Римский форум - (реферат)
p>Форум в своих основных элементах сформировался ко II веку до н. э. (3) Само пространство Форума представляло собой продолговатую площадь (91, 4 метра в длину и 61 в ширину), удаленную на 518 метров от левого берега Тибра и занимавшую седловину между тремя римскими холмами - Капитолием, Палатином и Эсквилином. И это пространство было застроено величественными зданиями, где совершались самые важные общественные дела, имевшие отношение к суду, торговле и религии. Сравнительно небольшая трапецеидальной формы площадь была окаймлена храмами и базиликами - административно-судебными зданиями, где находились городские чиновники, взимавшие подати, нотариусы, скреплявшие торговые акты, судьи, разбиравшие тяжбы. На самой площади возвышалась ростра - трибуна для выступления ораторов. Как только Рим осознал себя великой мировой державой, его общественные здания начали приобретать облик небывалой имперской мощи: они вздымались все выше, простирались все шире, их убранство становилось все пышнее. (1)

Планировка площади и размещение примыкавших к ней зданий ассиметричны. Но эта ассиметрия не была результатом единого и заранее определенного плана, как в Афинском акрополе, а лишь результатом разновременной застройки пустующих участков. С северо-запада, со стороны самого высокого, хотя и небольшого по площади холма Капитолия, на вершине которого находился древний храм Юпитера Капитолийского. форум ограничивало здание Табуляриума - государственного архива, фасад которого представлял собой двухъярусную ордерную аркаду - типично римская архитектурная система, совмещающая два взаимопротивоположных принципа перекрытия - архитравный (балочный), связанный своим происхождением с Грецией, и сводчатый, воспринятый римлянами у этрусков (3). Построенный в 78 г до н. э. , он сохранился до XV века, но затем его верхний этаж разрушили, чтобы возвести Сенаторский дворец. Аркада над фундаментом высотой в 11 м. и толщиной в 3, 3 м свидетельствует о том, сколь велико было некогда его значение. Ведь здесь хранились все официальные документы Римской империи, а также часть ее казны. (4). В настоящее время уцелел фундамент около 70 м. длиной и 10, 5 м вышиной из серого пеперина, в 11 арок ( видна еще одна из них), впоследствии заделанных; за портиком был туфовый корпус архива, на котором стоит здание "городской думы" (Palazzo del senatore) с высокой башней, красивая постройка XIV - XVI веков. Над аркой Севера и развалинами базилики Юлия возвышается помимо Табуляриума - Курия. Курия - это то место, где заседал сенат. В 52 г до н. э. , когда Цицерон защищал убийцу трибуна - разбойника Клодия, разъяренная чернь притащила в Курию скамьи и столы, нагромоздив их наподобие погребального костра, и, положив туда окровавленный труп Клодия, подожгла. Однако Курию римляне чтили чрезвычайно высоко - по словам Цицерона, это был "священнейший храм, хранилище высшего величия, мудрости, место собраний государственного совета, глава нашего города". (1)

Далее перед Табулярием в разное время возникли храмы - богини Конкордии (Согласия) и Веспасиана. (5) Храм богини Конкордии основан по преданию еще Камиллом в IV в до Р. Х. , в ознаменование конца борьбы между патрициями и плебеями, и реставрированный в начале империи. Он был снабжен множеством произведений искусства (статуй, картин и т. п. ); в период республики служил иногда местом заседаний сената. Сохранились небольшие остатки фундамента и архитектурных украшений. Templum Vespasiani был построен в 80-81 г. по Р. Х. в честь Веспасиана и его сына императора Тита; сохранились фундамент и 3 колонны хорошей работы. (4) На юго-западной стороне форума был построен храм Сатурна. Храм Сатурна - одна из древнейших святынь Рима, основанная еще в начале республики и реставрированная при Августе, служила казначейством и до постройки Табуляриума - архивом. Сохранилась часть фундамента и 8 колонн из красноватого гранита. Рядом с храмом находилась большая базилика Юлия - одно из красивейших зданий древнего Рима. Это было продолговатое крытое сооружение арочной системы, параллельное Sacra Via, около 100 м длины и 50 м ширины, в 2 этажа: внутри 6 рядов колонн образовали 5 отделений ("кораблей, "нефов"), с дорогим наборным цветным мраморным полом, всего ок. 4500 кв. м: базилика служила и биржей, и судебным местом, и (вне присутствия) любимым местом прогулки и беседы. По типу таких базилик строились и христианские соборы - базилики, напр. S. Paolo fuori le mura (Св. Павла за городом) и другие. Недалеко от базилики находился храм легендарных близнецов Диоскуров_- Кастора и Поллукса. Это также весьма древняя постройка, основанная, по преданию, еще в V в. до Р. Х. в честь Диоскуров (Кастора и Поллукса), в память их чудесной помощи римлянам в битве с латинами, причем Диоскуры сами сообщили столице весть о победе; при Августе храм был реставрирован из мрамора. В период республики и он служил местом заседаний сената, а также своего рода контрольной палатой мер и весов. Сохранились часть фундамента и 3 стройных мраморных колонны, а внутри - остатки мозаичного пола. (4). Противоположная, северо-восточная сторона форума ограничивалась более ранней по времени постройки базиликой консула Эмиля. Торцовые узкие части форума завершались ораторскими трибунами - рострами. Главная трибуна находилась на стороне Капитолия. Справа от нее возвышалась триумфальная арка Септимия Севера начала III в. н. э. , имевшая три пролета. (5)

Через территорию форума проходила виа сакра - Священная дорога, соединявшая Палатинский холм, на котором располагались дворцы цезарей, с Капитолием. На этой дороге, недалеко от форума, во второй половине I века н. э. была сооружена однопролетная триумфальная арка императора Тита, в честь взятия им Иерусалима(1). Остановимся подробнее на этом сооружении. Итак, Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (79-81гг. ). Арку воздвигли в честь правителя в 81г. , уже после его смерти. Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление там храма Соломона.

Что касается конструкции арки то, по сторонам проема арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка - аттик с посвящением Титу от "сената и народа римского". Наверху - статуя императора на колеснице, запряженной четверкой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, поставленным для статуи и одновременно мемориальным памятником. Так хоронили людей с особой харизмой ( в пер. с греч. - "милость", "божественный дар"), т. е. наделенных исключительными личными качествами мудростью, героизмом, святостью: Цезаря на Римском Форуме, Тита в его арке, Траяна в цоколе его колонны. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима. Внутри арки помещены высокие рельефы с изображением триумфального шествия: Тит едет на квадриге, его солдаты шествуют к арке, с трофеями. Изображенные внутри арки сцены соответствуют моменту прохождения через нее, таким образом, зритель невольно приобщается к действию, как бы становится участником сцен. (6) Очень интересно, по моему мнению, описание арки, встреченное у Стендаля. Описывая это уникальное сооружение, он пишет: "Барельефы арки Тита выполнены превосходно и совсем не напоминают мелочной тщательности миниатюр. Один из барельефов изображает Тита на триумфальной колеснице, запряженной четверкой лошадей; его окружают ликторы и сопровождает армия; его охраняет гений сената. Позади императора вы видите Победу; правой рукой она возлагает на его голову венок, а в левой держит пальмовую ветвь - это намек на Иудею. Находящийся напротив барельеф более характерен; на нем изображены предметы из Иерусалимского храма, которые несут как трофеи: золотой канделябр на семь свечей, шкатулка, заключавшая в себе священные книги, золотой стол и т. д. Арка была украшена четырьмя составными колоннами с каннелюрами, поддерживавшими роскошный карниз. Предполагают, что эта арка была воздвигнута в честь Тита Траяном, который со своей обычной скромностью не пожелал поместить свое имя в надписи на аттике, обращенном в сторону Колизея". Далее он приводит эту надпись, которая выглядит так:

    S. P. Q. R.
    DIVO TITO DIDI VESPASIANI F.
    VESPASIANO AUGUSTO.

И пишет, что: "название divus, данное Титу, говорит о том, что памятник этот был воздвигнут после его смерти. В середине свода можно было видеть фигуру этого великого человека, облаченного в тогу; он восседает на орле". (2) Таким образом, судя по описанию арки Тита, Стендаля серьезно интересовала история древнего Рима и в первую очередь архитектурных памятников.

Итак, Форум - это комплекс сооружений, где в разное время был установлен ряд памятников, колонн и скульптур. Каждое из этих сооружений имеет свою историю создания и свои архитектурные приемы постройки.

В истории Рима выделяется несколько периодов, некоторые из которых связаны с такими именами, как Цезарь, Август, Траян. Именно с периодами их правления в значительной степени связана история возникновения и развития Форума, а также история некоторых, ставшими знаменитыми, памятников и сооружений. Рим, первоначально маленькое поселение, находившееся под господством этрусков, во II в. до н. э. овладевает всей Италией, но строительные работы по-настоящему начались со времени диктатуры Цезаря (I в. до н. э. ), который заново создал городской центр - римский Форум. Империя расширялась, старый Форум становился все теснее. Цезарь первым нашел выход из положения, начав строительство нового форума, получившего впоследствии его имя - Forum Iulium. По словам римского историка Диона Кассия, новый форум оказался "гораздо краше" прежнего. Старая площадь имела вытянутую в плане форму, через которую проходила Виа сакра, ведущая к храму Юпитера на Капитолии. Форум был окружен храмами и общественными зданиями. В храме Сатурна хранилась государственная казна. Здесь же позже была сооружена Триумфальная арка Септимия Севера. На площади были размещены триумфальные колонны и статуи. Этот любопытный комплекс не имел единой композиционной концепции, являясь результатом ряда построек. Здесь постоянно возводились новые здания, все более крупные по размерам и богатые по убранству.

На протяжении 150 лет римские императоры следовали примеру Цезаря и сооружали собственные форумы. Главным образом новые форумы уже решались на основе единого плана, в соответствии с которым храм становился осевой доминантой площади, окруженной колонными залами. Строительство Рима продолжил Октавиан Август. Хотя основные типы большинства зданий были определены еще в период существования Римской республики, но только в период империи они достигли своего великолепия. Постоянное совершенствование техники возведения стен и сводов давало возможность получать новые решения. (7) С приходом к власти Августа исключительного расцвета достигло зодчество, как самый сильный художественный выразитель государственных идей. Грандиозным в сравнении с республиканскими постройками выглядел Форум Августа, площадь, предназначенная для мероприятий общественного характера, в частности, как сообщает Светоний, жеребьевки судей. Форум Августа был парадным комплексом: динамичность портиков Форума Цезаря сменилась почти квадратным спокойным планом, высокая -около 30 м - стена отгораживала Форум от остальных районов города, на нем запрещалась торговля, придававшая живость площадям эпохи Республики.

Сильнее, чем раньше, мастера тяготели к декоративности. Цветными мраморными плитками облицовывалась внутренняя поверхность стен Форума. Приставленные к ним полуколонны исполнялись из цветного мрамора: создавалось ощущение огромного неперекрытого интерьера. Площадь украшали статуи, в частности, копии с кариатид афинского Эрехфейона. В нишах стояли позолоченные портретные изваяния с надписями на постаментах. Над всем возвышался 14 - метровый колосс Августа, возможно, установленный вскоре после смерти принцепса. Храм Марса Мстителя на Форуме Августа больше цезарианского храма Венеры Родительницы. Его портик высокий, коринфского ордера, колонны шире; целла, перекрытая висячими стропилами, просторнее; абсида в конце ее шире и глубже, к тому же поднята несколько над полом. (8) Как завершитель ряда героев "собирателей Рима", Август поместил в портиках статуи, особенно предков из Юлиева дома с Энеем во главе; здесь облачались в "гражданскую тогу" члены императорского дома, отсюда отправлялись магистраты в провинции, здесь слагали триумфаторы свои insignia и т. п. ; день освящения этого форума был ежегодным праздником, - короче, Forum Augusti был олицетворением идеи "Императорского Рима". Сохранились части наружной стены и храмовой постройки. (4) На продолговатом постаменте в абсиде стояли две, а может быть, и три статуи - Венеры, Марса и Юлия Цезаря. В этом храме помимо вывезенных из Греции произведений искусств, хранились и государственные реликвии, в частности, воинские штандарты, некогда захваченные парфянами и возвращенные Риму Августом. Фронтоны украшали статуи Марса с копьем между Венерой и Фортуной, а также изваяния Ромула в виде авгура, Ромы и Тибра. При Августе много зданий возводилось и на Римском Форуме. Продолжают стоять и сейчас три красивые , высотой 12, 5 м коринфские колонны от храма Кастора и Поллукса, передняя часть подиума которого, украшенная рострами, служила трибуной ораторов: в храме хранилось имущество богатых римлян, а рядом находилась палата мер и весов. Любовь римлян к символике выразилась в узорах капителей храма: вьющиеся усики аканфа переплетаются друг с другом, как бы напоминая о дружбе близнецов Диоскуров. В красивом карнизе храма Конкордии, а также в нарядных капителях, украшенных парными барашками, воплощавшими идею единства и согласия, тектоника форм начинала постепенно обогащаться декоративными элементами. Хотя в постройках времени Августа их роль возросла, чувство конструктивности продолжало сохраняться. (8)

В свое время в Риме был построен мавзолей Августа - большое высотой 44 м, сооружение цилиндрической формы (диаметр 89 м), завершенное высокой канонической озелененной насыпью. Этот величественный монумент, который строился больше 30 лет, господствовал на просторном Марсовом поле близ Тибра. (5)

Следующий Форум - Форум Веспасиана, место более тихое, посещали в основном образованные римляне. Это был настоящий островок культуры - со строгими садами, библиотекой и музеем. Чтобы попасть туда, римлянам нередко приходилось пересекать Форум Нервы, который служил живописным "коридором" между старым форумом и новым. В сочинениях французского писателя эпохи Наполеона Стендаля ("Прогулки по Риму") встречается описание данного форума. Вот как он пишет: "Форум, освященный Нервой, назывался de'Pantani. Возможно, что он получил это название от арки Transitorium, которая во времена Нумы была римскими воротами. В этом-то месте Александр Север приказал задушить дымом от горящей соломы одного из своих придворных - Турина, продававшего посторонним лицам свои милости, которых он обещал добиться от императора. "Пусть торгующий дымом будет сам наказан дымом", - сказал Север. Форум замыкался высокой стеной, которая нам кажется одним из самых удивительных памятников Рима. Она сложена из глыб пеперина, соединенных без помощи извести деревянными, очень прочными скрепами. Кладка этой стены, впечатление сурового величия, оставляемое ею в душе зрителя, и направление стены, не соответствующее постройкам, расположенным в сторону запада, заставляют предположить, что она была воздвигнута за несколько веков до Нервы. Храм, построенный Траяном в честь Нервы, считался одним из самых прекрасных зданий древнего Рима. Своей величиной он походил на наши современные церкви. Все древние писатели восхваляют его прекрасную архитектуру: надо к этому добавить, что Траян чрезвычайно богато украсил его. Архитрав и плафон портика, покрыты великолепным орнаментом. Палладио составил план храма Нервы. На основании этого плана можно сделать вывод, что фасад его был обращен к Священной дороге и к Форуму. Храм этот был окружен высокими колоннами изумительной красоты. Портик, составлявший фасад, представлял собою два ряда колонн, по восемь в каждом ряду. Две боковые части портика, вдоль стен этого здания, имели по девять колонн, считая и угловые". Далее он пишет о "великом преступлении" Павла V Боргези: "По приказу этого папы снесли все то, что осталось от храма Паллады, воздвигнутого императором Нервой". (2) Таким образом, у нас очень мало сведений о Форуме Нервы, но ясно то, что он соединял форумы Веспасиана и Августа.

Но самый величественный форум предстояло выстроить Траяну. Это был целый город в миниатюре, настоящий сгусток Рима. Форум Траяна, последний из "собратьев", занимал гигантскую площадь - 142 м в длину и 87 в ширину. Войдя на него через огромный сводчатый пролет, подданные Траяна были ослеплены белоснежным мраморным настилом перед высокой статуей восседающего на коне императора, стоявшей посреди форума. За этим монументальным изваянием возвышались разноцветные мраморные колонны новой базилики Ульпия, раскинувшейся во всю ширину форума. Ее пространство было столь обширно, а назначенье - столь всеохватно, что один ученый нашего времени назвал ее "крытым двойником" самого форума. Для многих провинциальных городов, копировавших у себя это сооружение, оно олицетворяло саму сущность державного Рима. Снаружи сверкали на солнце золоченные бронзовые черепицы щипцовой крыши; внутри роскошную пестроту мраморной облицовки, сплошь покрывавшей стены и пол, освещали ряды светильников, висевшие среди колонн. С обоих концов к нефу примыкали полукруглые апсиды с колоннами. Позади базилики стояли фасадами друг к другу, с разных сторон двора, две библиотеки: одна для латинских сочинений, другая для греческих (оба языка считались официальными языками империи). В каждой было по два этажа, где в прямоугольных нишах хранилось около 40 тысяч свитков. Между зданиями библиотек вздымалась ввысь колонна Траяна со спиральными рельефами, сохранившаяся и сегодня. (1). Римские историки по-разному пишут об этом памятнике. Дион Кассий рассказывает о том, что Траян пожелал, чтобы колонна эта была поставлена на его могиле; он хотел, чтобы потомство знало, что из-за недостатка места, он вынужден был снести часть Квиринальского холма, равную по высоте этой колонне. Две последние строки древней надписи на пьедестале ясно говорят об этом. Кассиодор сообщает, что прах Траяна, заключенный в золотую урну, был погребен под колонной, носящей его имя. Он был первым римлянином, остатки которого были погребены в городе. Наиболее полное описание колонны Траяна встречается у того же Стендаля. Он пишет, что "Колонна Траяна, высотою 132 фута состоит из 34 глыб белого мрамора, соединенных одна с другой бронзовыми скрепами. Эта колонна на 11/2 фута выше колонны Марка Аврелия, а верхняя ее часть находится на уровне Квиринальского холма. Колонну покрывает, идущий спиралью барельеф. Отдельные части этого огромного барельефа изображают эпизоды двух походов Траяна против даков. На них можно различить движение войск, сражения, биваки, переправу через реку и т. д. Можно думать, что барельефы были сделаны тут же на месте; фигуры имеют по большей части 2 фута высоты. Всего насчитывается около 2 500 фигур". (2) Снаружи своего форума Траян велел построить большой крытый рынок, вмещавший более ста пятидесяти частных лавок, складов и прочих сочинений - двухэтажных зданий с коробовыми сводами, а также пятиэтажные палаты с двускатной крышей.

С веками римская архитектура не утратила силы своего воздействия, даже когда столица империи была перенесена в Бизантий ( в соответствии с фонетическими нормами именно так следует передавать по-русски название этого города (Byzantium), хотя часто, под влиянием более позднего греческого произношения, он превращается в невольного "близнеца" Византии. Весной 357 г н. э. император Восточной Римской империи Констанций II приехал с визитом в Рим. Историк Аммиан Марцеллин так описал впечатления правителя: "Но когда он пришел на Форум Траяна, сооружение единственное в целом мире, достойное, по-моему, удивления богов, он остолбенел от изумления, обводя взором гигантские строения, которые невозможно описать словами и которые никогда не удастся смертным создать во второй раз (Он оставил) всякую надежду соорудить что-либо подобное.... " Историк не выразил ни малейшего удивления, что даже императора столь поразило увиденное, потому как Траян только завершил то, что было начато его предшественниками, и создал настоящее произведение искусства, воплотившее как нельзя лучше незыблемое величие и неудержимую мощь Вечного города. Оно ознаменовало ту эпоху, когда Рим был полностью уверен в своем могуществе, и явилось достойной ареной для пышного действа имперской славы, достигшей вершины при императоре Адриане.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать