Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого - (лекции)
p>Процесс бюрократизации государственного управления нашел отражение и в падении значения Боярской думы. Боярская дума в XVII в. сохранилась, но менялся ее состав и прерогативы. Состав Думы увеличился за счет приказных людей, государственной бюрократии. В ней все большую силу набирали дворяне и приказные чины, то есть бюрократия. Увеличился численный состав Думы. К концу века он составлял 94 человека (в XVI в. —не более 24). Дума осталась высшей служебной инстанцией государства. Многие ее члены выполняли обязанности начальников приказов. Таким образом, появились элементы деятельности характерные для правительства. Некоторые историки так и предлагают рассматривать Думу. Однако правительством Боярская дума стать не могла, она —орган другой общественной системы. В конце XVII в. Боярская дума потеряла всякое значение.

Ведущее значение в государственном управлении приобрели административные органы, которые назывались приказами. Большинство приказов носило военно-административный характер: стрелецкий, казачий, рейтарский. Система власти была основана на силе, возникавшие постоянно социальные конфликты разрешались также силовыми методами, поэтому армии уделялось большое внимание. Общество стало более открытым. Расширились связи с Европой. Из-за границы привозили газеты. Дети царя учились латыни и польскому языку. Однако на общественном устройстве России это не сказывалось. Наоборот, во второй половине XVII в. предпринимались попытки усовершенствовать сложившуюся корпоративную систему, основанную на отношениях подданства. Какие были предприняты реформы? Был учрежден приказ Тайных дел со значительными функциями и широкими полномочиями. В его задачи входило обеспечение слаженной работы бюрократического механизма самодержавной власти, борьба за точное выполнение указаний царя, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью. Подьячие Тайного приказа сопровождали бояр-послов за границу, следя за точным соблюдением инструкций, данных царем. Они ведали политическим сыском, расследовали дела о злоупотреблениях властью, волоките и т. д. Тайный приказ подчинялся непосредственно царю. Через него царь сосредоточил в своих руках контроль за деятельностью государственных служащих сверху до низу.

Во второй половине XVII в. Россия продвинулась по пути правового государства. Взаимоотношения власти и общества регламентировались светскими законами, закрепленными в Соборном уложении 1649 г. Уложение называлось Соборным, поскольку принималось Земским собором и представляло собой основы законодательства России. Земские соборы собирались в первой половине XVII в. довольно часто. Этот корпоративно-представительный орган сам по себе не играл существенной роли, отражая лишь наличие значительной сферы прямой демократии на низовом уровне, и был формой диалога общества и власти. Главным его делом в XVII в. было принятие Соборного уложения в 1649 г. В дальнейшем. Соборы собирались все реже и к концу XVII в. прекратили свое существование. Подлинный текст Соборного уложения сохранился в Государственном архиве РФ. Это —огромный свиток длиной в 309 м. Специалисты графологи установили, что он написан всего четырьмя людьми (можно выделить четыре почерка). Уложение утверждало, что царь в управлении опирается на чиновничество - дворян. Резко ограничивалась автономия мест, сфера выборной демократии. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям власти—воеводам. Лишь в "черных" землях, то есть у черносошных крестьян-общинников, прямая демократия продолжала действовать в полном объеме. Но их осталось не так уж много, в основном на северных землях. Уложение несколько ограничило аппетиты церковной корпорации как собственника. То, что уже церкви принадлежало, признавалось за ней, вновь приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. Был создан Монастырский приказ, которому стало подсудно, гражданским судом, а не церковным, духовенство. Это положение Уложения делало общество более светским. так как утверждался приоритет светских правовых норм над церковными установлениями. Корпоративность российского общества также была закреплена законом. Причем закон предусматривал прикрепление к общине не только крестьян-крепостных, что общеизвестно, но и городских жителей посада. Запрещались переходы жителей городских посадов из одной общины в другую. Уложение 1649 г. запрещало переходы жителей городских посадов не только непосредственным членам общины (мужчинам), но и их детям, братьям, племянникам. Таким образом социальная структура российского общества была закреплена законом и не могла меняться. Общество как бы законсервировалось, социальная мобильность была крайне ограничена. Центральная власть добивалась, чтобы все в государстве делалось в соответствии с законом. Сами законы были крайне жестокими. "Богохульство", то есть выступление против церкви , каралось сожжением на костре, заговор против царя —смертной казнью. Выступления против власти подавлялись жестоко и кроваво. Фальшивомонетчикам заливали горло расплавленным свинцом или оловом, за царское бесчестие вырезали язык. Однако эти расправы регламентировались законом, Незаконные наказания или более жестокие, чем предусмотрено за данное преступление, преследовались. Известен случай, когда один грузинский князь, живший в Москве, приказал отрезать нос и уши русскому слуге за амурные похождения с придворными дамами князя. Слух об этом облетел Москву, доложили царю. Алексей Михайлович через посла выразил князю строгое порицание и потребовал, чтобы он покинул Москву. Жестокость не предусмотренная законом не допускалась (за "прелюбодейство" законы предусматривали лишь битье кнутом на конюшне). Эти усовершенствования в государственном устройстве России не ускорили развитие общества, а наоборот - закрепили корпоративно-чиновничью структуру общества, сдерживали социальную мобильность. Россия с трудом развивалась, в тяжелом экономическом положении находилось большинство населения: посадские люди, казачество, ратные люди (воины), не говоря уже о крепостных крестьянах. Низкий уровень жизни, бесправное положение приводило к социальным конфликтам и взрывам. Бесконечные бунты потрясали Россию во второй половине XVII в. : медные, соляные и т. д. Особенно мощным было восстание под руководством казака Степана Разина, которое вошло в историю под названием крестьянской войны.

Россия нуждалась в глубоком реформировании. Однако это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. В то время как в Европе политическая и социально-экономическая деятельность были освобождены от регламентирующего влияния религии, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом. Влияние религии, церкви сказывалось во всем, даже в мелочах. В записках иностранных послов говорится о том, что после обязательного целования руки послами, московский царь тут же в их присутствии немедленно мыл руки в серебряном рукомойнике. Церковь настаивала, что все неправославные, даже если они христиане, "поганые" и надо немедленно смыть заразу. Естественно, такие порядки шокировали европейских послов. Но дело не в них.

Религиозная регламентация сдерживала процесс изменений в обществе. Реформы надо было начинать с духовной сферы. Однако именно в этой сферы реформы представляли наибольшую сложность. Восточное христианство —православие - консервативно, оно почти не поддается изменениям. Более того, оно отрицает возможность изменений. Свое вероучение православные считают от бога данным и истинным. В буквальном смысле слова православие значит истинная вера. А разве можно что-либо менять в истине, - вопрошают его приверженцы и отвечают: нет. Если в истине что-то изменить, то она станет ложью. Упорствуя в этом положении, православие на протяжении многих столетий не менялось по сути, в отличие от западного христианства. В православной церкви до сегодняшнего дня являются действующими установления византийских соборов, принятые в IV - VIII вв. Пение аллилуйи (торжественной песни) было введено еще при апостолах в I в. н. э. и сохраняется до сих пор.

Русская православная церковь проявляла особое упорство в противостоянии изменениям. В соответствии с Флорентийской унией православная и католическая церкви должны были руководствоваться единым вероучением. Однако русская церковь эту Унию не признала и продолжала ориентироваться на символ веры, сформулированный еще в IV—V вв. Она оказалась изолированной не только от католичества и протестантства, но и от европейского православия. Более того, всех православных , которые не принадлежали к русской церкви, считали вероотступниками и еретиками, Православных греков ругали за латинство. Не лучше обстояло дело и в отношении православия в западнорусских землях, которые находились в составе Речи Посполитой. Православным центром этих земель был Киев, где была резиденция митрополита. В Киеве вводились новшества, которые в Москве рассматривались как уклон к латинству. В 1631 г. появился прообраз светского университета на Украине— Киевская коллегия (академия). Ее основателем был Петр Могила. Академия имела 8 классов: два подготовительных, грамматики, синтаксиса, пиитики, риторики, философии и богословия. В России, таким образом, считали еретиками всех православных, которые не подчинялись Московскому патриарху. Надо сказать, что страшные для того времени обвинения в ереси были взаимными. В середине XVII в. Москву потрясло известие, что на святом Афоне греческие монахи сожгли русские богослужебные книги как еретические. Надо было делать выбор: либо и дальше находиться в изоляции от христианского мира, либо налаживать связи.

Нужна была реформа церкви. В этом прежде всего было заинтересовано государство. Почему? Во-первых, укрепление международного положения государства было невозможно без налаживания связей с христианским миром.

Во-вторых, претензии на главенство церковной организации над светской властью, так ярко проявившиеся в первой половине XVII в. , были опасны для государства и самодержца. Надо было утвердить приоритет светской власти.

В-третьих, к реформе побуждали внутренние причины. В 1654 г. в состав России была включена Украина. Необходимо было обеспечить единство православного населения страны и сблизить позиции русской и украинской православной церквей. В силу этих причин государство инициировало церковную реформу, царь активно способствовал ее развитию. К реформе духовной сферы приступил патриарх Никон, занявший этот самый высокий пост в церковной иерархии в 1652 г. Никон по своему мировоззрению был сторонником православного фундаментализма, имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над светской. Введение Соборного уложения 1649 г. , как и большинство церковных иерархов, он встретил отрицательно, поскольку вводилось светское правовое регулирование жизни общества. Никон, властный и жестокий, ставил своей целью победу над светским мировоззрением, которое постепенно в России утверждалось. Имел он и далеко идущие вселенские планы. Он мечтал превратить Московское государство из провинции христианского мира в центр равный Византии. Но на короткий период интересы Никона и государства совпали. Никон считал, что сближение русской православной церкви с христианским миром приведет к расширению возможностей для роста ее влияния будет способствовать превращению Москвы в ведущий религиозный центр. Это совпадение интересов произошло лишь на очень короткий период, пока задачи Никона и государства не расходились. Таким образом в деятельности Никона сплелись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха. Церковные преобразования Никона преследовали две главные цели: 1. Устранение различий в богослужебной практике между русской и греческой православными церквами. Это позволяло восстановить связи с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем расширить возможности для ее влияния. 2. Введение единообразия в церковной службе по всей России. Дело в том, что единого культа Христа не существовало, на местах богослужение велось по-разному, приобретало часто черты языческих культов, характерных для данной местности. В каждой местности были свои святые. Установление единого канона освобождало христианский культ от наносного. Как видно, сама реформа Никона была очень умеренной. Она ни в какой мере не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества, взаимоотношений церкви и верующих. Она не сравнима с религиозной Реформацией на Западе ни по каким параметрам. Но даже эта попытка приблизить духовную жизнь России к Европе вызвала сопротивление значительной части общества и церковнослужителей. Произошел раскол на сторонников реформ Никона и ревнителей старой веры (староверов). С этого времени общественный раскол, как последствие реформ будет сопровождать всю историю России, включая современность. Сторонники Никона выступали за реформу и, следовательно, за обновление общества. Староверы (их еще называли раскольниками) боролись за сохранение в неизменности русского православия, старины. И там, и там были люди разных слоев, разного положения. Яростная борьба в обществе заставила Никона сложить полномочия патриарха в 1658 г. и удалиться в монастырь. Главные события в церковной реформе развернулись после удаления Никона. Дело реформы взял в свои руки царь Алексей Михайлович. В государственных интересах он приветствовал преобразования в церковной обрядности После соединения с Украиной, церковь которой находилась в юрисдикции греческого патриарха, важно было обеспечить единство в духовной сфере. Но задачи, которые ставил перед собой царь, шли гораздо дальше сделанного Никоном. В 1666 г. царь созвал церковный Собор, уверенный, что теперь, когда новшества в обрядности прижились, архиереи поддержат власть в борьбе с бунтующими староверами и пойдут на признание приоритетных прав светского государя. Собор открылся речью царя в присутствии бояр и приказных людей. Царю на соборе во многом удалось решить главную задачу: обеспечить примирение в обществе, склонить старообрядцев к отказу от открытого сопротивления власти и церкви. Однако остался нерешенным вопрос: как быть с решением авторитетнейшего Стоглавого собора, который в 1551 г. утвердил старый обряд и верность древности.

В 1666-1667 гг. в Москве заседал церковный собор, на котором присутствовали иерархи других православных церквей. На соборе обсуждался важный вопрос о соотношении духовной власти и светской. От царя заблаговременно поступил запрос к иерархам, что они полагают о соотношении власти царской и патриаршей, с просьбой дать точно сформулированный ответ. Царь стремился заранее повлиять на Собор, используя греческих иерархов. Многие русские священнослужители выступали за превосходство духовной власти над светской, за контроль церкви над государством. После борьбы Собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в делах церковных. Это крайне важно! Церковь пришла к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Это положение казалось настолько революционным, что в окончательном виде оно не было зафиксировано в документах Собора. Но сам факт примечателен: Россия двигалась к светскому обществу. Собор осудил Никона за чрезмерные претензии на власть, лишил его звания патриарха. Но одновременно: Собор признал православными всех греческих патриархов (раньше их клеймили за приверженность латинству) и признал все греческие богослужебные книги. Решения Стоглавого собора были отменены. Это означало, что русская православная церковь сблизилась с христианским миром. Старообрядчество было решительно осуждено.

Решения Собора еще более углубили раскол в обществе. Сторонники неразделенности религиозной и светской жизни, детальной регламентации жизни человека церковью поднимали восстания, уходили в леса. У экзальтированных натур появилось желание перед угрозой, как они считали, нашествия Антихриста уйти в мир иной. Среди фанатиков древней веры прокатилась волна самоубийств в форме самосожжений. Православие осуждает самоубийство: бог дал жизнь, он ее в нужный срок и отнимет, человек не вправе решать этот вопрос. Однако староверы стали проповедовать, что мучительное самоубийство есть смерть за веру.

Лидер староверов протопоп Аввакум доказывал: "Насильственная смерть за веру вожделенна, что лучше сего? ". Эти призывы находили последователей даже среди молодежи. Они говорили" "Пойдем в огонь, на том свете рубахи будут золотые, сапоги красные, меду и орехов, и яблок довольно; пожжемся сами, а антихристу не поклонимся". Самосожжения приняли грандиозные размеры. Староверы грозили "спалить всю Русь". Специалисты считают, что с середины 80-х до начала 90-х гг. XVII в. покончили с собой не менее 20 тысяч человек. Церковная реформа, при всей ее ограниченности и несопоставимости с западной Реформацией, воспринималась обществом как прозападная. Иллюзий, что ее сторонники в конечном итоге призывают воссоединиться на духовной основе с Европой, освободить государственную жизнь от регламентации церкви, не было. Протопоп Аввакум, неистовый ревнитель старой веры, нераздельности светской и духовной сфер жизни, в своих обличительных писаниях поместил царя Алексея Михайловича, допустившего реформу церкви, и Никона, стоявшего у истоков реформы, в ад. Но самое интересное, в какой компании, по мнению Аввакума, окажутся Алексей Михайлович и Никон. Рядом с ними— Платон, Аристотель, Диоген — крупнейшие мыслители греко-латинской цивилизации. Церковная реформа показала, что общество поддается изменениям. Изменения в такой сложной сфере как духовная, открывали дорогу для деятельности Петра I. Его великие преобразования были бы невозможны без предшествующей им церковной реформы.

    ЛЕКЦИЯ 4. ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО Реформы и государство

Российская общественная система, отличительными чертами которой были корпоративность и сильное, деспотическое государство, была малоподвижной. Ее сближение с европейским типом не могло произойти путем естественной эволюции. Опыт Европы говорит об этом. Она ломала средневековую корпоративность болезненно: революции, массовые движения. Европейский тип не мог быть также итогом выбора снизу (это показала смута). Народ существовал столетиями в рамках общественной системы близкой к восточному типу. Поэтому европейский тип мог быть привнесен только сверху, путем реформ. Петр I страстный приверженец западного рационализма и деловитости, предпринял глубокое реформирование российского общества. Он мечтал сделать Россию страной открытой, процветающей, придать ей динамизм.

Петр I оказался на престоле вместе с братом Иваном в 1682 г. Однако фактическим правителем стал в 1689 г, В 1697 г. Петр 1 в составе большой делегации под чужим именем отправился в Европу. Инкогнито русского царя было скоро раскрыто, а сама поездка получила название Великого посольства. Царь посетил Англию, Голландию, некоторые другие страны и проявил живой интерес ко всем сторонам жизни европейцев. Он воочию увидел колоссальную разницу между Европой и Россией того времени. По образному выражению В. О. Ключевского, Европа предстала перед ним в виде шумной и дымной мастерской с машинами, кораблями, верфями, фабриками, заводами. В то время в Европе было развито книгопечатание, выходили труды по философии и политической экономии таких классиков как, Гоббс, Спиноза, книги по астрономии, естественным наукам и технике. Издавались газеты, работали театры. Петр I внимательно подмечал все: осматривал фабрики, мастерские, китобойный флот, госпитали, воспитательные дома. Посмотрел чудо тогдашней европейской техники - микроскоп Левингука. Он был поражен развитием медицины. В анатомическом театре его восхитило искусство врача, который на трупе ребенка показал ему, как устроено внутри человеческое тело. Петр 1 поцеловал труп ребенка. Русская делегация отпрянула в ужасе и отвращении. Тогда у Петра вполне проявились деспотические качества русских царей. Чтобы члены русской делегации преодолели отвращение, он заставил их кусать труп ребенка, чем привел в ужас уже медиков.

Что тогда было в России? Несколько железоделательных заводов (в Туле, Кашире, близ Москвы и Воронежа), несколько мануфактур (писчебумажные, стекольные, соляные и т. д. ). Не тысячи, не сотни, а 20—30 на всю страну. Армии по существу не было. Она состояла из нескольких солдатских полков, стрельцов и дворянской конницы, причем плохо вооруженных. Между войнами эту армию распускали по домам, чтобы не тратить на нее государственные средства. Школы были при церквах, в которых учили грамоте и священному писанию. Да и тех было мало. Светского образования не существовало, не было национальной медицины, не было ни одного русского врача, кроме редких иноземцев. Существовала одна аптека на всю страну, и та - царская. Типография печатала в основном церковные книги: псалтырь, евангелие и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать