Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого - (лекции)
p>С принятием христианства язычество не утратило в русских землях своей перспективы. Оно органично слилосьл. христианством. Домовые, лесовики, русалки мирно уживались с христианскими апостолами и святыми. Христианские праздники совместились с языческими. Особенно яркий пример — масленица, в которой христианские молебны соседствуют с языческим карнавалом. Русский культ Богородицы, опоэтизированный в древних иконах, родился как синтез христианской девы Марии и славянского женского культа Мать-сыра-земля.

Древнерусское общество строилось на принципах коллективизма. Основной ячейкой общественного устройства была община. Наибольшее значение имели родовые корпорации знати и территориальные общины свободных крестьян. Родовые корпорации знати строились на принципах кровного родства. Главой общины был старший в роде. Это была община крупных земельных собственников (вотчина). Обрабатывали землю и обслуживали знать рабы и полусвободные. Рабство в Древней Руси не было масштабным (главная добыча в военных походах - военнопленные, которые становились рабами) и носило патриархальный характер (рабы считались членами семьи). Вотчина, основанная на рабском труде, не играла существенной роли в экономике.

Территориальная община свободных крестьян (вервь, мир) была основана на коллективной форме собственности. Это замкнутая социальная система, организующая все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культурную. Она многофункциональна, базировалась на принципах уравнительности. Ее внутренняя жизнь строилась на основе прямой демократии (выборность старейшин, коллективное принятие решений). Каждая община владела определенной территорией. Все владения делились на общественные и личные. В общественном пользовании находились земля, луга, водоемы, промысловые угодья и т. п. Пахотные земли и покосы подлежали разделу между членами общины (в пользование). В рамках общины важную роль играла община семейная— большая семья из нескольких поколений. Кроме того, функционировали общины ремесленников: кожевенников, кузнецов и т. д. Церковная община объединяла всех верующих (и знать, и простых земледельцев).

Во времена Киевской Руси развитие шло динамично. Уже в XI -XII вв. развернулся процесс классообразования на основе выделения частной собственности. Крупная собственность выделилась в XI в. :

церковная, княжеская, боярская. Но все же процессы классообразования, по сравнению с Западной Европой того времени, выражены слабее. В западном понимании частной собственности еще не существовало, были только права владения. Купля-продажа земли как важнейший признак утверждения частной собственности начала проявляться в XIIв. Классообразование не зашло далеко. В целом, в период Киевского государства существовала коллективистская структура общества. Она формировала соответствующую ментальность: стремление к коллективизму, уравнительным принципам социальной справедливости. Община играла колоссальную роль в жизни человека. Если в силу каких-то причин он оказывался за пределами общины, то терял социальную защиту и превращался в изгоя. Общинность сказывалась и на характере власти, определяла принципы ее наследования. Носителем верховной власти являлся не князь как таковой, а княжеский род. Каждый князь был лишь временным владельцем власти, которая передавалась по принципу -старший в роде. После смерти князя на престол садился не обязательно его сын, а старший в роде, чаще всего, брат. Потере разрастания рода Рюриковичей определение старшего в роде становилось все более проблематичным и разрешалось с помощью военной силы (междоусобицы).

В древнерусском обществе господствовал идеал народоправства -коллективного общинного управления. Можно назвать его вечевым идеалом. Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем (ни в восточном варианте, ни в западном). Государство строилось, в буквальном смысле, на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить "ряд" - договор с народным собранием (вече). А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива. Государственное устройство держалось на договоре земель и княжеской власти, который предусматривал взаимные обязательства. Народное вече обладало большими правами. Оно ведало вопросами войн и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами волости, санкционировало денежные сборы, входило в обсуждение законодательства, смещало администрацию и т. д. Состав вече - демократический.

Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его подчинения. С помощью вече народ влиял в XI - начале XIII вв. на ход общественно-политической жизни.

Западная цивилизация – это городская цивилизация. Древняя Русь ” развивалась в этом же русле. Ее столица - Киев —представляла собой большой культурный город с прекрасными деревянными и каменными храмами, палатами, со школами и книгохранилищами, с развитой торговлей и ремеслами. Кроме Киева, существовал еще ряд культурных центров, где городская жизнь была даже оживленнее, чем на Западе. Скандинавские саги называли Русь "страной городов". Но роль городов была несколько иной, чем в Европе. Там город —центр торговли, ремесла, культуры. На Руси город являлся политическим центром, к которому тяготела округа. Это был город-государство. Жизнь древних русских была организована на демократических началах, более демократических, чем в Западной Европе. Демократия по типу была близка к античной, к демократии античных городов-полисов. Так же, как в античности, демократия носила ограниченный характер. Из ее сферы были исключены женщины и рабы. Еще одна особенность —всеобщее вооружение народа. Не только князь и дружина, но и рядовое население Древней Руси было вооружено. Вооруженный народ был организован по десятичной системе (сотни, тысячи). Это народное ополчение. Именно оно решало исход сражения. Влияние княжеской дружины было существенным, но не решающим. Это, скорее, "штаб". Подчинялось народное ополчение не князю, а вечу. Эта традиция сложилась под влиянием постоянной военной опасности. Высокая, как сейчас бы сказали, мобилизационная готовность населения Руси объяснялась прежде всего постоянной угрозой со стороны кочевников. Степная полоса на Юге была своеобразным коридором, по которому прокатывались волны кочевой экспансии. Уровень развития Древней Руси для своего времени был высоким. В настоящее время накоплены новые знания. Научные материалы подтверждают высокий уровень духовного развития. Это признают и многие западные историки. Еще недавно за рубежом было распространено мнение, что философия была заимствована Россией у Запада в относительно недавнюю эпоху: в XVIII или даже XIX вв. Однако сейчас мнение меняется. Так, известный английский философ Ф. Коплстон относит зарождение философской мысли к периоду Киевской Руси, Причем справедливо утверждается, что Киевскую Русь нельзя отделять от Европейского Запада. Истоки философской культуры относят теперь к первой половине XI столетия. Их связывают с выдающимся религиозно-философским произведением "Слово о законе и благодати", автором которого является киевский митрополит Иларион (первый митрополит из русских — ранее были греки). Любопытно, что Иларион невольно свидетельствует о высокой культуре Киевской Руси. Он пишет: "Ибо, что в иных книгах писано и вам ведомо, то здесь излагать - пустая дерзость и желание славы. Ведь не к несведущим пишем, но к преизобильно несытившимся сладостью книжно.... "8. Просвещение, благодаря международным связям древне русского государства, особенно с Византией, было развито в стране достаточно широко. До нас дошла значительная духовная и светская литература— "слова", проповеди, поучения, такая жемчужина мирового класса, как "Слово о полку Игореве" и др. От этой эпохи дошел до нас ряд документов общегосударственных и правовых: договоры с греками и немцами, уставы о церковных судах, первый правовой кодекс "Русская правда", "Кормчая книга" и др. Дошедший до нас правовой кодекс "Русская правда" поражает высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой. Возникли обширные библиотеки при княжеских дворцах и монастырях. Получило развитие летописание. В первой половине XI в. совершенствуется древнерусская азбука, утверждается кириллица. В страну проникали произведения зарубежных авторов, которые переводились на древнерусский язык, переписывались во многих экземплярах и распространялись среди жителей городов. Грамотность была распространена широко. Князья и высшие круги знали иностранные языки. Возможно, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах. Внешняя политика Киевского государства решала ряд задач: укрепление государства, охрана границ и обеспечение безопасности населения, развитие дипломатических, торговых, культурных связей с окружающим миром; расширение территории, получение дополнительных ресурсов за счет военных походов. Широкие экономические, политические, династические и другие связи имела Древняя Русь с Европой. Через ее территорию проходил важнейший в условиях арабских завоеваний торговый путь "путь из варяг в греки". Важное место занимали отношения с Византией. Главнейший неписаный принцип взаимоотношений с кочевниками состоял в полном отказе от территориальных приобретений. Оседлый земледельческий и городской быт Руси был несовместим с кочевой культурой. Укрепление границ со степью с целью охраны населения от грабежей, отражение набегов и упреждающие удары против угрожающих группировок кочевых племен сочетались с привлечением кочевников для охраны границ, а также в качестве наемной военной силы.

Обратите внимание, в Киевской Руси формировались предпосылки для перехода на прогрессивный путь развития. Она развивалась по пути, близкому к античному. В сущности, она была ближе к прогрессивному типу развития, чем современная ей средневековая Европа. Можно сказать, что Древняя Русь - это наша античность. Но все же Русь не Древняя Греция. Важнейшая проблема соотношения личности и общества разрешалась в Древней Руси в пользу приоритета коллектива. Но эти особенности Древней Руси на этапе становления пока еще были вполне совместимы с тенденциями прогрессивного развития. Причем некоторые особенности уже начали изживать себя. Как говорилось, началось утверждение частной собственности. Вече как демократический институт, характерный для традиций прямо! демократии, уже в XI веке теряло свою главенствующую роль, хотя существовало еще продолжительное время. Только в Новгороде | Пскове включенное в систему республиканских демократических институтов вече сохраняло свою силу в течение столетий, хотя современники осознавали недостатки этого института (решение вопросов . 1 кулачном бою и т. д. ). Казалось бы, быть Руси частью современен европейской цивилизации и развиваться по тому же прогрессивном типу. Однако ситуация на просторах русской равнины коренным образом изменилась. Проблема цивилизационного выбора в условиях раздробленности Киевское государство начало распадаться в конце XI в. Возникло множество суверенных земель - княжеств, и число их увеличивалось. К середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их было уже около 50. Древнерусское государство исчезло. Единого центра власти не было. Титул великого князя в XII в. применялся к черниговским, владимирским и другим князьям. Процесс раздробления большого раннесредневекового государства был естественным. Европа также пережила полосу распада, раздробленности, локальных войн, чтобы затем развился процесс образования национальных государств светского типа, которые существуют до сих пор. Можно сделать вывод: Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному результату. Раздробленность ослабила общий военный потенциал, междоусобные войны разоряли население. Вместе с тем, в этот период бурно росли города, древнерусское искусство достигло необычайного расцвета. Закладывались основы хозяйственного единства. Замкнутое натуральное хозяйство разрушалось, городские мастера переходили к работе на рынок. Появилось ростовщичество, которое обеспечивало первоначальное накопление капиталов. Таким образом, в условиях раздробленности созревали предпосылки для единства на новой основе -экономической, культурной, политической. Здесь, в перспективе, могло возникнуть национальное государство, сформироваться единый народ. Однако этого не случилось. Развитие на территории Руси пошло иначе. Перломным в истории Древней Руси, как и в Европе, стал XIII в. Но если Европа с XIII в. активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного типа развития, то перед Русью встала другая проблема. В 1237 г, в русских пределах появились монголо-татары. Они несли массовую гибель людей, уничтожение того, что создавалось столетиями. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, шведы, немцы и ливонские рыцари наступали на русские земли. Раздробленная Древняя Русь столкнулась с труднейшей проблемой: как самосохраниться, как выжить. Она оказалась как бы между жерновами Востока и Запада. Причем характерно: с Востока, от татар, шло разорение, Запад требовал смены веры, принятия католичества. Ярл Биргер, из знаменитого шведского рода Фолькунгов, предпринял два крестовых похода против Северо-Западной Руси. В связи с этим русские князья для спасения населения могли пойти на поклон к татарам, соглашались на тяжелую дань и унижение, но нашествию с Запада сопротивлялись. Монголо-татары, как смерч, пронеслись по русским землям, объявились в Венгрии, Польше, затем ушли в низовья Волги, совершая оттуда сокрушительные набеги, собирая тяжелую дань. В соответствии с распространенной среди русских историков точкой зрения, с распадом Киевского государства, а затем и потерей независимости многими княжествами, история здесь как бы замерла и переместилась на Северо-Восток, где возникали новые центры исторического развития. Это -промосковская традиция, утвердившаяся в историографии. Однако на самом деле история в Юго-Западных землях не прерывалась. Она шла свои путем. Галич оказался в составе Польши. Минск, Гомель, а затем и Киев, другие города втягивались под власть языческой Литвы для спасения от монголо-татарского разорения, сохранения своего типа развития.

Что такое Литва того времени? В 40-е гг. XIII в. появилось и быстро увеличилось в размерах Литовское княжество. О нем мало известно, но уже в XIV в. оно объединяло в своем названии три элемента: Литва, жмудь, русские земли - Русь. Позже слово "русское" в названии государства перешло на второе место после "литовского" -Великое княжество Литовское, Русское и Жомойтское. В период расцвета это княжество простиралось от Балтики до Черного моря, от границ Польши и Венгрии до Подмосковья (Можайск). '/ю территории Литвы составляли древние русские земли. Не случайно противники усиливающейся в Москве центральной власти бежали в Литву. Таким образом, Западные и Юго-Западные земли, где шло формирование Малороссии и Белоруссии, гораздо дольше существовали в условиях европейской традиции. Там более глубокие корни прогрессивного типа развития. Русское население Литвы называло Русью свою державу. Оно считало ее наследницей Киевской Руси. В рамках Литвы Русь развивалась в соответствии со своими традициями (вечевой идеал прослеживается до второй половины XV в. ). Политическое и материальное положение Руси в составе Литвы было благоприятным. Продолжали развиваться города, наиболее крупные из них получили магдебургское право. Интересно то, что жители пограничных территорий, проживавшие в"зоне риска", под угрозой вторжения монголо-татар или московитов, имели дополнительные привилегии. Например, жители Белой Церкви, подвергшиеся набегу татар, были освобождены от податей на 9 лет. Русские аристократы пользовались значительными правами и имели большое влияние при дворе литовского князя. В Литве длительное время господствовали древнерусские законы, древнерусский язык. Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. Степень зависимости от центральной власти была различна и определялась обстоятельствами вхождения. В большей или меньшей степени, но землям была обеспечена значительная автономия, неприкосновенность социально-экономических и политических структур. Литовское княжество строилось на принципах вассалитета, разрушалась корпоративная структура общества. Уже в конце XV —начале XVI вв. в Литве не прослеживается наличие родовых корпораций знати. На месте корпоративности утверждалась классовая структура общества. С 1386 г. в Литве началось утверждение католичества. Принятие христианства в католическом варианте привязывало Литву к Западу.

Таким образом, на Западе, под эгидой сначала языческой, а затем, с конца XIV в. , католической Литвы развитие русских земель продолжалось в соответствии с тенденциями прогрессивного типа. Но территория эта сокращалась. В древнерусских землях, которые находились в составе Литвы, развернулось становление украинского и белорусского этносов. В современных условиях историки Украины и Белоруссии складывание украинского и белорусского этносов представляют как процесс, имеющий своим началом Киевскую Русь. Однако это вряд ли правомерно. Складывание этих народов развернулось в ХУ-ХУ! вв. Самосознание формировалось под влиянием реальной социально-политической ситуации в Литве, а затем в Речи Посполитой, и антикатолических, анти-польских настроений. Угроза полонизации и католизации населения стимулировала осознание общности людей на основе православия. Северо-Западная Русь оказалась в другой ситуации.

Крупный центр русских славян - Новгород - развивался относительно независимо и демонстрировал близость к европейскому типу развития, особенно ярко в период Новгородской республики (конец XI—XV вв. ). В XIV в. статус республики получил Псков, но эта республика просуществовала недолго. Новгород не подвергся татаро-монгольскому нашествию (хотя и платил дань). Если Древняя Русь демонстрировала близость к античности и погибла как и греко-латинский мир, то Новгород развивался в одном темпе с Западной Европой того времени и являлся ее частью. Фактически Новгородская республика была аналогом городам-республикам Ганзейского союза, городам-республикам Италии: Венеции, Генуи, Флоренции. Новгород уже в XII в. был огромным торговым городом, известным всей Европе.

Новгород имел развитые для своего времени формы республиканской демократии. Принципы новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики не только знати, владельцам городских дворов и усадеб, но и городскому плебсу. Высшим органом власти являлось народное собрание (вече). Вече обладало широкими правами. Оно рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя и заключало с ним договор-ряд, избирало должностных лиц. К выборным высшим должностным лицам (исполнительная власть) относились посадник, ведавший управлением и судом, тысяцкий, который возглавлял ополчение в случае войны, а в мирное время исполнял полицейские функции. Вече избирало также имевший особое значение для Новгорода суд по торговым делам, являлось верховным судом республики. Административные части республики имели самоуправление по принципу общины.

Князья не имели государственной власти и приглашались в Новгород для исполнения определенных функций. В их задачи входило защищать город от врагов (но начинать войну без разрешения веча они не могли), исполнять представительские функции - князь представлял Новгород в отношениях с другими землями. Он обладал также функциями судебной власти, но судить мог только с посадником. На имя князя шла дань. Для того, чтобы князь не превышал власти, ему было запрещено владеть собственностью на территории Новгорода. Князья недолго задерживались на новгородском столе. За 200 с небольшим лет (с 1095 до 1304 г. ) на новгородском столе побывало около 40 человек. Некоторые князья не по одному разу. В общем, смена княжеской власти за этот период происходила 58 раз.

Церковь в Новгороде также была самостоятельна и отличалась по положению от других русских земель. Во времена, когда Новгород входил в Киевское государство, митрополит киевский присылал в Новгород епископа, главу церкви. Однако, укрепившись, новгородцы и в церковных делах обособились. С 1156 г. они стали избирать духовного пастыря. Вече называло трех кандидатов: наиболее авторитетных служителей церкви. Их имена записывались на пергаменте, посадник запечатывал записи своей печатью. Затем эти записи несли на другой берег Волхова в главный Софийский собор, где шла литургия. После окончания службы слепец или ребенок брал одну из записей, и написанное на ней имя оглашалось. Лишь затем избранный епископ ехал к“митрополиту в Киев для посвящения. Никогда, ни до Новгородской республики, ни после, православная церковь не знала такого Демократического порядка, чтобы сами верующие выбирали себе Духовного пастыря. Этот порядок близок к протестантской традиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать