Конференция к 850-летию Москвы: страницы стории - (реферат)
p>Москва формировала в своих казармах и в Подмосковье новые пол ки, принимала бесконечные партии рекрутов для их пополнения, заботи лась о раненых, снабжала "военные гошпитали".

6 августа после ожесточенной и кровопролитной битвы Наполеон занял Смоленск, 26 августа произошло Бородинское сражение.

1 сентября в деревне Фили под председательством М. И. Кутузова состоялся военный совет по вопросу о дальнейшем ходе военных дейс твий. Стоял вопрос о судьбе Москвы. Оставляя Москву, Кутузов прика зал сжечь склады фуража, баржи с сеном на Москве-реке и ряд важных в военном отношении "магазинов", содержавших ценности, которые мог бы использовать неприятель. Решение Кутузова о сдаче Москвы без нового сражения и об отступлении войск, принятое на совете в Филях, сейчас же разнеслось по Москве. Посланные Кутузовом после совета конные вестовые вихрем промчались по городу, оповещая народ о том, что ар мия уходит и французы в скором времени вступят в Москву. Лавина жи телей поднялась и потекла через восточные заставы. Теперь же двига лись не только дворянская и купеческая Москва, но и простонародье. К моменту вступления Наполеона в Москву ее оставила вся основ ная масса населения.

2 сентября в 4 часа послышались один за другим пушечные выстре лы холостыми зарядами на Арбате и других улицах, возвещая о вступле нии неприятеля в город.

Но уже вечером стали возникать пожары. Огонь показался на Арба те, на Солянке, вблизи Яузской переправы.

Утром на другой день (3 сентября) отряд русских казаков, подк равшись через Замоскворечье, поджег Москворецкий мост и Балчуг. Огонь охватил Пятницкую улицу и Ордынку. Скоро Замоскворечье было объято пламенем, закрывая неприятельской армии доступ к южным переп равам из Москвы. Прибывший в Кремль Наполеон, понимая важное значе

    - 45

ние этих переправ для армии, приказал для их спасения принять быст рые и решительные меры.

В ночь с 3 на 4 пожар достиг большой силы. Поднявшийся вихрь разносил искры и раскаленные угли на далекое расстояние. Удушливый воздух был наполнен летающей золой. Слышался шум от падения прого ревших зданий, потрескивание огня, и доносился жалобный вой гибнущих в огне сторожевых собак, забытых своими хозяевами.

Почти все Замоскворечье было окутано огнем, клубами дыма. В другом направлении был виден пылающий Гостиный двор. Горели Ильинка, Никольская, пламя и дым поднимались в районе Тверской, Арбата, Осто женки, у Каменного моста. Искры осыпали Кремль, где помещался под вижной пороховой магазин и обоз с боевыми снарядами. Пламя бушевало в разных концах города и, раздуваемое ветром, скоро слилось в одно огненное море, над которым во всех направлениях летали сверкающие головни. Ужасный вихрь был такой силы, что валил с ног.

Не встречая на своем пути препятствий, огонь бесследно уничто жал красивые дворцы. Великолепные фронтоны, барельефы и художествен ные статуи - все рушилось вместе с колоннами, превращаясь в обломки. Между тем, укрывшись от пожара в Петровском дворце, Наполеон строил планы дальнейших завоеваний.

Днем 8 сентября Наполеон вернулся в Кремлевский дворец. Сначала он предполагал зимовать в Москве и даже собирался вызвать из Парижа часть артистов театра "французской комедии". Вторично устроившись в Кремле после пожара, Наполеон приказал укрепить его, расставить на стенах пушки и всегда держать гвардию в боевой готовности. Наполеон приказал маршалу Мортье "взорвать многоглавую мечеть", как он назы вал Покровский собор или храм Василия Блаженного. Гениальное творе ние русских зодчих Бармы и Постника было под угрозой уничтожения. Пожар произвел громадное опустошение приемущественно в южном и юго-восточном районах города. Совершенно выгорели Замоскворечье, Пречистенская, Таганская и Рогожская части, почти целиком была унич тожена Яузская часть, пострадали и некоторые другие районы Москвы, как, например, Китай-город, Тверская улица, Кузнецкий мост. "Москвы - одного из красивейших и богатейших городов мира боль ше не существует", - заявлял 20-ый бюллетень Наполеона. - "Москвы уже

    - 46

нет! Обширный очаг пепла на месте этого прекрасного города, кучи пепла, да местами попадавшиеся развалины стен и обломки стропил ука зывали на то, что здесь когда-то были улицы".

Наполеон стремился найти выход из создавшегося положения. Не помогали ни "военный гений", ни "счастливая звезда". Наполеон пони мал, что он не достиг победы, несмотря на внешнее триумфальное вступление в глубину чужой страны, занятие многих городов и захват древней столицы. Мира не было. Русский народ не был покорен. Населе ние не испытывало ни покорности, ни страха. Война теряла перспекти ву.

23 сентября Наполеон уже начал эвакуировать раненных в Смо ленск. 24 сентября он предписал останавливать войска, шедшие по нап равлению к Москве. В эти дни Наполеон находился в тревожном ожидании военных действий со стороны Кутузова.

В 5 часов утра 7 октября сам Наполеон был еще в Москве. В своем письме Наполеон сообщал, что армия пройдет или через Калугу, или че рез Вязьму, и что Кремль завтра взорвут.

После выхода из Москвы основных сил "великой армии" в Кремле остался французский гарнизон. В ночь с 10 на 11 октября гарнизон со вершил взрыв в Кремле и оставил город. Первый взрыв был самым силь ным, за ним последовали более слабые. Кремль был подорван в пяти местах. Пострадали Грановитая палата и Кремлевский дворец, была раз рушена часть Арсенала; пострадали также две башни и частично стены. На колокольне Богоявленского монастыря от взрыва согнуло крест и толстый слой пыли и мусора покрыл все вокруг. Разрушительные планы Наполеона были значительно шире, но они не удались. Наполеон также приказал взорвать или поджечь крупнейшие здания столицы, в том числе и Московский почтамт. Но плана не удалось реализовать. Оставшиеся в здании русские люди - бедные почтовые чиновники по копейкам собирали деньги, напоили поджигателей и тем самым спасли замечательное зда ние.

Французский гарнизон вышел из Кремля через Каменный мост и дви нулся дальше, по Калужской дороге. В ночь с 10 на 11 октября 1812 года французы окончательно покинули Москву. Русский народ отстоял свою столицу, а вместе с ней и свою Родину.

    - 47
    МОСКВА - ГЕРОЯМ 1812 г.
    К. и. н. доц. Фролов В. П.

В 1997 году исполнилось 185 лет победы русского народа над за воевателем, который считался величайшим военным гением мира. Героический русский народ дал достойный отпор захватчикам.

Москва в войне 1812 года значительно пострадала. Пожар Москвы, длившийся непрерывно шесть дней, разграбление захватчиками ее бо гатств и культурных ценностей (выгорело 3/4 города, разграблены все монастыри), нанесли невосполнимый ущерб в наших национальных сокро вищах, несмотря на то, что французы пробыли в Москве всего 30 суток. Но уже в 30-е годы XIX в. Москва в значительной части залечила свои раны, причиненные пожаром 1812 года. Взору открывался большой город, хранивший памятники старины и в то же время блиставший новыми прек расными зданиями работы О. И. Бове, А. Г. Григорьева, М. Д. Быковского, Д. Жилярди и др.

Народ любил и чтил Москву, смотрел на нее как на святыню, поэ тому так быстро залечила она свои раны, восстановила разрушенное и продолжала оставаться крупнейшим политическим и культурным центром страны.

Народный освободительный характер войны 1812 года - мощный творческий импульс для произведений литературы и искусства XIX века. Блестящим образцом военно-патриатического жанра являются очерки Бо родинского сражения Ф. Н. Глинки. Поэт, участник Отечественной войны 1812 года и декабрист, прозаик и публицист, общественный деятель и страстный патриот Москвы, он создал незабываемый образ первопрес тольной. Она воспета им в проникновенных строках статьи "Семисотле тие Москвы" и гимна "Москва". Часто столица, ее герои, становились предметом возвышенных и горячих раздумий Ф. Глинки, отраженных в его публицистике и письмах.

Летопись Москвы дополняют воспоминания участников и очевидцев Отечественной войны - Н. А. Дуровой, Д. В. Давыдова. Серьезным историче ским памятником являются документы и эпистолярное наследие - письма

    - 48

М. И. Кутузова, М. Б. Барклая де Толли, А. Д. Бестужева-Рюмина, Д. С. Дохту рова, Ф. В. Ростопчина и др. , свидетельствующие о том, как велась борьба внутри города и вокруг Москвы. В одной из старинных биографий М. И. Кутузова, вышедшей после его смерти, даже выделена особая глава под названием "Князь Голенищев-Кутузов одобряет подвиги воинов-посе лян".

Отечественная война 1812 года была рубежом, положившим начало новому этапу в истории литературной жизни Москвы. Разрушенная и опустошенная врагом, не склонившаяся перед ним. Москва стала в гла зах народа символом всей Росссии. Многие поэты и прозаики, связанные с древней столицей, вступили в ряды защитников родины, большей частью добровольцами. Среди них выделяются имена А. С. Грибоедова, К. Ф. Рылеева, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, М. Н. За госкина, И. И. Лажечникова. Создается ряд исторических произведенийй, в том числе "Сожженная Москва" Г. П. Данилевского и др.

Многие русские писатели и поэты откликнулись своим творчеством на события Отечественной войны.

Поэт П. А. Вяземский, в 1812 году ополченец, участник Бородинско го сражения, написал стихотворение "Поминки по Бородинской битве", в котором создал запоминающийся образ М. И. Кутузова:

    "И Кутузов предо мною,
    Вспомню ль о Бородине,
    Он и в белой был фуражке,
    И на белом был коне.
    Чрез плечо повязан шарфом,
    Он стоит на высоте,
    И над старцем блещет ярко
    День в осенней красоте. "

Большое место уделялось образу М. И. Кутузова. Это прежде всего прижизненный портрет М. И. Кутузова кисти А. О. Орловского, который хра нится в Государственном историческом музее. Кстати, здесь же нахо дятся более 200 портретов полководца Кутузова, выполненных русскими и западноевропейскими художниками.

    - 49

Поэты времени Отечественной войны заложили литературную тради цию, на основе которой возникли образы Москвы 1812 года, созданные поэтами последующих поколений. Москвич по рождению А. С. Пушкин неод нократно обращался к ".... краям Москвы, к краям родным. "

В послании 1815 г. "Утихла брань племен.... ", написанном поэтом в связи с празднованием победы над Наполеоном, он вспоминал: "Меч огненный блеснул над дымною Москвой! Звезда губителя потухла в веч ной мгле, и пламенный венец померкнул на челе! "

Другой уроженец Москвы, М. Ю. Лермонтов, не раз обращался мыслью к Москве этого времени. Великая битва за Москву под Бородино дважды была описана поэтом в 1830 и 1837 г. г. ("Поле Бородина" и "Бороди но"). В стихотворении "Два великана (1832) и в поэме "Сашка" (1839) М. Ю. Лермонтов изобразил Отечественную войну 1812 года как единоборс тво между "Столетним русским великаном" и чуждым властелином. Героическое время брьбы с Наполеоном всколыхнуло все слои мос ковского общества. Л. Н. Толстой в романе "Война и мир" показывает русских героев и то, как войска входят в город, движутся по Дорого миловской дороге, Арбату, Воздвиженке по направлению к Кремлю. Отно шение к Кремлю у Л. Н. Толстого связанно с раздумьями о судьбах Рос сии. Еще в 1839 году он написал известое нам сочинение "Кремль". "Эти белые каменные стены вспоминают великого Гения и Героя, который у этих стен потерял свое счастье, и видели стыд и поражение непобе димых полков наполеоновских". Наиболее значительные события войны запечатлены художниками. Целая плеяда талантливых русских художников создавала свои произведения, среди них живописец А. Г. Веницианов, жи вописец и график И. А. Иванов, такие мастера как А. Е. Мартынов, К. А. Зе ленцов, И. И. Тербенев, Е. М. Корнеев и др. Широко распространилось но вое демократическое явление в искусстве - политическая графика, ко торую называли "Карикатурой 1812 года". Художники высмеивали фран цузскую армию, самого Наполеона, призывали русский народ на борьбу с захватчиками, воспевали подвиги народных героев. В композиции офор тов, как в народной картинке, органично сочетаются изображение и текст, что делает карикатуру более доступной зрителю. Разнообразные картины - батальные сцены, иконография героев, карикатура - имели огромную историко-художественную значимость.

    - 50

Определенное место в историко-культурном наследии занимают ар хитектурные и скульптурные памятники. Строительство Триумфальной Ар ки в Москве начало осуществляться только после победы над великой армией Наполеона.

Обратимся к истории постройки Триумфальной арки в Москве. В 1814 году Санкт-Петербургское дворянство построило деревянную триум фальную арку "1814 год" (архитектор Д. Ж. Кваренги, скульптор И. И. Те ребенев) в память событий Отечественной войны 1812 года, предполагая заменить ее впоследствии каменной. Торжественная закладка Нарвских Триумфальных ворот произошла 26 августа 1827 года в 15-ю годовщину Бородинского сражения 1812 года; открытие состоялось 17 августа 1834 года (в 21 годовщину битвы при Кульме 1813 года). Была создана мону ментальная однопролетная арка, выложенная из кирпича и облицованная медью (с 12 каппелированными коримфскими колоннами у пилонов, с вы соким аттиком, увенчанным колесницей Славы).

В Москве в 1814 году была сооружена деревянная Триумфальная ар ка на ул. Тверской заставы для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Западной Европы после победы над Наполеоном. Импе ратор Николай I при вступлении на престол выразил желание видеть и в первопрестольной столице монументальный памятник, посвященный собы тиям Отечественной войны. На его предложение московское дворянство, не имея достаточно для этого средств, ответило молчанием. Но Николай I был настойчив, и поручил О. Н. Бове осуществить план предполагаемых ворот. Вскоре приступили к самой постройке под наблюдением особого комитета, призидентом которого был назначен московский комендант Ве ревкин. Постройка Триумфальных ворот продолжалась пять лет, почти на два года меньше, чем в Петербурге, и закончилась в Москве 20 сентяб ря 1837 года (архитектор О. И. Бове, скульпторы И. П. Витали, И. Т. Тимо феев). Московская Триумфальная арка (28 метров) с шестью парами чу гунных 2-метровых колонн, в нишах фигуры русских воинов, над ними горельефы ("Изгнание французов", "Освобождение Москвы" и др. ), над карнизами аллегорические статуи Победы. Арку венчает скульптурная композиция Колесница Славы.

В музей ведомства путей сообщения была помещена модель этой Триумфальной арки миниатюрной токарной работы мастера Ека, дающая

    - 51

представление о первоначальном виде постройки. Триумфальная арка бы ла разобрана в 1936 году в ходе реконструкции площади. В 1966 г. Моссовет принял решение восстановить Триумфальные ворота на Кутузов ском проспекте, близ Музея панорамы "Бородинская битва".

В 1973 году на площадии у музея был открыт и памятник М. И. Куту зову (скульптор И. В. Томский). Центральная фигура дана в окружении представителей народного и патриотического движения Отечественной войны 1812 года и боевых соратников Кутузова: Багратиона, Раевского, Платова, Ермолова и др. В целом весь комплекс с Триумфальными воро тами в Москве - величественное парадное сооружение, символизирующее силу и мощь России.

Главный памятник Отечественной войне 1812 года решили возвести в Москве. Строительство храма Христа Спасителя было самой крупной и значительной, но не единственной попыткой создания общерусского мо нумента. Первоначальная идея памятника в виде колонны все-таки полу чила осуществление не в Москве, а в Петербурге. Им стал знаменитый Александрийский столп (Александрийская колонна, 1834 год, архитектор О. Монферран). Память о войне 1812 года запечатлена в Москве в разно го рода гражданских постройках.

Идея постройки храма в Москве в память Отечественной войны с самого момента своего возникновения приобрела политическое значение. Вначале решено было соорудить памятник в виде колонны, обелиска или пирамиды из отбитых у неприятеля пушек. Затем был объявлен конкурс, на котором победил проект А. Л. Витберга, воплотивший идею создания национального храма-памятника. Но осуществить проект Витбергу не удалось. Начатые работы в 1827 году были прекращены.

В 1837 году на месте Алексеевского монастыря началась постройка храма Христа Спасителя в русско-византийском стиле и закончилась в 1882 году; освящение его совершено 26 мая 1883 года. Потребовались значительные материальные и художественные усилия, чтобы осуществить не только наружное скульптурное убранство храма, но и грандиозные росписи и архитектурную обработку внутри. Величественный пятиглавый храм включал произведения искусства, в каждом из которых присутству ет диалектика новизны и наследования. Стоимость строительства храма составила огромную по тем временам сумму - более 15 млн. рублей.

    - 52

Грандиозный храм-памятник был освящен и стал неотъемлемой частью ду ховной жизни России. 5 декабря 1931 года храм взорвали и на его мес те началось строительство Дворца Советов (не осуществлено). В 1941 году из его конструкций каркаса сварили противотанковые "ежи". Пост роенный после войны на этом месте бассейн "Москва" просуществовал недолго.

В 1994 году начались работы по воссозданию храма Христа Спаси теля, завершение строительства которого намечено к 850-летию Москвы. Таковы страницы художественного воплощения подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года и величия Москвы.

    - 53
    МОСКВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
    Студ. Панова С. Ю.

Во второй половине XIX века Москва являлась одним из главнейших индустриальных центров капиталистической России. В ней было сосредо точено большое количество мощных текстильных, пищевых, химических и металлообрабатывающих заводов и фабрик, которые давали значительную долю продукции этих отраслей русской промышленности.

Московская фабрично-заводская промышленность тогда нередко выс тупала как проводник новейшей техники промышленного производства и не только для обширного района центральных губерний, но и для всей России. По отдельным видам промышленного производства (изготовление бумажных и шерстяных тканей, кондитерских, водочных и табачных изде лий, химических и др. товаров) на многих передовых предприятиях Москвы широко применялись машинная техника и новейшая технология. Достаточно указать на такие предприятия, как кондитерские фабрики Товарищество Абрикосова и Торгового дома Сиу и К, водочный завод П. А. Смирнова, табачная фабрика Бостанджонгло, парфюмерное предприя тие Г. Брокара и др. Изделия этих московских фабрик и заводов не раз занимали первые места на всероссийских промышленных выставках, и производство их ставилось в образец всем промышленным предприятиям России.

В Москве впервые в России вводились новые виды промышленного производства текстильных товаров, химических изделий, пищевых про дуктов и тд. Например, можно указать на выпуск новых набивных тканей - по сатину и батисту (товарищество Т. Э. Циндель), изготовление али зарина (заводы акционернрго общества "Анилин и сода" и акционерного общества "Фарберке"), фабрикацию кокосового и "прозрачного" мыла, а также цветочных духов и одеколона (Брокар), консервирование свежих фруктов (Товарищество Абрикосова сын-я), производства шоколада (Тор говый дом Сиу и К ) и т. д.

Наконец, московская промышленность оказывала огромное влияние на общее промышленное развитие России благодаря тому, что во второй

    - 54

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать