Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого - (лекции)
p>Идеи евразийцев 20-х гг. являлись продуктом утонченного теоретизирования, игрой интеллекта. Их представления об особенностях России во многом объяснялись кризисом западной цивилизации, падение”престижа западных ценностей, а также крутым поворотом стран! сторону от европейских ценностей в условиях первой мировой вой) В наворотах современной политической борьбы евразийская концепция была упрощена, вульгаризирована и стала подспорьем ; пропаганды русского национализма. Теперь речь идет о "русо цивилизации", "русской идее". Утверждается, что эта цивилизацш имеет особый духовный базис—православие, ее отличает особая форм! общности, коллективизма - соборность, особое отношение к хозяйственной деятельности, которое характеризуется как "нестяжательство' (т. е. отсутствие стремления к прибыли). Как величайшее достиженш русской цивилизации рассматривается создание мощного государства.

Западная цивилизация в отличие от русской характеризуется приземленная, лишенная духовности, потребительская и даже сивно-потребительская. О. А. Платонов, современный автор нескольких книг на эту тему, пишет: "Русская цивилизация отвергала зап. европейское понятие развития как преимущественно научность кого, материального прогресса, постоянного наращивания массы ива ров и услуг, обладания все большим количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку потребления, "жадность к вещам". Этом' понятию русское миропонимание противопоставляло идею советствования души, преображения жизничерез преодоление греховной оды человека"3. Как можно в целом оценить евразийскую концепцию и ее мненные модификации? Надо согласиться, что Россия несводима том виде ни к Востоку, ни к Западу, необходимо действительно учитывать влияние восточного (туранского) фактора на ее развитие. Но это пожалуй, и все, что можно принять у евразийцев. Базировать на идеях евразййства, особенно в их современных модификациях, концепцию истории России, на мой взгляд, нельзя. Анализ истории с позиций русского национализма означает новое насилие над ней. Необоснованно стремление свести все к русским и русскому. Для любого беспристрастного человека очевидно, что это не соответствует историческим реалиям. В современной нестабильной и неустойчивой жизни важное место занимает процесс самоидентификации общества, осознания своей сущности, особенностей, места в мировом сообществе, Тупиковость многих нынешних политических ситуаций в России вызвана в значительной мере тем, что реформаторы слабо представляют глубинные, веками складывавшиеся особенности страны и выбирают такие варианты реформ. которые отторгаются общественным организмом. Представление, что советский народ - это авангард человечества, прокладывающий путь к раю на земле-коммунизму, для многих потерял реальный смысл, а для молодежи, которая не знает "той" жизни, является китайской головоломкой. Предлагаемые взамен варианты как крайних западников ("страна рабов" и вечно "догоняющая"), так и ура-патриотов (Россия -"родина слонов") ничего не объясняют и не согласуются с реальностью. Так что же это такое—Россия? Все чаще, независимо от взглядов, для определения сущности России используется понятие "цивилизация" Легко вписали свои идеи в это понятие и коммунисты, и монархисты, и либералы. И тут и там сталкиваешься со словосочетанием "российская цивилизация", или более определенно - "русская цивилизация". При всей разнице в позициях и либеральные, и коммунистические, и патриархально-консервативные представления о российской цивилизации исходят из особенностей русской ментальности, русской культуры, русского православия, поскольку рассматривают Россию как целостность. Некоторые политики и деятели культуры национально-патриотического направления при слове Россиявпадают буквально в транс, и тогда понятие "российская цивилизация" звучит как заклинание, как новая кабала, которая апеллирует не к разуму, а к вере или даже суеверию. Все это далеко не безобидно. Здесь таится опасность манипулирования общественным сознанием, в котором отсутствует четкое историческое миропонимание - старое разрушилось, новое складывается медленно и трудно. Наблюдаемые сейчас и среди политиков, и среди ученых активные попытки выделить чисто русскую составляющую судьбы России и именно с ней связать представление как о прошлом, так и будущем страны, на мой взгляд, малопродуктивны в научном плане и опасны в политическом. Да, русский народ создал богатейшую культуру. Да, российское государство создавалось как русское! Но это не исчерпывает всего российского мира. Используя цивилизационный подход необходимо помнить, что Россия—СССР является государством, то есть продуктом политических процессов: завоеваний, дележа территорий, добровольных присоединений и отсоединений и т. п. Действительно. это государство возникло на стыке христианского мира, мусульманской цивилизации, классического (буддийского) Востока и огромного региона, который представляет собой ареал расселения кочевых и полукочевых обществ, которые можно назвать природная Россия —это особый, исторически сложившийся конгломерат нардов относящихся ко всем существующим типам цивилизаций, объединен) мощным централизованным государством.

Множество народов с разной цивилизационной ориентацией, входивших в состав государства (когда больше, когда меньше, но в< много), превращало Россию в неоднородное, сегментарное общо Это значит, что существует не одна (русская) Россия, а много "Рос* в одном государстве. В разное время и в разном объеме в ее составе находились природные сообщества (народы Сибири и СевераЕще исповедующие язычество), анклавы мусульманской цивилизации Поволжье. Средняя Азия, значительная часть Кавказа), а также буские регионы (Калмыкия, Тува, Бурятия, Хакассия), регионы с названием, относящимся к европейской цивилизации (Финляндия, Поль! Прибалтика, некоторые другие западные районы). Все эти народа исповедуют ценности, которые не способны к сращиванию, синтезу. интеграции. Они не сводимы к русскому. Татаро-мусульманские, моя ло-ламаистские, православные, католические, протестантские, языческие и другие ценности нельзя свести воедино, подчинить православию, Россия не имеет социокультурного единства, целостности. В силу этого она не может быть выражена в рамках альтернативы "Восток-3апад" (то есть наличие восточных и западных черт), она не является самостоятельным цивилизационным типом (Евразия, например). Дореволюционная Россия на протяжении столетий сохраняла и приумножала социокультурный и духовный плюрализм. Сущность России пытались изменить в советское время, но безуспешно (это показал распад СССР) Неоднородным в цивилизационном отношении обществом остается Россия и сейчас.

Россия —СССР не может рассматриваться как единая цивилизации, Речь может идти, на мой взгляд, о цивилизационных характеристиках определенных сегментов и формах их сосуществования и взаимодействия в рамкам государства, а также об определенной, общей для всей страны парадигме (или парадигмах) развития, которая не была постоянной, а менялась на разных этапах ее истории. После всего сказанного с каких же позиций предлагается расе”ривать историю страны? В основу анализа материала положены следующие исходные принципы:

1. Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относ”ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде. 2. Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром.

3 Цивилизационная парадигма развития этого сложного огромного сообщества на разных этапах истории менялась. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилиза-ционного влияния Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному варианту. Это неизбежно сказывалось при выборе путей развития. При крутых поворотах исторические вихри "сдвигали" страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Россия представляла собой как бы "дрейфующее общество" на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив. По какому пути развиваться?

Исторический феномен России сформировался в основных чертах в условиях Московского государства. Тогда же родилось и закрепилось название страны, которое существует до сегодняшнего дня. Однако феномен России имеет глубокие исторические корни, которые являются общими для трех народов: русского, украинского и белорусского.

Славянская цивилизация, которая только складывалась была вовлечена в процесс великого переселения народов (1У-У1 вв. ), затем была рассечена мощными потоками цивилизационной экспансии и в последующем судьба славянских народов сложилась по-разному. Западные славяне (поляки, чехи, словаки) стали частью современной европейской цивилизации. Южные славяне (сербы, болгары, хорваты и др. ), осевшие на Балканах, стали предметом постоянных завоеваний и давления огромных империй, претендовавших на этот регион:

Византии, Османской Турции, Австро-Венгрии. Среди южных славян представлены православные христиане, католики, мусульмане. Восточные славяне как самостоятельная ветвь выделились из славянства в VI в. и постепенно заселили Восточно-Европейскую равнину. Они представляли собой смешение различных расовых линий: индоевропейских и арийских, с ощутимым добавлением урало-алтайских ветвей монгольских, тюркских и финских народов. Они рассматривали себя как часть европейского мира, осознавали свою близость с ним. Развивались сельское хозяйство, ремесла, возникали города. В духовной сфере господствовало язычество. Племена восточных славян поклонялись обожествляемым силам природы. Важным рубежом в истории Древней Руси является появление государственности. Его тип во многом определял судьбу этих земель.

Древнерусское общество представляло собой часть современной ему Европы. Какие тенденции проявлялись в это время на континенте? В Х—XIII вв. происходило отделение города от деревни, усилилась роль городов как экономических и культурных центров, разворачивался процесс классообразования на основе выделения частной собственности. разрушалась общинная структура, утверждались отношения вассалитета, которые предполагали понятие свободы, автономии. Эти процессы наиболее ярко были выражены на крайнем западе Европы. В центре же, где расселены германские племена, господствовала средневековая традиция: сюда позднее пришло христианство, длительное время сохранялись племенные объединения и т. д.

Древнерусское общество демонстрировало тенденции, характерные для становления современной европейской цивилизации. Киевское государство строилось на основе западного института вассалитета, который предоставлял вассалу определенную автономию. Главой государства являлся великий князь, который происходил из рода Рюриковичей. Киевские великие князья, начиная с Ярослава Мудрого (1019-1054 гг. ), имели высокий титул "цесаря", то есть императора. Цесарей в тогдашней Европе было три: император Византии, цесарь Священной Римской империи (на германской основе) и цесарь Руси. Высший слой общества составляли бояре, которые являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Но одновременно они являлись хозяевами на "своей" территории, имея в свою очередь вассалов менее знатных. За боярами признавалось право отъезда к другому сюзерену. Боярство образовывалось двумя путями. С одной стороны -это родовая и племенная знать, перешедшая на определенном этапе в общегосударственную элиту. С другой верхушка княжеской дружины, "смысленные мужи" княжеского окружения. При великом князе существовал высший совет — Боярская дума, Она носила совещательный характер и состояла изчленов дружины, знати, представителей городов, иногда духовенства. Боярская дума не имела постоянного состава и собиралась по мере надобности. Она символизировала права и автономию вассалов. На заседаниях бояре нередко пытались удержать не в меру пылкого князя от усобицы. А в случае необходимости и угрожали князьям. Боярская дума обладала правом "уеЮ". В этих условиях сильная княжеская власть сложиться не могла. Сущность взаимоотношений была такова. Князь управляет землями, заботится о правосудии и законности, защищает от врагов, но обязан считаться с интересами земель, которые представляют бояре. Владимир Мономах был тем князем, который умел мудро сочетать интересы власти и интересы земель.

б полной государственной консолидации Древней Руси говорить нет оснований. Ее части сохраняли родоплеменные границы. С ростом территории в конце Х века Владимир Креститель ввел деление государства на уделы. Первоначально было создано 6 уделов, центрами которых стали Новгород, Полоцк, Туров, Ростов, Муром и далекая Тмутаракань. Удельными князьями стали сыновья Владимира, оставаясь вассалами великого князя. Постепенно число уделов росло, стирались родоплеменные границы, а также ярко выраженное родство удельных князей, но все же все они были из рода Рюриковичей. Главную и широкую основу для вхождения в европейское сообщество создавало, конечно, принятие христианства. Крещение Руси стало важным и во многом переломным рубежом. Христианство стало проникать в восточно-славянские земли задолго до крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к I в. н. э. В летописях упоминается хождение брата апостола Петра Андрея Первозванного на Русь. Занимаясь миссионерской деятельностью, он попал на Киевские горы и предсказал возникновение здесь великого христианского государства. Однако серьезные историки считают этот эпизод легендой, которая появилась в летописи под давлением церковных деятелей. Христиа-низацияславян в масштабах, заметных для историка, началась с VIII в. , во второй половине IX в. этот процесс обрел четкие очертания и происходил, видимо, под влиянием, прежде всего, Болгарии, христианизация которой развернулась также в IX в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга. Однако официальной датой крещения Руси принято считать 988 г. Киевский князь Владимир долго упорстовал в язычестве. Однако, собравшись жениться на греческой принцессе Анне, сестре византийских императоров, он принял крещение в Корсуне (Севастополе). Вернувшись в Киев, он крестил его жителей. Такова летописная версия. В 990 г. не без сопротивления был крещен Новгород. Затем христианство распространилось другим городам и весям. В учебниках, литературе советского периода делался упор на насильственный характер крещения. Насилие, действительно, применялось широко. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это с другой стороны. Смена духовных и нравственных приоритетов - это глубокая революция во всех сферах жизни. Этот процесс не мог быть простым и легким. На смену жизнелюбивому, оптимистическому язычеству шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни: от семейных отношений до общественных установлении. Посмотрим на простом примере, какие глубокие изменения несла новая религия. Язычество не возбраняло многоженство. У великого князя Владимира в языческие времена было, по сведениям летописи, пять жен и несметное число наложниц ("триста в Белгороде, двести в Берестове.... " и т. д. ). Конечно, рядовой труженик не мог содержать такое число жен как великий князь, но не в этом дело. Теперь предлагалось перейти к другим основам жизни. Семью христианство рассматривает как священный религиозный союз мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь. Многоженство категорически исключалось. Дети признавались законными только в том случае, если они рождены в браке, освященном церковью. На этом примере видно что принятие христианства было глубокой революцией во всех сферах жизни. И она не могла пройти без борьбы. Надо представлять, что языческая культура допускала жестокость во всех сферах жизни как норму. Убийство любимой жены или наложницы по смерти хозяина было обычным делом. Политическая культура также отражала эти традиции. Один пример: последний князь-язычник Святослав, потерпев неудачу в балканском походе, в порядке мести приказал посадить на кол (это мучительная смерть) 20 тысяч пленных болгар. Христианство принесло смягчение нравов, общую гуманизацию жизни. Утверждалась традиция милосердия.

Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это было ее внутреннее дело, и она сама делала выбор. Большинство ее западных соседей приняли христианство из рук миссионеров или крестоносцев. Христианство утвердилось на Руси в основном за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома. Щвеции понадобилось 250 лет для принятия христианства, Норвегии - 150 лет. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русами и славянами, между разными племенами славян. Всех объединила общая духовная основа. Христианство было принято в восточном, византииском варианте. Позднее оно получило название православия, то есть истинной веры. Принятие христианства означало включение' Руси в европейский христианский мир. С этого времени Русь, а за ней и Россия, считала себя частью христианского мира, стремилась играть в нем видную роль, всегда сравнивала себя с ним

Христианский выбор, сделанный древними русскими тысячу лет назад, оказал большое влияние на все стороны жизни современных русских. П. Сорокин отмечал: "Основные черты русского сознания и все компоненты русской культуры и социальной организации, а также всей системы основных ценностей представляли собой.... воплощение положений христианской религии"6. Принятие новой религии помогло установить прочные политические, торговые, культурные связи со многими христианскими странами. Появились первые русские монеты. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства- Сразу после принятия христианства в стране появились первые школы, в которых проходили обучение дети из разных слоев населения. Они возникали при монастырях, учениками были и мальчики, и девочки. При этом следует иметь в виду, что Древняя Русь особой религиозностью не отличалась. Древнерусское общество во многом было светским. В городах посадские люди с удовольствием участвовали в игрищах, поощряли скоморохов. Создавалась сатирическая поэзия — острое оружие в борьбе против попыток церкви подчинить общество. Рождались идеи еретиков, которые критиковали ортодоксальное христианство. Отношение к еретикам было мягкое, хотя некоторые из них поднимали голос не только против церкви, но и против Бога. Все это свидетельствует, что общество восприняло христианские духовные и нравственные ориентиры, но общественное сознание не было поглощено религией.

Однако то, что христианство было принято в восточном варианте, имело и несколько иные последствия, хотя сказались они. не сразу, а проявились в отдаленной исторической перспективе. Христианство возникло как единая вселенская церковь. Главным ее центром с I в. н. э. считался Рим. В IV в. в результате распада Римской империи появилась Византия, которая также претендовала на роль центра христианства (на се территории были важнейшие христианские святыни). Это соперничество не было внешним, на самом деле уже в VIII в. оформились два направления в христианстве: западное - во главе с Римским Папой, и восточное во главе с Кбнстантинопольским Патриархом. С течением времени нарастали различия в церковной догматике, в организации церкви, в богослужении. Западное христианство менялось, восточное провозгласило верность древности, неизменность христианских идеалов (отсюда православие —правильная вера). Окончательный раскол на православие и католичество произошел в XI в.

В православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. Первоначально христианский символ веры был сформулирован на основе Евангелий (Новый Завет). В дальнейшем западное христианство расширяло символ веры. Русское православие длительное время ориентировалось, прежде всего, на Евангелия, а идея прогресса наиболее ярко выражена в Ветхом Завете. Религиозные деятели, приверженные классическому русскому православию, постоянно подчеркивали это различие. Архимандрит Иларион (Троицкий) писал: "Идеал православия есть не прогресс, а преображение.... Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу к Богу"7. Во времена Киевской Руси это различие не имело существенного значения (окончательного разделения христианства на два направления еще не произошло). Но по мере того, как Европа ускоряла темп развития, ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалось существенно. Установка в общественном сознании на преобразующую деятельность была сильной на первых этапах истории, но она была трансформирована под влиянием православия. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало появлению такого феномена, неизвестного западному христианскому миру, как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. Православная церковь на Руси являлась митрополией Константинопольского Патриархата. Стремясь укрепить влияние Византии, Патриарх присылал на митрополичий престол в Киеве греков. Князь Ярослав Мудрый, желая оградить независимость государства, в том числе и духовную, в 1051 г. поставил во главе церкви "русина" Илариона, который был выдающимся религиозным философом. Влияние Византии во всех сферах: культурной, политической, духовной, было плодотворным. Однако ориентация на Византию имела и другие стороны. Восточная патристика, восточное монашество через византийское посредничество принесли на Русь сильную тягу к философии интуитивного, иррационального, мистического характера, которая отличалась большей созерцательностью и меньшей прагматической активностью, нежели западная. Влияние Византии означало также отторженность от латинства, от греко-римского наследия. Представлявшие византийское христианство на Руси проповедники, монахи, иконописцы противостояли влиянию античности, клеймили латинство. Максим Грек предостерегал от перевода трудов западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может оказать вредное влияние, нанести ущерб истинному христианству. Особенной хуле, как ни странно, подвергалась эллинская литература, которая вообще не имела отношения к христианству. Разумеется, полностью отрезанной от античного наследия Русь не была. Вторичное влияние эллинизма сказывалось через византийскую культуру, которая многое из него вобрала. Греческие колонии в Причерноморье оставили свой след. В Древней Руси был велик интерес к античной философии. Сохранились сборники античных авторов, например, "Пчела", были известны сочинения Демокрита. Однако это была лишь слабая ниточка, связывавшая Древнюю Русь с античным миром. В первичном варианте античное наследие усвоить России не удалось. У нее не было того первоначального капитала, который получила современная европейская цивилизация, воспринявшая античное наследие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать