Римский форум - (реферат)
p>Хотя вначале Ван Деман интересовали именно весталки на Форуме, со временем природная безграничная любознательность увлекла ее к новым исследовательским областям. Она взялась за изучение техники строительства и строительных материалов, благодаря которым творцы империи выработали свой особенный стиль в зодчестве. Ван Деман настолько хорошо разбиралась в древнеримской технике строительства, что могла определить время возведения целой стены, рассмотрев отколотый от нее крошечный кусочек цемента. Состав раствора "выдавал" ей возраст постройки.

Еще до 1000 г. до н. э. на Крите, а несколько веков спустя и в греческих поселениях на юге Италии (Великая Греция) строители использовали скрепляющий раствор из песка, извести и воды. Но только во II веке до н. э. римляне усовершенствовали такой раствор, создав собственный бетон - на удивление прочный и почти огнеупорный. Этот новый раствор состоял из воды, щебня, извести и пуццоланы - красновато-пурпурного мелкозернистого песка вулканического происхождения. Этот вулканический песок участвует в образовании гидросиликатов, что позволяет бетонной массе уплотняться, набирая большую прочность. Помимо того, что бетон было очень легко приготовлять и использовать, он настолько превосходил все цементирующие растворы, применявшиеся в строительстве ранее, что Плиний Старший не мог "надивиться" на его изобретение.

Римские архитекторы широко использовали бетон в строительстве. Массивные фундаменты, широкие арки, опиравшиеся на мощные бетонные столбы, длинные аркады, крепкие бетонные стены с кирпичной или мраморной облицовкой, сводчатые крыши из бетона, наносившегося на деревянные опалубки, которые уделялись после затвердения бетона, - все это понемногу меняло облик Рима. Среди крупнейших сооружений, возведенных с применением бетона, был портик Эмилия (Porticus Aernilia). Эти сводчатые торговые ряды, построенные около 174 г. до н. э. , до сих пор частично сохранились неподалеку от эмпория - античного торгового квартала. В начале I века н. э. бетон широко использовался при сооружении огромных римских терм - общественных бань. В такие комплексы входили сады, помещения для публичных выступлений, для атлетических упражнений, комнаты для отдыха и бесед и даже библиотеки.

Рим славился и своими базиликами. Эти типично римские сооружения состояли из просторного центрального нефа с высоким потолком и боковых нефов, отделенных колоннадами, и освещались через вертикальные верхние окна. Базилика служила общественным целям и использовалась главным образом как здание суда или место, где собирались торговцы и прочие дельцы. Базилика Эмилия (Basilica Aernilia), возведенная в 179 г. до н. э. , когда бетон еще не успел войти в повсеместное употребление, располагалась в северо-восточной части Форума. Туда сходились римские купцы, менялы и их "клиенты". Они обменивались сплетнями, выведывали чужие торговые тайны, заключали сделки независимо от капризов погоды. В I веке н. э. Плиний Старший превозносил базилику Эмилия как одно из трех великолепнейших зданий во всем мире.

Напротив этого торгового сооружения выросла Базилика Юлия (Basilica lulia) первая базилика, построенная из бетона. Она была названа в честь Юлия Цезаря, при котором началось ее возведение. Там разместились многие судебные учреждения города. По обеим сторонам здания тянулись аркады с высокими бетонными сводами. В базилике могли проходить одновременно два-три суда, а то и больше, причем судебные помещения были перегорожены только деревянными перегородками. На верхние галереи набивались сотни любопытных, чтобы понаблюдать за судебным действом, почуять ветерок скандала или насладиться мастерством риторики досточтимых государственных мужей, выступавших с речами на особо важных процессах. Часто такие ораторы становились знаменитостями. Иные из них обзаводились кликой наемных "поклонников", которые начинали бешено аплодировать в конце их выступления. Другие - такие, как бывший консул Публий Галерий Трахал - не нуждались в покупной толпе обожателей. Его голос столь мощно гремел по всей базилике Юлия, Когда ему аплодировали слушатели из трех других залов, где в то же самое время разбирались другие судебные дела.

Если надоедали зрелища тяжб, можно было поиграть в азартные игры на решетках и кругах, процарапанные прямо в полу базилики. Но не все одобряли это. Например, Цицерон клеймит "негодяя, бесстыдно бросающего кости даже на самом Форуме". Базиликальная архитектурная форма достигла апогея величия в Новой базилике (Basilica Nova), где были использованы всевозможные "бетонные хитрости". Новая базилика, ныне известная больше как базилика Максенция, стояла примерно в 90 м к востоку от базилики Эмилия, на Священной дороге. Ее строительство было начато около 306 г н. э. Максенцием, а завершено после 313 г. его преемником Константином. Образцом для ее архитектуры послужили огромные сооружения терм. Если именно размах придавал величие римской архитектуре, как считают некоторые, то тогда Новой базилике, раскинувшейся на 106 м в длину и почти на 61 в ширину, никак нельзя отказать ни в том, ни в другом. Над мраморным полом на высоте 35 м парил крестовй свод огромной целлы, окруженной тремя нефами с цилиндрическими сводами. Мощные своды держались на бетонных столбах, скрытых за мраморными коринфскими колоннами высотой в 14, 3 м. (1)

Как мы видим, большую часть своего времени римские граждане проводили в стенах наиболее главных общественных зданий: Комиция, Ростр, Курии, Сената , а также в священных, то есть в храмах. Именно с этими зданиями были связаны многие события истории Древнего Рима. Достаточно вспомнить марка Антония, который произнес свою надгробную речь на смерть Цезаря от рук Брута и других заговорщиков с Ростр, буквально означающих "носы кораблей". Регия также играла немаловажную роль, ведь именно здесь хранились двенадцать священных щитов, к которым римляне относились с особым почтением, ведь один из них принадлежал даже богу войны Марсу. Эти двенадцать щитов, как мне кажется, являлся чем - то священным и неприкасаемым для римлян. И наконец одним из самых интереснейших и необычных священных мест, я думаю, был храм Весты, древнеримской богини домашнего очага. Находившиеся в этом храме почти всю жизнь, весталки, подобно монахиням в церкви должны были выполнять множество культовых и хозяйственных обязанностей, соблюдать принятые правила и запреты.

В заключении хотелось бы сказать о том, что Форум и примыкающие к нему здания необходимо рассматривать как единое целое, а не по отдельности. Форум - это средоточие религиозной и общественной жизни всех римских граждан и строительство того или иного сооружения или здания было связано с определенными событиями, которые и вершат историю Рима.

    Основные архитектурные формы Древнего Рима.

Несмотря на отсутствие единой композиционной идеи и разновременность постройки и перестройки отдельных памятников, форум производил сильное впечатление многочисленными портиками, аркадами, так как каждое сооружение, отличаясь изысканными пропорциями и деталями, имело свою собственную эстетическую характеристику.

    Храмы.

Как мы видим римские общественные здания имели собственные стилевые черты, хотя украшавшие их обширные колоннады и декоративные капители отражали греческое влияние. Римляне воздвигали свои храмы на высоких платформах, так что вся постройка оказывалась как бы на пьедестале, - здесь сказалась этрусская зодческая традиция. И если высокий греческий храм смотрелся практически одинаково со всех сторон, то у римских храмов с фасада обязательно находился глубокий портик с колоннадой. Несомненно такая особенность восходила к древнему этрусскому обычаю обращать храмы "лицом" на юг - ибо считалось, что именно там обитают боги-покровители. У римлян эта архитектурная деталь выполняла не только религиозное назначение: ведь, поднявшись на такое возвышение, оратор мог легко взывать к народу, столпившемуся внизу, на площади. (1)

Сооружения Древнего Рима периода республики свидетельствуют о полном овладении греческими архитектурными ордерами. Главным образом монументальные сооружения этого времени строились из каменных пород - известняка, туфа, частично из мрамора. Республиканская архитектура представлена рядом замечательных памятников, среди которых ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Итак, круглый храм - моноптер - состоял из цилиндрической основы, окруженной колоннадой. Вход к храму был по этрусскому обычаю только с одной, торцевой стороны. Среди сохранившихся памятников монументального зодчества периода республики наиболее известны три круглых храма богини Весты, построенные во II - I вв. до н. э. Один из них был сооружен на форуме Романум в центре Рима, второй - на берегу Тибра, на так называемом форуме Боариум ( Бычий рынок ) и третий - в 30 километрах к востоку от Рима в Тиволи ( древнем Тибуре). Во всех этих храмах применен коринфский стиль, излюбленный римлянами, воспринятый ими у Греции. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива бычьих черепов, "букраниев", с которых свисают тяжелые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличался жесткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили присущую им в Греции пластичность. (6) В строительстве римляне применяли, в основном, четыре архитектурных ордера: тосканский, дорический, ионический и коринфский. (10) Однако ордер, как развитая конструктивно - эстетическая система в архитектуре, как принцип и даже как мироввозрение появился в Древней Греции. "Римляне переняв у них (древних греков) все искусства, изобрели конструктивное чудо - разбили глыбы и из мелких камней - клиньев смело перекрыли гораздо большее пространство. Изобретение свода породило совершенно новую архитектурную форму - прямая, чистая, выхоленная линия греков перегнута Римом в плавную дугу". Это эмоциональное высказывание принадлежит одному из интереснейших мастеров советской архитектуры К. С. Мельникову, который отметил здесь момент превращения стоечно-балочной системы в стоечно-сводчатую. Перечень древнегреческих ордеров пополнился еще двумя - к ионическому, дорическому и коринфскому ордерам прибавился тосканский и композитный. В свою очередь в Древнем Риме наиболее распространенным был коринфский ордер. (11)

Однако следует отметить, что круглые храмы в Риме, как и в Греции, строились редко. Обычный римский храм - прямоугольный в плане, с входом на торцевом фасаде, значение которого подчеркнуто величественным портиком и широкой парадной лестницей. Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих, как показывает хорошо сохранившийся храм Фортуны Вирилис на Бычьем Форуме в Риме. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка. Фронтон совершенно "негреческий", без скульптур внутри его тампана и с богатыми, строго вычерченными профилями. (6) Римские храмы чаще всего сооружались в виде храмовых комплексов (напр. в Гелиополисе, сегодняшнем Баальбеке в Ливане) на форумах, но иногда и как отдельно стоящие здания. В основном храмы имели вытянутый прямоугольный план и были решены как простиль или периптер. Из центричных храмов особенно выделяется своим пластическим решением маленький храмик в комплексе храмов Юпитера в Баальбеке. (7)

Как известно храм возводился в честь какого - либо божества. Так, храм Кастора и Поллукса имел не только религиозное значение. В 484 г. до н. э. храм был посвящен божественным близнецам - воителям Кастору и Поллуксу. С тех пор там проводились воинские церемонии и провозглашались разного рода решения, а кроме того, протекала часть сенаторской деятельности. По замечанию Цицерона, в помещениях храма "ежедневно толпились те, кто приходил посовещаться о серьезнейших делах". Храм стоял не самым удобным образом, на стыке Тускской, или Этрусской, улицы (Via Tusca), кишевшей ворами и продажными женщинами, и Священной дороги, по которой обычно проходили торжественные процессии. Несмотря на свою святость, храм нередко становился ареной хулиганских выходок. Цицерон рассказывает, что в 65 г до н. э. консул Бибул вздумал поспорить с Юлием Цезарем, который был консулом одновременно с ним, и объявил с подиума храма об утверждении своего, противного Цезареву, закона. В ответ сторонники Цезаря вылили на незадачливого Бибула ведро нечистот, а потом поколотили. Отношение Рима к соседнему храму Весты было намного более трепетным. Веста, богиня священного огня, олицетворяла нетленную вечность Рима. Ее пламя, горевшее в потайном месте святилища, неусыпно блюли шесть девственных жриц-весталок. Хотя от древнейшего храма богини не сохранилось никаких следов, черепки от вотивных (посвященных божеству) приношений, выкопанные на этом месте, указывают на то, что он еще действовал в 575 г до н. э. То святилище, остатки которого мы видим сегодня, относится к 200 г н. э. К храму примыкает Дом весталок, где в роскоши и уюте жили жрицы богини. (1)

На протяжении древнеримской истории, римляне сооружали храмы во всех городах своей обширной империи. Некоторые из них сохранились до наших дней во Франции, в Африке, в Сирии и в других местах.

    Арки.

Отталкиваясь от греческих образцов, римляне начали осваивать в зодчестве большие искривленные пространства. При строительстве зданий для народных зрелищ они пользовались формой чаши и эллипса - например, для амфитеатра Флавиев, известного как Колизей, - арены гладиаторских боев, и для Большого Цирка (Circus Maximus), где устраивались ристания колесниц. Римлянам также полюбились сводчатые бани и базилики, круглые гробницы, апсиды и полукружья с колоннами, ротонды с куполами, словно повторявшими очертания небесной тверди. Все это было бы невозможно без появления двух основных достижений в архитектуре: переосмысления функции арки, что вылилось в строительство сводов и куполов, и изобретения бетона.

Арка - архитектурная форма, которой греки весьма умеренно пользовались при сооружении въездов и проходов, стала своего рода "визитной карточкой" римлян. Ее мощный и стройный изгиб, очертания которого до сих пор сохранились в развалинах акведуков, мостов, галерей и портиков, разбросанных по Риму и по всей бывшей территории империи, обрел наиболее яркое, типично римское выражение в триумфальных арках. Триумфальные арки - римское архитектурное новшество, возможно заимствованное у этрусков. Арки сооружались по разным поводам - и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Такие арки, выстроенные вдоль триумфальной дороги, являлись совершенно самостоятельными сооружениями и поражали монументальной мощью. Однако их первичный смысл связан с триумфом торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира. Для римских граждан, живших в самом Риме или приезжавших из дальних провинций, они были символом непобедимости Рима. Две такие арки и сегодня стоят на Форуме, свидетельствуя о былом римском величии. Таким образом, арочные конструкции получили широкое распространение в Риме. (1) Как мы знаем, арки и своды были изобретены в безлесной Месопотамии. Отсюда они распространились на восток (Иран и Средняя Азия), на север (Кавказ), на запад (Сирия). В каменистых безлесных районах Сирии была разработана техника сооружения арок из клинчатых камней. Эта конструкция была воспринята финикийцами, которые затем применяли ее в Карфагене. У карфагенян ее переняли и римляне. (10)

В каменных сооружениях IV-III вв. до н. э. пролеты перекрыты пока еще ложными (т. е. выведенными посредством напуска горизонтальных рядов кладки) арками и сводами. Распорная (т. е. выложенная из камней клинообразной формы) арочная конструкция была известна римлянам в этот период, но, очевидно еще не была хорошо освоена. Со II в до н. э. начинается широкое применение в строительстве арок и сводов, что стало характерным для архитектуры Древнего Рима. Значительно раньше, чем римляне внедрили форму арки в различные архитектурные сооружения, ею уже пользовались греки и другие народы. Но именно римляне подняли ее до новых высот. В самом деле, арка использовалась ими столь часто, что превратилась в особую отличительную черту римской архитектуры. Иногда римляне увековечивали свои величайшие победы, возводя монументальные арки размером с настоящие здания. (1) Такова арка Септимия Севера, воздвигнутая в честь победы императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над парфянами и аравитянами в 203 г. по Р. Х. Арка в три пролета, с фундаментом из облицованного мрамора травертина; верх и колонны из греческого мрамора. Над малыми пролетами - барельефы, изображающие военные подвиги римлян; надпись была сделана из врезанных в камень бронзовых букв (гнезда их сохранились), а верхняя платформа была украшена (посреди) триумфальной (в 6 лошадей) колесницей со статуей императора и 4-мя конными статуями по углам. Высота арки теперь около 21, 5 м. Подобных памятников на Форуме было несколько: Arcus Augusti, A. Tiberii, A. Fabianus и др. , но от них осталось очень мало. (4) Несомненно, при строительстве перед архитекторами стояла главная задача: создать арку, которая выдерживала бы очень большой вес. С этой целью каменщики возводили несущие стены или столбы и перекидывали между ними деревянные подмостки и стропильные балки, образующие дугу. Затем, двигаясь с обоих краев к центру, они выкладывали несущие балки кирпичами или камнями, так что получалась арка. Сойдясь посредине, они закладывали последний, так называемый замковый, камень. Теперь можно было убирать стропила и леса: арка должна была держаться сама по себе, благодаря силе каменных блоков, расходившихся дугой в стороны и вниз и давивших своей тяжестью на опорные столбы. Когда же появился бетон, зодчие научились создавать более высокие и хитроумные сооружения. Они все чаще возводили крестовые своды, строившиеся по тем же принципам, что и арки, но производившие впечатление еще большей мощи, что видно на примере большого зала Рынка Траяна.

Совершенно особый облик имеет арка императора Адриана в Афинах. Она отделяла старый город - "город Тезея" от нового - "города Адриана". Арка отнють не поражает внушительной монументальностью: она ажурная, просвечивающая. Три небольших пролета прямоугольной формы опираются на плоский постамент с широкой однопролетной аркой. Адриан любил сочетание прямых и кривых линий и форм, благодаря чему архитектурная конструкция превращалась в легкое обрамление для прекрасного пейзажа. (1)

    Термы.

Термы в Риме представляли собой обширные комплексы, где внутри прямоугольного двора с примыкающими к нему помещениями библиотек и лекционных залов располагалось здание с центральным пространством (тепидарий), перекрытый куполом. В римской архитектуре III в. особой грандиозностью выделяются Термы (бани) Каракаллы. Термы для римлян были чем - то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий: палестрами и гимнасиями, библиотеками, помещениями для музыкальных занятий.

Посещать бани было любимым занятием римского плебея, желавшего вместо труда- " хлеба и зрелищ". Бани - как частные, так и государственные, мужские и женские (или общие), простые и такие шедевры архитектуры, как у каракаллы, - были разбросаны по всей империи. В каждом провинциальном городе были свои бани. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды (калдарий, тепидарий, фригидарий). Они представляли собой сложные архитектурные сооружения, перекрытые сводами разных конструкций высшее достижение инженерного гения. Их руины до сих пор поражают величием. А современники Каракаллы могли любоваться и блеском полудрагоценных камней и позолотой, и мозаикой, и богатым декором, покрывавшем стены и своды терм. Термы Каракаллы могли вместить одновременно 3 тыс. посетителей. Пользование банями было бесплатным и любой гражданин мог их посещать и днем, и ночью. Во II в. в Риме было построено около 170 общественных бань. (6)

    Базилики.

Вокруг Форума обычно были сосредоточены наиболее значительные общественные здания: курия (суд), здание Сената, архив, базилики. (7) О базилике как сооружении, весьма распространенном у римлян, следует сказать особо. Тип базилики ( от греч. "базилике" - "царский дом") - прямоугольного вытянутого здания для общественных собраний и советов - возник уже в Греции в III в. до н. э. Однако базилика в Риме использовалась в торговых целях и для проведения судебных разбирательств. Здание разделялось продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько проходов - нефов. Средний неф был обычно выше и шире боковых и освещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом - апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики использовалась как образец для строительства христианских храмов. (4)

Самая великолепная среди базилик, Новая базилика, была построена в IV в н. э. Во времена расцвета империи это здание с просторным нефом под высоким куполом, с высокими вертикальными окнами для освещения (позднее такая архитектура была заимствована византийцами для православных базилик и католиками для кафедральных соборов), принимало в своих стенах адвокатов, менял, банкиров и купцов. Археологи установили, что одна из двух апсид базилик, отгороженных высокой балюстрадой, служила помещением для судебных разбирательств. Фриз с изображением морских богов и нимф некогда придавал интерьеру пышность, которую усиливали позолоченные стены и инкрустированный мраморный пол. (1) Значительной постройкой раннего периода является базилика Максенция на Римском Форуме. Это кирпичное здание, в котором громадное пространство главного нефа перекрыто крестовыми сводами. На родине Септимия Севера, в Лептис Магне (Северная Африка), была построена базилика, которая отличалась от всех прежних особым замыслом и роскошью отделки на узких сторонах, восточной и западной, у нее были две полукруглые ниши - апсиды. Обрамлявшие их пионы (столбы) посвящались Дионису и Гераклу и были украшены сценами их подвигов. (4) Таким образом, все, кто приходил на Форум, убеждались в мысли, что он - центр римского мира. Сюда вели восемь знаменитых дорог, связывавших город с его провинциями. Рядом с Рострами - облицованной камнем бетонной трибуной, откуда многие поколения ораторов обращались с речами к народу, возвышалась мраморная колонна, окованная бронзой, где золотыми буквами были выбиты расстояния между Римом и другими городами империи. Позднее большинство этих городов, в подражание столичному образцу, обзавелись собственными форумами. Подобные повторы в градостроительстве не только позволяли римлянам, обосновавшимся где-нибудь в Лондинии или в Лептис Магне, чувствовать себя там как дома, но и несли повсюду весть о римском могуществе и сосредоточивали вокруг себя все те гражданские установления, которые Рим успешно насаждал в чужих пределах.

(1) Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации" Рим: эхо имперской славы. Москва 1997(стр. 7, 9, 10, 11, 15, 19, 22, 25, 26, 28, 29, 30)

    (2) Стендаль. Т. 10. (стр. 7, 12, 15. 16, 18)

(3) И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. Очерки истории архитектурных стилей. Москва 1983. (стр. 10)

(4) Н. В. Санчурский . Римские древности. Москва. 1995. (стр. 10, 11, 14, 22, 23, 29, 30, 31)

(5)История зарубежного искусства. Москва 1983. (стр. 11, 14) (6) Энциклопедия для детей. Москва. 1983 (стр. 12, 26, 27, 30) (7) Я. Станькова, И. Пехар. Тысячелетнее развитие архитектуры. Москва 1984. (стр. 13, 27, 30)

(8) Культура древнего рима в 2- х томах. Т. 1 Москва 1985. (стр. 14, 18) (9) Racob F. ,Heilmeier W. D. Der Rundtempel am tiberin Rom. Mainz, 1973. (стр. 18)

(10) Мировая художественная культура. Москва 1995. (стр. 26, 28) (11) Объемно - пространственная композиция. Москва 1993. (стр. 27)

    ---------------------------------------|
    Author: Zueva Natalia Sergeevna |
    Tape-man: Zueva Natalia Sergeevna |
    Copyright Zueva Natalia Sergeevna 1999 |
    All rights reserved! !! |
    ---------------------------------------|

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать