Римский форум - (реферат)
p>В свое время Джон Пекер, специалист по классическим древностям из северо-западного университета, в 1975 г. готовился к проведению экскурсии, которая ознакомила бы студентов с руинами пяти императорских форумов в Риме, он столкнулся с одним парадоксом. Оказалось, что труднее всего раздобыть сведения о форуме Траяна, хотя он обширнее и величественнее остальных. Частично форум раскапывался дважды: в самом начале XIX века и в 1928 - 1933 гг. Но от этих раскопок не осталось официальных отчетов - только гипсовые воспроизведения Западной библиотеки форума и его Восточной колоннады с полукружьем. Задетый таким недостатком сведений, Пекер углубился в римские и парижские архивы. Там он нашел полевые заметки, фотоснимки и рисунки археологов, а также выполненные в XIX веке изображения форума. И это все, что удалось обнаружить Пекеру, если не считать некоторых беглых упоминаний у античных авторов и фрагментов карты Рима, относящейся к III веку н. э.

Однако на самом форуме, а также в подземных хранилищах, музеях и церквях, рассредоточенных по всему Риму, Пекер встретился с удивительными образцами тончайшего мастерства - это были тысячи фрагментов мраморных фризов, капителий и других декоративных деталей, которыми архитектор Аполлодор Дамасский некогда украсил форум Траяна. Многие из этих фрагментов достаточно было промыть мыльной водой, и они тут же обретали давно утраченный блеск. "Они находятся в том первоначальном виде, в котором вышли из-под резца скульптора, - говорит Пекер. - Когда этот цветной мрамор промывают, он становится великолепен - настоящее буйство красок! ". Пекер и его чикагский коллега архитектор Кевин Ли Сарринг дотошно измерили все эти фрагменты, установили масштабное соотношение и вывели на бумагу такие архитектурные детали, каких свет не видел с 801 г н. э. , когда форум был разрушен сильным землетрясением. Так, они рассчитали общую высоту обоих ярусов колонн в центральном нефе западной библиотеки, помножив диаметр ствола колонны на постоянную величину и добавив высоту прилегающих деталей, например, карниза. Эти расчеты показали, что верхний ярус библиотеки составлял три четверти нижнего, - именно такое соотношение в I веке до н. э. предписывал выполнять знаменитый римский архитектор Витрувий.

Опираясь на эти сведения и на подробный археологический план местности, созданный с помощью аэрофотоснимки, одна итальянская архитектурная фирма взяла предварительные наброски Пекера и Сарринга по реконструкции в детальные чертежи. (1)

Таким образом, мы видим, что о Форуме Траяна не совсем легко можно было найти удовлетворяющих нас сведений, хотя он считается наиболее известным и величественным среди остальных форумов.

Кроме мною перечисленных Форумов существовали и другие площади подобного рода. Известны два малых форума - Голиториум ( Овощной) и Боариум ( Бычий), также священная с четырьмя храмами площадь близ театра Помпея, называемая сейчас Ларго Аржентина. В основу планировки республиканских храмов Ларго Арджентины был положен архаический принцип однорядного повтора. Это храмы Ларов, II в. до н. э. и Юноны или Ютурны, III в. до н. э. Планами и ордером они отличаются друг от друга. Примечательно введение в общий комплекс круглого храма, который с того времени часто будут строить по соседству с прямоугольным - не только в Риме или в Тиволи, поблизости от столицы, но и в далеких провинциях. Наиболее полное представление о культовых сооружениях дают сохранившиеся лучше других круглый и прямоугольный храмы на Бычьем Форуме. Прямоугольный в плане ионический псевдопериптер - тетрастиль, ранее называвшийся храмом Фортуны Вирилис, теперь, принимая во внимание, что рядом был порт Рима, определяют как храм бога Портунаса. Раскопками обнаружены его древнейшие фундаменты IV - III вв. до н. э. , но современный подиум, как и колонны, относятся ко II - I вв. до н. э. Зодчий придал всем деталям постройки, особенно колоннам, четкий ритм, воплотив римскую деловитость в архитектурные формы. Нетрудно увидеть здесь воздействие этрусков, использовавших глубокие портики, и южно италийских греков - в применении глухой тыльной стены. Зодчие начали придавать большое значение фасаду сооружений.

Стоящий неподалеку круглый периптер, связывавшийся ранее с богиней Вестой, теперь на основании найденной надписи определяют как храм Геркулеса Оливариуса - покровителя продавцов масла. Этот коринфского ордера толос - самая ранняя из сохранившихся мраморных построек Рима. (9) Двадцать колонн пентелийского мрамора, покоящиеся на туфовом постаменте, устанавливались под руководством эллинского архитектора, возможно, Гермодора Саламинского. Исполнителем не культовой статуи храма был греческий скульптор Скопас Младший, работавший в конце II в. до н. э. в Риме. Храмам на Бычьем Форуме близки и другие, строившиеся в Лоциуме в годы республики, такие, как дорический храм Геркулеса в кори ( 80 -е годы до н. э. ), круглый коринфский и ионический прямоугольный храмы в Тиволи( нач. I в. до н. э. ), сооружения большого комплекса святилища Фортуны Примигении в Пренесте ( I в до н. э. ). Отличаясь друг от друга в деталях, эти сооружения Лациума роднит их большая связь с пейзажем; они более открыты пространству, нежели столичные, замкнутые в пределах своих форм. (8) Необходимо также упомянуть арку Janus Quadrifrons, находящуюся на форуме Боариум. Вот как описывает это сооружение Стендаль: "Это массивное сооружение имеет четыре фасада, и покоится оно на четырех больших столбах. Арка Janus Quadrifrons состоит из четырех глыб белого мрамора; четыре больших столба стоят на цоколе; две наружные части каждого столба украшены каждая шестью нишами-черта очень дурного вкуса. Только в век Септимия Севера архитектура могла дойти до такой степени упадка. Такие убогие украшения были очень модными при Диоклетиане в 284 году". Как мы видим, писатель высказывает свое мнение об архитектурных приемах украшения построек, и далее он пишет: "Каков бы ни был упадок искусства в эпоху Септимия Севера по части деталей, все же можно считать, что новаторам не хватило смелости, так как общий план этой арки все же доставляет удовольствие взору" (2) Тем не менее арка Janus Quadrifront является уникальным сооружением своего времени.

Сегодня Форум - это лишь скопище немых камней, чье спокойствие нарушается только ревом и жужжанием современного Рима. Но стоит призвать на помощь воображение - и все в миг оживает. Вот, например, отверстия, обнаруженные археологами в каменном настиле: некогда сюда втыкали шесты для навесов. Такое бывало по особым случаям, когда весь Форум превращался в гигантскую пиршественную залу. Однажды Юлий Цезарь потчевал народ, выставив среди мраморных просторов Форума 22 тысячи столов. В честь другого торжественного события - похорон одного почтенного - здесь были накрыты столы под открытым небом . Внезапно поднялась буря. Ветер был настолько силен, что гражданам пришлось раскинуть навесы. Злые языки поговаривали, что это была кара устроителям, ибо те не вняли советам предсказателей, побуждавших их не пренебрегать такой предосторожностью.

Такие находки, как эти отверстия от шестов или игральная "доска", процарапанная в мраморном полу базилики Юлия, вновь возвращают жизнь Форуму, давно уже являющему собой руины, оплетенные цепкими побегами глициний и незаметно возвращающиеся в лоно каменной стихии. Но ничто так не облекает живой плотью этот мраморный остов, как сама история, записанная в анналах древности или заново воссоздаваемая учеными в наши дни.

На протяжении долгих веков римского величия люди приходили на Форум заключать торговые сделки, голосовать и принимать законы, воздавать почести своим вождям или предавать их позору, умилостивлять богов торжественными жертвоприношениями. Здесь. В храме Весты девы - весталки вершили вековые обряды. Здесь нередко одерживали верх страсти: толпа, воспламененная гневными речами ораторов, отвергала неправедные законы, а за государственные преступления мстила смертоубийством Неудивительно, что повествуя о бурных событиях, которые выпали на долю этого легендарного места - будь то стихийные бедствия, разгул нравов, хозяйственные и государственные перемены, воплотившиеся в величественных сооружениях Форума, - историки угадали судьбу самого Рима. (1) Из этой истории мы узнаем, что из года в год, при каждом новом императоре Форум становился все шире, богаче и грандиознее, постепенно застраивался новыми зданиями. В частности это подтверждают слова римских историков. Среди них Дион Кассий и Аммиан Марцеллин. Строительство нового Форума Цезарем явилось примером возведения форумов для последующих правителей. Возможно, каждый из императоров стремился превзойти другого. Постоянное стремление к совершенству и превосходству давало возможность к поиску новых решений, применению новых приемов в строительстве, к выработке новой техники построения зданий. Кульминационной точкой среди форумов явился Форум Траяна, вызывавший удивление и восхищение современников. Это действительно было грандиозное сооружение, воплотившее в себе величие и красоту Рима, вобравшего в себя замыслы всех императоров, стремившихся выразить через него свое могущество, славу и величие. Всего насчитывается 5 форумов: Форум Юлия Цезаря, Октавиана Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Каждый из них по -своему уникален, неповторим и загадочен.

    Главные святыни Древнего Рима.

Особенно важно подробно рассказать о главных святынях Древнего Рима, проследить их историю и назначение. Это я и попытаюсь сделать в данной части моей работы Одной из главных святынь Древнего Рима был Комиций - круглое пространство, 91, 4 метра в поперечнике, с северо-западного края Форума, располагавшееся чуть ниже, чем остальная площадь, и поэтому снабженное рядом ступеней. Еще в эпоху республики считалось, что это место имеет древнюю историю, ибо именно здесь первые цари Рима встречались с народом. И с той далекой поры Комиций оставался неизменным местом собраний. Здесь граждане голосовали в пользу войны или мира, как правило, утверждая предварительно вынесенное сенатом решение. Недавние раскопки подтвердили древность Комиция, исследовав семь последовательно залегающих слоев, археологи воочию убедились в том, что Комиций существовал и в эпоху самого раннего исторического пласта.

К Комицию примыкала изогнутая трибуна - Ростры. Своим названием (слово "ростры" - латинское rostra - означает "носы кораблей") она обязана украшавшим ее военным трофеям - бронзовым носам кораблей, захваченных в 338 г. до н. э. в морском сражении с жителями Антия. С этого подиума ораторы (такие, как Цицерон), стоя в тени Капитолия, обращались к народу с пламенными речами. Здесь магистраты выносили судебные решения, выступали с публичными заявлениями, осуждали предателей и лишали имущества, врагов отечества.

Но было так, что Юлий Цезарь велел разобрать Ростры и выстроить заново неподалеку от прежнего места. Именно с этих новых Ростр Марк Антоний произнес свою надгробную речь на смерть Цезаря от рук Брута и других заговорщиков. Во времена гражданских смут здесь сжигали тела предательски убитых героев, причем подобный обряд порой доводил народ до неистовой коллективной ярости и скорби. В 52 г. до н. э. , во время одного особенно не спокойного похоронного ритуала пламя от погребального костра перекинулось на Курию, находившуюся позади, и здание сената сгорело дотла. Курию начали было отстраивать заново на том же самом месте, но вскоре указом Юлия Цезаря для заседаний сената было возведено совершенно новое здание, в 30 метрах к западу от прежнего. Ныне там стоит здание Курии, построенное в III веке н. э.

В республиканском Риме в Курии принимались важные государственные решения. Сенат - первоначально совет старейшин (senex - "старец"), состоявший из представителей виднейших аристократических родов Рима, - существовал с архаической эпохи царей, на несколько столетий пережил республиканский строй и исчез лишь тогда, когда рухнула сама Римская империя. В конце II века до н. э. в состав сената пожизненно входили бывшие магистраты, после того как истекал срок их службы. В течение первых четырех веков н. э. он все более пополнялся чужеземцами и простолюдинами. Формально сенат считался совещательным органом и проводил советы с консулами - двумя высшими должностными лицами Рима, избиравшимися для управления городом ежегодно.

Чужеземцы нередко оставались потрясены величием сената: один из посланников назвал его "собранием царей". От сената исходили постановления и приказы, во время Пунических войн повлекшие за собой разрушение Карфагена. Сенат посылал в походы войска, заключал мирные договоры, направлял на чужбину чиновников, чтобы важнейшие богатые провинции находились под бдительным присмотром, и даже решал вопросы о праве наследования царской власти, если в отдаленных землях случался такой спор. Все это и многое другое оставалось во власти сената до тех пор, пока ряд влиятельных полководцев - среди них и Юлий Цезарь - не подготовили почву для императорского правления. Когда правительство оказалось у императоров, сенат продолжал заседать, но в значительной мере утратил былые права. Ему пришлось уступить императору надзор за двумя источниками римского могущества - войском и казной. В свою очередь управление денежными запасами Рима находилось в руках квесторов (quaestor по-латыни буквально "изыскатель") казначеев, заведовавших государственными доходами и расходами. Государственная казна хранилась в храме Сатурна, который располагался в нескольких шагах от Комиция и Курии, в западной части Форума. Здесь же хранились две бронзовые скрижали, на которых были выбиты главнейшие законы римского государства. Сами скрижали давно исчезли, но сохранились железные петли и отверстия в тех местах, где таблички крепились к стене храма.

Обычно знатный римлянин занимал место в сенате, уже преодолев немало ступенек на лестнице гражданских и военных чинов. Он мог быть претором (praetor буквально "идущий впереди") - должностным лицом, вершившим правосудие. Он или его представитель всходил на трибуну претора, возвышавшуюся у восточного края Форума, дабы провозгласить судебные решения или отправить какого-нибудь преступника в тюрьму (career), находившуюся в северо-западном углу Форума. Там осужденный томился в ожидании казни. Смертный приговор приводили в исполнение у городских ворот, среди мрака и зловония.

Форум был не только ареной светской власти: это было еще и священное место. С первых дней республики, когда наступали трудные времена, на Форуме консулы взывали к небесному владыке Юпитеру - храм, посвященный ему, венчал собою Капитолий, - дабы тот ниспослал им знамение. А знамений в небесах было предостаточно: рисунок птичьего полета, частота громовых раскатов - все это опытный гадатель мог без труда растолковать. На Форуме стоял храм Кастора и Поллукса - близнецов, вначале фигурировавших в греческой мифологии как смертные герои, но постепенно превратившихся в богов. Согласно легенде, они впервые явились на Форум в V веке до н. э. , приняв обличье блистательных всадников, и предрекли римлянам успех в важной битве. Все, что осталось теперь от их святилища, - это последний фрагмент колоннады, окружавшей храм: три коринфских колонны из греческого мрамора. Они достигают в высоту 12, 5 м и стоят на подиуме в 4, 5 м, словно паря над Форумом.

На форуме находилась Регия. Вначале это была простая постройка со стенами из сырцового кирпича или досок. Позднее ее снесли и на протяжении следующих пятисот лет много раз перестраивали. Регия была священным храмом и официально считалась обителью понтифика, или верховного жреца (pontifex maximus) Рима. В святилище бережно хранились двенадцать больших священных щитов. Эти щиты были окружены таким почитанием, ибо считалось, что один из них некогда принадлежал самому богу войны Марсу. По преданию, он упал с неба, и оракул возвестил, что место его падения станет средоточием будущей державы. Однажды царь Нума Помпилий, первый обитатель Регии (regia - "царские чертоги"), приказал выковать одиннадцать точных подобий этого щита, чтобы никто из врагов Рима не смог узнать и похитить божественную святыню. (1) Реставрированное в начале империи в виде небольшого мраморного здания, оно было украшено помещенными на наружных стенах Fasti consulares et triumphales (т. е. годичными списками высших должностных лиц и победоносных полководцев); обломки этих надписей хранятся в Капитолийском музее ( Fasti Capitolini). Равным образом на наружных стенах Regiae были приведены и календарные даты. (4)

Далее под сенью Регии располагалась столь же, если не болee, чтимая святыня маленький округлый храм Весты, древнеримской богини домашнего очага. Об этом сооружении необходимо сказать особенно подробно. По форме и устройству храм напоминал жилища первых почитателей ее культа - скромных земледельцев, населявших эту местность. Еще до 700 г. дo н. э. эти древнейшие жители Рима захоранивали прах своих в маленьких глиняных сосудах, повторявших по форме круглые хижины с соломенной кровлей, служившие им жилищем. Такие погребальные "урны" были найдены во время недавних раскопок. А изображения на монетах, чеканившихся во время правления нескольких императоров, и великолепный мраморный рельеф, украшающий храм, говорят о том, что сколько бы раз его ни разрушали и ни перестраивали, храм неизменно сохранял свою круглую форму. Пусть со временем на него шли все более прочные и дорогие материалы, Овидий напоминал нам:

Храм, что под бронзой теперь, тростником ты увидел бы крытым, Стены его сплетены были из гибкой лозы.

А историк Плутарх сообщает о том, что форма здания будто бы была предписана Нумой Помпилием, который и ввел культ Весты, дабы облик храма отображал форму самого мира, в центре которого пылает нетленный огонь.

С доисторических времен святилище этого древнего средиземноморского божества блюли шесть девственниц-весталок. Вначале эти жрицы избирались из стариннейших патрицианских семейств Рима, но затем, так как не всегда хватало желающих, властям пришлось оставить прежнюю привередливость и обратиться к низшим сословиям, а в самые тяжелые времена даже довольствоваться дочерьми вольноотпущенников. Весталки принимали жреческий сан в возрасте от шести до десяти лет, давали обет целомудрия и служили в течение тридцати лет, хотя, судя по сохранившимся записям, иные жрицы проводили в Доме весталок (Atrium Vestae, буквально - "чертог Весты") всю жизнь. (1) Atrium Vestae своего рода жилище весталок или "женский монастырь"; в реставрации императорского периода это было красивое двухэтажное здание с обширным двором и садом (пристилем), украшенном статуями старших весталок (Virgines Vestales Maximae); сохранились остатки портика, окружавшего двор, остатки здания, где еще видны, между прочим, стены 6 келий, по числу весталок, и несколько статуй с пьедесталами , украшенными надписями с именами жриц. (4) Жрицам вверялось множество культовых и хозяйственных обязанностей, причем даже в мелочах им следовало неукоснительно придерживаться целого свода древних правил и запретов. Например, воду они должны были приносить из священного источника за городскими пределами, а нести ее домой позволялось лишь в сосуде неудобной формы, который нельзя было поставить на землю. Но жизнь в доме весталок, украшенном мраморными колоннами, нельзя было назвать безрадостной. Весталки имели ряд привилегий, немалый денежный достаток и высокий общественный статус. Они пользовались правом, мало еще кому доступным, разъезжать по городу на колесницах, занимали лучшие зрительские места на гладиаторских боях и были почетными гостями на всех общественных торжествах и частных пиршествах. Например, в 69 г до н. э. четыре старейших весталки присутствовали на пиру в честь жрецы Марса, только что вступившего в должность. Среди тридцати блюд, описанных в документе той поры, были дрозды со спаржей, а также хитроумное лакомство, приготовленное из кабаньей головы, свиного вымени, утки, зайца и рыбного фрикасе. Римские историки оставили немало сведений о жизни весталок, но наибольшая заслуга в археологическом исследовании этого культа по праву принадлежит Эстер Ван Деман, профессору Маунт - Холиокского колледжа из Америки. В 1901 г. она начала свои полевые исследования храма Весты, изучая статуи весталок, надписи, имеющие отношение к культу Весты, и развалины дома весталок. Вскоре Ван Деман расширила свою археологическую деятельность в Риме и получила признание в ученых кругах. Ее нисколько не заботили негласные общественные установления, которых придерживались ее более консервативно настроенные современники. Римские друзья вспоминали Ван Деман как даму, совершенно чуждую условностям моды, вечно в своей желтой шляпке, которая ей была совсем не к лицу. Когда ее наконец уговорили купить новое платье для предстоявшей поездки с лекциями по Америке, укладываясь в дорогу, она завернула в обновку свои археологические образцы для показа.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать