Римская империя - (реферат)
p>Законодательство 60-70 гг. значительно гуманизировало и демократизировало важнейшие институты семейного права. Об этом свидетельствуют законы: 1968 Великобритании, 1970 Франции и США, 1976 Германии. Утвердилось юридическое = супругов в области семейных отношений. Улучшено правовое положение внебрачных детей. В Германии, Италии, Швейцарии отказались от юридического понятия “главы семьи”. Большинство национальных законодательств признает право замужней женщины на самостоятельный выбор рода своей деятельности. Дальнейшую регламентацию получили имущественные отношения супругов. Их 2 вида - договорной (заключение брачного контракта, составляемого до регистрации брака, определяющего правовой режим имущества каждого из супругов, принадлежащего им до брака, и возможно будущего совместно приобретённого в браке, возможных будущих расчётов супругов в области имущества и др. ) и легальный (по предписанию закона). Легальный режим получил распространение в следующих видах: 1) раздельное имущество (Великобритания, Германия, штаты США); 2) общее имущество (Франция, нек-рые кантоны Швейцария, 8 штатов США) - все, нажитое в браке - общее, но личной собственностью каждого является добрачное имущество и полученное в браке в качестве дара или наследства, а также приобретённое за счёт прибыли от добрачной собственности и от собственного заработка; 3) отложенное общее имущество (Дания, Норвегия) - функционирует режим раздельного имущества, но при разводе все, нажитое в браке имущество объединяется и делится поровну между супругами, причём из совместно нажитого имущества исключается всё, что предусматривается режимом общего имущества.

67. Антитрестовское, трудовое, социальное законодательство. 68. Уголовное право и процесс в Новейшее время в развитых капиталистических странах (США, Великобритания, Франция, Германия).

Антитрест. зак-во 1890 - закон Шермана (США): незаконны объединения между крупными корпорациями (н-р, тресты), направленные на монополизацию торговли и производства и на ограничения торговли между штатами или с иностранными предпринимателями; уголовно-правовые санкции за нарушение закона. Оказался неэффективным (18 лет за первые 10 лет), использовался против профсоюзов и стачечного движения. Определение объединения, препятствующего торговле между штатами, было расплывчато и распространено на рабочие союзы. 1914 (Закон Клейтона), 1936 (Закон Робинсона-Патмена), 1950, 1955 - федеральные антитрестовские законы, также антитрестовские законы в отдельных штатах (кое-где раньше шермановского). Нормативные акты подобного рода были приняты в др. экономически развитых странах (1947, 1953 - Япония, 1948, 1956, 1965, 1976 - Великобритания, 1945, 1986 - Франция). Различают 2 системы: американская (доктрина юр. запрета на создание объединений с целью монопольного господства в том или ином секторе рыночного хозяйства) и европейская (доктрина юр. проверки деятельности фирм в целях пресечения их монополистических злоупотреблений). С образованием ЕЭС антитрестовское законодательство западноевропейских стран более унифицировано. Но везде оно не является стабильным и не мешает появлению транснациональных компаний. Трудовое зак-во, как отрасль социального законодательства, сложилось в 20 в. , и возникло оно потому, что собственники были обеспокоены коллективной борьбой трудящихся. Боязнь революционных потрясений вынудила собственников связать себя определенными обязательствами по отношению к трудящимся. Возникновение различных институтов, связанных с трудовым правом в разных странах происходило в разное время и постепенно. Трудовое право не стабильно: содержание его институтов часто меняется как в сторону расширения демократических прав трудящихся, так и в сторону их сужения; претворение в жизнь его демократических положений во многом зависит от силы профсоюзов и других массовых объединений трудящихся. Вопросы трудового права: продолжительность рабочего дня, время и режим отдыха, уровень зарплаты, охрана труда, признание профсоюзов и их права на заключение коллективных договоров, на забастовку, демократический порядок решения споров. В разных странах по разному, но есть общее: 1918-1920 - рабочий день 8 часов (до этого 10-14); рабочая неделя 40-46 часов; легализация профсоюзов и их прав на заключение КД; 1918 - закон о КД в Германии, 1919 - во Франции, 1935 - закон Вагнера в США (принцип "закрытого цеха"); КД для всей промышленности (как общенациональные нормативные акты) о размерах зарплаты, надбавках в связи с инфляцией, премиях, охране и дисциплине труда, профподготовке, арбитраже. Признаётся право на забастовки, но ограничивается (закон Тафта-Хартли: предупредительный период 60 дней, право правительства приостановить забастовку на 80 дней). Социальное зак-воначало бурно развиваться после окончания 2-й Мировой Войны. В большинстве развитых стран трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и др. В последние 10-летия появились законы, облегчившие жизнь малоимущих семей в области медобслуживания, образования и жилья. Но законодательство такого рода фрагментарно и нестабильно. Фонд соц. обеспечения формируется из многих источников, среди которых важные - соц. страхование, гос. дотации, "универсальная система". Система соц. страхования предусматривает страховые взносы наёмных работников и предпринимателей, выплату пенсий, пособий по безработице, инвалидности, временной потере трудоспособности. Гос. дотации формируются из средств бюджета. Они направляются тем, кто официальной проверки был признан не имеющим средств к существованию, дополняет социальное страхование. “Универсальная система” предусматривает формирование пенсионного фонда за счет налога, взимаемого со всех граждан, имеющих доход. Размеры пенсий одинаковы для всех, а пенсионный возраст высок.

Уголовное право характеризуется попеременной сменой прогрессивной и регрессивной тенденций в своем развитии. Наиболее резкие зигзаги были в уголовном праве Германии. Веймарская рес-ка сохранила УК 1871, к-рый был построен на зависимости тяжести наказания от тяжести преступления, а потом этот УК отредактировали в духе республики (провозгласили либерально-демократические принципы, однако ввели смертную казнь за антигосударственную деятельность, ужесточавший наказание за призывы к забастовке. Нацистский рейх (1933-45) ужесточил уголовные наказания и все уголовное право в целом. Широкое распространение получила внесудебная расправа. Это явилось примером для других нацистских государств. После разгрома нацистов на основании Потсдамских соглашений нацистское законодательство было отменено, восстановлен УК 1871 с редакциями до 1933. После принятия Конст. 1949 ФРГ наметилась демократизация угол. права (ст. 102 отменила смерт. казнь). 1969-1975 реформа УК: исключены религиозные преступления, сужена сфера хоз-ных, штрафы на 80 % заменили более тяжкие наказания. Пошла волна отмены смертной казни в ряде стран Европы. Развитие угол. права в странах с западной демократией (США, Франция, Великобритания) также было неоднозначным. Принятые в США ряд законов в этой области (Смита 1940, Маккарэна-Вуда 1950, о контроле за подрывной деятельностью 1954) настолько нарушали конституционные права граждан, что это признал даже Верховный суд. Этому способствовали "каучуковые" формулировки норм угол. законодательства. Сохраняется угол. прецедент, что способствует ведению единой уголовной политики. В конце 60-х усил-сь демократические начала в угол. праве. Примерный УК 1962, УК штата Нью-Йорк 1967 (самый либеральный). В настоящее время в США действует параллельно 2 системы угол. зак-ва - федеральный УК (УК 1909 в редакции 1948) и УК штатов. Уголовное право Англии почти целиком состоит из судебных прецедентов (правовые установления, сформулированные в приговорах какого-либо высокого суда Великобритании, принимаемые за основу при разрешении др. аналогичных дел судами низшей и равной им инстанции. Прецедент м. б. изменён или отменён парламентским актом). Это дает возможность судьям выбрать из множества прецедентов тот, который им больше нравится. "Общее право" отличается архаичностью, сложностью, противоречивостью. УК нет, издаются консолидирующие законы (кодификации по отдельным видам преступлений): закон об уголовном праве 1967, о криминальном повреждении имущества 1971, об уголовно-наказуемом покушении 1981 и др. Франция: УК 1810®УК 1994 (особое внимание преступлениям против личности; усиление уголовной ответственности за особо опасные преступления, пожизненное заключение вместо смертной казни), отмена смертной казни (1981), возможность замены тюремного заключения выполнением общественных работ, наказания ограничены штрафами. В странах с фашистским и полуфашистским режимом упраздняются все демократические начала в судопроизводстве: участия общественности (присяжных заседателей) в суде, лишение граждан процессуальных прав в уголовном процессе, и др. В 1-й половине в. в странах западной демократии либеральные основы юстиции сохранились. В Великобритании для присяжных был установлен (1922) имущественный ценз. Закон 1925: большинство угол. дел с участием присяжных рассматривалось в порядке суммарного производства полицейскими или мировыми судьями, без предварительного расследования, обвинительного акта - это ущемляло процессуальные права подсудимых. Во Франции огромное влияние в суде имеет прокуратура (даже по делам частного обвинения), судьи-профессионалы оказывали влияние на присяжных, что способствовало их объединению в единую коллегию. После поражения фашизма (во 2-й половине 20 в. ) процесс демократизировался. Но США: закон 1954 лишал свидетелей права об отказе от показаний. Великобритания: 1967 - отменятся принцип единогласия присяжных относительно вынесения вердиктов по уголовным делам, 1971 - и по гражданским. " формы процесса: состязательная (процессуальное = сторон, бремя доказывания на обвинителе, суд (присяжных) как арбитр. Великобритания, США: предварит. следствие осущ-ет полиция, атторнетура, спец. следственные комиссии, коронёры, большое жюри присяжных; предварительное произ-во в суде - стороны представляют доказательства судье, в зависимости от результатов его решается ? о предании суду; судебное разбирательство: предъявление обвинительного акта подсудимого и его отношение, формирование жюри, судебное следствие, прения сторон, принятие вердикта присяжными, установление меры наказания, вынесение приговора. 2-степенные угол. дела - единолично судьёй. Существуют "сделки о признании") и смешанная (Франция, Италия, Германия и др. В досудебном следствии ограничены средства защиты обвиняемого, в судебном - принципы гласности, состязательности, устности, непосредственности. ФУПК 1958: обвинение предъявляет и контролирует расследование прокуратура, велика роль полиции, предварит. следствие следственным судьёй (с 1988 - 3 человека), предание суду - в ведении обвинительных камер (председ-ль и 2 члена) (они же следственные органы апелляционных судов, органы надзора за деятельностью следственных судей). Уголовные дела на лишение свободы выше 5 лет рассматривают суды ассизов (3 судьи и 9 заседателей, по большинству голосов), малозначительные исправительные трибуналы, проступки - полицейские трибуналы. 69. Лига наций, её образование и деятельность.

    70. Образование ООН и её деятельность.

Проекты созд-ия межд. орг-ций по обеспечению мира выдвиг-сь с очень давних пор. Первой практич. попыткой созд-ия такой орг-ции после окончания 1-й мировой было объед-ие ряда гос-в в Лигу наций в 1919 г. Её статут, сост-щий из 26 ст. , в качестве сост. части вошёл в Версальский мир. договор. Хотя Лига отстаивала г. о. интересы крупнейш. держав кап. мира, она в опред. степени выражала идеи и настроения, господ-шие в межд. отн-ях послевоен. мира. Призывы Лиги, изложенные в статуте, часто не подкреп-сь реал. д-виями, ряд положений (уважение независ-ти всех гос-в, огранич-ие нац. воор-ий, развитие экон. и культур. связей м/у её членами на равных правах) так и остался на бумаге. Статут Лиги наций не содержал полного запрещения войн. Запрещалось лишь прибегать к войне в нарушение обяз-ств, предусм-ных в её статуте. На практике Лига наций не использ-ла даже те ограничит. возм-ти предотвращения агрессии, к-рые содерж-сь в её статуте. Лига наций д-ла по мандат. сист. , к-рая замаскировывала раздел герм. и турец. колоний м/у странами-победительницами. В первые гг. деят-ти СССР не м. вступить в Лигу наций из-за антисоветской пол-ки, господ-шей в ней. Вступив в неё в 1934 г. по приглашению 30 гос-в-членов, СССР стремился использ-ть её как арену борьбы за мир, добиваясь созд-ия сист. коллект. безоп-ти в Европе, преграждения фашист. агрессии. Однако его миролюбивые инициативы не встречали поддержки. По иниц-ве Англии и Франции в конце 1939 г. Лига исключила СССР из своего состава. С началом 2-й мировой (1 сентября 1939 г. ) её деят-ть факт-ки прекрат-сь, а в апреле 1946 г. Лига наций формально прекратила св. сущ-ие.

Москов. конф-ция министров ИД СССР, США и Вел-нии приняла 30 окт. 1943 г. Декл-цию четырёх (Китай еще) гос-в по ? о всеобщ. безоп-ти, в к-рой содерж-сь решение о созд-ии новой межд. орг-ции. Это решение было подтвержд. 1 дек. 1943 г. на Тегеран. конф-ции руков-лей СССР, США и Вел-нии. На Конф-ции экспертов в августе-сентябре 1944 г. в Думбартон-Оксе (США), предст-лями СССР, США, и Вел-нии был выработан в основ. проект устава будущ. орг-ции в виде "Предварит. предложений отн-но созд-ия всеобщ. межд. орг-ции по поддерж. мира и безоп-ти". Позднее проект одобрил Китай. На Конф-ции, однако, ряд вопросов (о порядке голос-ия в Совете Безоп-ти, судьбе подмандат. терр-рий, содерж-ии Статута Межд. Суда и др. ) остался неурегул-ным. Эти ? -ы б. решены на Крым. (Ялтин. ) конф-ции руков-лей 3 союзных держав в феврале 1945 г. На Учредит. конф-ции в Сан-Франциско, состоявшейся в апреле-июне 1945 г. , Устав ООН был оконч-но выработан и подписан 26 июня 1945 50 гос-вами - первонач. членами Орг-ции. Орг-ция получ. название ООН. Устав ООН сост. из преамбулы и 111 статей, объед-ных в XIX глав; неотъемлемой частью Устава является Статут Межд. Суда. 24 окт. 1945 г. Устав ООН вступил в силу, и этот день стал ежегодно отмечаться как День Объед. Наций. Можно выделить 4 основ. направ-ия деят-ти ООН: 1) поддержание межд. мира и безоп-ти; 2) развитие межд. сотруд-ва в соц. -экон. обл-ти и в обл-ти защиты прав ч-ка; 3) борьба с колон-змом, расизмом и апартеидом; 4) кодиф-ция и прогрессив. развитие межд. права. Так, в 1978, 1982, 1988 гг. по ? -ам разоруж-ия б. проведены 3 спец. сессии Ген. Ассамблеи. В соотв-вии с реш-ем XXXI её сессии в 1977 г. б. открыта для подпис-ия Конвенция о запрещении воен. или любого иного враждеб. использ-ия ср-в возд-вия на природ. среду. ООН приним. участие в урегул-нии межд. аспектов афган. кризиса, при непосред. участии Совета Безоп-ти и Ген. Секр-ря б. закончена воен. фаза длит. ирано-иракского воор. конфликта. ООН способ-ла достижению независ-ти последней колонии в Африке - Намибии в 1989 г. Деят-ть сил ООН по поддерж. мира при проведении первых дем. выборов в Намибии стала примером для решения др. регион. конфликтов, н-р центрально-американского, камбоджийского. 71. Международный Красный Крест и Красный Полумесяц, их образование и деятельность.

72. ЮНЕСКО и другие международные научные и просветительские организации. КК (в Азерб-не, Тадж-не, Туркм-не, Узб-не, Афган-не, Пак-не, Турции и всех араб. странах - Крас. Полумесяц, в Иране - Об-во Крас. Льва и Солнца), сущ-щие во мн. странах об-ва помощи военнопленным, больным и раненым воинам и др. жертвам войны, в мир. время оказ-ют помощь пострадавшим от стихийных бедствий и в ряде стран проводят мероприятия по предупр-ию заболеваний. Рос. об-во КК б. созд. в 1879 г. из Рос. об-ва попеч-ия о раненых и больных воинах. В межд. масштабе юрид-ки независимые друг от друга нац. об-ва КК (их форм-ие нач-сь в 1864 г. ) образуют Межд. КК и объед-ны Межд. комитетом КК (МККК) и Лигой об-в КК. МККК, сост. ныне из 25 швейц. гр-н, б. создан в 1863 г. по иниц-ве швейц. обществ. деятеля А. Ж. Дюнана при сод-вии швейц. Об-ва народ. пользы и назывался "Комитет пяти" (название МККК получил в 1876 г. ). Лига об-в КК (ЛОКК), предст-щая собой фед-цию нац. об-в КК больш-ва стран мира б. созд. в 1919 г. для лучшей коорд-ции деят-ти нац. об-в КК в мирное время (МККК, согласно Уставу, призван д-вать во время войны). К началу 1972 г. объед-ла об-ва 115 стран (свыше 220 млн. ч-к); в 1989 г. - 145 нац. об-в и 250 млн. ч-к). Верхов. орган ЛОКК - Совет предст-лей - сост. из предст-лей кажд. об-ва КК-члена ЛОКК; собир-ся на сессии 1 раз в 2 года. М/у сессиями ф-ции Совета испол-ет его Исполком. Основ. принципы деят-ти КК были сформул-ны на конф-ции предст-лей 12 европ. стран в Женеве в окт. 1863 г. и зафикс-ны в Женев. конвенции 1864 г. об улучшении участи раненых и больных воинов в дейст-щих армиях во время сухопут. войны. Эта конвенция, пересматр-яся и дополн-яся в 1906 г. , 1929 г. , послужила вместе с рядом др. межд. соглашений основой Женев. конвенций 1949 г. о защите жертв войны. Россия присоед-сь к этой конвенции в 1867 г. По дейс-щему Уставу (принят в 1965 г. ) верхов. органом Межд. КК явл-ся конф-ция, созываемая 1 раз в 4 г... В период м/у конф-циями ф-ции верхов. коорд-щего органа осущ-ет Постоян. комиссия в составе 9 человек (с 1952 г. в её работе принял участие совет. предст-ль). Местопребывание руковод. органов КК - Женева. В СССР с 1923 г. в рез-те объед-ия союз. об-в возник Союз об-в КК и Крас. Полумесяца СССР, который входит в ЛОКК с 1934 г.

ЮНЕСКО (UNESCO, сокр. от англ. United Nations Educational Scientific and Cultural Organisation - Орг-ция Объед. Наций по ? -ам обр-ния, науки и к-ры) межд. межправит. орг-ция; специализ. учреж-ие ООН. Устав ЮНЕСКО, утверж-ный на Учредит. конф-ции предст-лей 44 стран в Лондоне в ноябре 1945 г. , вступил в силу 4 нояб. 1946 г. С дек. 1946 г. ЮНЕСКО - специализ. учреж-ие ООН. В наст. время в составе ЮНЕСКО 161 государство. СССР - член ЮНЕСКО с 1954 г. Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже. Целями ЮНЕСКО, согласно ст. 1-й её Устава, явл-ся: сод-вие миру и межд. безоп-ти путём развития сотруд-ва м/у гос-вами в обл-ти образ-ия, науки и к-ры; обеспеч-ие всеобщ. уважения основ. прав и свобод ч-ка без различия расы, пола, языка или религии; распрос-ие культур. и научно-техн. инф-ции; защита нац. к-р и др. Деят-ть ЮНЕСКО охватывает широкий круг ? -ов: ликв-ция неграмот-ти и борьба с дискрим-цией в обл-ти образ-ия; воспит-ие молодёжи в духе мира и межд. взаимопон-ия; сод-вие в подготовке нац. кадров; изуч-ие нац. к-р; проблемы океанографии, биосферы, геологии, соц. наук, инф-ции и др. В 60-начале 70-х гг. ЮНЕСКО приняла ряд реш-ий, направ-ных на активизацию её роли в борьбе за мир, против расизма и колон-зма. Одним из позитив. и конкрет. рез-тов деят-ти ЮНЕСКО по обобщ-ию и распрос-ию позитив. нац. и межд. опыта в обл-ях её комп-ции стала актив. разраб-ка межд. прав. актов (конвенций, декл-ций, реком-ций, соглашений и т. д. ), преследующих цель закрепить в межд. общении принципы равноправ. сотруд-ва и взаимопон-ия м/у народами. Число таких документов сост-ет уже неск-ко 10-ов. В кач-ве примеров можно назвать Конвенцию о борьбе с дискрим-цией в обл-ти образ-ия (14 дек. 1960 г. ), Всемир. конвенцию об автор. праве (6 сент. 1952 г. ), Декл-цию принципов межд. культур. сотруд-ва (4 нояб. 1966 г. ), Конвенцию об охране всемир. культур. и природ. наследия (16 нояб. 1972 г. ), Реком-цию о воспитании в духе межд. взаимопон-ия, сотруд-ва и мира и уважения прав ч-ка и основ. свобод (19 нояб. 1974 г. ), Декл-цию об основ. принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне (в 1978 г. разработанная по инициативе СССР) и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать