Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья - (реферат)
p>Однако с началом реформ трансграничное движение капиталов стало двусторонним: несмотря на продолжающийся кризис, с 1992 г. в российскую экономику сначала робко, а потом активнее потекли прямые иностранные инвестиции, т. е. долгосрочные вложения в уставной капитал совместных либо полностью принадлежащих нерезидентам предприятий на территории нашей страны. В 1992 г. приток таких инвестиций составил 700 млн. долл. , в 1993г. - 900 млн. , в 1994 г. - 640 млн. , в 1995 г. - 2016 млн. , в 1996 г. - 2479 млн. , в 1997 г. - уже 6241 млн. долл. К началу 1998 года объем накопленных прямых иностранных инвестиций в России достиг 13 млрд. долл. , а общее число совместных или чисто иностранных предприятий приблизилось к 26 тыс.

Обмен прямыми инвестициями - такая же обычная практика стран рыночной экономики, как и товарный обмен. В 1996 г приток подобных капиталов в промышленно развитые страны составил в среднем 0, 9 % их ВВП, в том числе в США - 1, 0 %, Францию - 1, 4, Нидерланды - 2, 0, Швецию - 2, 2. Норвегию - 2, 5, в Англию - 2, 8 %. У стран с переходной экономикой этот показатель выше: в среднем за 1996 г. он составил здесь 1, 5 %, в том числе в Польше - 3, 3 %, Венгрии 4, 4, Латвии - 6, 5, Китае - 4, 9 %, в России же он не превысил 0, 6 % ВВП. Потребность России в притоке прямых инвестиций очень велика. Ведь только для первичной модернизации ключевых отраслей промышленности (обрабатывающей, топливной, металлургической) до 2000 г потребуется почти 150 млрд. долл. , а потребность в них на ближайшие 15 лет составляет от 800 до 2500 млрд. долл. [9Данные Госкомстата и Минэкономики РФ об объеме, структуре и динамике зарубежного инвестирования в Россию приводятся в статье: Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации // Российский экономический журнал. 1998. -№ 3]Основную массу этих финансовых ресурсов предстоит, конечно, мобилизовать внутри страны. Вместе с тем предполагается возможность ежегодного привлечения до 10 млрд. долл. прямых инвестиций извне. Но на международном рынке производительных капиталов, годовой объем которого оценивается в 200 млрд. долл. , идет острая борьба за иностранные инвестиции между десятками стран-претендентов. Побеждает тот, кто может создать благоприятный инвестиционный климат: обеспечить политическую и экономическую стабильность, грамотную систему налогов, гарантии репатриации прибыли и основного капитала. Россия, увы, не может похвастать успехами ни в одной из этих областей. В 1997 г. в мировом рейтинге инвестиционных рисков она находилась лишь на 79 месте, сильно уступая Чехии (37 место), Китаю (40), Венгрии (41), Польше (47 место) и ряду других стран с переходной экономикой. Осенний ( 1998 г. ) финансовый и банковский крах отбросил Россию далеко назад даже с этого непрестижного места.

Сложнее обстоит дело с иностранными портфельными инвестициями, т. е. с вложениями капиталов нерезидентов в отечественные акции и долговые ценные бумаги. Такие капиталы весьма подвижны: под влиянием тех или иных причин они могут быстро и широкомасштабно хлынуть на фондовый рынок страны с целью скупки их владельцами акций перспективных компаний или выгодных облигаций, но в случае малейшего ухудшения конъюнктуры столь же быстро покинуть этот рынок. Приходя в страну, такой“блуждающий”капитал подпитывает оборотные фонды ее предприятий, расширяет возможности их маневра в условиях всеобщего дефицита финансовых ресурсов. Поэтому приток иностранных портфельных инвестиций в принципе желателен. До последних лет он был невелик и не мог оказывать серьезного влияния на российскую экономику. Ситуация изменилась с появлением в 1993 г на отечественном рынке ценных бумаг государственных краткосрочных обязательств (ГКО), а позднее - облигаций федерального займа (ОФЗ) и других долговых обязательств государства на очень выгодных для покупателей условиях. Вначале этот общепринятый в мировой практике инструмент пополнения бюджета занимал в России скромное место. Но далее эмиссия государственных ценных бумаг вышла за разумные пределы. Приток портфельных инвестиций извне стал быстро расти, а их доля в общем импорте иностранных капиталов стремительно увеличилась. Их пирамида стала с невероятной скоростью расти. К августу 1998 г. общий объем рынка ГКО-ОФЗ достиг около 400 млрд. руб. (64 млрд. долл. ). На погашение долгов уходила все большая часть доходов федерального бюджета. Заимствование ресурсов таким способом завело страну в тупик, и в июле 1998 г. пришлось прекратить эмиссию очередных порций ГКО и ОФЗ. Это вызвало бегство отечественных и иностранных портфельных инвестиций с рынка государственных ценных бумаг и закономерно завершилось в конце августа финансовым крахом.

Все вышесказанное свидетельствует: врастание России в мировую экономику процесс сложный и небезопасный.

Стратегия врастания России в мирохозяйственную систему была и остается единственно правильной. Это подтверждается всем мировым опытом, в особенности опытом большинства развивающихся стран. Эмпирический факт: на протяжении двух десятилетий (с 1970 г. по 1989 г. ) у развивающихся стран с закрытой экономикой среднегодовой темп экономического роста составил 0, 69 %, с открытой - 4, 49 % [10Sachs J. D. and Wаrпеr А. Economic Reform and the Process of Global Integration // Brооkings Papers on Economic Activity. Vol. 1. - Wash... 1995. - P. 36]. В пользу открытости убедительно свидетельствует и практика наших ближайших соседей, долгие десятилетия, также изолированных от мировой экономики, - Китая, Польши, Венгрии, Чехии, Эстонии и др.

1. 2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ

1. 2. 1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся экономическим условиям В 90-е гг. XX в. произошел исторически беспрецедентный по масштабам распад единого народнохозяйственного комплекса целостного государства СССР на многочисленные усеченные хозяйства новых государств, имеющий геополитическое и геостратегическое значение. Перед молодыми государствами встала проблема адаптации к резко изменившимся условиям с целью обеспечения своей экономической безопасности и придания позитивным процессам устойчивого и необратимого характера. По определению Межведомственной комиссии по экономической безопасности Совета Безопасности РФ, “экономическую безопасность можно понимать как возможность и готовность экономически обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз”(Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, утвержденные Межведомственной комиссией 13 января 1995 г. ) [11В. Л. Белова, М. А. Быкова Некоторые проблемы региональной экономической реинтеграции стран СНГ // Социально-гуманитарные знания № 1 1999 г. , с. 122]. Проблемы, стоящие перед этим регионом, многогранны и могут быть сгруппированы следующим образом.

Первая группа проблем обусловлена сменой экономических систем, а именно командной экономики смешанной, т. е. преимущественно рыночной, экономикой, где наряду с рынком социально-экономические задачи решаются государством.

Вторая группа проблем вызвана тяжелым кризисным состоянием стран и необходимостью стабилизации экономики, обеспечения экономического подъема.

    Третья группа проблем определяется выбором пути развития:
    а) сепаратизма и автаркии;

б) тесного сотрудничества с развитыми странами дальнего зарубежья; в) региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве. Все проблемы тесно взаимопереплетены: решение проблем одной группы зависит от состояния проблем другой.

Переход цивилизации от натурального хозяйства к рыночному начался в середине XVI в. , и в данном отношении страны СНГ' оказались далеко позади передовых государств. Но это историческое отставание обусловливает особенности перехода к рынку: нет необходимости в длительной эпохе первоначального накопления капитала и в периоде“чистого рынка”, потребовавшего затем развития регулирующих функций государства. Реформирование командной экономики бывшего СССР со сложившейся системой этатизма состоит в соответствующем изменении функций и институтов государства, формировании рыночных отношений и установлении оптимального для России и стран СНГ соотношения рыночного и государственного регулирования экономики. Исторический опыт передовых стран свидетельствует, что существует большое разнообразие сочетаний рыночного и государственного регулирования экономики. Тяжелое кризисное состояние стран СНГ вызвано, кроме указанных выше, иными факторами. Во-первых, произошел разрыв сложившихся многочисленных связей с бывшими странами - членами СЭВ и с бывшими союзными республиками СССР, формировавшихся годами с учетом специализации и концентрации производства. Для восстановления старых связей и (или) формирования новых требуются дополнительные затраты ресурсов и времени.

Во-вторых, устаревшие технологии производства, кроме некоторых отраслей, делают подавляющую часть продукции неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннем рынке даже по отношению к продукции далеко не самых развитых стран. Примером может служить деятельность“челноков”, объем ежегодных операций которых в 1995-1996 гг. оценивался примерно в 1012 млрд. долл. , что сопоставимо с экспортом нефти из России. Товары завозились преимущественно из Китая, Польши, Турции и т. п. [12В. Л. Белова, М. А. Быкова Некоторые проблемы региональной экономической реинтеграции стран СНГ // Социально-гуманитарные знания № 1 1999 г. , с. 123]. В-третьих, сохраняется устаревшая отраслевая и региональная структура экономики республик. Структурная перестройка экономики передовых стран мира во второй половине XX в. с учетом новейших технологий принципиально изменила соотношение отраслей: повысился удельный вес обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими, получили значительное развитие инфраструктура и сфера услуг, произошли глубокие внутриотраслевые изменения и т. д. В СССР вследствие отсутствия кризисов, “оздоравливающих”структуру экономики, сохранились текстильные и металлургические регионы, искусственно поддерживавшиеся государственными субсидиями, чрезмерной металлоемкостью народного хозяйства и благополучно дожившие до наших дней. Сейчас они оказались в тяжелейшем положении. Например, Уральский регион переживает одновременно структурный кризис, общий экономический кризис, крайне неблагоприятную экологическую ситуацию, истощение многих своих месторождений, наконец, вследствие распада СССР утрату поступавших из Казахстана руд для черной и цветной металлургии.

В-четвертых, криминализация экономики на всех уровнях и укрепление ее теневого сектора наносят огромные убытки государству и деформируют нормальные экономические процессы. На начало 1997 г. в сфере криминального влияния и контроля находилось более 40 тыс. хозяйствующих субъектов России с разными формами собственности, в том числе 1, 5 тыс. государственных предприятий, 4 тыс. акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных рынков. Во внешнеэкономической деятельности России с криминогенными факторами было связано много проблем в алюминиевом комплексе, добыче золота и алмазов, заготовках и экспорте биопродукции, морепродуктов, рыбы, леса, энергоресурсов, в сфере производства и оборота алкогольной продукции [13Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал, 1997, № 5, с. 3, 5, 11].

    1. 2. 2 Выбор пути развития стран СНГ

Выбор пути развития стран СНГ неоднозначен, ведь каждый путь имеет свои плюсы и минусы, соответственно своих сторонников и противников. Курс на сепаратизм и автаркию исторически обречен, так как соответствует натуральному хозяйству и противоречит законам рынка: утрата рынка означает, что деградация производства приобретает необратимый характер. В мировой экономике выигрывают те страны, чья продукция пользуется спросом. Напротив, проигрывают те государства, чья продукция потеряла в силу неконкурентоспособности рынок сбыта за рубежом и внутри страны.

Тем не менее сторонники данного курса приводят правомерные доводы в его пользу с учетом конкретной ситуации. Это:

а) освобождение молодых государств от притязаний соседней России, поскольку они опасаются, что интеграция будет сопровождаться утратой части суверенитета и усилением влияния России. Например, планы строительства трубопроводов из Закавказья и Центральной Азии в обход России для экспорта каспийской и казахстанской нефти, туркменского газа направлены против монополии РФ на транспортировку нефти и газа, доставшейся ей от Советского Союза; б) необходимость создания народнохозяйственных комплексов каждого государства с переоценкой прежнего состояния экономики,

в) способность самостоятельно более быстро выйти из кризиса, не обременяя себя еще решением проблем интеграции (как правило, с такой позицией выступают богатые ресурсами республики);

г) временное дистанцирование от стран СНГ для подъема своей экономики без отказа в целом от перспективы интеграции в регионе;

д) интеграция в регионе может затруднить вхождение в мировое сообщество, укрепление связей с развитыми государствами;

е) необходимость качественного изменения характера взаимоотношений республик как самостоятельных равноправных государств и соответствующего перевода всех видов экономических связей на такой же режим, как и со странами дальнего зарубежья.

Эти и другие доводы нельзя игнорировать, однако необходимое согласование интересов бывших союзных республик, а внутри них отдельных регионов вполне возможно в процессе развертывания интеграции, в частности, путем создания системы органов, увязывающих интересы сторон при решении многочисленных конкретных вопросов.

Курс на тесное сотрудничество со странами дальнего зарубежья выразился во внешнеэкономической переориентации стран СНГ, в обвальном свертывании взаимных хозяйственных связей. Например, в товарообороте России доля бывших союзных республик, включая страны Балтии, сократилась за период 1991-1995 гг. с 58, 5 до 26, 7% (в том числе страны СНГ - 24, 4 %), а удельный вес дальнего зарубежья возрос с 41, 5 до 73 % [14В. Л. Белова, М. А. Быкова Некоторые проблемы региональной экономической реинтеграции стран СНГ // Социально-гуманитарные знания № 1 1999 г. , с. 126]. Последствиями такого курса могут быть развертывание борьбы разных государств, включая развивающиеся страны, за сферы влияния на экономически и политически ослабленном постсоветском пространстве в ущерб интересам стран СНГ, а также топливно-сырьевая ориентация экономики, которая приведет к тому, что огромными природными ресурсами богатейшего в мире региона воспользуются страны дальнего зарубежья. В дальнейшем, например, Россия может утратить роль“моста”, связующего звена между Востоком и Западом, Севером и Югом. Между тем для России укрепление ее геополитического положения в евразийском регионе будет способствовать восстановлению ее геостратегического положения как великой державы, оказывающей решающее влияние на мировую политику.

Наконец, курс на региональную экономическую интеграцию на постсоветском пространстве является, на наш взгляд, наиболее перспективным. Региональная экономическая интеграция - закономерность развития современных международных отношений. Мировое хозяйство все более формируется под воздействием межгосударственных интеграционных объединений, торгово-экономических блоков и т. п. В региональной интеграции видят путь к развитию своей экономики и укреплению международных позиций не только развивающиеся страны, но и мировые державы, такие как США, ФРГ, Великобритания, Франция. Стратегический курс на интеграцию со странами СНГ закреплен указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г.

Одним из факторов, препятствующих этому процессу является увеличение разрыва в экономических уровнях бывших союзных республик СССР по валовым показателям, по показателям на душу населения, по производству, по динамике цен и реальных доходов населения и т. п. В целом по странам СНГ совокупный ВВП сократился за 1992-1996 гг. почти на45 %, объем промышленного производства - на 52 %. В республиках, наиболее зависимых от межреспубликанских поставок (Закавказье, Молдавия, Киргизия, Таджикистан), снижение показателей достигло от 2 до 4 раз. В то же время в Беларуси и Туркменистане падение оказалось меньше, чем в среднем по СНГ, а в Узбекистане промышленное производство удалось удержать в основном на уровне 1991 г. [15В. Л. Белова, М. А. Быкова Некоторые проблемы региональной экономической реинтеграции стран СНГ // Социально-гуманитарные знания № 1 1999 г. , с. 127] Другим негативным фактором является значительный дисбаланс во внешней торговле и кредитных отношениях. При нынешнем положении дел Россия выступает кредитором стран СНГ за счет превышения экспорта над импортом и хронической несбалансированности торгово-платежных отношений. Предоставленные странам СНГ российские государственные кредиты составили в 1997 г. 5, 8 млрд. долл. , не считая просроченной задолженности этих стран по неплатежам за продукцию топливно-энергетического комплекса и прямым связям предприятий, которая превышает 6 млрд. долл. Прямые субсидии странам бывшего СССР со стороны России неуклонно сокращаются, а приближение российских цен, в частности на энергоресурсы, к мировым грозит свести на нет главный источник косвенных субсидий. [16В. Л. Белова, М. А. Быкова Некоторые проблемы региональной экономической реинтеграции стран СНГ // Социально-гуманитарные знания № 1 1999 г. , с. 127] Названные и другие факторы в своем взаимодействии создают в экономическом пространстве стран СНГ самоподдерживающийся хозяйственный механизм, препятствующий экономической реинтеграции. Этот механизм в общих чертах выглядит следующим образом. Экспорт стран - участниц СНГ базируется на продукции добывающих отраслей (топливно-энергетических, минерально-сырьевых), которая обменивается на продукцию обрабатывающих отраслей дальнего зарубежья (пищевой, легкой, химической, машиностроительной), так как аналогичная продукция ближнего зарубежья на мировом рынке не конкурентна. Продукция добывающих отраслей стран СНГ становится малодоступной для отечественных ресурсообрабатывающих отраслей, поскольку последние в силу своей значительно более низкой, чем мировая, эффективности производства не могут приобретать продукцию первых по мировым (или близким к мировым) ценам. Чем прочнее связи с мировым рынком добывающих отраслей стран СНГ, тем глубже спад производства отечественных обрабатывающих отраслей, но тем энергичнее усилия по развитию торговли с дальним зарубежьем, в основе которой лежит ускоренное развитие добывающих отраслей и их втягивание в мирохозяйственные связи. Под воздействием этого процесса неминуемы структурная деформация производства стран СНГ, превращение их в ресурсные сегменты мирового рынка.

Значительная либерализация внешней торговли, сопровождающаяся сближением цен в СНГ и мировых цен, в условиях стагфляции только усиливает деформационные и дезинтеграционные процессы, направляемые мировым рынком, мощь которого многократно превышает суммарные возможности стран СНГ.

Вместе с тем на постсоветском пространстве имеются условия для стабилизации и роста экономики посредством объединенных усилий стран СНГ с учетом интересов как национальной безопасности каждой из них, так и геополитического состояния региона в целом. Эту возможность подтверждает исторический опыт ныне передовых западноевропейских государств, поднявшихся из руин после Второй мировой войны на основе объединения усилий всех заинтересованных сторон, которое в дальнейшем вылилось в создание Европейского объединения угля и стали в 1951 г. , Европейского сообщества по атомной энергии в 1957 г. , а также Европейского экономического сообщества, которое возникло тогда же.

Применительно к странам СНГ проблема состоит не в изначальном создании сообщества, а в реинтеграции их экономик с учетом изменившихся условий и накопленного мирового опыта. Причем процессы внешней интеграции тесно связаны с процессами внутренней интеграции экономик отдельных регионов каждого государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать