Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого - (лекции)
p>Уже при Петре I за 20-30 лет произошли колоссальные изменения: 1) промышленность выросла в 7—10 раз (было 20—30 мануфактур, стало более 200); по металлу страна вскоре оказалась на первом месте в мире; 2) созданы крупнейшая в Европе регулярная армия, артиллерия, современный флот; 3) пробито "окно в Европу", завязаны разнообразные дипломатические и торговые связи, из-за рубежа приглашены сотни специалистов; 4) построена новая столица - Санкт-Петербург; заложены новые города, прорыты каналы. Особо следует сказать об образовании и культуре. Почти через 600 лет после Европы Россия активно вводила светское образование. Появились инженерные, медицинские, горные, штурманские, военные, ремесленные школы, школы начального обучения. Это был колоссальный прорыв. Была образована Академия наук. Развернуто издание светских книг, прежде всего учебных: "Арифметика", "Букварь", "Грамматика Славянская" и даже славяно-греко-латинский "Лексикон" (Словарь). Печатались книги по военным, морским делам, по юриспруденции и истории, художественные произведения. Осуществлен переход от церковнославянского на новый гражданский шрифт. Создавалась светская культура, свободная от церковной регламентации. Светская живопись, театр, библиотеки - все это входит в жизнь российского общества. Выдавалось разрешение на выезд за границу для получения образования. Однако прививалось все это очень трудно. В немногочисленные школы учеников набирали с трудом, часто под плач и крики матерей. Просвещение и культура светского характера во времена Петра I охватывали очень узкий круг людей —0, 5 % населения34. Подавляющее большинство населения продолжало существовать в традициях Московского царства.

Государство выколачивало средства из общества на новое строительство, на масштабные проекты. Дело доходило до таких вещей, которые можно было бы считать анекдотом, если бы это не касалось печальной стороны человеческой жизни - смерти. В 1705 г. последовал приказ, по которому все дубовые гробы в государстве надо было сдать органам власти по установленной цене. Затем эти гробы продавались по цене, увеличенной вчетверо. Таким образом, даже на смерти людей добывались средства для реформ. Существовала ли оппозиция петровским преобразованиям? Серьезной оппозиции реформам в высших слоях российского общества не было. Это говорит о том, что необходимость реформ осознавали многие. Три—четыре заговора" против царя среди поборников старины -это мало при таком крутом повороте. Правда с оппозицией была связана личная трагедия царя. Его сын Алексей выступил на стороне тех кто от стаивал традиции Московского царства, и погиб в борьбе с отцом. '

В низах, которые несли на своих плечах основную тяжесть рейсом протест был значительным. Число беглых крестьян к концу царствования Петра I достигло 200 тыс". В 1705 году началось восстание в Астрахани среди стрельцов. Поводом послужило насильственное брадобритие и обязательное ношение иноземной одежды. К стрельцам присоединилось купечество и духовенство. Восставшие выступали против иноземных новшеств, в защиту православия и старых порядков Любопытно. что восставшие для управления избрали совет старшин. Они хотели склонить на свою сторону донских казаков, но это не удалось Восстание было подавлено вооруженной силой.

Но более, чем иноземные нововведения, возмущал народ тяжелый государственный пресс, налоги, насилие, жестокий контроль Бесконечные возмущения наблюдались на протяжении царствования Петра I. Особенно крупное - восстание казаков под руководством Кондрата Булавина. Однако в целом жесткая государственная система контролировала ситуацию в обществе, не давала ему в условиях реформ пойти в разнос. Этот опыт многим политикам современной России не дает покоя. Призывы проводить реформы под жестким контролем государства раздаются постоянно. Однако надо помнить и о другой стороне' государственный контроль ведет к масштабному применению насилия к большим человеческим потерям, медленному темпу реформ. Такой путь не дает обществу механизмов саморазвития.

    Цивилизационный раскол русского общества

Если оценивать результаты и последствия реформ Петра I, можно ли сказать, что Россия стала страной европейской или, во всяком случае, приблизилась к европейскому типу? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Дело в том, что реформы Петра I раскололи русское общество. Реформы привели к образованию двух разных укладов Сложилось крайне сложное положение, для характеристики которого обратимся к В. О. Ключевскому: "Из древней (т. е. допетровской - Л С ) и новой России вышли не два смежных периода нашей истории а два враждебных склада и направления нашей жизни, разделивших силы русского общества и обративших их на борьбу друг с другом, вместо того, чтобы заставить их дружно бороться с трудностями своего положения". Тема раскола российского общества стала с этого времени одной из важнейших в общественной жизни. На какие два уклада раскололась Россия? "Почва" и "цивилизация" (по терминологии В. О. Ключевского). Рассмотрим эти уклады. "Почва". Этот уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. В нем господствовало общинно-корпоративное устройство, вертикальные связи, отношения подданства. Развитие шло медленно, тяготело к застою. С этим укладом была связана подавляющая масса населения - прежде всего общинное крестьянство, находившееся в зависимости от помещика или государства. Эта часть населения была связана в повседневной жизни с общинной демократией и православными идеалами. Здесь господствовали коллективизм, уравнительные принципы социальной справедливости, антисобственнические настроения. В годы реформ положение населения, связанного с почвенным укладом, было крайне тяжелым, и коллективизм выступал мощным фактором социальной защиты. Община помогала старикам, солдаткам, воспитывала сирот и т. п.

По мере увеличения территории государства происходило перемещение русского населения и распространение общины, ее коллективистских ценностей на новые территории: Дон, Кубань, Кавказ, Сибирь. Все стороны почвенного уклада определяло российское православие. Здесь - безраздельная сфера его господства. Православие призывало сосредоточиться на духовной стороне, отрешиться от тягот, смиренно нести свой крест. Православие осуждало стремление к прибыли как цели экономической деятельности, не согласилось признать предпринимательство, богатство богоугодной деятельностью. Антирыночная направленность православия очевидна. "Почва" жила насыщенной духовной жизнью, здесь была богатейшая культура. Прозрения праведников и подвижников представляли философию "почвы". Кумиры "почвы": Сергей Радонежский и Нил Сорский, Серафим Саровский и Тихон Задонский, Паисий Величков-ский и Амвросий Оптинский. Смирение, жертвенность, терпимость и все-человечность, утонченный мистицизм - вот нравственный идеал этого уклада. Для него характерна неразделенность гражданской и религиозной сфер жизни. Здесь была своя живопись; лубок, икона, своя литература: жития святых, художественные произведения религиозной православной направленности (Лесков, Мельников-Печорский и др. ). "Почва" развивала богатейшие традиции народной культуры: песни, сказания, былины, народные обряды. Существовала своя система народного образования, которая обеспечивала непрерывность и жизнь традиции. Важнейшую роль играла славяно-греко-латинская академия, созданная в XVIII в. В 1814 г. она была переведена в Троице-Сергиеву Лавру. Академическое богословие поддерживало в неприкосновенности основы русского православия, защищало их от размывания протестантскими и католическими идеями. Из стен академии выходили не только богословы, но и дипломаты, государственные деятели. На низовом уровне большую роль играли школы при церквах. Таким образом, "почва" представляла собой уклад, преобладавший по объему: с ним было связано большинство населения. Мировоззрение здесь определялось русским православием и традициями общинности.

"Цивилизация". Это западного типа уклад. Он включал лишь малую часть России, в основном грамотную и активную. В этом укладе начались формирование классовой структуры, развивалось предпринимательство, появилась профессиональная интеллигенция, складывались рыночные отношения. Но этот уклад насаждался государством, им контролировался и не был в полном смысле слова западным. Он был значительно деформирован.

Мировоззрение этой часта населения становилось рациональным. Личностное начало получило импульсы для своего развития и общественные идеалы формировались под влиянием европейского образования, европейских мыслителей. В котле отечественной культуры начали вариться европейские достижения: идеи французских просветителей и социалистов, достижения новейшей философии, науки. В XVIII в. , по выражению В. О. Ключевского: ".... чуть не в один век перешли от Домостроя попа Сильвестра к Энциклопедии Дидро и Даламбера . Прозападно настроенная интеллигенция охладела к православию. Распространились антицерковные и даже атеистические настроения. П Я Чаадаев критически оценивал православие и религиозный выбор, сделанный в Х в. , как акт, оторвавший Россию от европейской истории и культуры. П. Я. Чаадаев писал: "Вопреки имени христиан, которое мы носили, в то самое время, когда христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем, и увлекло за собой поколения людей, мы не двигались с места.... Хотя мы и христиане, не для нас созревали плоды христианства. Но особенно ярко это продемонстрировал XIX в. - век, когда Россия значительно продвинулась по западному пути. Вспомним атеизм А. Герцена, резкую критику православного духовенства в русской публицистике, литературе, живописи. Те западники, которые не порывали с христианством, исповедовали скорее общехристианские ценности, чем собственно православие. Однако возможности для рационализации сознания и индивидуализации общества были ограничены. Давили корпоративность и мощное государство.

Значительные шаги уже при Петре I были сделаны в формировании социально-классовой структуры западного типа. Рос класс собственников Указом 1714 г. все поместья, которые были розданы на правах владения, превращались в вотчины, т. е. в собственность. К слову, этот акт одновременно юридически закрепил право собственности помещика на крепостного крестьянина. В 1714 г. был введен закон О единона следии" (майорате)— о наследовании собственности, который способствовал выделению крупных собственников, хотя просуществовал недолго. Недвижимую собственность наследовал один из сыновей (или дочерей). Остальные должны были служить по военной или гражданской части. Вопрос о собственности приобрел первостепенное значение. Началось выяснение границ поместий с точностью до аршина. Был издан специальный указ о размежевании земель по всей территории государства и закреплении размеров владений. Это еще не частная собственность в западном смысле. Права собственника не защищены законом. Но это важный шаг в западном направлении.

Формировался слой предпринимателей, промышленников из разных слоев. Петр I поощрял предпринимательство, известным предпринимателям давал дворянское звание (например, Демидовым). В 1719 г. всем жителям страны, независимо от положения, было разрешено искать полезные ископаемые и строить заводы по их переработке, независимо от того кому принадлежала земля. Получила распространение практика передачи государственных предприятий частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Таможенный тариф 1724 г. облегчал вывоз за границу отечественной продукции и сдерживал ввоз иностранной Уже с середины XVIII в. в России появилась новая социальная категория: "наемные рабочие". Оторвавшись от деревни они приживались на фабрике и потом свое новое семейное положение передавали по наследству детям. Этот процесс шел медленно. Из чего складывался класс рабочих?

    - Свободные наемные мастера из ремесленников, горожан.

- Крепостные, отпущенные помещиками на денежный оброк, выступали по отношению к предпринимателю как вольнонаемная рабочая сила. Тогда же и зародилась и классовая борьба рабочих (из-за тяжелых условий труда). Крупные волнения рабочих вспыхнули в 1749 г. и вновь повторились в 1762 г. на одной из самых больших в стране текстильных мануфактур - Московском суконном дворе, расположенном на Софийской набережной против Кремля. Сильные волнения рабочих произошли в 1752 - 1753 гг. на полотняных заводах Гончарова в Калужской губернии. Подобные выступления были характерны и для других фабрик и заводов.

Казалось бы, укрепление слоя собственников, поощрение предпринимательства, развитие торговли, в том числе с другими странами, означало становление свободного рынка. Действительно, становление рыночных отношений шло, но в деформированном виде. Государство вмешивалось во все, указывало, что производить, чем торговать, в каких портах выгружать товары, где жить и т. д. Становление рынка шло медленнее, чем это было возможно при ресурсах страны. Круг собственников, людей с капиталами был узок. Практически не рос и слой мелких и средних собственников. Мелкой частной собственности на землю не существовало. Отсутствие развитого рынка наемной рабочей силы, конкуренции среди рабочих сдерживали рост квалификации, снижали рост производства. Нехватка вольнонаемной рабочей силы привела к следующему. В 1721 г. Петр I издал указ, который разрешил частным предпринимателям покупать крепостных для работы на заводах. Труд крепостных - неэффективен. Вновь - азиатская мера при решении вопросов. В большинстве стран Европы в XVII в. гораздо более мягкое чем в России крепостное право было отменено. В России в XVIII в. крепостными были не только крестьяне, но и новый класс рабочих. Отношения подданства остались неизмененными. Конкуренция была очень слабой. Дело в том, что все предприниматели были обязаны работать прежде всего на казенный заказ. Все, что производилось сверх госзаказа, продавалось на свободном рынке. Отсутствие конкуренции не давало стимулов для усовершенствования производства. Да и царь, имея неограниченную власть, в любой момент мог конфисковать предприятие в казну.

Западный уклад имел сильные восточные черты. В 1736 г. правительство Анны Иоанновны издало указ о прикреплении рабочих к заводам. Ранее поступавшие на завод мастера служили по вольному найму, а теперь они становились, по сути, крепостными. Культура западного уклада была светской: театр, литература, живопись - все развивалось на рациональной основе. Несмотря на то, что светская культура западного типа стала складываться в России лишь с началом XVIII в. , то есть относительно недавно, она за короткий исторический срок достигла необычайных высот, которые и для мировой культуры недостижимые вершины. Достаточно назвать такие имена, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Причина в том, что культура западного образца подпитывалась богатейшей, уникальной культурой "почвы".

Культура "почвы" в целом изучалась мало и была неизвестна цивилизованной" России. Это была затонувшая Атлантида. Когда в 1871 году. Ключевский опубликовал книгу "Древнерусские жития святых как исторический источник" общество было потрясено богатством житейской литературы. Выход книги превратился в общественное событие. Печально, что интеллектуальная элита России не знала "почвы", и представляла ее серой, негативно относилась к традиционным ценностям допетровской России. Это сыграло трагическую роль: интеллектуальная элита, призванная вести общество вперед, не знала и не понимала свое общество. Западный уклад, несмотря на государственный контроль, по сравнению с "почвой" развивался динамично, был ведущим по значению. Именно развитие западного уклада определило место России в мире. Реформы Петра I положили начало двухсотлетнего "дрейфа" страны всторону Европы. Между почвой и цивилизацией была пропасть, даже говорили они на разных языках. Почва - на русском, цивилизация—преимущественно на французском. Практически: в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями и идеалами, тяготевшие к разным путям развития. Разрыв в уровнях развития этих укладов постепенно увеличивался. Расколотость России, противостояние двух России -один из важнейших факторов, определивших развитие России в XVIII— XX вв. Все остальные противоречия (включая классовые) накладывались на этот глубинный раскол, усложняя коллизии российской жизни. Расколотость несла трагические последствия. Противостояние двух укладов сверху донизу, постоянная угроза нарушения общественного согласия и скатывания к гражданской войне была повседневной реальностью, В послепетровской России не было лидеров общенационального масштаба, которые могли бы объединить большинство. Даже цари отличались по приверженности ценностям определенного уклада жизни. Большинство членов династии Романовых были сторонниками почвы.

Таким образом, реформы Петра I имели масштабные долговременные последствия, которые сказываются ощутимо в современной России. Наследие Петра Великого на протяжении почти трех столетий вызывает споры, неоднозначные оценки. Западники утверждали, что всем лучшим в своей истории Россия обязана Петру 1. Он сделал, по их мнению, государство европейским, воссоединил Россию с Европой. Сторонники почвы (их называют также русофилами, славянофилами) утверждали обратное: Петр I изменил национальному началу в истории России, исказил русскую культуру заимствованиями из западной и нанес вред естественному ходу развития страны. Эта неоднозначность оценок сохранится еще долго. Пока общество не обретет единство и согласие.

Расколотость неизбежно должна была ставить общество перед выбором: • либо "почва" и значит скатывание к восточному типу развития, как это произошло во времена царствования Ивана Грозного;

• либо европейский путь и тогда - отказ от московских традиций Киевской Руси, республиканского Новгорода, усвоение того, что проделано Европой. Почти 300 лет Россия решает эту проблему. В первой половине 90-х гг. XX столетия Россия вновь стоит перед выбором: "почва" или "цивилизация"! ? И нет уверенности, что выбор сделан....

Территориальные приобретения России. Любое государство, обладающее военной силой стремится расширить территорию, укрепить свое положение. Особенно ярко это проявляется в периоды становления общественной системы, модернизаций или кризисов, упадка. История человечества не только история продуктивной деятельности, но и история бесконечных войн, дележа территорий и сфер влияния. Россия не является исключением. В ее истории войны, военные походы, военная слава занимают значительное место. Охватывая в момент возникновения небольшую территорию на Северо-Востоке русской равнины, российское государство постоянно расширялось, включив в свои границы в конечном итоге огромную территорию на двух континентах –Европе и Азии. С 1368 по 1893 г. , то есть за 525 лет, Россия провела в войнах 305 лет. Либо на нее нападали, либо нападала она. В основном в ходе войн Россия приобретала новые территории, хотя, безусловно, были и добровольные решения о вхождении в состав российского государства. Этот процесс является естественным для всех сообществ в определенной стадии. Объясняется это объективной потребностью в защищенной территории и ресурсах (любых: людских, финансовых, природных, сырьевых). Исторический опыт свидетельствует, что эта характерная черта процесса развития прослеживается практически везде. Экспансия имеет свои отличия в зависимости от типа развития. В процессе формирования территории России можно выделить три этапа, которые имели свои особенности.

I этап: XIV – первая половина XVI вв. На этом этапе сложилась территория, которая стала колыбелью русского (великорусского) народа. Находившаяся в зависимости от Золотой Орды, раздробленная Северо-Восточная Русь, для того, чтобы не исчезнуть, нуждалась в своей государственности. Московский князь Юрий Данилович впервые получил ярлык в Золотой Орде на стол великого князя. Он привел с собой ордынские войска, чтобы заставить русские земли подчиниться московскому князю. Однако отстоять права на великое княжение не смог, несмотря на поддержку монголо-татар. Благодаря активной политике московских князей, особенно Ивана Калиты, в 1328 г. стол великого князя и столица северо-восточных русских земель были перенесены в Москву и вокруг нее началось собирание и консолидация русских княжеств. Борьба была тяжелой, было пролито много крови на протяжении XIV– XV вв. Уже во второй половине XV в. появление русского государства с центром в Москве стало фактом. Исходная территория московского ядра невелика и даже в середине XV в. оставалась небольшой. Южная граница с татаро-монголами проходила в 80–100 км от Москвы. На западе Смоленск, Курск – уже территория Литвы. Однако территория Московского государства непрерывно расширялась. Все русские княжества и республики, не входившие в состав Литвы, были объединены под эгидой московского великого князя. Объединение русских земель завершилось в первой четверти XVI в. Великий князь Василий III был прозван "последним собирателем земли русской". Он положил конец системе уделов. Исчезли последние удель. ные княжества: Волоцкое, Калужское, Угличское. В 1521 г. пало Рязанское княжество. В 1523 г. такая же участь постигла Новгород-Северское княжество. Присоединялись и другие территории. В 1472 г. был покорен обширный Пермский край, бывший колонией Новгорода. В 1478 г, были присоединены остальные новгородские колонии. В 1489 г. присоединена Вятская земля. К середине XVI в. рубежи государства отодвинулись от Москвы существенно. Колыбель великороссов определялась границами: Белое и Баренцево моря – на Севере, Чернигов, Путивль, Рязань – на Юге, Смоленск –на Западе, на Востоке территория простиралась до Северного Урала и Нижнего Новгорода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать