Римская империя - (реферат)

Римская империя - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

1. Кризис и падение республиканского строя и переход к империи. Принципат и доминат - 2 этапа в развитии Римской империи

2. Исторические условия создания Законов XII таблиц и общая характеристика памятника

Причины: расслоение общества свели на нет респуб. = и народовластие; рим. респуб. институты сложились как органы управ-ия городом, а не империей; невозможно устранять рабовлад. классы от полит. власти. Шло обезземеливание и разорение коренного рим. крестьянства. 133 - трибун Тиберий Гракх предложил закон о макс. размере землевладения (1000 югеров - 250 га на семью). Он 3 раза нарушил конституцию Рима: потребовал смещения своего коллеги Октавия, противившегося реформе; предложил, чтобы народ. собр. решало вопрос о субсидиях; добивался избрания на новый срок. Сенат сопротивлялся; Тиберия убили. 123 - трибун Гай продолжил политику брата (закон о введении тайного голосования в народ. собр. ), его убрали. 111 до н. э. - закон Тория - конец общественной земле. 212 н. э. - рим. гр-во всему населению Италии. Сулла после Союзнической войны, опираясь на армию, установил бессрочную диктатуру (82-79), присвоил законодат. ф-ции и право произвольно распоряжаться жизнью и им-вом гр-н, предоставил новые права сенату, ограничил в правах народные собрания, лишил власти трибунов. 74 - восстание Спартака. С 59 г. - Цезарь - консул; против сената 2 земельных закона провёл через комиции, отклонив вето трибунов. С 46 г. - диктатор на 10 лет, 44 г. - пожизненно. Октавиан Август (27 до н. э. 14 н. э. ) - преемник Цезаря.

Период империи делится на принципат (27 до н. э. - 193 н. э. ) и доминат (284-476). Принципат: действуют все респ. учреждения; император - принцепс (первый из сенаторов); сословия нобилей (латифундисты, сенаторы) и всадников (чиновники); декурионы управляли городами; ужесточение рабовлад. мер; пекулиатные отн-ния и появление колонов; насильственное цехование; отнятие у комиций суд. власти; сенат стал общеимперским; двор - средоточие высших учр-ий; армия постоянная и наёмная. Доминат: ведомства управляют империей (фин. , воен. ); имп. Диоклетиан (284--305); реформы: верховная власть у 4 соправителей (августы и цезари) - тетрархия, армия делится на мобильную и пограничную, разукрупнены провинции и объединены в диоцезы (12), введение единого прямого налога в натуре, золотой монеты, эдикт (301) о максимальных ценах на товары и размерах зарплаты, землевладелец мог посылать в армию опред. число зависимых людей; имп. Константин (285-337); реформы: разрешение исповедовать христ-во (313), закрепощение крестьян-колонов (332) и закрепление ремесленников (317), столица империи - Византий (с 330 - Константинополь); разделение империи (395); 476 - глава герм. наёмников Одоакр свергает Ромула-Августула - конец Др. Рима. В первые века римской республики земля - агер публикус. Пахотной земли мало, как и скота®Агрессия против соседних племён с военной оккупацией их земель, требования к гражданам быть воинами. Публичный характер земли был основанием к её справедливому переделу: закон Лициния-Секстия 367 до н. э. запретил приобретать более 500 югеров общественных земель и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого и 500 голов мелкого рогатого скота. Создание законов связывается с борьбой патрициев и плебеев. Выработаны комиссией децемвиров в 451-450 гг. Законы размещались на 10 таблицах, которые не удовлетворили плебс. Создана новая комиссия, дополнила ещё 2 таблицами. Начертаны на деревянных досках, окованных медью, выставлены на Форуме. Знание Законов было обязательно. Строгий формализм (ошибка в форме судоговорения проигрыш дела). Регулировали сферу семейных и наследственных отношений, нормы о займовых операциях, уголовных преступлениях, но не касались государственного права. По своей сути Законы представляли собой обработку и консолидацию обычного права Рима. Влияние на них оказало греческое право южно-италийских полисов. Были включены новые положения, отступающие от норм обычного права (штрафы вместо талиона). Отражали сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе отпечаток религиозных ритуалов. С 4-3 вв. Законы корректируются преторскими эдиктами. Формально действовали до 4 в. (были отменены в ходе реформ Юстиниана). Не сохранились, т. к. погибли в 390 г. до н. э. при нашествии галлов, их содержание реконструировалось на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов.

3. Особенности развития феодального государства и права Китая 4. Особенности развития феодального государства и права Японии Во 2 в. н. э. пала Ханьская империя, образовались 3 самостоятельных государства: У, Шу, Вэй (победил в войнах), утвердилась династия Цзинь (265-420). 280 - указ имп. Сыма Янь об изменении системы землепользования (каждый трудоспособный земледелец (мужчина или женщина 16-60 лет) им. право на полный надел земли; 2/5 урожая - государству, остальное - себе; 13-15 лет и 61-65 лет - половина надела; дети и старики не платили податей, без земли; податное население налог в виде шёлковых тканей и ваты, 20 дней казённых работ в год). Чиновникам земли давались в зависимости от ранга, не облагались налогами и повинностями и обрабатывались крестьянами-арендаторами. Конец 3 в. - захват Сев. Китая гуннами, господство племени тоба, утверждается династия Северных Вэй, прекращаются войны. 485 - система "равных полей" (гос. собственность на землю; крестьяне 15-70 лет получают участки для целевого пользования) - прикрепление крестьян к земле через сельскую общину, способствовала увеличению частного землевладения. Органы власти и управления формировались по древнему образцу. Китайские чиновники играли важную роль в управлении государством. Была введена должность военных губернаторов (цзедуши), облечённых огромными военными полномочиями для борьбы с кочевниками и пр. Китайский язык стал государственным, тобийцы восприняли китайскую культуру и религию. В государстве Северных Вэй сложилась раннефеодальная монархия. 2-я половина 6 в. - династия Суй объединила Север и Юг. Усиление центр. власти, дальнейшее закрепощение крестьян, перепись, уменьш. надел, увеличен налог и труд. повинность®восстания крестьян, мятеж феодалов, смута, воцарение династии Тан. Мероприятия: ликв-ция подат. долгов, уменьш. гос. барщина, освоб-сь проданные в рабство крестьяне, феодалам запрещалось убивать крестьян, 624 - декрет: каждый взрослый мужчина им. садово-огород. вечный надел и пахотный надел на время трудоспособности, престарелые, женщины, подростки - небольшие наделы, гос. рабы м. получить землю, кажд. 10-й месяц - перераспределение пахотных наделов, они м. быть предметом сделок только в исключительных случаях; продуктовая рента-налог с крестьян, гос. барщина - 20 дней в году, крестьяне прикреплялись к земле лично и экономически. Сильное централизованное гос-во с хорошо налаженным бюрократическим иерархическим аппаратом (все жители империи вассалы императора; знать по группам в зависимости от титулов; чиновники делились на 9 рангов; крестьянство - "добрый народ" (обрабатывали землю и несли повинности) и "дешевый народ" (держатели земли у частных лиц, рабы, слуги); каждая соц. группа ведёт свой образ жизни). Во главе император (Сын Неба) с неограниченными правами; 2 цзайсяна (помощника); 3 палаты (1-я ведала органами исполнительной власти, другие готовили и обнародовали указы, орг-ли церемонии); особые управления, обслуживающие императора и его имущ-во; палата инспекторов (наблюдение за аппаратом). Гос. должности замещались по системе гос. экзаменов. Империя поделена на провинции, округа, уезды. Деятельность официальных звеньев гос. аппарата не шла дальше уезда. На более низком уровне действовали неофициальные органы местного управления, в которых огромная роль принадлежала представителям образованного слоя - шеньши, не имеющего официальных должностей и рангов.

5-7 вв. - утверждается специфическая "азиатская" социально-экономическая и социально-политическая структура с традиционными формами земель. собственности и эксплуатации крестьян, укрепляется централизованное государство в форме империи, складывается нормативная основа традиционного права. Конфуцианство определяющий элемент китайского средневекового государства и права. Религиозный плюрализм, отношение к религии как к простому учению, отсутствие прямой связи между государственной властью и ортодоксальной религиозной системой определяли отсутствие: института вероисповедания - судов инквизиции, сословия духовенства. Полное, неограниченное господство государства с его сакральным авторитетом над религиозными организациями в политическом, административном, правовом, идеологическом отношениях было окончательно закреплено в Китае в империи Тан (7 в. ), в которой ни один из религиозных институтов не имел даже номинальной автономии. Важными источниками права были закон, императорский указ; основой указа являлась конфуцианская традиция, отобранные конфуцианскими идеологами и возведённые в императив, в догму образцы поведения, нормы конфуцианской морали (ли).

6-7 вв. - усиливаются социальное расслоение и формирование государства. Японию втягивает в сферы своего культурного воздействия Китай как центр конфуцианско-буддийской цивилизации. На трансформацию форм средневекового государства Японии огромное влияние оказала узурпация власти императора в 12 в. сёгуном. Военная диктатура феодальной верхушки. 18-первая половина 19 вв. зарождение капитализма в форме мануфактурного производства. 5. Абсолютизм в Германии и Испании

6. Обязательственное, семейное, наследственное право и судопроизводство по Законам XII таблиц.

Конец 15- первая половина 16 в. - экономический расцвет. Ни один город не стал хозяйственным центром. Большая неравномерность экон. развития по районам. Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг). Крестьянская война 1524-26 (разорение духовенства, дворянства, городов) выгодна только князьям. Тридцатилетняя война (1618-48): северогерманские князья боролись против усиления императорской власти и централизма и победили. Вестфальский мир (князья получили право заключать союзы друг с другом и иностранными государствами) привёл к торжеству партикуляризма. Сословно-представительные учреждения пришли в упадок и прекратили своё существование. 1) Абсолютизм сложился не в рамках всей Империи, а в пределах отдельных княжеских владений (их стало более 300). 2) Княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, победы над буржуазным движением и подчинения слабой буржуазии князьям (в других странах утверждение абсолютизма - результат временного равновесия дворянства и буржуазии). Власть императора распространялась только на земли его домена. Не было единых общеимперских законов в области права, не было единого войска, администрации и единой монеты. Власть императора была номинальной, князья имели политическую самостоятельность.

В 1479 Кастилия и Арагон объединились и образовали Испанию. Здесь абсолютизм приобрёл наиболее уродливые формы и причинил наибольший вред. Происходило укрепление абсолютизма (особенно чиновничества: 1 на 5 человек населения), церкви (на 8 млн. населения приходилось 200 тыс. свящ-ков и 100 тыс. монахов и монахинь), и крупных феодалов-латифундистов. 1478 - учреждение испанской инквизиции, самой могущественной и беспощадной в Европе. Монархия препятствовала развитию промышленности и торговли в угоду своему дворянству. Непроизводительные траты дворянства и духовенства, утечка капиталов в связи с обширными закупками товаров в др. странах, бесконечные войны (16-17), значительная эмиграция и сужение с/х деятельности, ослабление ремесла, мануфактур и торговли подорвали экономические основы Испании. Бесчисл. и разнообразные налоги разоряли налог, не улучшая фин. дел гос-ва (через каждые 20 лет короли объявляли гос. банкротство). Эк. упадок привёл к полит. ослаблению монархии. Долго сохранялись феод. пережитки. Хотя крепостное право было уничтожено на всём полуострове (кроме Арагона) в начале 16 в. , личная зависимость крестьян сохранялась. Дворянство: сеньоры-гранды (старинная аристократия), кабальерос и идальго - обладало исключительным правом на земельную соб-ть, вывоз шерсти и разведение овец, не занималось ремёслами и торговлей. В силу св. власти или поземельных отношений сеньоры продолжали требовать от крестьян выполнения всех феод. повинностей (военная служба, дорожная пошлина, пошлина на товары и торговые сделки, за убой скота). Городские коммуны утратил своё эк. значение и полит. влияние (представительство в кортесах - в 1538). С 17 в. крестьяне платят налоги в пользу короля. Низшие слои народа - батраки и пеоны - не имели ни имущ-ва, ни опред. занятий. С ослаблением империи она теряла колонии. После смерти Карла 2 на престол сел Филипп 5 - основатель династии Бурбонов в Испании. Испания вступила на путь экономических и культурных реформ в духе просвещённого абсолютизма (закончилась в 18 в. ). В конце 18 в. стала развиваться пром. буржуазия. Ограничены земельные права дворян и монастырей, иезуитов изгнали из страны, строились оросительные каналы и дороги, открывались рудники, развивались торговля и культура. 19 в. нашествие Наполеона и буржуазные революции (1808-14, 1820-23, 1834-43 - все свергали абсолютизм, но он всё равно восстанавливался). 1812 - кортесы (законодат. орган) издали конституцию (независимость испанской нации и нац. суверенитет, равенство всех перед законом, колонии уравниваются в правах с метрополией, запрет работорговли, отмена феод. привилегий дворянства, ликв-ция инквизиции). После разгрома Наполеона (1813) на престоле утвердился Фердинанд 7, отменил конституцию и все декреты кортесов, восстановил инквизицию и абс. монархию. 1931 - окончательная ликвидация абс. монархии.

Договоры немногочисленны и формалистичны, им. односторонний характер (правом требования обладает кредитор, должник - только обязанностями). Кроме обычных займовых операций, нексум - самозаклад должника (долговое обязательство под гарантию свободы). Судьба неоплатного должника по законам 12 таблиц была невыносимо тяжелой. Вначале ему давалось 30 дней на уплату долга. По истечении этого срока кредитор вел должника к магистрату, где объявлял сумму долга и его основание. Если и тогда не было оплаты долга кредитор вел должника к себе домой и заковывал его (т. н. долговая тюрьма). В течение 60 дней кредитор был обязан 3 раза выводить должника на рыночную площадь и объявлять сумму долга. Если ни у кого не возникало желания отдать или отработать этот долг, то должника убивали или продавали в рабство. При наличии нескольких кредиторов должника м. резать на части. От долговой кабалы страдало много плебеев. 326 - закон Петелия (о запрещении долгового рабства). Обязательства из деликтов (правонарушений) личной обиды, членовредительства, воровства.

Строго патриархальная агнатическая семья. 3 формы заключения брака: 1) религиозный обряд (съедание лепёшек и торжественная клятва жены), 2) покупка невесты; 3) сине ману (в т. ч. свобода развода для жены, она забирала приданое и приобретённое в браке) следовало обновлять ежегодно (на 3 дня). Характерна сильная отцовская власть. После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, если было завещание, то следовало слепо повиноваться ему. Сначала нельзя было завещать при наличии детей. Вдова покойного получала часть для собственного пропитания и содержания малолетних детей.

Подавляющее большинство дел рассматривалось в частном порядке. Легисакционный процесс состоял из стадий "ин юре" (стороны являлись к претору, произносили клятвы по формуле, претор следил, назначал день суда, сумму залога и судью), "ин юдицио" (дело рассматривается судьёй или коллегией судей по существу, допускается представительство сторон и адвокатов, судьи слушали свидетелей, доказательства, стороны и выносили окончательное решение). В уголовных делах магистрат использовал инквизиционную процедуру, в течение процесса поддерживал обвинение, вёл допрос. Исполнение смертного приговора требовало одобрения народного собрания.

7. Общее и особенное в становлении и развитии сословно-представительных монархий в Западной Европе

8. Право государства франков по Салической Правде (общая характеристика) Экономический подъём в 13-15 вв. , связанный с ростом городов и развитием торгового оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западноевропейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальной объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий. Салическая Правда составлена в правление Хлодвига (507-511). Текст не сохранился. Имеет казуистический характер, отличается формализмом. Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Часть земли - личные владения короля; крупные землевладения приближённых его; основная часть земли - у сельских общин. Дома и приусадебные участки - в индивидуальной собственности семьи. 2-я половина 6 в. - эдикт короля Хильперика (в случае отсутствия сына земля передаётся дочери, брату, сестре умершего, но не соседям; земля стала объектом завещания, дарения, купли-продажи). Слабо освещаются обязательственные отношения (неразвиты товарно-денежные отношения и частная собственность). Упоминаются купля-продажа, ссуда, заём, наём, мена, дарение. Право собственности передаётся публично путём передачи вещи. Неисполнение обязательств®имущественная ответственность. Просрочка исполнения обязательства®дополнительный штраф. Упоминаются обязательства их причинения вреда. Брак заключался в форме покупки невесты. Похищение наказывалось штрафом. Препятствия к браку: другой законный брак, объявление лица вне закона, наличие близкого родства, несвободное состояние. Расторжения брака в "правде" нет. Жених вносил брачный дар, после смерти передавался детям.

Аллод - наследственное владение. Наследование по закону: движимое имущество наследовалось в порядке: дети, мать, братья и сёстры, сёстры матери, сёстры отца, ближ. родственники; недвижимое (земля) не наследовалось женщинами. По завещанию: путём дарения (аффатомии) публично в народном собрании; сначала имущество передавалось третьему лицу, которое < чем через год после смерти завещателя передавало имущество указанному лицу.

Определения преступления “правда” не дает, но из смысла статей, посвященных преступлениям вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные “правде” преступления можно свести к 4-м видам: 1. Преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др. 2. Преступления против собственности (кража, поджег, грабеж). 3. Преступление против порядка правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство). 4. Нарушение предписаний короля.

В “правде” упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но и литы и рабы. Цель наказания -возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Отмирание кровной мести. Вместо нее - выкуп (вергельд - за убийство, пеня - за менее тяжкие). Выкуп был высок, и платился семье убитого, родственникам и казне. Размер выкупа зависел от тяжести преступления, национальности, сословия (штраф за убийство королевского слуги в 3 р. больше, чем за убийство простого свободного человека), возраста и пола потерпевшего (жизнь свободного франка 200 солидов).

Судебный процесс носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство в одинаковых формах. Дело возбуждалось по инициативе истца. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, состязательным, отличался строгим формализмом. Было 3 вида доказательств в судебном процессе: соприсяжничество (когда родственники или друзья являлись свидетелями “доброй славы” обвиняемого), свидетельства очевидцев, ордалии (когда преступник устанавливался с помощью божественной силы (существовало испытание "котелком”, от которого также можно было откупиться), к ордалии обычно прибегали, когда не было соприсяжников). Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под предводительство выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, роль народных заседателей исполняют скабины, выбираемые графом из лучших людей округа на пожизненный срок, высшей судебной инстанцией является суд короля.

    9. Государственный строй Древнего Рима в период республики

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать