Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья - (реферат)
p>Государственные расходы на финансирование угольной промышленности Украины в 1992-1998 гг. , в % к ВВП

    1992
    1993
    1994
    1995
    1996
    1997
    (предварительные данные)
    1998 Утверждены ВС Украины
    Прямые бюджетные расходы
    2, 29
    3, 36
    3, 02
    0, 66
    1, 55
    2, 01
    1, 33
    Средства отраслевого фонда финансового регулирования
    0, 29
    0, 43
    0, 13

Косвенное финансирование вследствие задолженности по налогам и обязательным платежам

    0, 71
    1, 60
    1, 79
    Итого государственное финансирование
    2, 58
    3, 80
    3, 15
    1, 37
    3, 15
    3, 80
    1, 33

Рассчитано по данным Минфина и Министерства угольной промышленности Украины // с. 97

До 1994 г. средства, получаемые угольной промышленностью, предназначались в основном для возмещения разницы в ценах на уголь, тогда как на долю инвестиций приходилось только около 10% предоставленных средств. В 1994-1995 гг. предприятия, доходы которых не покрывали текущие расходы, получали также кредиты из бюджета в связи с "временными финансовыми трудностями". В 1995 г. предполагалось существенно изменить систему финансирования угольной промышленности, сократив ее бюджетное финансирование за счет повышения цен на уголь и прекращения ценовых субсидий. Имелось в виду, что увеличение цены угля до уровня фактических затрат на его производство (включая необходимую прибыль) позволит предприятиям отрасли самостоятельно покрывать текущие расходы на добычу и обогащение угля. За повышением цен последовал рост издержек, так что убытки, связанные с добычей угля, сохраняются. Сегодня цена украинского угля уже превысила цены на уголь из Польши и России (включая расходы на транспортировку).

В последние годы государственное финансирование угольной промышленности Украины состоит из двух частей: прямых бюджетных ассигнований и непрямого финансирования в виде средств, которые предприятия отрасли стали "выбивать" явочным порядком путем неуплаты в бюджет налога на прибыль, отчислений в Пенсионный фонд, фонды социального страхования и занятости, а также в инновационный и дорожный фонды. В 1997 г. общая сумма фактических расходов на финансирование угольной промышленности составила около 3, 7 % ВВП, в том числе прямые бюджетные расходы - менее 2 % ВВП.

В 1998 г. предусмотрено направить из бюджета на цели финансирования предприятий отрасли 1, 33 % ВВП. Согласно расчетам Минуглепрома Украины, в 1998 г. угольщикам необходима государственная помощь почти в 3, 5 млрд. грн. , а с учетом затрат на закрытие шахт - более 4, 5 млрд. грн. , что составляет соответственно 3, 5 и более 4, 5 % ВВП. Следовательно, существует риск того, что угольные предприятия путем неплатежей будут стремиться получить эти средства.

Опыт развития угольной промышленности Украины убедительно показывает, что простым повышением цен нельзя добиться улучшения ситуации в отрасли. Сегодня важнейшей проблемой угольной промышленности Украины является снижение затрат. В последние два года более 80 % средств, которые предоставлялись отрасли из бюджета (в том числе и на реструктуризацию предприятий), были израсходованы на выплату заработной платы. Отсутствие в отрасли реальных реформ и эффективных мер избирательной поддержки наиболее производительных шахт приведет к усилению тенденции роста затрат без каких-либо реальных результатов.

В марте 1994 г. кабинетом министров Украины была утверждена программа развития угольной промышленности и социальной сферы шахтерских регионов на период до 2005 г. "Уголь", исходящая из следующих предпосылок:

- уголь остается основным энергоносителем на ближайшие 15 - 20 лет; - потребности страны в угле удовлетворяются за счет собственного производства. Программа предусматривает увеличение добычи угля к 2005 г. до 155 - 158 млн. т в год, а к 2015 г. - до 170 млн. т. Для достижения этой цели намечен широкий круг мероприятий: завершение строительства шахт и разрезов, начатого до 1993 г. ; реконструкция 46 действующих шахт; строительство 20 новых шахт и одного разреза; реконструкция действующих обогатительных и брикетных фабрик и отдельных цехов на предприятиях угольного машиностроения; расширение строительной базы отрасли, строительство объектов социальной сферы. Предполагается закрытие 48 неперспективных шахт и разрезов, а также 10 обогатительных фабрик. За 12 лет выполнения программы среднегодовые расходы должны составить около 0, 66 % ВВП и в том числе бюджетные - менее 0, 4% ВВП. Понятно, что при столь ограниченных финансовых ресурсах развитие отрасли, да еще в таких значительных масштабах, невозможно. Программа составлена в соответствии с социалистическими традициями. Ее разработчики исходили из того, что после утверждения программы средства, реально необходимые для осуществления запланированных мероприятий, обязательно будут предоставлены из бюджета. С учетом сегодняшней экономической ситуации в Украине цели программы "Уголь" выглядят весьма сомнительными и нереалистичными. В связи с существенным ростом затрат необходимо пересмотреть все ее мероприятия с точки зрения их окупаемости и экономической целесообразности.

Министерством угольной промышленности Украины разработаны эталонный проект и методология расчета затрат, связанных с закрытием шахт. Максимальные расходы по закрытию эталонной шахты составляют 80-90 млн. грн. (около 50 млн. долл. ), а средние - 60 млн. грн. (около 33 млн. долл. ). Расходы по закрытию шахт могут быть разбиты на ряд категорий.

1. Расходы по физическому закрытию шахт включают расходы на демонтаж оборудования, разборку линий электропередач и связи, на мероприятия по ликвидации шурфов, стволов и водоотливов, по разборке непригодных зданий, ликвидации горных выработок и засыпке стволов. Демонтаж оборудования предусматривается, если его износ не превышает 50%, при более высоком износе оборудование идет на металлолом.

2. Закрытие шахт предполагает передачу объектов социальной сферы, находящихсяна балансе шахт, в коммунальную собственность или Министерству здравоохранения Украины. Согласно существующему порядку, эти объекты должны быть отремонтированы. Поскольку в последние годы жилищный фонд практически не ремонтировался, соответствующие расходы могут быть весьма значительны. 3. Наибольший удельный вес в расходах по закрытию шахт составляют расходы по социально-экономической защите увольняемых работников: на выплату выходных пособий, пособий по утере трудоспособности, регрессных исков, выдачу бесплатного угля всем работающим, а также инвалидам и пенсионерам, на создание новых рабочих мест в отрасли.

4. Потребуется создание новых рабочих мест в угольных регионах за пределами предприятий отрасли. Это могут быть, например, цеха по производству строительных материалов или дополнительные рабочие места на предприятиях легкой промышленности региона. 5. Важное значение имеют расходы на природоохранные мероприятия, предполагающиетехническое решение проблем водоотлива (так как все шахты являются водоносными), меры по предотвращению взрывов и газовых выбросов, а также озеленению отвалов.

6. Проекты Минуглепрома Украины предусматривают и строительство жилья для шахтеров, стоящих в очереди на его получение. В последнее время объемы жилищного строительства существенно отставали от потребностей в новом жилье, поэтому соответствующие расходы тоже могут быть высокими.

Сравнение предварительных смет финансирования. Были проанализированы данные о сметной стоимости закрытия 16 шахт, которое предполагалось в 1996 г. Исходя из этих показателей можно оценить среднюю стоимость закрытия одной шахты: она составила 13, 3 млн. долл. [33И. Лунина Реструктуризация угольной промышленности: Европейский опыт и ситуация в Украине // Вопросы экономики 5-98, с. 99]

Наибольший удельный вес приходится на расходы по социально-экономической защите работников в связи с их высвобождением. В расчете на одну закрываемую шахту на это потребуется 4, 2 млн. долл. Создание новых рабочих мест в угольных регионах за пределами предприятий отрасли (11, 3%) стоит 1, 51 млн. долл. , а передача объектов социальной сферы - 1, 12 млн. долл. Всего социальные расходы (включая строительство жилья) составляют 65% затрат, связанных с закрытием 16 шахт. Расходы по физическому закрытию (27, 3 %) достигают 3, 6 млн. долл. в расчете на одну шахту.

По традиции, сложившейся в 30-е годы, каждый шахтер бесплатно получает 6 т угля в год. В настоящее время в отрасли работают около 700 тыс. человек, вместе с пенсионерами и инвалидами - около 1 млн. человек. Следовательно, для реализации только этого мероприятия требуется 6 млн. т угля, или 7-9 % его годового производства.

Согласно пилотному проекту Всемирного банка, предусматривающему закрытие трех шахт, средние расходы на закрытие одной шахты ниже, чем по проекту Минуглепрома Украины - 9, 5 млн. долл. Максимальные расходы по физическому закрытию шахт (включая мероприятия по охране окружающей среды) не превысят 3 млн. долл. в расчете на одну шахту (в проекте Минуглепрома Украины соответствующий показатель составляет 4, 7 млн. долл. ).

Предполагается, что данный проект будет осуществлен на основе конкурсного отбора исполнителей. Контракты получат те организации, которые предложат самую низкую цену. Оплачиваться работы будут после окончания следующих арапов: а) завершение подземных работ; б) снос зданий на поверхности; в) герметизация шахтных стволов.

По оценке экспертов Всемирного банка, основным удорожающим фактором является продолжение работы шахты после завершения срока ее полезной службы. Иначе говоря, минимальные издержки можно обеспечить при быстром закрытии шахты. В соответствии с проектом Всемирного банка расходы, связанные с высвобождением работающих, в два раза ниже, чем по проекту Минуглепрома Украины, поскольку не предусматривают оплату создания новых рабочих мест в отрасли. В обоих проектах расходы по передаче объектов социальной инфраструктуры и по созданию рабочих мест в угольных регионах за пределами предприятий отрасли в расчете на одну шахту почти одинаковы. Всемирный банк предусматривает также дополнительные расходы по техническому сопровождению проекта и допуск на непредвиденные затраты. Полюбому из проектов социальные расходы, связанные с закрытием шахт Украины, в два раза превышают расходы по их физическому закрытию.

Политика реформ в угольной промышленности должна быть нацелена на поддержку потенциально конкурентоспособных шахт. Немедленное закрытие шахт, планируемое государством, не является необходимым. Во-первых, оно непосредственно коснется предприятий с небольшими объемами производства. Во-вторых, политические и социальные издержки таких мер слишком высоки.

В перспективных угольных регионах необходимо осуществлять политику, направленную на стимулирование создания новых рабочих мест для работников неперспективных шахт.

Позитивно сказаться на структуре занятости в угольных регионах может предоставление небольших кредитов тем, кто выделяется из состава угольного предприятия (например, подразделениям сферы услуг). Вместе с тем такие программы кредитования следует развивать с учетом прогресса в реструктуризации, достигнутого в угольном регионе. Их цель - содействовать формированию сети действующих предприятий вокруг потенциально конкурентоспособных шахт, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на другие угольные регионы. 2. 4 РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕЧОРСКОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА С УКРАИНОЙ

По состоянию на 01. 01. 99. в Печорском бассейне в эксплуатации находится 12 шахт суммарной мощностью по добыче 23, 97 млн. тонн, из них:

· в Воркутинском промузле - 7 шахт, на 5 шахтах добываются коксующиеся угли (марка Ж), а на 2 шахтах ("Аяч-Яга" и "Воргашорская") - энергетические угли (марка ГЖО);

· в Интинском промузле - 5 шахт, добывающих только энергетические угли (марка Д).

По горно-геологическим условиям большинство запасов на действующих шахтах являются благоприятными для разработки.

Основными потребителями воркутинских коксующихся углей являются металлургические и коксогазовые заводы Центральных районов России (" Северсталь", АО "Новолипецкий МК", Московский КГЗ) и ряд Уральских металлургических и коксохимических заводов (Нижнетагильский МК, Магнитогорский МК и Губахинский КХЗ).

В г. Воркуте к перспективным отнесены 6 шахт ("Северная", "Воркутинская", "Комсомольская", "Заполярная", "Аяч-Яга" и "Воргашорская"), наличие запасов позволяет обеспечивать их эксплуатацию еще в течение 20-30 лет на уровне производственных мощностей. Лишь только на шахте "Октябрьская", ведущей отработку запасов на последнем горизонте, остаточный срок эксплуатации составляет всего около 7 лет.

За период реструктуризации угольной отрасли (1994-1997 гг. ) в Воркутинском районе прекращена эксплуатация на 4 шахтах ("Хальмер-Ю", "Промышленная", "Южная", "Юнь-Яга"), а в 1998 году начаты работы по ликвидации еще двух шахт: "Гор-Шор" и "Центральная", из них ликвидация шахты "Гор-Шор" вызвана отсутствием запасов, а шахты "Центральная" - вследствие крупной аварии (взрыв метана) с последующим разрушением горных выработок, восстановление которых признано нецелесообразным. Восполнение выбывающих производственных мощностей по добыче коксующихся углей будет обеспечиваться приростом добычи на перспективных шахтах за счет их реконструкции и технического перевооружения. Однако после выбытия в 2004 году шахты "Октябрьская" (отработка запасов), для поддержания необходимого уровня добычи коксующихся углей, определенного конъюнктурой рынка, в перспективе может возникнуть необходимость в закладке в Воркутинском районе одной новой шахты.

Стратегия долговременного развития угледобычи в Печорском бассейне должна строится, исходя из потенциальных возможностей действующего и строящегося шахтного фонда и наличия устойчивого спроса на угольную продукции и ее конкурентоспособности с другими углями на региональных рынках. Спрос на воркутинские коксующиеся угли в период 1998-2002 гг. практически соответствует достигнутому уровню их добычи (8, 0 - 8, 2 млн. тонн/год), а на энергетические угли незначительно повышается (на 1 млн. тонн в год) и обеспечивается действующими производственными мощностями. ОАО "Воркутауголь" предусматривалось существенное наращивание добычи на перспективных шахтах за счет завершения работ по их реконструкции и техническому перевооружению. Однако, в связи с весьма малыми объемами выделяемых из федерального бюджета инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение шахт и недостатком собственных средств на эти цели, работы по реструктуризации предприятий ОАО "Воркутауголь" свелись, в основном, к ликвидации 4-х неперспективных шахт и закрытию отдельных малопроизводительных участков на действующих шахтах при резком сокращении объемов работ по развитию производства и техническому перевооружению перспективных шахт. Так, за 1995-1997 гг. объемы инвестиций по ОАО "Воркутауголь" на закрытие шахт возросли в 2 раза, а на развитие производства и техническое перевооружение остальных шахт были снижены в 6 раз.

В рамках реализации Программы реструктуризации ОАО "Воркутауголь" осуществляется ряд мероприятий по реструктуризации шахтного фонда за счет средств господдержки и собственных источников финансирования: в 1995 году планировалось выполнить работы по реконструкции 5-ти шахт с освоением 77, 8 млн. руб. капитальных вложений, фактически профинансировано 70. 8 млн. руб. (91, 1%), в 1996 году, соответственно 271, 6 млн. руб. - 110, 1 млн. руб. (40, 6%), в 1997 году - 382, 3 млн. руб. - 26, 3 млн. руб. (6, 8 %), в 1998 году - 373, 1 млн. руб. - 9 млн. руб. (2, 4 %). Из приведенных цифр видно, что практически в течение З-х лет Программа реструктуризации в части реконструкции действующих шахт не выполняется, произошло структурное изменение: "Общество" было вынуждено для предотвращения "срыва" реконструкции шахт начиная с 1997 года вести основной объем работ за счет собственных средств: 1997 г. - 62, 7 млн. руб. , 1998 г. 67, 2 млн. руб.

Из-за отсутствия выделяемых инвестиций на реконструкцию обогатительных фабрик в период 1995-1997 гг. практически не проводились работы по реконструкции ОФ ш. "Воркутинская" и ЦОФ "Печорская". Удельный вес средств господдержки в доходах ОАО "Воркутауголь" снизился с 42 % в 1994 году до 16 % в 1998 году, что вызвало резкий рост дефицита платежеспособности предприятия.

Финансово-экономическая ситуация, сложившаяся в ОАО "Воркутауголь" отражает общую тенденцию в развитии всей угольной отрасли, связанную со снижением уровня господдержки отрасли с 1993 по 1998 гг. с 8, 0 % до 1, 0 % валового внутреннего продукта, что не отвечает уровню проводимых структурных преобразований. В результате затраты на техническое перевооружение, не терпящие переноса на более позднее время и напрямую связанные с безопасностью работ сведены к минимуму.

Ситуация осложняется организационными возможностями по созданию и модернизации оборудования, соответствующего мировому уровню, что уже сегодня не позволяет восполнить интенсивный износ основных фондов (см. справка по износу очистных комплексов и проходческих комбайнов).

Определенные сложности в реконструкции угольной отрасли вызваны произошедшими глобальными общественно-политическими изменениями, формированием новых государств, созданием СНГ, что привело к разрушению основанной на кооперации и интеграции экономики бывшего СССР, разрыву сложившихся макроэкономических связей, деформации баланса между отраслями, производителями и потребителями отдельных видов продукции. В результате промышленная база по производству основной номенклатуры горношахтного оборудования, расходных материалов и запчастей оказались на Украине, частично в Белоруссии.

Протекционисткая политика, проводимая независимыми государствами, вызвала рост затрат на приобретение столь необходимого горно-шахтного оборудования за счет роста на 80 % ж. д. тарифов, введения непомерных таможенных пошлин, сборов, включая налог на добавленную стоимость.

В настоящее время таможенные платежи составляют от 30 % до 45 % от стоимости приобретаемого оборудования.

В свою очередь, машиностроительные заводы Украины простаивают, сокращают объемы производства из-за низкой покупательской способности местной угольной промышленности, из-за резкого падения объемов добычи простаивают углеобогатительные комплексы, снижаются объемы выпуска кокса, металла, что ведет к сокращению ВВП Украины в целом.

Теме не менее, несмотря на наличие экономических трудностей, ОАО "Воркутауголь" продолжает сотрудничать с заводами Украины (см. Приложение 1) . В целях выхода из сложившейся ситуации необходимо в кратчайшие сроки заключение межправительственных соглашений, регулирующих взаимовыгодное сотрудничество производителей стран СНГ, а так же расширение прямых контактов с субъектами Российской Федерации по примеру соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Коми и Республикой Беларусь.

ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ

3. 1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН СНГ В ФОРМИРОВАНИИ ВЕУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Серьезные трудности для углубления интеграции возникают из-за разрыва хозяйственных связей, различий в содержании и темпах проводимых реформ в странах СНГ, спада производства, неустойчивости национальных валют, хронических неплатежей и преимущественно бартерного характера взаимной торговли. В результате физический объем взаимного товарооборота за 1992-1997 гг. сократился в 3, 1 раза. Характерно и то, что это происходит на фоне более медленного сокращения совокупного валового продукта, который за данный период уменьшился примерно в 1, 7 раза. Удельный вес взаимного товарооборота стран СНГ в общем объеме их внешней торговли снизился в 2, 6 раза - с 78, 6 % в 1991 г. до 30, 8 % в 1997 г. [34Ориентиры международного сотрудничества стран СНГ. По материалам Петербургского экономического форума 1998 г. // Экономист 10-98, с. 3]Ослабевает взаимодействие национальных экономик, а внутренние воспроизводственные процессы становятся все менее взаимодополняемыми и взаимосвязанными. Это ведет к переориентации внешнеэкономических приоритетов на рынки третьих стран, откуда черпается большая часть инвестиционных ресурсов, финансовой помощи и товарного импорта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать