Возможности использования детских фортепиальных сочинений К.Дебюсси и М.Равеля на уроках музыки - (реферат)
p>Анализ тематического плана Программы убедил нас, что некоторые из тем очень органично могут включать в себя произведения К. Дебюсси и М. Равеля. В целом Программа Д. Б. Кабалевского дает весьма широкие возможности привлечения сочинений импрессионистов на уроках музыки в школе. Подробно проанализировав программы Н. А. Терентьевой , Ю. Б, Алиева, Д. Б. Кабалевского, мы убедились, что у каждого из них свой подход к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки. Н. А. Терентьева в Программе музыкально-эстетическое воспитание уже во втором классе включает в уроки музыку К. Дебюсси и М. Равеля, привлекая на помощь другие виды искусств. Темы уроков очень органично включают в себя предложенные автором произведения.

Ю. Б. Алиев в своей Программе знакомство с музыкой импрессионистов осуществляет в 7 классе в контексте изучения стилей и художественных направлений. Он предлагает произведения не только для слушания, но и для пения.

Сочинения композиторов-импрессионистов включены и в Программу Д. Б. Кабалевского. Он привлекает их в качестве материала для слушания. Мы предложили некоторые варианты дополнений проанализированных программ, которые заключаются в более раннем обращении к сочинениям К. Дебюсси и М. Равеля, в расширении репертуара засчет детской фортепианной музыки этих авторов и последовательном изучении импрессионистических сочинений. АНАЛИЗ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ ЦИКЛОВ

    К. ДЕБЮССИ И М. РАВЕЛЯ.

К. Дебюсси и М. Равель - самые яркие представители импрессионизма в музыке. Творчество этих композиторов включает большой круг разножанровых произведений, предназначенных для разных исполнительских составов. Музыкальный язык импрессионистов яркий, насыщенный, но очень сложный. Мы решили, что лучше осуществить знакомство школьников с музыкой импрессионистов на примере фортепианных сочинений для детей: "Детский уголок" К. Дебюсси и "Моя матушка-гусыня" М. Равеля, поскольку в них музыкальный язык достаточно упрощен. И даже один из авторов (М. Равель) говорил, что "намерение воспризвести в этих пьесах поэзию детства привело .... к упрощению моего стиля и очищению моего почерка". (цит. по 21, с. 84). Хотя мы не исключаем возможности использования других сочинений этих композиторов (как целиком, так и в виде фрагментов). Предлагаемый материал может служить пособием для учителя музыки, желающего познакомить учеников с детскими фортепианными сочинениями импрессионистов. В 1908 году К. Дебюсси написал цикл из 6 пьес для фортепиано под названием "Детский уголок". Это произведение он посвятил своей горячо любимой дочери Эмме : "моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует". Все пьесы "Доктор Gradus ad Parnassum", "Колыбельная Джимбо", "Серенада кукле", "Снег танцует", "Маленький пастух", "Кукольный кэк-уок" - это небольшие зарисовки, в которых композитор мастерски создал образы и картины детства. В "Детском уголке" К. Дебюсси обратился к форме сюиты, возрожденной композиторами-романтиками. Новая "романтическая" сюита существенно отличалась от старинной своим содержанием и композиционными чертами. В сочинении композитора-импрессиониста находим такие ее принципы, как:

а) стремление к конкретности музыкальных образов, к программности, которое проявляется у К. Дебюсси в названии не только цикла, но и каждой миниатюры; б) свободное тональное сопоставление частей: все пьесы написаны в разных тональнастях(C dur, B dur, E dur, d moll, A dur, Es dur), с явным преобладанием мажорного лада. Сочетание мажорных тональностей с оживленными темпами не случайно - оно явно отражает жизнерадостность, любознательнось, подвижность, свойственные поведению детей. С этим связано и достаточно жанровое разнообразие пьес (среди них есть жанровые сценки-"Серенада кукле", "Кукольный кэк-уок", "Колыбельная Джимбо"; портретные зарисовки-"Маленький пастух"; волшебный пейзаж, рожденный детской фантазией-"Снег танцует").

Одной из характерных черт сочинения стала его юмористическая окраска. Музыковед Н. Копчевский пишет, что тонкий авторский "юмор заключен уже в английских заголовках сюиты и ее частей - это как бы шутливое обращение отца к ребенку, который воспитывается под руководством английской "мисс""(15, с. 171). Юмористическое настроение создает пародирование этюдов М. Клементи (сборник "Gradus ad Parnassum"-"Путь к Парнасу") и известной музыки Р. Вагнера ("Тристан и Изольда"). Переосмысление тем и музыкальных образов этих сочинений ярко проявилось в первой и последней пьесах цикла.

Фортепианная сюита К. Дебюсси "Детский уголок" - призведение, в котором воплощен наивный и мудрый, сказочный и реальный, забавный и грустный, а целом чудесный и добрый мир детства. И хотя сочинение было создано в начале века, главные герои сюиты - кукла, игрушечный слон, пастушок - любимы, близки и понятны современным детям.

Первая пьеса цикла называется "Доктор Gradus ad Parnassum". Ее заглавие связано со знаменитым циклом этюдов М. Клементи. Систематические упражнения в технике игры на фортепиано, предлагаемые М. Клементи в виде этюдов - один из путей, постепенно приближающих юного пианиста к вершинам исполнительского мастерства. Сочинение же К. Дебюсси "Доктор Gradus ad Parnassum" охарактеризована самим автором как "род гигиенической и прогрессивной гимнастики, следовательно подобает играть эту пьесу каждое утро натощак, начиная умеренно, чтобы закончить оживленно"(цит. по 17, с. 68). В словах композитора звучит тонкая ирония в адрес всевозможных технических упражнений. Ее подчеркивают авторская ремарка "ровно и без сухости", мягкость фигураций, созвучия, насыщенные секундовыми сочетаниями. Фактура основана на ровном и непрерывном движении шестнадцатых, прекращающемся ненадолго - в центральном эпизоде, где композитор изображает рассеянность ученика:

    ПРИМЕР N 9.

Живому непосредственному развитию художественного образа способствует отказ композитора от схемаичных, квадратных структур, столь свойственных этюду. Иронизируя таким образом над инструктивным жанром, Дебюсси одновременно значительно опоэтизировал его.

"Колыбельная Джимбо" (так звали игрушечного слона Шушу) рождает в нашем представлении образ неуклюжего, немного тяжеловесного существа, вызывающего однако, самые добрые чувства. Жанр колыбельной как нельзя лучше помогает показать образ с легким оттенком юмора. Ведь звучание колыбельной чаще всего ассоциируется с чем то маленьким, беззащитным и нежным. У Дебюсси же этот жанр характеризует пусть и игрушечного, но всетаки слона. Отсюда - и нетипичное для колыбельной использование на протяжении всей пьессы низкого регистра, и нетрадиционный для колыбельной аккомпанемент в виде чередующихся больших секунд. Тяжеловесная, несколько угловатая мелодия колыбельной построена по звукам пентатонического звукоряда, что придает музыке некоторый восточный колорит: ПРИМЕР N 10

Основным, "строительным" материалом пьесы являются секунды, которые то "колышутся", то "топчутся" на месте, образуя вместе с сопровождением целотоновое звучание. Использование столь необычных выразительных средств - одно из проявлении связей Дебюсси с русской музыкой. Вчастности, можно провести аналогию с романсом А. П. Бородина "Спящая княжна", в котором композитор широко применил целотоновые последования, мерцающие секунды в сопровождении и пентатоническое строение мелодии. Развитие материала в "Колыбельной Джимбо" осуществляется по сквозному принципу: каждое новое мелодическое образование подготавливается предшествующим и появляется незаметно. В целом эта пьеса богата тонкими оттенками настроения, очень живописна по колориту и пленяет удивительно мастерским использованием скромной палитры выразительных средств. Очень изящна и грациозна третья часть сюиты - "Серенада кукле". На ее жанровую принадлежность указывает уже само название. Как известно, серенада приветственная или любовная песня, исполняемая под окном возлюбленой. Главные признаки жанра - плавная, выразительная мелодия и аккомпонимент, подражающии звучанию гитары или мандолины.

В "Детском уголке" героиней серенады, Дебюсси сделал куклу, поэтому перечисленные жанровые признаки заключают в себе нечто игрушечное. Уже первая авторская ремарка, предписывающая исполнять всю пьесу на левой педали подчеркивает прозрачность и некоторую иллюзорность звучания музыки. Весь комплекс музыкально-выразительных средств харак

теризует "кукольное" звучание серенады: облегченная фактура, забавная "прыгающая" мелодия, построенная на широких интервалах и предворяемая форшлагом, своеобразная гармония, в которой выделяется звучание пустых кварт и квинт, внезапные динамические контрасты, резкие смены главного и отрывистого движения:

    ПРИМЕР N 11.

В "Серенаде кукле" особенно наглядно проявилось умение композитора выводить один мотив из другого, благодаря чему получается что, вся ткань как бы соткана из материала единого происхождения. Впечатления от поэтичной миниатюры Дебюсси очень точно сформировал И. И. Мартынов: "В этой, казалось бы, непритязательной детской пьесе композитор достигает изысканности стиля, создавая очаровательную картинку, вводящую в мир ребенка, увлеченно играющего с куклой. Здесь нет искусственности, подделки под детскую психологию, есть настоящая музыка для маленьких слушателей, равно интересная и для взрослых". (20, с. 218).

Словно тонкой акварельной кистью написана четвертая пьеса цикла "Снег танцует". Круг родственных ей образов позже еще детализированнее будет воплощен в прелюдии "Шаги на снегу". Однако и здесь Дебюсси достигает необычайной колористичности звучания и яркой образной выразительности. Пьеса "Снег танцует" выделяется из всех частей сюиты своей импрессионистической окраской. Она не просто пейзаж, картинка природы. Однообразно падающии снег вызывает у человека чувство грусти и собственного одиночества. В музыке эти настроения переданы монотонностью движения, единообразия фигурального рисунка, служащего живописным тоном для выразительных мелодических построении. ПРИМЕР N 12.

Для пьесы "Снег танцует" Дебюсси избрал жанр токкаты. (К нему он неоднократно обращался в своем фортепианном творчестве: Токката из сборника "Для фортепиано", пьеса "Движение" из I-й тетрады "Образов", "Сады под дождем" из "Эстампо"). В основе токкаты лежит характерный исполнительскии прием - быстрое чередование обеих рук, которое создает ощущение моторности, непрерывности течения музыки. В данном же сочинении токкатный жанр отличен фактурным многообразием, очень интересным гармоническим языком, благодаря которому создается особый колорит неустойчивости, недосказанности и зыбкости. Дебюсси обращается к вертуознному не ради решения технических задач. Его импрессионистическая токката примечательна прежде всего своим необычным образным содержанием, которое позволяет отнести "Снег танцует" к наиболее интересным и новаторским страницам "Детского уголка".

Большой поэтичностью и теплотой чарует пьеса "Маленькии пастух". В ней композитор воспроизводит звучание свирельных наигрышей, но сообщает им большую реальность и эмоциональную насыщенность по сравнению наприме, с оркестровой Прелюдией к "Послеполуденному отдыху Фавна". В основе пьесы - два тематических элемента, имитирующих наигрыши маленького пастуха: созерцательно-печальный и хороводно-танцевальный. Несмотря на различие характера, оба напева имеют общие черты: выделение звучания тритона, причудливый и капризный ритмическии рисунок, которому триоли придают ощущение свободы и непренужденности. Можно отметить интонационные связи наигрышей с музыкальными темами более ранних  _про _изведении Дебюсси . : первый наигрыш близок флейтовому лейтмотиву Фавна (Прелюдия к "Послеполуденному отдыху Фавна"), а также основной теме Сиринкс "пьеса для флейты соло "Сиринкс").

    ПРИМЕРЫ N 13, 14.

Один из вариантов второго наигрыша обнаруживает сходство с глав ной темой фортепианнои пьесы "Остров радости".

    ПРИМЕРЫ N 15, 16.

Однако при интонационном родстве тематизма "Маленького пастуха" с приведенными сочинениями образная сфера пьесы достаточно сильно отличается от светлых пейзажей оркестровей прелюдии и "Острова радости". Музыка носит здесь серьезный характер, навевает мысли о затерянности маленького человека в огромном мире. Такой оттенок образного содержания явно выделяет "Маленького пастуха" среди остальных пьес сюиты как лирическое отступление перед последней частью цикла.

ЕЙ является "Goll: wogg, s cake walk". Заключительный номер имеет весьма оригинальный заголовок - "Кэк-уок Голливога". Голливог - кукла - негритенок с черными, торчащими во все стороны волосами, а также одно из прозвищ "комедииного" негра в менестрельных представлениях. Кэк-уок (что дословно означает "шествие за пирожным") - бытовой американскии танец, обращение к которому отражает огромный интерес Дебюсси к зарождавшемуся искусству джаза. Ксикопированным ритмам Дебюсси обращается позднее: в пьесе "Маленькии негритенок", в прелюдии "Генерал Лавин-эксцентрик", в марше английского солдата из первои картины балета "Ящик с игрушками". В "Кукольной кэк-уоке" композитор использовал наиболее яркие признаки этого жанра - четкую, механистически точную ритмику с синкопами, острые секундовые звучания в аккордах, резко контрастную динамику. Ироническии контекст последней пьесы сюиты выразился в том, что Дебюсси ввел в ее среднюю часть знаменитый "мотив томления" из "Тристана и Изольды" Р. Вагнера. Ставшии в свое время своеобразным лозунгом вагнеристов, у Дебюсси он звучит как остроумная шутка. Мотив из "Тристана", сопровождаемый ремаркой "с большим чувством", появляется в окружении аккордов, имитирующих смех: ПРИМЕР N 17.

Эта пьеса чрезвычайно привлекает своим современным звучанием. В год создания Дебюсси "Детского уголка" М. Равель написал прелестную серию музыкальных "иллюстрации" к сказкам под названиям "Моя матушка - гусыня". Равель страстно любил детей. Никогда не зная отцовства, он всю силу своей нерастраченной любви перенес на маленьких Жана и Мими Годебских - детей его давних приятелей. Для них и было сочинено это произведение, причем сперва предполагалось, что "маленькие друзья композитора" станут первыми исполнителями на публичном концерте. (Но дети были очень застенчивы, и пьесы были сыграны маленькими пианистками - Женевьевой Дюрок и Жанной Лёле). Работая над циклом "Моя матушка - гусыня", Равель писал: "мое намерение воспроизвести в этих пьесах поэзию детства, естественно, привело меня к очищению моего почерка". (цит. по 21, с. 84). Равель поясняет форму каждой из пьес, используя двух- и трехчастные схемы. При достаточно развитой мелодии на страницах "Моей матушки - гусыни" нет ни ослепительных пассажей, ни сложных для исполнения аккордовых массивов фактура здесь прозрачна и легка. Экономичность в пользовании выразительными средствами говорит о желании композитора достичь простоты и безискусстности повествования. В тоже время остается сложным гармоническии язык, богатый динамическими ньюансами, передающие тонкие звуковые градации. Обращает на себя внимание весьма необычное название цикла происходит оно от имени персонажа французского фольклора, старой сказочницы Матушки - гусыни. Часто ее образ связывают с королевой Педок, которая изображалась с перепончатыми лапами. Да и само ее имя - Педок означает "гусиная кожа". Сказки Матушки - гусыни вошли во французскую литературу с незапамятных времен. В XVII веке Ш. Перро так назвал "Сказками Матушки - гусыни" свой знаменитый сборник сказок, основанный на народных преданиях. М. Равель, очень любившии литературу и искусство XVII - XVIII веков, в 1908г. , написал фортепианные пьесы на сюжеты Ш. Перро (чей сборник определил название цикла) и других французских писателей - сказочников тех времен. Перед пьесами NN 2, 3, 4 Равель, использовал в качестве эпиграфа Ш. Перро, М. К. д"Онуа и Л. де Бомон для облегчения восприяти музыки детьми. Все пьесы - "Павана спящей красавицы", "Принцеса - дурнушка", "Красавица и Чудовище", "Мальчик - с пальчик" и "Сказочный сад" - картины, просты по фактуре и содержат интереснейшие музыкальные находки.

Первая пьеса называется "Павана спящей красавицы". Павана - это церемонный танец XVI - начала XVII вв. ; под медленную музыку которого шествовали кавалеры и дамы в пышных нарядах. Еще в старые времена танец покинул балы и "поселился" в старинных танцевальных сюитах. (Они назывались танцевальными, хотя были предназначены просто для слушания). Равель впервые обратился к этому танцу в 1899 году в произведении "Павана на смерть инфанты" ставшей одной из популярнейших фортепианных пьес Равеля. Ее исполнение вполне доступно не только искушенным пианистам, но и любителям. Пьеса привлекает благородным сдержанным лиризмом. Она пленяет прежде всего своей мелодией - ясно диатонической, уходящей корнями во французскую народную (бретонскую) музыку песенность. Тема изложена в среднем регистре - регистре человеческого голоса, овеяна его дыханием и эмоциональным теплом. Ее напевность оттеняет аккомпонемент, воспроизводящии тихое и мягкое звучание лютны. В каданс Равель вплетает "убаюкивающие" обороты. Пьеса развертывается как инструментальная поэма - сказка или легенда; в ней порывы, мечты, возникающие "нездешние" видения чередуются с первоначальным образом, проходящим как некии рефрен три раза и каждый раз расцвечивающимся новыми фактурными и гармоническими красками.

"Павана спящей красавицы" из "Моей матушки - гусыни" еще одно чудо лирической простоты и изящества. Главное, гибкая, трогательная, чуть грусная мелодия написана в характере колыбельной. Она лишена украшении и изложена в прозрачной фактуре. Музыка выдержана в строгом двух- и трехголосии (за исключением тех тактов, где появляется ограниченный пункт). ПРИМЕР N 18.

Пьеса "Мальчик-с-пальчик" привлекает внимание своей тонкой звукоизобразительностью. Мелодия выделяется вернонайденой интонацией наивности персонажа сказки. Непрерывное, неспешное движение параллельными терциями, составляющее фон, словно рассказывает о несканчаемом пути бредущего домой мальчика-с-пальчика:

    ПРИМЕР N 19.

Форшлаги в высоком регистре - изображение птиц, поедающих разбросанные по пути хлебные крошки (о них говорится в словесном эпиграфе). Когда мальчик-с-пальчик не находит хлебных крошек, он в отчаянии опускается на колени. В музыке это передано повторением интонации "падающей" квинты. Мальчик-с-пальчик печально удаляется - снова звучат восходящие ряды терции. Следующая пьеса - "Принцеса - дурнушка" - играет в сюите роль скерцо. Изящная миниатюра целиком основана на той форме пентатоники, которая в Европе считается китайскои. Начало пьесы звучит на черных клавишах: fis, gis, ais, cis, dis, что предает марионеточность, игрушечность звучанию. Обилие диезов и высокие регистры усиливают светлый, блестящии характер музыки:

    ПРИМЕР N 20.

Пентатонические секунды создают ритмическую основу для легкой очерченой, как бы переливчатой мелодии. Она порхает в верхнем регистре, иногда уступая место перезвону колокольчиков. Пьеса "Разговор Красавицы и Чудовища" возвращает слушателя в лирическую сферу. Эта часть сюиты написана в жанре медленного грациозного вальса. Изысканная, широко развернутая мелодия Красавицы сочетается с тяжеловесными, звучащими в низком регистре репликами Чудовища. ПРИМЕРЫ N 21, 22.

Превращение Чудовища в Прекрасного принца передано "перерождением" басовых неуклюжих ходов в красивую мелодию в верхнем регистре. В заключении пьесы темы Красавицы и Прекрасного принца (Чудовища) сливаются в выразительном дуэте. Последняя пьеса - "Волшебный сад" - спокойный четырехполосный хо рал. Здесь царит ясная диатоника белых клавишь. Светлый характер господствует и в коде, построенной на сопоставлении тризвучии субдоминантовой итонической групп, звучащих на фоне органного пункта и глиссандо в верхнем регистре:

    ПРИМЕР N 23.

Это апофиоз волшебной сказки, заканчивающейся торжеством доброго светоносного начала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать