Римская империя - (реферат)
p>10. Основные черты феодального общества. Периоды развития феодальной государственности в Западной Европе

509 - установление республиканского строя после изгнания Тарквиния Гордого. Организация власти довольно проста, почти не изменялась несмотря на то, что республика значительно разрослась. Сочетались аристократические и демократические черты. Высшие гос. органы - народные собрания (комиции), сенат и магистраты. Комиции: центуриатные (принимали или отвергали законы, представляемые магистратами; избирали магистратов; решали вопросы войны и мира; рассматривали жалобы на приговоры к смертной казни), трибутные (избирали низших должностных лиц, рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафов, с 3 в. - принимали законы, плебейские собрания выбирали плебейского (народного) трибуна), куриатные (после реформ Сервия Туллия потеряли значение, формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями). Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, к-рые м. прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода. В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с 3 в. до н. э. - предварительно рассматривал вопросы повестки комиций. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов. Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. Формально сенат был совещательным органом, его постановления сенатусконсульты. Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял расходы, производил постановления по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю политику (утверждал мирные договора, договоры о союзе), разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими, в ЧС м. принять решение об установлении диктатуры. Наиболее мощным был в 300-135 до н. э. Все магистраты избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий - полгода, и консула во время ведения военных действий), неоплачиваемые, коллегиальные (но решения м. принимать каждый магистрат; его коллега мог отменить решение - право интерцессии). Власть магистратов: высшая (военная власть, право заключать перемирие, созывать сенат и народные собрания и председательствовать на них, издавать приказы и понуждать к их исполнению, право суд и назначения наказания - у диктатора, консула и претора; диктатор м. приговорить к смертной казни без права на обжалование, консул - его приговор м. быть оспорен в центуриатном собрании; претор не мог) и общая (право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их неисполнение). Консулы - 2 высших магистрата (первостепенные дела по гражданской и военной части, в войну один оставался в городе, другой воевал; набор в армию и командование ею, назначение военачальников, заключение перемирия, распоряжение военной добычей). Преторы (городской и перегринский, к концу республики - 8) руководили судопроизводством (с 4 в. ), толковали право (с 3-2 вв. ). 2 цензора (избир-сь на 5 лет) составляли списки граждан для распределения их по трибам и разрядам, наблюдали за нравственностью и издавали соответствующие эдикты. Квесторы (помощники консулов, 20 к концу) со временем стали ведать фин. расходами и расследованием нек-рых уголовных дел. 2 эдила наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, орг-ли празднества и шествия. Коллегии "26 мужей" (5 штук) надзирали за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и нек-рыми суд. делами. Плебейские трибуны сначала защищали плебеев от произвола патрициев, наблюдали за законностью, защищали несправедливо обиженных граждан, обладали правом вето на действия любых магистратов, вносили законодательные предложения в народные комиции. Армия народное ополчение; формировалась по разрядам. Центурии (командовали центурионы)®легионы (командовали военные трибуны); отряды конницы (командовали декурионы). 107 - реформа Мария - появились наёмники; легионерам - часть военной добычи, ветеранам - земли в Африке, Галлии и Италии.

В мировой литературе нет единого подхода к самому понятию "феодализм", к-рый нередко отождествляется с политической раздробленностью, феодальной иерархией, определёнными ступенями церковной организации и т. д. Термин “феодализм” появился в Франции в 17 в. , но в историческую науку его ввел Франсуа Гизо в 19 в. для определения этапа общественного развития, для которого характерно соединение верховной власти с землевладением, условный характер земельной собственности и вассальная иерархия. Феодализм - это прогрессивный общественный строй по сравнению с рабовладельческим, т. к. присущие ему формы зависимости были легче рабства. Экономика феодализма основывалась на почти монопольной собственности господствующего класса на землю и носила натуральный характер. Земля была главным средством производства, не была товаром: её не продавали, не дарили, а давали за гос. службу. Вассальное служение сеньору было условием сохранения земельного пожалования. Феодалы сдавали землю в держание крестьянам под налоги или ренту (барщина, оброк, деньги). Крестьяне были прикреплены к сеньору, а не к земле (личная зависимость). С 11 в. начинает развиваться торговля, т. к. появляется много городов - ремесленных центров. Социальная система была сложной. Она не исчерпывалась делением на 2 класса (феодалы (светские и духовные) и зависимые крестьяне). Были также ремесленники, купцы, банкиры, чиновники, интеллигенция. Феод. об-во делилось на сословия дворянство (воюющие), духовенство (молящиеся), крестьяне и ремесленники (производящие). Каждое сословие имело права и обязанности, существовавшие в единстве. Неисполнение обязанностей вело к лишению прав. Внутри сословий также была иерархическая система (сеньор-вассал в дворянстве, иерархическая структура католической церкви - в духовенстве). Существенную роль в отношениях играли корпоративные связи - общины, цехи, гильдии, союзы городов, духовно-рыцарские и монашеские ордены. Политическая власть соединена с землевладением. Характерная форма - монархия (империи, королевства, княжества, халифаты, эмираты), но были и республики в ряде городов-государств. Очень сильно влияние религиозной идеологии. Правовые нормы не унифицированы (права жаловались отдельным лицам, соц. группам, городам, рынкам, церкви), имели сотни местных вариантов.

Периодизация. В Европе в период ранних (варварских) государств, когда формирующийся класс земельных собственников сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшейся также поддержкой христианской церкви и крестьян-общинников, первые, как правило, крупные государственные образования приобретали формураннефеодальных монархий. Развитие феодальных поземельных отношений, базировавшихся на натуральном хозяйстве и на эксплуатации феодально-зависимого крестьянства, порождало и новые виды связей между земельными собственниками разного ранга, которые приобретали характер феодальной иерархии. В условиях крайней степени политической децентрализации, фактически феодальной раздробленности, единственным способом организации и поддержания государственной власти стали особые договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое государство, превратившееся в Западной Европе в 9-13 вв. в великое множество государств-поместий и отличавшееся крайней степенью экономической и политической децентрализации, приняло формусеньориальной монархии. Экономический подъём в 13-15 вв. , связанный с ростом городов и развитием торгового оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западноевропейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальной объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий. Для этого периода характерно становлениесословно-представительных монархий. В позднем средневековье (16-17 вв. ), когда полным ходом идёт разложение феодализма и формируются основные элементы капиталистической системы, только сильная королевская власть способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание. Она смогла ещё какое-то время обеспечивать экономическое развитие и умерять нарастающие общественные антагонизмы. При этом королевская власть всё больше возвышается над обществом, делает ставку на бюрократический централизм, на военно-полицейскую силу, на устранение политической оппозиции, т. е. выступает в формеабсолютной монархии. Падение абсолютизма означало уже конец всего старого режима и начало Новой истории.

11. Общественный и государственный строй франков в V-IX вв. 12. Особенности развития государства и права в Арабском Халифате Гос-во франков - раннефеодальная монархия. Возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, к-рое миновало стадию рабовладения. Становление в течение жизни одного поколения. Черты: многоукладность (сочетание рабовладельческих родоплеменных, общинных, феодальных отн-ний), незавершённость процесса создания основных классов. Формирование феод. отн-ний неодинаково: франки (север) вступали в феодализм в процессе разложения первобытнообщин. строя, галло-римляне (юг) - в ходе распада рабовладельческого об-ва. 2 периода в развитии: 1) конец 5-7 вв. - Меровинги; сохранение общинных связей, не развиты отн-ния эксплуатации, знать немногочисленна. Имелись: рабы (как вещи; брак с рабом вёл к потере свободы), служилая знать, свободные франки-общинники, полусвободные литы (за жизнь - 100 солидов; житель общины в личной и матер. зависимости от св. господина). Важный фактор правового различия - королевская служба. После смерти Хлодвига распри, затем успокоение. Короли в целях привлечения знати щедро наделяли её землёй на правах собственности (аллоды), обогащается церковь. С 7 в. - в марке (общине) утверждается частная собственность; растёт число обезземеленных крестьян; они закабаляются прекарием (передача в пользование крестьянину участка феодалом на опред. усл-ях: барщина, часть урожая и т. д. ); возникает патронат (крестьяне прибегали к защите сильных лиц - отдавались под покровительство (комендация) - передача земли на праве соб-ти с последующим её возвратом в виде держания, установление личной зависимости слабого от патрона, выполнение в пользу патрона повинностей); Меровинги, раздав земли, отошли от дел; период "ленивых королей"; гос. власть в руках знати (пост майордома - сначала управлял дворцом короля, потом сам стал им). 2) 8в. -843 г. - завершается создание крупной феод. земельной соб-ти, 2 основ. классов феод. об-ва; реформа Карла Мартелла (конфискованные земли он передавал на пожизненное держание - бенефициарий - за военную службу) подхлестнула рост феодального землевладения и закабаления крестьян, дала толчок образованию отношений сюзеренитета-вассалитета; увеличиваются иммунитетные права сеньоров; 751 - Пипин - король; при его сыне Карле Великом крупные завоевательные походы, провозглашение его императором, съезды знати (Великое поле). Особенности органов гос. управления: 1) должност. лица одновременно осущ-ли как хоз. , так и адм. -суд. власть; 2) вознаграждение за службу земельные пожалования и право удерживать для себя часть сборов с населения; 3) отсутствие разграничения между сферами гос. управления. Центральные органы управления: министериалы - высшие должностные лица (майордом; пфальцграф надзор за королевскими слугами и дворцовый суд; тезаурарий - казначей; референдарий - управитель канцелярии; маршал - начальник королевского войска; архикапеллан - духовник короля). Местные органы: территория состояла из округов (пагов), управлялись графами, округа делились на сотни (возглавлялись центенариями на Севере и викариями на Юге), сотни - на общины (сохранили самоуправление), на границах - герцогства. Высшая суд. власть - у монарха (совместно с представителями знати) - наиболее опасные правонарушения. Основные - суды сотни под председательством выборных тунгинов. Судьи (рахинбурги) выбирались на мальбергах - собраниях свободных людей сотни. Позже вместо тунгинов люди короля; посланцы (миссии) назначали скабинов вместо рахинбургов. Сеньоры-иммунисты расширили свои права в области суда над крестьянами в их владениях. Могла судить церковь.

Складывался в условиях глубокого социально-экономического кризиса (жестокие противостояния богатых и бедных). Первоначально объединительное движение носило народный характер. Образовался в 7 в. в результате объединения арабских племён, центр их расселения - Аравийский полуостров. Характерная черта - религиозная окраска возникновения государства, к-рый сопровождался становлением новой мировой религии - ислама. Развитие арабского общества подчинялось основным закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определённой специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов. Характерными чертами мусульманского общественного строя были доминирующее положение гос. собственности на землю с широким использованием рабского труда в гос. хоз-ве (ирригация, рудники, мастерские), гос. эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-гос. регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие чётко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий. Разложение первобытнообщинного строя у арабов быстро завершилось после того, как они завоевали территории с высоким уровнем развития (местное население не особенно сопротивлялось). Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата была неодинаковой, она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития. Госстрой: халифат централизованная (концентрация в руках халифа значительной части земли) теократическая монархия, в руках халифа духовная (иммат) и светская (эмират) власть, неделимая и неограниченная. Визирь - высшее должностное лицо. Центральные органы (диваны): 1) диван-ал-джунд - оснащение и вооружение войска; 2) диван-ал-харадж - фин. деятельность, налоги; 3) диван-ал-барид - дороги, почта, гос. грузы, строительство дорог, колодцев, караван-сараев, тайное наблюдение и политический шпионаж. Местные органы сначала от старых государств, затем деление на эмираты (во главе с эмирами, их помощники - наибы), городами и селениями управляют шейхи. Верховный судья - халиф (или коллегия богословов), обычные судьи - кади (с широкими полномочиями). Шариат (надлежащий путь) право халифата. Источники: 1) Коран - гл. свящ. книга ислама, содержащая религиозно-моральные нормы; 2) Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками (семейно-наследственное и судебное право); 3) Иджма - решения авторитетных мусульманских правоведов (или согласие мусульманского общества); 4) Фетва - письменные заключения высших религиозных авторитетов по решениям светских властей отн-но отдельных ? -ов общест. жизни; 5) Кийас - суждения по аналогии; 6) указы и распоряжения халифов, местные обычаи и др. Действия мусульманина: 1) строго обязательные; 2) желательные; 3) разрешаемые; 4) нежелательные ненаказуемые; 5) запрещённые, строго наказуемые. Виды преступлений: 1) против основ религии и государства (вероотступничество, богохульство и др. ) со строго определёнными наказаниями хадд; 2) против отдельных лиц (убийство, членовредительство, кража и др. ) с определёнными санкциями; 3) правонарушения, наказания по к-рым строго не установлены. Наказание (тазир) выбирает суд. Основные земельные институты: 1) хиджаз - земли, где жил Мухаммед, с жителей взималась десятина; 2) вакуф переданные мечетям, школам и др. организациям на религиозные и благотворительные цели, освобождались от налогов и неотчуждаемы; 3) мульк частнособственнические; 4) икта - временные пожалования земли с крестьянами за службу. Договорное право ещё не сложилось.

13. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла

    14. Абсолютная монархия в Англии

Упадок родовой организации и возникновение рабовладельческого гос-ва в Афинах имеет свои особенности. На рубеже 8-7 до н. э. в жизни греков произошли крупные перемены. Больше стало железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, резко выросла торговля, широкое распространение получила письменность. Военная демократия стала разрушаться под действием товарно-денежные отношений, классообразования. Равенство подорвано долговой кабалой, в которую попадает много людей. Имущественное неравенство углубляется. Образование государства началось с реформы Тесея. При нем произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Все свободные граждане Афин были разделены на 3 группы - эвпатриды (родовая знать), геоморы (земледельцы), демиурги (ремесленники). Метеки - лично свободные выходцы из других общин, не имевшие полит. прав и ограниченные в экономических. Эвпатриды быстро стали брать власть в свои руки. Они создали ареопаг, коллегию (9-и) архонтов (1-й - надзор за внутренним управлением, суд по семейным делам; 2-й (базилевс) - жреческие ф-ции, суд по религиозным делам; 3-й (полимарх) - военная власть; остальные фесмофеты - судебная власть) - как высшие органы власти, упразднив при этом вождя племени и совет старейшин. Территориально вся Аттика была разбита на наукрарии (каждая - по одному кораблю во флот), возглавлявшиеся пританами. Назревал конфликт между демосом (боролся против порабощения, господства аристократии) и аристократией. В 594г. Солон был избран архонтом и провел реформы: отменялась долговая кабала (произведена сисахфия - стряхивание бремени освобождались закабалённые, проданные в рабство за границу подлежали выкупу за общественный счёт); ограничивалось землевладение; провозглашалась свобода завещаний; денежная реформа; разрешён вывоз оливкового масла за границу; по имущ. цензу (тимократическая реформа) все были разбиты на 4 разряда пентакосиомедимны (500 медимнов; м. занимать любые должности), всадники (300; кроме архонтов), зевгиты (200; кроме архонтов) и феты (только избирали); создан Совет 400 (буле; по 100 человек от филы из первых трёх разрядов), руководивший подготовкой дел для обсуждения народным собранием, и расширены ф-ции народного собрания (экклесия; принимает законы, обсуждает важные гос. дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя суд присяжных. Клисфен своими реформами продолжил дело Солона: разделил Аттику на 3 округа (г. Афины с пригородами, внутренняя центр. полоса, береговая полоса; делились на триттии) и вместо племенных фил ввел 10 (по 3 триттии из каждого округа) территориальных. Совет 400 стал Советом 500 (по 50 ч. от каждой филы); создал коллегию стратегов (1 ч. от филы), метекам предоставил права, ввел остракизм ("суд черепков"). Реформы Клисфена завершили формирование афинской демократической республики. В 5 в. до н. э. - реформы Эфиальта (462 - лишение ареопага полит. власти; вето на постановления народного собрания получила гелиэя; право контроля за магистратами - Совету 500 и экклесии; по окончании срока службы должностного лица любой гр-нин мог подать на него жалобу; стали выставляться законы для всеобщего обозрения). Перикл продолжил реформы после убийства Эфиальта: разделение властей (законодательная - экклесии, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе); жеребьёвка на выборах всех должностей, введение оплаты должностей; гр. реформа (полноправным гр-ном Афин явл-ся тот, чьи родители - афиняне). Однако реформы демократизации не устранили социальных противоречий.

Многолетняя воина (Алой и Белой розы) ослабила королевскую власть Англии. На престоле воцарилась династии Тюдор. Тюдоры опиралась на рыцарство. Рыцари являлись главными пополнителями казны и поэтому в рыцари принимали всех подряд (по очень небольшому цензу). Тюдоры обладали огромной властью, имели 1/5 всех земель. Первым Тюдором был Генрих 7, он подавил мятежи крупных землевладельцев и расширил королевскую юрисдикцию (Суд Королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд канцлера - важнейшие суд. инстанции). Генрих 8 утвердил англиканство, провозгласил себя главой церкви, присвоил себе все церковные богатства (из-за отказа Папы дать развод). Парламент принял постановление о конфискации церковных земель. 1539 - парламент приравнивает королевские указы к статутам победа короля над парламентом. Правление Елизаветы Тюдор - расцвет абсолютизма: окончательно утверждается англиканство (хотя католичество и протестантство сохранились), Англия превращается в мощную морскую державу, появляются первые колонии в Сев. Америке, основана Ост-Индская торговая компания, активно проводится огораживание; восстания против огораживания. Затем - династия Стюартов. Яков 1 и Карл 1 частенько собирали налоги в обход парламента, расширили ф-ции Высокой комиссии и Звёздной палаты; английский парламент, поддерживаемый народом, повёл борьбу за восстановление своих прав. Английский абсолютизм носил незавершенный характер, т. к. в стране был парламент (он даже пользовался короной для св. усиления) и местное самоуправление (но в графствах была создана должность лорда-лейтенанта, возглавлявшего мировых судей и полицию, так что на местах действовали 2 системы управления). Отсутствовала постоянная армия и централизованный бюрократический аппарат Был создан Тайный совет из представителей феодальной знати, нового дворянства и буржуазии, в его компетенции: управление колониями, регулирование внешней торговли, участвовал в издании ордонансов, рассматривал нек-рые суд. дела в качестве суда 1-й инстанции и в апелляционном порядке. Звёздная палата - отделение Тайного совета для борьбы с противниками королевской власти - политический трибунал, осущ-ла цензуру печатных произведений. Высокая комиссия - цензура и непосредственное управление церковью. С конца 14 в. действует королевский секретарь (с 16 в. двое), наиболее важные гос. дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать