Конференция к 850-летию Москвы: страницы стории - (реферат)
p>Ссыльными назывались колокола, которые в буквальном смысле ссы лались как правило за непокорность. Так поступили с вечевым колоко

    - 75

лом Новгорода после присоединения города к Московскому княжеству, при этом ему вырвали язык и выслали в Москву.

Золоченые колокола вряд ли сейчас можно встретить - как правило их золотили любители церковного благолепия и по размеру они были не велики.

Лыковыми назывались опальные колокола, сначала разбитые, а по том перевязанные лыком - их можно было найти в прошлом столетии в ограниченном количестве в Костромской губернии.

Первые колокола при церквях на Западе были введены в употребле ние в конце VI века. Изобретение колоколов приписывают Павлину, епископу нольскому, что в Компаньи; считается, что от этого и прои зошло латинское их название Campena u Nola (campena [лат. ] - коло кол; Nola - город в Кампании [Италия]); во Франции они введены были с 550 года. В XI веке в Аугсбурге при главном соборе построены две колокольни и на каждую повешено по одному большому колоколу. В Пари же большой колокол был повешен в 1680 году при соборе Богоматери. Он весил 31 тонну. Величайшим колоколом Австрии считается ольмюцкий, вес которого достигает 35, 8 тонны.

Сведения о Царь-колоколе, лежащем неподалеку от колокольни Ива на Великого, разноречивы. Одни полагают, что отломок края у него произошел от неискусного литья, другие, напротив, уверяют, что он был отлит, поднят и висел под шатром на столбах, но от действия огня в случившийся пожар в 1737 году упал в яму, причем край откололся из-за упавшего на него бруса. В записках графа Миниха находим о нем следующее: "Вскоре потом, когда императрица вознамерилась вместо прежнего разбитого преогромного московского колокола, висевшего на Иване Великом, заказать вылить другой - в девять тысяч пуд, то и препоручено мне отыскать в Париже искусного человека, дабы сделать план колоколу купно со всеми размерениями. По сей причине обратился я к королевскому золотых дел мастеру и члену академии наук Жерменю, который по сей части преискуснейшим считается механиком. Сей худож ник удивился, когда я объявил ему о весе колокола, и сначала думал, что я шутил; но как после его уверил, что имею про то высочайшее по веление, то он взялся сие исправить. Принесши ко мне план, вручил я его графу Головкину для отсылки; но колокол после отлит не по назна

    - 76

ченному плану, а по другому, еще в две тысячи пудов тяжелее вышепо казанного веса. Он вылился весьма красиво и удачно и стоял уже в го товности, чтобы поднять на колокольню, как, по несчастию, в бывший пожар от упавшего на него разгоревшегося бревна расшибся".

Отливка колокола происходила в 1735 году по чертежам и моделям артиллерии колокольных дел мастера Ивана Федоровича Маторина и вышла очень удачна. Колокол находился еще в отливочной яме, когда разра зился опустошительный для Кремля пожар. При его тушении вследствие неравномерного охлаждения колокол дал трещины и от него откололся громадный осколок массой 11, 5 тонны.

Предложения о перелитии расшибленного колокола начали поступать уже с 1747 года. Его брался перелить мастер Слизов, который перели вал другие колокола, находящиеся на колокольне Ивана Великого. Потом еще в 1770 году архитектор Форстенберг придумал впаять вышибленный край в колокол, уверяя, что от этого нимало не пострадает звук коло кола.

В 1836 году по проекту архитектора А. Монферрана Царь-колокол был поднят из земли и установлен на постамент недалеко от колокольни Ивана Великого, где и находится по настоящее время.

На колокольне Ивана Великого и пристроенных к ней звонницах на ходится 21 колокол. Некоторые из них именные: Широкий, отлитый в 1679 году; Слободский, вылитый в 1641 году; Медведь, вылитый в Новом городе в 1501 году; Ростовский; два колокола иностранной работы, один из которых был прозван Немчин; Глухой, Даниловский, Марьинский и ряд других. Самый большой из них - Успенский - весит 70 тонн.

    - 77
    МОСКВА - КОЛЫБЕЛЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
    Студ. Макарова Т. А.

На протяжении XII-XVII вв. Москва прошла путь от небольшого го родка (на границе Ростово-Суздальской земли) до столицы Русского централизованного государства - центра национальной жизни русского народа.

В первой половине XIV в. Москва - столица самого сильного кня жества северо-восточной Руси. Именно с этого момента начинается ста новление Москвы как центра (колыбели) русской культуры.

В XVI в. Москва - не только хозяйственный и политический, но и культурный центр Русского государства.

В XVI в. культура и искусство в России и ее столице Москве по лучили значительное развитие. Это прежде всего проявилось в расп ространении грамотности и просвещения.

В марте 1564 г. после почти целого года работы Московская ти пография выпустила книгу "Апостол", украшенную заставками оригиналь ного растительного орнамента и одной фигурной гравюрой, отличавшуюся изяществом отделки. В 1565 г. была напечатана другая церковная книга - "Часовник".

В XV в. печатные книги из Москвы распространялись по всей стра не. Расцвет политической и церковной литературы в XVI в. способство вал большому развитию книжного искусства. В Москве складывался еди ный русский стиль миниатюры, который распространялся по всей стране. Большую роль в этом сыграло создание Лицевого (иллюстрированного) летописного свода объемом более 10 тыс. листов, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. Текст свода иллюстрирован рисунком, выполнен ным жидкой акварелью на бумаге.

Искусство книги XVI в. создало свой стиль в орнаментальной об ласти: заставки, заглавные буквы, украшения на полях, сине-голубой растительный орнамент в сочетании с золотом.

Как и в книжной миниатюре, в строительном искусстве Москвы XVI в. сложился новый национальный стиль, который, распространяясь по

    - 78

всему государству, являлся выражением государственного единства Руси и ее культуры. Это шатрово-столповый стиль, где взамен статичности решений XIV и XV вв. , в сочетаниях и расположении объемов наблюдают ся живописность и динамичность. Высшим достижением шатрово-столпово го стиля является собор Покрова на рву в Москве, более известный под именем "Василия Блаженного", построенный в 1554-1560 гг. в ознамено вание имевшей огромное значение в жизни русского народа победы над Казанским ханством. Строителями собора были замечательные русские зодчие - Посник, Яковлев и Барма.

В московском зодчестве XVI в. применялась живопись как фреско вая, так и станковая.

В конце XVI в. в московской живописи упрочился так называемый "строгановский стиль", созданный московскими царскими иконописцами. Крайняя изысканность и чрезмерная утонченность фигур, обильная штри ховка золотыми линиями, плотность цвета и часто темный фон, содержа ние, подчиненное форме, художественному исполнению - черты, харак терные для этого течения. Самым известным из "строгановских" масте ров был Прокопий Чирин.

В XVI в. был широко распространен обычай украшать поля икон че канным орнаментом. Исключительно умело используя поверхность драго ценного материала, ювелиры включали в композицию драгоценные камни и цветную эмаль. Яркий пример этого - оклад евангелия, украшенный дра гоценными камнями и цветной эмалью - вклад Ивана Грозного (1571) в Архангельский собор, неоднократно служил для окладов XVII в. образ цом удачного применения многоцветной орнаментации.

Ювелирное искусство XVII в. оказало влияние и на московское ху дожественное шитье. Обилие жемчуга и драгоценных камней характеризу ет уже сложившийся стиль шитья второй половины XVI в. Была особая разновидность шитья - "низание": ткань сплошь покрывалась жемчугом, драгоценными камнями, золотыми пластинками с орнаментом или изобра жениями святых ("убор" с Грузинской иконы Богоматери в Суздале (ныне в Государственной Третьяковской галерее) - вклад царицы Анастасии Романовны).

В Загорском музее есть пелена - вклад Бориса Годунова и ряд оп лечий на ризах XVI в. с узорами, вышитыми жемчугом, золотом, сереб

    - 79

ром по бархату, и совпадающими с мотивами, известными в русском на родном творчестве.

Именно благодаря своей тесной связи с народным творчеством Мос ква XVI в. явилась общерусским культурным центром, оказавшим большое влияние на культурную жизнь страны в целом.

    - 80
    КОСТЮМ МОСКОВСКОЙ РУСИ
    Студ. Лебедева А. А.

Русские люди, в течение долгого времени вынужденные защищать свою национальную самостоятельность, упорно держались старинных обы чаев и костюмов. Эта склонность к традициям существовала на протяже нии нескольких веков и только в начале XVIII века была сломлена поч ти насильственно Петром Первым.

Тем не менее, костюм эпохи Московской Руси, сохраняя традицион ную основу, отличался от костюма домонгольского перода. Изменение его формы меньше затронуло народную одежду, но костюмы высших слоев бояр и дворян, а также посадских людей - сделались гораздо сложнее и разнообразнее.

Классовая дифференциация стала проявляться также и в количестве одежд. Знатные люди надевали на себя одновременно несколько одежд, что должно было свидетельствовать об их благосостоянии. Эти одежды, хотя они были длинны и тяжелы, носили независимо от времени года как на улице, так и в помещении. В торжественных случаях, например, на приеме во дворце, на присутствующих могло быть надето одновременно по пять или шесть одежд.

В описываемый период в русском костюме произошел ряд изменений в покрое. Появились одежды, имеющие спереди сверху донизу разрез (распашные). Часто встречались одежды, отрезанные по талии или выяв ляющие талию, хотя красивыми по-прежнему считались и длинные непри таленные одежды. Как следствие монгольского влияния в русском костю ме остались некоторые предметы восточного обихода: тюбетейка (тафья), пояса (кушаки), откидные рукава.

В XVII веке на русский костюм оказали некоторое влияние поль ские моды - польский кафтан, подволока и пр. Одежды этого периода шили из местных или привозных тканей. Основными тканями, распростра ненными в этот период на Руси, кроме посконных и льняных были сукон ные, шелковые и бархатные. Ткани были ярких цветов - красные, синие, зеленые, малиновые, лиловые, голубые, розовые, белые и пестрые.

    - 81
     1Мужской костюм.

Основой мужского костюма по-прежнему оставалась рубаха. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез - либо посередине груди, либо сбоку (косоворотка).

Необходимой принадлежностью мужского костюма по-прежнему были порты. Форма их почти не изменилась с домонгольского периода: они были по-прежнему узкие, без разреза и крепились на шнурке - гашнике. Поверх рубахи обычно надевали зипун, в народе называвшийся азя мом. Это была легкая, скорее домашняя одежда, которая для крестьян служила верхней. Поверх зипуна богатые люди обычно надевали кафтан. Кафтаны были нескольких видов. Это - распашные одежды, расширявшиеся книзу за счет клиньев, вшитых в боковые швы. Кафтаны обязательно закрывали колени, но были не длиннее, чем до щиколотки.

Кафтаны были нескольких видов: обычный, домашний, становой, польский, терлик, чуга и поршни.

Почти все существовавшие в России верхние одежды, надевавшиеся поверх кафтана, были принадлежностью боярского и дворянского костю ма. Одной из парадных одежд была ферязь - особый вид кафтана из до рогой ткани. Шили ее на подкладке, иногда и на меху. Ферязь была ши рокой в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли, ру кавами.

Специфической русской одеждой была шуба. Шубы носили все слои населения - от крестьян до знатных бояр и самого царя. В древней Ру си никогда не шили шубы мехом наружу. Каким бы дорогим мех ни был, он служил подкладкой. Сверху шубу покрывали различными тканями. Обувью в деревне служили онучи, лапти и поршни, а в городе сапоги. Разновидностью поршней считают моршни или уледи, делавшиеся из бычьей сыромятной кожи и сочетавшие кожаный низ с войлочным вер хом. Обувью, найденной при раскопках в Москве, в Зарядье, в слое XVI века возможно были уледи.

Головные уборы в основном сохранили форму, близкую к домонголь скому периоду. Однако они стали намного разнообразнее, а отделка бо гаче. Все шапки имели вид конуса или колпака и были обычно с опушкой или оторочкой. Среди знати были распространены и меховые шапки - так называемые горлатные, сшитые из горлышек куницы или чернобурой лисы.

    - 82

В народе носили грешневик (высокий головной убор с небольшими поля ми) и треух.

Воинский костюм - доспех - по сравнению с домонгольским перио дом изменился мало, главным образом в деталях. Впервые некоторая регламентация в отношении военного костюма произошла во второй поло вине XVI века. В это время появились в Москве первые регулярные войска стрельцов. Стрельцы были одеты в длинные, доходившие до щико лотки кафтаны из цветного сукна.

С образованием Московского государства появилась на Руси специ альная личная охрана царя - рынды (при Василии III) и почетная двор цовая стража - жильцы (при Иване IV).

     1Женский костюм.

По эстетическим представлениям Древней Руси женщина должна была иметь высокую статную фигуру, белое лицо с ярким румянцем и соболи ными бровями. Все женские одежды того времени были подчинены этому идеалу и зрительно создавали величественный и статичный образ. Верх ние одежды никогда не подпоясывались и застегивались сверху донизу. Почти все одежды были неприталенными, длинными, сшитыми из тяжелых тканей на подкладке. Иногда костюм боярыни весил 15-20 кг. Такая одежда делала фигуру малоподвижной, придавала гордую осанку, плав ность походке.

В отличие от костюмов домонгольского периода, которые были в основном накладными, в период Московской Руси женские оддежды имели зачастую спереди сверху донизу разрез, т. е. были распашными. Наибо лее характерной одеждой был так называемый шушун - длинный, почти до полу сарафан, сравнительно узкий, не имевший сборок, расклешенный в подоле за счет боковых клиньев.

С XVII века в моду вошел другой вид одежды - "прямой" сарафан. Этот сарафан был широким, так как состоял из нескольких сшитых кус ков ткани, собранных в мелкую сборку под узкую подшивку. Этот сара фан вместо центральной декоративной полосы обычно имел декоративную обшивку по низу подола.

Верхних одежд на Руси было много. Одновременно они служили и парадной одеждой. Одной из характерных одежд был летник.

Самобытной русской одеждой была также душегрея. Душегрею носили

    - 83

женщины всех слоев населения, даже крестьянки, но для них она явля лась праздничной одеждой.

Иногда женщины носили верхние одежды, одинаковые по крою с мужскими - однорядки, шубы - но внакидку.

Обувью служили онучи с лаптями, сапоги и позже башмаки. Сапоги отличались богатством отделки, яркостью цвета, высоким каблуком (он мог достигать 10 см).

Женские головные уборы на Руси отличались необыкновенным разно образием. Женщины носили головные уборы, из которых наиболее типич ными были следующие:

- Повойник - головной убор, похожий на чепчик и имевший множество типов. Повойник плотно закрывал волосы. Его надевали под парадный головной убор, под платок, но могли носить и самостоятельно - дома, на полевых работах и т. д.

- Кика - нарядный головной убор, состоявший из трех частей. Первая часть - сама кика (или чело), сделанная из жесткого материала (бе ресты, кожи) и покрытая дорогой тканью. Чело возвышалось над лицом и сзади стягивалось завязками. Сверху кики (в виде дна) находилась так называемая сорока - чехол из дорогой ткани. А сзади прикреплялся небольшой позатыльник.

По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника - убрус. Парад ным головным убором являлся кокошник - головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый, обычно жемчугом. Девушки обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос.

Дополнением женского костюма служила ширинка (шелковый платок), рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений колты, серьги, перстни, ожерелье.

Таковы были русские одежды в XV-XVII веках во времена Московс кой Руси. Они свидетельствуют о высоком уровне бытовой культуры русских людей. Многие виды одежды сохранились до настоящего времени.

    - 84
    Содержание

Павликов К. Ф. Роль Москвы в истории России............................... 3 Рябушкина М. Ф. Основание Москвы: исторические свидетельства......7 Луковцева Т. А. Объединение русских земель вокруг Москвы.......... 12 Кутловская Л. А. Москва при Иване Калите.................................. 17 Шалдина Е. М. Москва при Дмитрии Донском.................................. 20 Макеев А. Н. Москва в XIV-XV веках: социокультурные аспекты......23 Мокшина И. С. Москва в 1612 году.............................................. 27 Акулова А. Э. Москва при Екатерине II.......................................32 Минина М. С. Москва в период нашествия Наполеона...................... 35 Масликова О. М. Москва в 1812 году........................................... 43 Фролов В. П. Москва - героям 1812 года..................................... 47 Панова С. Ю. Москва во второй половине XIX века........................53 Евстигнеева Е. В. Москва в 1917 году........................................ 57 Марсель Ж. А. Москва в 1941 году.............................................. 62 Коваленко Т. В. История Московского Кремля............................... 65 Трифонова Е. А. Монастыри Москвы в истории Российского

государства......................................................70

Заозерова Н. А. Царь-колокол и колокола "Ивана Великого".......... 74 Макарова Т. А. Москва - колыбель русской культуры.....................77 Лебедева А. А. Костюм Московской Руси.......................................80

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать