роды начали
    дробиться на мелкие дворы, или семейные хозяйства,
    какими эти славяне стали жить на днепровском новоселье.
    Но здесь под действием новых условий завязался среди
    них обратный процесс постепенного взаимного
    сцепления; только связующим элементом в новых
    общественных построениях служило уже не чувство
    кровного родства, а экономический интерес, вызванный к
    действию свойствами страны и внешними
    обстоятельствами. Южные реки равнины и наложенное со
    стороны иго втянули восточных славян в оживлённую
    внешнюю торговлю. Эта торговля стянула разбросанные
    одинокие дворы в сельские торговые средоточия, погосты,
    потом в большие торговые города с их областями. Новые
    внешние опасности с начала IX в. вызвали новый ряд
    переворотов. Торговые города вооружились; тогда они из
    главных складочных пунктов торговли превратились в
    политические центры, а их торговые округа стали их
    государственными территориями, городовыми областями;
    некоторые из этих областей сделались варяжскими
    княжествами, а из соединения тех и других образовалось
    великое княжество Киевское, древнейшая форма Русского
    государства. Такова связь экономических и политических
    фактов в нашей начальной истории: экономические
    интересы последовательно превращались в общественные
    связи, из которых вырастали политические союзы.
    16. Проекты и попытки реформ Александра 1.
    Александр I взошел на российский престол, намереваясь
    осуществить радикальную реформу политического строя
    России путем создания конституции, гарантировавшей
    всем подданным личную свободу и гражданские права. Он
    сознавал, что подобная “революция сверху” приведет
    фактически к ликвидации самодержавия и готов был в
    случае успеха удалиться от власти. Однако он также
    понимал, что нуждается в определенной социальной
    опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было
    избавиться от давления как со стороны заговорщиков,
    свергнувших Павла, так и поддерживавших их
    “екатерининских стариков”. Уже в первые дни после
    воцарения Александр объявил, что управлять Россией
    будет “по законам и по сердцу” Екатерины II. 5 апреля
    1801 был создан Непременный совет —
    законосовещательный орган при государе, получивший
    право опротестовывать действия и указы царя. В мае того
    же года Александр внес на рассмотрение совета проект
    указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены
    Совета дали понять императору, что принятие подобного
    указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому
    государственному перевороту. После этого Александр
    сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу
    своих “молодых друзей” (В. П. Кочубей, А. А.
    Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко
    времени коронации Александра (сентябрь 1801)
    Непременным советом были подготовлены проект
    “Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу
    жалуемой”, содержавшей гарантии основных гражданских
    прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная
    безопасность, гарантия частной собственности и т. д. ),
    проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет
    продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа
    крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В
    ходе обсуждения проектов обнажились острые
    противоречия между членами Непременного совета, и в
    результате ни один из трех документов обнародован не
    был. Было лишь объявлено о прекращении раздачи
    государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее
    рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению
    20 февраля 1803 указа о “свободных хлебопашцах”,
    разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и
    закреплять за ними землю в собственность, что впервые
    создавало категорию лично свободных крестьян.
    Параллельно Александр осуществлял административную
    реформу и реформу образования.
    Второй этап реформ
    В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус
    власти и стал находить преимущества в самодержавном
    правлении. Разочарование в ближайшем окружении
    заставило его искать опору в людях, лично ему преданных
    и не связанных с сановной аристократией. Он приближает
    к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де
    Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М.
    Сперанского, которому Александр поручил разработку
    нового проекта государственной реформы. Проект
    Сперанского предполагал фактическое преобразование
    России в конституционную монархию, где власть государя
    была бы ограничена двухпалатным законодательным
    органом парламентского типа. Реализация плана
    Сперанского началась в 1809, когда была отменена
    практика приравнивания придворных званий к
    гражданским и был введен образовательный ценз для
    гражданских чиновников. 1 января 1810 был учрежден
    Государственный совет, заменивший Непременный.
    Предполагалось, что изначально широкие полномочия
    Государственного совета будут затем сужены после
    учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в
    Государственном совете обсуждались предложенные
    Сперанским планы финансовой, министерской и
    сенатской реформ. Реализация первой из них привела к
    сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было
    завершено преобразование министерств. Между тем сам
    Александр испытывал сильнейшее давление придворного
    окружения, включая членов его семьи, стремившихся не
    допустить радикальных реформ. Определенное влияние на
    него, по-видимому, оказала и “Записка о древней и новой
    России” Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод
    императору усомниться в правильности избранного им
    пути. Немаловажное значение имел фактор и
    международного положения России: усиливавшееся
    напряжение в отношениях с Францией и необходимость
    подготовки к войне давали возможность оппозиции
    трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как
    антигосударственную, а самого Сперанского объявить
    наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что
    склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший
    в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.
    17. Просвещённый абсолютизм Екатерины 2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать