Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья - (реферат)
p>Никаких кредитов от стран СНГ Россия, естественно, не привлекает, но зато постепенно растет сумма средств, поступающих в погашение ранее предоставленных российских кредитов (в 1996 г. эти поступления приблизились к 1 млрд дол. ). Тем не менее во взаимоотношениях с некоторыми странами СНГ проблема своевременного взыскания внешних долгов становится все более серьезной из-за сложностей в изыскании средств для оплаты российских энергоносителей. В противовес утечке капиталов на Запад наблюдается постепенно растущий приток в Россию частных капиталов из стран СНГ, прежде всего в оплату за наличную иностранную валюту, поступающую туда через российские каналы в порядке реэкспорта. В конечном итого сравнительно небольшой пассив по текущим операциям компенсируется положительным результатом движения капиталов и, таким образом, платежный баланс в целом пребывает в относительно уравновешенном состоянии. В свою очередь, равновесие платежей и расчетов способствует стабилизации курса рубля по отношению к национальным валютам стран СНГ.

    ГЛАВА II

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ СВЯЗИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ С УКРАИНОЙ

    2. 1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ

Пocлe распада в 1991 г. СССР Украина начала проводить экономические реформы. Однако в 1991-1994 гг. они шли крайне медленно. Это было связано с отсутствием стратегии рыночных реформ, а также с пассивностью тогдашнего руководства. В результате все отчетливее проявлялось отставание Украины от России в темпах реформирования экономики.

В 1994 г. экономика республики оказалась на грани краха. ВВП по сравнению с предыдущим годом упал на 23%, производство промышленной продукции - на 27. 8, сельскохозяйственной -на 16. 5%. Финансовая система государства оказалась практически разрушенной. В октябре 1994 г. дефицит бюджета достиг 18. 5% ВВП. Цены по сравнению с 1991 г. выросли в 102 раза.

После избрания в 1994 г. президентом Украины Л. Кучмы ситуация начала меняться к лучшему. Именно 1994 год можно считать началом реального реформирования экономики, которое, переживая спады и подъемы, продолжается и по настоящее время. В 1995 г. в стране началась реальная приватизация

    Табл. 2. 1
    ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УКРАИНЫ
    1992г.
    1993 г.
    1994г.
    1995г.
    1996г.
    1997 г.

ВВП (в сопоставимых ценах)11 [1 Темпы прироста, % к предыдущему году. ] -16. 8

    -14. 2
    -23. 9
    -11. 8
    -10. 1
    -3. 2
    Объем промышленного производства1
    -8. 0
    -8. 0
    -37. 0
    -13. 0
    -7. 0
    -1. 8
    Инфляция (по динамике
    розничных цен) 1
    2100
    10260
    501. 0
    280. 0
    40. 0
    17. 0
    Дефицит государственного бюджета, % ВВП
    -4. 0
    -5. 0
    -9. 5
    -6. 9
    -5. 2
    -6. 4
    Экспорт товаров, млрд. долл.
    11. 3
    12. 8
    11. 8
    12. 2
    13. 7
    18. 3
    Импорт товаров, млрд. долл.
    11. 9
    15. 3
    14. 2
    14. 0
    14. 6
    19. 7

Сальдо платежного баланса по текущим операциям, млрд. долл. -0. 62

    -0. 85
    1. 40
    -1. 0
    Источник: МЭ и МО №9, 1998 с. 129

Другим важным итогом ускорения экономических реформ явилось достижение в 1996 г. финансовой стабилизации. Либерализация цен в 1992 г. вызвала гиперинфляцию в стране, однако лишь в 1994 г. начала проводится действенная антиинфляционная политики. В результате темпы роста цен снизились с 400% в 1992 г. до 40% в 1996 г. Ситуация оставалась достаточно стабильной и на протяжении 1997 г. Ежемесячные темпы инфляции снизились с 2. 2% в январе до 0. 9% в октябре. Снижение инфляции благотворно сказалось на стабилизации курса национальной валюты по отношению к доллару. В сентябре 1996 г. была проведена денежная реформа. Суть ее состояла в фактической деноминации в 100 тыс. раз ходившего тогда в обращении карбованца и замене его гривной. На Украине, хотя и с некоторым опозданием, начал развиваться рынок ценных бумаг. Сейчас он представлен рынком государственных ценных бумаг и фондовым рынком.

Экономическая ситуация в Украине в 1997 г. в целом отражает тенденции, сложившиеся в республике за последние годы. По предварительным данным Госкомстата Украины, ВВП равнялся 90. 2 млрд. гривн (1 долл. = 1. 9 гривны), или ниже, чем в предыдущем году, на 3. 2%. Объемы производства промышленной продукции составили 73. 5 млрд. грн. , сельскохозяйственной -28. 3 млрд. Сводный бюджет за 1997 г. был сведен с дефицитом в 5087. 9 млн. грн. (6. 4% ВВП). На его покрытие затрачено 4131. 4 млн. грн. из внутренних источников финансирования и 1501. 9 млн. внешних займов. Индекс потребительских цен в 1997 г. по сравнению с 1996г. возрос до 116. 7%. Среднемесячная заработная плата составляла 159. 9 грн.

Меры, предпринятые правительством в области макроэкономической стабилизации либерализация цен, валютного курса, внешнеэкономической деятельности - дали положительные результаты. Это нашло отражение в уменьшении темпов падения ВВП. Если до 1994 г. ВВП постоянно сокращался, то в 1995г. впервые это сокращение не превысило уровень предыдущего года. Те же тенденция имела место и в 1996 г. В 1997 г. темпы падения ВВП еще более замедлились - 3. 2% против 10. 1 % в 1996 г. Несмотря на некоторую стабилизацию производства, наметившуюся в 1997 г. в ряде отраслей, финансовое положение большинства промышленных предприятий остается крайне тяжелым. В 1997 г. убыточным было каждое второе предприятие (в 1995 г. - каждое пятое, в 1990 г. -каждое одиннадцатое). Общая сумма убытков достигла 5 млрд. грн. За год кредиторская задолженность возросла в 1. 4 раза (70% - просроченная) и превысила ВВП на треть При этом платежная дисциплина практически отсутствует, а на бартерные операции приходится почти половина оборота товаров и услуг.

Главная причина перехода украинских предприятий на бартер, как и в других странах СНГ, -удручающее состояние их оборотных средств и особенно острая нехватка наличности. С другой стороны, предприятия не могли пополнять свои оборотные средства за счет кредита, так как ставки были непосильны для большинства из них. В результате доля кредитов в финансировании инвестиций сократилась с 49% ВВП в 1992 г. до 5% в 1996 г.

Важной причиной роста бартерных операций является действующая налоговая система. Она вынуждает предпринимателей, которые в принципе имеют возможность рассчитываться "живыми" деньгами, идти на осуществление товарообменных операций, ибо только так они могут ослабить действие налогового пресса. Другой причиной бартеризации является резкое падение рентабельности (с 23% в 1990 г. до 2. 6% в 1996 г. ) вследствие значительного опережения роста цен на топливо по сравнению с действующими тарифами на электроэнергию.

По сути дела государство фактически признало бартер как одну из форм расчетов. Часть бартера является результатом государственных соглашений. Недавний пример - бартерная операция по Госнефтегазпрому, по которому всю сумму оплаты услуг за транспортировку газа Рос-сия погашает газом. Вследствие этого возник долг в бюджете в размере 258. 7 млн. гривен.

Показателем кризисного состояния является также продолжающийся стремительный рост задолженности по заработной плате, которая за 1997 г. увеличилась на треть и достигла 5 млрд. грн

Правительство намерено сократить бюджетные расходы и уменьшить дефицит госбюджета с 3. 3 до 2. 5%. Дополнительные доходы предполагается получить за счет увеличения внешних заимствований и средств от приватизации. Острая нехватка денег заставила руководство пойти на беспрецедентный шаг. Оно было вынуждено разместить евробонды под крайне невыгодные проценты - 16% годовых вместо прогнозировавшихся 9-10%. Это негативно сказывается на внешнем долге республики. Внешний долг по состоянию на 1 ноября 1997 г. достиг 9568 млн. долл. Одним из крупнейших кредиторов Украины является Россия, задолженность ей составляет 2105 млн. доллар том числе "Газпрому" -120 млн. долл. В ближайшее время внешний долг Украины может увеличиться, так как правительству катастрофически не хватает денег для выплат пенсий и заработной платы.

2. 2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ

Во многих странах Европы реструктуризация угольной промышленности представляет собой одну из труднейших социально-экономических проблем. До второй мировой войны считалось, что наличие запасов отечественного угля является необходимым условием индустриализации и развития базовых и оборонных отраслей промышленности. Однако в результате либерализации торговли углем, а также существенного снижения трансакционных издержек в 60-70-е годы в Западной Европе он превратился в стандартный товар (commodity) и потерял свое стратегическое значение.

Почти во всех постсоциалистических странах решение структурных проблем угольной промышленности играло центральную (а в некоторых из них - даже решающую) роль при проведении экономических реформ. Возникающие при этом сложности обусловлены действием ряда факторов:

- с технической точки зрения добыча угля характеризуется высокими постоянными издержками по поддержанию шахт в рабочем состоянии, а при их закрытии неизбежны крупные расходы;

- с идеологической точки зрения в угольной промышленности происходили наиболее типичные классовые конфликты, в результате любые реформы в данном секторе экономики приобретают большое общественное значение; угледобыча является также одним из немногих видов производственной деятельности, в которой много людей работают в тяжелых условиях (под землей) и с риском для жизни; по этой причине в отрасли были созданы прочные материальные стимулы;

- социальный компонент отрасли определяется многофункциональностью угольных шахт, иначе говоря, тесной взаимосвязью между процессами производства и социальной сферой, а также высокой концентрацией рабочих мест; - с политической точки зрения работники угольной промышленности долгое время представляли собой мощную группу избирателей, которые могли серьезно повлиять на ход политических событий в стране;

- геостратегическии аспект связан с желанием многих стран вопреки экономическим потерям поддерживать отечественное производство угля для уменьшения зависимости от импорта энергоносителей;

- с экономической точки зрения до недавнего времени существовала сильная региональная сегментация рынков, что в значительной степени обусловливало дуополию покупателей угля, в число которых входят электростанции (для энергетического угля), коксовые батареи и сталелитейные заводы (для коксующегося угля).

При социализме добыча угля была абсолютным приоритетом, на нее не распространялись никакие экономические ограничения. Поэтому расширение угледобычи происходило без учета издержек и цен. Перерабатывающие отрасли тоже поддерживали высокий спрос на уголь. Так возникла система добычи и потребления угля, которая существовала независимо от критериев эффективности. Единственным фактором, лимитировавшим производство угля, являлось физическое наличие его месторождений. Те страны или регионы, которые ими располагали, автоматически считались "богатыми сырьем". Не имели значения ни трудности добычи угля, ни качество его месторождений. Этим объясняется то, что, например, в Украинской Советской Социалистической Республике добывался уголь с низкой калорийностью - около 3000 ккал/кг. тогда как в других странах ее минимальный показатель составляет 6500 ккал/кг. По территории СССР уголь транспортировался зачастую на расстояние 3000 - 4000 км, на мировом же рынке предельное расстояние для экономичных (прибыльных) железнодорожных перевозок - около 500 км. [30И. Лунина Реструктуризация угольной промышленности: Европейский опыт и ситуация в Украине // Вопросы экономики 5-98, с. 91] При этом игнорировалось загрязнение окружающей среды при сжигании угля. Процесс трансформации экономической системы имеет особенно серьезные последствия для энергетического сектора. Рост издержек, а также неожиданно возникшая конкуренция со стороны иностранных производителей стали причинами убытков на многих его предприятиях. Особенно сильно это затронуло угольную промышленность. Во всех без исключения постсоциалистических странах производство угля резко упало (табл. 2. 2). Но и оставшиеся его объемы сохраняются зачастую лишь благодаря государственным субсидиям. Табл. 2. 2

    Производство угля в России и в Украине
    (каменный и бурый уголь, млн. т)
    Годы
    Российская Федерация
    Украина
    1989
    409
    145
    1990
    394
    131
    1991
    353
    109
    1992
    237
    105
    1993
    305
    91
    1994
    271
    76
    1995
    262
    66
    1996
    255
    54
    1997
    244
    54

Источник: И. Лунина Реструктуризация угольной промышленности: Европейский опыт и ситуация в Украине // Вопросы экономики 5-98 с. 94

    Табл. 2. 3
    Затраты на добычу угля (долл. / т)
    Россия
    около 35 -40
    Украина
    около 50

Источник: И. Лунина Реструктуризация угольной промышленности: Европейский опыт и ситуация в Украине // Вопросы экономики 5-98 с. 94

Украина бедна запасами угля, разработка которого экономически выгодна. После краха социализма стало ясно, что международная конкурентоспособность украинского угля низка. Плохое его качество, тяжелые условия добычи, невысокая производительность труда на предприятиях отрасли, а также дальность перевозок стали факторами увеличения издержек производства в угольной промышленности Украины. Уже сегодня производственные затраты почти 1/3 шахт превышают устанавливаемые государством расчетные цены на уголь. В то же время эти цены (около 50 долл. за 1 т) выше, чем цена импортируемого угля. Еще рано говорить о том, что спад угледобычи в Украине прекратился. По всей видимости, ее объем будет составлять 35-50 млн. т обогащенного угля. Но такая стабилизация может быть достигнута лишь за счет высоких затрат на реструктуризацию предприятий отрасли. Значительный рост производства угля - до уровня, запланированного энергетической программой правительства (около 115 млн. т) [31 Материалы Министерства экономики Украины "Energy Issues Paper", март 1998], представляется маловероятным. Несмотря на резкое падение объемов производства угля в Украине, численность занятых в отрасли сокращается очень медленно: с 967, 2 тыс. человек в 1990 г. до 634, 5 тыс. человек в 1997 г. При этом производительность труда в отрасли снизилась со 170, 4 т на одного занятого в 1990 г. до 119, 6 т на одного занятого в 1997 г. [32И. Лунина Реструктуризация угольной промышленности: Европейский опыт и ситуация в Украине // Вопросы экономики 5-98, с. 96]Таким образом, угольная промышленность Украины утратила важное конкурентное преимущество, связанное с относительно низкой заработной платой при высоком уровне квалификации работников.

Однако самый серьезный недостаток реформы в угольной промышленности заключаетсяв поверхностности процессов дерегулирования. Правда, образованы 19 холдинговых компаний, 6 производственных объединений и 16 самостоятельных шахт. До последнего времени государство прямо контролировало процессы планирования производства и сбыта и утверждения цен. Принцип горизонтального выравнивания издержек производства приводил к тому, что "хорошие" шахты теряли свои инвестиционные средства, а "плохие" - чрезмерно субсидировались. Централизованное (в рамках отрасли) распределение (продажа) угля и система расчетных цен лишали шахты с лучшими производственными и горногеологическими условиями стимулов к снижению затрат и росту эффективности производства, а также препятствовали созданию условий для их самофинансирования ( накоплению средств или получению кредитов под будущие прибыли). С другой стороны, система, при которой у предприятий отсутствует право выбора (или необходимость поиска) потребителей своей продукции, означает, что фактически уголь продается под гарантию правительства, что, в свою очередь, позволяет им требовать затем от него средства на выплату заработной платы. Тем самым проблема взаимной задолженности предприятий перекладывается на государство, а следовательно, четкое разделение финансов предприятий и финансов государства становится невозможным.

До 1997 г. сохранялось жесткое регулирование внешнеторговой деятельности предприятий угольной промышленности Украины. Существовал специальный режим экспорта угля в основном через государственную организацию "Укруглесбыт". Импортируемый уголь облагался пошлиной в 3-5 долл. за 1 т. Такое регулирование внешней торговли оправдывалось тем, что уголь является "стратегическим" товаром. Но сегодня ситуация изменилась. Уголь можно легко импортировать из различных стран. Безусловно, за отечественным углем следует сохранить определенное место в энергообеспечении страны, однако значение украинского угля будет и дальше снижаться.

2. 3 Государственное финансирование угольной промышленности Украины в 1992-1998 гг.

В последние годы угольная промышленность была одним из основных (наряду с агропромышленным комплексом) получателейбюджетных средств. Прямые бюджетные расходы на ее финансирование в 1992-1997 гг. составляли от 0, 66 до 3, 36% ВВП страны (см. табл. 2. 4). Эти расходы не учитывают налоговых льгот, которые тоже следует рассматривать как субсидии.

Кроме прямого бюджетного финансирования, предприятия угольной промышленности в 1992-1994 гг. пользовались дополнительной финансовой поддержкой из отраслевого фонда финансового регулирования. В 1992-1993 гг. налог на доход (прибыль) предприятия уголь ной промышленности поступал в отраслевой фонд финансового регулирования. Дополнительные государственные субсидии из этого фонда составили в 1992 г. 0, 29 %, в 1993 - 0, 43 % ВВП.

Отраслевой фонд финансового регулирования был создан в угольной промышленности Украины в 1992 г. для финансирования отраслевых инвестиционных программ, фундаментальных научных разработок, затрат, связанных с неплановым закрытием шахт и ликвидацией аварий. В год его создания 80 % соответствующих средств было израсходовано на финансирование инвестиций, но уже в 1994 г. доля последних уменьшилась до 8 %, а расходы на оказание финансовой помощи существенно возросли (составив около 60 % расходов фонда).

    Табл. 2. 4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать